Рыбный Мурман. 1991 г. Февраль.

не ждать ~ действовать! I Новинка ИКРЛ... ПОД ЗАМКОМ — Процесс создания но­ вой вещи — длительный, — говорит, показывая чер­ тежи, ведущий конструк­ тор НПО «Севрыбтехцентр» П. Ф . Шатунов. — За гра­ ницей от разработки до внедрения уходит 2—3 го­ да, у нас затягивается до 4 —5 лет. Сначала макет, по­ том опытный образец, со­ гласования всякие. И везде встречаются препятствия. А здесь меньше чем за год — готовая установка. Установка по производству красной имитированной икры. Как так? — удивится читатель. Несколько лет назад рыбо­ комбинат освоил выпуск крас­ ной икры. В том-то и пара­ докс, что освоить-то освоил, но как следует не наладил. Уж больно ненадежным ока­ залось оборудование, -срабо­ танное конструкторами инсти- TXjp «Гипрорыбфлот» г. Ле­ нинграда. Только настроишь линию — через некоторое время сбои о технологии. Поэтому- то, дорогие читатели, и не так много вы видите красной имитированной икры на при­ лавках «Нептуна» и «Океана». По поручению научно-тех­ нического общества работни­ ков пищевой промышленности Павел Филиппович Шатунов нашел время помочь заводу белковых. И через несколько месяцев, по эскизам, был готов опыт­ ный образец. Почти все здесь по-другому. Результат: но­ вая установка без дозаправ­ ки может работать и одну смену, и даже две. (Старая рассчитана на 3—4 часа.) Но самое главное: она выпускает икру стабильно, без наруше­ ний стандарта. Гозорят, на Павла Филиппо­ вича уже вышли кооператоры с просьбой приобрести уста­ новку. А пока новинка стоит под замком, как опытный об­ разец. Впрочем, Павел Филип­ пович Шатунов полон опти­ мизма: недавно техсовет НПО «Севрыбтехцентр» выделил средства на продолжение этой работы. «Сбереги тебя судьба...» — есть та­ кая хорошая песня у Аллы Пугачевой. Эти же слога говорят или держат в мыслях жены моряков, провожая лю­ бимых в рейс. Но как уберечь челове­ ка, который то ли из лихачества, то ли по неведению попадает в печальную, а то и трагическую историю! Да, моряки стали намного грамотней, мы часто повторяем это. Но не стали осторожней. А нехватка рабочих рук в связи с сокращением штата экипажа подталкивает моряка к спешке, не да­ ет порой времени оценить опасность. Немало и других причин, из-за которых на берег возвращается моряк то с травмой, а то и... На флотах не любят говорить о таких случаях. Мы же считаем, что они обя­ зательно должны стать достоянием гласности, чтобы люди учились на чу­ жих ошибках, почаще задумывались над тем, чем они рискуют, бравируя собственной лихостью. Поэтому мы открываем новую руб­ рику. Береги себя, моряк! ПО СКОЛЬЗКОЙ ПАЛУБЕ Говоря языком цифр, срав­ ним показатели случаев трав­ матизма в прошлом году и в 1989 году: количество не­ счастных случаев возросло на 18 процентов. Пострада­ ли 459 человек. Четверо из них погибли. .Это: матрос управления «Севрыбхолод- флот» О. С. Дайнеко, упав­ ший через технологический вырез в цистерну танкера; донкерман этого же флота В. И. Нестеренко. утонув­ ший в танке с газотурбин­ ным топливом ТР «Отто Гротеволь» мастер обработ­ ки рыбы тралфлота В. В. Казачек, получивший инга­ ляционное отравление пара­ ми дезинфицирующего пре­ парата; слесарь-наладчик «Архрыбпрома> В. А. Арис­ тов, смертельно травмирован­ ный при ремонте морозиль­ ного агрегата на БМРТ «Ко­ лет Даг». Наиболее тревожно обсто­ ят дела с охраной труда в НПО <Севрыбпоиск >: коли­ чество случаев травматиз­ ма там увеличилось на 237 (!) процентов. На 77 процен­ тов стало больше травмиро­ ванных в рыбном порту. Да­ леки от благополучия в этом плане коллективы рыбоком­ бината и < Мурманрыбпро- ма». Очень много несчастных случаев происходит при не­ благоприятных погодных ус­ ловиях. И это понятно: в снег или обледенение идти но палубе или трапам надо с удвоенной осторожностью, а бывает, что нет лишней секунды. Вот и травмы... Не сокращается и количество травм, происшедших при промысловых операциях. Как ни странно, при командно - административной системе было строже: суще­ ствовал. пусть и несовершен­ ный, механизм управления охраной труда. Ослабление этой системы и отсутствие какой-либо иной, более дей­ ственной структуры управ­ ления не лучшим образом отразились и на безопасно­ сти работы. Сегодня система управления охраной труда не получает дальнейшего раз­ вития. Уверен, нужны эко­ номические -стимулы: не столько наказывать руково­ дителей за происшествия, сколько поощрять за безава­ рийную работу. Следует отходить от сте­ реотипного представления, будто жесткий контроль яв­ ляется основным средством снижения травматизма. Era воздействие носило и будет носить лишь косвенный ха­ рактер, поскольку весь этот контроль сводится к меро­ приятиям по результатам проверок. Думается, чем дальше мы будем входить в рыночные отношения, тем острее вста­ нет вопрос об ответственно­ сти каждого за нарушение правил безопасности труда, Сейчас в коллективах об­ суждается проект Закона об охране труда. В нем предус­ матриваются крупные отчис­ ления — штрафы с руково­ дителей за каждое наруше­ ние техники безопасности. Разрабатывается во всех коллективах и еще один хо­ роший документ: программа «Здоровье». Смысл его — в улучшении условий труда, оздоровлении его. предуп­ реждении заболеваемости. И. наконец. несколько слов о подготовке наших ра­ ботников. Как не быть трав­ мам и еще более страшным случаям, если приходится вызывать на переаттестацию по охране труда руководите­ лей отдельных предприятий по пять-шесть раз! Вот уж понстине «пока гром не гря­ нет, мужик не перекрестит­ ся». А. ДЕМА, главный инспектор по ох­ ране труда и технике безопасности АРП «Сев- рыба». Д УМАЮ , МНОГИЕ согласят­ ся с прописной истиной, что от состояния морально­ психологического климата в любом рыбацком коллективе зазисит многое, и в первую очередь, конечно, работоспо­ собность людей, их отдача в таком важном деле, ради ко­ торого, собственно, они и вы- ходят в море. И, честно говоря, всегда бы­ вает неприятно, когда слы­ шишь, что на том или ином судне отношения между командирами производства и судов тралового. Флота. Возник он, на первый взгляд, из-за пустяка. Но не будем торопиться с выводами. Капи­ тан-директор своей* властью, что, кстати, не противоречит Уставу, освободил от несения подвахт пемполита, ничего не объяснив команде, лишь ска­ зав, что имеет на это полное право. Экипаж возмутился, ар­ гументируя свое недовольство тем, что в мере все кормятся, как говорится, «от хвоста» и поэтому на борту каждая па­ ра рабочих рук на особом Конфликтная ситузция ЩМ R г? Kg претензий, говоря о его гру­ бых отношениях с подчинен­ ными, противостояние углуби­ лось и приняло своеобразную окраску. Коротко оно свелось к од­ ному: Устав и права человека. Как их совместить? И нужно ли? Моряки и на том давнем собрании в море, и на после­ дующем, уже по приходе в порт, говорили об одном: «Мы согласно! работать и жить в рейсе _по параграфам Устава, но тогда зачем на судне су- подчиненными складываются не лучшим образом, а порой и перерастают в конфронта­ цию. Удивительно и вот что. Во многих случаях каждая из сто­ рон считает себя абсолютно правой в вопросе, вызвавшем конфликт, и ни на йоту не хо­ чет уступать своих позиций. Так уж, видимо, воспитали нас лозунгами типа «Кто не с на­ ми, тот против нас». А раз «против», чего же с ним цере­ мониться, враг, и вся недолга. Даже не пытаемся найти хоть какие-либо точки соприкосно­ вения, достигнуть консенсуса, как ныне стало модно гово­ рить. Возьмем недавний кон­ фликт, происшедший в по­ следнем рейсе на одном из счету. И все бы можно было по­ любовно уладить, знай члены экипажа о тяжелой болезни помполита, из-за которой он и не мог выходить на подвах- ту. Но тут, как часто и быва­ ет, «нашла коса на камень». Командир не поставил вовре- мя команду в известность о причине своего решения, счи­ тая, видимо, что не обязан это­ го делать, экипаж, в свою оче­ редь, встал на дыбы. Как выяснилось позже из разговоров с рыбаками, эта стычка была только последней каплей в чаше разногласий экипажа с командиром. Корни конфликта оказались значи­ тельно глубже и, когда на профсоюзном собрании мо­ ряки высказали капитану ряд ществует профсоюзная орга­ низация, призванная стоять на страже интересов любого из ее членов. Давайте переста­ нем дурить друг другу голо­ вы защитными функциями профсоюза, если они в море не действуют, и будем подчи­ няться только Уставу и коман­ диру. Зачем обманывать се­ бя?». Я присутствовал на общесу­ довом собрании в порту и хо­ чу поделиться некоторыми мыслями, вызванными его хо­ дом. Все знают, насколько инте­ ресно наблюдать за людьми со стороны. Так было и на сей раз. Обратил внимание: только что рыбаки говорили о командире все, что думают, но стоило тому появиться (немно­ го задержался), многие сра­ зу умолкли, будто язык про­ глотили. Ну доколе же будет сидеть в нас эта рабская пси­ хология, воспитанная десяти­ летиями? Почти шесть лет на дворе перестройка. Митингуют все почем зря, говорят обо всем что хотят, а рыбаки, как бы­ ли, так и -остаются повязанны­ ми своими загранвизами. Согласитесь, какая бы поли­ тическая погода ни была в стране, на флоте до сих пор, если человек становится поче- му-либо неугодным, руковод­ ство всегда найдет позод, что­ бы лишить его визы. А сегодня, в пору тотально­ го дефицита, когда наши «де­ ревяшки» усыхают с каждым днем, рыбаку без визы про­ сто не прожить. Должен же он за с б о й поистине дьяволь­ ский по напряжению труд по­ лучать приличное вознаграж­ дение, чтобы кормить и оде­ вать семью, приобретать ка­ кие-либо вещи, которые толь­ ко у нас, при нашей всеохват­ ной бедности, считаются пред- метами роскоши. Однако вернусь к собранию. А на нем мало того, что мно­ гие с появлением капитана ли­ шились дара речи, скорее все­ го по причине, о которой я говорил выше, но и сам он повел себя не лучшим обра­ зом, грубо обрывая говорив­ ших, не давая людям возмож­ ности высказать все, что у них наболело. Так что, думаю, ры­ баки в немалой степени были правы, указывая на его, мягко говоря, нелегкий характер. Ловлю себя на мысли, что рыбаки наши находятся внут­ ри замкнутого круга, за пре­ делы которого выбраться по­ РЫБНЫЙМУРМАН ка нет никакой возможности. И все же, мне кажется, командиру, как человеку, от которого на судне зависит буквально все, при всей стро­ гости в вопросах производст­ ва и дисциплины, к людям следует относиться более тер­ пимо, не жалеть доброго сло­ ва б их адрес, если они заслу­ жили его, не игнорировать мнение экипажа. Думаю, что и судовым профсоюзным организациям нужно дать какие-либо допол­ нительные права, иначе сам по себе возникает вопрос: «К чему они?». Ведь и сегодня председатель судового коми­ тета профсоюза радиограмму в порт может дать, только по­ лучив разрешение от капита­ на. Командир же, в свою оче­ редь, являясь рядовым чле­ ном профсоюзной организа­ ции, имеет право наложить Е е т о на любое решение профкома. Ратуя за большие праза профсоюза, отнюдь не при­ зываю к анархии на судне, этакой казацкой вольнице. Бо­ же упаси, чтобы кто-либо по­ думал именно так. И все же как совместить несовместимое: существующий Устав, гласящий о единовла­ стии капитана, и демократиза­ цию нашей жизни, ставящую во главу угла права человека? В. кикинов. P. S. Сознательно не назы­ ваю ни судна, на котором произошел этот конфликт, ни фамилий его участников. По­ верьте, боюсь не за себя, а за тех самых рыбаков, которым есть что терять даже в наше время всеобщей гласности. 1февраля 191года *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz