Рыбный Мурман. 1991 г. Июнь.
Бегом от инфляции * '■ Кто он, первый акционер? С КАЖДЫМ ДНЕМ в нашу жизнь входит новое. Переход на рыноч ную экономику вызвал появление но вых структурных формирований в об щественном производстве, призванных осуществлять ускоренное внедрение прогрессивных форм хозяйствования и организации труда. Это, в свою оче редь, ставит перед социологией зада чи комплексного изучения происходя щих процессов с учетом общественно го мнения. Одной из форм вложения накоплен ных средств стала покупка акций. Моря ки, подолгу не бывающие на берегу, как представители никакой другой про фессиональной группы, заинтересованы в сбережении своих заработанных де нег от инфляции. Поэтому не случайно, что именно работники рыбных флотов и рыбной промышленности в целом ста ли наиболее активными акционерами созданного в Мурманске Акционерного северного объединения «СКАТ-5С». Сре ди центральных задач акционерного об щества — финансирование строительст ва заводов по сборке автомобилей и насыщение автомобильного рынка стра ны машинами современных моделей. Еще совсем недавно сложно было представить, чтобы новое, только что создающееся предприятие или органи зация старались бы методами социологи ческого исследования найти ответ на вопросы: с кем работать? для кого ра ботать? чему уделить первостепенное внимание? Первая задача, которая стояла перед исследовательской группой АСО «СКАТ- 5С», было выяснить: кто есть первые акционеры, члены АСО? как они отно сятся к организации АСО, ее целям и задачам? на какую поддержку от акци онеров можно рассчитывать? Ответы на эти вопросы позволяют целенаправленно организовать и разви вать акционерную деятельность. Вторая задача вытекает из условий нашей реальной жизни. Советский че ловек не имеет опыта, а часто и жела ния распоряжаться собственными сред ствами с наибольшей эффективностью, с максимальной отдачей, получая кон кретную выгоду. Незнание специфики деятельности акционерных обществ ве дет к тому, что потенциальный акцио нер не знает о гарантиях сохранности своих вложений, не представляет себе, какую отдачу он может получить от ( О п ы т с о ц и о л о г и ч е с к о г о и с с л е д о в а н и я ) своего первоначального капитала. У советского человека до последне го времени главным, а зачастую и един ственным, способом увеличения трудо вых сбережений были вклады в сберега тельный банк. Эта форма вклада сейчас не только не является эффективной, но и буквально грабит владельца денег. Действительно, сберегательный банк выплачивает определенные проценты от вложенной суммы. И мы даже не заду мываемся, много это или мало? Ответ один — мало. За последние годы инфляция, то есть сокращение ре альной покупательской способности руб ля, составляет 25—30 процентов. Что это означает на деле? Получая в сберегательном банке 2—9 копеек с рубля, мы теряем еже одно 25—30 копеек. Экономический, так ска зать, «эффект» потрясает. Сейчас нет сомнений, что с переходом к рынку на рубль можно будет купить и того мень ше — цены растут стремительно. Исходя из этих задач, исследователи стремились разъяснять, что создание акционерного общества отнюдь не яв ляется очередной кампанией по изыма- нию «свободных денег» у населения. С другой стороны, вложение сбере жений в «народный автомобиль» — ва жное, но не единственное направление деятельности акционерного общества. Ведь АСО должно еще зарабатывать прибыль, чтобы выплачивать акционе рам. ежегодно высокие дивиденды. Однако наиболее существенной зада чей исследования является получение информации для определения потреб ностей акционеров, а также выяснение возможности их участия (не только де нежного) в развитии акционерных форм деятельности. Отбор опрашиваемых акционеров производится по журналу регистрации АСО. По результатам анкетирования был впервые в стране создан «(Социоло гический портрет акционера». В представленных характеристиках по возрасту половина респондентов вошла в категорию лиц от 25 до 40 лет. Не значительна доля акционеров из числа молодежи до 25 лет, что говорит о их неустойчивом материальном положении, отсутствии «свободных» денег. По роду занятий наибольший контин гент — рабочие, плавсостав, далее идут акционеры из числа интеллигенции и т д. Свыше 90 процентов опрошенных имеют более чем 5-летний северный стаж работы, т. е. получают все поляр ные надбавки к заработку. Большинство опрошенных женаты (замужем). По чис ленному составу преобладают семьи акционеров е 3—4 человека. Наивысшая доля опрошенных — группа с семейным доходом на члена семьи 250—500 рублей. Каждый деся тый из респондентов имеет доход на члена семьи свыше 500 рублей. Субъективные характеристики (отве ты.. мнения, суждения, предложения и т. п.) по поводу использовния вложен ных е акции средств: — б строительство запода легковых автомобилей и ускоренное создание доступного по цене автомобиля — 75,0; — е станоиление акционерного дела б регионе и более широкое вовлече ние для этого свободных денежных средсте (сбережений) населения — 26,0; — в обеспечение акционеров регио на потребительскими промышленными и продовольственными товарами — 53,0; — в развитие сферы услуг, проката (б т . ч. автосервиса] в регионе — 42,0; — б развитие новых форм страхования граждан, их жизни и здоровья с гаран тированным медицинским обслуживани ем, страхование расходов на лечение, страхование от разводов, страхование личного имущества, кЕартир, помеще ний и т. п. — 3f,0; — в разработку целевой комплекс ной программы «Мурманск. Конверсия, 2000 год» по демилитаризации оборон ного производства, хозяйства военных ведомств, города и пригородной зоны и вовлечение высвобожденных средств и ресурсов е развитие социальной сфе ры города — 25,0; — в создание новых экологически чи стых производств (хозяйств) на Коль ском Севере — 37,0; — б организацию совместных с зару бежными фирмами производств това ров народного потребления *и системы транспортной доставки продуктов пита ния, о&сщей, фру ктс б для моряков и местного населения — 53,0; — в организацию системы переобу чения и профподготовки населения к новому производству — 16,0; — в развитие индустрии туризма и отдыха на Кольском Севере — 27,0; — в создание областного фонда по безработице для материальной под держки населения, оказавшегося вре менно без работы, — 19,0. Анализ ответов респондентов на воп рос анкеты «Сообщите вашу цель вступ ления в акционерное общество» пока зывает, что большинство анкетируемых (70%) желают приобрести по сходной цене автомобиль. На вопрос анкеты: на какую сумму желаете приобрести акции? — наиболь шее число указало — 5000 руб. (37,0 опрошенных). Половина ответивших готова принять непосредственное участие е организа ции акционерного деле в регионе. Заслуживает внимания еще то, что бо лее четверти о т е с т и е ш и х могут пред ложить свою рабочую силу в период отпусков во вновь организованных под разделениях АСО «СКАТ-5С». Таковы общие итоги проведенного опроса. Результаты анкетирования учи тываются руководством АСО «СКАТ-5С» при выработке долгосрочной концепции деятельности. Так АСО активно участ вует в развитии сферы услуг по ремон ту, прокату автомобилей, за что выска зались 42% опрошенных, в обеспечении акционеров промышленными и продо вольственными тсЕарами — с учетом мнения 53% акционеров. Используются предложения акционе ров в вопросах разгосударствления и приватизации, организации подготовки и переподготовки кедрое из числа лиц, зысвобожденных с производства, под растающего поколения. В деятельности АСО на перспективу учтены пожелания и предложения ан кетируемых по активизации кредитной политики АСО, ориентации экономики на социальные цели. Руководство АСО предусматривает комплекс социально-экономических мер по кооперации средств и ресурсов за интересованных организаций в рамках региона по созданию фондов защиты наименее обеспеченных граждан, реали зации первоочереднь:х мер по эколо гии среды, р а з Е и т и ю торговли, здраво охранения, физической культуры, стра ховой медицины. О. СТЕБЛЕЦОВ, А. ЛОБАНОВ, социологи. Дисциплина и экономика Не пей на судне тным будешь Желаем того или не жела ем, но объективно экономика неразрывно связана с дисцип линой, более того, зависит от состояния дисциплины. И то му примеров немало. Помню, как у нас в «Мур- манрыбпроме» возросли убытки, когда некоторые мо ряки опаздывали или не явля лись на отходящие суда. За держки с выходом тринадцати судоЕ по этой причине соста вили изрядную сумму време ни. Решили проанализировать ситуацию и посмотреть: влия ют ли подобные нарушения дисциплины на экономические показатели и как? Расчеты по казали, что задержки выхода судов в рейс по вине членов экипажа обернулись для «Мур- манрыбпрома» потерей 101,5 тысячи рублей. Естественно, 'ПРЕДЛАГАЮ F*c. М. Ларичева. определенная сумма отчисле ний не поступила в фонд за работной платы и фонд мате риального поощрения. Могут возразить, дескать, в этих случаях с нарушителей удерживается среднемесячный заработок. Но, посудите, ка ким должен быть он, чтобы компенсировать более чем стотысячную сумму ущерба.? Особенно невосполнимы для трудового коллектива по тери — и экономические, и морально-этические — от пьянства моряков во время работы судов в районах про мысла, стоянки в иностранных портах. В минувшем году в «Мурманрыбпроме» таких слу чаев — свыше ста. Каждый нанес экономический удар объединению. Он оценивается в несколько сотен тысяч руб лей. Непроизводительные рас ходы возрастают, тек как поч ти каждому случаю пьянства в экипаже сопутствует списа ние нарушителя с судна, пе ревод его в пассажиры и от правка в порт приписки. Не трудно представить, е о ч т о обходится флоту -.кругосвет ное» путешествие только од ного выпивохи, скажем, от Тихоокеанского побережья Перу в Мурманск. Ущерб, наносимый экономи ке трудового коллектива пья ницами, разумеется, не по крывается тем, что общефлот ская комиссия по борьбе с п ь я н с т е о м налагает на каждо го нарушителя максимальный штраф 50 рублей. В экипажах наших судов «имеют место быть» случаи пьянства (и не единичные) с употреблением не только, как говорится, «штатных» спиртных напитков, но и раз личных суррогатов — браги судовой выработки, одеколо на, прокисшего фруктового сока и даже растворенной в воде,., губной помады, то есть по принципу — лишь бы с ног сбивало и разума лишало. Не может быть альтернати- е ы требованиям Устава служ бы на судах флота рыбной промышленности СССР. В жизни только так и должно быть, как записано в его статье 456: «Членам судового экипа жа и лицам, временно пребы вающим на судне, запрещает ся распивать спиртные напит ки и находиться на судне в нетрезвом состоянии». К со жалению, есть такие «морские волки», кто ратует за отмену этой статьи в Уставе. Пьянство подобно ржавчи не разъедает крепкий орга низм судового экипажа. Резко падают производственно-эко номические показатели в ра боте, затхлым становится мо ральный климат в трудовом коллективе. Растут нарушения стандартов выпускаемой про дукции, снижается и качестро обслуживания техники. Чтобы поправить экономиче ское здоровье флота, следу ет отладить по-новому меха низм ответственности членов экипажа, пьянствующих на судне. Предусмотреть удер жание с нарушителей опреде ленного процента от выплачи ваемой им за рейс инвалюты. Причем часть этих средств направлять на нужды трудо вого коллектива, а другую — на материальное поощрение членов экипажа, добросове стно работающих и выполняю щих уставные требования на судне в загранплавании. На рождающиеся рыночные фор мы экономического хозяйство вания в рыбной отрасли под водят нас к подобным мерам Бездействия на нарушителей. Г. ЮДЕНКО, дующий кабинетом дисциплины объединения «Мурманрыбпром». РЫБНЫЙ МУРМАН июня 191 года %
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz