Рыбный Мурман. 1991 г. Июнь.

Нет тишины на Тихом океане Приглашаю читателей мысленно пе­ ренестись в штормозой Тихий океан. Мы — в радиорубке. Присядем на диванчик, прислушаемся: идет радио- созет капитанов судоз «Сеарыбы». Вслушайтесь, вдумайтесь, почувствуй­ те то, что чувствует капитан любого из этих судов. У каждого, вы знаете, су­ точный план и по объему выпуска про­ дукции, и по ее стоимости. Например у РТМК-с «Василий Лозовский» он таков: вылов — 57 тонн, зылуск мороженой продукции 24,6 тонны, стоимость товар­ ной — 42 750 рублей. Итак, БМРТ «Александр Грязное»: — За сутки — четыре плюс одна, итого пять тонн. «Пазел Панин»: ' — Показаний не отмечаю (приборы не фиксируют рыбные косяки. — И. Б.). «Леонид Иванов»: — Было пятнышко. Сейчас ничего нет. «Сергей Коршунозич»: — Крайне слабая обстановка .. БАТ «Александр Торцез»: — В поиске. Ничего нет. «Иван Сивко»: — Ничего не видим. «Командарм Щербаков»: — В поиске. РТМК-с «Василий Лозоаскмй»: — Слабо у нас. Днем бе. дли з поис­ ке. За сутки — 16 тонн. Я ничего не добавляю. И не убавляю, единственное — не указыазю коорди­ наты. Впрочем, их можно обозначить так: от зоны Чили на запад до 110 гра­ дуса. Потом, когда я уже возвращалась а порт, суда пошли еще дальше. 8от мы с вами и послушали радиосо- вет. Представляете, как себя чувству­ ют капитаны и их экипажи а такой об­ становке? Они бессильны что-либо из­ менить, а горечь, досада, что ж, это — всего лишь эмоции. А работать надо, люди вышли за деньгами, а не за мор­ ской экзотикой. Кстати об экзотике. То ли я раньше не обращала внимания, то ли на этот раз попала в такой район, но увидела здесь волшебное зрелище. Ночь. На небе россыпи мелких звезд, и их столько, что кажется — надо мной ка­ кое-то сказочное покрывало все в зо­ лотых мерцающих точечках. А на «по­ крывале» — крупные алмазные со­ звездья. Море, освещенное звездами, незаметно сливается с небом и пото­ му не ясно, то ли десятки желто-к~ас- но-зеленых огней траулеров караются по небу, то ли по морской волне А возле борта нашего судна при е о дви­ жении черная вода вспыхивает ? ороти - сто-зеленоватыми огоньками пла ■••тона, огоньки мерцают, гаснут, снова вспы­ хивают. В полнейшей тишине ка «аэтся звездная Вселенная... Сердце за^иоаэт! Кто кроме меня любуется сейчас этой красотой на двух десятках трау­ леров, которые качаются сейчас то ли на небе, то ли на море? Ночь — е д и н ­ ственное время, когда хоть по чуть- чуть. но все-таки ловится рыба. По­ этому, конечно же, не спят капитаны, не спит палубная команда, а кому «-о- зезло с рыбой, то не спит и рыбофаб- рика. Замечу, матросам рыбофабрики не очень-то спится и * безрыбье: нет плана — нет заработка, до сна ли? Впрочем, и мне не до сна. И я в ка­ юте снова и снова перечитываю запись беседы с флагманом нашей группы су­ дов Николаем Львовиче.^ Дудченко (он на борту «Василия Лозовского») и по­ мощником капитана по экипажу Ива­ ном Ивановичем Долгим. ДУДЧЕНКО : — Почему, зачем нахо­ дятся здесь, в другом полушарии, за 20 часов полета от Родины, 16 экипажей «Сеарыбы», а всего 60 супов? У каж­ дого план — около 50 тонн вылоза в сутки. А рыбу здесь давно вычерпали. 11 лет изо дня в день только изымали. И если даже мы увеличим цену на нее в десять раз, все равно для страны она — золотая. ДОЛГИЙ: — В правительстве есть люди умнее нас в тысячу раз, но они понимают, что в сегодняшних условиях р ы б а --- это вс®, потому что надо чем- то кормить народ, ten;- бы у нас было нормально развито се» ьское хозяйство, раэае понадобились бы такие монстры, как наш пароход? ДУДЧЕНКО: — Вы хоть одного «ино­ странца» здесь видели? Обратили вни­ мание: на рейде Кальяо яхты да ма­ ленькие суденышки прибрежного лова? О чем это говорит? А у нас плечо — полмира. С другой стороны, раз деньги вложе­ ны, мы — рабы этих денег. С точки зрения экономики, раз деньги вложе­ ны, а прибыли нет, надо сворачивать производство. Воспомните, в 60-х годах похожая ситуация была а Западной Ев­ ропе и США, когда надо было решать очень серьезный вопрос: а домны, мар­ тены, в горнодобывающую, металлурги­ ческую промышленность деньги вложе­ ны еще в прошлом веке. Прибыли нет. Что делать? И решили, что выгодней ввозить из других стран готовую про­ дукцию, более качественную. И с мень­ шими затратами. А новые производст­ ва создавать только с новыми техноло­ гиями. А мы так не можем: деньги-то народные! Вот и въезжаем со стары­ ми технологиями в XXI век. Мы говорили: план любой ценой. Мы за ценой не постоим. Не постояли. А теперь видим: глупая отрасль. Глупо, что мы здесь находимся, что несколь­ ко тысяч людей з цветущем возрасте мучаются здесь. ДОЛГИЙ: — Район перегружен суда- • * * Стоп. Хватит. Все всё знают. И моря­ ки, и Минрыбхоз. Как изменить суще­ ствующее положение? Этого никто не знзет. Хотя, впрочем, если даже в Мин- рыбхозе четко это знают, никогда не сделают решительного шага, ибо он не в их интересах. Скажите, а для чего же пишу эти строки? Отвечу вопросом: так что, молчать лучше? Безропотно продол­ жать творить глупости? Или все-таки всем вместе искать выход? С другой стороны, пока ищем вы­ ход, люди работают и работают на со­ весть. Рассказать всю правду о них и о том, в каких условиях они жизут и работают, — мой долг журналиста и челозека, увидевшего все своими гла­ зами. * * * Утро. Я иду на рыбофабрику. Ребята заканчивают монтаж новой линии, ко­ торую задумал помощник капитана по производству Константин Константино­ вич Шардыко. Несколько лет он ходил в море флаг­ манским технологом, ясно, какой опыт у Шардыко. К тому же он — весь­ ма уважаемый на судне человек, пред­ седатель судового комитета профсою- щ т т г - ш ш ми. Ставрида не успевает воспроизво­ диться. Пять лет назад план выполня­ ли, а с каждым годом все хуже. «Мо- онзунды» тоже свою лепту внесли в это. ДУДЧЕНКО: — Это уже техническая политика нашей отрасли. Как возглавил ее безграмотный Ишкоз, так и пошло: ресурсы — неисчерпаемы, экспансия флота — неограниченная. Сначала сгу­ били Баренцево море, давай строить корабли большие — океаны нужны. И вот 11 лет по три тысячи тонн а день черпаем из Тихого океана. У нас не по уму зыдвигали руководи­ телей, а по их приверженности идее. А в нормальном обществе дурак дня не продержится в кресле... Мир меняется. У нас же все, как в 50-х годах. К сожалению, сейчас трудно менять что-либо, з езое время вложи­ ли средства з судостроение, заключили договоры — зраз не обрубишь: завя­ заны миллионы людей з разных стра­ нах. Раз принятое решение аукается че­ рез 30 лет... ДОЛГИЙ: — Сколько мы даем здесь рыбопродукции? И сколько мы «про­ саживаем» каждые сутки? Нужна ли та- каг рыба стране? Будь как з других столнах развито сельское хозяйство, и у нас рыба была бы закуской, а не ос­ новным продуктом питания. ДУДЧЕНКО: — Недазно перечитал «Анну Каренину». Оказывается, мысли Толстого о земле, о хозяине еще 100 лег назад высказанные, очень актуаль­ ны сегодня. А мы дискутируеАл: отда­ вать земгю в частную собственность или не надо Хотя давно практикой до­ казано, что обобществление такого товара, как земля, — абсурд. Мы же вместо производства мяса и рыбы вы­ возим миллиарды рублей через всю планету и у черта на куличках с в ели ­ кими тр уд ам и добываем ставриду. Да если бы мы здесь добывали семгу, да даже золото, и то было бы убыточно. Отрасль в тупике. ДОЛГИЙ: — А кроме экономических есть ведь и другие стороны нашего пребывания здесь. Десятки лет ученые твердят: после трех месяцез непрерыв­ ного плавания в организме человека наступают необратимые процессы. В 1938 году был приказ министра о захо­ де в порт в середине рейса. Не реко­ мендация, не «на усмотренио судовла­ дельца». а именно приказ: обеспечить после 80 суток плавания в отдаленных районах заход в инпорт. Севрыбов- ские суда не заходят, некогда, план любой ценой. Вы представляете, что такое необратимые процессы в психи­ ке человека? за. И будь то общесудовое собрание или просто спор — Константин Кон­ стантинович холодно-непреклонен, но неизменно справедлив. Убедит в своей правоте любого, где не справится ло­ гикой, добьет противника насмешливым взглядом, язвительной шуточкой. Под­ чиненные — а это, считай, пол-экипажа — понимают его не то что с полусло­ ва, с одного взгляда его больших хо­ лодных глаз. Это была идея Шардыко: когда мно­ го сырья, чем гнать его на муку, луч­ ше побольше выпустить пищевой. За­ ранее заказали филейный станок, «пу­ лемет», как зовут его моряки. Устано­ вили жучкосъемный и чешуесъемный механизмы, увязали все в комплексе с «пулеметом», поставили транспортер. Теперь можно ежедневно выпускать до десяти тонн филе со шкурой. То есть появилась возможность не только быстрее убирать рыбу, не только получать дополнительную дорогостоя­ щую продукцию, но и пускать в дело крупную рыбу, которую не может об­ рабатывать баадеровский филейный комплекс. Была бы рыба! Но моряк живет надеждой: рыба — дело водяное. И пока Нептун выдает морякам небольшими порциями из сво­ их богатств, на рыбофабрике, быстрень­ ко справившись с небогатым уловом, корпят над новой линией, чистят, моют, смазывают механизмы. Вот, озабоченно хмурясь, вглядывает­ ся в работу филейного комплекса еле-' сарь-наладчик Валерий Владимирович Позднухов. В экипаже его все зовут Валерой, но произносят это имя с ка­ ким-то особым уважением, с любовью. Достаточно, наверное, сказать, что фи­ лейные баадеровские комплексы — его вотчина, куда никто кроме Валеры «не лезет», в том числе и механик-на­ ладчик. Сам Валера называет эти комп­ лексы ласково: «Мои Люси», «Что-то с Люсей сегодня». А насколько «Люси» капризны, знают только те, кто занима­ ется их наладкой. Потому у Позднухо- ва нет покоя ни днем, ни ночью. Подбавили ему работенки специали­ сты подменного экипажа: смазали все узлы литолом с графитом. Литол вы­ мывается водой, графит оседает в уз­ лах и коксуется. А в рыбомучной уста­ новке додумались использовать... крас­ ку, которой штампуют коробки с ры­ бой. Пришлось менять подшипники, манжеты, уплотнения. И с «Люсями» сплошная морока: вы­ чистишь один узел, смажешь специаль­ ной смазкой, только заработал ком­ плекс — стоп, другой узел не хочет действовать. Спросила Валеру: «Зачем тебе такая работа, ты же слесарь-наладчик? Есть механик». — Нет, это только мое дело. Инте­ ресная, умная машина. Возиться с ней — одно удовольствие. Не знаю, сколь велико удовольствие после восьмичасовой вахты, только за­ бравшись в койку, подниматься, вле­ зать в робу и часами корпеть над эти­ ми премудрыми узлами. 12-й год Позднухов работает в трал- флоте. Поступил на электромеханичес­ кий факультет ,МВИМУ, сейчас заканчи­ вает второй курс. Наблюдая за его работой, за тем, как уважительно относятся к нему мо­ ряки, я поняла: ценят люди компетент­ ность и безотказность Валеры. А плюс к тому — его чисто мужскую сдержан­ ность, немногословность и в то же вре­ мя приветливость. Короче, считают его надежным парнем, дружбой с которым гордился бы любой. На снимке Валера грустный, очень серьезный. Причина тому — никак не хотел он фотографироваться. И Жене Матвееву пришлось приложить немало дипломатических усилий, чтобы выве­ сти нашего героя на палубу для фото­ графирования. * • * Загрохотала лебедка на палубе — подъем трала. Чуть не весь экипаж вы­ ходит наверх: что там в трале? Еще не виден мешок. Пока по промысловой палубе в ячеях трала проплывают «пас­ сажиры»: кальмары, луна-рыба, запу­ тавшаяся ставрида. Но вот мешок под­ нят. Что ж, тонн 15, тоже хорошо. Снова спускаюсь на фабрику. О, тут уже вовсю кипит работа. Поплыли транспортеры, встали по местам моря­ ки — только руки мелькают. Вот Витя Краснов стоит на сортиров­ ке «Баадера»: по трем лоткам слетают рыбины, укладываются в ячеи, плывут на обработку. В доли секунды Виктор должен развернуть рыбины спинками ь одну сторону, отбросить вниз брак, а другую сторону — особо крупные ры­ бины. На миг «замечтался» — выраста­ ет гора рыбы, а значит — простой всей линии. Витя успевает не только спра­ виться с этой речкой, но и, на миг скосив глаза а мою сторону, улыбнуть­ ся мне, мол, асе в порядке, корреспон­ дент! У морозильных камер тоже ни секун­ ды простоя не допустишь. Вспышка мо­ розного пара — «подъехала» емкость. Ребята уже взвесили филе, секунда — заполнена «коробочка», движение руки — «уехала». Чего проще, кажется, ту­ да-сюда повернулся, одну-другую кноп­ ку нажал — порядок. Вон Саша Галеш- кин работает, современный романс на­ певает, улыбается. Но я уже знаю, что за плечами Саши 20 лет работы а трал- флоте. Да и у большинства моряков на «Лозовском». Все операции тысячи, миллионы раз проделаны, движения доведены до автоматизма. И та лег­ кость, которую они, моряки, с види­ мым удовольствием демонстрируют, нажита годами тяжелейшего труда. Впрочем, несмотря на все кнопочки и пультики, и сегодня 12-часовой рабочий день очень тяжел, горек. Представьте себя на месте ребят... Инна БЕРЕЗЮК. На снимке: В. В. ПОЗДНУХОВ. Фото Е. МАТВЕЕВА. Тихий океан — Мурманск. ( Продолжвние с. iadi/ет.) 28 нюня 191 6 рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz