Рыбный Мурман. 1991 г. Февраль.
(Окончание. Начало ни Jl-ii стр.) ред самым твоим носом нашим во дителям, уверен, доставляет особое удовольствие: Возвращая нас в столицу, к морю, железная дорога петляла, пробивала себе путь сквозь горные массивы. Иной раз казалось, что большую масть пути мы едем туннелями, как к метро. К слову сказать, в много- миллионных Афинах роль метро вы полняет специальны!! скоростной трамвай. И однажды, добираясь из центра города в яхт-клуб, перед по садкой мы обратили внимание па си дящего на ступенях молодого чело века. Штанины его брюк были зака- . таны, а ноги ниже колеи сплошь по крывали открытые кровоточащие яз вы. Мы сели в разные вагоны, но уже на следующей остановке этот чело век зашел в наш салон и с гневной речыо обратился к пассажирам. Ока зывается, он болен СПИДом и, об личая весь цивилизованны!"! мир. та ким образом проснл-требовал денег па проживание. В протянутую шапку почти все опускали монеты. Ч ТОБЫ поскорее избавиться от столь неприятных воспо минаний, давайте перенесемся к бла гословенному острову Кипр, на бе рег которого, по преданию, вышла из пены морской богиня любви Аф родита. Впрочем, советские перевод чики-популяризаторы лукавят, цело мудренно опуская в мифах один не маловажный аспект. Ну разве могли древнегреческие философы-материа листы допустить рождение богини из неодушевленной пены, пусть даже и морской? Конечно же, нет. И преж де чем появилась Афродита, там разыгралась смертельная битва меж ду двумя титанами, в ходе которой одни из них остался без детородного члена.'Вот тогда-то, покрывшись пе ной, и изрыгнуло море па остров но вую богиню... На Кипре мы стояли в греческом порту Лимасол. Это обыкновенный туристский городок с пальмами и оживленными по ночам ресторанами, с левосторонним автомобильным дви жением и развалинами античных хра мов н крепостей времен крестовых походов. Вместе с отцом Августином мы иапару съездили и па восточную оконечность острова в город Ларна* ка, знаменитый своей христианской церковью, где покоятся мощи Лазаря Четырехдневного. Того самого, кото рого по дружбе воскресил Иисус Хри стос. И Лазарь, оказывается, еще долго жил, став первым епископом на Кипре. (У Леонида Андреева есть рассказ, трактующий судьбу лого воскресшего из мертвых человека не сколько иначе. Но я сам видел не тленные берцовые кости и верхушку черепа Лазаря, так что больше верю этим вещественным доказательствам, чем художественному вымыслу гени ального писателя.) Впрочем, Лариака прежде всего запомнилась огромным пляжем и лас ковым теплым морем. Греки, арабы, западные немцы —- для всех там есть развлечения на любой вкус. Рядом с обнаженными европейками па пля же можно видеть завернутых в чер ные одежды арабских женщин, по * соседству с мечетыо находится ар мянская" церковь. а в автобусе на од ном сиденье с одетым в националь ные шаровары и обутым в кожаные сапоги стариком-киприотом о чем-то щебечут девчушки явно восточного происхождения. На обратном пути, высадив нас у самого причала, водитель автобуса напомнил, что нынче в городском парке проходит фестиваль вин. «Free», то есть «свободно», «бесплатно», — подмигнул он па прощание. О фести вале услышали мы тем вечером и от пришедшего познакомиться с палом никами председателя местного обще ства дружбы с СССР некоего Васи лия. Сам он лечащий врач и на воп рос «есть ли па Кипре алкоголики?» ответил утвердительно: «Есть два человека, которые стоят па учете. Но они безобидные, если днем вы пьют хоть стакан вина. А настоящий киприот пьяным не бывает никогда. И если увидите па фестивале нака чавшегося вином человека, знайте — он иностранец!». Рассказал Василий и о том, что бесплатно вино налива ют лишь три часа — с восьми до одиннадцати вечера. Так что решили не торопиться, а основательно подго товиться; отыскали в трюме и раз дали желающим по двухлитровой фляжке. А к назначенному часу бы ли в городском парке Лимасола. Фестиваль этот проходит на Кип ре раз в год и длится целую неделю. По сути дела он представляет из се бя многотысячную международную «тусовку», где каждый веселится в меру своих сил и способностей. Вход платный — полтора фунта, то есть четыре доллара. Широкие аллеи, с одной стороны которых установлены бочки с белым и красным вином, с другой — стойки с многочисленны ми, свыше двухсот наименований, бутылками. Из бочек наливают в лю бую посуду сколько захочешь. Из бутылок — лишь в купленные на фестивале рюмки граммов по пять десят. Тоже бесплатно. На соседних аллеях дымятся-жарятся-парятся раз личные закуски. Уже за деньги. В конечном итоге, как мне кажется, ор ганизаторы фестиваля внакладе не остаются: подвыпившего человека потянет закусить, а чем больше вы пьет, тем быстрее освободит содер жимое кошелька. Гремит музыка. В большом откры том зале-павильоне местные юморис ты рассказывают с эстрады хохмы. В парке установлена огромная боч ка. в которую ссыпают подвозимый на тачках виноград. Его тут же да вят, приглашая желающих подняться по лесенке и, сняв обувь, погрузить ся но колени в жидкое месиво. Сок, стекающий по специальным жело бам, сразу попадает в какие-то само гонные аппараты, после чего в под ставленные чаши тонкой струйкой стекает спиртоносный первач. Хо чешь — пробуй, как говорится, ие отходя от кассы... На следующий день мы покидали Кипр. Почыо особых происшествий не было, если не считать падение с трапа одного из паломников. Все бы хорошо, но вытащили мы его из во ды уже без сумки, в которой кроме фляжки с вином находился загра ничный паспорт. Поутру поиски про пажи результата не дали. Положи тельного. Так что руководитель экс педиции Виктор Дмитриев дал коман ду ставить паруса во избежание но вых соблазнов — как-никак фести валь длится целую неделю.,, А ТЕПЕРЬ перенесемся на улицы Иерусалима, где вечерами в европейской части города открывает двери культурный центр выходцев из СССР. Это довольно-таки непло хое кафе, на втором этаже которого находится вместительный концертный зал. В тот раз наши бывшие сооте чественники собрались на -творческий вечер драматурга Семена Злотнико ва. (Ведущий представил его как из вестного советского драматурга, но я это имя слышал впервые.) Злотни ков читал короткие юморные пьески, а в перерывах какой-то юноша пел песни под гитару па стихи Булата Окуджавы и Юнны Мориц. И мы, паломники, были в тот вечер лишни ми, так как не вмещались в прокрус тово ложе тем и разговоров завсегда таев центра. Мы не собирались на всегда покидать Союз, поэтому ока зались как бы с той, другой стороны возведенной иммигрантами идеологи ческой баррикады. Но вместе с тем мы по свое)! воле добрались до Иеру салима и пришли к ним в гости без каких-либо'предубеждений и с откры тым сердцем. Все же, наверное, они нам завидовали. Завидовали возмож ности посмотреть и вернуться до мой, прежде чем сделать окончатель ный выбор. Многие же, обрубив все пути к возвращению, этой возможно сти не имели... . Не досидев до конца творческого вечера, мы спустились в кафе, где с удовольствием отведали довольно-та ки дешевого (два шекеля, то есть в пределах одного доллара) и хороше го пива. (Впрочем, эпитет «хорошее» за границей для . пива ие годится. Там фирменный напиток всегда и везде хорош — и в городском ресто ране, и в частной лавочке на зате рянном в Эгейском море островке. На то она и «фирма», что веников не вяжет...) Полистали подшивки местных русскоязычных газет. Озна комились с программой дальнейших культурных мероприятий центра. На ближайшие десять дней были запла нированы; камерный концерт «Иеру салимские виртуозы» (скрипка — Г. Гуревич, гитара — М. Покров ский. В репертуаре Бокерини, Ви вальди, Глюк, Паганини, Рахманинов, Мусоргский); праздничный вечер, по священный Новому году (с присутст вием министра абсорбции раввина И. Переца); камерный концерт ар фистки Нели Бибас (Гендель, Дебюс си, Туриье...); лекция-актуалия «По литика — Экономика — Искусством встреча с писателем-историком М. Хейфицем «Хазаро-европейское иго в России?». Тот вечер был щедр на неожидан ные встречи. Покинув культурный центр, мы должны были сесть в рей совый автобус, чтобы добраться на ночлег до Горненского монастыря Русской духовной миссии. Но заплу тали и лишь к полуночи нашли нуж ную остановку. На лавочке, ожидая автобус, сидели две пожилые женщи ны. Услышав русскую речь, одна из них поинтересовалась кто мы и отку да. Услышав ответ, удивилась, вос кликнув с ярко выраженным еврей ским акцентом: «Как? Шесть гово рящих по-русски мужиков ночью по среди Иерусалима * и среди вас н е т^ евреев? Не может быть. Если уж Лев Толстой был евреем, то и этот (ука зывает на отца Августина) — еврей, и этот (показывает па руководителя экспедиции Виктора Дмитриева), и...». Пока не дошла очередь до остальных паломников, мы поторопились сесть в подъехавший автобус и, не попро щавшись с разговорчивыми бабуся ми, отправились в монастырь... 2 февраля 191года 12 РЫБНЫЙ мурман Один из греческих скальных монастырей в местечке «Метеоры». От Кижей до Египта Автор этих заметок и доцент Ленинградской духовной академии архимандрит Августин у храма Лазаря Четы рехдневного в кипрском городке Ларнака.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz