Рыбный Мурман. 1991 г. Март.

Экономическая политика Северного бассейна: Л БО ЗРЕВАТК Л Ь Ж У РН А Л А ” «Америка Экономна*; анализи­ руя статьи «Маша стена> и «Латино­ американский лабиринт», пишет: « Проблемы латиноамериканской интеграции... а особенно немногочис­ ленные, но характерные примеры мы­ тарств компании в борьбе за «инте­ грационное сотрудничество >•» являют­ ся всего лишь верхней частью айсбер­ га коррумпированной экономики стран Латинской Америки. В дополнение к статьям можно привести заключитель­ ный пример из многогранного опыта «Совинки». При поставках продоволь­ ствия, запчастей и отремонтирован­ ных блоков компания для получения разрешения на проведение каждой отдельной операции вынуждена полу­ чить шестнадцать подписей таможен­ ного управления. Если резолюцию хо ­ датайствовать обычным путем, то на это нужно 3 — 5 дней, тогда как все заказы судов срочные и требуют вы­ полнения за сутки. Решение данной задачи напрашивается само... Необ­ ходимо отметить, что к таможенному управлению горит желанием присое­ диниться и Капптаиия (управление портом в Кальяо. — И. Б.). У них зарплата тоже маленькая...» Вот с этой длинной цитаты я и хо­ чу начать рассказ о «Совинке». Не­ стабильность политической обстанов­ ки в Перу, нестабильность законов осложняют деятельность компании. А вообще-то насколько мы осве­ домлены о том, что такое «Совинка»? Знают об этом судовладельцы-акцио­ неры. прекрасно знают капитаны, р а ­ ботающие в Перуанской экономиче­ ской зоне. Маловато? Ведь эта ком­ пания приносит огромную пользу на­ шей стране в целом и «Севрыбе» в частности. Поэтому я отправляюсь за интер­ вью к вице-президенту «Совинки» А. В. Ртищеву, человеку, хорошо из­ вестному па Северном бассейне, быв­ шему заместителю начальника Мур­ манского тралового флота. В его ма­ леньком кабинете включаю диктофон. — Александр Васильевич, чьи ин­ тересы представляет «Совинка»? — Всех бассейнов нашей страны. 51 процент акции принадлежит перу­ анской стороне, 49 — советской. Компания в декабре прошлого года отметила десятилетие. Сейчас имеем отделения в Панаме и Аргентине. Но самая большая заслуга компании, па мой взгляд — открытие инновацион­ ного центра в Панаме. Почему я так говорю? Когда суда приходят в Кальяо, мы должны выдать морякам валюту, обеспечить им проведение междурей­ сового ремонта пли технического об­ служивания. снабдить продуктами, водой, организовать их отдых и т. д. Для всего этого требуется валюта. Ее перечисляют флоты. Но вот что получилось в прошлом году. Бюджетные деньги кончились в июле. Ни бассейны, ни «Соврыбфлот» денег не перечислили. А какое до этого дело морякам, честно отрабо­ тавшим рейс? Так вот, благодаря фи­ нансовому центру в Панаме нам уда­ лось избавить флоты от забастовок моряков. Мы залезли b долг, а банк дает нам кредит до 10 миллионов долларов, взяли 7,5 миллиона, раз ­ дали экипажам. Пусть они не полно­ стью получили причитающиеся им доллары, но зато все обошлось без крупных конфликтов. — Наверное, приходится платить немалые проценты за кредит? — Условия — 1.4 процента (в ме­ сяц). Но главная сложность не в этом. Своевременное пополнение флотами аккредитива. И информация для нас. То есть мы должны знать, сколько там денег и чьи они, чтобы один флот не паразитировал за счет дру­ гого. Мы бы контролировали и рас ­ ходование. — Вы сказали, что представляете интересы всех бассейнов. А есть ли флоты, которые не захотели быть акционерами? — Рижская база тралового лова и Архангельский тралфлот. Естествен- — В прошлом году было более 500 судо-заходов. Через аэропорт Лимы «прошли* свыше 40 тысяч моряков. Мы предоставляем автобусы в аэро­ порт, катера к судну, оформляем до­ кументы моряков. И вот еще пример: мы бере.м за оформление вылета мо­ ряка шесть долларов, а по тарифу порта эта услуга стоит 50 долларов. К разговору присоединяется Анд­ рей Александрович Козлов, в чьи обязанности входит наблюдение за исполнением контракта «Элсеп» — «Севрыба*. Вот что он рассказал. — Контракт рассчитан па вылов 400 тысяч тонн рыбы. Но из-за не­ стабильности политической обстанов­ ки в Перу, из-за засилья бюрократи­ ческой системы нам удалось в прош­ лом году выловить лишь 252 тысячи топи. Но мы считаем, что этот ре- ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ / 1 .AAAAAAAAA/VVVVA/VNAA/VVVVVVVXAAA/VAA/VVAA/VVVVVVVVVVVVVA 'J М ШВНЕ- кж: ■ • ■■ :: : таска ЗЕМЛЕ Наш специальный корреспондент передал из Кальяо материал о дея­ тельности компании «Совинка». т , v / V W W W W A A /N /V i/W V W W 'У\ЛЛ/\.W V W .ЛЛЛЛЛЛ/' J \ J \ T ЛА /,У\АЛЛ/'ЛААЛЛ/\/\/'У\АЛ/\ААА/У'- S по, компания обслуживает их в пос­ леднюю очередь. Но главное в дру­ гом: они не могут пользоваться льго­ тами компании и для них действуют тарифы порта, то есть, скажем, за оформление прихода они платят не 450 долларов, как акционеры, а 1,5 тысячи долларов. — Александр Васильевич, «Совин­ ка», как и всякое коммерческое пред­ приятие, должна иметь прибыль, и чем больше, тем лучше. — Мы не стремимся иметь боль­ шой доход. Наша задача — снизить затраты судовладельца, за счет низ­ ких тарифов сэкономить ему деньги. Вот пример: пока мы не создали свое отделение в Аргентине, там брали за продукты 300 процентов нх стоимос­ ти, а мы бере.м 50. Это немного, ведь сюда входит и стоимость доставки нх на суда. II это касается не только продуктов. Да и вообще понятие «до­ рого* — относительное. Если самое необходимое мы держим у себя — запасные части, узлы механизмов, — то некоторые детали и запчасти нам доставляют из Европы самолетом. По сравнению с другими странами здесь самый дешевый доковый ремонт и МРТО. Погода позволяет в течение всего года судам спокойно стоять па рейде. — А как много приходит наших судов? зультат неплохой, учитывая, что в зоне работают не самые мощные су­ да. — А в чем конкретно выражается влияние бюрократической системы? —- Например, для захода в порт транспорта нужна министерская ре­ золюция. которую подписывает зам­ министра рыболовства. Она должна быть заверена тремя начальниками управлений и завизирована юристом министерства. Когда все эти инстан­ ции пройдены, надо получить дирек­ торскую резолюцию в Капитапии и береговой охране. Когда там все бу­ дет согласовано в отделах и управле­ ниях, остается получить подпись ад­ мирала (ведь Капитания — военная организация). Нередко адмирала нет на месте: то ли на военных учениях, то ли па лекции в высшем морском училище. А судно стоит. В прошлом году простои составили около 7G су­ ток. — В зоне Перу работают суда всех бассейнов? — Нет, только «Севрыбы». Моя задача, чтобы они работали без проб­ лем. с минимальными затратами. — 4 . почему траловый флот не на­ правит в зону «Моонзуиды»? — Я считаю, что именно такие су­ да следовало направить, чтобы вы­ брать квоту. Но, во-первых, некуда размещать более слабые в техниче­ ском отношении траулеры, во-вторых, руководство флота знает о нестабиль­ ности в Перу и опасается риска. Зна­ ли бы мы, что контракт будет рабо­ тать три года без проблем. — сов­ сем бы другое дело. Но здесь минист­ ры рыболовства меняются чуть ли не каждые полгода. Только найдешь кон­ такт, взаимопонимание — он уходит. А президенты «Эпсепа» меняются еще чаще. Пока ему объяснишь, сколько стоит наше судно, топливо, орудия лова, сколько наши экипажи дают рыбы для парода Перу, прохо­ дит время. Ведь должность эта по­ литическая, чаще всего президент слабо разбирается в проблемах рыб­ ной отрасли, зато каждый очень хо­ чет изменить контракт, «улучшить» в сторону «Эпсепа». Порой нам заявляют: «Если пе из­ мените условия контракта, мы най­ дем других партнеров». Мы говорим: «Да кто же на ваши условия согла­ сится?» Ведь по законам Перу (кро­ ме нашего контракта) траулер, ко­ торый входит в зону, должен срацж же заплатить 700 тысяч долларов Где же найти такого чудака, который из Европы отправит судно и. пе вы­ ловив ни килограмма, не зная, пой­ мает он рыбу или нет, выложит 700 тысяч долларов! Я думаю, что пока в Перу пе из­ менятся законы, много желающих здесь работать не будет. — Вы рассказываете, так сказать, о правящих кругах. А как идут кон­ такты на более низком уровне? — У перуанцев есть такое ходо­ вое слово «маньяна» — завтра. Вам не откажут, но и не сделают, и при этом не будут чувствовать каких-ли­ бо угрызений совести. Причем это характерно практически для всех стран Латинской Америки. Естествен­ но, это затрудняет нашу жизнь, по­ скольку мы хотим обслужить суда и качественно, и быстро. — Александр Васильевич: какие у вас планы? — Сейчас компания начинает за­ ниматься еще одним аспектом произ­ водственной деятельности: совмест­ но с перуанской стороной выпускать рыбопродукцию и продавать ее та местном и внешнем рынках, ч а ст ь отправлять в Советский Союз. Во время командировки в Панаму мы с президентом компании посмот­ рели работу небольшой фабрики, где перерабатывают креветку и постав­ ляют ее в СШ А . Предложили нам приобрести эту фабричку. Тут вот какой нюанс: Панама — свободная зона, там много банков, прекрасно развита транспортная связь, телекс­ ная, телефонная, там .минимальные налоги на импорт. Зато когда выво­ зишь выработанную в Панаме про­ дукцию на экспорт, то получаешь гак- называемую фискальную премию, которая даже превышает налог на импорт. Поэтому мы намерены при­ обрести эту фабричку. Переговорили с Мурманским траловым флотом, по­ лучили одобрение. Конечно, не все делается так* быст­ ро, как хотелось бы. Но в серьезных делах поспешность не нужна, следу­ ет все продумать, просчитать. Ведь ошибки всем обходятся недешево. Беседовала И . БЕРЕ ЗЮ К . Порт Кальяо, Перу. % Выгодно и нам. и Намибии Район Намибии нашим м о ­ ря кам хорошо известен: ра­ ботали здесь не один год. Но ко гда Намибия, обретя неза­ висимость, стала стремиться не только к политической , но и э кономичес кой самостоя­ тельности, она по примеру дру гих стран ввела 200-миль­ ную з он у у своих берегов . И флот «Севрыбы» с конца 1989 года покинул этот район. В течение 1990 года шли пере говоры м еж д у нашей страной и Намибией о сотруд ­ ничестве в области рыболов ­ ства. Но молодое государство вело о с т о р ож н ую политику, выслушивая предложения и не давая обещаний . Тем вре ­ менем выяснилось, что ры б о ­ в Ол- от недо- обрабатывающая база фиш-Бее страдает статка сырья. Дело в том, что у Намибии флот небольшой, к тому ж е — специализиро ­ ванный, он работает по типу наших судов на путине: при ­ возят сардину на консервы и на муку . В 1990 году Намибия реши ­ ла использовать имеющиеся запасы 'сырья, чтобы попол ­ нить валютные ресурсы . И за­ ключила контракт с Порту га ­ лией, чтобы часть судов этой страны могла облавливать хек. Но Португалию не интересо ­ вала ставрида, а для Совет­ с к о го Союза она была тради ­ ционным объектом промысла в том районе. И намибийцы пошли на широ кий контакт с советскими фирмами. Была создана совместная сове тскс - намибийская компания «Нам- сов)>, которая в результате получила квоту в 40 тысяч тонн ставриды на 1990 год. В зону был допущен и «Латрыб- пром», т ож е заключивший контракт. Следующее согла­ шение с Намибией подписали руководители совместного предприятия «Интератлантик» (советско -шведское ). А в но ­ ябре 1990 года контракт за­ ключил М урма нс кий траловый флот. И что еще очень важно. При правильном планировании работы тралового флота сов ­ местно с дру гими бассейнами и «Соврыбфлотом» , поставляя рыбу на экспорт, м ож н о дос ­ тичь высокой рентабельности в этом районе. Ведь транс­ портные расходы, связанные с доставкой рыб опрод у кции в Мурманск , очень высоки. В настоящее время мы ре ­ шаем вопрос с нашими посто­ янными покупателями в Аф ­ ри ке о сбыте. Недавно одна из заирских фирм пр едлож и ­ ла нам создать совместное предприятие по сушке рыбы для снабжения такой п р о д у к ­ цией африканские страны. Этот проду к т пользуется там большим спросом , м о ж н о де ­ лать хороший бизнес. В бли­ жайшее время будем встре­ чаться с представителями фир ­ мы и решать конкретные воп­ росы. Еще одно направление — работа наших судов по по­ ставке охлажденной рыбы. Идея такова: 1— 2 наших тра­ улера и намибийское транс­ портное судно, ко то рое будет доставлять рыбу на берег. Но намибийская сторона предла­ гает оплату консервами . Ес­ тественно, необходимо эти консервы опробовать на на­ шем рынке, получить за клю ­ чение, рассчитать эффектив ­ ность сделки и потом уж е за­ ключать до говор . В. КАСАТКИН , начальник отдела экспорт­ но-импортных операций фирмы «Севрыбсбыт». . ■■■||' iW 8 марта 191 года рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz