Рыбный Мурман. 1991 г. Март.

'ZX£00333ZZXZZZZZ2X£CCCCCGOCOSCCC£CCCGCCCCCCCOC&Z£GC^^ Творчество Ц И Т А Л ЛИ к то -нибудь стихи м урманчан ки Ольги Лов чи ковой здесь, где она родилась и живет? Едва ли. Но с открытием нового имени ее земпяки , увы, опоздали : впервые стихи Ольги были оп убли ко ­ ваны в «Литературной России». После че го местное литобъединение «заметило» девуш ку и предложило посещать его занятия. Ольга отнеслась к этому без энтузиазма, у нее было более притягательное увлече­ ние — клуб самодеятельной песни. У ж ко гда это было, теперь и клуба-то нет, а она вспоминает о нем, ка к вспоминают о первой любви (мож е т быть, так оно и было?). Там Ольга встретила друзей , каких не бывало ни до, ни после — предмет восторга и вдохновения. Под их влиянием — поющих , веселых, остроумных , обаятельных — она выучилась играть на гитаре, перешагнув через собственную с ко ­ ванность. Наверное, под п р еоб раж ающ им воздействием клуба написала и первую песню. Они и сейчас ее друзья : Андрей Жданов, Валя Миняйло , Юра Хаба­ ров, Толя Ловчиков — имена-то гее слуху м урман с ко ­ му не чуждые... Между Сциллой и Харибдой Пролегает Путь мой Млечный , Мой поход крестовый дальний — Поединок бесконечный . Там в свернаньи бесноватом, Разглядеть пытаясь что-то, Балансирую на рее *Лем паденьем и полетом! ^Только там возможно чудо Настоящее , земное — Между Сциллой и Харибдой , Между небом и водою! Только там в проеме этом Между двух огней ж е с то к и х — Подступает откровенье. Близок замысел далекий... Между ночью и рассветом, Между бранью и молитвой. Между болью и восторгом, Между Сциллой и Харибдой! Да, это было для Ольги самое благодарное время. Впрочем, тогдашние пробы пера не были первыми. Удалось выпытать у нее следующую трогательную ис­ торию . Жила-была пионерка Оля. Жила-была, училась в од­ ной из мурманских школ. Как и все мы в те годы, «успешно пребывала в застое вместе со своей стра­ ной» (цитирую ее и присоединяюсь). И для одного из пионерских сборов, вдохновленная учительницей, на­ писала вот какие звонкие строки: Громче, песня пионерская! Выше голову, друг мой! В этот день рожденья Ленина Мы все рядом, мы с тобой. Тверже шаг, взмах рук уверенней. Ты с него бери пример. Помни, что бы ни случилося. Ты — советский пионер! Звучит! Звучит. Автор-пятиклассница была горда. А тег3£рь считает, что стихи трехлетней Оли были куда как душевнее — о простых, земных вещах, которые мы с возрастом не только забываем воспевать, а и вовсе не замечаем. Одобренная успехом, Оля лиру не забросила. Стихо­ творение было бережно вписано в только что нача­ тый девичий альбом-дневник, какие по обыкновению ведут школьницы сего возраста. Но так уж складывал­ ся еа внутренний мир (а может, окружающая дейст­ вительность), что в альбоме том не прибавилось ни строки вплоть до 9 класса. В 9 классе Оля с подру­ гой, начитавшись Дюма и пленившись его обаянием, решили вместе написать роман. Куртуазный! Под ро­ ковым названием «Один легкомысленный взгляд». Се­ го труда ради Оля достала заветный, забытый аль­ бом «с гневом и болью» (цитирую) вырвала первую и единственную исписанную страничку и... В общем, роман она тоже забросила. Рукописные главы еще долго томились среди прочих «когда-то важных» бумаг. Не раз натыкалась на них во время «авралов», перечитывала с веником или тряпкой в ру­ ках, непонятно чему улыбалась, неизвестно о чем гру ­ стила... А потом рукопись как-то сама по себе «раст­ ворилась в пространстве». Улетучилась. «Сгорела», во­ преки известному изречению. Не так ли у к а ж д о г о из нас складывается путь: за находкой — потери, за потерей — находка... Едем, едем, солнце — медь, Лишь посвистывает плеть, Что ж , возница дело знае т — Надо засветло поспеть. — 0 ^ для чего ж е плеть свистит? — чтобы враз у коро ти ть расходившейся кобылки необъе зженную прыть. Худо, худо — нету сил... Ах! Кабы добр боярин был, Кабы к дому человечьему ноней поворотил. — Мой боярин — молодец, Ясный сокол, удалец , Да — не н адеж а , не защи та , не кормилец , не отец. Призовите мне его, запоздавшего ... того... Не теперешне го , пришло го — Законно го мово! Мне бы доброго коня , Он бы вызволил меня из полынного дурмана , из холодного огня! .. Едем, едем, солнце — медь, Лишь посвистывает плеть, Зеленая лампа ЕСЛИ ЗВЕЗДЫ ЗАЖИЕАЮТСЯ... Да поскрипывают дрожки ... Надо засветло поспеть. Олин папа был капитан дальнего плавания. Мама — врач. Отец был гуманитарно го склада человек, мно го читал, сотрудничал с газетами. Однажды привез ма­ ленькой Оле написанную в рейсе сказку , в ко торой она узнала себя и некоторые свои недостатки. Важное эстетическое открытие — о том, что сказки служат не только для развлечения, — изменило отношение к к н иж к ам : они стали как бы взрослее в глазах ребен ­ ка. А сказки, как выяснилось берутся не из к ниже к , а пишутся людьми . Такими, как папа. И капитанская дочка пытливо работала со словом, сочиняя первые четверостишия . Кончились эти опыты филфаком пед­ института. ПРО стихи Я сегодня пойду гулять , Н акуплю по дороге нонфет. Я хочу повстречать стихи , У которых хозяйки нет. В капле дождина — синий цвет, Настоящий , живой , хи -хи! Я хочу приручить стихи . У которых хо зяйки нет. Мне не ж а л к о даж е конфет, Настоящих , моих, хи -хи! Я люблю у гощать стихи , У которых хо зяйки нет. Будем мы и грать и болтать, И цветы собирать в букет. Очень счастливы будут стихи , У ноторых хо зяйки нет. Я допела, а вам хи -хи , Настоящий , большой привет! К а к понравились вам 'с тихи , У которых хозяйки нет? Я хочу получить ответ Однозначный , прямой, хи-хи! Где гуляю т еще стихи , У которых хо зяйки нет? Оля Ловчикоза преподает английский язык ео Двор­ це культуры имени Кирова. У нее растет сын, он ув­ лекается каратэ. (Пека мы тут сочиняем, он записался и на гимнастику.) С открытой, солнечной улыбкой, ве­ селым нравом она кажется вполне беззаботным и оп­ тимистичным человеком. Но заботы, и довольно гнету­ щего свойства (а какими они еще могут быть в стра­ не разрухи!), не обошли и эту маленькую семью. Ка­ жется, Ольге знакомо и чувство одиночества, при всей ее притягательности и коммуникабельности, при всех друзьях. Во всяком случае, щемящие нотки «болезни века» нет-нет и вырываются из ее стихов — ее песен. * * ■» О, как нам быть, на облаке парящим В ночи — минувшей, дне — не приходящем, Творя мечту, о чуде помышляя. Свою судьбу с мечтой отождествляя. О, как нам быть, в пустыне лиц блуждая, Свою любовь смириться принуждая, Свершая путь в цепи перерождений. Во лжи — по грудь, а в страсти — по нолени. О, нак нам быть с собою и с другими — Друзьями праздными, врагами —- дорогими. Где нас искать: на празднестве всенощном Иль в наших душ пространстве одиночном? О, нак нам стать над пропастью кипящей. Поймать Твой взгляд, пророчески-скорбящий, Увидеть лик и обрести мгновенье, И жизни крик, и смерти дуновенье. О, как нам быть... • * » «Диктатору — нрышка! Диктатор подох!» — Орет под окном горлопан-скоморох, И весть молодая уп р у го летит: Диктатор повержен! Диктатор разбит! Хоть тень его плоти покамест жив е т Во чреве зловонном окрес тных болот, Но дух его — смрад многодневных могил — У ж е отлетел среди сотен кадил. Дин татор низложен , низрину т , снесен, И память , постылая память о нем У ж е обращается в жер твенный дым, Покорно летящий к вершинам седым... Д и к т а то р у — нрышка ! Ли куй ! Веселись! Пус кайт е фонтаны, фонтанчики ввысь, Глаза о к р у гл и т толстозадый рассвет: Ди к т а тор у — крышка? ! Ди к та тора нет?! * * * Слово найдено! Заметно В четком о ттиске Вселенной: Дорогая — беззаветно; И любимая — мгновенно. Синий взмах и черный выстрел — Я тебя узнал мгновенно. Я твою предвидел ру ку В четном о ттиске Вселенной. Суть моя. оденься мраком И вернись к своим истокам — Страсть моя пролиться ж аж д е т Искупительным потоком. Освети свои начала Полыханьем одиноким. Мне твоя зна кома поступь: Колыханье почв и судеб... Диктатор , ко т о р ом у крышка , — это не про генсе­ ков , как выяснилось. Стихотворение очень личное и посвящено конкре тному , некогда бли з кому человеку . Согласитесь, замечание необходимое , стих приобре - . тает совсем иное звучание. На скепсис относительно «толстозадого рассвета» парировала есенинским : а «на измызганных ляжках зари»? Слабость ли это? Сла­ бые стороны в стихах Ольги Лов чи ко зой есть, как у любо го , даже и ис кушенно го поэта. Правда, не к а ж ­ д ом у докажешь , что в иной «слабости» как раз и за­ ключается сила поэзии. Наив, трогательная простота и доверчивость детско го стихотворения так же недости­ ж имы для маститого профессионала, как и обаяние строф новичка, дилетанта. Примерно в этом ж е духе высказался рецензент рукописи Ольги Ловчиковой от семинара женс кой поэзии Северо-Запада. Продолжит ли Ольга свой поэтический монолог? За­ будет ли стихи среди бумаг, как случалось уже в опи ­ санных здесь историях? Бог весть. Главное — поэты начинают. Значит, не иссякла нива жизни , изъясняясь высоким слогом, не так уж и губительна о кр уж ающ а я действительность для поэзии, раз молодые хотя бы начинают... ТРИП ТИХ I Нан оттолннуться от земли. Когда не спится — Ни вдоль, ни попере к — ни к а к , Не любится, не веселится? К а к оттолкнуться от земли, И куда лететь? — На вершине — тесно, А в своем углу — холодно да пресно! А в своем углу — бега тараканьи да паучьи драки... Пау ки — это хорошо: к письму! Только , ради бога, почему писем нет? Знать , приметы — враки! Тара каны — тоже ничего: усищи — во! Крылья есть, а летать — не могут... Эх! Оттолкнуться б и — лететь — К черту или к богу! К а к оттолкнуться от земли? II Исполню волю Провиденья — Награда это иль паденье? С к а ж у тому , нто не поймет, Отдам тому, кто не возьмет, Предам о гню свое творенье — Исполню волю Провиденья. Исполню волю Провиденья — Спою глухому от рожденья: Кто любит — вечностью любим, Кто верен — верою храним От запоздалого прозренья... Исполню волю Провиденья. И, может быть, другой — грядущий — У слыши т голос мой зовущий , Придет ко мне мой первый сущий , Поймет и приме т во спасенье — Исполнит волю Провиденья... III Пробил урочный час, Кончен долгий разбег. Я извещаю вас: Я замышляю побег. Можно прожи ть в плену С у т ки , неделю, век... Я объявляю войну! Я замышляю побег. Ночи побегом больны. Бредит побегом рассвет. Ж ребий брошен , мосты сожжены . Нет отступленья! Нет! Прочь колебанья яд, Спят мои сторожа , Двери — настежь и кони храпят , От нетерпенья дрожа . Ж и з н ью оплачен счет. Тленьем охвачен снег: В глубь вод, в с ток рек Я замышляю побег. В стон н е зажи ты х ран , В сон не прожи ты х лет, В нрик , в плач , вскачь, в бег Я замышляю побег. Она пела. Булат Окуджава , Новелла Матвеева, Сер ­ гей Никитин, кто-то из неизвестных гостю авторов... — умные, д обрые песни. Звучали и сочиненные Ольгой, и не было диссонанса — видно, рождены они теми ж е чувствами. Сергей АРХИПОВ. Фото В. КОРЕЦКОГО. Юмореска ВЫИГРЫШ Ястребов не выиграл ничего. И в сердцах стал писать жалобу в дирекцию лотереи. «Это что же, а? Купил билеты, считай, в стратосфере! В самолете Мурманск — Сочи и ничего... Да ну вас!..» Жена узнала о горе мужа из ответа, подписанно­ го ответственными товарищами: «Факты такие еще ;ш4^т место в летной практике. Для расследования Вашего случая создана комиссия из представителей аэрофлота, союзпечати, газеты, лотерейных и дру­ гих работников. Просим выслать билеты на экспер­ тизу. О результатах Вам сообщат письменно в предусмотренные сроки». И подписи. Ястребов выслал билеты и стал ждать. Через неделю пришла экспертиза. В ней говори­ лось, что электронно-вычислительный специалист пришел к заключению: на билет положен утюг. «Как с неба упал к Вам» — была приписка. Ястре­ бов с радости купил еще билетов. II зажмурившись, дал проверить на счастье супруге Клаве. С легкой руки Клавы тираж подарил ему 25 рублей. С этого дня он брал билеты в киоске каждый раз. как толь­ ко выходил на улицу. Сверку с таблицей доверял, конечно же, Клаве. Й пошло, и поехало! Телевизор, гарнитур, машина, дача... ...Жена Ястребова работала в баре ресторана ^Се­ вер» посменно. В свободное время она, заботясь о здоровье мужа, перенесшего недавно ^первый ин­ фаркт из-за неприятностей на ов ощ н ой базе, всегда выигрывала и присылала д ен еж н о-Е ещ сЕы е в ещ и . В . О Л Е Г О В . 8 марта191 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz