Рыбный Мурман. 1991 г. Июль.

С миру по нитке... яшвшяяашшвяшвншштт119жшш\ i'iiiiiiwiubotiwiin пниирпг— Как-то подвернулся корабельному врачу Михаилу Наволоцкому кусок де­ рева. То ли из хозяйства боцмана «об­ ломился», то ли шальная волна акину- ла его на палубу. Подобрал деревяш­ ку врач и отнес в каюту. Считают, что у судового врача сво­ бодного времени хватает. Может, и так. Вот и стал прикидывать однажды вече­ ром Михаил, что бы такое вырезать из деревяшки. Достал перочинный нож. Неподатливый дуб с самого начала стал злить. Нож с трудом оставлял на нем отметины. «Сделаю из тебя черта'.), — завелся Михаил. Постепенно стало получаться что-то головастое и ушастое на коротких ножках. Ну прямо идол с острова Пасхи (видимо, последствия только что прочитанной книги о не­ обыкновенном путешествии по Тихому океану норвежского исследователя Ту­ ра Хейердала). С тех пор прошло 20 лет. Первая проба резца на дереве стала увлече­ нием на всю жизнь. Да что там увле­ чением — потребностью. Чуть ли не каждый вечер врач областного физ- культурно-врачебного диспансера Ми­ хаил Наволоцкий просиживает в своей «мастерской» на кухне, выкроив себе уголок. Нередко до утра матово све­ тится дверь б кухню, как бы охраняя покой небольшой квартиры. В ней мер­ но посапывает двухлетний Павел Ми­ хайлович, наследник. Не разбудить бы. Работа негромкая, но мучительная, по­ рой даже кровавая. Михаил показывает свои израненные руки, достается также и животу, и ногам Но раны не волну­ ют. А вот что получится из очередного деревянного обрезка?.. В квартире стены, полки завешены и заставлены деревянными фигурками, фресками и целыми картинами из де­ рева. А еще много книг по истории народного крестьянского искусства, ар­ хитектуре, фольклору, истории вооб­ ще. Михаил восхищается: «Ведь когда- то русский мужик топором мог сделать из дерева все — от ложки до избы. Сейчас это мастерство позабыто. А мне оно нравится. Радостно видеть и за­ тейливое кружево деревенских налич­ ников, коньки на крышах и великолеп­ ные иконостасы семейных часовен рус­ ского царя. Михаил п о к а з ы в а е т б е пы й с п е р е - к л а д и н к о й п о д п о л о т е н ц е ящ и к . С к е о з ь л а к о т ч е т л и в о в и д е н р и с у н о к д е р е в а . Это хлебница. Открывает дверцу, а там... целое семейство гномиков — де­ сятка полтора, самых разных. — Эти миниатюры рождаются в сте­ сненных условиях. Более «масштабную» работу на кухне не сделаешь. Снача­ ла появился на белый свет Весельчак. Потом пошло и пошло. Но я же не гер­ манец и не скандинав, которым ближе гномы. Я русский, родители у меня с Вологодчины. Незаметно перешел к родным мотивам: вот Лесовик, Помор, Гармонист... Но всегда хотелось попро­ бовать силы в объеме. Замыслы сбы­ лись, когда оформлял клуб «Россияне» в Ленинском районе. Так я использовал в интерьере традиции русской резьбы, мотивы языческой мифологии, технику наших предков-умельцев, которые украшали избы деревянным кружевом. Приятно вспомнить об этой работе. Замечаю на многих работах стилизо­ ванное изображение льва. То он один и встал на дыбы, предупреждающе рас­ крыв пасть. То борется с единорогом. Зачастую в изображении этого живот­ ного присутствует человеческое и зве­ риное. Тело животного так обвито узо­ ром, будто он запутался в лесной ча­ ще. Откуда этот мотив? Ведь на Руси никогда не было львоз. Медведь, вепрь — другое дело. Разве что дру­ жины Олеговы видели львов б клет­ ках в Византии. — Византийский орел был на гербе России, — поясняет мастер. — Но еще до орла на стягах русских князей кра­ совался лев. Он был символом мощи и державности в разных государствах. Исторически этот образ вошел в соз­ нание русских и распространился вплоть до Ледозитого океана. Лов и сейчас благополучно присутствует в произведениях крестьянского искусства на берегах Белого моря. Но в кресть­ янском искусстве Лев уже не символ государственной мощи, а олицетворе­ ние добра и защиты. Вот единорог — тот зло, но Лев его побеждает. Кажется, посдлотрел я все работы Михаила Наволоцкого, но не нашел та­ ких, которые бы были навеяны Воль­ скими мотивами, саамским фолькло­ ром. — А это вызвано характером Мур­ манска. Этим проходным двором, спальным мешком, строем ж е л е з о б е ­ тонных казарм. Они не могут в д о х н о в ­ лять. Раньше на фоне рубленого д о м а можно было полюбоваться и северным сиянием, и представить себе несущего­ ся оленя, и дремучие дебри, и былин­ ных героев... А нынешние каменные джунгли не вызывают никаких положи­ тельных эмоций. Что же касается саам­ ских преданий, то даже после деталь­ ного знакомства с историей этой на­ родности, бытом в музеях Мурманска и Ловозера я не нашел для себя ниче­ го такого, что захотелось бы воссоз­ дать. Ну нет у меня такой тяги ни к оленям, ни к чумам. — У меня сложилось мнение, что у вас, Миша, более книжные впе­ чатления о северной жизни, чем на­ блюдения с натуры. — Просто во мне всегда сильнее была тяга к более древним пластам нашей истории и бытия. Бывал я в му­ зеях Великого Устюга, других городков по Северной Двине, многое собрал в деревнях. И тот мир, который я уви­ дел, меня захватил, он водит моими резцами. Вот мы сейчас говорим о дереве. Наши предки удивляли здоровьем и выносливостью Запад и Восток. Русские богатыри — стало именем нарицатель­ ным. Они жили в деревянных избах, предметы быта делали из дерева. И получали от него здоровье, потому что дерево — самый здоровый материал для жизни человека. Михаил Наволоцкий председателя клуба художников «Северная это за клуб? — Нашему клубу 4 года. В нем 53 художника: учителя, инженеры, пенсио­ неры, рыбаки, мореходы, военные, вра­ чи, рабочие. Располагается клуб в но­ вом ДАЛО на Пяти Углах. Администра­ ция любезно отвела нам зал, где мы выставляем свои работы. Каждый вы­ ходной мы там собираемся, смотрим и обсуждаем работы. Время от време­ ни устраиваем выставки. Последней бы­ ла благотворительная выставка с целью сбора средств для реставрации церкви Бориса и Глеба на реке Паз. Собрали 340 рублей. В прошлом году на эти це­ ли удалось направить свыше тысячи рублей. Подружились 'С самодеятельными ху­ дожниками Финляндии, Шзеции и Нор­ вегии. Возможно, скоро будут взаим- мь:о выставки. — Михаил, живем мы в смутные дни. Что будет завтра — не известно. Люди издерганные, возбужденные, на каж­ дом. шзгу раздражение, грубость. По­ могает ли вам искусство, увлечение из­ бежать этих пороков времени? — Когда я пытаюсь создать какие- то образы, то думаю прежде о тех, кто будет их смотреть. Три ночи сижу над эскизом. Пересмотрел массу лите­ ратуры. Ищу льва. Нового льва. Добро­ го Л Ь22. В. БАЗАНОВ. — заместитель самодеятельных палитра». Что Из «Букваря» С. Архипова ВЕНЯ СИДЕЛ НА ХИМИИ. А С ФИЗИКИ СБЕЖАЛ . т ещ У ВЕРЫ ВОР. - ДЕРЖИ ВОРА, ВЕРА, БОР УЙДЕТ К ВАРЕ. У МИШИ ХОРОШИЙ СЛУХ, ОН ПИШЕТ ОПЕРУ. ПИОНЕР — ВСЕМ РЕБЯТАМ ПРИМЕР1 Сложите песню Мой старый друг! Падежный, безотказный. Тебе мое последнее спроста». Я вы/пи за борт В этот шторм ужасный. Ты бросил круг, но мне не догpeerи. Н ты ушел, Послушный воле рока, Моей судьбе Немой, не злой укор. Л в темноте, Как будто глаз пророка. Повис в ночи огонь твой кормовой. И я один. Мы оба одиноки! Свобода выбора — Лишь кажущийся сон. /] без тебя — как дерево без секи, Ты без меня — как опустевший дом. По слышу вдруг— Гудят твои сифоны. Хоть этот звук, увы. Издалека. Как будто в аппарате телефа: а.,. Спасибо, друг, за эта три гудки. Виталий САМСОНОВ, заместитель генерального директора объединения «Мурманрыбпром». Нед кем смеем ся? Мы столько лет били в ба­ рабаны, что теперь все кину­ лись бить в колокола. На всякого Еьгшестсйщего всегда найдутся нижеподпи­ савшиеся. Чем нас природа наделила, тем мы ее и разрушаем. Льва критиковать опасно, осла глупо, барана бесполез­ но. П о э т о м у критикуют чаще всего мь?шб*> да зайцев. 6, МАЛЬКОВ. ^Яаеягарг 12 июля 19Э1 года - Случай из жизни Г ВЕЛА НАС третья ^ гражданка. которая назвалась сестрой. Туда. сюда... Где живете- трудитесь (как. мол, му­ жик, крепок?). Договорились па вечер. Сес тра назвала фа­ милию незнакомки, долж­ ность — па всякий случаи. К часу встречи готовился как бы вприсядку. Годы идут — пс' векуиом же оста­ ваться? Лора п совместить с кем-то работу и жп п Из подъезда вышел, сунув щеки в воротник, — так по­ казывали в кино, когда на­ стоящий мужчина шел к зага­ дочной женщине. По дороге кое-кто оглядывался. Неуже­ ли чувствовали мою решаю­ щую минуту? А вот н нуж­ ный дом. Ну... Постучавшись на первом дыхании в дверь с записан­ ным па моей руке номером, я попросил разрешения вой­ ти. Боже мой! Райское виде­ ние, как во сне! Вот моя принцесса в подвенечном! l i e мешкая, она пригласила при­ сесть. Сама удобно устрои­ лась рядом и завела обыч- его за муки... ныи разговор о пустяках: о здоровье, работе, жизни. Полино, сразу ляпнул, что давно страдаю. « I I как дав­ но? > — проникновенно спро­ сила белоснежная фея. — "Да как* стал мудрым >, — удачно отвечаю. — <•Да, трудный случай. — заключи­ ла она с глубоким сочувстви­ ем. - - По в будущем вас ждет облегченно. Мне почу­ дились г. ее голосе материн­ ские нотки и сострадание. Возникшую было не­ ловкость скрасила музыка из ^шумового аппарата» (по вы­ ражению одного студента — соседа по квартире). Она придвинулась ближе, обня­ ла. Я весь напрягся... I I . как ни странно, стало все •до ужасного противно. Руки только что горячо возлюблен­ ной превратились в клешни, лицо — в моих увеличенных глазах — в рожу. Баба-Яга да и только. А еще предре­ кала прекрасное облегчение! I I зачем такое свидание с трескучей музыкой? Уж луч­ ше бы без нее. I I она поняла — выключи^- ла! В то же время отстрани­ лась так, чтобы видно было ее очаровательную улыбку, и пошла что-то готовить. Вид­ но. знала, через что лежит путь к любви мужчины. При­ готовленное оказалось чудо­ действенным. Особенно по­ сле легкого прикосновения ее руки, которое я ищутил па лбу. Наверное, мое лицо вы­ ражало такую любовь, что она. смущаясь, уточнила био­ графические данные по за­ писке сестры. В это время стали гасить свет. Она сбросила халат и... мы мило распрощались. С тех пор мои зубы боль­ ше не болят. Вот что значит хороший стоматолог. В. АЛЕКСАНДРОВ. РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz