Рыбный Мурман. 1991 г. Июнь.
Северного бассейна Рыба прссмтся в трал, а ее не берут Мы все больше отстаем от других стран в освоении мор ских ресурсов на больших глубинах. Говорим: нет сырья, мало рыбы в «обжитых» райо нах. Однако давайте посмот рим, а как а л ы осваиваем то, что есть. До 1980 года советские ры баки в Северо-Западной Атлан тике занимались добычей ту порылого макруруса. На долю их тогда приходилось более 90 процентов общего вылова этой рыбы. А в последние го ды немецкие экипажи превы сили вылов советских коллег вдвое. Практически не используют наши рыбаки и другой вид — '^северного макруруса. Этой ры бы много на больших глуби нах Северной Атлантики. При чем для организации добычи северного макруруса не нуж но никаких дополнительных усилий, ни специального глу боководного промвооружения, ни разработки новой тактики лова — нужны донные тралы и ярусы. Конечно, с помощью яруса вылавливаются особен но крупные экземпляры — до 3,5 килограмма. Этот вид распространен у побережья Канады, в Девисо- вом проливе у Гренландии, во круг Исландии, у северо-во сточных берегов Норвегии, у Шпицбергена. Северный макрурус — дон ная хищная, довольно крупная рыба. Она часто составляет значительный прилов на про мысле донными тралами мор ского окуня и черного палту са. Ценной пищевой рыбой яв ляется и сам северный макру рус, а особенно его печень, она по содержанию жира и витаминов превосходит печень трески. Причем она составляет 15—16 процентов от массы всей рыбы, из печени можно изготавливать натуральные консервы, из жира — меди цинский жир. Можно исполь зовать и икру, а она составля ет 8—12 процентов от массы рыбы. У макрурусов нет хвостово го плавника, и для получения тушки приходится удалять, кроме головы и внутренно стей, еще и тонкий длинный хвост, чтобы упростить упаков ку тушки. И одна из причин нежелания наших рыбаков за ниматься промыслом северно го макруруса — его очень прочная колючая чешуя, кото рую трудно удалять. Польские специалисты счи тают экономически выгодным производство филе из макру руса. В Германии макрурус пе рерабатывают на фарш, из ко торого изготавливают «рыбные палочки», продукт, обладаю щий высокими вкусовыми ка чествами и пользующийся большим спросом. «Рыбные палочки» экспортируются в другие страны. Правда, для этих целей используется в ос новном не северный, а тупо рылый макрурус, регулярный промысел которого ведется с 1967 года. ты БАНКРОТ и прямое разгильдяйство. Однако кое-что все же уда лось сделать . Так , вместо дизельного топлива попользовано более дешевых сортов топлива в двигателях на 1 4 7 4 8 тонн больше, чем в 1 9 8 9 году. Это снизило дополнительные затраты на топливо на 1 ,5 #»ш ллнона рублей. В частно сти, на суд ах типа «Гори зонт» использование более деш евых сортов топлива у в е личено с 5 8 в 1 9 8 9 году до (51 процентов в 1 9 9 0 году. Снижены среднесуточные расходы топлива на судах типа «Моонзунд», «Гру - мант» па 0 ,4 и 2 ,0 тонны в сутки соответственно. Одна ко в делом по флоту из-за более напряженной работы судов среднесуточный рас ход возрос на 0 ,8 тонны в сутки , т. е. проводимая ра бота по экономии топлива не все гда дает должную отдачу. Так . механико-судовая служба своевременно не при няла меры для практическо го использования предложе ния по переводу котлов су дов типа СТМ «Орленок*» с дизельного на более деше вы е сорта топлива. В конце 1 9 8 9 — начале 1 9 9 0 годов как только ни пытались воз действовать на специалистов, ^ со то ры е могли решить эту П р о б л ем у , по стену равноду шия пробить не удалось , хо тя работа сама но себе сто ит копейки. В результате за год эта группа судов израс ходовала в котлах 4 6 0 0 топи дизельного топлива. Вот вам еще 7 0 0 тысяч рублей, по терянных по вине командно- бюрократических порядков, когда новая мысль, новая идея должны именно внед ряться п внедряться с силон, иначе никакого прогресса при этой системе ни в чем не будет. В свое время было много отговорок, выискивались различные причины, даже привлекались научные от раслевые институты, чтобы доказать , что на судах типа ПСТ «Баренцево море» нель зя в паровых котлах исполь зовать ничего другого кро ме дизельного топлива. Настойчивость, инициати ва нашей творческой брига- 'Л ды , которая, не обращая внимания на заключения ин ститутов, организовала пе ревод всех котлов этого ти па судов па газотурбинное топливо, дала свои резуль таты . По нашим разработ кам то же самое сделали и другие флоты бассейна. В результате в прошлом году только 1 9 6 5 тонн дизельно го топлива использовано в котлах, а 1 2 5 2 тонны — га зотурбинного топлива пли мазута. Р езультаты могли бы быть еще лучше, если и в море эти суда снабжались бы газотурбинным топливом. Но тут уже все зависит по только от нашего флота, но и от «Севрыбхолодфлота». Несколько лет назад твор ческая группа, возглавляе мая групповым инженером А. В . Тереховым , разрабо тала проект и возглавила организацию переоборудо вания систем топливоподго- товки па ПСТ «Заставиа» для использования в глав ном двигателе моторного топлива или флотского ма зута . В 1 9 9 0 году только по этому судну сокращены за траты на 4 9 1 0 0 рублей. И очень жаль, что больше ду ха у этой группы не хвати ло бороться с косностью н бюрократическими препо нами. Одна из главны х при чин — косность в это.м воп росе бывшего в то время главным механиком группы ПСТ В . А. Ж уравлева , вы искивавшего всяческие при чины, лишь бы только не переоборудовать еще какое- то судно его группы. Различные позиции встре чаются и на судах . Так , в 1990 году по договору о под ряде работал экипаж ВА Т «Иван Сивко». В результа те — экономия около 5 0 0 тони дизельного топлива. В то же время ВА Т «Генерал Андрющенко» (капитан В. В. Мнхашин, старший механик В . В . Семейкпи) в рейсе до 16 мая 1 9 9 0 года постоян но использовали дополни тельно в работе вспомога тельный двигатель. При этом даже повысили для пе го норму расхода на 0 ,7 толпы в сутки, судно еле- еле уложилось в нормы. Эко номия за рейс — 4 тонны дизтоплива и перерасход 8 тонн моторного масла. А в рейсе, закончившемся в ян варе 1 9 9 1 года (капитан тот же, старшин механик В . Д. Любимов) на промысле уже используется два дополни тельных двигателя, расход топлива увеличился на 301 тонну ( 4 5 2 6 рублей). Подобное положение из рейса в рейс складывается также на ВА Т «Генерал Радзисвский»- (капитан В. Д. Гнльмняров). Так , в рейсе, закончившемся в январе 1 9 9 0 года, экономия всего 9 тонн дизтоплива. В следу ющем рейсе (июль 1 9 9 0 го да) при сверхнормальной норме расхода па 0 ,8 тонны в сутки перерасход дизтоп лива 9 ,2 тонны. Если все суда группы имеют за год в среднем экономию дизтоплива в пре делах 1 2 0— 1 3 0 топи. то этот ВА Т — О тонн. Неод нократные беседы с В . Д. Гнльмняровым изменений в стиле его работы не висели. Он оправдывает такое поло жение дел тем. что ловит больше, чем соседи, хотя это пс всегда соответствует ис тине. В принципе при полном переходе к* рыночным отно шениям так и должно быть. Дело экипажа судна решать, куда направить выгоднее средства : то ли на зарплату, то ли па дополнительную за купку топлива. Но Б . Д. Гнльмняров пока работает при командной и плановой системе, т. е. если ему вы дали лишнюю топну топли ва, то отняли се у кого-то другого. который, может быть, использовал бы ее еще более эффективно. И я очень сомневаюсь в том. что В. Д. Гнльмняров уживется с рыночными от ношениями. Они, как п во обще экономика, жестоки и не прощают верхоглядства . Придется скрупулезно счи тать каждую копейку и оце нивать, куда нее ее лучше направить. А не так, как сейчас: я больше ловлю, дайте мне больше топлива. А если ловишь «солому» или прочую малоценную рыбу? II кому твои тонны нужны, если ист ассортимен та, требуемого потребителем, качества продукции?! Копейка рубль бережет. А уж при рынке-то, где без •прибыли ты банкрот, то бишь никто, тем больший всс у этой пословицы. Л . ПУРЛИЦИС , инженер по горюче-сма зочным материалам Мур манского тралового фло та. А вот регулярного промыс ла северного макруруса не существует, хотя уловы его в Северо-Западной Атлантике у экипажей мурманских трауле ров достигали нескольких тонн за траление. Перспективен и ярусный промысел северного макруру са. Скажем, у норвежских рыбаков он иногда составляет более 70 процентов улова, а рыболовный флот Германии в последние годы только в районе Гренландии добывает по три—восемь тысяч тонн се верного макруруса в год. Правда, на их судах применя ются специальные металличе ские щетки для удаления че шуи с этой рыбы. Кто же у нас будет осваи вать резервы и как? Причем речь идет не только о север ном макрурусе, но и об аку лах и скатах. Ведь и неспециа листам известно, что мясо большинства акул и скатов съедобно и питательно, а их плавники, приготовленные со- Наука, но не производство стветствующим образом, счи тают деликатесом во многих странах. Например, француз ские рыбаки, промышляя в Северной Атлантике, обычно берут скатов, а прилов — морского окуня — выбрасы вают. Еще в 1968 году была изда на брошюра К. Г. Константи нова «Акулы (жизнь, промы сел и использование)». Он пи сал: «Немаловажное промыс ловое значение могут и долж ны приобрести акулообраз ные рыбы, до сих пор, к сожа лению, крайне слабо и нере гулярно используемые отече ственной рыбной промышлен ностью». Однако и по сей день советский промысел пра ктически не использует этих рыб, а десятки и сотни тонн, попадающие в трал и на ярус в качестве прилова, выбрасы ваются за борт. П. САВВАТИМСКИЙ, старший научный сотруд ник ПИНРО, кандидат био логических наук. Программа «с человеческим лицом» Когдалюдямхорошо «Программа с человеческим лицом.» — так называлась статья о новой системе эконо мических отношений, разрабо танной в Мурманском трало вом флоте («РМ», 1991, № 16). А в канун выхода этого номе ра экипаж СТМ «Ордынский», работавший в море на услови ях именно этой системы, вер нулся в Мурманск. Предлагаем вашему внима нию беседу нашего коррес пондента с моряками «Ордын ского». — Я матрос. Но в рейсе по чувствовал, как изменилось от ношение к судну, к материаль ным ценностям. — Тяжелей было, чем все гда! — Нет, все как обычно. — Я слесарь, Михаил Коло- тев. Главная проблема сегод ня — ЗИП, нечем заменять из ношенные узлы механизмов. Думаю, если будем работать по такой системе, то станем гораздо бережней относиться к судовой технике. Значит, она дольше прослужит. — А что для этого дает но вая система! — Постоянство экипажа и заработок. Каждый знает, что он вернется сюда, и то, что не сделал сегодня, «аукнется» потом серьезной поломкой на его же вахте. — Как планируете провести четыре месяца отпуска! — Поеду в деревню, я там дом строю. Хорошо, когда знаешь, что впереди 4 меся ца, а через рейс — опять 4 месяца отдыха. Рассказывает капитан Вале рий Александрович ДЬЯКО НОВ: — Система хороша тем , что сразу видно, чего мы ст,)им. Впрочем, стг)им мы 15,5 про цента от хозрасчетного дохо да. ГоЕорлт. мол. мы много по лучаем. Нет, 15,5 процента не много, если учесть , что 45 про центов отдаем флоту , 30 — го сударству , за питание высчи тывают, которое у нас всю жизнь было вроде как бесплат ное, 37 процентов — соцстрах — это более чем вдвое больше получки экипажа. Если так и дальше пойдет, то на пенсии л буду жить на Гавайских остро вах. — Вы ке сокращали эки паж! — Куда уж сокращать! И так работаем на грани без опасности. — Почему вь! заключили контракт только на рейс! — Это, наверное, мой про счет. Надо на цикл: от ремон та до ремонта. — Чем, на ваш взгляд, эта система отличается от всех предыдущих нововведений! — Они не раскрывали мо ряку ни положения дел, ни то го, что он может. Здесь сразу видно, где потери, где приоб ретения, каков заработок. — В вашем рейсовом зада нии записан ассортимент выпу ска продукции! — Да. Со временем мы, на верное, придем к тому, что бы капитан сам определял, что ему выгодней выпускать. А пока нужны и объемы, и ас сортимент. Я убежден: на эту систему необходимо переве сти весь флот. — Сколько получит А\атрос за эти четыре месяца! — Думаю, 12,5—14 тысяч. — В тот день, когда состоя лась эта беседа, экипаж еще не получал зарплату. Теперь можно назвать: начислено у матроса 2-го класса с шестью «полярками» — почти 13 ты сяч, у второго механика — около 22 тысяч, у капитана — почти 30 тысяч рублей. Комментарий инженера от дела организации труда и за работной платы тралового флота В. А . СУКРОЕБА: — Два года тому назад, ко гда С. В. Банников впервые применил эту систему, я хо дил с ним в рейс и рассчиты вал все затраты и хозрасчет ный доход. Поэтому и сегод ня я занимаюсь расчетами ра боты судов, ушедших на этих условиях: четыре СТМа, БМРТ «Верхояны» и «Бышгород». Экипаж «Ордынского» срабо тал очень хорошо: хозрасчет ный доход составил почти 4 миллиона рублей, фонд опла ты труда экипажа — 681 665 рублей. В фонде риска остав лено 27 727 рублей. — А что такое фонд риска! — Его формирует сам эки паж. Мало ли что может про изойти. Возможно, что продук ция этого экипажа вызовет претензии получателей, и мо рякам будет чем оплатить ш траф . А возможно, деньги используют потом н^ приобре тение путевок, на компенсацию <*прогарного» рейса. Просто экипаж стр ахуе т себя от вся ких непредвиденных случаев. Итак, первая ласточка при летела с единодушным под тверждением: система хороша. На подходе и другие суда. По слушаем, что скажут там мо ряки. РЫБНЫЙМУРМАН 1 июня 191 года %
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz