Рыбный Мурман. 1991 г. Июль.
Нет тишины на Тихом океане (Начало в № 20). Океан штормит. Сверкают под ярким солнцем ослепительно бе лые гребни темно синих волн, они заполонили все — куда ни глянь. У нас идет спуск трала. И за кормой — светло голубая полоса воды, вся в мерцающих черных точках. Так видятся на фоне сол нечного блеска чайкп. Они то вспархивают, то садятся па воду. II поднятая волной от винтов тра улера рыба становится легко»! до бычей птиц. Чего не скажешь о моряках: трудно, очень трудно дается им рыба. Что знаем мы о работе моря ков, например палубной коман ды? Кстати, даже в случаях без рыбья. когда матробы рыбофаб- рики маются от «казенки.*, палуб ная команда все равно вкалывает по 12 часов в сутки. Я не ставлю этот глагол в кавычки, поскольку трудом назвать то, что они дела ют. весьма непросто. Поражалась: конец 20-го века, новое судно, где на каждом углу компьютеры и прочая премудрая автоматика, и процесс, называе мый «ростпть концы». Особенно впечатляет этот процесс. когда идет на палубе, мотающейся па штормовой волне. Из нескольких бухт (огромные катушки) металлических тросов сплетается один, могучий и проч ный. Как? Моряк молотком вби вает сванку (типа очень большого гвоздя) в трос, чтобы увеличить зазор между плетениями, в это от верстие протаскивается одна плеть другого троса, с силой продерги вается. в другой зазор — вторая плеть. И все сначала. II так — всю вахту. Бывает, что трос ну жен длиной до ...2,5 километра. Это. конечно же, не единствен ный вид работ на палубе. Но, на мой взгляд, показательный. Ведь не на заводе, не в порту, а в штор мовом море! Потому тяжелейший этот труд внушает уважение, со чувствие. II горечь. ...Вечер. Шторм бушует вовсю. Свистит, воет ветер. Громадина траулера то кренится, касаясь ил люминаторами огромных воли, то ухает куда-то вниз и снова нада ет набок. Глянешь в иллюминатор — жуть! Проходя милю «сушилки >. ви жу: ребята надевают робы, сапоги. — Вы куда? — Да вот, капитан приказал трал спускать. — В такой шторм?! — Что поделаешь. Это потом я узнала, что «разы грали» меня моряки, придав ли цам выражение обреченности и безысходности. Оказывается, ры бачат в погоду и похлеще. Но в тот вечер я страшно расстроилась, думаю: «Боже мой. как же они у открытого слипа? Смоет ведь их!» II я пошла к помощнику капи тана по экипажу И. И. Долгому. — Иван Иванович, давайте уго ворим капитана отменить распо ряжение. Шторм-то какой! — Что же делать? У нас про изводственная программа. — раз вел руками Долгий. Растерянно побрела в каюту. Как же так, думаю, ни в грош не ценят жизнь людей... Тем временем постановка тра ла завершилась. Ребята вернулись в «сушилку». Посмеивались над моей наивностью (весть о том, что «журналистка ходила к помполи- ту», вмиг облетела пароход — та кова уж «специфика» всех экипа жей, есть даже поговорка: «Толь ко говорят, что пароходы желез ные, они — стеклянные»). Конечно, теперь, когда доведет ся быть на промысле, я уже не пойду « наверх» с подобной прось бой. Хотя ужас, испытанный тог да, и по сей день помшо. Как пом ню и мрачный юмор Вадима Шеф нера: «Браток, учти для ясности, планируя судьбу, что в полной безопасности ты будешь лишь в гробу». Впрочем, в море, в разго ворах. мрачный юмор неуместен, по ситуаций для него больше чем достаточно. Кто, например, мог предполо жить, что, спокойно побывав в увольнении в Лиме, где вовсю бу шевала холера, весь экипаж сля жет от банальной ангины? Меди ки наши сбились с ног: jo один моряк, то другой, го сразу не сколько — температура до соро ка, крепкие ребята лежат пластом. Одни начали выздоравливать, слегли другие. Хлорировали посу ду. изолировали больных, а анги не хоть бы что. А в море болеть некогда, работа, план не ждут. Хо рошо, хоть доктор Петр Василь евич Байднков с фельдшером Та марой Ивановной Астапиной еще на берегу проявили чудеса пред приимчивости и —- не знаю уж- как — добыли для «Лозовского» лекарства. А то бы еще неизвест но чем все это кончилось. Раз уж отвлеклась ог производ- •и джемперы, и куртки импортные, и много чего еще. «Своим», то есть морякам транспорта, хозяин лавочки продал товаров па 25 ты сяч рублей (в среднем по 500 руб лей на человека), а на все про мысловые суда -— па 35 тысяч (в среднем 10— 20 рублен па чело века). Почему так? Очень просто: разовая продажа —- продавцу идут 16 рублей с тысячи, а с промыс ловиков — G рублей с тысячи от реализации товаров. Нелепый за кон. Не менее нелепо и то обсто ятельство. что в магазине «Вол на», где снабжаются промтовар ные судовые лавочки, предпочи тают почти весь дефицит прода вать в магазине. Моряки обойдут ся! Впрочем, па том же «Мотов ском заливе» своих проблем хоть отбавляй. Капитан директор Павел Алек сеевич Кручинин рассказывал: — Зарплата у нас как была, так и осталась и не стимулирует труд моряков. Работают на энту зиазме. Что касается валюты — было 33 процента, потом 22. те перь 16, остальное — чеки ВТБ. Кому они нужны сегодня? Как Н Ы - Р Й В Ы ОТРЯСЛИ «Чужую беду руками разведу, а со своей не справлюсь» ственных проолем, продолжу пе чальную повесть о быте моряков. БМРТ «Виктор Стрельцов». По селили меня в-каюте с милой, обаятельной буфетчицей Надеж дой Морозовой. II вдруг вижу: о Боже, по койке, столу, стенам «толпами» ходят тараканы. А как- то вечером зашла я на камбуз и обомлела: тараканов — чериым- черио, только шорох идет! ...Как обрадовались ребята, па «Стрельцове», когда им стали ка чать пресную воду с «Кольского залива». Еще бы: не мылись 18 суток! Опреснитель свой работал еле-еле, там надо половину труб менять. Так вот, сегодня порадо вались, а назавтра — новость: ка- питаи-дпректор «Кольского зали ва» В. И. Щербак заявил, что экипаж «Виктора Стрельцова» должен оплатить не_ просто воду, а «воду, доставленную за девять тысяч миль». На «Стрельцове» опешили: как же так, на радиосо вете Виктор Иванович пообещал «нагнать» водички на месте, то есть стоя у борта «безводного» траулера. Как это называется? Грабеж средь бела дня? Правда, капитанам обоих судов удалось договориться, что про девять ты сяч миль речи не будет. Другой случай. На ТР «Мотов- скнй залив» привезли промтовар ную лавочку для промысловиков. Получили кое-что и для «Лозов ского». Очередь выстроилась — пол-экипажа. II что же там, в ла вочке? Хоть смейся, хоть рыдай: несколько нар носков, конверты, авторучки, несколько тюбиков крема для бритья, туалетного мы ла немного. Пожалуй, и все. А несколько дней спустя, когда уже «Лозовский» шел опять па промы сел, мне в доверительной беседе рассказал кое-что наш иачпрод. Не буду называть его имя, а то в следующий раз ему и этого не да дут. Так* вот он рассказывает, что когда я пересела с «Мотовского залива» на свой «Лозовский», ему удалось узнать, что всего в пром товарной лавочке «Мотовского за лива •> было товаров па 60 тысяч рублей. Это и джинсы, и обувь. мне удержать моряков? А ведь все ребята квалифицированные, по 2— 3 специальности имеют. Да иначе и нельзя на таких судах. Они уйдут -— кто придет? А то, что уйдут, не сомневаюсь, в про шлом рейсе матросу было начис лено за три месяца — 1700 руб лей. Мы сейчас сутки стояли в Кристобале, ждали очереди прой ти Панамским каналом. Заход же нам не разрешили, у флота нет валюты. У флота много чего нет. Преж де всего, па мой взгляд, дально видности. Долго держаться на энтузиазме и разовых благодеяни ях невозможно. А вот еще одна довольно ста рая и муторная проблема: выгруз ка рыбной муки, зараженной жу ком. По существующим правилам судовладельцев, капитан транс порта обязан принять ее «в от дельное помещение». Где же его найти? В танке уже лежат 250 тонн, а тут 50 тони зараженных, сложить их вместе — вся мука будет зараженной. Впрочем, сани тарные правила вообще запреща ют перевозку такой муки. Самое- то интересное, однако, в том, что спрос на любую рыбмуку, в том числе и зараженную, неограничен ный. Эта живность не представля ет опасности. Но попробуйте объяснить это портовым грузчикам! «Только за тройную оплату!» II «Мотовский залив» простоял трое суток в ожи дании, пока докеры «помягчеют» и станут выгружать муку. Уж такую-то проблему, навер но, давно можно было решить. Не валюта, не международные отно шения. Впрочем, есть вариант: продать зараженную муку в лю бой стране, там и не смотрят на жука. Но... Правильно сказал один из знакомых моряков: «Однобокая у нас самостоятельность. Как до де нег — хоть советских, хоть валю ты, — так «вы самостоятельные, выкручивайтесь сами». А как про дать, купить для судна, для флота — не моги». Неожиданно для себя печаль из- за отсутствия самостоятельности я услышала в рассказах группы специалистов Регистра СССР . Ев гений Павлович Самойлов, Аль берт Зоснмович Губкин, Михаил Андреевич Толстиков, закончив работу в Кальяо, возвращались до мой. — Главная наша задача — обеспечение безопасности море плавания па тех судах, которые мы освидетельствуем. Таких у нас сейчас было 25. Так* вот, мы принадлежим Министерству мор ского флота, а в командировках нам платит Миирыбхоз, у которо го денег нет. Судовладелец платит, потому что нам значительно мень ше надо платить, чем, скажем, компании «Ллойд Веритас», где проходят освидетельствование су да всего мира. Понятно, что раз мы зависимы материально от су довладельца. случается, что берем на себя уголовную ответственность и разрешаем выход в море судам, которым лучше бы остаться у при чала. Это называется «инженерный индивидуальный подход». Может, судовладельцам лучше было бы законсервировать часть флота, хо тя бы временно. Мы разговорились. И дошли вот до какой темы: у прибалтийцев («Запрыбы») новейшие суда, а у Архангельского флота сплошное старье. Где люди валюту берут? Архангельский край — золотое дно, чего там только нет! А бед ность-то какая... У «Мурманрыбирома» суда по новей. Но разве проблем меньше от этого? Давайте почитаем отчет капнтапа-директора БМРТ <•Виктор Стрельцов» Я. А. Лысого. «...Причины невыполнения рей сового задания: 1. Отсутствие в январе (частично), феврале, мар те, апреле промысловой обстанов ки. 2. Судно не имело хода, до статочного для работы в ЮВТО... 3. Недостаток поискового обеспе чения (начиная с декабря не было нн одного судна «Севрыбпоиска»). 4. Работа главного двигателя — на дизельном топливе и, как след ствие, потеря мощности. Судно испытывает хрониче ский дефицит пресной воды... Не обходима замена пшцеварных кот лов (один полностью в нерабочем состоянии). Несмотря на неодно кратные заявки на замену котлов или досылку нержавеющем! стали для их ремонта, они до сих пор не выполнены». Нет необходимости комменти ровать или что-либо добавлять к сказанному капитаном да и мной во всех «морских материалах». И вообще всех проблем моряков не перечислишь. Да и цель-то у ме ня — не перечисление. Нет. Как уже говорила, цель — показать жизнь моряков такой, какой я увидела ее в море. Кто-то. прочтя эти материалы, хмыкнет: «Кто не знает проблем моряков! Тысячи раз об этом писали, толку-то...» Кто-то, возможно, удивится: «Как же они там. родимые, выдержива ют все это?» А кто-то решительно скажет: «Все. Хватит мучить лю дей. Пора менять гнилую систе му. Пора хозяйствовать по-иному!» И тогда изменится наша глупая, по выражению Н. Л. Дудченко, отрасль... Конечно, «каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны», это сказал знаменитый» адмирал. Или, как гласит русская послови ца. «чужую беду руками разведу, а со своей не справлюсь». То есть журналисту легко рассуждать, не будучи па месте начальника фло та или начальника отдела снаб жения. Но тут уж. как говорится, кто куда нанимался. И пусть каж- * дый отвечает за то, что входит в круг его обязанностей. Я отвечаю за правду. Инна БЕРЕЗЮК . Тихий океан — Мурманск. 5 июля 191 года в РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz