Рыбный Мурман. 1991 г. Июнь.
Слово Один год работы российско го парламенте показал, что Декларация о суверенитет#, принятая на Первом съезде народных депутатов РСФСР, является началом труднейше го пути по достижению реаль ного экономического сувере нитета России. В историю России 1991 год войдет, образно говоря, «как год начала великого пересе ления» предприятий союзно го подчинения, расположен ных на территории РСФСР, в Россию, то есть в юрисдик цию органов управления РСФСР. Трудовым коллективам под «крышей России» гарантирует ся экономическая свобода и прежде всего возможность выбора, без диктата сверху, любой формы собственности. Отношения между предприя тиями и российским прави тельством будут регулировать ся не дорогостоящей наем ной «армией» столичных ми нистерских чиновников, а на логами, как это делается в любой цивилизованной стра не. Первыми под «крышу» России идут шахтеры, которые глубоко осознали главную истину — в условиях рынка любые экономические требо вания неисполнимы без до стижения экономической цели. Такой экономической целью может быть только экономи ческая самостоятельность тру довых коллективов, без чего любые экономические требо вания будут отставать от ре альных условий жизни, то есть от динамики рыночных отношений. Например, можно требовать от союзного прави тельства повысить заработную плату в «два раза, но Еедь со юзное правительство не даст нам гарантии в том, что через год розничные цены не воз растут в 5 или *10 раз. Что даст шахтерам переход в юрисдикцию органов управ ления России? Шахтерское движение за переход отрасли в юрисдикцию органов управ ления РСФСР прошло в два этапа. На первом этапе шах теры потребовали от союзно го правительства удовлетво рить их экономические тре бования (так же, как и рыбаки «жарким» летом 1989 года). На втором этапе экономиче ские требования переросли в решение добиваться эко номической цели — хозяйст венной самостоятельности. Летом 1989 года по инициа тиве рыбаков Северного бас сейна прошли бассейновые конференции, результатом ко торых явился пакет экономи ческих требований, в который вошли, например, требования пятидневной рабочей недели, оплаты за вредность и ночные вахты и за переработку. В постановлении Верховного Совета СССР «О государст венном плане экономического Ьч социального развития СССР на 1990 год» от 31 октября 1989 года за подписью М. С. Горбачева (тогда Председате ля Верховного Совета СССР) как реакция на рыбацкое дви жение было записано: «Кро ме того, ввести дополнитель ные льготы в области оплаты труда для работников рыбной промышленности на общую сумму 322 млн. рублей за счет фонда материального поощрения предприятий Ми нистерства рыбного хозяйства СССР» (газета «Правда» от 11 ноября 1989 года}. Здесь надо остановиться на двух моментах. Во-первых, о каних «льго тах» идет речь? Справедливое требование рыбаков оплаты за переработку — это «льго та»? Или оплата «за вред ность» — это тоже «льгота»? Почему для Есех натегорий работников оплата за вред ность не льгота, а для рыба- Хозяйственая гамостоятемость ков — это «льгота»? Во-вторых, на каком осно вании Верховный Совет СССР решил, что дотационная от расль народного хозяйства бу дет иметь возможность опла тить «льготы» своим рыбакам за счет фонда материального поощрения? В 1990 году не предполага лось каких-либо изменений в экономических условиях хо зяйствования на флоте, то есть перерасход фонда зара ботной платы был неизбежен, так же, как и штрафные санк ции по итогам флота за год — за дополнительные, хотя и законные выплаты. Так оно и произошло. Го сударственная налоговая инс пекция СССР по Мурманской области по результатам про верки финансово-хозяйствен ной деятельности управле ния «Севрыбхолодфлот», на пример, наложила штраф в размере около 7 млн. рублей, так как выплаты вышеуказан ных «льгот» производились не из фонда материального по ощрения (за счет прибыли), а из фонда заработной платы. А как же следует понимать в таком случае распоряжение министра финансов СССР от 28 февраля 1991 года, в кото ром дано разъяснение: «Фак тические расходы по заработ ной плате, в том числе и до полнительные льготы, подле жат отнесению на затраты производства продукции со гласно инструкциям Госком стата СССР от 17 сентября 1987 года № 17-10-0370 и 13 декабря 1990 года N° 17-2416- 72 по оплате труда. На первом этапе сЕоей борьбы шахтеры, так же, как и рыбаки летом 1989 года, оп ределили экономические тре бования. Например, трудовой коллек тив шахты «Томская» концер на «Кузнецк-уголь» включил следующие условия перехода в юрисдикцию РСФСР, кото рые, по их мнению, позволи ли бы трудовому коллективу шахты эффективно работать в условиях рынка (редакция ос новных условий перехода шах ты «Томская» в юрисдикцию РСФСР на 1991 год за под писью директора шахты «Том ская» В. В. Мельниченко, председателя совета трудово го коллектива Ю. Н. Яшина и председателя профсоюзно го комитета А. И. Отрубейни- кова сохранена полностью). ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ перехода шахты «Томская» в юрисдикцию РСФСР на 1991 год. 1. ЦЕНЫ НА УГОЛЬ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ 1.1. Установление расчет ных цен на уголь на основа нии расчетов предприятий, ис ходя из материальных затрат, потребности в техническом и социальном развитии шахты, повышения уровня жизни ра ботников. 1.2. Индексация (один раз в квартал) расчетных цен на уголь при увеличении цен на оборудование, материалы, электроэнергию, услуги, дру гие виды потребляемых ре сурсов и увеличения фонда оплаты труда. 1.3. Установление шахте «Томская» расчетной цены 1 т к рынку угля на 1991 год в размере 76,18 рубля. 2. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА И ПОРЯДОК ИНДЕКСАЦИИ ФОТ ПРЕДПРИЯТИЯ 2.1. Увеличение фонда опла ты труда шахты в расчетной цене I т угля в связи с повы шением розничных цен и инф ляционными процессами в стране из расчета средней за работной платы одного трудя щегося промышленно-произ водственного персонала шах ты — 2000 руб. 2.2. Индексация фонда опла ты труда предприятия и до ходов каждого члена трудоЕС- го коллектива в связи с инф ляцией. 2.3. Отмена увязки величи ны средств, направляемых на потребление, с объемами про дукции в части определения средств в отношении один к одному в меру снижения к предыдущему году объема продукции по не зависящим ст шахты причинам. 2.4. Отмена налогообложе ния суммы превышения рас ходов на оплату труда, е к л Ю- ченных в себестоимость, нед нормируемой величиной. 2.5. Применение районного коэффициента на бсю зара ботную плату. 3. ПРИМЕНЕНИЕ СТАВОК НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ 3.1. Установление размера ставки налога на прибыль с предприятия в размере 30%. При этом средние размеры рентабельности, учитываемые при применении ставок налога на прибыль, не применять. 3.2. Уменьшение налогооб лагаемой прибыли на сумму капитальных вложений, осущ е ствляемых за счет прибыли на развитие произЕОДстЕа и жи лищное строительстЕО. 3.3. Уменьшение платежей е бюджет на всю сумму ком пенсаций в сеязи с повыше нием цен на товары и услуги предприятию, а при недостат ке этих средств производить дополнительное финансиро вание из бюджета. 3.4. Повышение размера ме сячной заработной платы и других доходов граждан, не подлежащих налогообложе нию, до 200 рублей, пониже ние размера ставок подоход ного налога с доходов граж дан, превышающих 200 руб лей, применяя при этом про грессивную шкалу налогов сверх 13% с дохода свыше 2000 рублей в месяц. 4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4.1. Предоставление права шахте «Томская» самостоя тельно планировать свою дея тельность и перспективы свое го развития. 4.2. Установление государст венного заказа по добыче уг ля на 1991 год в размере 80*fy от ресурсов угля, принятых в плане. 4.3. Предоставление шахте права реализации угля сверх госзаказа на внутреннем и внешнем рынках по договор ным ценам. 4.4. Снижение госзаказа пропорционально уровню обеспечения ресурсами. 5. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕ СКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 5.1. Разрешение осуществ лять экспортно-импортные и бартерные операции для при обретения за рубежом и вну три страны оборудования, тех нологий и товара для собст венных нужд. 5.2. Прибыль, полученная после реализации товаров на родного потребления, закуп ленных по экспорту своей продукции, не изымается в госбюджет полностью, а об лагается налогом на льготном основании. 5.3. При реализации угля на экспорт выручка, полученная в валюте, направляется на со циальное развитие коллекти ве, приобретение оборудова ния, технологий, выплату за работной платы, остается в распоряжении шахты и не об лагается налогом. 6. МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ 6.1. Совет Министров РСФСР принимает на себя обязатель ства выполнять посреднические функции по выделению лими тов и заключению договоров на изготовление и поставку горношахтного оборудования, производимого за пределами РСФСР и СССР, а также лими тов на поставку материально- технических ресурсов по цент рализованно распределяемой номенклатуре продукции в соответствии с объектами гос заказа на поставку угля. В случае нарушения уста новленного для шахты поряд ке и уровня материально-тех нического обеспечения в 1991 году шахте предоставляется право дополнительной реа лизации на экспорт произ водимой в счет госзаказа про дукции в объемах, необходи мых для удовлетворения ее '•.отребностей в материально- техническом снабжении. 7. Выделение централизован ных средств из республикан ского бюджета на сумму 3,7 млн. руб. на покрытие убыт ков, связанных с политической забастовкой шахтеров в мар те—апреле 1991 года. 8. При переходе шахты в юрисдикцию органов управ ления РСФСР принимается ак ционерная форма собственно сти. 9. Передать в собственность ajaxTbi безвозмездно природ ные ресурсы (балансовые за пасы в пределах технических границ шахтерского поля и проектируемого участка «Юж ный»). 10. Заключение тарифного соглашения до 1 июня 1991 года. 13 апреля 1991 года Пред седатель Совета Министров РСФСР И. С. Силаев и дирек тор шахты «Распадская» А. И. Евтушенко подписали прото кол об основных условиях пе рехода шахты «Распадская» в Юрисдикцию органов управ ления РСФСР. (Редакция про токола совещания у Предсе дателя Совета Министров РСФСР тов. Силаева И. С. при водится без изменения.) ОБ ОСНОВНЫХ УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА ШАХТЫ «РАСПАД СКАЯ» В ЮРИСДИКЦИЮ ОР ГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ РСФСР, Рассмотрев представленные в Совет Министров РСФС^ основные условия перехода шахты «Распадская» в юрис дикцию РСФСР, совещание решило! 1. Правопреемником арен додателя (Минуглепром СССР), при переходе шахты в юрис дикцию РСФСР, становится Государственный комитет РСФСР по управлению госу дарственным имуществом. 2. Основным документом, определяющим отношения между арендатором и арендо дателем, является договор аренды от 04.03.90 года со следующими изменениями: арендное предприятие — шахта «Распадская» — реализу ет в 1991 году продукцию по отраслевым оптовым ценам. Продукция, произведенная сверх госзаказа, реализуется на внутреннем рынке по це нам, устанавливаемым само стоятельно или на договорной основе; шахта организует свою дея тельность на основе самостоя тельно разрабатываемых пла нов, определяет виды и объ емы производимой продукции (работ, услуга- шахта «Распадская» прини мает на себя выполнение ус тановленного государственно го заказа на 1991 год в раз мере 80% от ресурсов, приня тых в плане; при необеспечении мате риально-техническими ресур сами, государственный заказ снижается пропорционально уровню обеспечения ресур сами; имущество шахты может быть выкуплено за счет при были и собственных средств или передано безвозмездно коллективу арендаторов; Еалютная выручка от экспор та продукции, принадлежащей шахте на правах собственно сти, остается полностью в ее распоряжении, при этом при читающаяся на заработную плату доля выплачивается тру дящимися в валюте, согласно утвержденному на шахте по ложению; передать шахте во владение природные ресурсы (балансо вые запасы в пределах техни ческих границ шахтного поля); шахта самостоятельно уста навливает размеры фонда оп латы труда, при этом налого обложение суммы превыше ния фонда оплаты труда над нормируемой величиной его не производится; установить налог на при быль в размере 30%, при этом часть прибыли, направляемая на развитие производства, при исчислении налогообла гаемой прибыли исключается. 3. Руководству арендной шахты «Распадская» до 22 ап реля 1991 года подготовить необходимые документы по реорганизации арендного предприятия в акционерную компанию. 4. Государственному коми тету РСФСР по управлению государственным имущест вом РСФСР (т. Малею), Госу дарственному комитету РСФСР по антимонопольной полити ке и поддержке новых эконо мических структур (т. Черно городскому) в срок до 1 мая с. г.: 4.1. Осуществить передачу шахты «Распадская» с баланса Минуглепрома СССР на ба ланс Минпрома РСФСР. 4.2. Подготовить проект по становления Совета Минист ров РСФСР о создании акцио нерной угольной компании, Предусмотрев в нем: безвозмездную передачу имущества или его части I собственность коллектива шах ты; порядок материально-тех нического снабжения, опре деляющий обязанности и от ветственность соответствую щих органов управления РСФСР и права шахты ■ слу чае их невыполнения; (Окончание на 9-А стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz