Рыбный Мурман. 1991 г. Февраль.
По страницам норвежской печати ПО-СОСЕДСКИ Компания «Статойл» из Северной Нор вегии намерена открыть бензозапра вочные колонки на Кольском полуост рове. Если будут завершены все фор мальности, то бензоколонки этой ком пании начнут действовать уже в нынеш нем году. «Статойл» хочет ьложить в это мероприятие до 100 миллионов крон. ЭКОЛОГИЯ И ПРОГНОЗЫ Рыбной промышленности требуются более долгосрочные прогнозы о рыб ных квотах, считает директор-адми нистратор компании «Фрионор А С» Сзейн Нибе. Он высказал недовольст во тем, что рыбная промышленность узнает о новых квотах всего за несколь ко недель до начала нового рыболов ного года. По его мнению, промышлен ность должна получать сведения о кво тах так, чтобы можно было планировать производство на 3—4 года вперед. — Руководитель исследований из Бергенского института морских исследо ваний Юханнес Хамре считает, что Сзейн Нибе из «Фрионор А/С» пока зывает, что плохо разбирается в вопро сах экологии, когда требует более дол госрочных прогнозов о рыбных квотах. В большинстве случаев планировать на длительную перспективу невозможно. Например, в отношении мойвы, кото рая имеет короткий жизненный цикл, — сказал Юханнес Хамре. — Количество предприятий рыбной промышленности и рыболовных судов необходимо сократить, чтобы рыбная отрасль Северной Норвегии вышла из трудного положения. Такое решение проблем рекомендуется в большинст ве отчетов консультирующих фирм. 3 отчете, составленном фирмой «Нур- ландс фошкнинг» по заказу Областного совета области Нурланд, говорится так же, что эффективизация отрасли будет иметь драматические последствия для местного населения и что для повыше ния рентабельности необходимы мень шее число производственных единиц и централизация. Это относится ко всей Северной Чсовегии, — сказал руково дитель исследований Одд-Ярле Борг из консультативной фирмы «Нурландс фошкнинг». в беседе с корреспондентом Одд- Ярле Борг сказал также: — Мы видим, что рыбная отрасль сейчас находится в серьезном эконо мическом кризисе. С одной стороны, это объясняется ухудшением сырьевой базы, а с другой стороны, предприятия отрасли не могут полностью использо вать свои возможности и приспособить ся к требованиям рынка. Эта отрасль подвержена сильной конкуренции со стороны других стран, имеющих раз витое рыболовство. СТРЕМИМСЯ К ИНТЕГРАЦИИ Вопрос о рыбе был главным на пере говорах между Европейским экономи ческим сообществом и Европейской ас социацией свободной торговли. Страны ЕЭС хотят, чтобы им разрешили про мысел рыбы в норвежских водах в об мен на то, что Норвегия сможет бес пошлинно продавать свою рыбу на рын ках ЕЭС. На встрече в Брюсселе министры ино странных дел стран ЕЭС и ЕАСТ приня ли совместную декларацию о состояв шихся переговорах, где высказали удо влетворение по этому поводу. Министр иностранных дел Италии Джанни де Микелис назвал совместную деклара цию важным вкладом в дело европей ской интеграции. Швейцарский министр иностранных дел сказал, что страны ЕЭС и ЕАСТ сделали прорыв на пере говорах во многих областях, а там, где единство не достигнуто, есть желание продолжать переговоры. Эти области — рыболовство и -сельское хозяйство. «НЕХВАТКА БУМАГИ ОСТАНОВИТ ГОЛОДНЫЕ МАРШИ СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН» «Норвежские власти не опасаются голодных маршей русских, желающих перебраться в Норвегию. Ситуация вряд ли столь драматична, как ее представ ляют *Нбкоторые материалы, публикуе мые в прессе. Нехватка бумаги приве дет к тому, что потребуется довольно много времени для того, чтобы снаб дить паспортами миллионы советских граждан», — считает Бьерн Блокхус, 1февраля Ш года лредставитель МИД по связям с прес сой. Возможность катастрофического голо да в Советском Союзе породила опа сение настоящего переселения наро дов на Запад. Это опасение особенно усилилось после того, как было объяв лено о снятии с нового года ограни чений на выезд из Советского Союза. Недавно советские власти проинфор мировали власти Швеции, что в течение короткого времени в Скандинавские страны могут устремиться до 20 милли онов советских граждан. — Мы не опасаемся того, что в один прекрасный день на. границе в Пасвик вдруг появятся толпы советских граж дан. Норвежские власти считают, что принятые в Норвегии правила въезда в страну и обязательное наличие у со ветских граждан виз являются доста точно ограничивающими факторами, — заявил Блокхус. Тем временем в Осло состоялась встреча представителей нескольких за интересованных министерств, на кото рой обсуждались конкретные меры по Министерстве охраны окружающей сре ды. Советское посольство в Осло не зна ло об этом. Оно будет запрашивать информацию у советских властей, Пресс-аттаШе посольства /Александр Гремицкий признал, что после ядер- ного взрыва на Новой Земле и обна ружения плохого хранения ядерных от ходов в Мурманске, это новое заявле ние увеличивает давление на Советский Союз в вопросах охраны окружающей среды. — Советский Союз имеет четыре ме ста складирования ' радиоактивных от ходов на Кольском полуострове, — рассказали советские специалисты норвежской делегации, посетившей атомную электростанцию, которая на ходится к юго-западу от г. Апатиты на Кольском полуострове. Ближайшее к Норвегии место находится в 150 кило метрах от норвежско-советской грани цы. В Алте, Вадсё и Киркенесе состоя лись демонстрации с факельными ше- Взаимный и н т е р е с приему возможного потока беженцев: расширение приемных пунктов, возмож ность оказания экстренной помощи в некоторых районах Советского Союза и расширение штата норвежского по сольства в Москве на случай увеличе ния количества желающих получить ви зу на въезд в Норвегию. Гораздо большая обеспокоенность царит в северных районах Швеции, где рассматриваются возможности по раз мещению потока беженцев, которые могут устремиться из Советского Сою за в Швецию через территорию Фин ляндии. С советской стороны границы в Паск- викдалене имеется широкая погранич ная зона, доступ в которую для боль шинства советских граждан закрыт: зо на оборудована заграждением, а для того, чтобы попасть в нее, необходимо иметь специальное разрешение. По словам Блокхуса, нет никаких свиде тельств того, что эти правила будут пе ресмотрены в сторону смягчения, если даже советские граждане и получат возможность свободного выезда из страны. Если все останется по-прежне му, вряд ли можно ожидать, что в Нор вегию попытаются попасть очень мно гие советские граждане. В то же вре мя МИД Норвегии готово к увеличе нию количества желающих получить визу на въезд в Норвегию, а в связи с этим и к увеличению нагрузки на по сольство в Москве, которое эти визы выдает. РАДИАЦИИ — НЕТ! «Норвегии следует высказать Совет скому Союзу свое недовольство, если правда то, что Советский Союз сбрасы вает радиоактивные отходы в Баренце во море», — сказал заместитель руко водителя комитета Стортинга по делам коммун и охране окружающей среды Сверре Лауритсен. Насколько это изве стно редакции программы «Новости дня», в море сбрасываются отходы от атомных ледоколов, военных судов и атомных электростанций. Министерство охраны окружающей среды собирает ся поднять этот вопрос на встрече с со ветской делегацией, директор Государ ственного атомного надзора Кнут Гус- кар сказал, что Советский Союз, воз можно, сбрасывал в море радиоактив ные отходы того типа, которые не мо гут нанести большого вреда окружаю щей среде. Сообщения о том, что Советский Со юз сбрасывает радиоактивные отходы в Баренцево море, сейчас изучаются в ствиями против ядерных испытаний. В Киркенесе в демонстрации приняло участие 400 человек, это больше, чем ожидали организаторы демонстраций. Их инициаторами были две организа ции: «Остановить облака смерти» и «Природа и молодежь». Профессор Норвежской высшей сель скохозяйственной школы Бритт Салюбю считает, что «Гринпис» пользовался не верными единицами измерения при расчете радиоактивности в районе ядерных испытаний у Новой Земли. Это привело к тому, что уровень радио активности, обнаруженный «Гринписом», оказался слишком высоким. Б. Салюбю считает также, что измерения «Гринпи- са» были неточными. Организация Левой партии Финмарка предлагает, чтобы областной совет про явил инициативу об организации встре чи между СССР и США по вопросу прекращения ядерных испытаний. Фин- маркские левые считают, что Киркенес — 'подходящее место для такой встре чи на высшем уровне между Востоком и Западом. — Министерство обороны Норвегии будет строить разведывательное судно. Оно будет готово в 1992 году. Цель его — собирать информацию об экономи ческой и военной активности в север ных районах, чтобы как можно лучше контролировать то, что в них происхо дит, — сказал представитель министер ства обороны Арильд Висек. ИЗ НОРВЕГИИ — В ЯПОНИЮ Деловые круги Норвегии с интере сом отнеслись к планам руководства Мурманского морского пароходства использовать советский ледокольный флот, базирующийся на Севере СССР, для проводки судов торговых флотов западных стран по Северному морско му пути. Интерес этот выразился, в ча стности, в тщательном и всестороннем изучении предложений, выдвинутых со ветской стороной. В этой связи заслу живает внимания доклад, подготовлен ный консультационной фирмой «Бар- линдхеуг». Основной вывод доклада сводится к тому, что использование Северного морского пути судами западных судо владельческих компаний нецелесооб разно с экономической точки зрения, поскольку потребует крупных капитало вложений. В частности, усиление ко пуса одного судна с учетом экстр мальной ледовой обстановки потребу* дополнительных расходов в размер 15—20 млн. норвежских крон. В то же время норвежским судовл; дельцам рекомендуется сотрудничат с советской стороной в деле дальне£ шего развития советских морских nepf возок по Северному морскому пуп Отмечается, что Мурманское морскс пароходство располагает не только а мыми современными ледоколами в м»^ ре, но и значительным количеством С) дов ледового класса. По мнению авторов доклада, тако сотрудничество было бы обоюдовыгод ным: Норвегия получила бы преимуще стеенное право доступа на советски рынок транспортных услуг на Северно. морском пути, а Советский Союз пол^ чит возможность использовать свобод ный тоннаж своего торгового флота получать за счет этого западную валю ту, а также может повысить урфЧн компетенции в сфере маркетинга и ор ганизации деятельности судовладельчс ских компаний. В Норвегии работу, касающуюся с> доходства по Северному морскому п> ти, возглавляет институт Фритьофа Hai сена, сотрудничающий с рядом межд> народных организаций. «АРТЕК», явля ющийся особой проектно-исследова тельской организацией, работающей интересах сеееро-норвежских компаний занимает центральное место в этом со трудничестве. Если норвежские компании наладя такое сотрудничество с Советским Со юзом, Норвегия не только извлече полезные знания о трудных навигаци онных условиях на Севморпути. Онс сможет также своевременно получите доступ на советский торговый рынок ^ получить преимущества с точки зренир быстрой перевозки товаров между Ев ропой и Юго-Восточной Азией, где на иболее важным клиентом транспортньп услуг является, пожалуй, Япония. Если встанет вопрос о круглогодич ной навигации по Северному морскому пути, между Атлантическим и jJU nN океанами, то мир будет полностью за висеть от нас! Мурманское морское пароходство располагает девятью ледо колами, шесть из которых атомные, i том числе недавно построенный «Вай- гач», посетивший осенью прошлого го да порт Тромсё. «Сотрудничая с Фондом экономи ческого развития Арктики «АРТЕК», мы хотели бы выполнять работы в интере сах норвежских судовладельческих компаний, желающих провести свои суда Северным морским путем или нуждающихся в других услугах в арк тических морях». Об этом заявил в бе седе с корреспондентом газеты «Нэ- рингсраппорт» начальник Мурманского морского пароходства Всеволод Белец кий. Он также подчеркнул, что ММП имеет успешный опыт использования атомных ледоколов в арктических мо рях. Связи между «АРТЕК» и ММП уста новились относительно недавно, но Бе лецкий отмечает, что речь идет только о сотрудничестве. По словам начальника ММП, у них никогда не было аварий, которые ли бы привести к расплавлению реак тора или утечке радиоактивности. «Использование атомных ледоко лов дает наибольший эффект, они край не необходимы для обеспечения посто янной навигации по Северному мор скому пути. В настоящее время мы обеспечиваем навигацию в течение 11 месяцев в году. У нас есть все необходимое для проведения та ких «тяжелых» операций в сложных ус ловиях арктических морей», — утверж дает начальник ММП. Как стало известно, аренда атомного ледокола обходится почти в 60 тысяч крон в день. Ледокол «Вайгач» был недавно по строен в Финляндии. Этот гигант хоро шо смотрелся на фоне окружающего ландшафта, когда он стоял у причала в районе Брейвика в порту Тромсё прошедшей осенью. Ледокол оснащен двумя атомными реакторами, двумя главными турбогенераторами и тремя гребными винтами. По словам главного механика, энергетическая установка развивает мощность, равную 32000 ме гаватт, и работает при температурах до минус 50 градусов. Экипаж ледокола — 116 человек. Ж* РЬШНЫИ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz