Рыбный Мурман. 1991 г. Июль.

Северного бассейна Ж ----------------- Береги себя 7 моряк! р и с к — ОБЪЕКТИВНЫЙ И ПОСТОЯННЫЙ ФАКТОР , характе- * ризующий работу любого морского предприятия, имею­ щий место во время любого рейса, в ходе эксплуатации фло­ та. Известная доля риска всегда присутствует при тех или иных решениях капитана, допустим, по управлению судном, особен­ но при маневрировании в сложных условиях. Сам институт мор­ ского страхования исходит из фактора существования риска. 5зсь вопрос в степени его вероятности и обоснованности, не­ избежности. Ф а к т о р р и с к а М ОРЯКАМ ИЗВЕСТНО, что продолжение предельно медленного движения, толчка­ ми, в судоходном канале ши­ риной всего в 100 метров и даже при густом тумане все же безопаснее, чем попытка стать на якорь в непосредст­ венной близости от встречных или попутных судов. Случает­ ся, что сохранение высокой скорости (потока) в узкостях. Оборудованных системами контроля и регулирования су­ доходства, безопаснее мед­ ленного движения с частыми расхождениями. Способность быстро оцени­ вать обстановку и предпри­ нимать наиболее правильные для данных чрезвычайных ус­ ловий действия в значительной мере относится к индивидуаль­ ным качествам и психолргиче- скому состоянию человека. Наличие необходимых прак­ тических навыков и выполне­ ние известных правил и прие­ мов управления судном мо­ жет значительно ослабить от­ рицательное влияние индиви­ дуальных психологических осо­ бенностей капитана. Однако опыт и знание инерционных и маневренных свойств своего судна помогает точнее и бы­ стрее оценить ситуацию, но в подобных случаях не играет решающей роли. Конечно, вли­ яние психологических факто­ ров не может быть сведено к немногочисленным, указанным выше проявлениям. Оно на­ много шире и многообразнее. Известно, что на поведение человека, в частности капита­ на, его способность сосредо­ точенно наблюдать, делать правильные выводы, прини­ мать верные решения влияют и такие факторы, как длитель­ ность рейса, индивидуальные особенности характера и т. п. Эмоциональная напряжен­ ность, переходящая у некото­ рых лиц в притупление вос­ приятия, может служить при­ чиной ошибок. Одной из при­ чин, которая оказывает наибо­ лее сильное, явно выраженное влияние, является усталость. Помимо временной усталости существует усталость накопив­ шаяся. Она вызвана системати­ ческой переработкой, недосы­ панием, плаванием в условиях частых штормов, постоянными шумами, вибрацией и пр. Все это приводит к повышенной утомляемости. На транспорте, в ядерной энергетике и на оборонных объектах в операторской дея­ тельности на основании заклю­ чений психологов возможно сформулировать требования по психофизиологическим ха­ рактеристикам (человек — машина). Разрешить сущест­ вующее противоречие: при­ родные оперативные возмож­ ности человека все более от­ стают от характеристик машин и являются, учитывая роль че­ ловека в системе, сдерживаю­ щим фактором развития, уз­ ким местом. Машине нельзя отдать роль управляющего звена, так как в нерегламенти- рованных, необычных ситуаци­ ях она беспомощна в силу своей запрограммированности. Человек же, способный гене­ рировать идеи и находить ре­ шения в таких ситуациях, име­ ет довольно низкие информа­ ционные характеристики и по­ этому беспомощен в условиях высокого динамизма среды. К примеру, во время швар­ товки в обычных условиях ка­ питан должен одновременно удерживать в памяти пример­ но 18 гипотез (объектов конт­ роля), в то время как природа отпустила человеку не более трех (емкость оперативной па­ мяти около 3 бит.) С этой ше­ стикратной информационной перегрузкой капитан справля­ ется благодаря режиму по­ следовательного либо приори­ тетного сканирования объектов контроля. Это означает, что в любой момент времени какое- то количество объектов оста­ ется вне контроля, что являет­ ся причиной большого числа нежелательных осложнений (аварий). Учитывая этот факт, в европейских портах, б част­ ности . Нидерландах, крупно- тоннажные танкеры швартует береговая ЭВМ, такие суда имеют жесткие ограничения по скорости сближения с причалом — 5 см/сек. Контро­ лировать такие диапазоны ско­ ростей глазомерно невозмож­ но, а инструментальные изме­ рения отсутствуют. Наука кон­ статирует, что сегодня дина­ мизм среды в операторской деятельности превышает воз­ можности человека. Таким образом, можно ска­ зать однозначно, что имеется необходимость в страховании не только судов флота, но и всех капитанских рисков. В мировой практике мор­ ское страхование получило широкое распространение, ряд морских пароходств (Мурман­ ское, Черноморское, Балтий­ ское, Дальневосточное) успе­ шно страхуют свою ответствен­ ность по ряду исков в англий­ ских клубах взаимного страхо­ вания. Одним из крупнейших клубов, с которыми сотрудни­ чает Ингосстрах СССР, явля­ ется «Бермудский клуб взаим­ ного страхования» судовла­ дельцев Великобритании, круг страховых рисков которого практически не ограничен. Работа флотов в предстоя­ щем переходе на рыночные отношения потребует строжай­ шей экономии средств. Охра­ на и восстановление имущест­ венных интересов, защита за­ конных прав судовладельцев, грузовладельцев гарантирует морское страхование, затраты на которое окупятся сполна. А. ЦЫГАНКОВ, председатель социального отдела ассоциации капита­ нов Севера. РАВНОПРАВИЕ флот» — генеральный пере­ возчик АРГ1 «Севрыба» и обязан выполнять те задачи, которые па него возложены. Но, к сожалению, рыба — дело водяное и ловится не по плану. Поэтому у пас б'вьшие простои в ЮВТО. Плюс к тому осложнения с Перу: ТР «Матиас Тезен» стоит там давным-давно, при­ чем ни за что пи про что. Он привез снабжение про­ мысловым судам, какое от­ ношение имеет он к контрак­ ту? Сложный вопрос — тан­ керный флот. Раньше пас выручали танкеры пароход­ ства, а теперь там сдают их во фрахт только за валюту. I I хотя есть решение прави­ тельства, что такие договоры оплачиваются в рублях, па­ роходство требует валюту, ссылаясь на то, что самим не хватает тоннажа (старые танкеры списаны). Мы, конечно, находим вы­ ход, договариваясь о взаимо­ помощи с другими бассейна­ ми. Но ведь чего это стоит! Все на нервах. Мы недо­ вольны собой, флоты недо­ вольны нами. Ведь мы при­ выкли жить, не думая, ие считая. Целое поколение ру­ ководителей, особенно сред­ него звена, воспитали в этом духе. Тратили и ресурсы, и деньги, и сырье, не просчи­ тывая. А теперь приходится считать, ведь в отличие от всех стран мира наше госу­ дарство отказывает рыбной отрасли в дотации. За счет чего мы полага­ ем выжить? Прежде всего, рассчитыва­ ем, что две плавбазы будут работать в Фарерской зоне па сельди, две — в Норвеж­ ской зоне па ставриде. Труд­ но сказать, как это получит­ ся, ставрида для нас — сырье новое, впервые будем его использовать. Потом базы перейдут в зону Анг­ лии и будут там до перевода па мойву. Три плавбазы на­ ходятся у Ньюфаундленда в ожидании мойвепиого про­ мысла. Выручит нас «Скалло- пер»: он скоро (с началом лицензионного лова) начнет выпускать гребешок, кото­ рый так нужен нам для об­ менных операций. На нескольких плавбазах установим плиточные моро­ зильные аппараты, более мощные. Предпола гаем псреобору- довать плавбазу «Даурня» в рыбомучиую базу, установив механизмы вдвое мощнее, чем были на «Риге» (эта ба­ за работает последит"! год). Но для осуществления :)того плана нужна лицензия Сов­ мина па продажу половины будущей продукции в упла­ ту за кредиты, которые мы возьмем у инофирмы для переоборудования «Даурип». Ждем ответа из Совмина. Скоро выйдет из ремонта плавбаза «Маточкин Ш ар». Модернизация ее мощностей даст не только большую про­ изводительность, по и луч­ шее качество консервов. Видимо, некоторые транс­ портные суда будут работать но фрахту.- Нужна валюта. Нужна продукция для обменных операции. Многое нужно. А главное — необходимо взаи­ мопонимание между флотами. Норвежские новости У «ЗЕЛЕНЫХ» СВОИ ЗАБОТЫ... Природоохранная организа­ ция «Гринпис» утверждает, что норвежские траулеры- креветколовы вылавливают слишком много мелкой рыбы и что это угрожает рыбным ресурсам Баренцева моря. За последнее время два раза «Гринпис» мешал норвежским судам вести промысел. ...А У РЫБАКОВ СВОИ Генеральный секретарь Объ­ единения владельцев рыбо­ ловных судов Аудун Марок сказал, что промысел, который ведут норвежские креветко- ловы в Баренцевом море, — законный. Он опроверг выска­ зывания «Гринписа» о том, что эти траулеры используют ста­ рые методы лова, наносящие вред запасам мелкой рыбы. ЗРЕЕТ НЕДОВОЛЬСТВО Выделения самым маленьким судам дополнительных квот на треску в этом году больше не будет, сказал статс-секретарь Министерства рыболовства Пер-Алф Андерсен. В конце прошлой недели Министерство рыболовства приняло решение о том, что судам длиной до 9 м разрешается выловить до­ полнительно 1 тыс. тонн и что эта рыба должна быть постав­ лена в Финнмарк. «Норгее Фискарлаг» считает, что это новое регулирование не ре­ шает имеющихся проблем. Но Министерство рыболовства отказало «Фискарлагу» в тре­ бовании провести переговоры с Советским Союзом по воп­ росу об увеличении квоты. Рыбаки побережья Нурлан- да очень недовольны новым регулированием промысла трески. «Норгее Фискарлаг» просил министерство о допол­ нительной квоте в размере 7 тыс. тонн. А разрешено выло­ вить всего лишь 1 тыс. тонн, и уловы должны сдаваться в Финнмарк. ПО ОДЕЖКЕ ПРОТЯГИВАИ НОЖКИ Предприятие «Фидеко» станет банкротом, если не по­ лучит кредит, сказал Гуннар Холст газете «Финнмарк Даг- блад». Он опасается того, что после остановки пред­ приятия оборудование будет продано в Испанию. На прош­ лой неделе предприятие хо­ датайствовало о получении кредита на сумму 60 тыс. крон от сберегательного бан­ ка «Норд-Норге» и Фонда развития и получило отказ. С ФИЛЬМОМ НАПЕРЕВЕС Норвегия, Советский Союз и страны ЕЭС ведут хищниче­ ский лов в Баренцевом море, заявляет организация ({Грин­ пис». По ее мнению, это мо­ жет привести к новому краху запасов мойвы. «Гринпис» за­ снял на кинопленку то, как траулеры, находящиеся на промысле в северных райо­ нах, выбрасывают за борт большие количества мертвой рыбы. Этот фильм будет по­ казан в разных странах, ска­ зал член «Гринписа» биолог Ингрид Бертинуссен. ПРОБЛЕМЫ ОСТАЛИСЬ Встреча представителей Ми­ нистерства рыболовства, «Нор­ гее Фискарлага», «Рофискла- га» и Норвежского объедине­ ния предприятий рыбной про­ мышленности не привела к решению проблем с приемом уловов креветки. Остановка приема креветки предприятия­ ми будет продолжаться, иск­ лючение лишь для тех судов, которые поставляют креветку в Бадсё. ТРЕСКИ БУДЕТ МЕНЬШЕ. НО... Следует сократить промысел трески в ближайшие годы, ес­ ли ставится цель восстановить запасы трески. Строгие меры регулирования промысла тре­ ски и других видов действуют, но не так эффективно, как хо­ телось бы исследователям. Против слишком резкого подъема промысла норвеж- ско-арктической трески предо­ стерегает в своем «Обзоре ресурсов на 1991 год:» Инсти­ тут морских исследований. В 1938 г. запасы трески были на низком уровне, но они посте­ пенно увеличиваются благо­ даря строгому регулированию промысла. ...СНОВА БУДЕМ С МОЙВОЙ Международный совет мор­ ских исследований рекоменду­ ет зимний промысел мойвы в Баренцевом море в размере до 1,2 миллиона тонн. Это на 350 тыс. тонн больше, чем квота в этом году. ТЯНЕТ ОДЕЯЛО НА СЕБЯ Страны ЕАСТ приняли реше­ ние о том, что Норвегия и Исландия должны вести пере­ говоры с ЕЭС по вопросу о рыбе раздельно, «каждый сам за себя». Это может увели­ чить проблемы для норвеж­ ской рыбной отрасли, сказал лидер парламентской фрак­ ции Партии центра Юхан-Йодд Якобсен. Исландия получит гораздо лучшее соглашение с ЕЭС по вопросам рыболовст­ ва, чем Норвегия. Председа­ тель «Норгее Фискарлага» Эйнар Хепсё характеризует решение ЕАСТ о том, что Нор­ вегия и Исландия должны до­ говариваться с ЕЭС по вопро­ сам рыболовства «каждый за себя», как неудачу для Нор­ вегии. Он сказал, что он все время боялся этого. МИНИСТРА — В ОТСТАВКУ Министру рыболовства Од- друн Петтерсен следует по­ дать в отставку, считает «Нор­ гее Кюстфискарлаг» (Союз рыбаков прибрежного лова). По его мнению, регулирова­ ние промысла трески в этом году было плохое, и О. Пет­ терсен не годится для того, чтобы быть руководителем норвежского рыболовства. РЫБА ЕСТЬ, ОБРАБАТЫВАТЬ НЕ ХОТЯТ Промысел сайды у побе­ режья сейчас идет очень хо­ рошо, но предприятия рыбной промышленности Финнмарка не заинтересованы в обработ­ ке этого сырья. В результате уловы сайды вывозятся из об­ ласти и сдаются в основном на предприятия Тромсё. МЕЖДУ НАМИ, МИНИСТРАМИ Смешанная норвежско-со­ ветская комиссия по рыбо- лоЕСтву к осени получит пред­ ложение по расширению со­ трудничества между двумя странами в области рыбохо­ зяйственных исследований. Это стало известно после встречи, состоявшейся между минист­ ром рыболовства Советского Союза Николаем Котляром и министром рыболовства Нор­ вегии Оддрун Петтерсен. Как сказала О. Петтерсен, вопрос о разделительной линии в Ба­ ренцевом море также обсуж­ дался на этой встрече. РЫБНЫЙ мурман 5 июля 191 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz