Рыбный Мурман. 1991 г. Март.
Экономическая политика Северного бассейна: Л БО ЗРЕВАТК Л Ь Ж У РН А Л А ” «Америка Экономна*; анализи руя статьи «Маша стена> и «Латино американский лабиринт», пишет: « Проблемы латиноамериканской интеграции... а особенно немногочис ленные, но характерные примеры мы тарств компании в борьбе за «инте грационное сотрудничество >•» являют ся всего лишь верхней частью айсбер га коррумпированной экономики стран Латинской Америки. В дополнение к статьям можно привести заключитель ный пример из многогранного опыта «Совинки». При поставках продоволь ствия, запчастей и отремонтирован ных блоков компания для получения разрешения на проведение каждой отдельной операции вынуждена полу чить шестнадцать подписей таможен ного управления. Если резолюцию хо датайствовать обычным путем, то на это нужно 3 — 5 дней, тогда как все заказы судов срочные и требуют вы полнения за сутки. Решение данной задачи напрашивается само... Необ ходимо отметить, что к таможенному управлению горит желанием присое диниться и Капптаиия (управление портом в Кальяо. — И. Б.). У них зарплата тоже маленькая...» Вот с этой длинной цитаты я и хо чу начать рассказ о «Совинке». Не стабильность политической обстанов ки в Перу, нестабильность законов осложняют деятельность компании. А вообще-то насколько мы осве домлены о том, что такое «Совинка»? Знают об этом судовладельцы-акцио неры. прекрасно знают капитаны, р а ботающие в Перуанской экономиче ской зоне. Маловато? Ведь эта ком пания приносит огромную пользу на шей стране в целом и «Севрыбе» в частности. Поэтому я отправляюсь за интер вью к вице-президенту «Совинки» А. В. Ртищеву, человеку, хорошо из вестному па Северном бассейне, быв шему заместителю начальника Мур манского тралового флота. В его ма леньком кабинете включаю диктофон. — Александр Васильевич, чьи ин тересы представляет «Совинка»? — Всех бассейнов нашей страны. 51 процент акции принадлежит перу анской стороне, 49 — советской. Компания в декабре прошлого года отметила десятилетие. Сейчас имеем отделения в Панаме и Аргентине. Но самая большая заслуга компании, па мой взгляд — открытие инновацион ного центра в Панаме. Почему я так говорю? Когда суда приходят в Кальяо, мы должны выдать морякам валюту, обеспечить им проведение междурей сового ремонта пли технического об служивания. снабдить продуктами, водой, организовать их отдых и т. д. Для всего этого требуется валюта. Ее перечисляют флоты. Но вот что получилось в прошлом году. Бюджетные деньги кончились в июле. Ни бассейны, ни «Соврыбфлот» денег не перечислили. А какое до этого дело морякам, честно отрабо тавшим рейс? Так вот, благодаря фи нансовому центру в Панаме нам уда лось избавить флоты от забастовок моряков. Мы залезли b долг, а банк дает нам кредит до 10 миллионов долларов, взяли 7,5 миллиона, раз дали экипажам. Пусть они не полно стью получили причитающиеся им доллары, но зато все обошлось без крупных конфликтов. — Наверное, приходится платить немалые проценты за кредит? — Условия — 1.4 процента (в ме сяц). Но главная сложность не в этом. Своевременное пополнение флотами аккредитива. И информация для нас. То есть мы должны знать, сколько там денег и чьи они, чтобы один флот не паразитировал за счет дру гого. Мы бы контролировали и рас ходование. — Вы сказали, что представляете интересы всех бассейнов. А есть ли флоты, которые не захотели быть акционерами? — Рижская база тралового лова и Архангельский тралфлот. Естествен- — В прошлом году было более 500 судо-заходов. Через аэропорт Лимы «прошли* свыше 40 тысяч моряков. Мы предоставляем автобусы в аэро порт, катера к судну, оформляем до кументы моряков. И вот еще пример: мы бере.м за оформление вылета мо ряка шесть долларов, а по тарифу порта эта услуга стоит 50 долларов. К разговору присоединяется Анд рей Александрович Козлов, в чьи обязанности входит наблюдение за исполнением контракта «Элсеп» — «Севрыба*. Вот что он рассказал. — Контракт рассчитан па вылов 400 тысяч тонн рыбы. Но из-за не стабильности политической обстанов ки в Перу, из-за засилья бюрократи ческой системы нам удалось в прош лом году выловить лишь 252 тысячи топи. Но мы считаем, что этот ре- ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ / 1 .AAAAAAAAA/VVVVA/VNAA/VVVVVVVXAAA/VAA/VVAA/VVVVVVVVVVVVVA 'J М ШВНЕ- кж: ■ • ■■ :: : таска ЗЕМЛЕ Наш специальный корреспондент передал из Кальяо материал о дея тельности компании «Совинка». т , v / V W W W W A A /N /V i/W V W W 'У\ЛЛ/\.W V W .ЛЛЛЛЛЛ/' J \ J \ T ЛА /,У\АЛЛ/'ЛААЛЛ/\/\/'У\АЛ/\ААА/У'- S по, компания обслуживает их в пос леднюю очередь. Но главное в дру гом: они не могут пользоваться льго тами компании и для них действуют тарифы порта, то есть, скажем, за оформление прихода они платят не 450 долларов, как акционеры, а 1,5 тысячи долларов. — Александр Васильевич, «Совин ка», как и всякое коммерческое пред приятие, должна иметь прибыль, и чем больше, тем лучше. — Мы не стремимся иметь боль шой доход. Наша задача — снизить затраты судовладельца, за счет низ ких тарифов сэкономить ему деньги. Вот пример: пока мы не создали свое отделение в Аргентине, там брали за продукты 300 процентов нх стоимос ти, а мы бере.м 50. Это немного, ведь сюда входит и стоимость доставки нх на суда. II это касается не только продуктов. Да и вообще понятие «до рого* — относительное. Если самое необходимое мы держим у себя — запасные части, узлы механизмов, — то некоторые детали и запчасти нам доставляют из Европы самолетом. По сравнению с другими странами здесь самый дешевый доковый ремонт и МРТО. Погода позволяет в течение всего года судам спокойно стоять па рейде. — А как много приходит наших судов? зультат неплохой, учитывая, что в зоне работают не самые мощные су да. — А в чем конкретно выражается влияние бюрократической системы? —- Например, для захода в порт транспорта нужна министерская ре золюция. которую подписывает зам министра рыболовства. Она должна быть заверена тремя начальниками управлений и завизирована юристом министерства. Когда все эти инстан ции пройдены, надо получить дирек торскую резолюцию в Капитапии и береговой охране. Когда там все бу дет согласовано в отделах и управле ниях, остается получить подпись ад мирала (ведь Капитания — военная организация). Нередко адмирала нет на месте: то ли на военных учениях, то ли па лекции в высшем морском училище. А судно стоит. В прошлом году простои составили около 7G су ток. — В зоне Перу работают суда всех бассейнов? — Нет, только «Севрыбы». Моя задача, чтобы они работали без проб лем. с минимальными затратами. — 4 . почему траловый флот не на правит в зону «Моонзуиды»? — Я считаю, что именно такие су да следовало направить, чтобы вы брать квоту. Но, во-первых, некуда размещать более слабые в техниче ском отношении траулеры, во-вторых, руководство флота знает о нестабиль ности в Перу и опасается риска. Зна ли бы мы, что контракт будет рабо тать три года без проблем. — сов сем бы другое дело. Но здесь минист ры рыболовства меняются чуть ли не каждые полгода. Только найдешь кон такт, взаимопонимание — он уходит. А президенты «Эпсепа» меняются еще чаще. Пока ему объяснишь, сколько стоит наше судно, топливо, орудия лова, сколько наши экипажи дают рыбы для парода Перу, прохо дит время. Ведь должность эта по литическая, чаще всего президент слабо разбирается в проблемах рыб ной отрасли, зато каждый очень хо чет изменить контракт, «улучшить» в сторону «Эпсепа». Порой нам заявляют: «Если пе из мените условия контракта, мы най дем других партнеров». Мы говорим: «Да кто же на ваши условия согла сится?» Ведь по законам Перу (кро ме нашего контракта) траулер, ко торый входит в зону, должен срацж же заплатить 700 тысяч долларов Где же найти такого чудака, который из Европы отправит судно и. пе вы ловив ни килограмма, не зная, пой мает он рыбу или нет, выложит 700 тысяч долларов! Я думаю, что пока в Перу пе из менятся законы, много желающих здесь работать не будет. — Вы рассказываете, так сказать, о правящих кругах. А как идут кон такты на более низком уровне? — У перуанцев есть такое ходо вое слово «маньяна» — завтра. Вам не откажут, но и не сделают, и при этом не будут чувствовать каких-ли бо угрызений совести. Причем это характерно практически для всех стран Латинской Америки. Естествен но, это затрудняет нашу жизнь, по скольку мы хотим обслужить суда и качественно, и быстро. — Александр Васильевич: какие у вас планы? — Сейчас компания начинает за ниматься еще одним аспектом произ водственной деятельности: совмест но с перуанской стороной выпускать рыбопродукцию и продавать ее та местном и внешнем рынках, ч а ст ь отправлять в Советский Союз. Во время командировки в Панаму мы с президентом компании посмот рели работу небольшой фабрики, где перерабатывают креветку и постав ляют ее в СШ А . Предложили нам приобрести эту фабричку. Тут вот какой нюанс: Панама — свободная зона, там много банков, прекрасно развита транспортная связь, телекс ная, телефонная, там .минимальные налоги на импорт. Зато когда выво зишь выработанную в Панаме про дукцию на экспорт, то получаешь гак- называемую фискальную премию, которая даже превышает налог на импорт. Поэтому мы намерены при обрести эту фабричку. Переговорили с Мурманским траловым флотом, по лучили одобрение. Конечно, не все делается так* быст ро, как хотелось бы. Но в серьезных делах поспешность не нужна, следу ет все продумать, просчитать. Ведь ошибки всем обходятся недешево. Беседовала И . БЕРЕ ЗЮ К . Порт Кальяо, Перу. % Выгодно и нам. и Намибии Район Намибии нашим м о ря кам хорошо известен: ра ботали здесь не один год. Но ко гда Намибия, обретя неза висимость, стала стремиться не только к политической , но и э кономичес кой самостоя тельности, она по примеру дру гих стран ввела 200-миль ную з он у у своих берегов . И флот «Севрыбы» с конца 1989 года покинул этот район. В течение 1990 года шли пере говоры м еж д у нашей страной и Намибией о сотруд ничестве в области рыболов ства. Но молодое государство вело о с т о р ож н ую политику, выслушивая предложения и не давая обещаний . Тем вре менем выяснилось, что ры б о в Ол- от недо- обрабатывающая база фиш-Бее страдает статка сырья. Дело в том, что у Намибии флот небольшой, к тому ж е — специализиро ванный, он работает по типу наших судов на путине: при возят сардину на консервы и на муку . В 1990 году Намибия реши ла использовать имеющиеся запасы 'сырья, чтобы попол нить валютные ресурсы . И за ключила контракт с Порту га лией, чтобы часть судов этой страны могла облавливать хек. Но Португалию не интересо вала ставрида, а для Совет с к о го Союза она была тради ционным объектом промысла в том районе. И намибийцы пошли на широ кий контакт с советскими фирмами. Была создана совместная сове тскс - намибийская компания «Нам- сов)>, которая в результате получила квоту в 40 тысяч тонн ставриды на 1990 год. В зону был допущен и «Латрыб- пром», т ож е заключивший контракт. Следующее согла шение с Намибией подписали руководители совместного предприятия «Интератлантик» (советско -шведское ). А в но ябре 1990 года контракт за ключил М урма нс кий траловый флот. И что еще очень важно. При правильном планировании работы тралового флота сов местно с дру гими бассейнами и «Соврыбфлотом» , поставляя рыбу на экспорт, м ож н о дос тичь высокой рентабельности в этом районе. Ведь транс портные расходы, связанные с доставкой рыб опрод у кции в Мурманск , очень высоки. В настоящее время мы ре шаем вопрос с нашими посто янными покупателями в Аф ри ке о сбыте. Недавно одна из заирских фирм пр едлож и ла нам создать совместное предприятие по сушке рыбы для снабжения такой п р о д у к цией африканские страны. Этот проду к т пользуется там большим спросом , м о ж н о де лать хороший бизнес. В бли жайшее время будем встре чаться с представителями фир мы и решать конкретные воп росы. Еще одно направление — работа наших судов по по ставке охлажденной рыбы. Идея такова: 1— 2 наших тра улера и намибийское транс портное судно, ко то рое будет доставлять рыбу на берег. Но намибийская сторона предла гает оплату консервами . Ес тественно, необходимо эти консервы опробовать на на шем рынке, получить за клю чение, рассчитать эффектив ность сделки и потом уж е за ключать до говор . В. КАСАТКИН , начальник отдела экспорт но-импортных операций фирмы «Севрыбсбыт». . ■■■||' iW 8 марта 191 года рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz