Рыбный Мурман. 1991 г. Июнь.

Экономическая политика Фотореппикд У докеров всё спокойно и д аж е даю т выпить Б доболь набастовавшись, на- выдвигав требований, докеры Мурманского морского рыбно­ го порта — на время? — при­ утихли. Кое-чего, к слову, до­ бившись: распределение зара­ ботной платы стало более справедливым. И потом... Бартер. Выделен­ ную порту рыбопродукцию коллектив обменял с южанами на куриные яйца, кое-какие консервы и даже на полтыся­ чи бутылок... сухого вина. Ну а как поделить 500 бутылок «сухонького» на почти тысяч­ ный коллектив? Известное де­ ло, стаканом. И как-то после смены хлопнули докеры по стакану и, моментально подо­ брев, ласково взглянули на свою администрацию: каждый бы день, администрация, так, а то обижать трудящихся... Фото Виктора КОРЕЦКОГО. Будни промысла ТОННА МОЙВЫ- ДВЕ ПАЧКИ СИГАРЕТ Так уж складываются об­ стоятельства нашего рыбацко­ го бытия, что, обращаясь в свою рыбацкую газету, всегда начинаю с недовольства бере­ говыми службами нашего фло­ та. Хотелось бы написать об­ ратное, да вот беда, похва­ статься особенно нечем. Работая на облове мойвы в Баренцевом море, мы, конеч­ но, справились с плановым заданием по основным пока­ зателям. Несмотря на убогое техническое состояние наше­ го судна. Даже приходилось вернуться на рейд, чтобы сме­ нить сгоревший электродви­ гатель траловой лебедки. Вот за это хотелось бы сказать всем, кто помог без лишней суеты, проверок устранить не­ исправность и вернуться на промысел, огромное спасибо. Прогноз нашей науки, как всегда, далек от истины. Мой­ ва, не считаясь с утвержден­ ными планами и рекоменда­ циями, приходящими из парт­ кома: «усилить политико-вос­ питательную работу среди лич­ ного состава», «оказать дейст­ венную помощь начальникам служб», махнула хвостиком и исчезла в неизвестном на­ правлении раньше, чем пред­ полагалось научными про­ гнозами, оставив без внима­ ния все принятые постановле­ ния нашего руководства. Сейчас мы находимся на об­ лове путассу в одной из эко­ номических зон Северного ре­ гиона. Промысловая обстанов­ ка пока очень слабая. Мы не выполняем, конечно, суточных заданий. Не помогают улуч­ шить промысловую базу и со­ брания, проаеденные в свете решений очередного суббот­ ника с перечислением зара­ ботанных за этот день средств в один из многочисленных благотворительных фондов, в какой именно — вряд ли кто вразумительно и ответит. Хотелось бы задать вопрос нашей администрации флота: а кто поможет нам, рыбакам, в ежедневных проблемах, ко­ торых становится все больше и больше? «Ушел» с судового стола компот, теперь в обед, ужин приходится довольство­ ваться холодным чаем. Моло­ ко, которое согласно нашему колдоговору должно выда­ ваться некоторым членам эки­ пажа за вредные условия тру­ да, давно с кораблей исчезло. Табачные изделия в судовой лавочке мы можем приобре­ сти по договорным ценам от 5 рублей и выше за пачку. Пример: 1 тонна мойвы стоит экипажу 12 рублей, то есть две пачки сигарет. Так что ку­ рящим членам экипажа эта вредная привычка обходится в копеечку. Особенно это бу­ дет ощутимо тем, кто нахо­ дится, так сказать, на нерента­ бельных кораблях. На судах флота рыбной промышленности заработок зазисит от района лова, от технической оснащенности ко­ рабля. Последнее е о внимание при начислении заработной платы не берется, а очень жаль: трудозатраты на выпуск готовой продукции на устарев­ ших судах намного выше. И. ВАНЧУГОВ, механик-наладчик БМРТ «Эльбрус» Мурманского тралсеого флота. По следам наших публикаций НАКАЗАНИЕ НЕИЗБЕЖНО 23 апреля в самолете, следующем по маршруту Лима — Мо­ сква, пустовали 68 мест. Причина: экипаж БМРТ «Виктор Стрель­ цов» по окончании промысла отказался получать «утешитель­ ный приз» в виде 100 долларов и потребовал выдать всю зара­ ботанную за рейс валюту. После продолжительной переписки капитана траулера Я. А. Лысого с генеральным директором объ­ единения «Мурманрыбпрсм» Л. С. Брейхманом деньги нашлись, и экипаж прилетел в Мурманск. Обо всем этом наш еженедель­ ник подробно рассказал в статье «В воздухе пахнет грозой» («РМ», 1991, № 15). Были у моряков траулера опасения, что руководство флота применит жесткие санкции к строптивому экипажу. Например заставит оплатить стоимость билетов от Лимы до Мурманска, а это практически изъяло бы из кармана моряка чуть ли не все, что он получил за рейс (напомним: экипаж «сходил» в рейс за 75 процентов). К счастью, этого не случилось. Тем не менее экипаж распла­ тился за то, что выстоял до конца в своей справедливой борь­ бе: те семь суток, когда моряки ждали поступления валюты, остались неоплаченными. С ЛОЖНОСТЬ обстанов­ ки б стране и связан ­ ные с этим все усиливаю­ щиеся трудности, в том чис­ ле и в материально-техниче­ ском обеспечении производ­ ства , наверное, у в се х на ус­ тах. Казалось бы, рыбаки, как представители пищевой отрасли страны. должны обеспечиваться лучше. Но на практике этого не проис­ ходит, и па судах все труд­ нее и труднее сводить кон­ цы с концами, поддерживать состояние судов хотя бы на уровне «троечки>. Кроме того, с начала 1990 года увеличилась стоимость дизельного топлива почти в два раза, что повлекло за собой дополнительные зат ­ раты флота около 1(3 .милли­ ардов рублен. Естественно , как па берегу, в управлении флота, так и на судах уси­ лились поиски путей сокра­ щения расхода дизельного топлива и затрат на топли­ во вообще. Это было тем более реально, что другие виды топлива, которыми мож­ но в определенно!! степени заменить дизельное, оста­ лись в старой стоимости — где-то 5 3 — 6 0 рублен за тонну. То есть за счет раз­ ницы в ценах почти па 100 рублен за тонну можно бы­ ло попытаться значительно уменьшить рост затрат на топливо. Правда, тут же следует отметить, что наши эконо­ мические подразделения уп­ равления в этом, видимо, не очеиь-то заинтересованы, так как' даже какого-либо мизерного поощрения за это для судовых экипажей прак­ тически нет. Можно ли в настоящее прагматическое время надеяться на голый энтузиазм или хорошее вы ­ полнение своих обязанностей без должного вознагражде­ ния? По-моему, это совер­ шенно нереально. Каковы же были реаль­ ные возможности и как мы их использовали? Например, было предложение па судах типа «Горизонт» увеличить использование более тяже­ лы х сортов топлива в дви­ гателях с 5 8 ,5 в 1 9 8 9 году до 7 9 процентов (это 1 4 6 0 0 тонн, или 1 ,2 миллиона руб­ лей) в 1 9 9 0 году. Кроме то­ го, надо и можно было не использовать стояночный вспомогательный двигатель па промысле без крайней на то нужны и особого разре­ шения руководства флотом. БЕЗ КОПЕНКИ К примеру, в 1 9 8 9 году па промысле эти двигатели проработали около 1 0 6 0 су ­ ток, и это, естественно , по­ влекло за собой дополни­ тельный расход топлива — 1 3 0 0 тонн ,'или 2 5 5 тысяч рублей. На этих судах также есть реальная возможность при малых нагрузках использо­ вать только одни главный двигатель, что может сокра­ тить расход топлива на 1200 тонн, пли 170 тысяч рублей. Вот другой пример: один из новейших типов судов — СТМ . На этих судах только за счет разумного сочетания количества одновременно ра­ ботающих двигателей, то есть практически за счет дружной совместно!*! работы мостика и машины, можно снизить расход топлива при­ мерно па 1 6 0 0 тонн (2 2 5 тыс. рублей). Это составля ­ ет 4 , 3 — 4 ,5 процента годо­ вого расхода дизельного топ­ лива этой группой судов . На таких судах , как СТА! «Онеж­ ский», «Олсинца», «Василий Зайцев >, «Петр Петров», «Андрей Пашков» (старшие механики Лукашевич, Драгу­ нов, Корешок, Ванный , Ло­ бов), в течение года добива­ ются по 2 0 — 3 0 суток рабо­ ты на одном главном двига­ теле. Можно на небольших переходах вместо -двух гл а в ­ ных п д вух вспомогательных использовать только два главны х и одни вспомога­ тельный двигатель (сниже­ ние расхода топлива на 2 ,1 тонны в сутки ), а на про­ мысле при некоторых усло ­ виях возможна работа и на одном главном двигателе. Подобные мероприятия при хозяйском отношении к делу возможны па всех ти­ пах судов. Только жаль, что большинство моряков, осо­ бенно современная молодежь, считают, что лично казкф го из них это не касается , а хозяйское отношение к го­ сударственной собственнос­ ти — дело командиров, на­ чальства , а рядовые будут работать с прохладце!!, тре­ бовать полновесной зарпла­ ты и максимума валюты. Как будто все это с неба •упадет, будто нет веками освященной народно/! пого­ ворки «Б е з труда не вы та ­ щишь рыбку из пруда!». Как будто не видят, что на однотипных иностранных судах команда в два раза .меньше и работает при этом в два раза интенсивнее, не разгибая спины, не успевая вытирать пот. Ибо они зна­ ют, что за воротами па это место претендуют еще два- трп безработных, поэтому пли надо работать по-насто- ящему, или уступить место другому. Удалось ли что-то из предложенного реализовать па деле? Естественно , пла­ ны, как обычно, оказаМГсь слишком оптимистичны. Не была взята поправка на на­ шу повсеместную необяза­ тельность, низкую исполни­ тельскую дисциплину, а то 7 нюня 191 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz