Рыбный Мурман. 1991 г. Июнь.

тишины на м mrnuei ПРОТИВОСТОЯНИЕ Сначала процитирую две радиограм­ мы, поззолив себе изрядно сократить их, поскольку обе очень длинные. Они адресованы всем морякам всех бас­ сейнов страны: «В вышестоящие государственные органы, парламент страны продолжа­ ет поступать поток телеграмм с судов флота с требованием решать вопросы, касающиеся организации промысла, материально-технического снабжения, оплаты труда, других проблем, отно­ сящихся в основном к компетенции судовладельцев. При этом используют­ ся различного рода угрозы вплоть до забастовок. Нередко эти телеграммы подписывают не капитаны судов, а представители общественных ор­ ганизаций, не вникая, на каком уровне должны решаться те или иные вопро­ сы... Обращаюсь ко всем морякам флота рыбной промышленности про- язить необходимую выдержку и пони­ мание в сложившейся ситуации ...При­ нять меры для использования судовых радиостанций... для нужд производст­ ва и обеспечения безопасности море­ плавания, а не рассылки митингозых зозззаний... Котляр». «...Поставляя на народный стол 25 процентов пищевой продукции, рыб­ ная отрасль продолжает влачить жал­ кое существование. Продолжается мо­ ральное старение флота. Отсутствуют поставки новых судов, ухудшается ма­ териально-техническая база. Рост зар­ платы наших моряков, самых низко­ оплачиваемых в мире, не успевает за ростом цен. В условиях искусственного сдерживания цен на рыбную продук­ цию и роста цен на материально-тех­ ническое снабжение рыбная отрасль продолжает оставаться убыточной. Гос­ дотации составляют ежегодно около трех миллиардов рублей. В то же вре­ мя ежегодные дотации сельскому хо­ зяйству... свыше 30 миллиардов руб­ лей. Совмин СССР отказал в выделе­ нии валюты для эксплуатации флота, Минрыбхоз возложил все валютное обеспечение на судовладельцев, кото­ рые не могут заработать валюту вви­ ду ограничения правительством экс­ порта рыбопродукции. В результате этих действий встал серьезный вопрос о сущестиовании океанического ры­ боловства ...Есть два выхода: или по­ ставить флот на прикол, если наша продукция не нужна стране, или за­ ставить правительство считаться с на­ шими интересами... По поручению экипажа БМРТ (Лео­ нид Иванов» и группы судов «Мур- манрыбпрома» капитан-директор КОНЕВ)». Я не привожу в радиограмме В. В. Конеза девять предложений, которые, по мнению моряков, могли бы решить вопрос — быть или не быть рыболов­ ному флоту. Об этих предложениях уже говорилось в «Рыбном Мурмане». Сегодня речь о другом: на фоне развала и дестабилизации экономики страны в целом рыбная промышлен­ ность Северного бассейна находится в наиболее худших условиях по сравне­ нию с другими бассейнами. Я не собираюсь брать на себя роль судьи или советника, но хочу показать, как в отдельных случаях нелепость то ли наших законов, то ли некоторых решений местного руководства нано­ сит немалый ущерб и без того хро­ мой нашей рыбацкой экономике. А радиограммы процитировала для того, чтобы подчеркнуть, что противостоя­ ние «верхов» и «низов» ничуть не со­ кратилось в эпоху демократизации, а, наоборот, резко обострилось. И еще для того, чтобы показать, где берут начало конфликты как местного значе­ ния, так и в масштабе страны. Рыбак на промысле, уставший в долгом рей­ се, бьющийся как рыба об лед, из-за отсутствия самого необходимого снаб­ жения, лишенный оперативной инфор­ мации, очень остро реагирует на вся­ кого рода «заморочки», идущие «свер­ ху». Министр в своей радиограмме тре­ бует от моряков «понимания сложив­ шейся ситуации», а от руководителей флотов — «проведения широкой разъ­ яснительной работы с плавсоставом о положении в стране...» А кто будет «понимать» моряка? Кто защитит его от «прогарных» рейсов? От капитанов, которые, мягко гозоря, превышают полномочия и позволяют себе изде­ вательство? От всякого рода запретов, не имеющих под собой ни юридиче­ ской основы, ни здразого смысла? ЭТО БЫЛО, БЫЛО... ЭТО ЕСТЬ На одном из судоз «Мурманрыбпро- ма» сломался главный двигатель, и траулер из Кальяо потащили на букси­ ре а Польшу на ремонт. Палуба этого траулера — так уж получилось — бы­ ла загружена «утилем»: изношенными тралами, ржавыми железными троса­ ми, обрывками веревок. Пока ждали буксир, а это почти месяц, капитан отправил радиограмму в управление, прошу, мол, разрешения продать эту рухлядь, тем паче покупатели платят долларами. Отвечают: «Ждите. С вас это снимут на другое судно». Не сняли. Переход з Польшу 45 су­ ток. Где-то посреди океана капитан шлет другую радиограмму: разрешите утопить это барахло. Ответ: «Разрешаю списание рабочего катера путем затоп­ ления». Вот так ребус: катер в нор­ мальном техническом состоянии, чего его топить-то? свете два мнения: мое н неправиль­ ное. Я за 20 лет работы в Архангель­ ском флоте впервые встречаю такую дикость. Так вот, на собрании он тре­ бовал отказа от увольнения, мол, би­ леты заказаны, надо лететь. А кто ви­ новат, что вовремя не дали валюту! А где обещанные шесть дней! Мы так и . сказали на собрании, а капитан стучал кулаком по столу и, не обра­ щая внимания, что в салоне присутст­ вует женщина (член экипажа), сыпал матерщиной. Кто поедет в увольне­ ние, будет лишен визы и дальше Ба­ ренцева моря не пойдет, пообещал напитан. А в рейсе были эпизоды, когда, доведенные до белого каления его хамством, моряки наши готовы были к физической расправе. Каково было работать в такой обстановке! Только, пожалуйста, если будете пи­ сать, не называйте наши фамилии, ина­ че не только визы лишимся, но вооб­ ще с флота уволят. Вот так. Что могла я сказать этим людям, уставшим не столько от тяже­ лого рейса, сколько от бесконечных унижений? Пыталась «утешить», мол, это исключительный случай, в осноз- ном-то капитаны не такие. А моряки З В У К И Т А М Т А М А Следом еще радиограмма: «Свяжи­ тесь с ТР «Хибинские горы», он с вас снимет утиль». Связались. Услышали: «Вы что, ребята, сбрендили? Между нами две тысячи миль, неужели мы за утилем побежим, когда нас ждут на промысле?» Пришли в Польшу. Там говорят: «Этот мусор убирайте, он мешает ре­ монту». Выбросить? Так ведь он чис­ лится за капитаном. Делать нечего, пришлось капитану «через гастроном» договариваться, чтобы сгрузили утиль на время капремонта в надежное ме­ сто, а потом вернули на палубу. Закончился ремонт, траулер вернул­ ся в Мурманск. Утиль перегрузили на машины, увезли на территорию плав- мастерской «Резец», порубили и ...за­ копали. Еще бульдозером прошлись поверху. Смешно? Печально. Нелепо. Вспоминается мне такой случай. В старом ДМО меняли мебель. Окно мо­ его кабинета выходит на главный вход в ДМО. Смотрю*. у ступенек пыла­ ет большой костер и мужики бросают в него шкафы и тумбочки. Подбегаю: «Ребята, не жгите, мне очень нужны полированные доски, хочу полки книж­ ные сделать». «Вы что, — отвечают, — нельзя. Это же государственное имущество». Сожжем, зароем. Зато все парагра­ фы бесчисленных запрещающих доку­ ментов соблюдем. Хотела бы я ви­ деть капиталиста, вот так, вопреки здравому смыслу, распоряжающегося своим добром! «ХАМИТЕ, ПАРНИША!» В предыдущей главе я не назвала имени капитана и номера траулера, о котором шла речь, поскольку, хоть и услышала я этот рассказ а марте 1991 г./ дело было года три назад и руководство объединения сменилось. Хотя и сегодня утиль закапывают... А вот совершенно свежий случай, правда, иного плана. В апреле нечто вроде забастовки было на Архангель­ ском БМРТ «Подмосковье». Причина та же, что и на БМРТ «Виктор Стрель­ цов» («РМ» N2 15, 1991 г.): нет валюты. Первая партия получила доллары пе­ ред самым вылетом. Вторая партия, оставшаяся ждать валюту «до побе­ ды», отправилась в увольнение. Тут-то мы и встретились, И я услышала: — Мы перевыполнили план по всем показателям. «Контора» попросила продлить рейс — продлили. В середи­ не рейса заход не дали, пообещав в конце шесть суток отдыха. Согласи­ лись. И вот на собрании перед уволь­ нением капитан-директор В. П. Татар­ ский снова взялся за свой стиль: весь рейс он трепал нервы всем морякам, мат — привычный для него стиль об­ щения. Валерий Павлович из тех лю­ дей, которые убеждены, что есть на говорят: «На наших судах, которые хо­ дят в загранрейсы, в основнодл такие же». Конечно, все это — со слов. Воз­ можно, преувеличили моряки, сгустили краски. Но в самолете (мы летели вместе из Лимы), когда мне показали Валерия Павловича и я собиралась по­ говорить с ним, передумала: уж очень угрюмо-надменное выражение лица было у него. Сидел отстраненно, один. Наверное, и ему было невесело после конфликтов с командой. Это я понима­ ла. Но жегание поговорит^ у меня пропало. Вспомнилась фраза, услышанная от моряков Мурманского тралфлота, ког­ да они пошли в рейс с капитаном Н. К. Горошко без первого помощника: «Чтобы работать с этим капитаном, на­ до Двух первых помощников в рейс брать, одного мало». «И Е СУМУ ЕГО ПУСТУЮ...» Транспортный рефрижератор «Мо- товский залив» пришел на промысел а ЮВТО. Зная о нареканиях промыс­ ловиков на моряков «Сезрыбхолод- флота»„ отправляюсь вместе со вторым штурманом В. В. Федоровым и нач- продом В. И. Гончаруком на транспорт. И там у начпрода ТР В. А. Мамедова узнаю, что вместо заказанных четырех тонн мяса мы получим (как и все промысловые суда) лишь 800 кило­ граммов, вместо Двух тонн сахара — 200 килограммов, сигарет — по ящику на судно. Причина — неувязки а пор­ ту: должен был идти ТР «Карл Либк- нехт», вдруг что-то там переиграли, и в ЮВТО пошел «Мотозский зализ», причем отход — срочно, что успели завезти, то и «поехало». Вопрос: чем виноваты моряки про­ мысловых судов? Почему они должны своим здоровьем рассчитываться за чьи-то непродуманные решения? Далее я хочу процитировать свой разговор с В. А. Мамедовым. — На «Мотовском зализе» з день отхода до обеда еще не знали, куда пойдем. А в 21 час отошли от прича­ ла. То есть что успели, то и заброси­ ли. Наши заявки вообще удовлетворя­ ются не полностью: нет риса, фасоли, перловки, сахара-рафинада, кофе, гре­ чи, нет сгущенного молока для спец­ питания, очень мало сухих слизок. — Скажите, Владимир Александро­ вич, а как питается ваш экипаж? — Точно так же. 8се то же самое, что и у промыслозикоз. — Можно взглянуть на накладные? — А зачем зам? — Интересно. Скажите, у вас эки­ паж... — 54 человека. — А продолжительность рейса? — 2,5 месяца. — На «Лозозском» 104 человека и 165 суток. Покажите все-таки доку­ мент. После долгих поисков находит на-! кладную. И я читаю: сахар-песок — 600 кило-: граммоз, сахар-рафинад — 230, яйцо; куриное — 350 штук (для нас ни одно­ го), свинина — 200 килограммов плюс свинина жировая — 300, говядина — 220, баранина — 220. В списке — творог свежий, сметана, колбаса, копченый палтус. Кофе натуральный — 15 кило­ граммов, шоколад — 100 штук, конфе­ ты (разные) — 116 килограммов, ваф­ ли (разные) — 175 килограммов. Си­ гареты импортные — 1,5 тысячи плюс «(Стрела» — 60 пачек. — Кучерязо живете! — Ну что вы! Я же должен иметь месячный запас. А я вот отдаю вам свои слизки сухие... Может, потому, что корреспондент на судне, может, по доброте душев- L ной, но В. А. Мамедов «отжалел» для «Василия Лозовского» не только слив­ ки, но и поделился шоколадом (на 8 Марта все шесть женщин получили по 4 шоколадки), конфетами и чем-то еще, не помню сейчас. Да разве дело в шоколадках? По­ сылаете моряков туда, где нет ни ма­ газина, ни базара, требуете с него ра­ боты по 12 часов в сутки, так хоть на­ кормите как положено. Не можете, не посылайте! Так ведь? ТОЛЬКО НЕ ВОИНА! Три разные ситуации, из разных, так сказать, «опер». Я не касаюсь здесь чисто технических и сугубо экономи­ ческих проблем. Об этом речь пойдет в следующий раз. У меня на столе в кабинете хранит­ ся вырезка из «Литературной газеты» (к сожалению, не записала дату ее выхода) со статьей обозревателя газе­ ты Н. Логиновой под заголовком «Тамтам». Речь в ней идет о том, что народное терпение нельзя испытывать до бесконечности. Потому как иначе слышатся звуки тамтама, возвещаю­ щего, что кое-где люди выходят «на тропу войны». Статья вышла тогда, когда з стране поднялся «табачный бунт». Я процитирую: «Последняя вещь (сигарета. — И. Б.) всегда каза­ лась чепухой. Но это — пока она была в наличии. А как испарилась — послы­ шался тамтам. Еще слабенький, еле слышный, но понемножку набирающий силу. Омон и спецназ смешно выгля­ дят у табачных киосков. Да хоть раке­ ту прикати для пущей важности, ду­ мают курильщики, а табак дай. Его да­ же на войне давали и в тюрьме дают. Потому что инстинктивно догадывают­ ся о том, что абстиненция на языке психологов («ломка» по-нашему) опас­ на физиологически и вызывает по­ следствия непланируемые и нерегули­ руемые. Эта ломка внутри приведет к большой ломке снаружи и вокруг». Почему же уважаемый Николай Исаакович Котляр «инстинктивно» не догадывается, чем грозит «ломка» мо­ ряков? Вед» море есть море: тысячи миль воды во все стороны и пять ки- лометроз воды вглубь, под судном. Не выскочишь ?а сигаретами к «Волне», где хоть и з 1 ридорога, но купить пачку 0 можно. И не сбегаешь на рынок за пусть тридцатирублевым куском мяса. Ну, день ты поспишь на голодный же­ лудок, второй. А на третий... Тамтам? А если к тому же на тебя безнака­ занно орут? А ты уже досыта наслу­ шался речей про демократию, про права человека и прочие высокие ду­ ховные ценности. Шкерочный нож, ты и сам понимаешь, не аргумент а спо­ ре с кем бы то ни было... А если к тому же ты вместо разум­ ного разрешения проблем получаешь ценное указание насчет утопления хо­ рошего рабочего катера, тогда как? Не гозоря уже о низкой зарплате и мизере валюты, что имеет первосте­ пенное значение. И тогда десятки экипажей подписы­ ваются под радиограммой, отправлен­ ной вопреки запретам министра и на­ чальника флота. Радиограммой, в ^ко­ торой очень хорошо, отчетливо слыш­ ны ззуки тамтама. Это еще не «тропа войны», это соседняя с ней тропка. Но ведь тамтам услышат не только а ЮВТО... Инна БЕРЕЗЮК. / Тихий океан — Мурманск. 1 нюня 191 года РЫБНЫЙ МУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz