Рыбный Мурман. 1991 г. Июнь.

ООС-СОСССС^ХЬОСОСССОООООООССОСООСС' Формы геральдических и культовых крестов ООО я т ~ годовщина памяти подвижника земли Русской Серпы Радонежскою Художественное наследие и современность III. Ж МЕРЙ И КРДСОП СШ УТ В Е Р Х Н Я Я часть тела связана со всем благородным, возвы ­ шенным, а нижняя — со всем земным. В этом смысле здание де­ лится на зоны. Христианская цер- § ковь организовывала внутреннее про­ странство главным образом с по- 2 мощыо живописи. В верхней части о (купол, барабан, коиха абсиды) пзо- о бражались сцены, которые, пронсхо- •о дят на нёбе. Здесь же помещались - находящиеся на верхней ступени хри­ стианской иерархической лестницы — Христос, Богоматерь, ангелы (се- рафимы. херувимы ...). В тех облас- а тях Древней Руси , которые поддср- g жпвали традиции Византии, в купо- S лe изображали Христа Вседержителя (Пантократора). В куполе могло быть и «сошествие святого духа па апос- v толов», о g В церковной абсиде, пишет В. Д. о Лихачева, символизировавшей собой £ место рождения Иисуса Христа, — о Вифлеемскую пещеру, изображали £ Богоматерь. Вторую зону росписей о представляли верхние части храма. £ Здесь изображались сцены из жизни о Иисуса Христа — своеобразный мо- £ пументальный календарь. Обязатель- о по помещались двенадцать празднн- % ков: «Благовещение Богоматери», О «Рождество Иисуса Христа», «Срете- £ ние», «Крещение», «Преображение», о «Воскрешение Лазаря», «Вход в £ Иерусалим», «Распятие», «Сошествие о во ад», «Вознесение», «Сошествие g святого духа на апостолов», «Успе- о о ____________________________________________ о О Дожидаемся исповеди. Впереди де- ^ Бочка лет восьми уверенно упровляст- О ся со свечками. Значит, в церкви не <> ноеичок . В руках держит бумажку и, О затомившись ожиданием батюшки, все <> время разворачивает ее и перечитыва- О ет, невольно демонстрируя содержание £ окружающим. Не удерживаюсь и за- О глядываю. Там одка-единственная за- £ пись: «Сердилась на Любу...» О, сча- О стливое, ясное время детства! Как хо- 2 телось бы принести в храм такие чи- О стые угрызения совести... Но, увы, я в 4 храм впервые попала лет в тридцать, и О на моем «листочке» было гораздо боль- 5< ше записей. Как жалко, что упущено X драгоценное время детства: ведь ре­ бенок несравненно более восприимчив к вере, если, конечно, взрослые не слишком активно начинают ему объяс­ нять, что «космонавты летали, а Бога не видели», не приводят другие столь же «остроумные» доказательства, пре­ доставляемые официальным атеизмом. ...Среди приготовившихся креститься и О ставших широким кругом у купели сто­ ит девочка лет девяти. Губки плотно сжаты. В глазах — слезы. Она крепит­ ся и не плачет во время совершения таинства, но на этом все ее терпение иссякает, и к Чаше ока уже подойти не может — готова убежать прочь из хра­ ма. Пытаюсь, показывая на иконы, что- то успеть ей объяснить. Оказывается, она не знает ничего — ни в Кого кре­ стилась, ни того, что означает это та­ инство. Получается, она бедная просто терпела, пока взрослые производят над ней какие-то непонятные действия, про которые единственную информацию она получила в школе: что это мрако­ бесие и это стыдно... Небольшая неос­ торожность, настойчивость просьбы подойти к Чаше — и едва возникшее доверие между мной и ребенком ру­ шится. ДеЕОчка не видит святыни, ощу- ние Богоматери». Если позволяло место, то иконописцы вводили собы­ тия из жизни Иисуса Христа: «Тай ­ ная вечеря» , «Омовение ног», «Пре­ дательство Иуды», «Снятие со крес­ та» , «Неверие Фомы» и так далее. После двенадцатого века на стенах храма появились сцены из детства Христа, а затем его чудеса и прит­ чи. Настенные росписи равномерно украшали весь храм, в то время как снаружи он имел скромный с живо­ писной точки зрения вид. Этот конт­ раст еще pan подчеркивал близость строения к христианству, внешне су­ ровому аскету с богатой внутренней жизнью. |АДО СКА ЗА ТЬ , что символи­ ка оказывала существенное влияние па уровень религи­ озного сознания. Между тем смысл символа имеет реальную и историче­ скую художественную* основу. Вот что рассказывает по этому поводу Георгий Георгиевич Прошин. — Структурно объем храма чле­ нится на зоны. В стенной живописи западной зоны (притвор) размещены сюжеты истории церкви Ветхого за ­ вета, средняя зона — собственно храм — евангельский, новозаветный период церковной истории. Алтарь — третья, важнейшая зона. Он от­ делен от верующих ступенями и пре­ градой. В католицизме — это невы ­ сокая решетчатая преграда, в право­ славии — глухая стена иконостаса. Алтарь — «святая святы х» — литур­ гическое место служителя культа . В V о 1 н «святая с вя ты х» , однако, мог воити царь, правда, без оружия. Три входа в алтарь по степени важности назы ­ ваются царскими, дьяконскими и по- номарскнми вратами. Средняя часть храма — своего ро­ да центр при общественном богослу­ жении — отведена верующим, при­ твор — место размещения верующих, в который временно, по каноническим правилам, запрещен допуск- «к пол­ ному церковному общению». Таких запретов немало: подготовка к приня­ тию христианства (крещению), вре­ менное отлучение, связанное с «гре­ хом» (пословица «с грехом пополам»). До сегодняшнего дня сохраняется престижность определенных площадей храма по линии север — юг от вхо­ да или правое — левое (правая ру­ ка лучше работает) или мужчины — женщины, с расположением мужчин ио правую сторону храма. Левая сторона — худшая. В обря­ де крещения, например, «восприем­ ник крещаемого» плюет через левое плечо, надеясь оплевать вполне ре­ альной слюной находящегося за его спнпой беса. Мы помним, что иску­ шающий бес всегда находится слева. Этой стороне тела «досталось» боль­ ше всего. Левая рука хуж е работа­ ет, чем правая. Мужчины располага­ лись по правую сторону храма, жен­ щины — по левую . Первым разре­ шалось разговаривать, вторым — нет. /Кена вступала только после мужа и обязательно с покрытой го­ ловой — древний знак рабства. По­ словица «опростоволосилась» — оп­ лошала. Мальчика при крещении вно­ сили в алтарь, девочку — только на его порог. Владимир ЧИКИН. о л Я CQ СЗ *5 о о ез ев е« о с / :Я Я я о £ я а со и о е us о с* С/ U* я о а *■ - о J3 о X с Я —г ь* и о о я a а . ез Я С.: ь л / / я X с CS + ~ :Ж 2 х о я м Г о О с- 3 с с я с К СП 0 I— U ш C l . Ы X V U 1 < »— и X c l X 15 < х о_ < сс О л ТВОЙ ПЕРВЫЙ, ПЕРВЫЙ ШАГ... Заметки психолога о приобщении детей к церкви репшей душой — и стремится побы­ стрее убежать из храма. Вернется ли сна сюда вновь? Взрослые, желающие приобщить де­ тей к Церкви, должны быть озабочены не достижением сиюминутной «победы» (довели до храма, крестили, причастили, порой несмотря на отчаянное сопро­ тивление}, а тем, войдет ли потом этот ребенок в храм сам, захочет ли он этого, став взрослым. ...Третьеклассника Димку мать стала водить в церковь недавно. Вначале он отчаянно сопротивлялся, но в конце концов уступил. Но почему! Из-за страха наказания! Из-за обещания го­ стинца! Во всяком случае ясно, что ча­ сы долгого стояния за спинами у взрос­ лых, непонятность службы, полное от­ сутствие объяснений происходящего действа оставляют в Димкиной душе единственную мечту — поскорее вы­ рваться на свободу... Время младенче- щает только насилие над своей неок- ства, когда все вбирается без объясне- Если вы хотите подробнее узнать о жизни святого Сер­ гия Радонежского, читайте о нем в книге «Житие и подвиги преподобного Сергия игумена Радонежского и всея Руси чудотворца», а также в других книгах, которые есть в об- пастной научной библиотеке. ний как нечто естественное, как род­ ной язык, для Димки упущено. Тогда мать сама еще не ходила в церковь... Принесет ли желанные плоды столь явное насилие? Вряд ли. Выход один: найти тонкие, ненавязчивые формы своеобразных уроков. В этом возрасте ребенок уже должен понимать и строгую последовательность определен­ ных моментов богослужения, и сюжет иконы, и смысл молитвы. Да, наконец-то открываются воскрес­ ные школы, где с детьми занимаются именно так, как следует, — с ' ними вместе рисуют, поют, учат молитвы, все спокойно и ласково объясняют. Но этих школ пока даже в Москве слиш­ ком мало, а атеистических параграфов, пронизывающих все учебники, пока еще никто не отменял. Не надо забы­ вать, что и авторитет учителя для уче­ ника первого или второго класса может равняться авторитету родителей или да­ же превышать его — такова особен­ ность этого возраста. Большинство родителей недавно са­ ми впервые переступили порог храма. Приводя сюда своих детей, они пока очень мало что могут объяснить. Прав­ да, тут активно включаются в «воспи­ тательный процесс некоторые пожилые прихожанки, наставляя в том, что усво­ или сами: «Свечку левой рукой пере- ^ давать нельзя, грех»; «Без платка в О церковь ходить нельзя, грех...». Сдела- ^ ет такая бабушка строгое замечание — О и не то что подросток, впервые при- ^ шедший на службу, а иной взрослый с не скоро решится вновь войти туда, $ где такие малопонятные правила пове- О дения, строгость, а то и нетерпимость. ^ ПерБое впечатление очень надолго остается в детской памяти, и надо по­ стараться, чтобы оно было положи­ тельным, радостным. Если ребенок еще в младенческом возрасте, то тут самое главное — ваш собственный настрой, ваши спокойствие и уверенность. Ма­ лыши чувствуют состояние близких взрослых гораздо сильнее, чем нам ка- <$ жется. Вообще малыши воспринимают ^ многое гораздо тоньше и точнее взрос- о лых (обладая при этом, правда, просто безграничной способностью прощать близких). При хорошем эмоциональном контакте с мамой малыш все время по­ лучает как бы подтверждение: «Я с то­ бой, ничего не бойся». И он спокоен. Очень чувствуют дети степень и с к ф ренности и крепости веры близких. Ес­ ли обряд еще не пронизывает и не ор­ ганизует всю жизнь семьи как путевод­ ная нить Истины, если тихий свет лам­ пады, чтение вслух и рассказы взрос­ лых из священной истории еще не ис­ точник, не основание для постоянного семейного праздника, для мира и ра­ дости в душе, не нужно добиваться от ребенка исполнения каких-то для него еще не понятных требований. Мы сами сейчас почти потеряли этот празднич­ ный строй организации Православием всех сторон нашей жизни — как это, например, описано в книге И. Шмеле­ ва «Лето Господне». И восстанавливать утерянное надо постепенно, тщательно, помогая друг другу собирать сохранен­ ное, понимая, что у нас с нашими деть­ ми общие трудности вхождения в Храм. Но помня также, что только там — на­ дежная защита их растущей души и возможность воспитания Словом Исти­ ны. М. ВОЛОВИКОВА. «Московский церковный вестник» g НА СНИМКЕ: священник Мончегор­ ской церкви о. Георгий среди местных школьников. > о о < к х к> о о < х> о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о со о о о о о о о с о о о с » о о о о < > о о о < х х > < о о о о о о о о о о о о о < > с о о о < > о о о о о о о о о о о о о о о о о < > с о с о < > о о < > о о о о ^ о о о < > с о о о о о о < 20 июня 1991 года 12 к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz