Рыбный Мурман. 1991 г. Июнь.
- л РЫБНЫЙМУРМАН Начнем издалека. Б Совместном советско-норвежском за явлении, принятом 5 нюня т. г. по итогам визита в эту стра ну Президента СССР М. С. Горбачева, немалое место уделе но проблемам двустороннего сотрудничества в области ры боловства и связанных с ним сфер и отраслей. Так , в главе «Разграничение континентального шельфа и экономических зон в Баренцевом море» отмечается: «Стороны признают важность достижения согласия о линии разграничения кон тинентального шельфа и экономических зон сторон в Барен цевом море. Взаимоприемлемая линия разграничения будет иметь большое значение для дальнейшего развития отноше нии соседства между народами двух стран и откроет возмож ности для дальнейшего сотрудничества на Севере». В другой главе , «Сотрудничество в области рыболовства», говорится: «Стороны подчеркивают большое значение, придаваемое ими традиционному и хорошему сотрудничеству между двумя странами в области рыболовства. Стороны выделяют важ ность ответственного управления ресурсами моря и согласны продолжать и углублять сотрудничество в рамках смешанной советско-норвежской комиссии по рыболовству». Нужно ли подчеркивать, какое значение непосредственно для тружени ков рыбацкого Мурмаиа имеет принятый в Осло на самом высшем уровне документ? Принятию этого важного документа, как известно, пред шествовал официальный визит, проходивший с 2 6 мая но 1 июня правительственной делегации в составе министра рыб ного хозяйства СССР II. II. Котляра, генерального директо ра АРП «Севрыба» В. Ф . Корельского, народного депутата СССР О. М. Егорова и народного депутата РСФСР . Ю. С. Маточкииа. В поездке делегацию сопровождали Чрезвычайный и Пол номочный посол СССР в Королевстве Норвегия А . Ф . Ти щенко и Чрезвычайный и Полномочный-посол в Королевст ве Дания Г . Г . Ведерников. В ходе визита советской делегации состоялись встречи с премьер-министром Королевства Норвегия Г . Харлем Брунт- ланд и премьер-министром Фарерских островов Аттн Дам, а также встречи с ми нистрами рыболовства О. Петтерсеном (Норвегия), Г. Кирке (Дания), Д. Петерсе ном (Фарерские острова); с министрами и руководителя ми других отраслей и в е домств этих трех стран, с представителями деловых кругов. С участником делегации, генеральным директором АРП «Севрыба» Владими ром Корельским, беседует корреспондент Юрий Коло сов. — Владимир Федорович, прежде чем приступить к раз говору о целях, задачах и итогах официального визита в Норвегию, необходимо очер тить тот круг проблем, кото рые находились в центре вни мания. Они, как нетрудно предположить, затрагивают ин тересы тружеников рыбной отрасли Мурмана, интересы нашей страны в целом и ин тересы стран-северных сосе дей... — Этих проблем целый ком плекс. Разных уровней: и уров ня межгосударственных отно шений, и сугубо экономичес кого характера, и научно-ис следовательского, и производ ственно-технологического, и экологического... Об этих про блемах можно судить по тем выдержкам из Совместного со ветско-норвежского заявле ния, которые вы приводите в начале этого материала. Как известно, районы Ба ренцева и Норвежского мо рей, рыболовная, экономиче ская зоны у Фарерских остро вов и Гренландии всегда были очень важными районами про мысла для советских рыба ков, прежде всего нашего Северного бассейна. Правда, в последние годы их промыс ловое значение существенно снизилось, но сегодня уже со всей определенностью ясно, что это временное явление. Тенденция такова, что год от года значение этих районов будет возрастать и возрастать. Приведу только один аргу мент: специалисты единодуш ны в том, что Баренцево мо ре — это потенциально круп нейший в мире поставщик тре ски. Что к этому еще можно добавить? СПРАВКА. На 13-й междуна родной конференции, посвя щенной проблемам рыболов ства и морского хозяйства, ко торая состоялась о октябре прошлого года в Будапеште (Венгрия), норвежскими спе циалистами отмечалось, что в ближайшие гедь: ресурсы ос новных обьектов промысла Баренцева моря восстановят ся. В связи с этим уже в ны нешнем году возможно уве личение объема общего допу стимого вылова трески с 200 до 250 тысяч тонн. В течение следующих 4—5 лет добыча этой прекрасной рыбы может еозрасти еще больше, одна ко при строжайшем контроле за состоянием запасов. Возра стут и уловы пикши. Результа ты исследований показали, что океанологические условия и температурные характеристи ки воды в прошлом году бы ли весьма благоприятными для роста и воспроизводства мойвы. Собственно, иначе и быть не могло: мойва — ос новной вид корма для трески. Но Баренцево море — это ведь не только промысел. В мировой практике Еедения морского хозяйства, чему мы увидели подтверждение и е ходе официальной поездки е Норвегию, получают развитие совершенно новые направле ния, которые можно было бы назвать «морским фермерст вом». Имеются в виду, разу меется, не те примитивные фермы, с которых, скажем, пытается возродиться отечест- Ееннсе сельское х о з я й с т е о , а фермы, оснащенные по по следнему слову науки и тех нологии, фермы автоматизи рованные и компьютеризиро ванные. Все это позволяет до биваться высочайшей эффек тивности и выращивать самую разную морскую продукцию и ж и е н о с т ь — от трески до, на пример, креветки. Известно, что в Норвегии опыты по вы ращиванию трески в искусст венных услоЕ иях проводятся уже в течение... Еека (!), в других странах Скандинавии эта работа и эксперименты то же имеют долгую историю. А Во время официального обеда в честь пра вительственной делегации по рыболовству из СССР : (слева направо) Бьярти Мор, прези дент крупной рыбопромышленной компании (Фарерские острова), Николай Котляр, ми нистр рыбного хозяйства СССР , Виктор Бело- брагнн, представитель Мнлрыбхоза СССР в Дании. (Фото датской печати). Генеральный директор АРП «Севрыба» В. Ф. КОРЕЛЬСКИЙ: СЕГОДНЯШНИЕ в последнее время деятель ность на этом направлении ак тивизировалась и уже приня ла промышленный характер. Так, осенью проитого года норвежские фирмы поставили на рынки Испании, Швейцарии и Бельгии первую партию этой трески. Да, себестои/лость и цена на потребительском рын ке такой рыбы немалая, но все дело в качестве продукта — оно высочайшее, его уровень был заложен и контролиро вался человеком. Не случайно выращенная в морских садках треска характеризуется высо кими темпами роста, а сред няя масса рыбины к моменту скончания цикла составляет около пяти килограммов. А ведь в трале таких рыбин обычно оказывается не так уж много... Существенен и такой мо мент. Работы по искусственно му воспроизводству трески ш значительной степени финан сируются из государственных источников. Другими словами, норвежцы заглядывают е завтрашний день и четко пла нируют этот завтрашний день своего рыболовства, а точнее рыбоводства. Это и есть го сударственный подход. Мы этим, к сожалению, похвастать ся не можем, наше госудерст- е о живет сиюминутным инте ресом. Будучи в Норвегии, наша делегация посетила также не давно пущенный на западном побережье страны первый е мире промышленный морской рыбоводный завод с пол ностью замкнутой системой водоснабжения. Строительство этого уникального завода обо шлось в 60 миллионов крон. На предприятии обеспечено отсутствие контактов рыбы с внешними морскими водами, которые в той или иной степе ни загрязнены и несут с со бой угрозу инфекции и отрав ления, в частности, водоросля ми некоторых видов. Само собой, технология абсолютно чистая с точки зрения эколо гии. Министр рыболовства Нор вегии О. Петтерсен в своем выступлении перед делегацией отмечал, что продукция мор ских фермерских хозяйств, расположенных вдоль берега, к 2010 году явится о с н о е н ы м источником дохода страны. В секторе марикультуры будет занято около 75 тысяч рабо тающих, а морское р ы б о Е о д с т - е о станет з один ряд с таки ми главными источниками до хода как нефтегазодобываю щая промышленность и судо ходство. Вот вам и государст венный подход и четкое пла нирование в стране, по при нятой терминологии, с рыноч ной экономикой... Совсем недавно мне дове лось беседовать с председа телем Всеяпонской ассоциации рыбаков. В этой стране, как известно, успехи е области вы ращивания разных б и д с в ма рикультуры особенно впечат ляющи. Так, в Японии уже се годня имеются проекты * по Еыращиванию рыбы в плаву чих всепогодных садках, е ы - двинутых в открытое море. По прогнозам их специалистов, за счет этого Япония в бли жайшее время сможет полу чать до 200 тысяч тонн про дукции в год. Обслуживаться рыбоводные фермы будут с морских платформ типа неф тяных буровых установок. Платформы оснащаются ком пьютеризованными кормушка ми, подводными видеокамера ми и гидроакустическими си стемами, корм в садки с ры бой будет подаваться по шлангам. Каждая платформа сможет обеспечить «урожай» в объеме до 2 тысяч тонн ры бы ежегодно. Если с научной и технической стороны этот проект вполне реален и пер вая морская платформа уже испытывается, то серьезной проблемой пока является кор мовая. У нас же на аналогичные цели из бюджета нет ни одно го рубля, да и местные вла сти не спешат «раскошелить ся». Так что мы, б с б о ю оче редь, «планируем» отставание и в области морского фермер ства. Так или иначе, но «вольная рыбалка» (аналог вольной охоты), на которую в настоя щее время ориентирован флот страны, шаг за шагом уходит в прошлое. Это общемиро^я тенденция, игнорировать кото рую не приходится. — Да, «невооруженным гла зом» виден целый пласт проб лем, связанных с развитием морского фермерства: техно логии и ноу-хау, а значит, вы ход из них с помощью, напри мер, создания предприятий со смешанным капиталом, СП и прочее. Но если вернуться не посредственно к флотским де лам. Все-таки промысел и все, что ему сопутствует — это сегодняшняя реальность. Пе рефразируя известную пого ворку, можно сказать: флот, да не тот. Не так ли! — И так, и не так. Структур ные перекосы есть. Это каса ется самых разных аспектов, и везде можно отыскать оп ределенный дисбаланс. Между прочим, это не только наша «родная» проблема. Так, на пример, рыбаки Шотландии ныне вынуждены продавать свою рыбу по низким ценам, поскольку недостаточно бе реговых мощностей для ф п е - реботки сырья. То же и у нас, но масштабы, конечно, иные. Так, на Северном бассейне только около 20 процентов сырья идет на переработку, остальную рыбу в виде моро женой продукции продаем за «копейки». Но в первую очередь назре ла проблема модернизации флота при одновременном ис правлении структурных пере косов. Бот, скажем, с наиболь шей рентабельностью сегодня и, судя по прогнозам, в самой отдаленной перспективе, могут работать плавбазы, производя щие рыбную муку. Спрос на муку на мировом рынке рас тёт, а промысловые объекты для получения этого продукта далеко не исчерпаны — от крываются все новые. Б этой связи появилась необходи мость в переоборудовании имеющихся плавбаз управле ния «Севрыбхолодфлот» под выпуск столь ценной прощк- 28 июня 191 года к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz