Рыбный Мурман. 1991 г. Июнь.
Экономическая политика Фотореппикд У докеров всё спокойно и д аж е даю т выпить Б доболь набастовавшись, на- выдвигав требований, докеры Мурманского морского рыбно го порта — на время? — при утихли. Кое-чего, к слову, до бившись: распределение зара ботной платы стало более справедливым. И потом... Бартер. Выделен ную порту рыбопродукцию коллектив обменял с южанами на куриные яйца, кое-какие консервы и даже на полтыся чи бутылок... сухого вина. Ну а как поделить 500 бутылок «сухонького» на почти тысяч ный коллектив? Известное де ло, стаканом. И как-то после смены хлопнули докеры по стакану и, моментально подо брев, ласково взглянули на свою администрацию: каждый бы день, администрация, так, а то обижать трудящихся... Фото Виктора КОРЕЦКОГО. Будни промысла ТОННА МОЙВЫ- ДВЕ ПАЧКИ СИГАРЕТ Так уж складываются об стоятельства нашего рыбацко го бытия, что, обращаясь в свою рыбацкую газету, всегда начинаю с недовольства бере говыми службами нашего фло та. Хотелось бы написать об ратное, да вот беда, похва статься особенно нечем. Работая на облове мойвы в Баренцевом море, мы, конеч но, справились с плановым заданием по основным пока зателям. Несмотря на убогое техническое состояние наше го судна. Даже приходилось вернуться на рейд, чтобы сме нить сгоревший электродви гатель траловой лебедки. Вот за это хотелось бы сказать всем, кто помог без лишней суеты, проверок устранить не исправность и вернуться на промысел, огромное спасибо. Прогноз нашей науки, как всегда, далек от истины. Мой ва, не считаясь с утвержден ными планами и рекоменда циями, приходящими из парт кома: «усилить политико-вос питательную работу среди лич ного состава», «оказать дейст венную помощь начальникам служб», махнула хвостиком и исчезла в неизвестном на правлении раньше, чем пред полагалось научными про гнозами, оставив без внима ния все принятые постановле ния нашего руководства. Сейчас мы находимся на об лове путассу в одной из эко номических зон Северного ре гиона. Промысловая обстанов ка пока очень слабая. Мы не выполняем, конечно, суточных заданий. Не помогают улуч шить промысловую базу и со брания, проаеденные в свете решений очередного суббот ника с перечислением зара ботанных за этот день средств в один из многочисленных благотворительных фондов, в какой именно — вряд ли кто вразумительно и ответит. Хотелось бы задать вопрос нашей администрации флота: а кто поможет нам, рыбакам, в ежедневных проблемах, ко торых становится все больше и больше? «Ушел» с судового стола компот, теперь в обед, ужин приходится довольство ваться холодным чаем. Моло ко, которое согласно нашему колдоговору должно выда ваться некоторым членам эки пажа за вредные условия тру да, давно с кораблей исчезло. Табачные изделия в судовой лавочке мы можем приобре сти по договорным ценам от 5 рублей и выше за пачку. Пример: 1 тонна мойвы стоит экипажу 12 рублей, то есть две пачки сигарет. Так что ку рящим членам экипажа эта вредная привычка обходится в копеечку. Особенно это бу дет ощутимо тем, кто нахо дится, так сказать, на нерента бельных кораблях. На судах флота рыбной промышленности заработок зазисит от района лова, от технической оснащенности ко рабля. Последнее е о внимание при начислении заработной платы не берется, а очень жаль: трудозатраты на выпуск готовой продукции на устарев ших судах намного выше. И. ВАНЧУГОВ, механик-наладчик БМРТ «Эльбрус» Мурманского тралсеого флота. По следам наших публикаций НАКАЗАНИЕ НЕИЗБЕЖНО 23 апреля в самолете, следующем по маршруту Лима — Мо сква, пустовали 68 мест. Причина: экипаж БМРТ «Виктор Стрель цов» по окончании промысла отказался получать «утешитель ный приз» в виде 100 долларов и потребовал выдать всю зара ботанную за рейс валюту. После продолжительной переписки капитана траулера Я. А. Лысого с генеральным директором объ единения «Мурманрыбпрсм» Л. С. Брейхманом деньги нашлись, и экипаж прилетел в Мурманск. Обо всем этом наш еженедель ник подробно рассказал в статье «В воздухе пахнет грозой» («РМ», 1991, № 15). Были у моряков траулера опасения, что руководство флота применит жесткие санкции к строптивому экипажу. Например заставит оплатить стоимость билетов от Лимы до Мурманска, а это практически изъяло бы из кармана моряка чуть ли не все, что он получил за рейс (напомним: экипаж «сходил» в рейс за 75 процентов). К счастью, этого не случилось. Тем не менее экипаж распла тился за то, что выстоял до конца в своей справедливой борь бе: те семь суток, когда моряки ждали поступления валюты, остались неоплаченными. С ЛОЖНОСТЬ обстанов ки б стране и связан ные с этим все усиливаю щиеся трудности, в том чис ле и в материально-техниче ском обеспечении производ ства , наверное, у в се х на ус тах. Казалось бы, рыбаки, как представители пищевой отрасли страны. должны обеспечиваться лучше. Но на практике этого не проис ходит, и па судах все труд нее и труднее сводить кон цы с концами, поддерживать состояние судов хотя бы на уровне «троечки>. Кроме того, с начала 1990 года увеличилась стоимость дизельного топлива почти в два раза, что повлекло за собой дополнительные зат раты флота около 1(3 .милли ардов рублен. Естественно , как па берегу, в управлении флота, так и на судах уси лились поиски путей сокра щения расхода дизельного топлива и затрат на топли во вообще. Это было тем более реально, что другие виды топлива, которыми мож но в определенно!! степени заменить дизельное, оста лись в старой стоимости — где-то 5 3 — 6 0 рублен за тонну. То есть за счет раз ницы в ценах почти па 100 рублен за тонну можно бы ло попытаться значительно уменьшить рост затрат на топливо. Правда, тут же следует отметить, что наши эконо мические подразделения уп равления в этом, видимо, не очеиь-то заинтересованы, так как' даже какого-либо мизерного поощрения за это для судовых экипажей прак тически нет. Можно ли в настоящее прагматическое время надеяться на голый энтузиазм или хорошее вы полнение своих обязанностей без должного вознагражде ния? По-моему, это совер шенно нереально. Каковы же были реаль ные возможности и как мы их использовали? Например, было предложение па судах типа «Горизонт» увеличить использование более тяже лы х сортов топлива в дви гателях с 5 8 ,5 в 1 9 8 9 году до 7 9 процентов (это 1 4 6 0 0 тонн, или 1 ,2 миллиона руб лей) в 1 9 9 0 году. Кроме то го, надо и можно было не использовать стояночный вспомогательный двигатель па промысле без крайней на то нужны и особого разре шения руководства флотом. БЕЗ КОПЕНКИ К примеру, в 1 9 8 9 году па промысле эти двигатели проработали около 1 0 6 0 су ток, и это, естественно , по влекло за собой дополни тельный расход топлива — 1 3 0 0 тонн ,'или 2 5 5 тысяч рублей. На этих судах также есть реальная возможность при малых нагрузках использо вать только одни главный двигатель, что может сокра тить расход топлива на 1200 тонн, пли 170 тысяч рублей. Вот другой пример: один из новейших типов судов — СТМ . На этих судах только за счет разумного сочетания количества одновременно ра ботающих двигателей, то есть практически за счет дружной совместно!*! работы мостика и машины, можно снизить расход топлива при мерно па 1 6 0 0 тонн (2 2 5 тыс. рублей). Это составля ет 4 , 3 — 4 ,5 процента годо вого расхода дизельного топ лива этой группой судов . На таких судах , как СТА! «Онеж ский», «Олсинца», «Василий Зайцев >, «Петр Петров», «Андрей Пашков» (старшие механики Лукашевич, Драгу нов, Корешок, Ванный , Ло бов), в течение года добива ются по 2 0 — 3 0 суток рабо ты на одном главном двига теле. Можно на небольших переходах вместо -двух гл а в ных п д вух вспомогательных использовать только два главны х и одни вспомога тельный двигатель (сниже ние расхода топлива на 2 ,1 тонны в сутки ), а на про мысле при некоторых усло виях возможна работа и на одном главном двигателе. Подобные мероприятия при хозяйском отношении к делу возможны па всех ти пах судов. Только жаль, что большинство моряков, осо бенно современная молодежь, считают, что лично казкф го из них это не касается , а хозяйское отношение к го сударственной собственнос ти — дело командиров, на чальства , а рядовые будут работать с прохладце!!, тре бовать полновесной зарпла ты и максимума валюты. Как будто все это с неба •упадет, будто нет веками освященной народно/! пого ворки «Б е з труда не вы та щишь рыбку из пруда!». Как будто не видят, что на однотипных иностранных судах команда в два раза .меньше и работает при этом в два раза интенсивнее, не разгибая спины, не успевая вытирать пот. Ибо они зна ют, что за воротами па это место претендуют еще два- трп безработных, поэтому пли надо работать по-насто- ящему, или уступить место другому. Удалось ли что-то из предложенного реализовать па деле? Естественно , пла ны, как обычно, оказаМГсь слишком оптимистичны. Не была взята поправка на на шу повсеместную необяза тельность, низкую исполни тельскую дисциплину, а то 7 нюня 191 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz