Рыбный Мурман. 1991 г. Июнь.

Северного бассейна Рыба прссмтся в трал, а ее не берут Мы все больше отстаем от других стран в освоении мор­ ских ресурсов на больших глубинах. Говорим: нет сырья, мало рыбы в «обжитых» райо­ нах. Однако давайте посмот­ рим, а как а л ы осваиваем то, что есть. До 1980 года советские ры­ баки в Северо-Западной Атлан­ тике занимались добычей ту­ порылого макруруса. На долю их тогда приходилось более 90 процентов общего вылова этой рыбы. А в последние го­ ды немецкие экипажи превы­ сили вылов советских коллег вдвое. Практически не используют наши рыбаки и другой вид — '^северного макруруса. Этой ры­ бы много на больших глуби­ нах Северной Атлантики. При­ чем для организации добычи северного макруруса не нуж­ но никаких дополнительных усилий, ни специального глу­ боководного промвооружения, ни разработки новой тактики лова — нужны донные тралы и ярусы. Конечно, с помощью яруса вылавливаются особен­ но крупные экземпляры — до 3,5 килограмма. Этот вид распространен у побережья Канады, в Девисо- вом проливе у Гренландии, во­ круг Исландии, у северо-во­ сточных берегов Норвегии, у Шпицбергена. Северный макрурус — дон­ ная хищная, довольно крупная рыба. Она часто составляет значительный прилов на про­ мысле донными тралами мор­ ского окуня и черного палту­ са. Ценной пищевой рыбой яв­ ляется и сам северный макру­ рус, а особенно его печень, она по содержанию жира и витаминов превосходит печень трески. Причем она составляет 15—16 процентов от массы всей рыбы, из печени можно изготавливать натуральные консервы, из жира — меди­ цинский жир. Можно исполь­ зовать и икру, а она составля­ ет 8—12 процентов от массы рыбы. У макрурусов нет хвостово­ го плавника, и для получения тушки приходится удалять, кроме головы и внутренно­ стей, еще и тонкий длинный хвост, чтобы упростить упаков­ ку тушки. И одна из причин нежелания наших рыбаков за­ ниматься промыслом северно­ го макруруса — его очень прочная колючая чешуя, кото­ рую трудно удалять. Польские специалисты счи­ тают экономически выгодным производство филе из макру­ руса. В Германии макрурус пе­ рерабатывают на фарш, из ко­ торого изготавливают «рыбные палочки», продукт, обладаю­ щий высокими вкусовыми ка­ чествами и пользующийся большим спросом. «Рыбные палочки» экспортируются в другие страны. Правда, для этих целей используется в ос­ новном не северный, а тупо­ рылый макрурус, регулярный промысел которого ведется с 1967 года. ты БАНКРОТ и прямое разгильдяйство. Однако кое-что все же уда ­ лось сделать . Так , вместо дизельного топлива попользовано более дешевых сортов топлива в двигателях на 1 4 7 4 8 тонн больше, чем в 1 9 8 9 году. Это снизило дополнительные затраты на топливо на 1 ,5 #»ш ллнона рублей. В частно­ сти, на суд ах типа «Гори ­ зонт» использование более деш евых сортов топлива у в е ­ личено с 5 8 в 1 9 8 9 году до (51 процентов в 1 9 9 0 году. Снижены среднесуточные расходы топлива на судах типа «Моонзунд», «Гру - мант» па 0 ,4 и 2 ,0 тонны в сутки соответственно. Одна­ ко в делом по флоту из-за более напряженной работы судов среднесуточный рас ­ ход возрос на 0 ,8 тонны в сутки , т. е. проводимая ра­ бота по экономии топлива не все гда дает должную отдачу. Так . механико-судовая служба своевременно не при­ няла меры для практическо­ го использования предложе­ ния по переводу котлов су ­ дов типа СТМ «Орленок*» с дизельного на более деше­ вы е сорта топлива. В конце 1 9 8 9 — начале 1 9 9 0 годов как только ни пытались воз­ действовать на специалистов, ^ со то ры е могли решить эту П р о б л ем у , по стену равноду­ шия пробить не удалось , хо ­ тя работа сама но себе сто­ ит копейки. В результате за год эта группа судов израс­ ходовала в котлах 4 6 0 0 топи дизельного топлива. Вот вам еще 7 0 0 тысяч рублей, по­ терянных по вине командно- бюрократических порядков, когда новая мысль, новая идея должны именно внед­ ряться п внедряться с силон, иначе никакого прогресса при этой системе ни в чем не будет. В свое время было много отговорок, выискивались различные причины, даже привлекались научные от­ раслевые институты, чтобы доказать , что на судах типа ПСТ «Баренцево море» нель­ зя в паровых котлах исполь­ зовать ничего другого кро­ ме дизельного топлива. Настойчивость, инициати­ ва нашей творческой брига- 'Л ды , которая, не обращая внимания на заключения ин­ ститутов, организовала пе­ ревод всех котлов этого ти­ па судов па газотурбинное топливо, дала свои резуль­ таты . По нашим разработ­ кам то же самое сделали и другие флоты бассейна. В результате в прошлом году только 1 9 6 5 тонн дизельно­ го топлива использовано в котлах, а 1 2 5 2 тонны — га­ зотурбинного топлива пли мазута. Р езультаты могли бы быть еще лучше, если и в море эти суда снабжались бы газотурбинным топливом. Но тут уже все зависит по только от нашего флота, но и от «Севрыбхолодфлота». Несколько лет назад твор­ ческая группа, возглавляе­ мая групповым инженером А. В . Тереховым , разрабо­ тала проект и возглавила организацию переоборудо­ вания систем топливоподго- товки па ПСТ «Заставиа» для использования в глав ­ ном двигателе моторного топлива или флотского ма­ зута . В 1 9 9 0 году только по этому судну сокращены за ­ траты на 4 9 1 0 0 рублей. И очень жаль, что больше ду­ ха у этой группы не хвати ­ ло бороться с косностью н бюрократическими препо­ нами. Одна из главны х при­ чин — косность в это.м воп­ росе бывшего в то время главным механиком группы ПСТ В . А. Ж уравлева , вы ­ искивавшего всяческие при­ чины, лишь бы только не переоборудовать еще какое- то судно его группы. Различные позиции встре­ чаются и на судах . Так , в 1990 году по договору о под­ ряде работал экипаж ВА Т «Иван Сивко». В результа­ те — экономия около 5 0 0 тони дизельного топлива. В то же время ВА Т «Генерал Андрющенко» (капитан В. В. Мнхашин, старший механик В . В . Семейкпи) в рейсе до 16 мая 1 9 9 0 года постоян­ но использовали дополни­ тельно в работе вспомога­ тельный двигатель. При этом даже повысили для пе­ го норму расхода на 0 ,7 толпы в сутки, судно еле- еле уложилось в нормы. Эко­ номия за рейс — 4 тонны дизтоплива и перерасход 8 тонн моторного масла. А в рейсе, закончившемся в ян­ варе 1 9 9 1 года (капитан тот же, старшин механик В . Д. Любимов) на промысле уже используется два дополни­ тельных двигателя, расход топлива увеличился на 301 тонну ( 4 5 2 6 рублей). Подобное положение из рейса в рейс складывается также на ВА Т «Генерал Радзисвский»- (капитан В. Д. Гнльмняров). Так , в рейсе, закончившемся в январе 1 9 9 0 года, экономия всего 9 тонн дизтоплива. В следу ­ ющем рейсе (июль 1 9 9 0 го­ да) при сверхнормальной норме расхода па 0 ,8 тонны в сутки перерасход дизтоп­ лива 9 ,2 тонны. Если все суда группы имеют за год в среднем экономию дизтоплива в пре­ делах 1 2 0— 1 3 0 топи. то этот ВА Т — О тонн. Неод­ нократные беседы с В . Д. Гнльмняровым изменений в стиле его работы не висели. Он оправдывает такое поло­ жение дел тем. что ловит больше, чем соседи, хотя это пс всегда соответствует ис­ тине. В принципе при полном переходе к* рыночным отно­ шениям так и должно быть. Дело экипажа судна решать, куда направить выгоднее средства : то ли на зарплату, то ли па дополнительную за ­ купку топлива. Но Б . Д. Гнльмняров пока работает при командной и плановой системе, т. е. если ему вы ­ дали лишнюю топну топли­ ва, то отняли се у кого-то другого. который, может быть, использовал бы ее еще более эффективно. И я очень сомневаюсь в том. что В. Д. Гнльмняров уживется с рыночными от­ ношениями. Они, как п во ­ обще экономика, жестоки и не прощают верхоглядства . Придется скрупулезно счи­ тать каждую копейку и оце­ нивать, куда нее ее лучше направить. А не так, как сейчас: я больше ловлю, дайте мне больше топлива. А если ловишь «солому» или прочую малоценную рыбу? II кому твои тонны нужны, если ист ассортимен­ та, требуемого потребителем, качества продукции?! Копейка рубль бережет. А уж при рынке-то, где без •прибыли ты банкрот, то бишь никто, тем больший всс у этой пословицы. Л . ПУРЛИЦИС , инженер по горюче-сма­ зочным материалам Мур­ манского тралового фло­ та. А вот регулярного промыс­ ла северного макруруса не существует, хотя уловы его в Северо-Западной Атлантике у экипажей мурманских трауле­ ров достигали нескольких тонн за траление. Перспективен и ярусный промысел северного макруру­ са. Скажем, у норвежских рыбаков он иногда составляет более 70 процентов улова, а рыболовный флот Германии в последние годы только в районе Гренландии добывает по три—восемь тысяч тонн се­ верного макруруса в год. Правда, на их судах применя­ ются специальные металличе­ ские щетки для удаления че­ шуи с этой рыбы. Кто же у нас будет осваи­ вать резервы и как? Причем речь идет не только о север­ ном макрурусе, но и об аку­ лах и скатах. Ведь и неспециа­ листам известно, что мясо большинства акул и скатов съедобно и питательно, а их плавники, приготовленные со- Наука, но не производство стветствующим образом, счи­ тают деликатесом во многих странах. Например, француз­ ские рыбаки, промышляя в Северной Атлантике, обычно берут скатов, а прилов — морского окуня — выбрасы­ вают. Еще в 1968 году была изда­ на брошюра К. Г. Константи­ нова «Акулы (жизнь, промы­ сел и использование)». Он пи­ сал: «Немаловажное промыс­ ловое значение могут и долж­ ны приобрести акулообраз­ ные рыбы, до сих пор, к сожа­ лению, крайне слабо и нере­ гулярно используемые отече­ ственной рыбной промышлен­ ностью». Однако и по сей день советский промысел пра­ ктически не использует этих рыб, а десятки и сотни тонн, попадающие в трал и на ярус в качестве прилова, выбрасы­ ваются за борт. П. САВВАТИМСКИЙ, старший научный сотруд­ ник ПИНРО, кандидат био­ логических наук. Программа «с человеческим лицом» Когдалюдямхорошо «Программа с человеческим лицом.» — так называлась статья о новой системе эконо­ мических отношений, разрабо­ танной в Мурманском трало­ вом флоте («РМ», 1991, № 16). А в канун выхода этого номе­ ра экипаж СТМ «Ордынский», работавший в море на услови­ ях именно этой системы, вер­ нулся в Мурманск. Предлагаем вашему внима­ нию беседу нашего коррес­ пондента с моряками «Ордын­ ского». — Я матрос. Но в рейсе по­ чувствовал, как изменилось от­ ношение к судну, к материаль­ ным ценностям. — Тяжелей было, чем все­ гда! — Нет, все как обычно. — Я слесарь, Михаил Коло- тев. Главная проблема сегод­ ня — ЗИП, нечем заменять из­ ношенные узлы механизмов. Думаю, если будем работать по такой системе, то станем гораздо бережней относиться к судовой технике. Значит, она дольше прослужит. — А что для этого дает но­ вая система! — Постоянство экипажа и заработок. Каждый знает, что он вернется сюда, и то, что не сделал сегодня, «аукнется» потом серьезной поломкой на его же вахте. — Как планируете провести четыре месяца отпуска! — Поеду в деревню, я там дом строю. Хорошо, когда знаешь, что впереди 4 меся­ ца, а через рейс — опять 4 месяца отдыха. Рассказывает капитан Вале­ рий Александрович ДЬЯКО­ НОВ: — Система хороша тем , что сразу видно, чего мы ст,)им. Впрочем, стг)им мы 15,5 про­ цента от хозрасчетного дохо­ да. ГоЕорлт. мол. мы много по­ лучаем. Нет, 15,5 процента не­ много, если учесть , что 45 про­ центов отдаем флоту , 30 — го­ сударству , за питание высчи­ тывают, которое у нас всю жизнь было вроде как бесплат­ ное, 37 процентов — соцстрах — это более чем вдвое больше получки экипажа. Если так и дальше пойдет, то на пенсии л буду жить на Гавайских остро­ вах. — Вы ке сокращали эки­ паж! — Куда уж сокращать! И так работаем на грани без­ опасности. — Почему вь! заключили контракт только на рейс! — Это, наверное, мой про­ счет. Надо на цикл: от ремон­ та до ремонта. — Чем, на ваш взгляд, эта система отличается от всех предыдущих нововведений! — Они не раскрывали мо­ ряку ни положения дел, ни то­ го, что он может. Здесь сразу видно, где потери, где приоб­ ретения, каков заработок. — В вашем рейсовом зада­ нии записан ассортимент выпу­ ска продукции! — Да. Со временем мы, на­ верное, придем к тому, что­ бы капитан сам определял, что ему выгодней выпускать. А пока нужны и объемы, и ас­ сортимент. Я убежден: на эту систему необходимо переве­ сти весь флот. — Сколько получит А\атрос за эти четыре месяца! — Думаю, 12,5—14 тысяч. — В тот день, когда состоя­ лась эта беседа, экипаж еще не получал зарплату. Теперь можно назвать: начислено у матроса 2-го класса с шестью «полярками» — почти 13 ты­ сяч, у второго механика — около 22 тысяч, у капитана — почти 30 тысяч рублей. Комментарий инженера от­ дела организации труда и за­ работной платы тралового флота В. А . СУКРОЕБА: — Два года тому назад, ко­ гда С. В. Банников впервые применил эту систему, я хо­ дил с ним в рейс и рассчиты­ вал все затраты и хозрасчет­ ный доход. Поэтому и сегод­ ня я занимаюсь расчетами ра­ боты судов, ушедших на этих условиях: четыре СТМа, БМРТ «Верхояны» и «Бышгород». Экипаж «Ордынского» срабо­ тал очень хорошо: хозрасчет­ ный доход составил почти 4 миллиона рублей, фонд опла­ ты труда экипажа — 681 665 рублей. В фонде риска остав­ лено 27 727 рублей. — А что такое фонд риска! — Его формирует сам эки ­ паж. Мало ли что может про­ изойти. Возможно, что продук­ ция этого экипажа вызовет претензии получателей, и мо­ рякам будет чем оплатить ш траф . А возможно, деньги используют потом н^ приобре­ тение путевок, на компенсацию <*прогарного» рейса. Просто экипаж стр ахуе т себя от вся­ ких непредвиденных случаев. Итак, первая ласточка при­ летела с единодушным под­ тверждением: система хороша. На подходе и другие суда. По­ слушаем, что скажут там мо­ ряки. РЫБНЫЙМУРМАН 1 июня 191 года %

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz