Рыбный Мурман. 1991 г. Март.
л От Кижей до Египта ШшШШ -Ч ‘ <N'.4v ' | Н | Н Н | i s i f e щ ш •\^:4чч ЩЙШ *■* 4>*4S • \ . г.- I , * - С ^ Паломники на вершине горы Синай. (Окончание. Начало на 11-й стр.) лет: «Покажи сначала свой доку мент». Так, оставив разгневанного египетского гэбэшпика у монастыря, Л1ы спорым шагом отправились в по селок, чтобы успеть па единственный следующий в Каир автобус. II лишь дошли до остановки, лишь располо жились за столиком в придорожном кафе, как вдруг в клубах пыли к кафе подлетает джип, из пего выска кивают ражие молодцы и окружают нас. Одни, в форме, предъявляет свое удостоверение начальника мест ного полицейского участка. Мы пока зываем свои паспорта, рассказывая плюс к тому, что местные пастухи- бедуины, пока мы были па Сипае, ук рали нашу одежду и сумку с едой. Далее следует процедура тщательно го изучения наших паспортов с выпи ской "каких-то заинтересовавших по лицейских данных, а мы тем време нем интересуемся у монастырского гэбэшипка причиной подобной обла вы. Он объясняет (кстати, он был единственным, кто говорил по-англий- екп), что заподозрил в пас диверсан тов из Израиля (там, в Аравийской пустыне, граница между Египтом и Израилем почти не охраняется). Конфликт исчерпан. Узнаем от стра жей порядка и крайне любопытную для нас новость — сегодня автобуса до Каира не будет. Надежда только па такси, и тот гэбэшник, пытаясь за гладить свою вину перед нами, обе щает фунтов за сто организовать для нас машину. Идем на автостанцию, где уже ждут автобуса ничего не подозреваю щие несколько десятков туристов. Но, как оказалось, в ситуации, когда речь идет о иажпве, бессильны даже чекисты — водители такси наотрез отказываются нас везти, сговорив шись с более денежными пассажира ми. Пока цепы не подскочили вдвое, открываем свою маленькую тайну шустрому молодому мексиканцу, так же поджидающему со своей девуш кой автобус до Каира. I I с его по мощью арендуем «рафик», который вскоре мчится к побережью Красного моря... Бессонная ночь, изнуряющее вос хождение па Синай, дневное пекло сморили пас окончательно. Впечатле ния, наслаиваясь одно на другое, уже, казалось, не вмещались в затуманен ный разум. Но не могу не сказать о каких-то нереальных пальмовых за рослях оазиса Фейраи, о фантастиче ских картинах, открывшихся нам на побережье, где в окаймляющих море горах вырублены многометровые дворцы давно минувших эпох. Каир. Вновь такси до Александрии — и вот уже видна покачивающаяся на рейде родная лодья «Надежда». Назавтра первая группа паломников, по дого воренности с Морфлотом, бортом со ветского транспортного судна отправ лялась на Родину. Мы же еще неде лю провели в Александрин, успев со вершить еще одну поездку — к коп- екпм монастырям Ливийской пусты ни. П РЕЖДЕ ЧЕМ рассказать о коп тах, которые, по сути дела, и являются настоящими потомками еги петских фараонов, хоть в двух сло вах поведаю о нашем житье-бытье в Александрин. Во-первых, удалось вы яснить причины столь нелюбезной встречи паломников в Египте. Оказы вается, мы действительно совершили ошибку, направившись в Египет по сле посещения Израиля. К этой стра не у арабов отношение особое. И су да, хоть раз побывавшие в Израиле, египтяне не пропускают в Суэцкий канал. Мы же, пройдя незамеченны ми через все морские кордоны, бес препятственно курсировали от Порг- Саида до Александрии, да еще без въездных виз в Египет... Подсказали нам и способ избавить ся от охранников, стерегущих лодыо на внутреннем рейде рыбного порта и переписывающих всех, кто сходит на берег. Ведь это. сказали, Восток. Значит, наравне с Аллахом .всем пра вит «бакшиш >, то есть взятка. И од нажды, вычислив среди наших охран ников «генерала», мы пригласили его па борт, накрыли стол, выставили из капитанских запасов водку и закуску. «Муслим», — сказал «генерал», от казавшись от спиртного. Что ж, раз .■мусульмане не пыот горячительных напитков, то предложили отведать чаю со сгущенным молоком. Он го стю поправился. Дали с собой банку сгущенки — « для жены». «А у меня две жены». — сказал сын Аллаха. Дали две банки. На следующий день всякая охрана с причала была снята. Но лишь на сутки — на большее «сгущенный» бакшиш не потянул... К коптам мы — отец Августин, москвич Сергей Чернов и автор этих строк — отправились вместе с экзар хом патриарха Московского при пат риархе Александрийском отцом Фео фаном. На машине этого полноправ ного представителя нашего правосла вия в исламском Египте. Копты — христиане, их церковь является само стоятельной ветвыо, а учение говорит о единой божественной природе Хри ста в противовес нашему догмату о двух его сущностях — божественной и человеческой. Молятся они семь раз в сутки, обратись па восток. И обязательно в головных уборах. Копт ский язык — прямой потомок древне египетского — из повседневного упот ребления почти вытеснен. Да и самих коптов в стране процентов десять на многомиллионную часть арабов-завос- вателей, а ныне фактических хозяев страны. Итак, мы направляемся в Нптрий- скую пустыню, чтобы посетить мона стыри, основанные там в глубокой древности. Нитрийская пустыня (по-арабски Вадн-эль-Натрун) входит в северо-во сточную часть Сахары и представляет собой равнину, лежащую ниже уров ня моря. Это бывшая лагуна, с отло жениями селитры и других солей, ко торые и сегодня разрабатываются. Невысокие мягко очерченные холмы, засыпанные мелким желтым песком, низкие плато, редкие оазисы но окра инам — это характерный ландшафт Нитрни. В далекие времена, когда не было дорог, когда жизнь сосредотачи валась только по берегам Нила и его рукавов, Ннтрия была надежно изо лирована от мира. В недрах ее хол мов процветало отшельничество, де сятки тысяч монахов п монахинь на полняли ее монастыри. Об этом сви детельствуют сегодня бесчисленные обломки глиняных и стеклянных со судов, покрывающих песчаную. по верхность на много километров во круг. Из всего множества монастырей до наших дней в Нитрнйской пустыне сохранилось всего четыре, располо женных по ее южной окраине. Это монастырь Варамус (т. е. «Совеща ния», где в древние времена происхо дили совещания об общих делах мо настырей пустыни), Аль-Сурьянп, т. е. монастырь сирийцев (здесь подвизал ся св. Ефрем Сирии и его соотечест венники). Аба Бишо (монастырь Ав- вы Псоя — разница произношения объясняется отсутствием в греческом языке звука «ш>) н монастырь св. Макария Великого. (А всего в Егип те насчитывается 10 коптских мона стырей. Кроме того, за пределами страны имеется много коптских об щин: только лишь в СШ А выстроено 4 2 коптских храма.) Свернув с шоссе Алексаидрия- Каир, наша машина углубляется в необозримую песчаную пустыню, с ее .миражами, возникающими в дрожа щем от жары мареве. Наконец появи лось какое-то укрепление. З а ним виднелось другое. Это уже был не мираж: мы приближались к высоким стенал! монастыря. Палящее солнце, величественная тишина пустыни. Нас поразили ширина и массивность сте ны: неприступная крепость. В течение многих столетий одной из особенно стей тогдашнего уклада монастырской жизни коптов было постоянное опасе ние вооруженных нападений со сторо ны бедуинов, что привело к практи чески полной изоляции местных на сельников от внешнего мира. Русский паломник архимандрит Порфирий (Успенский), посетивший в середине X IX века ряд коптских монастырей, отмечал в своих записях эту особен ность: «Мы спешились и стали в те ни, отбрасываемой высокими степа ми. сложенными из тесаных камней. Ворот в них ист. Монахов и пришель цев поднимают па веревке». Сегодня врата монастыря Аба Би шо, основанного в IV веке, широко открыты для паломников. Входим во двор обители. Внутри нас встретил чудесный сад: финиковые пальмы, цветы, огород — все это содержится в чистоте и порядке. Дорожка ведет к* храму. Нас встретил игумен мона стыря — молодой копт. Он попел пас и храм, который весь украшен почер невшим от времени резным деревом — царские врата, иконостас, колон ны. Древние иконы, массивные лам пады. Па каменном полу отделанные овечьи шкуры. Слева в нише — гроб ница св. Бишоя (преподобный Пеон, IV век). Нас повели в парадные покои, бо гато обставленные. На подносе пода ли кофе и напиток, пахнувший роза ми. Потекла неторопливая беседа, в ходе которой узнаем много интерес ного о духовной жизни здешних на сельников. число которых достигает 150 человек, включая 16 послушни ков. Духовные наставники определя ют монастырски»! уклад жизни, не на вязывая своей воли. Обители представляют собой -це лые городки-резервации, где живут и молятся своему богу представители этого национального меньшинства. По внешнему виду копты очень похожи на арабов, по более отзывчивы, по- хорошему обшительиы, деятельны. В монастырской библиотеке пас встре тил молодой послушник брат Нико лае. Показал редкие манускрипты, со временные поступления. Из пятнадца ти тысяч книг лишь одна была на русском языке — «Живопись древ ней Твери». Мы подарили вторую книгу — фотоальбом о Карелии. Б р а Л Николае с интересом посмотрел иллю страции, не без труда, по слогам, по пробовал прочитать несколько строк: «Мох да вереск*, да граниты, чуть шумит сосновый бор ...» Зная грече ский язык, эго оказалось для копта но силам. В одном из монастырей нас прове ли и в святая святых — в алтарь. II там я ио неопытности допустил до садную ошибку: взглянув па изобра жение Иисуса Христа, не смог сдер жать улыбки, так как вместо привыч ного скорбного и сурового лика пра вославного Иисуса вдруг увидел ра жего рыжего детину, похожего па русского Иванушку-дурачка. Заметив мою ухмылку, копты, конечно же, обиделись, хотя и старались не пода вать вида. И уже потом, покидая р а душных хозяев, я получил выговор за этот проступок* от отца Феофана. В Е ЧЕ Р мы встретили в особ няке, где раньше жили р а ботники советского консульства в Александрии, а ныне его занимает отец Феофан. Bor уже несколько mte он живет совершенно один в окруже нии иноверческого населения. II, на сколько я понимаю, в душе экзарха, наблюдавшего за нами в течение дня, боролись два чувства. Во-первых, он был рад не только встрече с сооте чественниками, но и именно с палом никами, которые сумели на свой страх и риск побывать на Афоне и Патмосе, Родосе н в Иерусалиме, подняться на Спнай. Но вместе с тем он ожидал увидеть более набож ных людей, истинно верующих хри стиан. а не мореходов-авантюрнстов, выросших под атеистическим прессом советского воспитания. И, плеснув се бе на донышко рюмки водки, отец Феофан поднял тост: «Надеюсь, что за время своей экспедиции все вы из менились. И не в худшую сторону». Подобная оценка всего нашего «П а ломничества», как мне кажется, очень точно подводит итог четырех- мссячиого пути от Кижей до Египта. 29 марта 191 года 12 РЫБНЫЙМУРМАН Разговор с коптским монахом. Справа — отец Феофая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz