Рыбный Мурман. 1991 г. Март.

Передает наш специальный корреспондент По-моему, нет на Северном бассейне человека, который не знал бы Михаила Ивановича Каргина. Да и «Рыбный Мур- мн» не раз писал о нем. Автору этих строк довелось неодно­ кратно беседовать с Михаилом Ивановичем, когда он воз­ главлял ВРПО «Севрыба», затем БПО. И вот новая встреча с ним, что называется, за тридевять земель от Родины, в жаркой Лиме. М. И. Каргин возглавляет здесь представительство Минрыбхоза СССР. f t л-:.;. • Со трудничество м ч m i — Михаил Иваносич, начну с в о п р о ­ с а о том, в чем заключаются саши за­ дачи сейчас! Ведь небезызвестно, что к представителям Минрыбхоза за р уб е ­ ж о м относятся у нас д о е о л ь н о скепти ­ чески. Например, к Ю . Н. Быстрову... — К Каргину... — Я этого не сказала. Я спросила о сути вашей работы. — Мы являемся связующим звеном м ежд у предпринимательским м иром Пе­ ру и нашими судовладельцами. Никто дру гой эту т р уд н ую и нудную .терно ­ вую работу не выполняет. Сюда к нам приходит масса людей, надо объяснить им, что к чему. Я, зот зидите, завел тетрадку , наззаг ее «лик­ без». Дело в том, что многие хотят со­ трудничать с нами, предлагают создать совместные предприятия . Ест* предло ­ жения от кооперативов . Все говорят: «Помогите, ради Бога, и давайте вместе будем работать». Тем более сейчас в Перу законы направлены на привлече­ ние в страну иностранного капитала. — Так в чем же дело*. Надо спе­ шить... — На бассейнах почему -то не т оро ­ пятся. Мне нужно знать их желание: вот у меня столько-то судов., я хочу то-то и то-то. И мы могли бы подыс ­ кать им заинтересованную ор ганизацию или бизнесмена, провести предвари ­ тельную работу и постоянно держать з курсе дела судовладельца. Закончили под готовку — пригласили судовладель­ ца, подписали бы они контракт и пусть бы работали. — Странно, что судовладельцы не спешат приняться за такое явно выгод­ ное дело. Может, рыночные отноше­ ния, которые у нас в стране вроде бы устанавливаются, затмили для них все остальное! — Что такое рынок , по -моему , у нас никто тол ком не представляет. «Радо­ стная» безработица миллионов и о б о ­ гащение кучки людей? Может , рыно к заставит всех лучше работать? Так воз ­ никает вопрос, почему не могли соз ­ дать условия для активности при пла­ новой системе хозяйства, которую , кста­ ти, сейчас взяли на вооружение в капи­ талистических странах. М еж д у пр о ­ чим, до недавнего времени наша стра­ на занимала второе место в мире по уровню развития, обогнав Ан глию , Францию . Об этом писал и академик Шаталин. А давайте посмотрим , сколько в м и ­ ре стран, которые исповедуют рыноч ­ ные отношения и в скольких из них лю­ ди живут припеваючи, а скольких к о м ­ мунизм построили? В США , Англии, Франции , Швеции , Швейцарии, еще не­ скольких. А Индия — крупнейшая стра­ на, там рыночные отношения, а разве люди живут там припеваючи? Перу — рыно к на к аждом углу, изобилие това­ ров, тысячи магазинов, базаров, улицы — сплошная торговля . Страна, чрезвы­ чайно богатая ресурсами . Чрезвычай­ но! А Перу находится на первом месте по уровню бедности среди всех стран Латинсиой Америки . В чем ж е дело? Имея возможность сейчас сравнивать Кольский полуост­ ров и Перу , говорю однозначно: я бы здесь ж и ть не хотел. Хотя и очень ува ­ ж аю перуанцев . Народ здесь голодает. Мы проехали по большей части побережья Перу. Ув и ­ дели т а к и е рыбоперерабатывающие номпленсы, к а к и х нет в Советском Сою­ зе. Но они не работают, потому что не з а гр ужены сырьем. Флот Перу в основ­ ном нацелен на выработку рыбной м у ­ ки (страна д е р ж и т пальму первенства по количеству этой продукции ). А час т ­ никам глубоко безразлично , что люди голодают, они зн аю т главное для себя: мука — продукция дорогая. У нас действует созместное пред ­ приятие, начали выпускать маргарин на оснозе рыбьего жира. «Сезрыбхолод - флот» — один из партнеров. — Это же все задумывалось «Сегры- бой»! Евгения Ильинична Лобова, глав­ ный технолог «Севрыбы», топтала до­ рожку, а не «Севрыбхолодфлот». В свое время эта идея предлагалась генераль­ ному директору рыбокомбината В. Ф. Зеленскому. — Сейчас все самостоятельные... Но самостоятельность-то эту надо к о о р д и ­ нировать. Что же теперь, на к аждом флоте будут изобретать велосипед? У одно го это получится лучше, у др у го го хуже. Мы растаскиваем «Севрыбу» по удельным княжествам , против чего ваш по корный слуга решитепьно выступал, но по дд е рж ки не по гучил , в том числе и от «Рыбного Мурмана»! Обретя самостоятельность, тралфлот решил сзои проблемы? Увеличилось количество рыбы на столе? Социальные вопросы асе решены? А ведь начальник флота Г. В. Тишков обещал и на ко н ­ ференции, и на предвыборных собра ­ ниях, ко гда баллотировался в народные депутаты СССР. Я выполнил все, что обещал людям : строительство больни ­ цы мы протоптали своими ногами со­ вместно с OK КПСС, машиностроитель­ ный завод тоже. Надо обещания вы­ полнять... — Вы не меняетесь, Михаил Ивано­ вич! — А чего мне меняться. Моя задача и здесь состоит в том, чтобы не устраи­ вать ту ж е свадьбу, качая у нас дома: то есть работать дружно , помогая Друг ДРУГУ - Мы контролируем деятельность на ­ ших учреждений : «Совинки», «Ла тинки» , исполнение ко н тр а к т а «Эпсеп» _ «Сев- рыба». Кроме того, у нас свой персонал — пять ш та тны х сотрудников и три нештатных : врач, кассир и се кре тарша . Работать здесь небезопасно. особенно после начала войны а Персидском зали ­ ве усилился терроризм . Вчера бросили гр ан а т у в посольство США , несколько дней тому назад — в итальянское , с месяц назад — в наше. Постоянные у г ­ розы. Немало хлопот с нечестными м о р я к а ­ ми, которые тащат с судов все под­ ряд. Приходится порой гасить конфли к ­ ты м еж д у нашими м оря ками и перуан­ цами при работе в зоне. В общем, нервотрепки хватает. Хотя, как я уже говорил, главное для нас — найти пред ­ принимателей, готовых сотрудничать с бассейнами. — И что же на флотах отвечают! а — У нас цепый пакет предложений , но судовладельцы — народ боязливый. Во-первых, они не уверены в своем завтрашнем дне, не зная, какими бу ­ дут законы. Во-зторых, говорят, мол, опасная страна Перу. А вы, наверное, видели и здания, и «Тойоты», и «Вольво», и «Мерседесы», и мно гое дру гое . Как же они-то работают? Думаю , что не а убыток. А м еж д у прочим, посмотреть, по Ти­ хоо кеан с кому п обереж ью о коло че­ тырех миллионов тонн сь'рья гуляет! Вот и у перуанцев о громное желание: «Давайте, дазайте!» А мы ни с места. Такие возможности ! Стазь корабли , пусть даже изношенные . — А сбыт! — Это вопрос решаемый . Когда со ­ здается совместное предприятие , оно само ищет, куда продавать рыбу. На­ до, особенно на Сеаерном бзссейне, объединяться и действовать заодно. Д р у г о г о пути все равно не будет. От ­ дельно го комм уни зма — тралфлотов- ского , ры б п р ом о в с к о го — не постро ­ ить. Куда это годится, если тот же тралфлот создает совместное обраба ­ тывающее предприятие , а родной рыб о ­ комбинат в загоне. Мешает отсутствие взаимопонимания и амбициозность . — Но ведь сейчас флотам очень трудно. Возьмите хотя бы валюту... — Да зно говорю , что этот вопрос на­ до решать иначе. Считаю, что не д о л ж ­ но быть никаких 33-х процентов, а опла­ та за проду кцию . Более трудоемкая — больше платить. Скажем , за тонну к р и ­ ля — доллар, за тонну филе — пять. И вообще, почему 33, а не 44 или 50? Причем, работаешь ты или нет — по ­ лучи сзои 33 процента. Тут, думаю, пора действовать иначе: привез, допустим, тысячу тонн рыбы, мне за нее надо получить, скажем, сто тысяч долларов: на зарплату экипажу, на ремонт и т. д. — Так эти деньги флот должен п е р е ­ числить. — Ч т о т а к о е ф ло т? Ф л о т з д е с ь , а на б е р е г у — к у ч к а ч и н о в н и к о в . В ы п о л н и л р е й с о в о е з а д а н и е , п е р е г р у з и л р ы б у на т р а н с п о р т — в е з и т е , п р о д а в а й т е . А ч т о с в е р х з а д а н и я — э т о р ы б а м о я , п л а т и ­ те м н е д е н ь г и . М ой э н и г . а ж с т а р а л с я ее з а м о р о з и т ь — д а в а й т е в а л ю т у м н е на р е м о н т , на п е р е л е т , н а з а р п л а т у . И я у ж е б у д у п л а н и р о в а т ь : на э т о т р а з я с д е л а ю р е м о н т на 30 т ы с я ч д о л л а р о в , а в с л е д у ю щ и й р а з — на 80# А ч т о к а с а е т с я э к и п а ж е й , н о т о р ы е не п о с в о е й в и н е не в ы п о л н я ю т р е й с о в о е з а д а н и е , т у т н у ж н ы ц е н т р а л и з о в а н н ы е в л о ж е н и я . Кстзти, и капитаны говорят, что с ра­ достью работали бы так, лишь бы не просить, не клянчить. Положил бы ка ­ питан 300 тонн для бартера, а это не­ с коль ко дней работы, пришел в порт — и без проблем. Я еще в начале 80-х годов пробивал этот вопрос. Сказали: «Отцепись». Но сейчас мы вплотную подходим к необ ­ ходимости решать эту проблему . Я и в «Севрыбу» писал, и в Москву . Говорят: «А если вдру г воровство?..» Интересно получается: мы капитану доверяем к о ­ рабль — 22 миллиона, а несчастных триста тонн рыбы боимся ! Вот уж стра­ шная беда! Почему противятся? Да по­ тому , что это дело организовывать на­ до, а лень. — Вот как получилось, Михаил Ива­ нович, мы не столько говорим о зашей работе, сколько об экономике Север­ ного бассейна. — Я за «Севрыбу» переживаю, все- таки десять лет там отмолотил только начальником. Худо или бедно — пусть люди судят. — Не худо и не бедно. — Пусть теперь молодые работают. Поэтому я сейчас всячески стараюсь по ­ мочь «Сезрыбе», родному бассейну. Конфликтная ситуация АЗАД НИ ШАГУ Всего неделя минула со дня общесудояо го собрания э ки ­ пажа РТМК-с «Василий Ло зов ­ ский», где моря ки , обсудив, единогласно проголосовали за работу на новых условиях, то есть не по сдельным расцен­ кам, а по долевой системе — 4,5 процента от стоимости то­ варной продукции . Предварительно капитан-ди- ре;<тор Н. Л. Ш ин кар у к и его помощни к по э кипажу И. И. Дол гий тщательно об говарива ­ ли в управлении фпога, каким обра зом будут исчисляться эти 4,5 процента. И вдру г РДО из упразпения флота о том, что в связи с повышением с 1 апреля оптовых цен на п р о ­ д у кцию коэффициент расчета оплаты труда будет пересмот ­ рен. Видимо, ком у - то показа ­ лось несправедливым, что м о ­ ряк получит больше бере гово ­ го управленца, чего, конечно, допускать нельзя. Но ведь еще когда шло обсуждение услозий оплаты труда экипа­ жа, в управлении флота зна­ ли, что будет повышение оп то ­ вых цен. Те.*А не менее согла­ сились на 4,5 процента. Что ж е теперь? Экипаж, принимая эти условия, рисковал. К о н ­ сервных банок на борту — на 7 суток, топлива — от силы на 1,5 месяца. А главное — нет сырья, вылов составляет лишь половину суточно го за­ дания. В такой обстанозке впору горевать, что согласи­ лись на эти услозия. А если еш.е и коэффициент будет снижен, у моря ков не останет­ ся ни како го стимула в рабо ­ те. И еще. Оптовые цены не­ значительно повышены на ряд видов продукции , это во -пер ­ вых. Во-вторых, экипаж — первый из однотипных судоз отважился на этот экспери ­ мент. Наконец, зеюду п р о ­ возглашая заботу о людях, может , пора доказать ее на деле и дать возможность хоть одному э кипажу заработать в полтора раза больше. Го­ дами, десятилетиями брали из кармана моряка сколь ко хо­ тели. А как дошло до ситуа­ ции, что надо положить в этот карман лишний рубль, так сра­ зу решили отыгрывать зопрос назад. Кстати, у эстонских экипа­ ж ей коэффициент исчисляется так: до 40 градуса юж ной — 6,7, после 40 градуса — 8,2 процента. Материалы полосы пере- даны спецкором И. БЕРЕ - 3 /ОК . Тихий океан. Референдум ГОЛОСУЕМ ЗА ЕДЙЙОТ Еще на первом выходе в рейс на обще судовом собра ­ ние шла речь о предстоящем проведении референдума в э кипаже РТМК-с «Василий Л о ­ зовский». Избрали участковую комиссию , и 15 марта моря ки буквально за два часа вырази­ ли свое отношение по столь важным вопросам. Конечно, о 1ень жаль, что прое кт С ою з ­ ного до говора был принят на судне не накануне, а после окончания референдума . Без сомнения, ознакомившись с ним, мно гие бы голосовали «за». Тем не менее по перво ­ му пункту «за» — 63, «нет» — 40 человек, три бюллетеня оказались недействительны. По в торому вопросу «да» ска ­ зали 77, «нет» — 30 человек. Я прошу прокомментировать ход референдума помощника капитана по экипажу , предсе ­ дателя участковой комиссии Ивана Ивановича Дол го го . — Считаю, что мно гие м о ­ ряки, голосовавшие против Союза, имели а виду тот Со­ юз, который был. Это чья-то недоработка, что проект на­ правлен в м оре так поздно. Изучиз его, люди мыслили бы иначе. Что касается в о п р о ­ са о президенте, думаю, те, кто сказал «нет», уверены, что у Ельцина и сегодняшней вла­ сти достаточно, чтобы добить ­ ся серьезных улучшений дел в России. Часто говорят, что корабль — частица Родины. Да, конечно, моря ки жадно ловят лю б ую весточку, любую информацию о том, что про -' исходит в стране. Но ее здесь,; за тысячи миль от Союза, так! мало. Да если еще а столь- ответственный момент она и запаздывает, трудно порой выбрать тверд ую по зицию . • I • 29 марта 19! года 6 РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz