Рыбный Мурман. 1991 г. Март.

Сегодня мы заканчиваем публикацию путевых заметок журналиста Виктора Георги, совершившего минувшим ле­ том в рамках экспедиции «Па­ ломничество» миссии «Золотой век» необычное путешествие от Кижей до Египта. Вместе с автором наши постоянные чи­ татели смогли побывать в Стамбуле и Афинах, посетить гору Афон и остров Родос, проехать к гробнице Николая Мирликийского и к Мертвому морю, ознакомиться с христи­ анскими святынями Галилеи и Иудеи, принять участие в фе­ стивале вин на Кипре и узнать о жизни монахинь и послуш­ ниц Русской духовной миссии в Иерусалиме. И, конечно же, перенести все перипетии пла­ вания на самодельных парус­ никах — копиях древнерусских лодей. В последней части дан­ ных заметок мы оставили со­ временных пилигримов у еги­ петских пирамид перед по­ с л е д н и м этапом экспедиции — восхождением на святую гору Синай. Напоминаем, что этим летом экспедиции миссии «Золотой век» будут продолжены. Для тех, кто хотел бы принять в них участие и ознакомиться с правилами отбора претенден­ тов, сообщаем адрес оргкоми­ тета миссии: 185020, Петроза­ водск, ул. Московская, 12. Те­ лефон 7-22-46. От Кижей до Египта уже подходили к греческому мона­ стырю свитой Екатерины, откуда гор­ ная тропа вела к вершине Синая. С АМА эта обитель является уни­ кальным памятником раннего христианства. Но мы стремились к вершине, оставив на потом осмотр как часовни «Неопалимая купина», построенной по приказу императрицы Екатерины, матери Константина — основателя Константинополя, так и гранитного собора и библиотеки, ко­ торая по значимости считается второй в мире после Ватиканской. Чем же свято-памятно это дикое место среди безжизненных скал Аравпи? Откроем Библию: книга «Исход», глава 3. Там говорится, что Моисей мирно пас ста­ до своего тестя, когда «явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. II увидел он, что терновый куст горит огнем, по куст пе сгорает». (Отсюда и паша «неопалимая купина».) Так вот, в тот день дал Бог Моисею задание вы­ вести сынов Израилевых из египет­ ского рабства. II после долгих мы­ тарств «па третии месяц по исходе из Земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую... И сказал Господь Мои­ сею: вот, Я приду к тебе в густом об­ лаке, дабы слышал народ, как Я бу­ ду говорить с тобой, и поверил тебе навсегда...II проведи для народа чер­ ту со всех сторон, и скажи: береги­ тесь восходить на гору и прикасать­ ся к подошве се: всякий, кто прикос­ нется к горе, предай будет смерти... На третий день, при наступлении утра, были грома, и молнии, и густое Виктор ГЕОРГИ, каш корр. Часть тринадцатая И ТАК, мы, пятеро паломников, отобранных по общему согла­ сию для выполнения ответственнейше­ го задания — восхождения па гору Синай, — оказались на закате солн­ ца у подножия египетских пирамид близ столичного города-спутника Ги­ зы. Взяв такси, отправились в Каир, па правый берег Нила, где располо­ жен этот крупнейший пе только в Африке, но и на Ближнем Востоке город. Существует легенда, как в 909 году некий арабский полководец Гау- хара основал Каир. Он разметил уча­ сток земли, по углам которого были установлены столбы и натянуты кана­ ты с колокольчиками. Но сигналу ас­ тролога, следившего за благоприят­ ным расположением планет, коло­ кольчики должны были зазвенеть, что послужило бы сигналом для закладки фундамента первого здания будущей столицы. Однако на канат сел ворон, и колокольчики зазвонили до срока. В тот момент всходил Марс, который у арабов именовался аль-Кахира, то .есть «победоносная». И, несмотря на V "плохое предзнаменование, город все же назвали в честь планеты, олице­ творяющей воинскую доблесть. И зве­ зды не соврали: уже в двенадцатом веке в войне с крестоносцами Капр был предан огню, а его восстановле­ ние прочно связано с именем Салах аль-бина аль-Айюби, известного нам под именем Саладина, который стал правителем Египта. Многое ли увидишь из окна .маши­ ны. мчащейся по автострадам и ули­ цам чужого города? Нет, не видели и ие побывали мы ни в каирских мече­ тях, ни в знаменитых музеях и двор­ цах. Солнце садилось — спешили на автовокзал, откуда, как узнали, идут автобусы в сторону Красного моря на Аравийский полуостров. И все же не могу забыть «города мертвых», рас­ кинувшегося в центре египетской сто­ лицы. Это огромное древнее кладби­ ще с характерными арабскими мав­ золеями и склепами, внутри которых ныне нашли себе приют неимущие го­ рожане... Наверное, наша пятерка выглядела импозантно в глазах обитателей ноч­ ного автовокзала: в паломнической ^ о д е ж д е , с котомками в руках, в кото­ рых находился запас еды. чтобы пе тратить понапрасну валюту, — мы оказались в довольно-таки затрудни­ тельном положении. Автобус до ме­ стечка Сент-Катрии, расположенного у подножия Сипая, уходил лишь ут­ ром. Раз в день. Значит, надо было провести ночь па вокзале, следующую — на Синае, чтобы к вечеру вернуть­ ся в Капр и иочыо же попытаться до­ браться до Александрии. Об отелях пе было и речи из-за скудных денеж­ ных средств. И если одну ночь, даже две, еще можно было провести в по­ ходных условиях, то трое суток* прак­ тически па йогах, в разъездах, без знания языка... После трех часов уто­ мительных переговоров с водителями такси удалось сторговаться-догово- рпться с одним арабом, который со ­ гласился за 170 фунтов (примерно 85 долларов) доставить нас к утру на Синай. Сели. Поехали. По ходу выяс­ нили, что водитель собирается добро­ сить пас лишь до туннеля, ведущего па другой берег Красного моря. А там, якобы, должен ждать его сын, который на другой машине довезет до Сент-Катрина. Пусть так — поло­ жились на честность этого сына Ал­ лаха. живущего в городе, основанном под звездой воинственного Марса, по на всякий случай договорились спать в машине по очереди и приглядывать за действиями араба. Как бы там ни было, но рано ут­ ром, часа в четыре, мы оказались в стиснутой горами маленькой дере­ вушке под мохнатыми звездами А ра ­ вийской пустыни. Ночь, прохлада и молодой солдат с карабином через плечо на крыльце местного отделения связи. Более бестолкового пария я в своей жизни не встречал. Будь ты хоть трижды арабом, но должен, на­ верное, знать, зачем иностранные ту­ ристы приезжают в эти края. Но ни на «Сент-Катрии», ни па «Синай», ни на «Джебель Муза», как называют эту гору мусульмане, тот солдат не реагировал. Небо на востоке понемно­ гу серело. Зажегся свет в сельской мечети, и с минарета раздался крик муэдзина. Пошли поспрошать слу­ жителя Аллаха, надеясь хоть па его осведомленность о здешних достопри­ мечательностях. И часа через два мы облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и встрепетал весь парод, бывший в стане. II вывел Мо­ исей народ из стана в сретенье Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Си­ най вся дымилась оттого, что Гос­ подь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. И звук труб­ ный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом... II изрек Бог все слова спи, говоря: Я Господь, Бог твой, кото­ рый вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да пе будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира...» В то утро, уже с восходом солнца, гора Синай не дрожала и пе метала в нас громы и молнии. На вершину вела широкая тропа-дорога, огибая хаотично разбросанные валуны и сер ­ пантином уходя вверх. У подножья был разбит покинутый лагерь мест­ ных пастухов-бедуинов, промышляю­ щих извозом туристов на верблюдах рыбный мурман 11 и лошадях к вершине. По пути мы скинули лишнюю одежду и спрятали под камнями запасы еды, чтобы на­ легке преодолеть маршрут на гору в 2285 метров высотой/ И часа через два, уже у цели, встретили группу спешащих вниз цивилизованных ту­ ристов: оказывается, поселившись в специально построенной у подножья гостинице, они затемно с помощью арабов совершают восхождение, что­ бы па Синае встретить восход солн­ ца. Мы же опоздали, тащились в го­ ру по солнцепек-у и пешком, но так или иначе, взмокшие, ступили на­ конец па вершину. Открывшаяся взору панорама про­ извела бы впечатление пе только па верующих людей. Кругом, насколько хватало глаз, простирались оплавлен­ ные скалы. Где-то справа, казалось, мерцали в дымке воды Красного мо­ ря, слева плоскогорье переходило в необозримую пустыню. Над головой в безоблачном небе раскалялся шар солнца, а под ногами, в пропасти, парил одинокий орел. Небольшая ча­ совня венчала вершину. Отдохнув, мы расположились па одном из больших плоских камней, и отец Августин, от­ крыв Библию, прочитал десять об- щехристиаискпх заповедей, данных здесь Моисею. Не грех повторить их и па этих страницах, ибо многие за­ поведи актуальны поныне. Итак, «да пе будет у тебя других богов пред лпцем Моим. Не делай себе кумира... Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно... Помни день субботний... Почитай отца твоего и мать твою... Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Ие произноси ложного свидетель­ ства па ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, пи вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего...» Легкий горный ветерок освежил на­ ши лица. Пора было возвращаться. Среди множества надписей, сделан­ ных на камнях на вершине Сипая, мы не обнаружили ни одной на рус­ ском языке. Были слова о посещении вершины верующими из практически всех христианских стран, даже из Камеруна и Филиппин, а русских.., Впрочем, одна надпись была: «Мы были здесь. Яков, Витя, Victor. Ф Р Г . 1984.» Очевидно, ее оставил кто-то из наших эмигрантов. Из Советской же России мы были если не первыми, то, с уверенностью .можно сказать, одними из первых. D О ЗВРА1ЦДЛИСЬ другим марш- ** рутом — более коротким и крутым. Старой древней тропой, по которой раньше и восходили на Си­ най паломники. На той тропе и сей­ час сохранились десять арок, где ве­ рующих поджидали десять моиахов- пустынножителей. Поджидали и экза- меновали-исиоведовали паломников. У каждой арки — по одной из деся­ ти заповедей. Так что раньше далеко пе всем был открыт доступ к верши­ не, а лишь достойным, по мнению мо­ нахов, взойти на это святое место. Спустившись, мы успели осмотреть греческий православный монастырь Сент-Катрии. Кстати, ветхозаветный пророк Моисей почитаем и мусульма­ нами — в Коране также упоминается Сипай как* место, где Бог впервые разговаривал с ним. В монастырскую библиотеку нас не пустили, зато по­ казали мощи святой Екатерины, ко­ торая на заре нашей эры вела диспут о сущности христианской веры с пятьюдесятью самыми образованными философами-язычниками и обратила нх в христианство. З а это римский император приговорил ее к смерти. Екатерину привязали к колесу, но здесь свершилось чудо — колесо распалось. Тогда ей отрубили голову. И ангелы унесли убитую на гору М о­ исея. А монахи затем отыскали остан­ ки Екатерины и теперь показывают в особых случаях почетным гостям ее череп и одну руку в серебряной шка­ тулке, богато украшенной драгоцен­ ными камнями. Оказались достойны лицезреть те мощи и мы. Что, в свою очередь, вызвало подозрение у дежуривших в обители молодых ар а ­ бов, одетых в штатское платье. Один из них даже потребовал показать пас­ порта, на что был дай резонный от- (Окончание на 12 -й стр.) 29 марта 1991 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz