Рыбный Мурман. 1991 г. Июнь.

Бегом от инфляции * '■ Кто он, первый акционер? С КАЖДЫМ ДНЕМ в нашу жизнь входит новое. Переход на рыноч­ ную экономику вызвал появление но­ вых структурных формирований в об­ щественном производстве, призванных осуществлять ускоренное внедрение прогрессивных форм хозяйствования и организации труда. Это, в свою оче­ редь, ставит перед социологией зада­ чи комплексного изучения происходя­ щих процессов с учетом общественно­ го мнения. Одной из форм вложения накоплен­ ных средств стала покупка акций. Моря­ ки, подолгу не бывающие на берегу, как представители никакой другой про­ фессиональной группы, заинтересованы в сбережении своих заработанных де­ нег от инфляции. Поэтому не случайно, что именно работники рыбных флотов и рыбной промышленности в целом ста­ ли наиболее активными акционерами созданного в Мурманске Акционерного северного объединения «СКАТ-5С». Сре­ ди центральных задач акционерного об­ щества — финансирование строительст­ ва заводов по сборке автомобилей и насыщение автомобильного рынка стра­ ны машинами современных моделей. Еще совсем недавно сложно было представить, чтобы новое, только что создающееся предприятие или органи­ зация старались бы методами социологи­ ческого исследования найти ответ на вопросы: с кем работать? для кого ра­ ботать? чему уделить первостепенное внимание? Первая задача, которая стояла перед исследовательской группой АСО «СКАТ- 5С», было выяснить: кто есть первые акционеры, члены АСО? как они отно­ сятся к организации АСО, ее целям и задачам? на какую поддержку от акци­ онеров можно рассчитывать? Ответы на эти вопросы позволяют целенаправленно организовать и разви­ вать акционерную деятельность. Вторая задача вытекает из условий нашей реальной жизни. Советский че­ ловек не имеет опыта, а часто и жела­ ния распоряжаться собственными сред­ ствами с наибольшей эффективностью, с максимальной отдачей, получая кон­ кретную выгоду. Незнание специфики деятельности акционерных обществ ве­ дет к тому, что потенциальный акцио­ нер не знает о гарантиях сохранности своих вложений, не представляет себе, какую отдачу он может получить от ( О п ы т с о ц и о л о г и ч е с к о г о и с с л е д о в а н и я ) своего первоначального капитала. У советского человека до последне­ го времени главным, а зачастую и един­ ственным, способом увеличения трудо­ вых сбережений были вклады в сберега­ тельный банк. Эта форма вклада сейчас не только не является эффективной, но и буквально грабит владельца денег. Действительно, сберегательный банк выплачивает определенные проценты от вложенной суммы. И мы даже не заду­ мываемся, много это или мало? Ответ один — мало. За последние годы инфляция, то есть сокращение ре­ альной покупательской способности руб­ ля, составляет 25—30 процентов. Что это означает на деле? Получая в сберегательном банке 2—9 копеек с рубля, мы теряем еже одно 25—30 копеек. Экономический, так ска­ зать, «эффект» потрясает. Сейчас нет сомнений, что с переходом к рынку на рубль можно будет купить и того мень­ ше — цены растут стремительно. Исходя из этих задач, исследователи стремились разъяснять, что создание акционерного общества отнюдь не яв­ ляется очередной кампанией по изыма- нию «свободных денег» у населения. С другой стороны, вложение сбере­ жений в «народный автомобиль» — ва­ жное, но не единственное направление деятельности акционерного общества. Ведь АСО должно еще зарабатывать прибыль, чтобы выплачивать акционе­ рам. ежегодно высокие дивиденды. Однако наиболее существенной зада­ чей исследования является получение информации для определения потреб­ ностей акционеров, а также выяснение возможности их участия (не только де­ нежного) в развитии акционерных форм деятельности. Отбор опрашиваемых акционеров производится по журналу регистрации АСО. По результатам анкетирования был впервые в стране создан «(Социоло­ гический портрет акционера». В представленных характеристиках по возрасту половина респондентов вошла в категорию лиц от 25 до 40 лет. Не­ значительна доля акционеров из числа молодежи до 25 лет, что говорит о их неустойчивом материальном положении, отсутствии «свободных» денег. По роду занятий наибольший контин­ гент — рабочие, плавсостав, далее идут акционеры из числа интеллигенции и т д. Свыше 90 процентов опрошенных имеют более чем 5-летний северный стаж работы, т. е. получают все поляр­ ные надбавки к заработку. Большинство опрошенных женаты (замужем). По чис­ ленному составу преобладают семьи акционеров е 3—4 человека. Наивысшая доля опрошенных — группа с семейным доходом на члена семьи 250—500 рублей. Каждый деся­ тый из респондентов имеет доход на члена семьи свыше 500 рублей. Субъективные характеристики (отве­ ты.. мнения, суждения, предложения и т. п.) по поводу использовния вложен­ ных е акции средств: — б строительство запода легковых автомобилей и ускоренное создание доступного по цене автомобиля — 75,0; — е станоиление акционерного дела б регионе и более широкое вовлече­ ние для этого свободных денежных средсте (сбережений) населения — 26,0; — в обеспечение акционеров регио­ на потребительскими промышленными и продовольственными товарами — 53,0; — в развитие сферы услуг, проката (б т . ч. автосервиса] в регионе — 42,0; — б развитие новых форм страхования граждан, их жизни и здоровья с гаран­ тированным медицинским обслуживани­ ем, страхование расходов на лечение, страхование от разводов, страхование личного имущества, кЕартир, помеще­ ний и т. п. — 3f,0; — в разработку целевой комплекс­ ной программы «Мурманск. Конверсия, 2000 год» по демилитаризации оборон­ ного производства, хозяйства военных ведомств, города и пригородной зоны и вовлечение высвобожденных средств и ресурсов е развитие социальной сфе­ ры города — 25,0; — в создание новых экологически чи­ стых производств (хозяйств) на Коль­ ском Севере — 37,0; — б организацию совместных с зару­ бежными фирмами производств това­ ров народного потребления *и системы транспортной доставки продуктов пита­ ния, о&сщей, фру ктс б для моряков и местного населения — 53,0; — в организацию системы переобу­ чения и профподготовки населения к новому производству — 16,0; — в развитие индустрии туризма и отдыха на Кольском Севере — 27,0; — в создание областного фонда по безработице для материальной под­ держки населения, оказавшегося вре­ менно без работы, — 19,0. Анализ ответов респондентов на воп­ рос анкеты «Сообщите вашу цель вступ­ ления в акционерное общество» пока­ зывает, что большинство анкетируемых (70%) желают приобрести по сходной цене автомобиль. На вопрос анкеты: на какую сумму желаете приобрести акции? — наиболь­ шее число указало — 5000 руб. (37,0 опрошенных). Половина ответивших готова принять непосредственное участие е организа­ ции акционерного деле в регионе. Заслуживает внимания еще то, что бо­ лее четверти о т е с т и е ш и х могут пред­ ложить свою рабочую силу в период отпусков во вновь организованных под­ разделениях АСО «СКАТ-5С». Таковы общие итоги проведенного опроса. Результаты анкетирования учи­ тываются руководством АСО «СКАТ-5С» при выработке долгосрочной концепции деятельности. Так АСО активно участ­ вует в развитии сферы услуг по ремон­ ту, прокату автомобилей, за что выска­ зались 42% опрошенных, в обеспечении акционеров промышленными и продо­ вольственными тсЕарами — с учетом мнения 53% акционеров. Используются предложения акционе­ ров в вопросах разгосударствления и приватизации, организации подготовки и переподготовки кедрое из числа лиц, зысвобожденных с производства, под­ растающего поколения. В деятельности АСО на перспективу учтены пожелания и предложения ан­ кетируемых по активизации кредитной политики АСО, ориентации экономики на социальные цели. Руководство АСО предусматривает комплекс социально-экономических мер по кооперации средств и ресурсов за­ интересованных организаций в рамках региона по созданию фондов защиты наименее обеспеченных граждан, реали­ зации первоочереднь:х мер по эколо­ гии среды, р а з Е и т и ю торговли, здраво­ охранения, физической культуры, стра­ ховой медицины. О. СТЕБЛЕЦОВ, А. ЛОБАНОВ, социологи. Дисциплина и экономика Не пей на судне тным будешь Желаем того или не жела­ ем, но объективно экономика неразрывно связана с дисцип­ линой, более того, зависит от состояния дисциплины. И то­ му примеров немало. Помню, как у нас в «Мур- манрыбпроме» возросли убытки, когда некоторые мо­ ряки опаздывали или не явля­ лись на отходящие суда. За­ держки с выходом тринадцати судоЕ по этой причине соста­ вили изрядную сумму време­ ни. Решили проанализировать ситуацию и посмотреть: влия­ ют ли подобные нарушения дисциплины на экономические показатели и как? Расчеты по­ казали, что задержки выхода судов в рейс по вине членов экипажа обернулись для «Мур- манрыбпрома» потерей 101,5 тысячи рублей. Естественно, 'ПРЕДЛАГАЮ F*c. М. Ларичева. определенная сумма отчисле­ ний не поступила в фонд за­ работной платы и фонд мате­ риального поощрения. Могут возразить, дескать, в этих случаях с нарушителей удерживается среднемесячный заработок. Но, посудите, ка­ ким должен быть он, чтобы компенсировать более чем стотысячную сумму ущерба.? Особенно невосполнимы для трудового коллектива по­ тери — и экономические, и морально-этические — от пьянства моряков во время работы судов в районах про­ мысла, стоянки в иностранных портах. В минувшем году в «Мурманрыбпроме» таких слу­ чаев — свыше ста. Каждый нанес экономический удар объединению. Он оценивается в несколько сотен тысяч руб­ лей. Непроизводительные рас­ ходы возрастают, тек как поч­ ти каждому случаю пьянства в экипаже сопутствует списа­ ние нарушителя с судна, пе­ ревод его в пассажиры и от­ правка в порт приписки. Не­ трудно представить, е о ч т о обходится флоту -.кругосвет­ ное» путешествие только од­ ного выпивохи, скажем, от Тихоокеанского побережья Перу в Мурманск. Ущерб, наносимый экономи­ ке трудового коллектива пья­ ницами, разумеется, не по­ крывается тем, что общефлот­ ская комиссия по борьбе с п ь я н с т е о м налагает на каждо­ го нарушителя максимальный штраф 50 рублей. В экипажах наших судов «имеют место быть» случаи пьянства (и не единичные) с употреблением не только, как говорится, «штатных» спиртных напитков, но и раз­ личных суррогатов — браги судовой выработки, одеколо­ на, прокисшего фруктового сока и даже растворенной в воде,., губной помады, то есть по принципу — лишь бы с ног сбивало и разума лишало. Не может быть альтернати- е ы требованиям Устава служ­ бы на судах флота рыбной промышленности СССР. В жизни только так и должно быть, как записано в его статье 456: «Членам судового экипа­ жа и лицам, временно пребы­ вающим на судне, запрещает­ ся распивать спиртные напит­ ки и находиться на судне в нетрезвом состоянии». К со­ жалению, есть такие «морские волки», кто ратует за отмену этой статьи в Уставе. Пьянство подобно ржавчи­ не разъедает крепкий орга­ низм судового экипажа. Резко падают производственно-эко­ номические показатели в ра­ боте, затхлым становится мо­ ральный климат в трудовом коллективе. Растут нарушения стандартов выпускаемой про­ дукции, снижается и качестро обслуживания техники. Чтобы поправить экономиче­ ское здоровье флота, следу­ ет отладить по-новому меха­ низм ответственности членов экипажа, пьянствующих на судне. Предусмотреть удер­ жание с нарушителей опреде­ ленного процента от выплачи­ ваемой им за рейс инвалюты. Причем часть этих средств направлять на нужды трудо­ вого коллектива, а другую — на материальное поощрение членов экипажа, добросове­ стно работающих и выполняю­ щих уставные требования на судне в загранплавании. На­ рождающиеся рыночные фор­ мы экономического хозяйство­ вания в рыбной отрасли под­ водят нас к подобным мерам Бездействия на нарушителей. Г. ЮДЕНКО, дующий кабинетом дисциплины объединения «Мурманрыбпром». РЫБНЫЙ МУРМАН июня 191 года %

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz