Рыбный Мурман. 1991 г. Июнь.
ООС-СОСССС^ХЬОСОСССОООООООССОСООСС' Формы геральдических и культовых крестов ООО я т ~ годовщина памяти подвижника земли Русской Серпы Радонежскою Художественное наследие и современность III. Ж МЕРЙ И КРДСОП СШ УТ В Е Р Х Н Я Я часть тела связана со всем благородным, возвы шенным, а нижняя — со всем земным. В этом смысле здание де лится на зоны. Христианская цер- § ковь организовывала внутреннее про странство главным образом с по- 2 мощыо живописи. В верхней части о (купол, барабан, коиха абсиды) пзо- о бражались сцены, которые, пронсхо- •о дят на нёбе. Здесь же помещались - находящиеся на верхней ступени хри стианской иерархической лестницы — Христос, Богоматерь, ангелы (се- рафимы. херувимы ...). В тех облас- а тях Древней Руси , которые поддср- g жпвали традиции Византии, в купо- S лe изображали Христа Вседержителя (Пантократора). В куполе могло быть и «сошествие святого духа па апос- v толов», о g В церковной абсиде, пишет В. Д. о Лихачева, символизировавшей собой £ место рождения Иисуса Христа, — о Вифлеемскую пещеру, изображали £ Богоматерь. Вторую зону росписей о представляли верхние части храма. £ Здесь изображались сцены из жизни о Иисуса Христа — своеобразный мо- £ пументальный календарь. Обязатель- о по помещались двенадцать празднн- % ков: «Благовещение Богоматери», О «Рождество Иисуса Христа», «Срете- £ ние», «Крещение», «Преображение», о «Воскрешение Лазаря», «Вход в £ Иерусалим», «Распятие», «Сошествие о во ад», «Вознесение», «Сошествие g святого духа на апостолов», «Успе- о о ____________________________________________ о О Дожидаемся исповеди. Впереди де- ^ Бочка лет восьми уверенно упровляст- О ся со свечками. Значит, в церкви не <> ноеичок . В руках держит бумажку и, О затомившись ожиданием батюшки, все <> время разворачивает ее и перечитыва- О ет, невольно демонстрируя содержание £ окружающим. Не удерживаюсь и за- О глядываю. Там одка-единственная за- £ пись: «Сердилась на Любу...» О, сча- О стливое, ясное время детства! Как хо- 2 телось бы принести в храм такие чи- О стые угрызения совести... Но, увы, я в 4 храм впервые попала лет в тридцать, и О на моем «листочке» было гораздо боль- 5< ше записей. Как жалко, что упущено X драгоценное время детства: ведь ре бенок несравненно более восприимчив к вере, если, конечно, взрослые не слишком активно начинают ему объяс нять, что «космонавты летали, а Бога не видели», не приводят другие столь же «остроумные» доказательства, пре доставляемые официальным атеизмом. ...Среди приготовившихся креститься и О ставших широким кругом у купели сто ит девочка лет девяти. Губки плотно сжаты. В глазах — слезы. Она крепит ся и не плачет во время совершения таинства, но на этом все ее терпение иссякает, и к Чаше ока уже подойти не может — готова убежать прочь из хра ма. Пытаюсь, показывая на иконы, что- то успеть ей объяснить. Оказывается, она не знает ничего — ни в Кого кре стилась, ни того, что означает это та инство. Получается, она бедная просто терпела, пока взрослые производят над ней какие-то непонятные действия, про которые единственную информацию она получила в школе: что это мрако бесие и это стыдно... Небольшая неос торожность, настойчивость просьбы подойти к Чаше — и едва возникшее доверие между мной и ребенком ру шится. ДеЕОчка не видит святыни, ощу- ние Богоматери». Если позволяло место, то иконописцы вводили собы тия из жизни Иисуса Христа: «Тай ная вечеря» , «Омовение ног», «Пре дательство Иуды», «Снятие со крес та» , «Неверие Фомы» и так далее. После двенадцатого века на стенах храма появились сцены из детства Христа, а затем его чудеса и прит чи. Настенные росписи равномерно украшали весь храм, в то время как снаружи он имел скромный с живо писной точки зрения вид. Этот конт раст еще pan подчеркивал близость строения к христианству, внешне су ровому аскету с богатой внутренней жизнью. |АДО СКА ЗА ТЬ , что символи ка оказывала существенное влияние па уровень религи озного сознания. Между тем смысл символа имеет реальную и историче скую художественную* основу. Вот что рассказывает по этому поводу Георгий Георгиевич Прошин. — Структурно объем храма чле нится на зоны. В стенной живописи западной зоны (притвор) размещены сюжеты истории церкви Ветхого за вета, средняя зона — собственно храм — евангельский, новозаветный период церковной истории. Алтарь — третья, важнейшая зона. Он от делен от верующих ступенями и пре градой. В католицизме — это невы сокая решетчатая преграда, в право славии — глухая стена иконостаса. Алтарь — «святая святы х» — литур гическое место служителя культа . В V о 1 н «святая с вя ты х» , однако, мог воити царь, правда, без оружия. Три входа в алтарь по степени важности назы ваются царскими, дьяконскими и по- номарскнми вратами. Средняя часть храма — своего ро да центр при общественном богослу жении — отведена верующим, при твор — место размещения верующих, в который временно, по каноническим правилам, запрещен допуск- «к пол ному церковному общению». Таких запретов немало: подготовка к приня тию христианства (крещению), вре менное отлучение, связанное с «гре хом» (пословица «с грехом пополам»). До сегодняшнего дня сохраняется престижность определенных площадей храма по линии север — юг от вхо да или правое — левое (правая ру ка лучше работает) или мужчины — женщины, с расположением мужчин ио правую сторону храма. Левая сторона — худшая. В обря де крещения, например, «восприем ник крещаемого» плюет через левое плечо, надеясь оплевать вполне ре альной слюной находящегося за его спнпой беса. Мы помним, что иску шающий бес всегда находится слева. Этой стороне тела «досталось» боль ше всего. Левая рука хуж е работа ет, чем правая. Мужчины располага лись по правую сторону храма, жен щины — по левую . Первым разре шалось разговаривать, вторым — нет. /Кена вступала только после мужа и обязательно с покрытой го ловой — древний знак рабства. По словица «опростоволосилась» — оп лошала. Мальчика при крещении вно сили в алтарь, девочку — только на его порог. Владимир ЧИКИН. о л Я CQ СЗ *5 о о ез ев е« о с / :Я Я я о £ я а со и о е us о с* С/ U* я о а *■ - о J3 о X с Я —г ь* и о о я a а . ез Я С.: ь л / / я X с CS + ~ :Ж 2 х о я м Г о О с- 3 с с я с К СП 0 I— U ш C l . Ы X V U 1 < »— и X c l X 15 < х о_ < сс О л ТВОЙ ПЕРВЫЙ, ПЕРВЫЙ ШАГ... Заметки психолога о приобщении детей к церкви репшей душой — и стремится побы стрее убежать из храма. Вернется ли сна сюда вновь? Взрослые, желающие приобщить де тей к Церкви, должны быть озабочены не достижением сиюминутной «победы» (довели до храма, крестили, причастили, порой несмотря на отчаянное сопро тивление}, а тем, войдет ли потом этот ребенок в храм сам, захочет ли он этого, став взрослым. ...Третьеклассника Димку мать стала водить в церковь недавно. Вначале он отчаянно сопротивлялся, но в конце концов уступил. Но почему! Из-за страха наказания! Из-за обещания го стинца! Во всяком случае ясно, что ча сы долгого стояния за спинами у взрос лых, непонятность службы, полное от сутствие объяснений происходящего действа оставляют в Димкиной душе единственную мечту — поскорее вы рваться на свободу... Время младенче- щает только насилие над своей неок- ства, когда все вбирается без объясне- Если вы хотите подробнее узнать о жизни святого Сер гия Радонежского, читайте о нем в книге «Житие и подвиги преподобного Сергия игумена Радонежского и всея Руси чудотворца», а также в других книгах, которые есть в об- пастной научной библиотеке. ний как нечто естественное, как род ной язык, для Димки упущено. Тогда мать сама еще не ходила в церковь... Принесет ли желанные плоды столь явное насилие? Вряд ли. Выход один: найти тонкие, ненавязчивые формы своеобразных уроков. В этом возрасте ребенок уже должен понимать и строгую последовательность определен ных моментов богослужения, и сюжет иконы, и смысл молитвы. Да, наконец-то открываются воскрес ные школы, где с детьми занимаются именно так, как следует, — с ' ними вместе рисуют, поют, учат молитвы, все спокойно и ласково объясняют. Но этих школ пока даже в Москве слиш ком мало, а атеистических параграфов, пронизывающих все учебники, пока еще никто не отменял. Не надо забы вать, что и авторитет учителя для уче ника первого или второго класса может равняться авторитету родителей или да же превышать его — такова особен ность этого возраста. Большинство родителей недавно са ми впервые переступили порог храма. Приводя сюда своих детей, они пока очень мало что могут объяснить. Прав да, тут активно включаются в «воспи тательный процесс некоторые пожилые прихожанки, наставляя в том, что усво или сами: «Свечку левой рукой пере- ^ давать нельзя, грех»; «Без платка в О церковь ходить нельзя, грех...». Сдела- ^ ет такая бабушка строгое замечание — О и не то что подросток, впервые при- ^ шедший на службу, а иной взрослый с не скоро решится вновь войти туда, $ где такие малопонятные правила пове- О дения, строгость, а то и нетерпимость. ^ ПерБое впечатление очень надолго остается в детской памяти, и надо по стараться, чтобы оно было положи тельным, радостным. Если ребенок еще в младенческом возрасте, то тут самое главное — ваш собственный настрой, ваши спокойствие и уверенность. Ма лыши чувствуют состояние близких взрослых гораздо сильнее, чем нам ка- <$ жется. Вообще малыши воспринимают ^ многое гораздо тоньше и точнее взрос- о лых (обладая при этом, правда, просто безграничной способностью прощать близких). При хорошем эмоциональном контакте с мамой малыш все время по лучает как бы подтверждение: «Я с то бой, ничего не бойся». И он спокоен. Очень чувствуют дети степень и с к ф ренности и крепости веры близких. Ес ли обряд еще не пронизывает и не ор ганизует всю жизнь семьи как путевод ная нить Истины, если тихий свет лам пады, чтение вслух и рассказы взрос лых из священной истории еще не ис точник, не основание для постоянного семейного праздника, для мира и ра дости в душе, не нужно добиваться от ребенка исполнения каких-то для него еще не понятных требований. Мы сами сейчас почти потеряли этот празднич ный строй организации Православием всех сторон нашей жизни — как это, например, описано в книге И. Шмеле ва «Лето Господне». И восстанавливать утерянное надо постепенно, тщательно, помогая друг другу собирать сохранен ное, понимая, что у нас с нашими деть ми общие трудности вхождения в Храм. Но помня также, что только там — на дежная защита их растущей души и возможность воспитания Словом Исти ны. М. ВОЛОВИКОВА. «Московский церковный вестник» g НА СНИМКЕ: священник Мончегор ской церкви о. Георгий среди местных школьников. > о о < к х к> о о < х> о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о со о о о о о о о с о о о с » о о о о < > о о о < х х > < о о о о о о о о о о о о о < > с о о о < > о о о о о о о о о о о о о о о о о < > с о с о < > о о < > о о о о ^ о о о < > с о о о о о о < 20 июня 1991 года 12 к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz