Рыбный Мурман. 1991 г. Июнь.

Слово Один год работы российско­ го парламенте показал, что Декларация о суверенитет#, принятая на Первом съезде народных депутатов РСФСР, является началом труднейше­ го пути по достижению реаль­ ного экономического сувере­ нитета России. В историю России 1991 год войдет, образно говоря, «как год начала великого пересе­ ления» предприятий союзно­ го подчинения, расположен­ ных на территории РСФСР, в Россию, то есть в юрисдик­ цию органов управления РСФСР. Трудовым коллективам под «крышей России» гарантирует­ ся экономическая свобода и прежде всего возможность выбора, без диктата сверху, любой формы собственности. Отношения между предприя­ тиями и российским прави­ тельством будут регулировать­ ся не дорогостоящей наем­ ной «армией» столичных ми­ нистерских чиновников, а на­ логами, как это делается в любой цивилизованной стра­ не. Первыми под «крышу» России идут шахтеры, которые глубоко осознали главную истину — в условиях рынка любые экономические требо­ вания неисполнимы без до­ стижения экономической цели. Такой экономической целью может быть только экономи­ ческая самостоятельность тру­ довых коллективов, без чего любые экономические требо­ вания будут отставать от ре­ альных условий жизни, то есть от динамики рыночных отношений. Например, можно требовать от союзного прави­ тельства повысить заработную плату в «два раза, но Еедь со­ юзное правительство не даст нам гарантии в том, что через год розничные цены не воз­ растут в 5 или *10 раз. Что даст шахтерам переход в юрисдикцию органов управ­ ления России? Шахтерское движение за переход отрасли в юрисдикцию органов управ­ ления РСФСР прошло в два этапа. На первом этапе шах­ теры потребовали от союзно­ го правительства удовлетво­ рить их экономические тре­ бования (так же, как и рыбаки «жарким» летом 1989 года). На втором этапе экономиче­ ские требования переросли в решение добиваться эко­ номической цели — хозяйст­ венной самостоятельности. Летом 1989 года по инициа­ тиве рыбаков Северного бас­ сейна прошли бассейновые конференции, результатом ко­ торых явился пакет экономи­ ческих требований, в который вошли, например, требования пятидневной рабочей недели, оплаты за вредность и ночные вахты и за переработку. В постановлении Верховного Совета СССР «О государст­ венном плане экономического Ьч социального развития СССР на 1990 год» от 31 октября 1989 года за подписью М. С. Горбачева (тогда Председате­ ля Верховного Совета СССР) как реакция на рыбацкое дви­ жение было записано: «Кро­ ме того, ввести дополнитель­ ные льготы в области оплаты труда для работников рыбной промышленности на общую сумму 322 млн. рублей за счет фонда материального поощрения предприятий Ми­ нистерства рыбного хозяйства СССР» (газета «Правда» от 11 ноября 1989 года}. Здесь надо остановиться на двух моментах. Во-первых, о каних «льго­ тах» идет речь? Справедливое требование рыбаков оплаты за переработку — это «льго­ та»? Или оплата «за вред­ ность» — это тоже «льгота»? Почему для Есех натегорий работников оплата за вред­ ность не льгота, а для рыба- Хозяйственая гамостоятемость ков — это «льгота»? Во-вторых, на каком осно­ вании Верховный Совет СССР решил, что дотационная от­ расль народного хозяйства бу­ дет иметь возможность опла­ тить «льготы» своим рыбакам за счет фонда материального поощрения? В 1990 году не предполага­ лось каких-либо изменений в экономических условиях хо­ зяйствования на флоте, то есть перерасход фонда зара­ ботной платы был неизбежен, так же, как и штрафные санк­ ции по итогам флота за год — за дополнительные, хотя и законные выплаты. Так оно и произошло. Го­ сударственная налоговая инс­ пекция СССР по Мурманской области по результатам про­ верки финансово-хозяйствен­ ной деятельности управле­ ния «Севрыбхолодфлот», на­ пример, наложила штраф в размере около 7 млн. рублей, так как выплаты вышеуказан­ ных «льгот» производились не из фонда материального по­ ощрения (за счет прибыли), а из фонда заработной платы. А как же следует понимать в таком случае распоряжение министра финансов СССР от 28 февраля 1991 года, в кото­ ром дано разъяснение: «Фак­ тические расходы по заработ­ ной плате, в том числе и до­ полнительные льготы, подле­ жат отнесению на затраты производства продукции со­ гласно инструкциям Госком­ стата СССР от 17 сентября 1987 года № 17-10-0370 и 13 декабря 1990 года N° 17-2416- 72 по оплате труда. На первом этапе сЕоей борьбы шахтеры, так же, как и рыбаки летом 1989 года, оп­ ределили экономические тре­ бования. Например, трудовой коллек­ тив шахты «Томская» концер­ на «Кузнецк-уголь» включил следующие условия перехода в юрисдикцию РСФСР, кото­ рые, по их мнению, позволи­ ли бы трудовому коллективу шахты эффективно работать в условиях рынка (редакция ос­ новных условий перехода шах­ ты «Томская» в юрисдикцию РСФСР на 1991 год за под­ писью директора шахты «Том­ ская» В. В. Мельниченко, председателя совета трудово­ го коллектива Ю. Н. Яшина и председателя профсоюзно­ го комитета А. И. Отрубейни- кова сохранена полностью). ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ перехода шахты «Томская» в юрисдикцию РСФСР на 1991 год. 1. ЦЕНЫ НА УГОЛЬ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ 1.1. Установление расчет­ ных цен на уголь на основа­ нии расчетов предприятий, ис­ ходя из материальных затрат, потребности в техническом и социальном развитии шахты, повышения уровня жизни ра­ ботников. 1.2. Индексация (один раз в квартал) расчетных цен на уголь при увеличении цен на оборудование, материалы, электроэнергию, услуги, дру­ гие виды потребляемых ре­ сурсов и увеличения фонда оплаты труда. 1.3. Установление шахте «Томская» расчетной цены 1 т к рынку угля на 1991 год в размере 76,18 рубля. 2. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА И ПОРЯДОК ИНДЕКСАЦИИ ФОТ ПРЕДПРИЯТИЯ 2.1. Увеличение фонда опла­ ты труда шахты в расчетной цене I т угля в связи с повы­ шением розничных цен и инф­ ляционными процессами в стране из расчета средней за­ работной платы одного трудя­ щегося промышленно-произ­ водственного персонала шах­ ты — 2000 руб. 2.2. Индексация фонда опла­ ты труда предприятия и до­ ходов каждого члена трудоЕС- го коллектива в связи с инф­ ляцией. 2.3. Отмена увязки величи­ ны средств, направляемых на потребление, с объемами про­ дукции в части определения средств в отношении один к одному в меру снижения к предыдущему году объема продукции по не зависящим ст шахты причинам. 2.4. Отмена налогообложе­ ния суммы превышения рас­ ходов на оплату труда, е к л Ю- ченных в себестоимость, нед нормируемой величиной. 2.5. Применение районного коэффициента на бсю зара­ ботную плату. 3. ПРИМЕНЕНИЕ СТАВОК НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ 3.1. Установление размера ставки налога на прибыль с предприятия в размере 30%. При этом средние размеры рентабельности, учитываемые при применении ставок налога на прибыль, не применять. 3.2. Уменьшение налогооб­ лагаемой прибыли на сумму капитальных вложений, осущ е­ ствляемых за счет прибыли на развитие произЕОДстЕа и жи­ лищное строительстЕО. 3.3. Уменьшение платежей е бюджет на всю сумму ком­ пенсаций в сеязи с повыше­ нием цен на товары и услуги предприятию, а при недостат­ ке этих средств производить дополнительное финансиро­ вание из бюджета. 3.4. Повышение размера ме­ сячной заработной платы и других доходов граждан, не подлежащих налогообложе­ нию, до 200 рублей, пониже­ ние размера ставок подоход­ ного налога с доходов граж­ дан, превышающих 200 руб­ лей, применяя при этом про­ грессивную шкалу налогов сверх 13% с дохода свыше 2000 рублей в месяц. 4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4.1. Предоставление права шахте «Томская» самостоя­ тельно планировать свою дея­ тельность и перспективы свое­ го развития. 4.2. Установление государст­ венного заказа по добыче уг­ ля на 1991 год в размере 80*fy от ресурсов угля, принятых в плане. 4.3. Предоставление шахте права реализации угля сверх госзаказа на внутреннем и внешнем рынках по договор­ ным ценам. 4.4. Снижение госзаказа пропорционально уровню обеспечения ресурсами. 5. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕ­ СКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 5.1. Разрешение осуществ­ лять экспортно-импортные и бартерные операции для при­ обретения за рубежом и вну­ три страны оборудования, тех­ нологий и товара для собст­ венных нужд. 5.2. Прибыль, полученная после реализации товаров на­ родного потребления, закуп­ ленных по экспорту своей продукции, не изымается в госбюджет полностью, а об­ лагается налогом на льготном основании. 5.3. При реализации угля на экспорт выручка, полученная в валюте, направляется на со­ циальное развитие коллекти­ ве, приобретение оборудова­ ния, технологий, выплату за­ работной платы, остается в распоряжении шахты и не об­ лагается налогом. 6. МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ 6.1. Совет Министров РСФСР принимает на себя обязатель­ ства выполнять посреднические функции по выделению лими­ тов и заключению договоров на изготовление и поставку горношахтного оборудования, производимого за пределами РСФСР и СССР, а также лими­ тов на поставку материально- технических ресурсов по цент­ рализованно распределяемой номенклатуре продукции в соответствии с объектами гос­ заказа на поставку угля. В случае нарушения уста­ новленного для шахты поряд­ ке и уровня материально-тех­ нического обеспечения в 1991 году шахте предоставляется право дополнительной реа­ лизации на экспорт произ­ водимой в счет госзаказа про­ дукции в объемах, необходи­ мых для удовлетворения ее '•.отребностей в материально- техническом снабжении. 7. Выделение централизован­ ных средств из республикан­ ского бюджета на сумму 3,7 млн. руб. на покрытие убыт­ ков, связанных с политической забастовкой шахтеров в мар­ те—апреле 1991 года. 8. При переходе шахты в юрисдикцию органов управ­ ления РСФСР принимается ак­ ционерная форма собственно­ сти. 9. Передать в собственность ajaxTbi безвозмездно природ­ ные ресурсы (балансовые за­ пасы в пределах технических границ шахтерского поля и проектируемого участка «Юж­ ный»). 10. Заключение тарифного соглашения до 1 июня 1991 года. 13 апреля 1991 года Пред­ седатель Совета Министров РСФСР И. С. Силаев и дирек­ тор шахты «Распадская» А. И. Евтушенко подписали прото­ кол об основных условиях пе­ рехода шахты «Распадская» в Юрисдикцию органов управ­ ления РСФСР. (Редакция про­ токола совещания у Предсе­ дателя Совета Министров РСФСР тов. Силаева И. С. при­ водится без изменения.) ОБ ОСНОВНЫХ УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА ШАХТЫ «РАСПАД­ СКАЯ» В ЮРИСДИКЦИЮ ОР­ ГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ РСФСР, Рассмотрев представленные в Совет Министров РСФС^ основные условия перехода шахты «Распадская» в юрис­ дикцию РСФСР, совещание решило! 1. Правопреемником арен­ додателя (Минуглепром СССР), при переходе шахты в юрис­ дикцию РСФСР, становится Государственный комитет РСФСР по управлению госу­ дарственным имуществом. 2. Основным документом, определяющим отношения между арендатором и арендо­ дателем, является договор аренды от 04.03.90 года со следующими изменениями: арендное предприятие — шахта «Распадская» — реализу­ ет в 1991 году продукцию по отраслевым оптовым ценам. Продукция, произведенная сверх госзаказа, реализуется на внутреннем рынке по це­ нам, устанавливаемым само­ стоятельно или на договорной основе; шахта организует свою дея­ тельность на основе самостоя­ тельно разрабатываемых пла­ нов, определяет виды и объ­ емы производимой продукции (работ, услуга- шахта «Распадская» прини­ мает на себя выполнение ус­ тановленного государственно­ го заказа на 1991 год в раз­ мере 80% от ресурсов, приня­ тых в плане; при необеспечении мате­ риально-техническими ресур­ сами, государственный заказ снижается пропорционально уровню обеспечения ресур­ сами; имущество шахты может быть выкуплено за счет при­ были и собственных средств или передано безвозмездно коллективу арендаторов; Еалютная выручка от экспор­ та продукции, принадлежащей шахте на правах собственно­ сти, остается полностью в ее распоряжении, при этом при­ читающаяся на заработную плату доля выплачивается тру­ дящимися в валюте, согласно утвержденному на шахте по­ ложению; передать шахте во владение природные ресурсы (балансо­ вые запасы в пределах техни­ ческих границ шахтного поля); шахта самостоятельно уста­ навливает размеры фонда оп­ латы труда, при этом налого­ обложение суммы превыше­ ния фонда оплаты труда над нормируемой величиной его не производится; установить налог на при­ быль в размере 30%, при этом часть прибыли, направляемая на развитие производства, при исчислении налогообла­ гаемой прибыли исключается. 3. Руководству арендной шахты «Распадская» до 22 ап­ реля 1991 года подготовить необходимые документы по реорганизации арендного предприятия в акционерную компанию. 4. Государственному коми­ тету РСФСР по управлению государственным имущест­ вом РСФСР (т. Малею), Госу­ дарственному комитету РСФСР по антимонопольной полити­ ке и поддержке новых эконо­ мических структур (т. Черно­ городскому) в срок до 1 мая с. г.: 4.1. Осуществить передачу шахты «Распадская» с баланса Минуглепрома СССР на ба­ ланс Минпрома РСФСР. 4.2. Подготовить проект по­ становления Совета Минист­ ров РСФСР о создании акцио­ нерной угольной компании, Предусмотрев в нем: безвозмездную передачу имущества или его части I собственность коллектива шах­ ты; порядок материально-тех­ нического снабжения, опре­ деляющий обязанности и от­ ветственность соответствую­ щих органов управления РСФСР и права шахты ■ слу­ чае их невыполнения; (Окончание на 9-А стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz