Рыбный Мурман. 1991 г. Март.

л От Кижей до Египта ШшШШ -Ч ‘ <N'.4v ' | Н | Н Н | i s i f e щ ш •\^:4чч ЩЙШ *■* 4>*4S • \ . г.- I , * - С ^ Паломники на вершине горы Синай. (Окончание. Начало на 11-й стр.) лет: «Покажи сначала свой доку­ мент». Так, оставив разгневанного египетского гэбэшпика у монастыря, Л1ы спорым шагом отправились в по­ селок, чтобы успеть па единственный следующий в Каир автобус. II лишь дошли до остановки, лишь располо­ жились за столиком в придорожном кафе, как вдруг в клубах пыли к кафе подлетает джип, из пего выска­ кивают ражие молодцы и окружают нас. Одни, в форме, предъявляет свое удостоверение начальника мест­ ного полицейского участка. Мы пока­ зываем свои паспорта, рассказывая плюс к тому, что местные пастухи- бедуины, пока мы были па Сипае, ук­ рали нашу одежду и сумку с едой. Далее следует процедура тщательно­ го изучения наших паспортов с выпи­ ской "каких-то заинтересовавших по­ лицейских данных, а мы тем време­ нем интересуемся у монастырского гэбэшипка причиной подобной обла­ вы. Он объясняет (кстати, он был единственным, кто говорил по-англий- екп), что заподозрил в пас диверсан­ тов из Израиля (там, в Аравийской пустыне, граница между Египтом и Израилем почти не охраняется). Конфликт исчерпан. Узнаем от стра­ жей порядка и крайне любопытную для нас новость — сегодня автобуса до Каира не будет. Надежда только па такси, и тот гэбэшник, пытаясь за­ гладить свою вину перед нами, обе­ щает фунтов за сто организовать для нас машину. Идем на автостанцию, где уже ждут автобуса ничего не подозреваю­ щие несколько десятков туристов. Но, как оказалось, в ситуации, когда речь идет о иажпве, бессильны даже чекисты — водители такси наотрез отказываются нас везти, сговорив­ шись с более денежными пассажира­ ми. Пока цепы не подскочили вдвое, открываем свою маленькую тайну шустрому молодому мексиканцу, так­ же поджидающему со своей девуш­ кой автобус до Каира. I I с его по­ мощью арендуем «рафик», который вскоре мчится к побережью Красного моря... Бессонная ночь, изнуряющее вос­ хождение па Синай, дневное пекло сморили пас окончательно. Впечатле­ ния, наслаиваясь одно на другое, уже, казалось, не вмещались в затуманен­ ный разум. Но не могу не сказать о каких-то нереальных пальмовых за ­ рослях оазиса Фейраи, о фантастиче­ ских картинах, открывшихся нам на побережье, где в окаймляющих море горах вырублены многометровые дворцы давно минувших эпох. Каир. Вновь такси до Александрии — и вот уже видна покачивающаяся на рейде родная лодья «Надежда». Назавтра первая группа паломников, по дого­ воренности с Морфлотом, бортом со ­ ветского транспортного судна отправ­ лялась на Родину. Мы же еще неде­ лю провели в Александрин, успев со ­ вершить еще одну поездку — к коп- екпм монастырям Ливийской пусты­ ни. П РЕЖДЕ ЧЕМ рассказать о коп­ тах, которые, по сути дела, и являются настоящими потомками еги­ петских фараонов, хоть в двух сло­ вах поведаю о нашем житье-бытье в Александрин. Во-первых, удалось вы­ яснить причины столь нелюбезной встречи паломников в Египте. Оказы­ вается, мы действительно совершили ошибку, направившись в Египет по­ сле посещения Израиля. К этой стра­ не у арабов отношение особое. И су ­ да, хоть раз побывавшие в Израиле, египтяне не пропускают в Суэцкий канал. Мы же, пройдя незамеченны­ ми через все морские кордоны, бес­ препятственно курсировали от Порг- Саида до Александрии, да еще без въездных виз в Египет... Подсказали нам и способ избавить­ ся от охранников, стерегущих лодыо на внутреннем рейде рыбного порта и переписывающих всех, кто сходит на берег. Ведь это. сказали, Восток. Значит, наравне с Аллахом .всем пра­ вит «бакшиш >, то есть взятка. И од­ нажды, вычислив среди наших охран­ ников «генерала», мы пригласили его па борт, накрыли стол, выставили из капитанских запасов водку и закуску. «Муслим», — сказал «генерал», от­ казавшись от спиртного. Что ж, раз .■мусульмане не пыот горячительных напитков, то предложили отведать чаю со сгущенным молоком. Он го­ стю поправился. Дали с собой банку сгущенки — « для жены». «А у меня две жены». — сказал сын Аллаха. Дали две банки. На следующий день всякая охрана с причала была снята. Но лишь на сутки — на большее «сгущенный» бакшиш не потянул... К коптам мы — отец Августин, москвич Сергей Чернов и автор этих строк — отправились вместе с экзар­ хом патриарха Московского при пат­ риархе Александрийском отцом Фео­ фаном. На машине этого полноправ­ ного представителя нашего правосла­ вия в исламском Египте. Копты — христиане, их церковь является само­ стоятельной ветвыо, а учение говорит о единой божественной природе Хри ­ ста в противовес нашему догмату о двух его сущностях — божественной и человеческой. Молятся они семь раз в сутки, обратись па восток. И обязательно в головных уборах. Копт­ ский язык — прямой потомок древне­ египетского — из повседневного упот­ ребления почти вытеснен. Да и самих коптов в стране процентов десять на многомиллионную часть арабов-завос- вателей, а ныне фактических хозяев страны. Итак, мы направляемся в Нптрий- скую пустыню, чтобы посетить мона­ стыри, основанные там в глубокой древности. Нитрийская пустыня (по-арабски Вадн-эль-Натрун) входит в северо-во­ сточную часть Сахары и представляет собой равнину, лежащую ниже уров­ ня моря. Это бывшая лагуна, с отло­ жениями селитры и других солей, ко­ торые и сегодня разрабатываются. Невысокие мягко очерченные холмы, засыпанные мелким желтым песком, низкие плато, редкие оазисы но окра­ инам — это характерный ландшафт Нитрни. В далекие времена, когда не было дорог, когда жизнь сосредотачи­ валась только по берегам Нила и его рукавов, Ннтрия была надежно изо­ лирована от мира. В недрах ее хол­ мов процветало отшельничество, де­ сятки тысяч монахов п монахинь на­ полняли ее монастыри. Об этом сви­ детельствуют сегодня бесчисленные обломки глиняных и стеклянных со ­ судов, покрывающих песчаную. по­ верхность на много километров во­ круг. Из всего множества монастырей до наших дней в Нитрнйской пустыне сохранилось всего четыре, располо­ женных по ее южной окраине. Это монастырь Варамус (т. е. «Совеща­ ния», где в древние времена происхо­ дили совещания об общих делах мо­ настырей пустыни), Аль-Сурьянп, т. е. монастырь сирийцев (здесь подвизал­ ся св. Ефрем Сирии и его соотечест­ венники). Аба Бишо (монастырь Ав- вы Псоя — разница произношения объясняется отсутствием в греческом языке звука «ш>) н монастырь св. Макария Великого. (А всего в Егип­ те насчитывается 10 коптских мона­ стырей. Кроме того, за пределами страны имеется много коптских об­ щин: только лишь в СШ А выстроено 4 2 коптских храма.) Свернув с шоссе Алексаидрия- Каир, наша машина углубляется в необозримую песчаную пустыню, с ее .миражами, возникающими в дрожа­ щем от жары мареве. Наконец появи­ лось какое-то укрепление. З а ним виднелось другое. Это уже был не мираж: мы приближались к высоким стенал! монастыря. Палящее солнце, величественная тишина пустыни. Нас поразили ширина и массивность сте ны: неприступная крепость. В течение многих столетий одной из особенно­ стей тогдашнего уклада монастырской жизни коптов было постоянное опасе­ ние вооруженных нападений со сторо­ ны бедуинов, что привело к практи­ чески полной изоляции местных на­ сельников от внешнего мира. Русский паломник архимандрит Порфирий (Успенский), посетивший в середине X IX века ряд коптских монастырей, отмечал в своих записях эту особен­ ность: «Мы спешились и стали в те­ ни, отбрасываемой высокими степа­ ми. сложенными из тесаных камней. Ворот в них ист. Монахов и пришель­ цев поднимают па веревке». Сегодня врата монастыря Аба Би­ шо, основанного в IV веке, широко открыты для паломников. Входим во двор обители. Внутри нас встретил чудесный сад: финиковые пальмы, цветы, огород — все это содержится в чистоте и порядке. Дорожка ведет к* храму. Нас встретил игумен мона­ стыря — молодой копт. Он попел пас и храм, который весь украшен почер­ невшим от времени резным деревом — царские врата, иконостас, колон­ ны. Древние иконы, массивные лам­ пады. Па каменном полу отделанные овечьи шкуры. Слева в нише — гроб­ ница св. Бишоя (преподобный Пеон, IV век). Нас повели в парадные покои, бо­ гато обставленные. На подносе пода­ ли кофе и напиток, пахнувший роза­ ми. Потекла неторопливая беседа, в ходе которой узнаем много интерес­ ного о духовной жизни здешних на­ сельников. число которых достигает 150 человек, включая 16 послушни­ ков. Духовные наставники определя­ ют монастырски»! уклад жизни, не на­ вязывая своей воли. Обители представляют собой -це­ лые городки-резервации, где живут и молятся своему богу представители этого национального меньшинства. По внешнему виду копты очень похожи на арабов, по более отзывчивы, по- хорошему обшительиы, деятельны. В монастырской библиотеке пас встре­ тил молодой послушник брат Нико­ лае. Показал редкие манускрипты, со ­ временные поступления. Из пятнадца­ ти тысяч книг лишь одна была на русском языке — «Живопись древ­ ней Твери». Мы подарили вторую книгу — фотоальбом о Карелии. Б р а Л Николае с интересом посмотрел иллю­ страции, не без труда, по слогам, по­ пробовал прочитать несколько строк: «Мох да вереск*, да граниты, чуть шумит сосновый бор ...» Зная грече­ ский язык, эго оказалось для копта но силам. В одном из монастырей нас прове­ ли и в святая святых — в алтарь. II там я ио неопытности допустил до­ садную ошибку: взглянув па изобра­ жение Иисуса Христа, не смог сдер­ жать улыбки, так как вместо привыч­ ного скорбного и сурового лика пра­ вославного Иисуса вдруг увидел ра­ жего рыжего детину, похожего па русского Иванушку-дурачка. Заметив мою ухмылку, копты, конечно же, обиделись, хотя и старались не пода­ вать вида. И уже потом, покидая р а ­ душных хозяев, я получил выговор за этот проступок* от отца Феофана. В Е ЧЕ Р мы встретили в особ­ няке, где раньше жили р а ­ ботники советского консульства в Александрии, а ныне его занимает отец Феофан. Bor уже несколько mte он живет совершенно один в окруже­ нии иноверческого населения. II, на­ сколько я понимаю, в душе экзарха, наблюдавшего за нами в течение дня, боролись два чувства. Во-первых, он был рад не только встрече с сооте­ чественниками, но и именно с палом­ никами, которые сумели на свой страх и риск побывать на Афоне и Патмосе, Родосе н в Иерусалиме, подняться на Спнай. Но вместе с тем он ожидал увидеть более набож­ ных людей, истинно верующих хри­ стиан. а не мореходов-авантюрнстов, выросших под атеистическим прессом советского воспитания. И, плеснув се­ бе на донышко рюмки водки, отец Феофан поднял тост: «Надеюсь, что за время своей экспедиции все вы из­ менились. И не в худшую сторону». Подобная оценка всего нашего «П а­ ломничества», как мне кажется, очень точно подводит итог четырех- мссячиого пути от Кижей до Египта. 29 марта 191 года 12 РЫБНЫЙМУРМАН Разговор с коптским монахом. Справа — отец Феофая

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz