Рыбный Мурман. 1991 г. Июнь.

А ну-ка, критик мой.. Театральный бульвар Под занавес FTOCJ1 СЗЛВТРЛ, в воскресенье, прощаемся с Ленинградским Академическим театром драмы им. Л. С. Пушкина, знаменитым Ллександ- ринским, как назывался он в Санкт- Петербурге в лучшие времена. Поде­ лимся же своими наиболее яркими впечатлениями о спектаклях. Только не комплиментарно, как принято в старом пресс-свете, а так, как на ду­ ше лежит... О жидах Без сомнения, в репертуаре ленинградцев это одна из са­ мых сильных вещей — «Жиды города Питера» — хотя бы по­ тому, что вся она пронизана современностью, до боли нам знакомой. ...В комнате профессора Кирсанова внезапно гаснет свет и невесть откуда появля­ ется Черный Человек. В ко­ жаном плаще покроя госбез­ опасности (НКВД? КГБ?), с •'дипломатом» номенклатур­ щика и в головном уборе, сильно смахивающем на шах­ терскую каску, тем более что поверх надет фонарь — уж явно шахтерский. «Гражданин Кирсанов? Спе- цкомендатура ЭсА!» — и Еручает опешившему профес­ сору повестку: дескать, все богачи города Питера утром должны явиться к месту сбо­ ра, имея при себе докумен­ ты, сберкнижки и смену белья... Вот так, богач, и все тут: пять тысяч на книжке, дача и «Жигули», пусть не на ходу. И как бы ни возмущался гражданин Кирсанов — пута­ ницы здесь никакой: ведь че­ рез несколько минут в комна­ те появляется сосед Пинский, и в руке у него подобное предписание: «Все жиды го­ рода Питера...» Гаснут окна в других домах, и все новые лица оказывают­ ся вовлеченными в этот иди­ отский кошмар: «все распут­ ники».., «все политиканы».., «все мздоимцы города Пите­ ра»... Режиссер спектакля Н. Басин (вместе с авторами пьесы братьями Стругацкими) как бы предлагает нам задуматься: кем бы нас окрестила комен­ датура СА — социальной ас­ сенизации? Трудно в нескольких газет­ ных строчках рассказать о до­ бротной, серьезной работе, потому и не будем вдаваться в тонкости. Отметим лишь од­ ну маленькую деталь, которая, если судить по прессе, все же ускользнула от пристальных глаз журналистов и критиков. Давайте подумаем: случайно ли выбрано одеяние Черного Человека? Этот плащ, эта кас­ ка с фонарем, этот «дипло­ мат»... Уж не «Память» ли это, открыто подружившаяся с объ­ единенным фронтом трудя­ щихся и консерваторами-парт- аппаратчиками? Да точно же, это они «вышли из окопов»... Иначе почему жиды не горо­ да Ленинграда (Санкт-Петер­ бурга?), а именно Питера? Да потому, что о новой револю­ ции необольшевиков, готовых уничтожать миллионы нынеш­ него поколения, предупреж­ дают нас авторы, постановш,ик и актеры пьесы. Спасибо за предупреждение — будем ухо держать востро. Стебаться, может, к не грешно... . Не знаем, не знаем — чув­ ства противоречивые. Броде бы классика: Аристофан, «Ли- систрата» — а так над ней надругались. Иных эпитетов, кроме молодежных жаргонов, и не подобрать для оценки. Что это, если не «прикол», не «стеб»? Здесь вам и детские автоматы (во времена Древ­ ней Греции!), и туфли на «шпильках», и «Сиртаки», и картошка Чапая, которой тот план боя разрабатывал... Пра­ во же, все это больше похо­ дило на студенческий капуст­ ник (уместно ли маститым те­ атралам?), нежели на извест­ ную всему миру комедию, в которой гречанки сговорились не спать с мужьями до тех пор, пока не прекратятся вой­ ны. Впрочем, не хочется быть занудой. Ведь зрители от ду­ ши смеялись и аплодировали. Может быть, так и надо в на­ ше трудное время относиться с иронией ко Есему и прежде всего — к себе? Может быть... И пусть будет. Плохо другое. Наши крайно­ сти . Как ни крути , а напраши­ вается сравнение с виденным не так давно нзшумегшим х у ­ дожественным фильмом, по­ ставленным скорее единствен­ но ради эротики. Это одна крайность. В театральном пред­ ставлении ленинградцев «обна- женки» нет вообще, зато — и крайность другая. Невольно хочется спросить: а где же Аристофан? Прально, Гриш, - прально... «Как по нашей речке Плыли две дощечки. Яиварь-февраль-март- апрель, Плыли две дощечки...» Эта «остроумная» песенка, распеваемая двумя сомлев­ шими от жары и безделья ба­ бенками, — исчерпывающий лейтмотив классической «Же­ нитьбы Бальзаминова» в по­ становке «Александринки». Пу­ стой и забавный народец жи­ вал в пыльных русских горо­ дишках. Да и живет по сию пору — приглядимся-ка к се­ бе с прищуром. Мне, зрителю, показалось, что пьеса Остров­ ского подкорректирована пи­ терцами не без лукавства, и Мишенька Бальзаминов не эк­ спромта ради подходил к зри­ тельской ложе вплотную и, только что не хлопнув мур­ манчанина по плечу, вопро­ шал, «прально он грит или не прально». Он, Мишенька, в исполнении засл. арт. РСФСР М. Долгинина, живет не в «островские» времена, отре­ шенно от зала, а он есть наш с вами современник. И даже, может быть, земляк. А может, даже и сосед. И матушку его, Павлу Петровну, я где-то ви­ дел — на почте, что ли, или где-то в орготделе. А уж зной­ ная вдовушка Белотелова — так та просто моя соседка снизу, только душевнее и ха­ рактером незлобива. Искро­ метно, задорно сыгранная ар­ тисткой О. Калмыковой сваха Акулина Гавриловна посеяла смятение, уверен, не в одном лишь моем бедном сердце. Какая женщина! Был бы я Островский, я бы тоже мимо такой роскошной натуры не прошел. «Где любезная моя? Нет ея...» (из стихов Бальзами­ нова). Да, живем, пылим! Что в жизни, что на сцене... В общем, этот спектакль по­ казал , что «Александринка» в своем репертуаре. Заводные, талантливые актеры игрзют для мурманчан с редким для нынешнего театра наслажде­ нием. И, конечно же, если и тешатся над провинцией, над «тараканами в пятках» , так в первую голову над своей, пи­ терской провинцией — ее там и при Островском хватало, а сейчас-то и подавно. Но все-таки — присмотрим­ ся-ка и к себе со стороны! Спасибо Г орбачеву ...и Есем иже с ним. Может, и были некие разочарования зрителей (а какая сцена без этого!), но общее впечатление от гастролей — преудовлет- ворительное. ААы очень ждали знаменитый театр — и он под­ твердил свою репутацию в наших глазах. Можно сказать, повернул лицом к театрально­ му искусству и вовсе разоча­ ровавшихся. А это — дорого­ го стоит. В театр ходили С. МИРОНОВ, С. АРХИПОВ. НА СНИМКЕ: сцена из спек­ такля «Женитьба Бальзамино­ вая по пьесе А. К . Островско­ го. Фото Б. КРАСИКОВА. Кисть Соц-арт? В Апатитах — выставка живописи, о которой слыш­ но по всему Мурману. Впер­ вые в области * — соц-арт, последнее поветрие в худо­ жественной моде (если тако­ вая сущ ествует). Авторов пятеро, все — из Апатитов и Кпровска. В Мурманске по рукам ходит веселый пла­ кат-ксерокопия (здесь мы его несколько интерпретировали). Вы ставка соц-арта, разуме­ ется, вызвала любопытство. ...Вестибюль кинотеатра «Полярный» (в городе науч­ ной интеллигенции больше негде выставлять картины). С первого взгляда на работы — легкое разочарование: ши я не то понимаю под направлением соц-арт, или оебята погорячились с опре­ делением. Не хочется ложно омплпментпровать честным художникам. Работы хоро­ ши, на мой взгляд , а некото­ рые даже очень, но это — не соц-арт. Пластичны и неожиданны фантазии и представления 1горя Чайковского: « Б е с ­ сонница» с ее меланхоличной замученностыо, забавно ис­ полненный « Пикник», очень добрые, отпечатывающиеся в памяти «Альбиносы» (па- эсиь, девушка -и собака, со­ вершенно белые на белом же фоне и — три нары розовых \таз!). «Сон» —- нетривиаль- юе решение довольно-таки потрепанной — вечной уже, н о ли? — темы. «В есн а» размашисто, изысканно гебрежно и по-товаршцески просто, как джаз, как рюк­ зак*, как тщательно подоб­ ранный пустяк. В русле новых поисков и заботы Игоря Плюшкина: ве­ селый «Человек-театр» и мудрствующий (лукаво?) че­ ловек в черных очках в «Проповеди». Отдай на рас­ терзание взглядам «Торс» , выписанный зачем-то с пе­ дантичной геометричностью. Очень незанимательной показалась работа Александ­ ра Терешука «Ночь ... ули­ ца ...» . На полотне — есте ­ ственно. продолжение изве­ стного блоковского стихотво­ рения: фонарь, аптека. Р а зу ­ меется, тут и угрюмый про­ хожий, и образ Прекрасной Дамы ... Иллюстрация? Но даже для иллюстрации слиш­ ком лобовое суфлерство для зрителя. Плакатно и так же прямолинейно решена тема «Перестройки»: часы — и фотопортреты вождей, сол­ дат-освободителей, тружени­ ков села и чего там еще со­ ветского ... А вот «Веселым цветком» Александр просто порадовал, этим полотном он просто украсил вы ставку , облегчил се заявленную, но, к- счастью , отсутствующую декларативность. Тут еще не потерявший свежести аромат мптьковщины, чертовщинка, а главное — искренность и настроение. И вот бы еще о чем: для кого рисуем? В «книгу жа­ лоб > глянуть^ страшно. От­ зывы типа: «Желательно но- меньше секса , побольше на­ стоящего искусства» или с Все мазево !» , «Клево !» , -М айк !» . Так и хочется ска ­ зать : ну и дураки ж е ... Но не скажу — в суд потащут. Обидно читать такое, зная, как мучителен, дорог и час­ то неблагодарен труд худож­ ника. В. С ЕУ РУЯ РВИ . Сложите песню «Гранит» Посвящается памяти рыбаков, погибших па промысле. (• I ра ­ нит» па морском жаргоне означает тело погибшего моряка, пе­ ревозимое в родной порт). Перед рейсом прощэлся ты, И с женой обнимался ты . И жена обещзла ждать И с цветами встречать. Только выпало так судьбой — Не Еернешься живым домой. Зто тоже судьба рыбака — Уж такая судьба. ПРИПЕВ: «Гранит». Весть о тс-бе летит. «Гранит». Черная весть летит. Триста долларов весь теой пай, Хоть копи, хочешь пей- гуляй , Только в трюме тебе лежать, Б морозилке швартовки ждать. ПРИПЕВ. На причале стоит женз, Уже больше не плачет она. Три недели — немалый срок. Слезы высушить он помог. ПРИПЕВ. Хоть в рыбалке большой ты а с , Без оркестра встречали вас. Лишь начфлота букет принес — Пять заплаканных роз. ПРИПЕВ. 1 3 28 нюня 1991 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz