Рыбный Мурман. 1991 г. Июнь.

Толпа торговле выгодна У ВСЕХ У НАС НА ПАМЯТИ дза страшных случая, когда люди погибли в очередях. Первый из них произошел несколько лет назад, если не ошибаюсь, в 1988 году. Тогда в Мур­ манске у винного магазина, что нахо­ дится в конце проспекта Ленина, нача­ лась такая давка, что даже милиция не могла растащить людей. Результат — три трупа. У двоих были разбавлены грудные клетки, а третий умер от сердечного приступа. Весной этого года у магазина «Птица» случилась такая же давка, и снова чело­ век погиб от сердечного приступа. А сколько людей, перенесших эти стрессы в очередях, потом обращались к врачам? У многих дома случались и приступы, и поднималось давление, и просто было нарушено душевное рав­ новесие, что, конечно, отразилось не только на здоровье самого человека, но и на здоровье зсей семьи. Так доколе же наши руководители торгующих организаций, работники гор- и облисполкома, отвечающие за торгов­ лю, будут губить народ в очередях? Посмотрите на этот снимок, сделан­ ный в апреле. Снег, метель, около сот­ ни людей в очереди в коммерческий магазин за спиртным. Я живу на улице Самойловой и, про­ ходя мимо, вижу, как эта очередь, осо­ бенно перед праздниками, формирует­ ся уже с вечера, а порой с середины дня. Люди стоят часами в холод, сля­ коть, мороз. Сколько потом из них за­ болеет? Сколько уйдет озлобленными, раздраженными, кляня и жизнь, и не­ умелое торговое руководство. Может быть, кто-то скажет: нечего стоять в винной очереди, так им и на­ до! А тем, кто стоит в очереди в магазин «Птица»? В другие магазины? Им тоже «так и надо»? Нет давайте уж рассуждать логиче­ ски. Коли созданы магазины, они долж­ ны обслуживать людей как полагается. За это продавцы и директора получа­ ют деньги. Ну и имеют, чего греха та­ ить, доступ к товару без очереди. Кстати, для того чтобы не создавались очереди, чтобы вовремя подвозились товары, чтобы торговля шла цивилизо­ ванно, созданы и десятки (!) лет рабо­ тают в торгах отделы организации тор­ говли, сотрудники которых получают очень даже приличную зарплату. А как они организуют эту самую тор­ говлю? Вспомните, что творилось в магази­ нах, к примеру, в 38-м, принадлежащем рыбкоопу тралового флота, когда туда (до повышения цен) завозили «талон­ ную» колбасу либо комиссионную. Да там же было чистейшее столпотворение. Очередь тянулась на весь магазин, дважды или трижды загибаясь ужом, так что хвост ее просто невозможно было найти. Около кассы, пропуская по нескольку человек, с важным видом, не терпя­ щим никакого контакта с людьми, сто­ яла железобетонная леди. От нее не­ возможно было добиться ответа ни на один вопрос относительно другого не­ колбасного ассортимента. Она даже не глядела в сторону униженно спраши­ вающих у нее что-либо покупателей, а это были в оснознсм очень пожилые люди, чаще старики и старушки. В торговом же зале злополучную кол­ басу развешивали всего две продав­ щицы. Остальные, попрятавшись в ан­ налах магазина, неизвестно чем зани­ мались. Изредка появлялась еще одна леди, которая разливала молоко в бидоны едзз живым гражданам, пробившимся сквозь стальную очередь и такое лее стальное заграждение, состоящее из стола, специально водруженного здесь у входа в зал около двух касс. Ну кому в нормальном обществе при­ дет в голову делать зековскую зону из части магазина? Только тем, кто не уме­ ет организовать торгозлю. В это же самое время в других от­ делах этой торговой точки шастали из угла в угол, не зная, чем занять себя, около десятка продавщиц и практикан­ ток. Сейчас в связи с удручающим повы­ шением цен многие продовольственные очереди отпали сами собой к радости многочисленных мастеров прилавка. Да и лето наступило — разъехались мур­ манчане. Но надолго ли все это? • Пройдет первый приступ «шоковой терапии», а есть-то надо, голод, как го­ ворится, не тетка. А еще не известно, Сейчас лето. Опустел город. Почти нет очередей. Но впереди — осень и тяжелая зима... ЦЕНОЮ.. и какие запасы нам приготовила на этот и следующий год родная советская власть. И тогда, покорившись ценам, осенью и зимой наши терпеливые граждане снова встанут в очереди за продуктами. Ну а те продукты, что продаются без талоноз? Как-то в апреле после работы зашла я в диетический магазин купить молока и сметаны. Было 18 чаерв 20 минут. Ни того ни другого в продаже не было, но собравшийся в торговом зале люд, а его насчитала я 11 душ, не роптал, ждал приезда машины с молокозавода, кото­ рая, судя по вывешенному расписанию, должна была обрадовать народ своим приездом в 18.40. Но вот подошло и прошло указанное время, а азто не явилось. Очередь, вы­ тянувшаяся уже во всю длину магази­ на, стала потихоньку волнозаться. Кое- кто начал робко задазать изредка по­ являющимся возле прилавка продав­ цам вопросы: будет ли машина, при­ везет ли молоко и сметану. На что те отрызисто, если не сказать грубо, отве­ чали: «Не знаем. Сказано вам, выехала машина!» «А что она везет?» — пыта­ лись выяснить покупатели. «Не знаем, нам не докладывают на заводе», — был ответ. Прошло еще достаточно много вре­ мени, но никто из администрации, а том числе и заведующая магазином И. Назарова, не вышел к очереди и не ответил, стоит ли людям ждать. Тогда я отпразилась «за кулисы», з святая святых этой торговой точки. И что же представилось моим глазам? В директорском кабинете собрался весь «цвет» ллагазина, человек 6 или 7 во главе с директором, аппетитно уплетая колбасу, запивая чаем. В это время ста­ рухи едва стояли на своих больных но­ гах в торговом зале. — Почему же вы не выйдете к лю­ дям, не объясните, когда привезут то- ? __ спросила я директора. — Я много раз звонила на молоко­ завод, там сказали, что машина выеха­ ла. — Не может же она ехать целый час... — Сейчас позвоню, — и директор схватила телефонную трубку. Через 15 минут молокозоз заезжал во двор магазина. Но, как оказалось, привез он только молоко. А многие ждали сметану. Примерно такой же случай повторил­ ся недели через две в том же магази­ не. В езязи с этим возникают вполне ре­ зонные вопросы: неужели нельзя бы­ ло найти элементарный контакт с Ди­ рекцией и диспетчером молокозавода, чтобы те информировали магазин о ча­ сах доставки и ассортименте продук­ ции? Не верю продавцам и админист­ рации, которые утверждают, что им за­ вод не хочет открывать эту «гайну». Просто нет у магазина желания четко работать и нет уважения к покупателю. Говорить о том, как «обслуживают» мурманчан в промтоварных магази­ нах, когда там что-то «выбрасывают», только бередить душу. Эго почти везде одинаковая картина: торгует один или два продавца. Чаще торговля идет ли­ бо в каком-то углу, либо в дверях, вы­ ходящих на улицу, чтобы, не дай бог, не повредить мебель и оборудование в отделах... Как-то в магазине «Волна» прода­ вали то ли халаты, то ли куртки, и там устроили такую «очередь-убийцу», что люди выползали из нее едзз живые. А что же будут делать наши уважае­ мые «организаторы» торговли области, когда осенью начнется продажа ово­ щей и фруктов? Время-то голодное, спрос будет особый. И очереди соот­ ветствующие. Или управление торговли, облиспол­ ком считают, что к нам эти деликатесы доставлять не стоит? Конечно же, по мнению торговых ра­ ботников, виноваты во всем мы с вами, дорогие товарищи! Это мы создаем очереди, это мы мешаем спокойно жить и работать многочисленной армии мастеров торгового сервиса. Кстати, сейчас она в таком количестве, думаю, совсем не нужна. Ведь только в одной «Волне» более 600 человек обслужизают нас с вами. Как? Чем? А ведь всего-то дел: постззить за прилавок, когда скопилась очередь, не одного продавца, а пять-шесть. Поста­ вить того, кто быстрее соображает<бы­ стрее работает и еще (мечта неосу­ ществимая) может улыбнуться а назре­ вающей конфликтной ситуации. Давно уже, лет пять назад, я как-то зашла вечером в «Нептун», там стояла небольшая очередь за свежей рыбой, и одна из продавшиц на каждый воп­ рос покупателей совершенно нахально огрызалась. Я спросила ее, чем мы ее обидели. — А вам чего надо? — ответствозала Эта служительница торговли. — Да вы бы хоть кому-нибудь- улыб­ нулись. I Она опешила. А когда пришла в се­ бя, закричала: — Вот еще! Мне за это не платят! А, собственно говоря, почему же не платят? Именно за это: хорошее, быст­ рое, вежливое обслуживание и платят. Но отнюдь не за хамское, не за изде­ вательское. Убеждена: не потому торговля не мо­ жет хорошо и быстро обслуживать людей, что нет возможностей, а пото­ му, что не хочет! В прошлом году по Центральному те­ левидению было подготовлено несколь­ ко передач на эту тему. Выступал один из энергичнейших работников москов­ ской торговли, который взялся ликвиди­ ровать любые очереди в любом уни­ вермаге. Не помню сейчас его фами­ лию, но работники-то торговли должны знать этого человека. Ему дали для эксперимента 2 или 3 магазина. Успех был поразительный: никакой дефицит, завезенный туда, не собирал сумасшед­ шие толпы. Они тотчас же рассасыва­ лись. Не могу полностью изложить его «секрет», знаю только, что этот умница применил экономические рыча­ ги и ввел прямую зависимость: отсутст­ вие очереди у отдела — поощрений продавцов. Думаю, если бы у нас в Мурм? ке ввели этот принцип, то многие бьк j o - дагцы остались без зарплаты. Сейчас, в езерхтяжкое для людей и страны время, надо особенно внима­ тельно относиться друг к другу, к по­ купателям, к клиентам, к пассажирам. Сфера быта, торговли и транспорта не должна раздражать и злить людей. Достаточно нам и без очередей стрессоз в жизни. Зарема БОРОВАЯ, обозреватель «РМ». Фото Виктора КОРЕЦКОГО. 21 июня 1091 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz