Рыбный Мурман. 1991 г. Март.
ввн Экономическая политика НА ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПЛЕНУМЕ МУРМАНСКОГО ОБКОМА ПРОФСОЮ ЗА РАБОТНИКОВ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА О ПРО БЛЕМАХ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ВЫСТУПИЛ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ Д И РЕКТОР АРП «СЕВРЫБА» ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ КОРЕЛЬ- СКИЙ. ТЕКСТ ЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕДЛАГАЕМ ВНИМАНИЮ ЧИТА ТЕЛЕЙ «РМ». Проходящая экономическая реформа остро сказывается на отраслях, имеющих небла гоприятные стартовые усло вия, особенно в тех, на про д у кц ию которых установлены фиксированные оптовые це ны. Именно к числу таких от раслей относится рыбное хо зяйство. Все проблемы, к о то рые сложились в прошлый, то- талитарно-плановый период, налицо. Сегодня время иное, но проблемы благополучно перекочевали с нами и в ры ночные отношения . Хотя под ход сменился, старение основ ных фондов, дефицит рефтон- нажа для вывоза ры б опро ду кции с промысла и холо дильных емкостей для ее хра нения на берегу , социальные проблемы, и прежде всего строительство жилья, и про чие всем хорошо знакомые рыбацкие беды остались. Решение всех этих проблем для рыбной промышленности Северно го региона не просто. Вдвойне тяжело из-за наших специфичных затрат. Установленные фиксирован ные оптовые цены на рыбо проду кцию , одинаковые для всех предприятий отрасли, я е - но ущемляют наши интересы. Кроме того, правительством и дру гими органами управления вводятся меры ж е с т ко го э к о номичес ко го регулирования и планирования, пр ямо го или косвенно го изъятия средств у предприятий . Непонятно только , откуда эти средства появятся при столь ж е с т к ом регулировании э коном и ки Президентом . Но эта жесткость опять не для всех? В соответствии с постанов лением Кабинета Министров СССР от 30 января 1991 года № 15 «О Государственном плане на 1991 год по сферам ведения Союза ССР» Л\ин- рыбхоз довел до «Севрыбы» планы производства и поста вок рыбной проду кции на текущий год на обще союзные нужды , межреспубли канс кие поставки и промпереработку . Так вот, объемы производства пищевой рыбной продукции , консервов и му ки установле ны на уровне несколько вы ше факта 1990-го, достаточно благоприятного года, а объ емы поставок этой продукции — полностью соответствуют установленным объемам пр о изводства. Таким образом , государством распределены все 100% плановых наших ре сурсов, и на всю эту п р од у к цию установлены государст венные фиксированные опто вые цены. Д р у г и е отрасли, наоборот, имеют о громный рост цен. Вместе с тем государствен ные органы управления не га рантируют обеспечение нашей производственной про граммы сырьевыми, материально-тех ническими ресурсами и ва лютными средствами. Касаясь Указа Президента, ра с крою терминоло гию , чтобы быть точным. Норматив по ступления средств в валют ные фонды отрасли от экс порта проду кции и услуг сни жен в 2 раза, что привело к потере по «Севрыбе» 18—20 млн. валютных рублей, рубле вое покрытие экспортной пр о ду кции бю дж е т ом не преду сматривается, что приведет к дополнительным потерям д о хода поряд ка 300 млн. р у б лей. Продажа государству 58% вырученных валютных средств ни в коей м ере не компенсируе т эти потери. Обеспечение материально- техническими ресурсами и услугами рыбной отрасли осу ществляется в основном по до говорным ценам, при этом поставщики опять ж е требуют частичную оплату в валюте. К р ом е того , повышенные затраты районов Крайне го Се вера при единых для отрасли оптовых ценах на ры б о п р о д у кц ию ставят наши пред приятия в неравные социаль но -э кономичес кие условия, т. к. это приводит к сниже нию массы прибыли (при про чих равных условиях). Основные проблемы, свя занные с развитием рыбной промышленности региона, не одно кра тно ставились и обо сновывались на всех, в том числе и на самых высоких уровнях управления, в Вер ховных Советах и комиссиях СССР и РСФСР, правительст вах. Однако в своем боль шинстве решения своего они не получили (за исключением ряда льгот, касающихся г р а ж дан). Сейчас ситуация еще боль ше обострилась, что вызвано в первую очередь валютными проблемами , и мы должны вать выплаты северных льгот для предприятий рыбной п р о мышленности из средств го су дарственного бюджета , не включая их в состав себестои мости пр оду кции и услуг. 2. На переходный период полностью освободить пред приятия рыбной промышлен ности Северно го бассейна от налога на прибыль. 3. Осуществить бюдже тно е финансирование строительст ва флота рыбной промышлен ности на период 1991— 1995 годов. 4. Осуществить компенса ционные выплаты работникам рыбной промышленности Се верно го бассейна, связанные с ростом розничных цен, за счет средств республи кан с ко го бюджета . Совершенно очевидно, что без государственной помощи в этих вопросах при сложив шемся стартовом состоянии «Севрыбы», при наших и зд е рж ках производства и фи ксир о ванных оптовых ценах следу ет ожидать банкротства м но гих предприятий региона. А значит — и р е з к о го сокраще ния объемов производства, решения социальных проблем . Одна из наиболее сложных проблем — это переход от расли, будем говорить, на ва лютную самоокупаемость . А это значит — из собственного кармана предприятий . ную производственную п р о грамму мы не в состоянии так же, как и предприятия рыбной промышленности дру гих ре ги онов. Для перехода на валютную самоокупаемость при данном уровне расходов необходимо будет большую часть пище вой рыбной проду кции постав лять на экспорт. Выгодно ли это государству? Во зможен и вариант, к о то рый позволит в несколько раз сократить валютные расходы. Но он связан с передислока цией флота в ближние районы промысла, р е з к им сокращени ем объемов производства и рабочих мест, социальной на пряженности . В условиях от сутствия продуктов питания в стране, видимо, и это не вы годно для государства. Поэто м у в переходный период без бю дж е т но го валютного финан сирования рыбной п р омыш ленности не обойтись. Это под тверждает и опыт дру гих стран с развитой рыбной п р о мышленностью . Поэтому одну из важней ших задач в хозяйственной деятельности ассоциации я ви ж у в том, чтобы добиться бю дж е т но го валютного финан сирования под эксплуатацион ные расходы в ш и р о ком поня тии. Этот вопрос придется решать по меньшей мере на уровне Кабинета Министров СТУКНЕМ СТУКНЕМ ПО КАРМАНУ-НЕ ЗВЕНИТ, ПО ДРУГОМУ-НЕ СЛЫХАТЬ.. использовать постановление СМ РСФСР от 4 февраля 1991 г. № 76 «О некоторых мерах по социально -экономи ческому развитию районов Севера», чтобы попытаться со здать для рыбной пр омыш ленности региона в о зм ож н о сти для выполнения производ ственной про граммы и соци ально -э кономическо го разви тия. С учетом всех последних нормативных актов, по расче там предприятий , балансовая прибыль по „Севрыбе» от п р о мышленной деятельности со ставит в 1991 году 165 млн. руб., т. е. останется на уров не 1990 года. При этом ож и дается, что 3 крупных объе динения — «Мурманрыбпром» , «Карелрыбпром» и «Архан- гельскрыбпром» — не достиг нут положительного финансо вого результата. Рентабельность продукции снизится до 5,4% при установ ленном среднеотраслевом уровне рентабельности 25%. С учетом амортизационных средств и при установленном проценте налога на прибыль предприятия будут распола гать 260—270 млн. рублей при годовой потребности в этих средствах для текущих нужд и социально -э кономичес ко го развития в сумме 630 млн. рублей. Таким образом , недостаток средств на 1991 год составит 360— 370 млн. рублей. И ника к ое льготное нало гообложе ние не решит эту проблему , т. к. эта сумма в 5 раз превы шает общ ую сумму налогов, перечисленных в бюджет . Значительно превысят сумму налогов на прибыль и север ные льготы (в основном по лярные надбавки и районный коэффициент). В этих условиях очень важ но правильно сформ улиро вать . предложения по реше нию наших проблем. М не бы казалось правиль ным выйти со следующими предложениями по решению наших проблем. 1. Полностью компенсиро - В течение длительного пе риода рыбная промышлен ность получала государствен ные валютные дотации за ус луги по строительству, рем он ту и по куп к у запчастей за гра ницей, на эксплуатационные расходы, платежи зя право ло ва в зонах иностранных госу дарств, доставку экипажей в инпорты. И это было обосно ванно, так как рыбная отрасль является одной из немногих , которая в значительной степе ни осуществляет поставку п р о дукции на внутренний рыно к за счет «сторонних» ресурсов. Я бы не драматизировал си туацию, вызванную распоря ж е ни ем Внешэкономбанка о временном прекращении вы платы средств на эксплуата цию флота. Одна ко проблема валютного обеспечения в це лом является одной из основ ных проблем в деятельности рыбной промышленности . В те кущем году она усугубилась ка к в результате сокращения доходной части, вызванного президентским указом , . г к и объективным ростом потреб ности в валюте. Как я уж е говорил, 40 -про центная обязательная прода жа валютных средств для по гашения государственно го долга и 18-процентная обяза тельная продажа в с ою з н о республиканские и местные фонды практически в 2 раза сократила валютные фонды наших предприятий , которые составят 23— 25 млн. инвалют ных рублей. Вместе с тем потребность в Еалюте только на текущие нужды (не считая строительст во и ремонт флота за рубе ж ом ) возросла до 200 млн. рублей в основном за счет оплаты услу г танкеров Мин - морфлота, доставки экипажей в инпорты, по куп ки матери ально -техническо го снабжения . С учетом ж е всех валютных расходов мы закрываем свою потребность в валюте ниже чем на 10 процентов. Такова объективная реаль ность, и без этих валютных затрат выполнить установлен- СССР. Мы считаем, что у нас достаточно аргументов и дан ных для положительно го ре шения этой проблемы. Одновременно мы решаем и вопрос о том, чтобы на о б менные операции по ры б о п р о дукции не распространялся Указ Президента об обязатель ной продамке 58 процентов ва лютной выручки , в противном случае это приведет к соот ветствующему сокращению объема сырья, получаемо го от инофирм . А как вы, видимо, знаете, обменные операции являются в настоящее время наиболее эффективным на правлением производственно хозяйственной деятельности «Серрыбы». М о ж н о ли дальше говорить о проблемах развития рыбной промышленности региона. На пример , о жилищном строи тельстве, т. к. осуществление пр о граммы «Жилье-2000» сры вается. Стоимость строительст ва 1 кв. м s 1991 год у возрос ла й 3 раза, и еже годная по требность средств на эти цели составляет о коло 120 млн. руб. Мож» о та кже поднимать проб - лему компенсационных вы плат работникам , связанную с предстоящим повышением розничных цен, проблему реа лизации чеков ВТБ и оплаты валюты экипажам судов, пр об лему котлово го питания, пр об лему оптовых цен на рыбо пр од у к ц ию и т. д. Однако все эти проблемы являются по своей сути произ водными от вопросов бю д ж е т но го финансирования, в т. ч. валютного , и создание предприятиям «Севрыбы» рав ных условий для производст венно -хозяйственной деятель ности по сравнению с пред приятиями дру гих регионов . И решать эти вопросы необ ходимо хозяйственникам, профсою зным ор ганизациям и местным органам управления сообща. Интересы в этом пла не у нас общие. Я не хотел бы, чтобы у при сутствующих на пленуме сложилось впечатление, что в своей стратегии руководство «Севрыбы» и предприятий ориентируется на дотации из бюджета , не принимает мер по повышению эффективности производственно - хозяйствен ной деятельности, не видит наших резервов . Помощь го сударства нам нужна на не продолжительный переходный период, чтобы нивелировать отрицательные последствия этого периода и не поднимать р е з к о оптовые цены на рыб о пр оду кцию . Главная наша задача — это повышение эффективности на шей производственной дея тельности. Мы с себя не сни маем ответственности за вы полнение производственной про граммы и принимаем меры по ее реализации. В частности, развиваем пря мые хозяйственные связи по поставкам сверхплановой ры бопрод у кции в обмен на по лучение материально-техничес ко го снабжения. В качестве примера м ож н о привести д о говоры с Пермс кой областью и прием в состав ассоциации «Пермьрыбы» . Решаем вопрос с Минрыбхо - зом СССР о выдаче лицензий на дополнительную поставку пр оду кции на экспорт с целью использования всей валютной выручки для ремонта судов за границей . В стадии решения находит ся вопрос и о частичном спи сании наших долгов перед М и н ры б х о з ом за прошлый год. Мы прекрасно понимаем, что основу рыбной промышленно сти составляют рыбодобыва ющие предприятия , поэтому руководством АРП принима ются меры по улучшению их э к о ном и че с к о го положения . Совместно с ру ководс твом флотов мы добились отмены дифференцированных ко эф фициентов на оптовые цены по рыбопроду кции , что позволит повысить доходы добывающих флотов за 1991 год более чем на 100 млн. рублей. Решаются' вопросы повышения цен ha соленую продукцию . Разработаны и меры по о г раничению рентабельности на пр од у к ц ию и услуги вспомо гательных и обслуживающих предприятий , представляемые предприятиям рыбной отрас ли бассейна. Сложным является вопрос с финансированием сырьевых исследований, но я думаю, что в ближайшее время мы смо ж ем его решить, и не в ущерб флотам. Необходимо отметить, что хотя по итогам двух месяцев АРП «Севрыба» и выполнила плановые основные задания по производству и поставкам и имеет один из самых высо ких показателей по М ин ры б - хозу, по сравнению с 1990 г о дом мы снизили результаты практически по всем показате лям (за исключением пр ои з водства консервов). Основная причина заключается в неор ганизованном проведении ^ р й - венной путины. Поэтому бли жайшая задача состоит в ус пешном окончании I квартала, ликвидации отставания по п р о изводству и поставкам по сравнению с I кварталом 1990 года. Все эти и мно гие дру гие проблемы и задачи нашей де ятельности хозяйственные р у ководители предприятий ассо циации решают и будут ре шать, социально не ущемляя работников . Но хотелось бы, чтобы ос новные вопросы улучшения со циально -э кономичес ко го поло жения работников рыбной пр о мышленности решались в ос новном не за счет ухудшение финансового положения пр ед приятий (дальше снижать фи нансовые результаты уж е не куда), а в результате привле чения дополнительных госу дарственных средств. И имен но в этом нам нужна помош профсою зов и местных оо г нов управления. 29 марта 191 года 4 •'ПШЯВ 1 1МШ Ш »
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz