Рыбный Мурман. 1991 г. Февраль.
не ждать ~ действовать! I Новинка ИКРЛ... ПОД ЗАМКОМ — Процесс создания но вой вещи — длительный, — говорит, показывая чер тежи, ведущий конструк тор НПО «Севрыбтехцентр» П. Ф . Шатунов. — За гра ницей от разработки до внедрения уходит 2—3 го да, у нас затягивается до 4 —5 лет. Сначала макет, по том опытный образец, со гласования всякие. И везде встречаются препятствия. А здесь меньше чем за год — готовая установка. Установка по производству красной имитированной икры. Как так? — удивится читатель. Несколько лет назад рыбо комбинат освоил выпуск крас ной икры. В том-то и пара докс, что освоить-то освоил, но как следует не наладил. Уж больно ненадежным ока залось оборудование, -срабо танное конструкторами инсти- TXjp «Гипрорыбфлот» г. Ле нинграда. Только настроишь линию — через некоторое время сбои о технологии. Поэтому- то, дорогие читатели, и не так много вы видите красной имитированной икры на при лавках «Нептуна» и «Океана». По поручению научно-тех нического общества работни ков пищевой промышленности Павел Филиппович Шатунов нашел время помочь заводу белковых. И через несколько месяцев, по эскизам, был готов опыт ный образец. Почти все здесь по-другому. Результат: но вая установка без дозаправ ки может работать и одну смену, и даже две. (Старая рассчитана на 3—4 часа.) Но самое главное: она выпускает икру стабильно, без наруше ний стандарта. Гозорят, на Павла Филиппо вича уже вышли кооператоры с просьбой приобрести уста новку. А пока новинка стоит под замком, как опытный об разец. Впрочем, Павел Филип пович Шатунов полон опти мизма: недавно техсовет НПО «Севрыбтехцентр» выделил средства на продолжение этой работы. «Сбереги тебя судьба...» — есть та кая хорошая песня у Аллы Пугачевой. Эти же слога говорят или держат в мыслях жены моряков, провожая лю бимых в рейс. Но как уберечь челове ка, который то ли из лихачества, то ли по неведению попадает в печальную, а то и трагическую историю! Да, моряки стали намного грамотней, мы часто повторяем это. Но не стали осторожней. А нехватка рабочих рук в связи с сокращением штата экипажа подталкивает моряка к спешке, не да ет порой времени оценить опасность. Немало и других причин, из-за которых на берег возвращается моряк то с травмой, а то и... На флотах не любят говорить о таких случаях. Мы же считаем, что они обя зательно должны стать достоянием гласности, чтобы люди учились на чу жих ошибках, почаще задумывались над тем, чем они рискуют, бравируя собственной лихостью. Поэтому мы открываем новую руб рику. Береги себя, моряк! ПО СКОЛЬЗКОЙ ПАЛУБЕ Говоря языком цифр, срав ним показатели случаев трав матизма в прошлом году и в 1989 году: количество не счастных случаев возросло на 18 процентов. Пострада ли 459 человек. Четверо из них погибли. .Это: матрос управления «Севрыбхолод- флот» О. С. Дайнеко, упав ший через технологический вырез в цистерну танкера; донкерман этого же флота В. И. Нестеренко. утонув ший в танке с газотурбин ным топливом ТР «Отто Гротеволь» мастер обработ ки рыбы тралфлота В. В. Казачек, получивший инга ляционное отравление пара ми дезинфицирующего пре парата; слесарь-наладчик «Архрыбпрома> В. А. Арис тов, смертельно травмирован ный при ремонте морозиль ного агрегата на БМРТ «Ко лет Даг». Наиболее тревожно обсто ят дела с охраной труда в НПО <Севрыбпоиск >: коли чество случаев травматиз ма там увеличилось на 237 (!) процентов. На 77 процен тов стало больше травмиро ванных в рыбном порту. Да леки от благополучия в этом плане коллективы рыбоком бината и < Мурманрыбпро- ма». Очень много несчастных случаев происходит при не благоприятных погодных ус ловиях. И это понятно: в снег или обледенение идти но палубе или трапам надо с удвоенной осторожностью, а бывает, что нет лишней секунды. Вот и травмы... Не сокращается и количество травм, происшедших при промысловых операциях. Как ни странно, при командно - административной системе было строже: суще ствовал. пусть и несовершен ный, механизм управления охраной труда. Ослабление этой системы и отсутствие какой-либо иной, более дей ственной структуры управ ления не лучшим образом отразились и на безопасно сти работы. Сегодня система управления охраной труда не получает дальнейшего раз вития. Уверен, нужны эко номические -стимулы: не столько наказывать руково дителей за происшествия, сколько поощрять за безава рийную работу. Следует отходить от сте реотипного представления, будто жесткий контроль яв ляется основным средством снижения травматизма. Era воздействие носило и будет носить лишь косвенный ха рактер, поскольку весь этот контроль сводится к меро приятиям по результатам проверок. Думается, чем дальше мы будем входить в рыночные отношения, тем острее вста нет вопрос об ответственно сти каждого за нарушение правил безопасности труда, Сейчас в коллективах об суждается проект Закона об охране труда. В нем предус матриваются крупные отчис ления — штрафы с руково дителей за каждое наруше ние техники безопасности. Разрабатывается во всех коллективах и еще один хо роший документ: программа «Здоровье». Смысл его — в улучшении условий труда, оздоровлении его. предуп реждении заболеваемости. И. наконец. несколько слов о подготовке наших ра ботников. Как не быть трав мам и еще более страшным случаям, если приходится вызывать на переаттестацию по охране труда руководите лей отдельных предприятий по пять-шесть раз! Вот уж понстине «пока гром не гря нет, мужик не перекрестит ся». А. ДЕМА, главный инспектор по ох ране труда и технике безопасности АРП «Сев- рыба». Д УМАЮ , МНОГИЕ согласят ся с прописной истиной, что от состояния морально психологического климата в любом рыбацком коллективе зазисит многое, и в первую очередь, конечно, работоспо собность людей, их отдача в таком важном деле, ради ко торого, собственно, они и вы- ходят в море. И, честно говоря, всегда бы вает неприятно, когда слы шишь, что на том или ином судне отношения между командирами производства и судов тралового. Флота. Возник он, на первый взгляд, из-за пустяка. Но не будем торопиться с выводами. Капи тан-директор своей* властью, что, кстати, не противоречит Уставу, освободил от несения подвахт пемполита, ничего не объяснив команде, лишь ска зав, что имеет на это полное право. Экипаж возмутился, ар гументируя свое недовольство тем, что в мере все кормятся, как говорится, «от хвоста» и поэтому на борту каждая па ра рабочих рук на особом Конфликтная ситузция ЩМ R г? Kg претензий, говоря о его гру бых отношениях с подчинен ными, противостояние углуби лось и приняло своеобразную окраску. Коротко оно свелось к од ному: Устав и права человека. Как их совместить? И нужно ли? Моряки и на том давнем собрании в море, и на после дующем, уже по приходе в порт, говорили об одном: «Мы согласно! работать и жить в рейсе _по параграфам Устава, но тогда зачем на судне су- подчиненными складываются не лучшим образом, а порой и перерастают в конфронта цию. Удивительно и вот что. Во многих случаях каждая из сто рон считает себя абсолютно правой в вопросе, вызвавшем конфликт, и ни на йоту не хо чет уступать своих позиций. Так уж, видимо, воспитали нас лозунгами типа «Кто не с на ми, тот против нас». А раз «против», чего же с ним цере мониться, враг, и вся недолга. Даже не пытаемся найти хоть какие-либо точки соприкосно вения, достигнуть консенсуса, как ныне стало модно гово рить. Возьмем недавний кон фликт, происшедший в по следнем рейсе на одном из счету. И все бы можно было по любовно уладить, знай члены экипажа о тяжелой болезни помполита, из-за которой он и не мог выходить на подвах- ту. Но тут, как часто и быва ет, «нашла коса на камень». Командир не поставил вовре- мя команду в известность о причине своего решения, счи тая, видимо, что не обязан это го делать, экипаж, в свою оче редь, встал на дыбы. Как выяснилось позже из разговоров с рыбаками, эта стычка была только последней каплей в чаше разногласий экипажа с командиром. Корни конфликта оказались значи тельно глубже и, когда на профсоюзном собрании мо ряки высказали капитану ряд ществует профсоюзная орга низация, призванная стоять на страже интересов любого из ее членов. Давайте переста нем дурить друг другу голо вы защитными функциями профсоюза, если они в море не действуют, и будем подчи няться только Уставу и коман диру. Зачем обманывать се бя?». Я присутствовал на общесу довом собрании в порту и хо чу поделиться некоторыми мыслями, вызванными его хо дом. Все знают, насколько инте ресно наблюдать за людьми со стороны. Так было и на сей раз. Обратил внимание: только что рыбаки говорили о командире все, что думают, но стоило тому появиться (немно го задержался), многие сра зу умолкли, будто язык про глотили. Ну доколе же будет сидеть в нас эта рабская пси хология, воспитанная десяти летиями? Почти шесть лет на дворе перестройка. Митингуют все почем зря, говорят обо всем что хотят, а рыбаки, как бы ли, так и -остаются повязанны ми своими загранвизами. Согласитесь, какая бы поли тическая погода ни была в стране, на флоте до сих пор, если человек становится поче- му-либо неугодным, руковод ство всегда найдет позод, что бы лишить его визы. А сегодня, в пору тотально го дефицита, когда наши «де ревяшки» усыхают с каждым днем, рыбаку без визы про сто не прожить. Должен же он за с б о й поистине дьяволь ский по напряжению труд по лучать приличное вознаграж дение, чтобы кормить и оде вать семью, приобретать ка кие-либо вещи, которые толь ко у нас, при нашей всеохват ной бедности, считаются пред- метами роскоши. Однако вернусь к собранию. А на нем мало того, что мно гие с появлением капитана ли шились дара речи, скорее все го по причине, о которой я говорил выше, но и сам он повел себя не лучшим обра зом, грубо обрывая говорив ших, не давая людям возмож ности высказать все, что у них наболело. Так что, думаю, ры баки в немалой степени были правы, указывая на его, мягко говоря, нелегкий характер. Ловлю себя на мысли, что рыбаки наши находятся внут ри замкнутого круга, за пре делы которого выбраться по РЫБНЫЙМУРМАН ка нет никакой возможности. И все же, мне кажется, командиру, как человеку, от которого на судне зависит буквально все, при всей стро гости в вопросах производст ва и дисциплины, к людям следует относиться более тер пимо, не жалеть доброго сло ва б их адрес, если они заслу жили его, не игнорировать мнение экипажа. Думаю, что и судовым профсоюзным организациям нужно дать какие-либо допол нительные права, иначе сам по себе возникает вопрос: «К чему они?». Ведь и сегодня председатель судового коми тета профсоюза радиограмму в порт может дать, только по лучив разрешение от капита на. Командир же, в свою оче редь, являясь рядовым чле ном профсоюзной организа ции, имеет право наложить Е е т о на любое решение профкома. Ратуя за большие праза профсоюза, отнюдь не при зываю к анархии на судне, этакой казацкой вольнице. Бо же упаси, чтобы кто-либо по думал именно так. И все же как совместить несовместимое: существующий Устав, гласящий о единовла стии капитана, и демократиза цию нашей жизни, ставящую во главу угла права человека? В. кикинов. P. S. Сознательно не назы ваю ни судна, на котором произошел этот конфликт, ни фамилий его участников. По верьте, боюсь не за себя, а за тех самых рыбаков, которым есть что терять даже в наше время всеобщей гласности. 1февраля 191года *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz