Рыбный Мурман. 1991 г. Июль.
Очищение Советский символизм умер? Ему еще есть что защищать Нет. П ОЭТЫ-СИМВОЛИСТЫ заявля ли: выразить идею можно толь ко в символе. После октября 1917 го ла некоторые из них, например Ва лерий Брюсов, сделают все, чтобы 'социалистическая революция» на шла свое выражение в словах-симво лах: Октябрь, Ленин, Партия, Звез ды Кремля, Багровые Знамена, Ре волюция, «Аврора», Ветер, Красная Армия, Пролетарии... Эти и многие другие слова-символы стали <новым пламенным языком» в словаре совет ского стихотворчества. Л. Д. Троц кий писал, что если дворянская культура внесла в мировой обиход такие варваризмы, как «царь», «по гром». «нагайка», то Октябрь интер национализировал такие слова, как «большевик», <Советы», «пятилетка». Новые «варваризмы» поставлены па службу пролетарской культуре. Сти хотворцы усиленно эксплуатируют предписанные идеологией слова-сим волы. Октябрьский переворот, деэко- номлзацпя общественной жизни скры ты за упоительными «сказочными» символами. В 1925 году Сергей Есении вспом нит: Теперь октябрь ие тот, Не тот октябрь теперь. В стране, где свищет непогода. Ревел и выл Октябрь, как зверь. Октябрь семнадцатого года. Как же удалось превратить «звер ский октябрь», в «слеиительный» мир с развевающимися багровыми знаме нами? Каким образом огненная ку пель, Русь, омытая кровыо, преврати лась в «цветущий май», а глухие «окаянные дни» из черных стали светлыми, солнечными и счастливы ми? Произошло это не только с по- . мощью государственной власти, идео логии,, но и благодаря так называе мой «советской поэзии». Стихотвор цы быстро нашли .общий язык с но выми «железными» властителями. По указке не только сердца они воспе вали звезду па шлеме, восторгались . пламенеющим живым знаменем Ок тября, сочиняли оды в честь ПАР ТИИ. Марш тронулся! Идут... Творческой страстью горя, Грядущих веков предтечи, Вожди, полководцы, поэты, Творцы Страны Советов. Пришли... И вписали в историю Четко и властно Прекрасных прекрасней Поэму поэм — Республику счастья и света. Эти строчки Ильи Садофьсва, клас сика советского символизма. Ниче го, что в республике, «.созданной предтечами», республика «счастья» так и не вписалась в поворот исто рии. Зато в 1961 году в стихотворе нии «К вершинам счастья >, увле каясь очередными утопическими пар тийными программами, он же воскли цает: Сегодня с высоты прославленных событий Уж виден грядущий коммунизма день. Илья Садофьев и иже с ним быст ро забывали свои послеоктябрьские строчки н про любовь к <великому кормчему», к ГУЛАГской эксплуата ции. Новыми «прославленными собы тиями» оказывались расказачивание, разграбление «боговой родии», убий ства русских предпринимателей. В АЛЕРИИ БРЮСОВ , один из учителей советских символи стов, некогда считал, что русская революция ограничится Февралем. Октябрьский переворот был для него как удар обухом по голове. Но он быстро пришел в себя и был доволен тем, что октябрьской свободой заме нена февральская. Небезызвестная «мгла противоречий» ие позволит ему за фактом отмены свободы печати увидеть изнанку кумачового октября. Он примирится с отсутствием свобо ды слова для всех партий, кроме большевистской, членом которой ста нет п сам. На многие зверские собы тия. увековеченные на скрижалях земли русской, ему придется закры вать глаза и душу, как и молодым советским стихотворцам, которые До конца дней своих так’ и не осмелят ся признать «великие» октябрьские дни черными. Дни. которые русский поэт Иван Бунин назвал окаянными. Воплощены сны вековые Всех лучших, всех живых сердец: Преображенная Россия Свободной стала, наконец! — восторженно писал о Феврале Брюсов. А уже в 1924-м Есенин признает ся: Теперь сплошная грусть. Живем мы, как во тьме. Что же случилось за это время со «священной свободой»? «Преобра женная свободная Россия» попала в руки партийных диктаторов в тот момент, когда народ почувствовал лы: Ленин — Сталин — Партия — Комсомол — Октябрь — Большевик и прочая, прочая. Стихотворцы делали все, чтобы доказать народу: солнце свободы сияет и при сталинодержа- вии — высшей форме деспотизма. Они приветствовали и разгосударств ление России, и дехристианнзацию... Прошелестел спелой грозой Ленин, Будет будить разум и жизнь — Сталин. В 60-е молодой поэт Андрей Воз несенский продолжит эту линию, за явив: На все вопросы отвечает Ленин... Дальше — больше. В советском стихотворчестве красной ннтыо про ходит любовь к топору, как* символу справедливости. Маяковский писал, что слова Ленина — это удары топора по всему российскому миропорядку. Не забыл про топор п Евгений Евтушен ко в 30-е годы: ложь. Разве дело разгрома право славной церкви есть правое дело? Это н есть наш подвиг? Или распра ва над интеллигенцией? Убийство царской семьи? Так-то у нас сняло солнце свободы и вот чем мы откры ли великий путь? Или это подвиг — создание ЧК\ концлагерей, разграб ление церквей п убийства священни ков? Ошибался ли Нестор Махно, ког да говорил, что «партия коммунн- стов-болыиевиков является врагом труда»? За словами-символами — трагедия, а не подвиг, не сплошное правое дело и солнце свободы. А вот что утверждал стихотворец В. Лебедев-Кумач: у нас вольно ды шит человек, он хозяин необъятной Родины, никто на свете не умеет луч ше нас смеяться и любить, с каждым днем все радостнее жить... II когда! В те именно годы, когда верные ле нинцы душили свободу и жизнь, ко гда страх глубоко закрадывался в душу каждого, когда неограниченная ' ПРОДАНО приближение свободы. Но об этом советские символисты не напишут. Они постараются не вспоминать о февральских восторгах. Зима сняла с земли унылые уборы Для нас, для нас одних... И все вокруг в цвету... И звездные мосты в Грядущие просторы Победные года для нас одних прядут. Пафос этого стихотворения В. Со поры («Красная зима» 1921 года) рассчитан па внимание новых управ ляющих культурой. А вот увиденное опальной, ио преданной России Д. Ахматовой: Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло, Все голодной тоскою изглодано, Отчего же нам стало светло? Октябрь, как* заявили советские символисты, зажег «новый день над дряхлой жизнью». Но под чьим ру ководством все продано, предано, расхищено? Для советских стихотвор цев ставить так вопрос было запре щено партией, которая «направляла п строила в ряды» массы, в том чис ле и своих стихотворцев, убеждая их петь о социалистическом идеале, о бранных великих стягах, о победных годах. Советские витии сознательно не хотели видеть, что именно с по мощью большевиков все и было «из глодано». Светлым нэповским дням не суждено было светить всегда. Их погасила сталинская рука — не без помощи «советских стихотворцев», испугавшихся свободы слова, рынка. Народные вожди уже в 1925 году начнут заковывать страну в бетон. Сергей Есенин увидит это. Но совет ские символисты плакатными крика ми, меднотрубными ритмами, дере вянным языком будут скрывать ни щету действительно антисоциалисти ческого мира, духовную нищету но вых деспотов. Об этом скажут лишь настоящие поэты: Русь окаянная двинулась, а во главе ее большевики... В СОВЕТСКОМ СТИХОТВОР ЧЕСТВЕ присутствует мифо логизированная история Февраля— Октября. Стихотворцы хитрили, из ворачивались, лгали, когда называли наше Отечество социалистическим и самым свободным. Для них самих одна безусловная свобода — варьи ровать на свое усмотрение в стихах утвержденные в идеологическом отде ле партии канонизированные епмво- И потомки, наверно, добудут еще Этот самый топор для боев, Ибо стольким горынычам будущего Не успел отрубить он голов. Правда, этим топором построена церковь в Кижах. Но поэт, как ви дим, хочет использовать его и для рубки голов. Кому же предписано рубить головы? Голова священника Александра Меня уже скатилась от удара топором. Наша история дока зывает: сначала рубят головы бур жуазии, капиталистам, встречиым-ио- иеречным, затем и товарищам по партии, и рядовым согражданам, и выдающимся ученым, и всем, кто че стен н прям. «Советские стихотвор цы» приложили к этой рубке свое перо, романтизируя подобное разру шение «старого прошлого». Маяков ский, Багрицкий, Садофьев. Про кофьев, Алтаузён и другие с пафо сом «воевали» с иэп.мапамн, религия ми, национальной гордостью, героя ми, святыми... Они внесли капиталь ный вклад в идеализацию октября, в создание новой религии — леиинско- сталиииаиской. Слышит ли кто в бара банно-призывном бос футуристов-гун- нов с топорами величественную му зыку гуманизма? Понятия несовме стные. Их «поэзия» от поколения к поколению воскрешает дряхлеющие священно-революционные символы, чтобы и грядущее стало прошлым. Н РКП 11 ПРИМЕР советского сим волизма — стихи, положенные в основу Гимна Советского Союза (который, надеемся, доживает свои последние дни). .Многие достижения наших стихотворцев использованы в этом произведении, направленном па разгосударствление России. Гимн вобрал в себя классический набор идеологических догм: партия Ленина — есть сила народная, ведущая к торжеству коммунизма; мы — без заветно верны Красному Знамени Славной Отчизны; Ленин великий нам путь озарил; Великая Русь на веки сплотила СССР: Грядущее на шей страны — в победе бессмертных идей коммунизма. Теперь и школьнику ясно, какая лицемерная в этих словах-символах власть оказалась в руках кровавого тирана. ‘ В 20-е годы Брюсов пытался дока зать, что символизм одряхлел и умер. Он глубоко заблуждался. Сим волизм и не думал умирать, он пере кочевал в «советское стихотворчест во». Но это вульгарный символизм, мутный, пустой, «государственный». Что символизм жив и поныне, можно убедиться, полистав, например, сбор ник Феликса Чуева «Русский пла мень» (1990), журналы «Молодая гвардия», «Наш современник»... Там столько знакомых слов: Все дальше путь, нее ближе к цели, все больше тех. кто, новый мир творя, всегда в походе, чтобы пламенели живым огнем знамена Октября. Как видим, советские символисты ходят но кругу. Кому-то выгодно, что бы стихотворцы не забывали октя брьскую символику. Но выгодно ли это теперь самим стихотворцам? Если кто-то думает, что я против символизма в поэзии, тог глубоко ошибается. Я против дешевого, бу мажного, напыщенного, пустого сим волизма, рассчитанного па мистифи кацию реальных исторических собы тий. Я против использования симво лов в политических целях, для обма на незрелых юношей и перезрелых графоманов, подхватывающих стиро ловые слова для проталкивания сво их первых поэтических сборников. Я против тех символов, которые ведут человека к преступлениям «во имя священно-революционных идеалов >, слов, за которыми прячется политика физического насилия и насаждения ложных идей. Все расхищено, предано, продано... «Светлые образы» предстали в ис тинном «свете». «Не тот октябрь теперь, теперь октябрь ие тот»! От чего же нам снова стало светло? Ведь республики счастья и света, о кото рой мечтали советские символисты — футусимволисты, — пет! С. ДАНИЛОВИЧ, водитель. г. Мурманск. Рис. И. Власовой. рыбный мурман 13 5 июля 191 года %
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz