Рыбный Мурман. 1991 г. Июль.
Северного бассейна Ж ----------------- Береги себя 7 моряк! р и с к — ОБЪЕКТИВНЫЙ И ПОСТОЯННЫЙ ФАКТОР , характе- * ризующий работу любого морского предприятия, имею щий место во время любого рейса, в ходе эксплуатации фло та. Известная доля риска всегда присутствует при тех или иных решениях капитана, допустим, по управлению судном, особен но при маневрировании в сложных условиях. Сам институт мор ского страхования исходит из фактора существования риска. 5зсь вопрос в степени его вероятности и обоснованности, не избежности. Ф а к т о р р и с к а М ОРЯКАМ ИЗВЕСТНО, что продолжение предельно медленного движения, толчка ми, в судоходном канале ши риной всего в 100 метров и даже при густом тумане все же безопаснее, чем попытка стать на якорь в непосредст венной близости от встречных или попутных судов. Случает ся, что сохранение высокой скорости (потока) в узкостях. Оборудованных системами контроля и регулирования су доходства, безопаснее мед ленного движения с частыми расхождениями. Способность быстро оцени вать обстановку и предпри нимать наиболее правильные для данных чрезвычайных ус ловий действия в значительной мере относится к индивидуаль ным качествам и психолргиче- скому состоянию человека. Наличие необходимых прак тических навыков и выполне ние известных правил и прие мов управления судном мо жет значительно ослабить от рицательное влияние индиви дуальных психологических осо бенностей капитана. Однако опыт и знание инерционных и маневренных свойств своего судна помогает точнее и бы стрее оценить ситуацию, но в подобных случаях не играет решающей роли. Конечно, вли яние психологических факто ров не может быть сведено к немногочисленным, указанным выше проявлениям. Оно на много шире и многообразнее. Известно, что на поведение человека, в частности капита на, его способность сосредо точенно наблюдать, делать правильные выводы, прини мать верные решения влияют и такие факторы, как длитель ность рейса, индивидуальные особенности характера и т. п. Эмоциональная напряжен ность, переходящая у некото рых лиц в притупление вос приятия, может служить при чиной ошибок. Одной из при чин, которая оказывает наибо лее сильное, явно выраженное влияние, является усталость. Помимо временной усталости существует усталость накопив шаяся. Она вызвана системати ческой переработкой, недосы панием, плаванием в условиях частых штормов, постоянными шумами, вибрацией и пр. Все это приводит к повышенной утомляемости. На транспорте, в ядерной энергетике и на оборонных объектах в операторской дея тельности на основании заклю чений психологов возможно сформулировать требования по психофизиологическим ха рактеристикам (человек — машина). Разрешить сущест вующее противоречие: при родные оперативные возмож ности человека все более от стают от характеристик машин и являются, учитывая роль че ловека в системе, сдерживаю щим фактором развития, уз ким местом. Машине нельзя отдать роль управляющего звена, так как в нерегламенти- рованных, необычных ситуаци ях она беспомощна в силу своей запрограммированности. Человек же, способный гене рировать идеи и находить ре шения в таких ситуациях, име ет довольно низкие информа ционные характеристики и по этому беспомощен в условиях высокого динамизма среды. К примеру, во время швар товки в обычных условиях ка питан должен одновременно удерживать в памяти пример но 18 гипотез (объектов конт роля), в то время как природа отпустила человеку не более трех (емкость оперативной па мяти около 3 бит.) С этой ше стикратной информационной перегрузкой капитан справля ется благодаря режиму по следовательного либо приори тетного сканирования объектов контроля. Это означает, что в любой момент времени какое- то количество объектов оста ется вне контроля, что являет ся причиной большого числа нежелательных осложнений (аварий). Учитывая этот факт, в европейских портах, б част ности . Нидерландах, крупно- тоннажные танкеры швартует береговая ЭВМ, такие суда имеют жесткие ограничения по скорости сближения с причалом — 5 см/сек. Контро лировать такие диапазоны ско ростей глазомерно невозмож но, а инструментальные изме рения отсутствуют. Наука кон статирует, что сегодня дина мизм среды в операторской деятельности превышает воз можности человека. Таким образом, можно ска зать однозначно, что имеется необходимость в страховании не только судов флота, но и всех капитанских рисков. В мировой практике мор ское страхование получило широкое распространение, ряд морских пароходств (Мурман ское, Черноморское, Балтий ское, Дальневосточное) успе шно страхуют свою ответствен ность по ряду исков в англий ских клубах взаимного страхо вания. Одним из крупнейших клубов, с которыми сотрудни чает Ингосстрах СССР, явля ется «Бермудский клуб взаим ного страхования» судовла дельцев Великобритании, круг страховых рисков которого практически не ограничен. Работа флотов в предстоя щем переходе на рыночные отношения потребует строжай шей экономии средств. Охра на и восстановление имущест венных интересов, защита за конных прав судовладельцев, грузовладельцев гарантирует морское страхование, затраты на которое окупятся сполна. А. ЦЫГАНКОВ, председатель социального отдела ассоциации капита нов Севера. РАВНОПРАВИЕ флот» — генеральный пере возчик АРГ1 «Севрыба» и обязан выполнять те задачи, которые па него возложены. Но, к сожалению, рыба — дело водяное и ловится не по плану. Поэтому у пас б'вьшие простои в ЮВТО. Плюс к тому осложнения с Перу: ТР «Матиас Тезен» стоит там давным-давно, при чем ни за что пи про что. Он привез снабжение про мысловым судам, какое от ношение имеет он к контрак ту? Сложный вопрос — тан керный флот. Раньше пас выручали танкеры пароход ства, а теперь там сдают их во фрахт только за валюту. I I хотя есть решение прави тельства, что такие договоры оплачиваются в рублях, па роходство требует валюту, ссылаясь на то, что самим не хватает тоннажа (старые танкеры списаны). Мы, конечно, находим вы ход, договариваясь о взаимо помощи с другими бассейна ми. Но ведь чего это стоит! Все на нервах. Мы недо вольны собой, флоты недо вольны нами. Ведь мы при выкли жить, не думая, ие считая. Целое поколение ру ководителей, особенно сред него звена, воспитали в этом духе. Тратили и ресурсы, и деньги, и сырье, не просчи тывая. А теперь приходится считать, ведь в отличие от всех стран мира наше госу дарство отказывает рыбной отрасли в дотации. За счет чего мы полага ем выжить? Прежде всего, рассчитыва ем, что две плавбазы будут работать в Фарерской зоне па сельди, две — в Норвеж ской зоне па ставриде. Труд но сказать, как это получит ся, ставрида для нас — сырье новое, впервые будем его использовать. Потом базы перейдут в зону Анг лии и будут там до перевода па мойву. Три плавбазы на ходятся у Ньюфаундленда в ожидании мойвепиого про мысла. Выручит нас «Скалло- пер»: он скоро (с началом лицензионного лова) начнет выпускать гребешок, кото рый так нужен нам для об менных операций. На нескольких плавбазах установим плиточные моро зильные аппараты, более мощные. Предпола гаем псреобору- довать плавбазу «Даурня» в рыбомучиую базу, установив механизмы вдвое мощнее, чем были на «Риге» (эта ба за работает последит"! год). Но для осуществления :)того плана нужна лицензия Сов мина па продажу половины будущей продукции в упла ту за кредиты, которые мы возьмем у инофирмы для переоборудования «Даурип». Ждем ответа из Совмина. Скоро выйдет из ремонта плавбаза «Маточкин Ш ар». Модернизация ее мощностей даст не только большую про изводительность, по и луч шее качество консервов. Видимо, некоторые транс портные суда будут работать но фрахту.- Нужна валюта. Нужна продукция для обменных операции. Многое нужно. А главное — необходимо взаи мопонимание между флотами. Норвежские новости У «ЗЕЛЕНЫХ» СВОИ ЗАБОТЫ... Природоохранная организа ция «Гринпис» утверждает, что норвежские траулеры- креветколовы вылавливают слишком много мелкой рыбы и что это угрожает рыбным ресурсам Баренцева моря. За последнее время два раза «Гринпис» мешал норвежским судам вести промысел. ...А У РЫБАКОВ СВОИ Генеральный секретарь Объ единения владельцев рыбо ловных судов Аудун Марок сказал, что промысел, который ведут норвежские креветко- ловы в Баренцевом море, — законный. Он опроверг выска зывания «Гринписа» о том, что эти траулеры используют ста рые методы лова, наносящие вред запасам мелкой рыбы. ЗРЕЕТ НЕДОВОЛЬСТВО Выделения самым маленьким судам дополнительных квот на треску в этом году больше не будет, сказал статс-секретарь Министерства рыболовства Пер-Алф Андерсен. В конце прошлой недели Министерство рыболовства приняло решение о том, что судам длиной до 9 м разрешается выловить до полнительно 1 тыс. тонн и что эта рыба должна быть постав лена в Финнмарк. «Норгее Фискарлаг» считает, что это новое регулирование не ре шает имеющихся проблем. Но Министерство рыболовства отказало «Фискарлагу» в тре бовании провести переговоры с Советским Союзом по воп росу об увеличении квоты. Рыбаки побережья Нурлан- да очень недовольны новым регулированием промысла трески. «Норгее Фискарлаг» просил министерство о допол нительной квоте в размере 7 тыс. тонн. А разрешено выло вить всего лишь 1 тыс. тонн, и уловы должны сдаваться в Финнмарк. ПО ОДЕЖКЕ ПРОТЯГИВАИ НОЖКИ Предприятие «Фидеко» станет банкротом, если не по лучит кредит, сказал Гуннар Холст газете «Финнмарк Даг- блад». Он опасается того, что после остановки пред приятия оборудование будет продано в Испанию. На прош лой неделе предприятие хо датайствовало о получении кредита на сумму 60 тыс. крон от сберегательного бан ка «Норд-Норге» и Фонда развития и получило отказ. С ФИЛЬМОМ НАПЕРЕВЕС Норвегия, Советский Союз и страны ЕЭС ведут хищниче ский лов в Баренцевом море, заявляет организация ({Грин пис». По ее мнению, это мо жет привести к новому краху запасов мойвы. «Гринпис» за снял на кинопленку то, как траулеры, находящиеся на промысле в северных райо нах, выбрасывают за борт большие количества мертвой рыбы. Этот фильм будет по казан в разных странах, ска зал член «Гринписа» биолог Ингрид Бертинуссен. ПРОБЛЕМЫ ОСТАЛИСЬ Встреча представителей Ми нистерства рыболовства, «Нор гее Фискарлага», «Рофискла- га» и Норвежского объедине ния предприятий рыбной про мышленности не привела к решению проблем с приемом уловов креветки. Остановка приема креветки предприятия ми будет продолжаться, иск лючение лишь для тех судов, которые поставляют креветку в Бадсё. ТРЕСКИ БУДЕТ МЕНЬШЕ. НО... Следует сократить промысел трески в ближайшие годы, ес ли ставится цель восстановить запасы трески. Строгие меры регулирования промысла тре ски и других видов действуют, но не так эффективно, как хо телось бы исследователям. Против слишком резкого подъема промысла норвеж- ско-арктической трески предо стерегает в своем «Обзоре ресурсов на 1991 год:» Инсти тут морских исследований. В 1938 г. запасы трески были на низком уровне, но они посте пенно увеличиваются благо даря строгому регулированию промысла. ...СНОВА БУДЕМ С МОЙВОЙ Международный совет мор ских исследований рекоменду ет зимний промысел мойвы в Баренцевом море в размере до 1,2 миллиона тонн. Это на 350 тыс. тонн больше, чем квота в этом году. ТЯНЕТ ОДЕЯЛО НА СЕБЯ Страны ЕАСТ приняли реше ние о том, что Норвегия и Исландия должны вести пере говоры с ЕЭС по вопросу о рыбе раздельно, «каждый сам за себя». Это может увели чить проблемы для норвеж ской рыбной отрасли, сказал лидер парламентской фрак ции Партии центра Юхан-Йодд Якобсен. Исландия получит гораздо лучшее соглашение с ЕЭС по вопросам рыболовст ва, чем Норвегия. Председа тель «Норгее Фискарлага» Эйнар Хепсё характеризует решение ЕАСТ о том, что Нор вегия и Исландия должны до говариваться с ЕЭС по вопро сам рыболовства «каждый за себя», как неудачу для Нор вегии. Он сказал, что он все время боялся этого. МИНИСТРА — В ОТСТАВКУ Министру рыболовства Од- друн Петтерсен следует по дать в отставку, считает «Нор гее Кюстфискарлаг» (Союз рыбаков прибрежного лова). По его мнению, регулирова ние промысла трески в этом году было плохое, и О. Пет терсен не годится для того, чтобы быть руководителем норвежского рыболовства. РЫБА ЕСТЬ, ОБРАБАТЫВАТЬ НЕ ХОТЯТ Промысел сайды у побе режья сейчас идет очень хо рошо, но предприятия рыбной промышленности Финнмарка не заинтересованы в обработ ке этого сырья. В результате уловы сайды вывозятся из об ласти и сдаются в основном на предприятия Тромсё. МЕЖДУ НАМИ, МИНИСТРАМИ Смешанная норвежско-со ветская комиссия по рыбо- лоЕСтву к осени получит пред ложение по расширению со трудничества между двумя странами в области рыбохо зяйственных исследований. Это стало известно после встречи, состоявшейся между минист ром рыболовства Советского Союза Николаем Котляром и министром рыболовства Нор вегии Оддрун Петтерсен. Как сказала О. Петтерсен, вопрос о разделительной линии в Ба ренцевом море также обсуж дался на этой встрече. РЫБНЫЙ мурман 5 июля 191 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz