Рыбный Мурман. 1991 г. Июль.

Нет тишины на Тихом океане (Начало в № 20). Океан штормит. Сверкают под ярким солнцем ослепительно бе­ лые гребни темно синих волн, они заполонили все — куда ни глянь. У нас идет спуск трала. И за кормой — светло голубая полоса воды, вся в мерцающих черных точках. Так видятся на фоне сол­ нечного блеска чайкп. Они то вспархивают, то садятся па воду. II поднятая волной от винтов тра­ улера рыба становится легко»! до­ бычей птиц. Чего не скажешь о моряках: трудно, очень трудно дается им рыба. Что знаем мы о работе моря­ ков, например палубной коман­ ды? Кстати, даже в случаях без­ рыбья. когда матробы рыбофаб- рики маются от «казенки.*, палуб­ ная команда все равно вкалывает по 12 часов в сутки. Я не ставлю этот глагол в кавычки, поскольку трудом назвать то, что они дела­ ют. весьма непросто. Поражалась: конец 20-го века, новое судно, где на каждом углу компьютеры и прочая премудрая автоматика, и процесс, называе­ мый «ростпть концы». Особенно впечатляет этот процесс. когда идет на палубе, мотающейся па штормовой волне. Из нескольких бухт (огромные катушки) металлических тросов сплетается один, могучий и проч­ ный. Как? Моряк молотком вби­ вает сванку (типа очень большого гвоздя) в трос, чтобы увеличить зазор между плетениями, в это от­ верстие протаскивается одна плеть другого троса, с силой продерги­ вается. в другой зазор — вторая плеть. И все сначала. II так — всю вахту. Бывает, что трос ну­ жен длиной до ...2,5 километра. Это. конечно же, не единствен­ ный вид работ на палубе. Но, на мой взгляд, показательный. Ведь не на заводе, не в порту, а в штор­ мовом море! Потому тяжелейший этот труд внушает уважение, со­ чувствие. II горечь. ...Вечер. Шторм бушует вовсю. Свистит, воет ветер. Громадина траулера то кренится, касаясь ил­ люминаторами огромных воли, то ухает куда-то вниз и снова нада­ ет набок. Глянешь в иллюминатор — жуть! Проходя милю «сушилки >. ви­ жу: ребята надевают робы, сапоги. — Вы куда? — Да вот, капитан приказал трал спускать. — В такой шторм?! — Что поделаешь. Это потом я узнала, что «разы­ грали» меня моряки, придав ли­ цам выражение обреченности и безысходности. Оказывается, ры­ бачат в погоду и похлеще. Но в тот вечер я страшно расстроилась, думаю: «Боже мой. как же они у открытого слипа? Смоет ведь их!» II я пошла к помощнику капи­ тана по экипажу И. И. Долгому. — Иван Иванович, давайте уго­ ворим капитана отменить распо­ ряжение. Шторм-то какой! — Что же делать? У нас про­ изводственная программа. — раз­ вел руками Долгий. Растерянно побрела в каюту. Как же так, думаю, ни в грош не ценят жизнь людей... Тем временем постановка тра­ ла завершилась. Ребята вернулись в «сушилку». Посмеивались над моей наивностью (весть о том, что «журналистка ходила к помполи- ту», вмиг облетела пароход — та­ кова уж «специфика» всех экипа­ жей, есть даже поговорка: «Толь­ ко говорят, что пароходы желез­ ные, они — стеклянные»). Конечно, теперь, когда доведет­ ся быть на промысле, я уже не пойду « наверх» с подобной прось­ бой. Хотя ужас, испытанный тог­ да, и по сей день помшо. Как пом­ ню и мрачный юмор Вадима Шеф­ нера: «Браток, учти для ясности, планируя судьбу, что в полной безопасности ты будешь лишь в гробу». Впрочем, в море, в разго­ ворах. мрачный юмор неуместен, по ситуаций для него больше чем достаточно. Кто, например, мог предполо­ жить, что, спокойно побывав в увольнении в Лиме, где вовсю бу­ шевала холера, весь экипаж сля­ жет от банальной ангины? Меди­ ки наши сбились с ног: jo один моряк, то другой, го сразу не­ сколько — температура до соро­ ка, крепкие ребята лежат пластом. Одни начали выздоравливать, слегли другие. Хлорировали посу­ ду. изолировали больных, а анги­ не хоть бы что. А в море болеть некогда, работа, план не ждут. Хо­ рошо, хоть доктор Петр Василь­ евич Байднков с фельдшером Та­ марой Ивановной Астапиной еще на берегу проявили чудеса пред­ приимчивости и —- не знаю уж- как — добыли для «Лозовского» лекарства. А то бы еще неизвест­ но чем все это кончилось. Раз уж отвлеклась ог производ- •и джемперы, и куртки импортные, и много чего еще. «Своим», то есть морякам транспорта, хозяин лавочки продал товаров па 25 ты­ сяч рублей (в среднем по 500 руб­ лей на человека), а на все про­ мысловые суда -— па 35 тысяч (в среднем 10— 20 рублен па чело­ века). Почему так? Очень просто: разовая продажа —- продавцу идут 16 рублей с тысячи, а с промыс­ ловиков — G рублей с тысячи от реализации товаров. Нелепый за­ кон. Не менее нелепо и то обсто­ ятельство. что в магазине «Вол­ на», где снабжаются промтовар­ ные судовые лавочки, предпочи­ тают почти весь дефицит прода­ вать в магазине. Моряки обойдут­ ся! Впрочем, па том же «Мотов­ ском заливе» своих проблем хоть отбавляй. Капитан директор Павел Алек­ сеевич Кручинин рассказывал: — Зарплата у нас как была, так и осталась и не стимулирует труд моряков. Работают на энту­ зиазме. Что касается валюты — было 33 процента, потом 22. те­ перь 16, остальное — чеки ВТБ. Кому они нужны сегодня? Как Н Ы - Р Й В Ы ОТРЯСЛИ «Чужую беду руками разведу, а со своей не справлюсь» ственных проолем, продолжу пе­ чальную повесть о быте моряков. БМРТ «Виктор Стрельцов». По­ селили меня в-каюте с милой, обаятельной буфетчицей Надеж­ дой Морозовой. II вдруг вижу: о Боже, по койке, столу, стенам «толпами» ходят тараканы. А как- то вечером зашла я на камбуз и обомлела: тараканов — чериым- черио, только шорох идет! ...Как обрадовались ребята, па «Стрельцове», когда им стали ка­ чать пресную воду с «Кольского залива». Еще бы: не мылись 18 суток! Опреснитель свой работал еле-еле, там надо половину труб менять. Так вот, сегодня порадо­ вались, а назавтра — новость: ка- питаи-дпректор «Кольского зали­ ва» В. И. Щербак заявил, что экипаж «Виктора Стрельцова» должен оплатить не_ просто воду, а «воду, доставленную за девять тысяч миль». На «Стрельцове» опешили: как же так, на радиосо­ вете Виктор Иванович пообещал «нагнать» водички на месте, то есть стоя у борта «безводного» траулера. Как это называется? Грабеж средь бела дня? Правда, капитанам обоих судов удалось договориться, что про девять ты­ сяч миль речи не будет. Другой случай. На ТР «Мотов- скнй залив» привезли промтовар­ ную лавочку для промысловиков. Получили кое-что и для «Лозов­ ского». Очередь выстроилась — пол-экипажа. II что же там, в ла­ вочке? Хоть смейся, хоть рыдай: несколько нар носков, конверты, авторучки, несколько тюбиков крема для бритья, туалетного мы­ ла немного. Пожалуй, и все. А несколько дней спустя, когда уже «Лозовский» шел опять па промы­ сел, мне в доверительной беседе рассказал кое-что наш иачпрод. Не буду называть его имя, а то в следующий раз ему и этого не да­ дут. Так* вот он рассказывает, что когда я пересела с «Мотовского залива» на свой «Лозовский», ему удалось узнать, что всего в пром­ товарной лавочке «Мотовского за­ лива •> было товаров па 60 тысяч рублей. Это и джинсы, и обувь. мне удержать моряков? А ведь все ребята квалифицированные, по 2— 3 специальности имеют. Да иначе и нельзя на таких судах. Они уйдут -— кто придет? А то, что уйдут, не сомневаюсь, в про­ шлом рейсе матросу было начис­ лено за три месяца — 1700 руб­ лей. Мы сейчас сутки стояли в Кристобале, ждали очереди прой­ ти Панамским каналом. Заход же нам не разрешили, у флота нет валюты. У флота много чего нет. Преж­ де всего, па мой взгляд, дально­ видности. Долго держаться на энтузиазме и разовых благодеяни­ ях невозможно. А вот еще одна довольно ста­ рая и муторная проблема: выгруз­ ка рыбной муки, зараженной жу­ ком. По существующим правилам судовладельцев, капитан транс­ порта обязан принять ее «в от­ дельное помещение». Где же его найти? В танке уже лежат 250 тонн, а тут 50 тони зараженных, сложить их вместе — вся мука будет зараженной. Впрочем, сани­ тарные правила вообще запреща­ ют перевозку такой муки. Самое- то интересное, однако, в том, что спрос на любую рыбмуку, в том числе и зараженную, неограничен­ ный. Эта живность не представля­ ет опасности. Но попробуйте объяснить это портовым грузчикам! «Только за тройную оплату!» II «Мотовский залив» простоял трое суток в ожи­ дании, пока докеры «помягчеют» и станут выгружать муку. Уж такую-то проблему, навер­ но, давно можно было решить. Не валюта, не международные отно­ шения. Впрочем, есть вариант: продать зараженную муку в лю­ бой стране, там и не смотрят на жука. Но... Правильно сказал один из знакомых моряков: «Однобокая у нас самостоятельность. Как до де­ нег — хоть советских, хоть валю­ ты, — так «вы самостоятельные, выкручивайтесь сами». А как про­ дать, купить для судна, для флота — не моги». Неожиданно для себя печаль из- за отсутствия самостоятельности я услышала в рассказах группы специалистов Регистра СССР . Ев­ гений Павлович Самойлов, Аль­ берт Зоснмович Губкин, Михаил Андреевич Толстиков, закончив работу в Кальяо, возвращались до­ мой. — Главная наша задача — обеспечение безопасности море­ плавания па тех судах, которые мы освидетельствуем. Таких у нас сейчас было 25. Так* вот, мы принадлежим Министерству мор­ ского флота, а в командировках нам платит Миирыбхоз, у которо­ го денег нет. Судовладелец платит, потому что нам значительно мень­ ше надо платить, чем, скажем, компании «Ллойд Веритас», где проходят освидетельствование су­ да всего мира. Понятно, что раз мы зависимы материально от су­ довладельца. случается, что берем на себя уголовную ответственность и разрешаем выход в море судам, которым лучше бы остаться у при­ чала. Это называется «инженерный индивидуальный подход». Может, судовладельцам лучше было бы законсервировать часть флота, хо­ тя бы временно. Мы разговорились. И дошли вот до какой темы: у прибалтийцев («Запрыбы») новейшие суда, а у Архангельского флота сплошное старье. Где люди валюту берут? Архангельский край — золотое дно, чего там только нет! А бед­ ность-то какая... У «Мурманрыбирома» суда по­ новей. Но разве проблем меньше от этого? Давайте почитаем отчет капнтапа-директора БМРТ <•Виктор Стрельцов» Я. А. Лысого. «...Причины невыполнения рей­ сового задания: 1. Отсутствие в январе (частично), феврале, мар­ те, апреле промысловой обстанов­ ки. 2. Судно не имело хода, до­ статочного для работы в ЮВТО... 3. Недостаток поискового обеспе­ чения (начиная с декабря не было нн одного судна «Севрыбпоиска»). 4. Работа главного двигателя — на дизельном топливе и, как след­ ствие, потеря мощности. Судно испытывает хрониче­ ский дефицит пресной воды... Не­ обходима замена пшцеварных кот­ лов (один полностью в нерабочем состоянии). Несмотря на неодно­ кратные заявки на замену котлов или досылку нержавеющем! стали для их ремонта, они до сих пор не выполнены». Нет необходимости комменти­ ровать или что-либо добавлять к сказанному капитаном да и мной во всех «морских материалах». И вообще всех проблем моряков не перечислишь. Да и цель-то у ме­ ня — не перечисление. Нет. Как уже говорила, цель — показать жизнь моряков такой, какой я увидела ее в море. Кто-то. прочтя эти материалы, хмыкнет: «Кто не знает проблем моряков! Тысячи раз об этом писали, толку-то...» Кто-то, возможно, удивится: «Как же они там. родимые, выдержива­ ют все это?» А кто-то решительно скажет: «Все. Хватит мучить лю­ дей. Пора менять гнилую систе­ му. Пора хозяйствовать по-иному!» И тогда изменится наша глупая, по выражению Н. Л. Дудченко, отрасль... Конечно, «каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны», это сказал знаменитый» адмирал. Или, как гласит русская послови­ ца. «чужую беду руками разведу, а со своей не справлюсь». То есть журналисту легко рассуждать, не будучи па месте начальника фло­ та или начальника отдела снаб­ жения. Но тут уж. как говорится, кто куда нанимался. И пусть каж- * дый отвечает за то, что входит в круг его обязанностей. Я отвечаю за правду. Инна БЕРЕЗЮК . Тихий океан — Мурманск. 5 июля 191 года в РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz