Рыбный Мурман. 1991 г. Июнь.
тишины на м mrnuei ПРОТИВОСТОЯНИЕ Сначала процитирую две радиограм мы, поззолив себе изрядно сократить их, поскольку обе очень длинные. Они адресованы всем морякам всех бас сейнов страны: «В вышестоящие государственные органы, парламент страны продолжа ет поступать поток телеграмм с судов флота с требованием решать вопросы, касающиеся организации промысла, материально-технического снабжения, оплаты труда, других проблем, отно сящихся в основном к компетенции судовладельцев. При этом используют ся различного рода угрозы вплоть до забастовок. Нередко эти телеграммы подписывают не капитаны судов, а представители общественных ор ганизаций, не вникая, на каком уровне должны решаться те или иные вопро сы... Обращаюсь ко всем морякам флота рыбной промышленности про- язить необходимую выдержку и пони мание в сложившейся ситуации ...При нять меры для использования судовых радиостанций... для нужд производст ва и обеспечения безопасности море плавания, а не рассылки митингозых зозззаний... Котляр». «...Поставляя на народный стол 25 процентов пищевой продукции, рыб ная отрасль продолжает влачить жал кое существование. Продолжается мо ральное старение флота. Отсутствуют поставки новых судов, ухудшается ма териально-техническая база. Рост зар платы наших моряков, самых низко оплачиваемых в мире, не успевает за ростом цен. В условиях искусственного сдерживания цен на рыбную продук цию и роста цен на материально-тех ническое снабжение рыбная отрасль продолжает оставаться убыточной. Гос дотации составляют ежегодно около трех миллиардов рублей. В то же вре мя ежегодные дотации сельскому хо зяйству... свыше 30 миллиардов руб лей. Совмин СССР отказал в выделе нии валюты для эксплуатации флота, Минрыбхоз возложил все валютное обеспечение на судовладельцев, кото рые не могут заработать валюту вви ду ограничения правительством экс порта рыбопродукции. В результате этих действий встал серьезный вопрос о сущестиовании океанического ры боловства ...Есть два выхода: или по ставить флот на прикол, если наша продукция не нужна стране, или за ставить правительство считаться с на шими интересами... По поручению экипажа БМРТ (Лео нид Иванов» и группы судов «Мур- манрыбпрома» капитан-директор КОНЕВ)». Я не привожу в радиограмме В. В. Конеза девять предложений, которые, по мнению моряков, могли бы решить вопрос — быть или не быть рыболов ному флоту. Об этих предложениях уже говорилось в «Рыбном Мурмане». Сегодня речь о другом: на фоне развала и дестабилизации экономики страны в целом рыбная промышлен ность Северного бассейна находится в наиболее худших условиях по сравне нию с другими бассейнами. Я не собираюсь брать на себя роль судьи или советника, но хочу показать, как в отдельных случаях нелепость то ли наших законов, то ли некоторых решений местного руководства нано сит немалый ущерб и без того хро мой нашей рыбацкой экономике. А радиограммы процитировала для того, чтобы подчеркнуть, что противостоя ние «верхов» и «низов» ничуть не со кратилось в эпоху демократизации, а, наоборот, резко обострилось. И еще для того, чтобы показать, где берут начало конфликты как местного значе ния, так и в масштабе страны. Рыбак на промысле, уставший в долгом рей се, бьющийся как рыба об лед, из-за отсутствия самого необходимого снаб жения, лишенный оперативной инфор мации, очень остро реагирует на вся кого рода «заморочки», идущие «свер ху». Министр в своей радиограмме тре бует от моряков «понимания сложив шейся ситуации», а от руководителей флотов — «проведения широкой разъ яснительной работы с плавсоставом о положении в стране...» А кто будет «понимать» моряка? Кто защитит его от «прогарных» рейсов? От капитанов, которые, мягко гозоря, превышают полномочия и позволяют себе изде вательство? От всякого рода запретов, не имеющих под собой ни юридиче ской основы, ни здразого смысла? ЭТО БЫЛО, БЫЛО... ЭТО ЕСТЬ На одном из судоз «Мурманрыбпро- ма» сломался главный двигатель, и траулер из Кальяо потащили на букси ре а Польшу на ремонт. Палуба этого траулера — так уж получилось — бы ла загружена «утилем»: изношенными тралами, ржавыми железными троса ми, обрывками веревок. Пока ждали буксир, а это почти месяц, капитан отправил радиограмму в управление, прошу, мол, разрешения продать эту рухлядь, тем паче покупатели платят долларами. Отвечают: «Ждите. С вас это снимут на другое судно». Не сняли. Переход з Польшу 45 су ток. Где-то посреди океана капитан шлет другую радиограмму: разрешите утопить это барахло. Ответ: «Разрешаю списание рабочего катера путем затоп ления». Вот так ребус: катер в нор мальном техническом состоянии, чего его топить-то? свете два мнения: мое н неправиль ное. Я за 20 лет работы в Архангель ском флоте впервые встречаю такую дикость. Так вот, на собрании он тре бовал отказа от увольнения, мол, би леты заказаны, надо лететь. А кто ви новат, что вовремя не дали валюту! А где обещанные шесть дней! Мы так и . сказали на собрании, а капитан стучал кулаком по столу и, не обра щая внимания, что в салоне присутст вует женщина (член экипажа), сыпал матерщиной. Кто поедет в увольне ние, будет лишен визы и дальше Ба ренцева моря не пойдет, пообещал напитан. А в рейсе были эпизоды, когда, доведенные до белого каления его хамством, моряки наши готовы были к физической расправе. Каково было работать в такой обстановке! Только, пожалуйста, если будете пи сать, не называйте наши фамилии, ина че не только визы лишимся, но вооб ще с флота уволят. Вот так. Что могла я сказать этим людям, уставшим не столько от тяже лого рейса, сколько от бесконечных унижений? Пыталась «утешить», мол, это исключительный случай, в осноз- ном-то капитаны не такие. А моряки З В У К И Т А М Т А М А Следом еще радиограмма: «Свяжи тесь с ТР «Хибинские горы», он с вас снимет утиль». Связались. Услышали: «Вы что, ребята, сбрендили? Между нами две тысячи миль, неужели мы за утилем побежим, когда нас ждут на промысле?» Пришли в Польшу. Там говорят: «Этот мусор убирайте, он мешает ре монту». Выбросить? Так ведь он чис лится за капитаном. Делать нечего, пришлось капитану «через гастроном» договариваться, чтобы сгрузили утиль на время капремонта в надежное ме сто, а потом вернули на палубу. Закончился ремонт, траулер вернул ся в Мурманск. Утиль перегрузили на машины, увезли на территорию плав- мастерской «Резец», порубили и ...за копали. Еще бульдозером прошлись поверху. Смешно? Печально. Нелепо. Вспоминается мне такой случай. В старом ДМО меняли мебель. Окно мо его кабинета выходит на главный вход в ДМО. Смотрю*. у ступенек пыла ет большой костер и мужики бросают в него шкафы и тумбочки. Подбегаю: «Ребята, не жгите, мне очень нужны полированные доски, хочу полки книж ные сделать». «Вы что, — отвечают, — нельзя. Это же государственное имущество». Сожжем, зароем. Зато все парагра фы бесчисленных запрещающих доку ментов соблюдем. Хотела бы я ви деть капиталиста, вот так, вопреки здравому смыслу, распоряжающегося своим добром! «ХАМИТЕ, ПАРНИША!» В предыдущей главе я не назвала имени капитана и номера траулера, о котором шла речь, поскольку, хоть и услышала я этот рассказ а марте 1991 г./ дело было года три назад и руководство объединения сменилось. Хотя и сегодня утиль закапывают... А вот совершенно свежий случай, правда, иного плана. В апреле нечто вроде забастовки было на Архангель ском БМРТ «Подмосковье». Причина та же, что и на БМРТ «Виктор Стрель цов» («РМ» N2 15, 1991 г.): нет валюты. Первая партия получила доллары пе ред самым вылетом. Вторая партия, оставшаяся ждать валюту «до побе ды», отправилась в увольнение. Тут-то мы и встретились, И я услышала: — Мы перевыполнили план по всем показателям. «Контора» попросила продлить рейс — продлили. В середи не рейса заход не дали, пообещав в конце шесть суток отдыха. Согласи лись. И вот на собрании перед уволь нением капитан-директор В. П. Татар ский снова взялся за свой стиль: весь рейс он трепал нервы всем морякам, мат — привычный для него стиль об щения. Валерий Павлович из тех лю дей, которые убеждены, что есть на говорят: «На наших судах, которые хо дят в загранрейсы, в основнодл такие же». Конечно, все это — со слов. Воз можно, преувеличили моряки, сгустили краски. Но в самолете (мы летели вместе из Лимы), когда мне показали Валерия Павловича и я собиралась по говорить с ним, передумала: уж очень угрюмо-надменное выражение лица было у него. Сидел отстраненно, один. Наверное, и ему было невесело после конфликтов с командой. Это я понима ла. Но жегание поговорит^ у меня пропало. Вспомнилась фраза, услышанная от моряков Мурманского тралфлота, ког да они пошли в рейс с капитаном Н. К. Горошко без первого помощника: «Чтобы работать с этим капитаном, на до Двух первых помощников в рейс брать, одного мало». «И Е СУМУ ЕГО ПУСТУЮ...» Транспортный рефрижератор «Мо- товский залив» пришел на промысел а ЮВТО. Зная о нареканиях промыс ловиков на моряков «Сезрыбхолод- флота»„ отправляюсь вместе со вторым штурманом В. В. Федоровым и нач- продом В. И. Гончаруком на транспорт. И там у начпрода ТР В. А. Мамедова узнаю, что вместо заказанных четырех тонн мяса мы получим (как и все промысловые суда) лишь 800 кило граммов, вместо Двух тонн сахара — 200 килограммов, сигарет — по ящику на судно. Причина — неувязки а пор ту: должен был идти ТР «Карл Либк- нехт», вдруг что-то там переиграли, и в ЮВТО пошел «Мотозский зализ», причем отход — срочно, что успели завезти, то и «поехало». Вопрос: чем виноваты моряки про мысловых судов? Почему они должны своим здоровьем рассчитываться за чьи-то непродуманные решения? Далее я хочу процитировать свой разговор с В. А. Мамедовым. — На «Мотовском зализе» з день отхода до обеда еще не знали, куда пойдем. А в 21 час отошли от прича ла. То есть что успели, то и заброси ли. Наши заявки вообще удовлетворя ются не полностью: нет риса, фасоли, перловки, сахара-рафинада, кофе, гре чи, нет сгущенного молока для спец питания, очень мало сухих слизок. — Скажите, Владимир Александро вич, а как питается ваш экипаж? — Точно так же. 8се то же самое, что и у промыслозикоз. — Можно взглянуть на накладные? — А зачем зам? — Интересно. Скажите, у вас эки паж... — 54 человека. — А продолжительность рейса? — 2,5 месяца. — На «Лозозском» 104 человека и 165 суток. Покажите все-таки доку мент. После долгих поисков находит на-! кладную. И я читаю: сахар-песок — 600 кило-: граммоз, сахар-рафинад — 230, яйцо; куриное — 350 штук (для нас ни одно го), свинина — 200 килограммов плюс свинина жировая — 300, говядина — 220, баранина — 220. В списке — творог свежий, сметана, колбаса, копченый палтус. Кофе натуральный — 15 кило граммов, шоколад — 100 штук, конфе ты (разные) — 116 килограммов, ваф ли (разные) — 175 килограммов. Си гареты импортные — 1,5 тысячи плюс «(Стрела» — 60 пачек. — Кучерязо живете! — Ну что вы! Я же должен иметь месячный запас. А я вот отдаю вам свои слизки сухие... Может, потому, что корреспондент на судне, может, по доброте душев- L ной, но В. А. Мамедов «отжалел» для «Василия Лозовского» не только слив ки, но и поделился шоколадом (на 8 Марта все шесть женщин получили по 4 шоколадки), конфетами и чем-то еще, не помню сейчас. Да разве дело в шоколадках? По сылаете моряков туда, где нет ни ма газина, ни базара, требуете с него ра боты по 12 часов в сутки, так хоть на кормите как положено. Не можете, не посылайте! Так ведь? ТОЛЬКО НЕ ВОИНА! Три разные ситуации, из разных, так сказать, «опер». Я не касаюсь здесь чисто технических и сугубо экономи ческих проблем. Об этом речь пойдет в следующий раз. У меня на столе в кабинете хранит ся вырезка из «Литературной газеты» (к сожалению, не записала дату ее выхода) со статьей обозревателя газе ты Н. Логиновой под заголовком «Тамтам». Речь в ней идет о том, что народное терпение нельзя испытывать до бесконечности. Потому как иначе слышатся звуки тамтама, возвещаю щего, что кое-где люди выходят «на тропу войны». Статья вышла тогда, когда з стране поднялся «табачный бунт». Я процитирую: «Последняя вещь (сигарета. — И. Б.) всегда каза лась чепухой. Но это — пока она была в наличии. А как испарилась — послы шался тамтам. Еще слабенький, еле слышный, но понемножку набирающий силу. Омон и спецназ смешно выгля дят у табачных киосков. Да хоть раке ту прикати для пущей важности, ду мают курильщики, а табак дай. Его да же на войне давали и в тюрьме дают. Потому что инстинктивно догадывают ся о том, что абстиненция на языке психологов («ломка» по-нашему) опас на физиологически и вызывает по следствия непланируемые и нерегули руемые. Эта ломка внутри приведет к большой ломке снаружи и вокруг». Почему же уважаемый Николай Исаакович Котляр «инстинктивно» не догадывается, чем грозит «ломка» мо ряков? Вед» море есть море: тысячи миль воды во все стороны и пять ки- лометроз воды вглубь, под судном. Не выскочишь ?а сигаретами к «Волне», где хоть и з 1 ридорога, но купить пачку 0 можно. И не сбегаешь на рынок за пусть тридцатирублевым куском мяса. Ну, день ты поспишь на голодный же лудок, второй. А на третий... Тамтам? А если к тому же на тебя безнака занно орут? А ты уже досыта наслу шался речей про демократию, про права человека и прочие высокие ду ховные ценности. Шкерочный нож, ты и сам понимаешь, не аргумент а спо ре с кем бы то ни было... А если к тому же ты вместо разум ного разрешения проблем получаешь ценное указание насчет утопления хо рошего рабочего катера, тогда как? Не гозоря уже о низкой зарплате и мизере валюты, что имеет первосте пенное значение. И тогда десятки экипажей подписы ваются под радиограммой, отправлен ной вопреки запретам министра и на чальника флота. Радиограммой, в ^ко торой очень хорошо, отчетливо слыш ны ззуки тамтама. Это еще не «тропа войны», это соседняя с ней тропка. Но ведь тамтам услышат не только а ЮВТО... Инна БЕРЕЗЮК. / Тихий океан — Мурманск. 1 нюня 191 года РЫБНЫЙ МУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz