Рыбный Мурман. 1991 г. Март.
Сегодня мы заканчиваем публикацию путевых заметок журналиста Виктора Георги, совершившего минувшим ле том в рамках экспедиции «Па ломничество» миссии «Золотой век» необычное путешествие от Кижей до Египта. Вместе с автором наши постоянные чи татели смогли побывать в Стамбуле и Афинах, посетить гору Афон и остров Родос, проехать к гробнице Николая Мирликийского и к Мертвому морю, ознакомиться с христи анскими святынями Галилеи и Иудеи, принять участие в фе стивале вин на Кипре и узнать о жизни монахинь и послуш ниц Русской духовной миссии в Иерусалиме. И, конечно же, перенести все перипетии пла вания на самодельных парус никах — копиях древнерусских лодей. В последней части дан ных заметок мы оставили со временных пилигримов у еги петских пирамид перед по с л е д н и м этапом экспедиции — восхождением на святую гору Синай. Напоминаем, что этим летом экспедиции миссии «Золотой век» будут продолжены. Для тех, кто хотел бы принять в них участие и ознакомиться с правилами отбора претенден тов, сообщаем адрес оргкоми тета миссии: 185020, Петроза водск, ул. Московская, 12. Те лефон 7-22-46. От Кижей до Египта уже подходили к греческому мона стырю свитой Екатерины, откуда гор ная тропа вела к вершине Синая. С АМА эта обитель является уни кальным памятником раннего христианства. Но мы стремились к вершине, оставив на потом осмотр как часовни «Неопалимая купина», построенной по приказу императрицы Екатерины, матери Константина — основателя Константинополя, так и гранитного собора и библиотеки, ко торая по значимости считается второй в мире после Ватиканской. Чем же свято-памятно это дикое место среди безжизненных скал Аравпи? Откроем Библию: книга «Исход», глава 3. Там говорится, что Моисей мирно пас ста до своего тестя, когда «явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. II увидел он, что терновый куст горит огнем, по куст пе сгорает». (Отсюда и паша «неопалимая купина».) Так вот, в тот день дал Бог Моисею задание вы вести сынов Израилевых из египет ского рабства. II после долгих мы тарств «па третии месяц по исходе из Земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую... И сказал Господь Мои сею: вот, Я приду к тебе в густом об лаке, дабы слышал народ, как Я бу ду говорить с тобой, и поверил тебе навсегда...II проведи для народа чер ту со всех сторон, и скажи: береги тесь восходить на гору и прикасать ся к подошве се: всякий, кто прикос нется к горе, предай будет смерти... На третий день, при наступлении утра, были грома, и молнии, и густое Виктор ГЕОРГИ, каш корр. Часть тринадцатая И ТАК, мы, пятеро паломников, отобранных по общему согла сию для выполнения ответственнейше го задания — восхождения па гору Синай, — оказались на закате солн ца у подножия египетских пирамид близ столичного города-спутника Ги зы. Взяв такси, отправились в Каир, па правый берег Нила, где располо жен этот крупнейший пе только в Африке, но и на Ближнем Востоке город. Существует легенда, как в 909 году некий арабский полководец Гау- хара основал Каир. Он разметил уча сток земли, по углам которого были установлены столбы и натянуты кана ты с колокольчиками. Но сигналу ас тролога, следившего за благоприят ным расположением планет, коло кольчики должны были зазвенеть, что послужило бы сигналом для закладки фундамента первого здания будущей столицы. Однако на канат сел ворон, и колокольчики зазвонили до срока. В тот момент всходил Марс, который у арабов именовался аль-Кахира, то .есть «победоносная». И, несмотря на V "плохое предзнаменование, город все же назвали в честь планеты, олице творяющей воинскую доблесть. И зве зды не соврали: уже в двенадцатом веке в войне с крестоносцами Капр был предан огню, а его восстановле ние прочно связано с именем Салах аль-бина аль-Айюби, известного нам под именем Саладина, который стал правителем Египта. Многое ли увидишь из окна .маши ны. мчащейся по автострадам и ули цам чужого города? Нет, не видели и ие побывали мы ни в каирских мече тях, ни в знаменитых музеях и двор цах. Солнце садилось — спешили на автовокзал, откуда, как узнали, идут автобусы в сторону Красного моря на Аравийский полуостров. И все же не могу забыть «города мертвых», рас кинувшегося в центре египетской сто лицы. Это огромное древнее кладби ще с характерными арабскими мав золеями и склепами, внутри которых ныне нашли себе приют неимущие го рожане... Наверное, наша пятерка выглядела импозантно в глазах обитателей ноч ного автовокзала: в паломнической ^ о д е ж д е , с котомками в руках, в кото рых находился запас еды. чтобы пе тратить понапрасну валюту, — мы оказались в довольно-таки затрудни тельном положении. Автобус до ме стечка Сент-Катрии, расположенного у подножия Сипая, уходил лишь ут ром. Раз в день. Значит, надо было провести ночь па вокзале, следующую — на Синае, чтобы к вечеру вернуть ся в Капр и иочыо же попытаться до браться до Александрии. Об отелях пе было и речи из-за скудных денеж ных средств. И если одну ночь, даже две, еще можно было провести в по ходных условиях, то трое суток* прак тически па йогах, в разъездах, без знания языка... После трех часов уто мительных переговоров с водителями такси удалось сторговаться-догово- рпться с одним арабом, который со гласился за 170 фунтов (примерно 85 долларов) доставить нас к утру на Синай. Сели. Поехали. По ходу выяс нили, что водитель собирается добро сить пас лишь до туннеля, ведущего па другой берег Красного моря. А там, якобы, должен ждать его сын, который на другой машине довезет до Сент-Катрина. Пусть так — поло жились на честность этого сына Ал лаха. живущего в городе, основанном под звездой воинственного Марса, по на всякий случай договорились спать в машине по очереди и приглядывать за действиями араба. Как бы там ни было, но рано ут ром, часа в четыре, мы оказались в стиснутой горами маленькой дере вушке под мохнатыми звездами А ра вийской пустыни. Ночь, прохлада и молодой солдат с карабином через плечо на крыльце местного отделения связи. Более бестолкового пария я в своей жизни не встречал. Будь ты хоть трижды арабом, но должен, на верное, знать, зачем иностранные ту ристы приезжают в эти края. Но ни на «Сент-Катрии», ни па «Синай», ни на «Джебель Муза», как называют эту гору мусульмане, тот солдат не реагировал. Небо на востоке понемно гу серело. Зажегся свет в сельской мечети, и с минарета раздался крик муэдзина. Пошли поспрошать слу жителя Аллаха, надеясь хоть па его осведомленность о здешних достопри мечательностях. И часа через два мы облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и встрепетал весь парод, бывший в стане. II вывел Мо исей народ из стана в сретенье Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Си най вся дымилась оттого, что Гос подь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. И звук труб ный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом... II изрек Бог все слова спи, говоря: Я Господь, Бог твой, кото рый вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да пе будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира...» В то утро, уже с восходом солнца, гора Синай не дрожала и пе метала в нас громы и молнии. На вершину вела широкая тропа-дорога, огибая хаотично разбросанные валуны и сер пантином уходя вверх. У подножья был разбит покинутый лагерь мест ных пастухов-бедуинов, промышляю щих извозом туристов на верблюдах рыбный мурман 11 и лошадях к вершине. По пути мы скинули лишнюю одежду и спрятали под камнями запасы еды, чтобы на легке преодолеть маршрут на гору в 2285 метров высотой/ И часа через два, уже у цели, встретили группу спешащих вниз цивилизованных ту ристов: оказывается, поселившись в специально построенной у подножья гостинице, они затемно с помощью арабов совершают восхождение, что бы па Синае встретить восход солн ца. Мы же опоздали, тащились в го ру по солнцепек-у и пешком, но так или иначе, взмокшие, ступили на конец па вершину. Открывшаяся взору панорама про извела бы впечатление пе только па верующих людей. Кругом, насколько хватало глаз, простирались оплавлен ные скалы. Где-то справа, казалось, мерцали в дымке воды Красного мо ря, слева плоскогорье переходило в необозримую пустыню. Над головой в безоблачном небе раскалялся шар солнца, а под ногами, в пропасти, парил одинокий орел. Небольшая ча совня венчала вершину. Отдохнув, мы расположились па одном из больших плоских камней, и отец Августин, от крыв Библию, прочитал десять об- щехристиаискпх заповедей, данных здесь Моисею. Не грех повторить их и па этих страницах, ибо многие за поведи актуальны поныне. Итак, «да пе будет у тебя других богов пред лпцем Моим. Не делай себе кумира... Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно... Помни день субботний... Почитай отца твоего и мать твою... Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Ие произноси ложного свидетель ства па ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, пи вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего...» Легкий горный ветерок освежил на ши лица. Пора было возвращаться. Среди множества надписей, сделан ных на камнях на вершине Сипая, мы не обнаружили ни одной на рус ском языке. Были слова о посещении вершины верующими из практически всех христианских стран, даже из Камеруна и Филиппин, а русских.., Впрочем, одна надпись была: «Мы были здесь. Яков, Витя, Victor. Ф Р Г . 1984.» Очевидно, ее оставил кто-то из наших эмигрантов. Из Советской же России мы были если не первыми, то, с уверенностью .можно сказать, одними из первых. D О ЗВРА1ЦДЛИСЬ другим марш- ** рутом — более коротким и крутым. Старой древней тропой, по которой раньше и восходили на Си най паломники. На той тропе и сей час сохранились десять арок, где ве рующих поджидали десять моиахов- пустынножителей. Поджидали и экза- меновали-исиоведовали паломников. У каждой арки — по одной из деся ти заповедей. Так что раньше далеко пе всем был открыт доступ к верши не, а лишь достойным, по мнению мо нахов, взойти на это святое место. Спустившись, мы успели осмотреть греческий православный монастырь Сент-Катрии. Кстати, ветхозаветный пророк Моисей почитаем и мусульма нами — в Коране также упоминается Сипай как* место, где Бог впервые разговаривал с ним. В монастырскую библиотеку нас не пустили, зато по казали мощи святой Екатерины, ко торая на заре нашей эры вела диспут о сущности христианской веры с пятьюдесятью самыми образованными философами-язычниками и обратила нх в христианство. З а это римский император приговорил ее к смерти. Екатерину привязали к колесу, но здесь свершилось чудо — колесо распалось. Тогда ей отрубили голову. И ангелы унесли убитую на гору М о исея. А монахи затем отыскали остан ки Екатерины и теперь показывают в особых случаях почетным гостям ее череп и одну руку в серебряной шка тулке, богато украшенной драгоцен ными камнями. Оказались достойны лицезреть те мощи и мы. Что, в свою очередь, вызвало подозрение у дежуривших в обители молодых ар а бов, одетых в штатское платье. Один из них даже потребовал показать пас порта, на что был дай резонный от- (Окончание на 12 -й стр.) 29 марта 1991 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz