Рыбный Мурман. 1991 г. Июль.
ж Ш Ш т Ш ? ттттш®?-... 1 Я Люди рыбацкого ДЕНЬ РЫБАКА экипаж «‘Василия Лозовского» будет уже не на про мысле, но еще и не дома. Скорей всего — на переходе в инпорт для смены команды. П р ош л о уж е о к о л о т р е х м е с яц е в , как я р а с с т а л а с ь с этим э к и п аж ем . А в п ам я ти по- п р еж н ем у Е се -в се , что бы ло св я зан о у м е н я с ним . И п р о б л ем ы , и б е с к о н е ч ны е р а з г о воры . И сам и лю д и . Вот о них я и р а с с к аж у с е г о д н я . И пусть не обидятся на ме ня те, чьи имена не назову: 100 человек — это очень мно го для небольшой газеты. И пусть не обидятся на меня те, кого я назову просто по име ни: все они младше меня по возрасту, да и не принято на судне величать друг друга по имени-отчеству, разве что подчиненные командиров или молодежь «стариков». Да и не в отчестве дело, думаю, а е том уважении, которое у Аленя в душе к удивительным ребятам с «Василия Лозовско- гс ». ■* * * Капитан-директор. Николая Львовича Шинкарука я знала много лет. И очень обрадова лась возможности пойти в рейс на его судне. Каким я его знала? Интеллигентным, очень корректным человечом, Есегда четко знающим дело капитаном. На судне я увидела его и с другой стороны. Увидела, как непреклонно, даже жестко от стаивает он собственную точ ку зрения, сколько бы ни бы ло возражений. Как сказал мне один из судовых специа листов, капитану просто пло хо, когда на траулере все ти хо и спокойно. Обязательно вмешается то ли в работу фаб рики, то ли машины, всех «за ведет» до конфликта, до сви репого хлопанья дверью. А потом остынет, разговаривает как ни в чем не бывало. По рой резок. Порой несдер жан. Порой необязателен. Спрашиваю одного, второго, десятого: «Знали характер ка питана, чего же шли с ним?» В ответ: «Да это же пустяк. Главное — отличный промыс ловик, один из самых грамот ных капитанов. С ним работать можно, и хорошо работать». Я поняла только сейчас, по быв так долго на промысло- еом судне, что такое капитан именно промыслового трауле ра. Любая неувязка: будь то поломка какого-то механизма или нехватка сигарет, заказ ланчи или выбор района про мысла, отсутствие транспорта, танкера или шторм, не гово ря уже о самом промысле и производстве продукции, — камнем ложатся на душу ка питана. В нем одном все сра зу : он и советская еласть, и отец родной, и судья, и эко номист, и психолог, и инже нер, и... Хоть ангела ставь на капитанский мостик# не оста нется ангелом. А как работается помощни ку капитана по экипажу? «Труд но, — говорит Иван Иванович Долгий. — Мне очень часто приходится защищать людей от капитана, доказывать ему его неправоту. Бывает и та кое. А бывает, что многое приходится разъяснять рядо вому моряку». , В. П. ХРЕНОВ. Я уверена, что этому эки пажу повезло на первого по мощника капитана: Иван Ива нович — умница, очень мяг кий в общении человек, с юмором, с огромным опытом работы с людьми (три десят ка лет такой работы позади). И тем не менее неуютно ему: не то чтобы лишний на суд не и не то чтобы он дозаре зу необходимый специалист. Возвращаться к работе су доводителя уже поздно... Но экипаж относится к нему с уважением и симпатией, це нит его сдержанность, спра ведливость, умение погасить любой «пожар», шуткой сни велировать острую ситуацию. Г. ПАУН . Вот, например, такое его высказывание: «Все старпомы хорошие, откуда плохие капи таны берутся?» Это мы ведем разговор про экипаж и дошли до старшего помощника Юрия Романовича Луцыка. Я смеюсь шутке, но то, что стар пом у нас хороший, — все ска жут. Хотя, может, добавят, мягковат, мол. Но в море, мне кажется, лучше недожать, чем пережать. Все же понимают, как и что надо де лать. А Юрий Романович уме ет быть и строгим, и по-дру жески приветливым. Дан Бог, чтобы не оправдалась шутка Долгого! ...Возвращаемся из увольне ния б Кальяо. Ланча, тарахтя, подбирается к трапу. И тут слышим звуки скрипки. За слонив глаза от солнца, смот рим наверх: на палубе играет на скрипке Василий Федоро вич Шандро, старший мастер добычи, «майор» по-морскс- му. Потом я, попивая чаек в его каюте, слушала, как он читает собственные стихи, по ет собственные песни. А по том от тех, кто с н и а \ ходил раньше, узнала, что Василий Федорович великолепно рису ет и так же вяжет. Слушаю его рассказ: :— Закончил школу, посту пил в университет на физмат. Учиться было не на что, и я сбежал по комсомольской пу тевке строить оросительную систему. Потом 4 года службы на флоте. Потом тралфлот, и вот уже 22 года... Поступил з Еысшую мореходку, с 5-го курса ушел. Потому что убе дился, что 90 процентов судо водителей с пеленок мечтали об этой профессии, поскольку она приводит к власти. А мн-з этого не надо. И я закончил Ш УКС . Пять лет ходил матро сом на всех пароходах, куда кинут, туда и шел. Потом за кончил Архангельскую море- ходку, пошел тралмейстером, но уже по личному требова нию капитанов. Потом попро сили на рейс сходить флаг манским мастером добычи и четыре года не отпускали. — Тяжелая у вас работа? — Тяжело только первые 10 лет, потом привыкаешь. — А на скрипке когда учил ся? — Не учился. Сначала гита ру освоил, ноты выучил, стал чувствовать музыку. Со скрип кой долго не получалось. Но на 34-м году жизни я ее все- таки «добил». — А стихи? — С детства. В 62-м году пять дней в подвале «кукаре кал» за стихи. Их напечатали в районной газете (я про кол хозные дела писал). Приеха ла из области комиссия, отца пригласили... Вот я и прятал ся. Вот мы все мечтаем, взды хаем: «Ах, гармоничная лич ность!», «Ах, разностороннее образование — кто его те перь имеет?» И вот, пожалуй ста: за труд — два ордена Трудовой Славы, а за стихи, за музыку — ничего, никаких наград, конечно. Но личность- то какая! И всего достиг сам. А вот еще одна весьма лю бопытная личность: боцман Виктор Петрович Хренов. Летим в самолете из Мур манска в Лиму. Разговоры, разговоры. И вдруг невысо кий, худощавый мужчина за водит разговор об истории философии: имена знамени тых философов, их точки зре ния, тут же переходит к исто рии, к религии, литературе... Я сижу, хлопаю глазами — куда уж тут мне с когда-то за конченным университетом! — Как зовут вас? — Виктор. Победитель, зна чит. Да знаю, что победитель переводится это имя. Но то, что Виктор всех «победил» сеоей эрудицией — это тоже ясно. Мы много говорили с боц маном и о жизни, и о рели гии, и о философии. Еще в детдоме Виктор увлекся кни гами: библиотека была там отменная. Начал с истории путешествий, особенно мор ских, потом военных фило софов стал читать, древних, индийских, западноевропей ских. — А история религии при чем? — Да я ведь хорошим ком сомольцем был, атеистом. Но в спорах надо не кричать «Бога нет», а доказывать ар гументами. И, чтобы отличать одно от другого, необходимо досконально изучить одно и другое. — Атеизм поколебался? — Появилось уважение к вере и верующим. Не стало голого отрицания. Параллельно с чтением за нимался спортом: стал масте ром спорта по вольной борь бе, был 4-м на первенстве России, профессионально иг рал в футбол, занимал призо вые места в соревнованиях по плаванию. Виктор Петрович убежден: боцман не имеет права быть посредственностью — будь то работа или духовная жизнь. Я редко встречала людей, что бы вот так упоенно, с такой гордостью рассказывали о своей профессии. Вот только несколько фраз Виктора П^- ровича: — Боцманом надо родиться. Даже адмирал Макаров был убежден в этом. Самой про фессии можно научиться, а вот сам дух ааорской роман тики, отождествление себя с кораблем... Чуть судно шелох нулось — я должен знать, чувствовать, что это. Боцман обязан быть лучшим рулевым, особенно в узкостях, лучшим пожарным. И вообще первым идти в огонь и в воду, и под Боду. В том рейсе дважды пришлось... Лучшим хозяйст венником. Ведь в переводе с голландского боцман — кора бельный человек, эта долж ность была еще на пиратских кораблях. — Петрович! — то и дело слышится на судне. Кому-то понадобилась щетка, кому-то краска, кому-то роба, шуру пы, гвозди, кому-то... Носит ся по огромному судну всем необходиА'.ый человек. О < нови, попроси процитировать Бэкона или Гегеля, попроси объяснить разницу между иу даизмом и магометанством или различие в стратегии и такти ке любых полководцев — по жалуйста. Вот, например, кто из нас знает, что Пушкин — потомок Александра Невско го? А мне теперь это вполне понятно. ...В купе поезда Мурманск — Москва напротив меня си дела молодая женщина. По знакомились, Софа. Софья Гавриловна Грек. И больше не расставались, пока я была на «(Василии Лозовском». И то удивление, какое я почувство вала в первые минуты обще ния с этим человеком, не по кидало меня: эрудиция, остро умие, надежность, обаяние, скромность. Что еще? Женщина на судне — тел\а очень тонкая и большая, тре- РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz