Рыбный Мурман. 1991 г. Июнь.
А ну-ка, критик мой.. Театральный бульвар Под занавес FTOCJ1 СЗЛВТРЛ, в воскресенье, прощаемся с Ленинградским Академическим театром драмы им. Л. С. Пушкина, знаменитым Ллександ- ринским, как назывался он в Санкт- Петербурге в лучшие времена. Поде лимся же своими наиболее яркими впечатлениями о спектаклях. Только не комплиментарно, как принято в старом пресс-свете, а так, как на ду ше лежит... О жидах Без сомнения, в репертуаре ленинградцев это одна из са мых сильных вещей — «Жиды города Питера» — хотя бы по тому, что вся она пронизана современностью, до боли нам знакомой. ...В комнате профессора Кирсанова внезапно гаснет свет и невесть откуда появля ется Черный Человек. В ко жаном плаще покроя госбез опасности (НКВД? КГБ?), с •'дипломатом» номенклатур щика и в головном уборе, сильно смахивающем на шах терскую каску, тем более что поверх надет фонарь — уж явно шахтерский. «Гражданин Кирсанов? Спе- цкомендатура ЭсА!» — и Еручает опешившему профес сору повестку: дескать, все богачи города Питера утром должны явиться к месту сбо ра, имея при себе докумен ты, сберкнижки и смену белья... Вот так, богач, и все тут: пять тысяч на книжке, дача и «Жигули», пусть не на ходу. И как бы ни возмущался гражданин Кирсанов — пута ницы здесь никакой: ведь че рез несколько минут в комна те появляется сосед Пинский, и в руке у него подобное предписание: «Все жиды го рода Питера...» Гаснут окна в других домах, и все новые лица оказывают ся вовлеченными в этот иди отский кошмар: «все распут ники».., «все политиканы».., «все мздоимцы города Пите ра»... Режиссер спектакля Н. Басин (вместе с авторами пьесы братьями Стругацкими) как бы предлагает нам задуматься: кем бы нас окрестила комен датура СА — социальной ас сенизации? Трудно в нескольких газет ных строчках рассказать о до бротной, серьезной работе, потому и не будем вдаваться в тонкости. Отметим лишь од ну маленькую деталь, которая, если судить по прессе, все же ускользнула от пристальных глаз журналистов и критиков. Давайте подумаем: случайно ли выбрано одеяние Черного Человека? Этот плащ, эта кас ка с фонарем, этот «дипло мат»... Уж не «Память» ли это, открыто подружившаяся с объ единенным фронтом трудя щихся и консерваторами-парт- аппаратчиками? Да точно же, это они «вышли из окопов»... Иначе почему жиды не горо да Ленинграда (Санкт-Петер бурга?), а именно Питера? Да потому, что о новой револю ции необольшевиков, готовых уничтожать миллионы нынеш него поколения, предупреж дают нас авторы, постановш,ик и актеры пьесы. Спасибо за предупреждение — будем ухо держать востро. Стебаться, может, к не грешно... . Не знаем, не знаем — чув ства противоречивые. Броде бы классика: Аристофан, «Ли- систрата» — а так над ней надругались. Иных эпитетов, кроме молодежных жаргонов, и не подобрать для оценки. Что это, если не «прикол», не «стеб»? Здесь вам и детские автоматы (во времена Древ ней Греции!), и туфли на «шпильках», и «Сиртаки», и картошка Чапая, которой тот план боя разрабатывал... Пра во же, все это больше похо дило на студенческий капуст ник (уместно ли маститым те атралам?), нежели на извест ную всему миру комедию, в которой гречанки сговорились не спать с мужьями до тех пор, пока не прекратятся вой ны. Впрочем, не хочется быть занудой. Ведь зрители от ду ши смеялись и аплодировали. Может быть, так и надо в на ше трудное время относиться с иронией ко Есему и прежде всего — к себе? Может быть... И пусть будет. Плохо другое. Наши крайно сти . Как ни крути , а напраши вается сравнение с виденным не так давно нзшумегшим х у дожественным фильмом, по ставленным скорее единствен но ради эротики. Это одна крайность. В театральном пред ставлении ленинградцев «обна- женки» нет вообще, зато — и крайность другая. Невольно хочется спросить: а где же Аристофан? Прально, Гриш, - прально... «Как по нашей речке Плыли две дощечки. Яиварь-февраль-март- апрель, Плыли две дощечки...» Эта «остроумная» песенка, распеваемая двумя сомлев шими от жары и безделья ба бенками, — исчерпывающий лейтмотив классической «Же нитьбы Бальзаминова» в по становке «Александринки». Пу стой и забавный народец жи вал в пыльных русских горо дишках. Да и живет по сию пору — приглядимся-ка к се бе с прищуром. Мне, зрителю, показалось, что пьеса Остров ского подкорректирована пи терцами не без лукавства, и Мишенька Бальзаминов не эк спромта ради подходил к зри тельской ложе вплотную и, только что не хлопнув мур манчанина по плечу, вопро шал, «прально он грит или не прально». Он, Мишенька, в исполнении засл. арт. РСФСР М. Долгинина, живет не в «островские» времена, отре шенно от зала, а он есть наш с вами современник. И даже, может быть, земляк. А может, даже и сосед. И матушку его, Павлу Петровну, я где-то ви дел — на почте, что ли, или где-то в орготделе. А уж зной ная вдовушка Белотелова — так та просто моя соседка снизу, только душевнее и ха рактером незлобива. Искро метно, задорно сыгранная ар тисткой О. Калмыковой сваха Акулина Гавриловна посеяла смятение, уверен, не в одном лишь моем бедном сердце. Какая женщина! Был бы я Островский, я бы тоже мимо такой роскошной натуры не прошел. «Где любезная моя? Нет ея...» (из стихов Бальзами нова). Да, живем, пылим! Что в жизни, что на сцене... В общем, этот спектакль по казал , что «Александринка» в своем репертуаре. Заводные, талантливые актеры игрзют для мурманчан с редким для нынешнего театра наслажде нием. И, конечно же, если и тешатся над провинцией, над «тараканами в пятках» , так в первую голову над своей, пи терской провинцией — ее там и при Островском хватало, а сейчас-то и подавно. Но все-таки — присмотрим ся-ка и к себе со стороны! Спасибо Г орбачеву ...и Есем иже с ним. Может, и были некие разочарования зрителей (а какая сцена без этого!), но общее впечатление от гастролей — преудовлет- ворительное. ААы очень ждали знаменитый театр — и он под твердил свою репутацию в наших глазах. Можно сказать, повернул лицом к театрально му искусству и вовсе разоча ровавшихся. А это — дорого го стоит. В театр ходили С. МИРОНОВ, С. АРХИПОВ. НА СНИМКЕ: сцена из спек такля «Женитьба Бальзамино вая по пьесе А. К . Островско го. Фото Б. КРАСИКОВА. Кисть Соц-арт? В Апатитах — выставка живописи, о которой слыш но по всему Мурману. Впер вые в области * — соц-арт, последнее поветрие в худо жественной моде (если тако вая сущ ествует). Авторов пятеро, все — из Апатитов и Кпровска. В Мурманске по рукам ходит веселый пла кат-ксерокопия (здесь мы его несколько интерпретировали). Вы ставка соц-арта, разуме ется, вызвала любопытство. ...Вестибюль кинотеатра «Полярный» (в городе науч ной интеллигенции больше негде выставлять картины). С первого взгляда на работы — легкое разочарование: ши я не то понимаю под направлением соц-арт, или оебята погорячились с опре делением. Не хочется ложно омплпментпровать честным художникам. Работы хоро ши, на мой взгляд , а некото рые даже очень, но это — не соц-арт. Пластичны и неожиданны фантазии и представления 1горя Чайковского: « Б е с сонница» с ее меланхоличной замученностыо, забавно ис полненный « Пикник», очень добрые, отпечатывающиеся в памяти «Альбиносы» (па- эсиь, девушка -и собака, со вершенно белые на белом же фоне и — три нары розовых \таз!). «Сон» —- нетривиаль- юе решение довольно-таки потрепанной — вечной уже, н о ли? — темы. «В есн а» размашисто, изысканно гебрежно и по-товаршцески просто, как джаз, как рюк зак*, как тщательно подоб ранный пустяк. В русле новых поисков и заботы Игоря Плюшкина: ве селый «Человек-театр» и мудрствующий (лукаво?) че ловек в черных очках в «Проповеди». Отдай на рас терзание взглядам «Торс» , выписанный зачем-то с пе дантичной геометричностью. Очень незанимательной показалась работа Александ ра Терешука «Ночь ... ули ца ...» . На полотне — есте ственно. продолжение изве стного блоковского стихотво рения: фонарь, аптека. Р а зу меется, тут и угрюмый про хожий, и образ Прекрасной Дамы ... Иллюстрация? Но даже для иллюстрации слиш ком лобовое суфлерство для зрителя. Плакатно и так же прямолинейно решена тема «Перестройки»: часы — и фотопортреты вождей, сол дат-освободителей, тружени ков села и чего там еще со ветского ... А вот «Веселым цветком» Александр просто порадовал, этим полотном он просто украсил вы ставку , облегчил се заявленную, но, к- счастью , отсутствующую декларативность. Тут еще не потерявший свежести аромат мптьковщины, чертовщинка, а главное — искренность и настроение. И вот бы еще о чем: для кого рисуем? В «книгу жа лоб > глянуть^ страшно. От зывы типа: «Желательно но- меньше секса , побольше на стоящего искусства» или с Все мазево !» , «Клево !» , -М айк !» . Так и хочется ска зать : ну и дураки ж е ... Но не скажу — в суд потащут. Обидно читать такое, зная, как мучителен, дорог и час то неблагодарен труд худож ника. В. С ЕУ РУЯ РВИ . Сложите песню «Гранит» Посвящается памяти рыбаков, погибших па промысле. (• I ра нит» па морском жаргоне означает тело погибшего моряка, пе ревозимое в родной порт). Перед рейсом прощэлся ты, И с женой обнимался ты . И жена обещзла ждать И с цветами встречать. Только выпало так судьбой — Не Еернешься живым домой. Зто тоже судьба рыбака — Уж такая судьба. ПРИПЕВ: «Гранит». Весть о тс-бе летит. «Гранит». Черная весть летит. Триста долларов весь теой пай, Хоть копи, хочешь пей- гуляй , Только в трюме тебе лежать, Б морозилке швартовки ждать. ПРИПЕВ. На причале стоит женз, Уже больше не плачет она. Три недели — немалый срок. Слезы высушить он помог. ПРИПЕВ. Хоть в рыбалке большой ты а с , Без оркестра встречали вас. Лишь начфлота букет принес — Пять заплаканных роз. ПРИПЕВ. 1 3 28 нюня 1991 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz