Рыбный Мурман. 1991 г. Март.

ввн Экономическая политика НА ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПЛЕНУМЕ МУРМАНСКОГО ОБКОМА ПРОФСОЮ ЗА РАБОТНИКОВ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА О ПРО­ БЛЕМАХ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ВЫСТУПИЛ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ Д И ­ РЕКТОР АРП «СЕВРЫБА» ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ КОРЕЛЬ- СКИЙ. ТЕКСТ ЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕДЛАГАЕМ ВНИМАНИЮ ЧИТА­ ТЕЛЕЙ «РМ». Проходящая экономическая реформа остро сказывается на отраслях, имеющих небла­ гоприятные стартовые усло­ вия, особенно в тех, на про ­ д у кц ию которых установлены фиксированные оптовые це ­ ны. Именно к числу таких от­ раслей относится рыбное хо­ зяйство. Все проблемы, к о то ­ рые сложились в прошлый, то- талитарно-плановый период, налицо. Сегодня время иное, но проблемы благополучно перекочевали с нами и в ры ­ ночные отношения . Хотя под ­ ход сменился, старение основ ­ ных фондов, дефицит рефтон- нажа для вывоза ры б опро ­ ду кции с промысла и холо­ дильных емкостей для ее хра­ нения на берегу , социальные проблемы, и прежде всего строительство жилья, и про ­ чие всем хорошо знакомые рыбацкие беды остались. Решение всех этих проблем для рыбной промышленности Северно го региона не просто. Вдвойне тяжело из-за наших специфичных затрат. Установленные фиксирован ­ ные оптовые цены на рыбо ­ проду кцию , одинаковые для всех предприятий отрасли, я е - но ущемляют наши интересы. Кроме того, правительством и дру гими органами управления вводятся меры ж е с т ко го э к о ­ номичес ко го регулирования и планирования, пр ямо го или косвенно го изъятия средств у предприятий . Непонятно только , откуда эти средства появятся при столь ж е с т к ом регулировании э коном и ки Президентом . Но эта жесткость опять не для всех? В соответствии с постанов­ лением Кабинета Министров СССР от 30 января 1991 года № 15 «О Государственном плане на 1991 год по сферам ведения Союза ССР» Л\ин- рыбхоз довел до «Севрыбы» планы производства и поста­ вок рыбной проду кции на текущий год на обще союзные нужды , межреспубли канс кие поставки и промпереработку . Так вот, объемы производства пищевой рыбной продукции , консервов и му ки установле­ ны на уровне несколько вы­ ше факта 1990-го, достаточно благоприятного года, а объ­ емы поставок этой продукции — полностью соответствуют установленным объемам пр о ­ изводства. Таким образом , государством распределены все 100% плановых наших ре ­ сурсов, и на всю эту п р од у к ­ цию установлены государст ­ венные фиксированные опто ­ вые цены. Д р у г и е отрасли, наоборот, имеют о громный рост цен. Вместе с тем государствен­ ные органы управления не га­ рантируют обеспечение нашей производственной про граммы сырьевыми, материально-тех­ ническими ресурсами и ва­ лютными средствами. Касаясь Указа Президента, ра с крою терминоло гию , чтобы быть точным. Норматив по ­ ступления средств в валют­ ные фонды отрасли от экс ­ порта проду кции и услуг сни­ жен в 2 раза, что привело к потере по «Севрыбе» 18—20 млн. валютных рублей, рубле ­ вое покрытие экспортной пр о ­ ду кции бю дж е т ом не преду ­ сматривается, что приведет к дополнительным потерям д о ­ хода поряд ка 300 млн. р у б ­ лей. Продажа государству 58% вырученных валютных средств ни в коей м ере не компенсируе т эти потери. Обеспечение материально- техническими ресурсами и услугами рыбной отрасли осу ­ ществляется в основном по до говорным ценам, при этом поставщики опять ж е требуют частичную оплату в валюте. К р ом е того , повышенные затраты районов Крайне го Се­ вера при единых для отрасли оптовых ценах на ры б о п р о ­ д у кц ию ставят наши пред ­ приятия в неравные социаль­ но -э кономичес кие условия, т. к. это приводит к сниже ­ нию массы прибыли (при про ­ чих равных условиях). Основные проблемы, свя­ занные с развитием рыбной промышленности региона, не­ одно кра тно ставились и обо ­ сновывались на всех, в том числе и на самых высоких уровнях управления, в Вер­ ховных Советах и комиссиях СССР и РСФСР, правительст­ вах. Однако в своем боль­ шинстве решения своего они не получили (за исключением ряда льгот, касающихся г р а ж ­ дан). Сейчас ситуация еще боль­ ше обострилась, что вызвано в первую очередь валютными проблемами , и мы должны вать выплаты северных льгот для предприятий рыбной п р о ­ мышленности из средств го су ­ дарственного бюджета , не включая их в состав себестои­ мости пр оду кции и услуг. 2. На переходный период полностью освободить пред ­ приятия рыбной промышлен ­ ности Северно го бассейна от налога на прибыль. 3. Осуществить бюдже тно е финансирование строительст­ ва флота рыбной промышлен ­ ности на период 1991— 1995 годов. 4. Осуществить компенса ­ ционные выплаты работникам рыбной промышленности Се­ верно го бассейна, связанные с ростом розничных цен, за счет средств республи кан с ко ­ го бюджета . Совершенно очевидно, что без государственной помощи в этих вопросах при сложив ­ шемся стартовом состоянии «Севрыбы», при наших и зд е рж ­ ках производства и фи ксир о ­ ванных оптовых ценах следу­ ет ожидать банкротства м но ­ гих предприятий региона. А значит — и р е з к о го сокраще ­ ния объемов производства, решения социальных проблем . Одна из наиболее сложных проблем — это переход от­ расли, будем говорить, на ва­ лютную самоокупаемость . А это значит — из собственного кармана предприятий . ную производственную п р о ­ грамму мы не в состоянии так же, как и предприятия рыбной промышленности дру гих ре ги ­ онов. Для перехода на валютную самоокупаемость при данном уровне расходов необходимо будет большую часть пище ­ вой рыбной проду кции постав­ лять на экспорт. Выгодно ли это государству? Во зможен и вариант, к о то ­ рый позволит в несколько раз сократить валютные расходы. Но он связан с передислока ­ цией флота в ближние районы промысла, р е з к им сокращени ­ ем объемов производства и рабочих мест, социальной на­ пряженности . В условиях от­ сутствия продуктов питания в стране, видимо, и это не вы­ годно для государства. Поэто­ м у в переходный период без бю дж е т но го валютного финан­ сирования рыбной п р омыш ­ ленности не обойтись. Это под ­ тверждает и опыт дру гих стран с развитой рыбной п р о ­ мышленностью . Поэтому одну из важней­ ших задач в хозяйственной деятельности ассоциации я ви­ ж у в том, чтобы добиться бю дж е т но го валютного финан­ сирования под эксплуатацион­ ные расходы в ш и р о ком поня­ тии. Этот вопрос придется решать по меньшей мере на уровне Кабинета Министров СТУКНЕМ СТУКНЕМ ПО КАРМАНУ-НЕ ЗВЕНИТ, ПО ДРУГОМУ-НЕ СЛЫХАТЬ.. использовать постановление СМ РСФСР от 4 февраля 1991 г. № 76 «О некоторых мерах по социально -экономи ­ ческому развитию районов Севера», чтобы попытаться со­ здать для рыбной пр омыш ­ ленности региона в о зм ож н о ­ сти для выполнения производ ­ ственной про граммы и соци­ ально -э кономическо го разви­ тия. С учетом всех последних нормативных актов, по расче­ там предприятий , балансовая прибыль по „Севрыбе» от п р о ­ мышленной деятельности со ­ ставит в 1991 году 165 млн. руб., т. е. останется на уров ­ не 1990 года. При этом ож и ­ дается, что 3 крупных объе ­ динения — «Мурманрыбпром» , «Карелрыбпром» и «Архан- гельскрыбпром» — не достиг­ нут положительного финансо­ вого результата. Рентабельность продукции снизится до 5,4% при установ­ ленном среднеотраслевом уровне рентабельности 25%. С учетом амортизационных средств и при установленном проценте налога на прибыль предприятия будут распола­ гать 260—270 млн. рублей при годовой потребности в этих средствах для текущих нужд и социально -э кономичес ко го развития в сумме 630 млн. рублей. Таким образом , недостаток средств на 1991 год составит 360— 370 млн. рублей. И ника­ к ое льготное нало гообложе ­ ние не решит эту проблему , т. к. эта сумма в 5 раз превы­ шает общ ую сумму налогов, перечисленных в бюджет . Значительно превысят сумму налогов на прибыль и север­ ные льготы (в основном по ­ лярные надбавки и районный коэффициент). В этих условиях очень важ­ но правильно сформ улиро ­ вать . предложения по реше ­ нию наших проблем. М не бы казалось правиль­ ным выйти со следующими предложениями по решению наших проблем. 1. Полностью компенсиро - В течение длительного пе ­ риода рыбная промышлен ­ ность получала государствен­ ные валютные дотации за ус­ луги по строительству, рем он ­ ту и по куп к у запчастей за гра ­ ницей, на эксплуатационные расходы, платежи зя право ло­ ва в зонах иностранных госу ­ дарств, доставку экипажей в инпорты. И это было обосно ­ ванно, так как рыбная отрасль является одной из немногих , которая в значительной степе­ ни осуществляет поставку п р о ­ дукции на внутренний рыно к за счет «сторонних» ресурсов. Я бы не драматизировал си­ туацию, вызванную распоря ­ ж е ни ем Внешэкономбанка о временном прекращении вы­ платы средств на эксплуата­ цию флота. Одна ко проблема валютного обеспечения в це ­ лом является одной из основ ­ ных проблем в деятельности рыбной промышленности . В те кущем году она усугубилась ка к в результате сокращения доходной части, вызванного президентским указом , . г к и объективным ростом потреб ­ ности в валюте. Как я уж е говорил, 40 -про ­ центная обязательная прода ­ жа валютных средств для по­ гашения государственно го долга и 18-процентная обяза ­ тельная продажа в с ою з н о ­ республиканские и местные фонды практически в 2 раза сократила валютные фонды наших предприятий , которые составят 23— 25 млн. инвалют­ ных рублей. Вместе с тем потребность в Еалюте только на текущие нужды (не считая строительст­ во и ремонт флота за рубе ­ ж ом ) возросла до 200 млн. рублей в основном за счет оплаты услу г танкеров Мин - морфлота, доставки экипажей в инпорты, по куп ки матери­ ально -техническо го снабжения . С учетом ж е всех валютных расходов мы закрываем свою потребность в валюте ниже чем на 10 процентов. Такова объективная реаль­ ность, и без этих валютных затрат выполнить установлен- СССР. Мы считаем, что у нас достаточно аргументов и дан­ ных для положительно го ре ­ шения этой проблемы. Одновременно мы решаем и вопрос о том, чтобы на о б ­ менные операции по ры б о п р о ­ дукции не распространялся Указ Президента об обязатель­ ной продамке 58 процентов ва­ лютной выручки , в противном случае это приведет к соот ­ ветствующему сокращению объема сырья, получаемо го от инофирм . А как вы, видимо, знаете, обменные операции являются в настоящее время наиболее эффективным на­ правлением производственно ­ хозяйственной деятельности «Серрыбы». М о ж н о ли дальше говорить о проблемах развития рыбной промышленности региона. На­ пример , о жилищном строи­ тельстве, т. к. осуществление пр о граммы «Жилье-2000» сры­ вается. Стоимость строительст­ ва 1 кв. м s 1991 год у возрос ­ ла й 3 раза, и еже годная по ­ требность средств на эти цели составляет о коло 120 млн. руб. Мож» о та кже поднимать проб - лему компенсационных вы­ плат работникам , связанную с предстоящим повышением розничных цен, проблему реа­ лизации чеков ВТБ и оплаты валюты экипажам судов, пр об ­ лему котлово го питания, пр об ­ лему оптовых цен на рыбо ­ пр од у к ц ию и т. д. Однако все эти проблемы являются по своей сути произ ­ водными от вопросов бю д ­ ж е т но го финансирования, в т. ч. валютного , и создание предприятиям «Севрыбы» рав­ ных условий для производст ­ венно -хозяйственной деятель­ ности по сравнению с пред ­ приятиями дру гих регионов . И решать эти вопросы необ ­ ходимо хозяйственникам, профсою зным ор ганизациям и местным органам управления сообща. Интересы в этом пла­ не у нас общие. Я не хотел бы, чтобы у при­ сутствующих на пленуме сложилось впечатление, что в своей стратегии руководство «Севрыбы» и предприятий ориентируется на дотации из бюджета , не принимает мер по повышению эффективности производственно - хозяйствен­ ной деятельности, не видит наших резервов . Помощь го ­ сударства нам нужна на не­ продолжительный переходный период, чтобы нивелировать отрицательные последствия этого периода и не поднимать р е з к о оптовые цены на рыб о ­ пр оду кцию . Главная наша задача — это повышение эффективности на­ шей производственной дея­ тельности. Мы с себя не сни­ маем ответственности за вы­ полнение производственной про граммы и принимаем меры по ее реализации. В частности, развиваем пря ­ мые хозяйственные связи по поставкам сверхплановой ры ­ бопрод у кции в обмен на по ­ лучение материально-техничес­ ко го снабжения. В качестве примера м ож н о привести д о ­ говоры с Пермс кой областью и прием в состав ассоциации «Пермьрыбы» . Решаем вопрос с Минрыбхо - зом СССР о выдаче лицензий на дополнительную поставку пр оду кции на экспорт с целью использования всей валютной выручки для ремонта судов за границей . В стадии решения находит­ ся вопрос и о частичном спи­ сании наших долгов перед М и н ры б х о з ом за прошлый год. Мы прекрасно понимаем, что основу рыбной промышленно ­ сти составляют рыбодобыва ­ ющие предприятия , поэтому руководством АРП принима ­ ются меры по улучшению их э к о ном и че с к о го положения . Совместно с ру ководс твом флотов мы добились отмены дифференцированных ко эф ­ фициентов на оптовые цены по рыбопроду кции , что позволит повысить доходы добывающих флотов за 1991 год более чем на 100 млн. рублей. Решаются' вопросы повышения цен ha соленую продукцию . Разработаны и меры по о г ­ раничению рентабельности на пр од у к ц ию и услуги вспомо ­ гательных и обслуживающих предприятий , представляемые предприятиям рыбной отрас­ ли бассейна. Сложным является вопрос с финансированием сырьевых исследований, но я думаю, что в ближайшее время мы смо ­ ж ем его решить, и не в ущерб флотам. Необходимо отметить, что хотя по итогам двух месяцев АРП «Севрыба» и выполнила плановые основные задания по производству и поставкам и имеет один из самых высо­ ких показателей по М ин ры б - хозу, по сравнению с 1990 г о ­ дом мы снизили результаты практически по всем показате ­ лям (за исключением пр ои з ­ водства консервов). Основная причина заключается в неор ­ ганизованном проведении ^ р й - венной путины. Поэтому бли­ жайшая задача состоит в ус­ пешном окончании I квартала, ликвидации отставания по п р о ­ изводству и поставкам по сравнению с I кварталом 1990 года. Все эти и мно гие дру гие проблемы и задачи нашей де­ ятельности хозяйственные р у ­ ководители предприятий ассо­ циации решают и будут ре ­ шать, социально не ущемляя работников . Но хотелось бы, чтобы ос­ новные вопросы улучшения со­ циально -э кономичес ко го поло ­ жения работников рыбной пр о ­ мышленности решались в ос­ новном не за счет ухудшение финансового положения пр ед ­ приятий (дальше снижать фи­ нансовые результаты уж е не­ куда), а в результате привле чения дополнительных госу дарственных средств. И имен но в этом нам нужна помош профсою зов и местных оо г нов управления. 29 марта 191 года 4 •'ПШЯВ 1 1МШ Ш »

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz