Рыбный Мурман. 1991 г. Июль.

К 50'Летию событий Великой Отечественной Мни н А ЧА ВШ А Я СЯ ВОИНА с не­ мецко-фашистскими захватчи­ ками перестроила работу на военный лад в промышленности и хозяйствен­ ных отраслях нашей страны. Миллио­ ны советских людей ушли защищать Родину. Многие рыболовные трауле­ ры Мурманского н Архангельского траловых флотов стали военными ко­ раблями: сторожевиками, тральщика­ ми. сторожевыми катерами, катерами- тральщиками — по приказу Наркома ВМФ СССР они были включены в состав Северного флота. Личному со­ ставу кораблей, бывших РТ, были присвоены воинские звания. Они не­ сли дозорную службу от Кольского залива до Новой Земли, сопровожда­ ли транспорты с ценным грузом в арктических широтах, очищали от мин морские фарватеры для прохода союзных конвоев, высаживали десан­ ты п разведгруппы, выполняли раз­ личные задания командования флота. О тех небольших кораблях, бывших рыболовных траулерах, погибших в 1941 году в неравных боях в море при налете вражеской авиации, с эс­ минцами, подводными лодками, а так­ же подорвавшихся па минах, и пой­ дет наш рассказ. Интересна и своеобразна биогра­ фия тральщика № 890 «Налим»: он был и военным кораблем, и мирным рыболовным траулером. Этот корабль первым на Северном флоте открыл список потерь. В ночь на 10 июля 1941 года Т-890 нес дозорную службу в Мотов­ ском заливе. Его обнаружили восем­ надцать «юнкерсов» и атаковали. В неравном бою «Налим» погиб, а вме­ сте с ним отдали своп .молодые жиз­ ни 12 членов экипажа. Спустя трое суток, 13 июля, в рай­ оне Гавриловских островов немецкие эсминцы «Герман Шёман», «Рихард Байцен», «Ганс Лоди» потопили сто­ рожевой корабль № 22 «Пассат» (бывший РТ-102 «Валерий Чкалов») под командованием лейтенанта Вла­ димира Лаврентьевича Окуневича. В ту ночь «Пассат» сопровождал в Покангу РТ-67 «Молотов» и РТ-32 «Кумжа». Эсминец «Карл Гальстер» по приказу атаковал и потопил РТ-67 *Молотов >. ( 'б этом тяжелом бое с противни­ ком <Рыбный Мурмай> писал не раз. 20 июля прошлого года он опублико­ вал новые документы, поступившие в музей Северного флота, повествую­ щие о гибели СКР-22 «Пассат» и •РТ-67 «Молотов». Это документаль­ ный рассказ «Побочная боевая зада­ ча» («Журнал боевых действий эс­ минцев «Герман Шёман» и «Ганс Лоди»). На «Пассате» погибли сорок один моряк и двенадцать человек, сле­ довавших па нем к месту службы (па подводную лодку Щ 401 и *учебный корабль «Умба»). 25 июня 1941 года был мобилизо­ ван РТ-51 «Лещ». II включен в со­ став Северного флота как сторожевой корабль «Штиль» с бортовым номе­ ром 20. Ои имел водоизмещение 800 тонн, длину 47,3 метра, мощность ма­ шин 560 л. с., два орудия 45 мм и два крупнокалиберных пулемета. Эки­ паж состоял из 42 человек. Восемнад­ цать моряков из экипажа призывались районными военкоматами города Мурманска. В их числе и командир «Штиля» лейтенант Семен Решетни­ ков. 19 июля 1941 года СКР-20 «Штиль» нес дозор в районе мыса Сс/ть-Наволок. В полдень сигнальщи­ ки сторожевика обнаружили в небе груииу вражеских бомбардировщиков «Ю-88». Они пикировали на корабль не раз. Атаки «юнкерсов» мужествен­ но отбивали моряки. Но очередной налет самолетов стал для корабля ро­ ковым. Бомба попала в «Штиль» и взорвалась. Вместе со сторожевиком ушли под воду 24 моряка, в числе которых два офицера: командир ко­ рабля С. В. Решетников и командир боевой электромеханической части В. В. Иванов. В июле сорок первого года многие сторо;кевые кора бли-тралыцики (быв- шпе РТ) участвовали в высадке де­ сантных отрядов н разведывательных групп. Среди них — сторожевые ко­ рабли «Туман», «Муссон», «Мгла» и другие. Но чаще всего им приходи­ лось охранять вход в Кольский залив от немецких кораблей и подводных лодок. Так, 10 августа северо-восточнее острова Кильдни охранял ^ водный район сторожевой корабль № 12 «Ту­ ман» (бывший РТ-10 «Лебедка»). О подвиге моряков этого корабля напи­ саны книги, о них десятки раз пуб­ ликовались статьи в газетах, в том числе и в «Рыбном Мурмаие». Напомню читателям, что ранним утром 10 августа наблюдатели «Ту­ мана» обнаружили на горизонте три точки. Три немецких миноносца типа «Редер» пытались прорваться в Коль­ ский залив, путь им преградил СКР-12. Неравный поединок длился 56 минут. Смертельно раненный, но непобежденный и не спустивший фла­ га перед врагом, корабль ушел в мор­ скую пучину. В бою «Туман» потерял пятнад­ цать моряков, семнадцать были ране­ ны и доставлены в госпиталь, двад­ цать человек остались невредимыми. Тумаиовцы, оставшиеся после боя «Урал». О нем писал «Рыбный Мур- ман» 6 апреля прошлого года. Напомню, что СКР-70 под коман­ дованием лейтенанта Владимира Фе­ доровича Бедрюкова погиб в районе Терско-Орловского маяка. Долгие го­ ды об этом корабле ничего не было известно. Но сотрудникам музея СФ удалось по крупицам собрать мате­ риал о боевой деятельности корабля и его моряках, а главное — установить список личного состава. В Центральном военно-морском архиве города Гатчина хранятся до­ кументы, подтверждающие гибель СКР-70, но они, к сожалению, раз- ночтивые. По одним сторожевой ко­ рабль подорвался на мине, а по дру­ гим, предположительно, он торпеди­ рован немецкой подводной лодкой. Так что работу по поиску сведений о последних минутах жизни С I iP-70 нужно продолжать, чтобы точно уста­ новить причину гибели корабля. 15 ноября 1941 года Северный флот потерял боевой корабль — тральщик, на борту которого значил­ ся № 34 (бывший РТ-3 «Красноарме­ ец»). Об этой потере командованию Беломорской флотилии доложил Траулеры б о е в ы е к о р а б л и С е в е р н о г о фло т а в живых, продолжили свою службу на кораблях Северного флота и многие из них встретили День Победы над фашистской Германией. Осенью первого военного года ак­ тивно действовали в зоне Беломор­ ской флотилии немецкие подводные лодки. Они охотились буквально за каждым нашим кораблем или судном, 25 августа в районе мыса Святой Нос находился в дозоре тральщик Л1> 44 (бывший РТ-411 «Ненец»), ко­ торым командовал лейтенант Семен Игнатьевич Коварский, призванный на военную службу в июне 1941 года Микояновским райвоенкоматом горо­ да Мурманска. По тральщику в квад­ рате AW-2270 выпустила обычную торпеду Т-3 немецкая подводная лод­ ка V-752 под командованием Шрете- ра и потопила его со всем экипажем численностью 43 человека. Место ги­ бели Т-44: 68° 20' северной широты, Зо° 59' восточной долготы. Подробно о деятельности этого тральщика не пишу, так как уточняю список погибших моряков и сведения о боевой деятельности корабля. Един­ ственно, что могу сообщить, — это имена тех, кто погиб на Т-44 и кто известен мне на сегодняшний день: лейтенанты Семен Игнатьевич Ковар- скнй, Владимир Николаевич Невзо­ ров, Кирилл Васильевич Максимов, воентехник 2-го ранга Петр Николае­ вич Корельский, военный комиссар политрук Александр Николаевич Ку- лемпн, старший инструктор по ком­ сомольской работе политотдела Иокаигской военно-морской базы Бе­ ломорской военной флотилии полит­ рук Иосиф Антонович Яцеико. В июле 1941 года Северный флот пополнился еще одним сторожевым кораблем — СКР-70, бывшим РТ-66 командир минного заградителя «Югорский Ш ар» старший лейтенант Николай Федорович Шубин (он охра­ нял тральщик на переходе Архан­ гельск — Иоканга). Спустя четыре десятилетия после гибели тральщика *\<? 34 под коман­ дованием лейтенанта Георгия Влади­ мировича Лотова стало известно, что 15 ноября он был торпедирован не­ мецкой подводной лодкой V-752. Ко­ ординаты гибели корабля: 67° 31' се­ верной шпроты, 40° 11' восточной дол­ готы^ Экипаж в составе 43 человек погиб полностью. Список его уточня­ ется, а вот эти фамилии уже извест­ ны: 1. Лейтенант Лотов Георгий Владими­ рович — командир. 2. Лейтенант Бобров Илья Иванович — помощник командира (призван Ки­ ровским райвоенкоматом Мурманска). 3. Младший лейтенант Бурков Марк Васильевич — командир БЧ-3 (призван Кировским PBK Мурманска). 4. Воентехник 2-го ранга Исаков Ва­ дим Федорович — дублер командира БЧ-5. 5. Лейтенант Махнов Вениамин Алек­ сандрович — командир БЧ-1. 6 . Лейтенант Соловьев Сергей Петро­ вич — командир БЧ-2. 7. Воентехник 2-го ранга Трутенко Петр Иванович — командир БЧ-5 (при­ зван Кировским РВК Мурманска). 8 . Политрук Платов Иван Ильич — военный комиссар. ОНЕЧНО , в данном материале сообщено не обо всех рыбо­ ловных траулерах, ставших в дни битвы с фашизмом кораблями Север­ ного флота. Например, исследуются архивные документы о посыльном судне ЛЬ 70 отдела связи флота, быв­ шем РТ, погибшем в августе сорок первого года. Командовал им лейте­ нант Николай Архипович Безгинов. О ПС-70 будет отдельный рассказ. Ц ЕДА ВН 0 СЕВЕРЯНЕ , в том ■■ числе и ветераны, участники обороны Советского Заполярья, отме­ тили 85-летие Арсения Григорьевича Головко, бывшего командующего Се­ верным флотом. Рассказ о вкладе }5ыбаков в Победу был бы неполным без отзыва адмирала о них. Вот что он писал вскоре после окончания Ве­ ликой Отечественной: «На Северном театре морской вой­ ны неоценимую помощь военному фло­ ту оказали рыболовные траулеры, имевшие опытные н закаленные кадры. Рыболовные траулеры, приспособленные для плавания в тя­ желых условиях полярного края, вы­ полнили огромную боевую работу. Своими успехами в борьбе с врагом Северный военный флот обязан и их помощи». А . КРИВ старший научный сотрудник музея Краснознаменного Северного флота. На снимке: С . А . Хлюстов, член эки­ пажа СКР «Туман», в послевоенные го­ ды механик Мурманского тралового флота. Репродукция О. Богатовой. 12 ишля 191 года 1® IS ЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz