Рыбный Мурман. 1991 г. Июнь.
Нет тишины на Тихом океане Приглашаю читателей мысленно пе ренестись в штормозой Тихий океан. Мы — в радиорубке. Присядем на диванчик, прислушаемся: идет радио- созет капитанов судоз «Сеарыбы». Вслушайтесь, вдумайтесь, почувствуй те то, что чувствует капитан любого из этих судов. У каждого, вы знаете, су точный план и по объему выпуска про дукции, и по ее стоимости. Например у РТМК-с «Василий Лозовский» он таков: вылов — 57 тонн, зылуск мороженой продукции 24,6 тонны, стоимость товар ной — 42 750 рублей. Итак, БМРТ «Александр Грязное»: — За сутки — четыре плюс одна, итого пять тонн. «Пазел Панин»: ' — Показаний не отмечаю (приборы не фиксируют рыбные косяки. — И. Б.). «Леонид Иванов»: — Было пятнышко. Сейчас ничего нет. «Сергей Коршунозич»: — Крайне слабая обстановка .. БАТ «Александр Торцез»: — В поиске. Ничего нет. «Иван Сивко»: — Ничего не видим. «Командарм Щербаков»: — В поиске. РТМК-с «Василий Лозоаскмй»: — Слабо у нас. Днем бе. дли з поис ке. За сутки — 16 тонн. Я ничего не добавляю. И не убавляю, единственное — не указыазю коорди наты. Впрочем, их можно обозначить так: от зоны Чили на запад до 110 гра дуса. Потом, когда я уже возвращалась а порт, суда пошли еще дальше. 8от мы с вами и послушали радиосо- вет. Представляете, как себя чувству ют капитаны и их экипажи а такой об становке? Они бессильны что-либо из менить, а горечь, досада, что ж, это — всего лишь эмоции. А работать надо, люди вышли за деньгами, а не за мор ской экзотикой. Кстати об экзотике. То ли я раньше не обращала внимания, то ли на этот раз попала в такой район, но увидела здесь волшебное зрелище. Ночь. На небе россыпи мелких звезд, и их столько, что кажется — надо мной ка кое-то сказочное покрывало все в зо лотых мерцающих точечках. А на «по крывале» — крупные алмазные со звездья. Море, освещенное звездами, незаметно сливается с небом и пото му не ясно, то ли десятки желто-к~ас- но-зеленых огней траулеров караются по небу, то ли по морской волне А возле борта нашего судна при е о дви жении черная вода вспыхивает ? ороти - сто-зеленоватыми огоньками пла ■••тона, огоньки мерцают, гаснут, снова вспы хивают. В полнейшей тишине ка «аэтся звездная Вселенная... Сердце за^иоаэт! Кто кроме меня любуется сейчас этой красотой на двух десятках трау леров, которые качаются сейчас то ли на небе, то ли на море? Ночь — е д и н ственное время, когда хоть по чуть- чуть. но все-таки ловится рыба. По этому, конечно же, не спят капитаны, не спит палубная команда, а кому «-о- зезло с рыбой, то не спит и рыбофаб- рика. Замечу, матросам рыбофабрики не очень-то спится и * безрыбье: нет плана — нет заработка, до сна ли? Впрочем, и мне не до сна. И я в ка юте снова и снова перечитываю запись беседы с флагманом нашей группы су дов Николаем Львовиче.^ Дудченко (он на борту «Василия Лозовского») и по мощником капитана по экипажу Ива ном Ивановичем Долгим. ДУДЧЕНКО : — Почему, зачем нахо дятся здесь, в другом полушарии, за 20 часов полета от Родины, 16 экипажей «Сеарыбы», а всего 60 супов? У каж дого план — около 50 тонн вылоза в сутки. А рыбу здесь давно вычерпали. 11 лет изо дня в день только изымали. И если даже мы увеличим цену на нее в десять раз, все равно для страны она — золотая. ДОЛГИЙ: — В правительстве есть люди умнее нас в тысячу раз, но они понимают, что в сегодняшних условиях р ы б а --- это вс®, потому что надо чем- то кормить народ, ten;- бы у нас было нормально развито се» ьское хозяйство, раэае понадобились бы такие монстры, как наш пароход? ДУДЧЕНКО: — Вы хоть одного «ино странца» здесь видели? Обратили вни мание: на рейде Кальяо яхты да ма ленькие суденышки прибрежного лова? О чем это говорит? А у нас плечо — полмира. С другой стороны, раз деньги вложе ны, мы — рабы этих денег. С точки зрения экономики, раз деньги вложе ны, а прибыли нет, надо сворачивать производство. Воспомните, в 60-х годах похожая ситуация была а Западной Ев ропе и США, когда надо было решать очень серьезный вопрос: а домны, мар тены, в горнодобывающую, металлурги ческую промышленность деньги вложе ны еще в прошлом веке. Прибыли нет. Что делать? И решили, что выгодней ввозить из других стран готовую про дукцию, более качественную. И с мень шими затратами. А новые производст ва создавать только с новыми техноло гиями. А мы так не можем: деньги-то народные! Вот и въезжаем со стары ми технологиями в XXI век. Мы говорили: план любой ценой. Мы за ценой не постоим. Не постояли. А теперь видим: глупая отрасль. Глупо, что мы здесь находимся, что несколь ко тысяч людей з цветущем возрасте мучаются здесь. ДОЛГИЙ: — Район перегружен суда- • * * Стоп. Хватит. Все всё знают. И моря ки, и Минрыбхоз. Как изменить суще ствующее положение? Этого никто не знзет. Хотя, впрочем, если даже в Мин- рыбхозе четко это знают, никогда не сделают решительного шага, ибо он не в их интересах. Скажите, а для чего же пишу эти строки? Отвечу вопросом: так что, молчать лучше? Безропотно продол жать творить глупости? Или все-таки всем вместе искать выход? С другой стороны, пока ищем вы ход, люди работают и работают на со весть. Рассказать всю правду о них и о том, в каких условиях они жизут и работают, — мой долг журналиста и челозека, увидевшего все своими гла зами. * * * Утро. Я иду на рыбофабрику. Ребята заканчивают монтаж новой линии, ко торую задумал помощник капитана по производству Константин Константино вич Шардыко. Несколько лет он ходил в море флаг манским технологом, ясно, какой опыт у Шардыко. К тому же он — весь ма уважаемый на судне человек, пред седатель судового комитета профсою- щ т т г - ш ш ми. Ставрида не успевает воспроизво диться. Пять лет назад план выполня ли, а с каждым годом все хуже. «Мо- онзунды» тоже свою лепту внесли в это. ДУДЧЕНКО: — Это уже техническая политика нашей отрасли. Как возглавил ее безграмотный Ишкоз, так и пошло: ресурсы — неисчерпаемы, экспансия флота — неограниченная. Сначала сгу били Баренцево море, давай строить корабли большие — океаны нужны. И вот 11 лет по три тысячи тонн а день черпаем из Тихого океана. У нас не по уму зыдвигали руководи телей, а по их приверженности идее. А в нормальном обществе дурак дня не продержится в кресле... Мир меняется. У нас же все, как в 50-х годах. К сожалению, сейчас трудно менять что-либо, з езое время вложи ли средства з судостроение, заключили договоры — зраз не обрубишь: завя заны миллионы людей з разных стра нах. Раз принятое решение аукается че рез 30 лет... ДОЛГИЙ: — Сколько мы даем здесь рыбопродукции? И сколько мы «про саживаем» каждые сутки? Нужна ли та- каг рыба стране? Будь как з других столнах развито сельское хозяйство, и у нас рыба была бы закуской, а не ос новным продуктом питания. ДУДЧЕНКО: — Недазно перечитал «Анну Каренину». Оказывается, мысли Толстого о земле, о хозяине еще 100 лег назад высказанные, очень актуаль ны сегодня. А мы дискутируеАл: отда вать земгю в частную собственность или не надо Хотя давно практикой до казано, что обобществление такого товара, как земля, — абсурд. Мы же вместо производства мяса и рыбы вы возим миллиарды рублей через всю планету и у черта на куличках с в ели кими тр уд ам и добываем ставриду. Да если бы мы здесь добывали семгу, да даже золото, и то было бы убыточно. Отрасль в тупике. ДОЛГИЙ: — А кроме экономических есть ведь и другие стороны нашего пребывания здесь. Десятки лет ученые твердят: после трех месяцез непрерыв ного плавания в организме человека наступают необратимые процессы. В 1938 году был приказ министра о захо де в порт в середине рейса. Не реко мендация, не «на усмотренио судовла дельца». а именно приказ: обеспечить после 80 суток плавания в отдаленных районах заход в инпорт. Севрыбов- ские суда не заходят, некогда, план любой ценой. Вы представляете, что такое необратимые процессы в психи ке человека? за. И будь то общесудовое собрание или просто спор — Константин Кон стантинович холодно-непреклонен, но неизменно справедлив. Убедит в своей правоте любого, где не справится ло гикой, добьет противника насмешливым взглядом, язвительной шуточкой. Под чиненные — а это, считай, пол-экипажа — понимают его не то что с полусло ва, с одного взгляда его больших хо лодных глаз. Это была идея Шардыко: когда мно го сырья, чем гнать его на муку, луч ше побольше выпустить пищевой. За ранее заказали филейный станок, «пу лемет», как зовут его моряки. Устано вили жучкосъемный и чешуесъемный механизмы, увязали все в комплексе с «пулеметом», поставили транспортер. Теперь можно ежедневно выпускать до десяти тонн филе со шкурой. То есть появилась возможность не только быстрее убирать рыбу, не только получать дополнительную дорогостоя щую продукцию, но и пускать в дело крупную рыбу, которую не может об рабатывать баадеровский филейный комплекс. Была бы рыба! Но моряк живет надеждой: рыба — дело водяное. И пока Нептун выдает морякам небольшими порциями из сво их богатств, на рыбофабрике, быстрень ко справившись с небогатым уловом, корпят над новой линией, чистят, моют, смазывают механизмы. Вот, озабоченно хмурясь, вглядывает ся в работу филейного комплекса еле-' сарь-наладчик Валерий Владимирович Позднухов. В экипаже его все зовут Валерой, но произносят это имя с ка ким-то особым уважением, с любовью. Достаточно, наверное, сказать, что фи лейные баадеровские комплексы — его вотчина, куда никто кроме Валеры «не лезет», в том числе и механик-на ладчик. Сам Валера называет эти комп лексы ласково: «Мои Люси», «Что-то с Люсей сегодня». А насколько «Люси» капризны, знают только те, кто занима ется их наладкой. Потому у Позднухо- ва нет покоя ни днем, ни ночью. Подбавили ему работенки специали сты подменного экипажа: смазали все узлы литолом с графитом. Литол вы мывается водой, графит оседает в уз лах и коксуется. А в рыбомучной уста новке додумались использовать... крас ку, которой штампуют коробки с ры бой. Пришлось менять подшипники, манжеты, уплотнения. И с «Люсями» сплошная морока: вы чистишь один узел, смажешь специаль ной смазкой, только заработал ком плекс — стоп, другой узел не хочет действовать. Спросила Валеру: «Зачем тебе такая работа, ты же слесарь-наладчик? Есть механик». — Нет, это только мое дело. Инте ресная, умная машина. Возиться с ней — одно удовольствие. Не знаю, сколь велико удовольствие после восьмичасовой вахты, только за бравшись в койку, подниматься, вле зать в робу и часами корпеть над эти ми премудрыми узлами. 12-й год Позднухов работает в трал- флоте. Поступил на электромеханичес кий факультет ,МВИМУ, сейчас заканчи вает второй курс. Наблюдая за его работой, за тем, как уважительно относятся к нему мо ряки, я поняла: ценят люди компетент ность и безотказность Валеры. А плюс к тому — его чисто мужскую сдержан ность, немногословность и в то же вре мя приветливость. Короче, считают его надежным парнем, дружбой с которым гордился бы любой. На снимке Валера грустный, очень серьезный. Причина тому — никак не хотел он фотографироваться. И Жене Матвееву пришлось приложить немало дипломатических усилий, чтобы выве сти нашего героя на палубу для фото графирования. * • * Загрохотала лебедка на палубе — подъем трала. Чуть не весь экипаж вы ходит наверх: что там в трале? Еще не виден мешок. Пока по промысловой палубе в ячеях трала проплывают «пас сажиры»: кальмары, луна-рыба, запу тавшаяся ставрида. Но вот мешок под нят. Что ж, тонн 15, тоже хорошо. Снова спускаюсь на фабрику. О, тут уже вовсю кипит работа. Поплыли транспортеры, встали по местам моря ки — только руки мелькают. Вот Витя Краснов стоит на сортиров ке «Баадера»: по трем лоткам слетают рыбины, укладываются в ячеи, плывут на обработку. В доли секунды Виктор должен развернуть рыбины спинками ь одну сторону, отбросить вниз брак, а другую сторону — особо крупные ры бины. На миг «замечтался» — выраста ет гора рыбы, а значит — простой всей линии. Витя успевает не только спра виться с этой речкой, но и, на миг скосив глаза а мою сторону, улыбнуть ся мне, мол, асе в порядке, корреспон дент! У морозильных камер тоже ни секун ды простоя не допустишь. Вспышка мо розного пара — «подъехала» емкость. Ребята уже взвесили филе, секунда — заполнена «коробочка», движение руки — «уехала». Чего проще, кажется, ту да-сюда повернулся, одну-другую кноп ку нажал — порядок. Вон Саша Галеш- кин работает, современный романс на певает, улыбается. Но я уже знаю, что за плечами Саши 20 лет работы а трал- флоте. Да и у большинства моряков на «Лозовском». Все операции тысячи, миллионы раз проделаны, движения доведены до автоматизма. И та лег кость, которую они, моряки, с види мым удовольствием демонстрируют, нажита годами тяжелейшего труда. Впрочем, несмотря на все кнопочки и пультики, и сегодня 12-часовой рабочий день очень тяжел, горек. Представьте себя на месте ребят... Инна БЕРЕЗЮК. На снимке: В. В. ПОЗДНУХОВ. Фото Е. МАТВЕЕВА. Тихий океан — Мурманск. ( Продолжвние с. iadi/ет.) 28 нюня 191 6 рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz