Рыбный Мурман. 1991 г. Июль.

ж Ш Ш т Ш ? ттттш®?-... 1 Я Люди рыбацкого ДЕНЬ РЫБАКА экипаж «‘Василия Лозовского» будет уже не на про­ мысле, но еще и не дома. Скорей всего — на переходе в инпорт для смены команды. П р ош л о уж е о к о л о т р е х м е ­ с яц е в , как я р а с с т а л а с ь с этим э к и п аж ем . А в п ам я ти по- п р еж н ем у Е се -в се , что бы ло св я зан о у м е н я с ним . И п р о ­ б л ем ы , и б е с к о н е ч ны е р а з г о ­ воры . И сам и лю д и . Вот о них я и р а с с к аж у с е г о д н я . И пусть не обидятся на ме­ ня те, чьи имена не назову: 100 человек — это очень мно­ го для небольшой газеты. И пусть не обидятся на меня те, кого я назову просто по име­ ни: все они младше меня по возрасту, да и не принято на судне величать друг друга по имени-отчеству, разве что подчиненные командиров или молодежь «стариков». Да и не в отчестве дело, думаю, а е том уважении, которое у Аленя в душе к удивительным ребятам с «Василия Лозовско- гс ». ■* * * Капитан-директор. Николая Львовича Шинкарука я знала много лет. И очень обрадова­ лась возможности пойти в рейс на его судне. Каким я его знала? Интеллигентным, очень корректным человечом, Есегда четко знающим дело капитаном. На судне я увидела его и с другой стороны. Увидела, как непреклонно, даже жестко от­ стаивает он собственную точ­ ку зрения, сколько бы ни бы­ ло возражений. Как сказал мне один из судовых специа­ листов, капитану просто пло­ хо, когда на траулере все ти­ хо и спокойно. Обязательно вмешается то ли в работу фаб­ рики, то ли машины, всех «за­ ведет» до конфликта, до сви­ репого хлопанья дверью. А потом остынет, разговаривает как ни в чем не бывало. По­ рой резок. Порой несдер­ жан. Порой необязателен. Спрашиваю одного, второго, десятого: «Знали характер ка­ питана, чего же шли с ним?» В ответ: «Да это же пустяк. Главное — отличный промыс­ ловик, один из самых грамот­ ных капитанов. С ним работать можно, и хорошо работать». Я поняла только сейчас, по­ быв так долго на промысло- еом судне, что такое капитан именно промыслового трауле­ ра. Любая неувязка: будь то поломка какого-то механизма или нехватка сигарет, заказ ланчи или выбор района про­ мысла, отсутствие транспорта, танкера или шторм, не гово­ ря уже о самом промысле и производстве продукции, — камнем ложатся на душу ка­ питана. В нем одном все сра­ зу : он и советская еласть, и отец родной, и судья, и эко­ номист, и психолог, и инже­ нер, и... Хоть ангела ставь на капитанский мостик# не оста­ нется ангелом. А как работается помощни­ ку капитана по экипажу? «Труд­ но, — говорит Иван Иванович Долгий. — Мне очень часто приходится защищать людей от капитана, доказывать ему его неправоту. Бывает и та­ кое. А бывает, что многое приходится разъяснять рядо­ вому моряку». , В. П. ХРЕНОВ. Я уверена, что этому эки­ пажу повезло на первого по­ мощника капитана: Иван Ива­ нович — умница, очень мяг­ кий в общении человек, с юмором, с огромным опытом работы с людьми (три десят­ ка лет такой работы позади). И тем не менее неуютно ему: не то чтобы лишний на суд­ не и не то чтобы он дозаре­ зу необходимый специалист. Возвращаться к работе су­ доводителя уже поздно... Но экипаж относится к нему с уважением и симпатией, це­ нит его сдержанность, спра­ ведливость, умение погасить любой «пожар», шуткой сни­ велировать острую ситуацию. Г. ПАУН . Вот, например, такое его высказывание: «Все старпомы хорошие, откуда плохие капи­ таны берутся?» Это мы ведем разговор про экипаж и дошли до старшего помощника Юрия Романовича Луцыка. Я смеюсь шутке, но то, что стар­ пом у нас хороший, — все ска­ жут. Хотя, может, добавят, мягковат, мол. Но в море, мне кажется, лучше недожать, чем пережать. Все же понимают, как и что надо де ­ лать. А Юрий Романович уме­ ет быть и строгим, и по-дру­ жески приветливым. Дан Бог, чтобы не оправдалась шутка Долгого! ...Возвращаемся из увольне­ ния б Кальяо. Ланча, тарахтя, подбирается к трапу. И тут слышим звуки скрипки. За­ слонив глаза от солнца, смот­ рим наверх: на палубе играет на скрипке Василий Федоро­ вич Шандро, старший мастер добычи, «майор» по-морскс- му. Потом я, попивая чаек в его каюте, слушала, как он читает собственные стихи, по­ ет собственные песни. А по­ том от тех, кто с н и а \ ходил раньше, узнала, что Василий Федорович великолепно рису­ ет и так же вяжет. Слушаю его рассказ: :— Закончил школу, посту­ пил в университет на физмат. Учиться было не на что, и я сбежал по комсомольской пу­ тевке строить оросительную систему. Потом 4 года службы на флоте. Потом тралфлот, и вот уже 22 года... Поступил з Еысшую мореходку, с 5-го курса ушел. Потому что убе­ дился, что 90 процентов судо­ водителей с пеленок мечтали об этой профессии, поскольку она приводит к власти. А мн-з этого не надо. И я закончил Ш УКС . Пять лет ходил матро­ сом на всех пароходах, куда кинут, туда и шел. Потом за­ кончил Архангельскую море- ходку, пошел тралмейстером, но уже по личному требова­ нию капитанов. Потом попро­ сили на рейс сходить флаг­ манским мастером добычи и четыре года не отпускали. — Тяжелая у вас работа? — Тяжело только первые 10 лет, потом привыкаешь. — А на скрипке когда учил­ ся? — Не учился. Сначала гита­ ру освоил, ноты выучил, стал чувствовать музыку. Со скрип­ кой долго не получалось. Но на 34-м году жизни я ее все- таки «добил». — А стихи? — С детства. В 62-м году пять дней в подвале «кукаре­ кал» за стихи. Их напечатали в районной газете (я про кол­ хозные дела писал). Приеха­ ла из области комиссия, отца пригласили... Вот я и прятал­ ся. Вот мы все мечтаем, взды­ хаем: «Ах, гармоничная лич­ ность!», «Ах, разностороннее образование — кто его те­ перь имеет?» И вот, пожалуй­ ста: за труд — два ордена Трудовой Славы, а за стихи, за музыку — ничего, никаких наград, конечно. Но личность- то какая! И всего достиг сам. А вот еще одна весьма лю­ бопытная личность: боцман Виктор Петрович Хренов. Летим в самолете из Мур­ манска в Лиму. Разговоры, разговоры. И вдруг невысо­ кий, худощавый мужчина за­ водит разговор об истории философии: имена знамени­ тых философов, их точки зре­ ния, тут же переходит к исто­ рии, к религии, литературе... Я сижу, хлопаю глазами — куда уж тут мне с когда-то за­ конченным университетом! — Как зовут вас? — Виктор. Победитель, зна­ чит. Да знаю, что победитель переводится это имя. Но то, что Виктор всех «победил» сеоей эрудицией — это тоже ясно. Мы много говорили с боц­ маном и о жизни, и о рели­ гии, и о философии. Еще в детдоме Виктор увлекся кни­ гами: библиотека была там отменная. Начал с истории путешествий, особенно мор­ ских, потом военных фило­ софов стал читать, древних, индийских, западноевропей­ ских. — А история религии при чем? — Да я ведь хорошим ком­ сомольцем был, атеистом. Но в спорах надо не кричать «Бога нет», а доказывать ар­ гументами. И, чтобы отличать одно от другого, необходимо досконально изучить одно и другое. — Атеизм поколебался? — Появилось уважение к вере и верующим. Не стало голого отрицания. Параллельно с чтением за­ нимался спортом: стал масте­ ром спорта по вольной борь­ бе, был 4-м на первенстве России, профессионально иг­ рал в футбол, занимал призо­ вые места в соревнованиях по плаванию. Виктор Петрович убежден: боцман не имеет права быть посредственностью — будь то работа или духовная жизнь. Я редко встречала людей, что­ бы вот так упоенно, с такой гордостью рассказывали о своей профессии. Вот только несколько фраз Виктора П^- ровича: — Боцманом надо родиться. Даже адмирал Макаров был убежден в этом. Самой про­ фессии можно научиться, а вот сам дух ааорской роман­ тики, отождествление себя с кораблем... Чуть судно шелох­ нулось — я должен знать, чувствовать, что это. Боцман обязан быть лучшим рулевым, особенно в узкостях, лучшим пожарным. И вообще первым идти в огонь и в воду, и под Боду. В том рейсе дважды пришлось... Лучшим хозяйст­ венником. Ведь в переводе с голландского боцман — кора­ бельный человек, эта долж­ ность была еще на пиратских кораблях. — Петрович! — то и дело слышится на судне. Кому-то понадобилась щетка, кому-то краска, кому-то роба, шуру­ пы, гвозди, кому-то... Носит­ ся по огромному судну всем необходиА'.ый человек. О < нови, попроси процитировать Бэкона или Гегеля, попроси объяснить разницу между иу­ даизмом и магометанством или различие в стратегии и такти­ ке любых полководцев — по­ жалуйста. Вот, например, кто из нас знает, что Пушкин — потомок Александра Невско­ го? А мне теперь это вполне понятно. ...В купе поезда Мурманск — Москва напротив меня си­ дела молодая женщина. По­ знакомились, Софа. Софья Гавриловна Грек. И больше не расставались, пока я была на «(Василии Лозовском». И то удивление, какое я почувство­ вала в первые минуты обще­ ния с этим человеком, не по­ кидало меня: эрудиция, остро­ умие, надежность, обаяние, скромность. Что еще? Женщина на судне — тел\а очень тонкая и большая, тре- РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz