Рыбный Мурман. 1991 г. Февраль.

По страницам норвежской печати ПО-СОСЕДСКИ Компания «Статойл» из Северной Нор­ вегии намерена открыть бензозапра­ вочные колонки на Кольском полуост­ рове. Если будут завершены все фор­ мальности, то бензоколонки этой ком­ пании начнут действовать уже в нынеш­ нем году. «Статойл» хочет ьложить в это мероприятие до 100 миллионов крон. ЭКОЛОГИЯ И ПРОГНОЗЫ Рыбной промышленности требуются более долгосрочные прогнозы о рыб­ ных квотах, считает директор-адми­ нистратор компании «Фрионор А С» Сзейн Нибе. Он высказал недовольст­ во тем, что рыбная промышленность узнает о новых квотах всего за несколь­ ко недель до начала нового рыболов­ ного года. По его мнению, промышлен­ ность должна получать сведения о кво­ тах так, чтобы можно было планировать производство на 3—4 года вперед. — Руководитель исследований из Бергенского института морских исследо­ ваний Юханнес Хамре считает, что Сзейн Нибе из «Фрионор А/С» пока­ зывает, что плохо разбирается в вопро­ сах экологии, когда требует более дол­ госрочных прогнозов о рыбных квотах. В большинстве случаев планировать на длительную перспективу невозможно. Например, в отношении мойвы, кото­ рая имеет короткий жизненный цикл, — сказал Юханнес Хамре. — Количество предприятий рыбной промышленности и рыболовных судов необходимо сократить, чтобы рыбная отрасль Северной Норвегии вышла из трудного положения. Такое решение проблем рекомендуется в большинст­ ве отчетов консультирующих фирм. 3 отчете, составленном фирмой «Нур- ландс фошкнинг» по заказу Областного совета области Нурланд, говорится так­ же, что эффективизация отрасли будет иметь драматические последствия для местного населения и что для повыше­ ния рентабельности необходимы мень­ шее число производственных единиц и централизация. Это относится ко всей Северной Чсовегии, — сказал руково­ дитель исследований Одд-Ярле Борг из консультативной фирмы «Нурландс фошкнинг». в беседе с корреспондентом Одд- Ярле Борг сказал также: — Мы видим, что рыбная отрасль сейчас находится в серьезном эконо­ мическом кризисе. С одной стороны, это объясняется ухудшением сырьевой базы, а с другой стороны, предприятия отрасли не могут полностью использо­ вать свои возможности и приспособить­ ся к требованиям рынка. Эта отрасль подвержена сильной конкуренции со стороны других стран, имеющих раз­ витое рыболовство. СТРЕМИМСЯ К ИНТЕГРАЦИИ Вопрос о рыбе был главным на пере­ говорах между Европейским экономи­ ческим сообществом и Европейской ас­ социацией свободной торговли. Страны ЕЭС хотят, чтобы им разрешили про­ мысел рыбы в норвежских водах в об­ мен на то, что Норвегия сможет бес­ пошлинно продавать свою рыбу на рын­ ках ЕЭС. На встрече в Брюсселе министры ино­ странных дел стран ЕЭС и ЕАСТ приня­ ли совместную декларацию о состояв­ шихся переговорах, где высказали удо­ влетворение по этому поводу. Министр иностранных дел Италии Джанни де Микелис назвал совместную деклара­ цию важным вкладом в дело европей­ ской интеграции. Швейцарский министр иностранных дел сказал, что страны ЕЭС и ЕАСТ сделали прорыв на пере­ говорах во многих областях, а там, где единство не достигнуто, есть желание продолжать переговоры. Эти области — рыболовство и -сельское хозяйство. «НЕХВАТКА БУМАГИ ОСТАНОВИТ ГОЛОДНЫЕ МАРШИ СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН» «Норвежские власти не опасаются голодных маршей русских, желающих перебраться в Норвегию. Ситуация вряд ли столь драматична, как ее представ­ ляют *Нбкоторые материалы, публикуе­ мые в прессе. Нехватка бумаги приве­ дет к тому, что потребуется довольно много времени для того, чтобы снаб­ дить паспортами миллионы советских граждан», — считает Бьерн Блокхус, 1февраля Ш года лредставитель МИД по связям с прес­ сой. Возможность катастрофического голо­ да в Советском Союзе породила опа­ сение настоящего переселения наро­ дов на Запад. Это опасение особенно усилилось после того, как было объяв­ лено о снятии с нового года ограни­ чений на выезд из Советского Союза. Недавно советские власти проинфор­ мировали власти Швеции, что в течение короткого времени в Скандинавские страны могут устремиться до 20 милли­ онов советских граждан. — Мы не опасаемся того, что в один прекрасный день на. границе в Пасвик вдруг появятся толпы советских граж­ дан. Норвежские власти считают, что принятые в Норвегии правила въезда в страну и обязательное наличие у со­ ветских граждан виз являются доста­ точно ограничивающими факторами, — заявил Блокхус. Тем временем в Осло состоялась встреча представителей нескольких за­ интересованных министерств, на кото­ рой обсуждались конкретные меры по Министерстве охраны окружающей сре­ ды. Советское посольство в Осло не зна­ ло об этом. Оно будет запрашивать информацию у советских властей, Пресс-аттаШе посольства /Александр Гремицкий признал, что после ядер- ного взрыва на Новой Земле и обна­ ружения плохого хранения ядерных от­ ходов в Мурманске, это новое заявле­ ние увеличивает давление на Советский Союз в вопросах охраны окружающей среды. — Советский Союз имеет четыре ме­ ста складирования ' радиоактивных от­ ходов на Кольском полуострове, — рассказали советские специалисты норвежской делегации, посетившей атомную электростанцию, которая на­ ходится к юго-западу от г. Апатиты на Кольском полуострове. Ближайшее к Норвегии место находится в 150 кило­ метрах от норвежско-советской грани­ цы. В Алте, Вадсё и Киркенесе состоя­ лись демонстрации с факельными ше- Взаимный и н т е р е с приему возможного потока беженцев: расширение приемных пунктов, возмож­ ность оказания экстренной помощи в некоторых районах Советского Союза и расширение штата норвежского по­ сольства в Москве на случай увеличе­ ния количества желающих получить ви­ зу на въезд в Норвегию. Гораздо большая обеспокоенность царит в северных районах Швеции, где рассматриваются возможности по раз­ мещению потока беженцев, которые могут устремиться из Советского Сою­ за в Швецию через территорию Фин­ ляндии. С советской стороны границы в Паск- викдалене имеется широкая погранич­ ная зона, доступ в которую для боль­ шинства советских граждан закрыт: зо­ на оборудована заграждением, а для того, чтобы попасть в нее, необходимо иметь специальное разрешение. По словам Блокхуса, нет никаких свиде­ тельств того, что эти правила будут пе­ ресмотрены в сторону смягчения, если даже советские граждане и получат возможность свободного выезда из страны. Если все останется по-прежне­ му, вряд ли можно ожидать, что в Нор­ вегию попытаются попасть очень мно­ гие советские граждане. В то же вре­ мя МИД Норвегии готово к увеличе­ нию количества желающих получить визу на въезд в Норвегию, а в связи с этим и к увеличению нагрузки на по­ сольство в Москве, которое эти визы выдает. РАДИАЦИИ — НЕТ! «Норвегии следует высказать Совет­ скому Союзу свое недовольство, если правда то, что Советский Союз сбрасы­ вает радиоактивные отходы в Баренце­ во море», — сказал заместитель руко­ водителя комитета Стортинга по делам коммун и охране окружающей среды Сверре Лауритсен. Насколько это изве­ стно редакции программы «Новости дня», в море сбрасываются отходы от атомных ледоколов, военных судов и атомных электростанций. Министерство охраны окружающей среды собирает­ ся поднять этот вопрос на встрече с со­ ветской делегацией, директор Государ­ ственного атомного надзора Кнут Гус- кар сказал, что Советский Союз, воз­ можно, сбрасывал в море радиоактив­ ные отходы того типа, которые не мо­ гут нанести большого вреда окружаю­ щей среде. Сообщения о том, что Советский Со­ юз сбрасывает радиоактивные отходы в Баренцево море, сейчас изучаются в ствиями против ядерных испытаний. В Киркенесе в демонстрации приняло участие 400 человек, это больше, чем ожидали организаторы демонстраций. Их инициаторами были две организа­ ции: «Остановить облака смерти» и «Природа и молодежь». Профессор Норвежской высшей сель­ скохозяйственной школы Бритт Салюбю считает, что «Гринпис» пользовался не­ верными единицами измерения при расчете радиоактивности в районе ядерных испытаний у Новой Земли. Это привело к тому, что уровень радио­ активности, обнаруженный «Гринписом», оказался слишком высоким. Б. Салюбю считает также, что измерения «Гринпи- са» были неточными. Организация Левой партии Финмарка предлагает, чтобы областной совет про­ явил инициативу об организации встре­ чи между СССР и США по вопросу прекращения ядерных испытаний. Фин- маркские левые считают, что Киркенес — 'подходящее место для такой встре­ чи на высшем уровне между Востоком и Западом. — Министерство обороны Норвегии будет строить разведывательное судно. Оно будет готово в 1992 году. Цель его — собирать информацию об экономи­ ческой и военной активности в север­ ных районах, чтобы как можно лучше контролировать то, что в них происхо­ дит, — сказал представитель министер­ ства обороны Арильд Висек. ИЗ НОРВЕГИИ — В ЯПОНИЮ Деловые круги Норвегии с интере­ сом отнеслись к планам руководства Мурманского морского пароходства использовать советский ледокольный флот, базирующийся на Севере СССР, для проводки судов торговых флотов западных стран по Северному морско­ му пути. Интерес этот выразился, в ча­ стности, в тщательном и всестороннем изучении предложений, выдвинутых со­ ветской стороной. В этой связи заслу­ живает внимания доклад, подготовлен­ ный консультационной фирмой «Бар- линдхеуг». Основной вывод доклада сводится к тому, что использование Северного морского пути судами западных судо­ владельческих компаний нецелесооб­ разно с экономической точки зрения, поскольку потребует крупных капитало­ вложений. В частности, усиление ко пуса одного судна с учетом экстр мальной ледовой обстановки потребу* дополнительных расходов в размер 15—20 млн. норвежских крон. В то же время норвежским судовл; дельцам рекомендуется сотрудничат с советской стороной в деле дальне£ шего развития советских морских nepf возок по Северному морскому пуп Отмечается, что Мурманское морскс пароходство располагает не только а мыми современными ледоколами в м»^ ре, но и значительным количеством С) дов ледового класса. По мнению авторов доклада, тако сотрудничество было бы обоюдовыгод ным: Норвегия получила бы преимуще стеенное право доступа на советски рынок транспортных услуг на Северно. морском пути, а Советский Союз пол^ чит возможность использовать свобод­ ный тоннаж своего торгового флота получать за счет этого западную валю ту, а также может повысить урфЧн компетенции в сфере маркетинга и ор ганизации деятельности судовладельчс ских компаний. В Норвегии работу, касающуюся с> доходства по Северному морскому п> ти, возглавляет институт Фритьофа Hai сена, сотрудничающий с рядом межд> народных организаций. «АРТЕК», явля ющийся особой проектно-исследова тельской организацией, работающей интересах сеееро-норвежских компаний занимает центральное место в этом со трудничестве. Если норвежские компании наладя такое сотрудничество с Советским Со юзом, Норвегия не только извлече полезные знания о трудных навигаци онных условиях на Севморпути. Онс сможет также своевременно получите доступ на советский торговый рынок ^ получить преимущества с точки зренир быстрой перевозки товаров между Ев­ ропой и Юго-Восточной Азией, где на­ иболее важным клиентом транспортньп услуг является, пожалуй, Япония. Если встанет вопрос о круглогодич ной навигации по Северному морскому пути, между Атлантическим и jJU nN океанами, то мир будет полностью за­ висеть от нас! Мурманское морское пароходство располагает девятью ледо колами, шесть из которых атомные, i том числе недавно построенный «Вай- гач», посетивший осенью прошлого го­ да порт Тромсё. «Сотрудничая с Фондом экономи­ ческого развития Арктики «АРТЕК», мы хотели бы выполнять работы в интере­ сах норвежских судовладельческих компаний, желающих провести свои суда Северным морским путем или нуждающихся в других услугах в арк­ тических морях». Об этом заявил в бе­ седе с корреспондентом газеты «Нэ- рингсраппорт» начальник Мурманского морского пароходства Всеволод Белец­ кий. Он также подчеркнул, что ММП имеет успешный опыт использования атомных ледоколов в арктических мо­ рях. Связи между «АРТЕК» и ММП уста­ новились относительно недавно, но Бе­ лецкий отмечает, что речь идет только о сотрудничестве. По словам начальника ММП, у них никогда не было аварий, которые ли бы привести к расплавлению реак­ тора или утечке радиоактивности. «Использование атомных ледоко­ лов дает наибольший эффект, они край­ не необходимы для обеспечения посто­ янной навигации по Северному мор­ скому пути. В настоящее время мы обеспечиваем навигацию в течение 11 месяцев в году. У нас есть все необходимое для проведения та­ ких «тяжелых» операций в сложных ус­ ловиях арктических морей», — утверж­ дает начальник ММП. Как стало известно, аренда атомного ледокола обходится почти в 60 тысяч крон в день. Ледокол «Вайгач» был недавно по­ строен в Финляндии. Этот гигант хоро­ шо смотрелся на фоне окружающего ландшафта, когда он стоял у причала в районе Брейвика в порту Тромсё прошедшей осенью. Ледокол оснащен двумя атомными реакторами, двумя главными турбогенераторами и тремя гребными винтами. По словам главного механика, энергетическая установка развивает мощность, равную 32000 ме­ гаватт, и работает при температурах до минус 50 градусов. Экипаж ледокола — 116 человек. Ж* РЬШНЫИ мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz