Рыбный Мурман. 1991 г. Февраль.
Резонанс «ИЗЪЯТЬ...», «ПРЕКРАТИТЬ...», «СОКРАТИТЬ...» Полностью поддерживаю обращение экипажа БМРТ «Михаил Воронин» («РМ» JST« 2 с. г.) и, чтобы не от кладывать дело в долгий ящик, предлагаю: 1. Расцентрализовать си стему профсоюзов Минрыб- хоза и создать объединенные независимые профсоюзы флотов, координацию рабо ты которых будут осуществ лять советы председателей и представителей от экипажей. 2. Все отчисления своему флотскому профсоюзу долж ны оставаться на месте, в eio распоряжении, так как никакой реальной помощи на свои же деньги, переве денные в ВЦСПС, рыбаки не получают. От пегеегроищиксп с л ы ш у . Рис. И. Власовой. 3. Вопросы о пенсиях и заработной нлате членов своего профсоюза должен ре шать независимый профсоюз данного флота и выносить экономически обоснованные цифры на всеобщее обсуж дение экипажей. 4. В связи с повышением цен и пустыми прилавками дать право рыбакам самим распоряжаться своей про дукцией и реализовывать ее в' своих магазинах, а также дать возможность произво дить выгодный прямой об мен на другие необходимые продукты питания как в на шей стране, так- и за рубежом ввиду начавшегося (будем называть вещи своими име нами) в стране голода. 5. Во избежание возмож ного необоснованного дикта та капитана на судне дать повышенные права судовому комитету. О. Изъять у про(|>союза средства и помещения. Вы свобожденные деньги пу стить па строительство жилья для рыбаков и орга низацию флотских профсою зов. 7. Поставить перед вновь созданными флотскими профсоюзами конкретные за дачи и жестко следить за их выполнением. Это прежде всего жилье для рыбаков, заработная плата и пенсии в соответствии с затраченным трудом и условиями работы в данной местности: — отчисления от прибыли флота в «фонд государства» снизить до минимума, а эти деньги пустить в воспроиз водство рыбных ресурсов, а также на ремонт и обновле ние флота, что приведет лишь к более обильным рыб ным прилавкам: — организовать комиссию по ценам на рыбную продук цию. которая должна зани маться обоснованием цен и контролем за их соблюдени ем: — сократить рейсы до разумных пределов: — оплату экипажу за рыб ную продукцию, реализо ванную за рубежом, произ водить в свободноконверти руемой валюте. А также ряд других про блем. хорошо известных каждому рыбаку. Самая первоначальная з а дача сейчас — это добиться отставки старой, изжившей себя профсоюзной машины и организация рабочего коми тета флотского профсоюза, для чего прежде всего необ ходимо: 1. Прекратить платить взносы па благо ВЦСПС. 2 . Выбрать достойных лю дей. которые могли бы по- настоящему отстаивать пра ва рыбаков. 3. О работе комитета по стоянно информировать ры баков. для этого ввести в со став комитета главного ре дактора газеты «Рыбный Мурман >. 4. Найти постоянное поме щение для рабочего комите-. та флотского профсоюза и со временем снабдить его не посредственной связью с районами промысла. Прошу газету «Рыбный Мурман» помочь рыбакам в борьбе за их права. А. ДУБИНСКИИ , третий механик, ныне курсант - «ускоренннк» МВИМУ. Кавалерийским наскоком, враз, «чтобы не откладывать дело в долгий ящик», ускорениик А. Дубинскин налетел на профсоюз, ныне существую щий, н начал отсекать: «расцентрализовать», «изъять», «прекратить»... Это мы уже проходили: и грабили, и экспроприировали, и делили, вот только умножать и прибавлять не научились. Верим, что эти два арифме тических действия А. Дубинскнй вспомнит на курсах. Жаль, правда, что ускоренных. Впрочем, сегодня мы представим и другую точку зрения на сегодняшнее положение РЫ БАЦ КО ГО профсоюза. А Я Н Е С О Г Л А С Е Н Меня попросили поделиться своими соображениями о существующей струк туре профсоюза и возможных преоб разованиях. Вопрос этот очень непростой в си лу существующего законодательства о труде, других актов, определяющих ме- с»о профорганов в нашей жизни. Это во-первых, и правах предприятий в структуре госсектора, во-вторых. В-третьих, это состояние общества, •го привычного, воспитанного десяти летиями отношения к профсоюзу (все а профсоюзе, а к нему вроде и отно шения не имеют). В-четвертых, это реакция руководи телей различных структур на профсо юз (как волк на ягненка из басни Кры лова), нежелание и неумение сотрудни чать с ним, в то время как сами состо ят его членами. (Работодатель и наем ный в одной связке — нонсенс, пара докс для сегодняшней ситуации.) В-пятых, по закону о профсоюзах СССР важнейший вопрос — заключе ние соглашения (колдоговора) осуще ствляется в конечном итоге (хотя на практике это дело профсоюза) не профсоюзом, а трудовым коллективом, т. е. поддерживается и развивается ис кусственно состояние разрыва члена профсоюза от профсоюза через трудо вой коллектив. Члену профсоюза это, понятно, не нужно (надвое не разде лишься), не нужно это и профсоюзно му комитету, т. к. он лишается права заключения прямого соглашения с ра ботодателем — администрацией. Но индикатор силы профсоюза — его от ветственность за своих членов и соот ветственно ответственность каждого члена профсоюза перед своей органи зацией и комитетом здесь размыт, а потому за ним сложно следить. В этой ситузции снижается эффективность дея тельности профсоюза, возникают слож ности в осуществлении защитных функ ций. И в-шестых, основное звено проф союза — первичная организация (да и больший уровень) не обладает доста точно весомыми денежными средства ми, не имеет своих производственных фондов. Источник поступления средств — взносы члена профсоюза, которые настолько мизерны (1% зарплаты), что рассчитывать на них, как на какой-то потенциал в экстремальной ситуации профсоюзного движения нельзя, как нельзя и осуществлять какие-либо су щественные социальные гарантии из своих средств. Все эти шесть факторов в профсоюзе (очевидно, есть и другие) часто уподоб ляют сегодняшний профсоюз Дон Ки хоту. Много размышлений возникает и по вопросу самостоятельности профсоюз ных организаций в профсоюзных струк турах. И первая, часто приходящая мысль выделиться в рамках* существую щего отраслевого профсоюза в проф союзы по профессиям. Возможно, что при поступательном прогрессивном развитии нашего обще ства такое и произойдет. Да это и пра вильно. В отдельно взятых профессиях свои нюансы и сложности, которые вол нуют данную категорию людей, а не всех, состоящих в профсоюзе, даже ес ли они объединены работой на одном предприятии. В нашем случае для тра лового флота — это работники ДМО, радиоцентра, базы технического обслу живания плавсостава, ОМТС, ДДУ, ИТР, УТФ. Профсоюзы должны быть разными по профессиям, но объединяться еди ным комитетом, чтобы не произошло раскола и размывания сил. И этому на до хорошо учиться. В противном слу чае беды не избежать. Готовясь к конференции трудового коллектива по заключению трудового договора на 1991 год, мы решили по пытаться организовать принятие само стоятельных соглашений между подраз делениями коллектива флота и адми нистрацией УТФ и отдельно по плавсо ставу. 8 итоге этого не произошло, хо тя в профсоюзных организациях с нами согласились и кое-какие шаги в этом направлении проделали. Причина про ста — трудно отойти от сложившейся практики, когда в том или ином под разделении' флота постановочные воп росы выдаются, но не отстаиваются ини циаторами. Приходится брать их - на свои плечи профкому, а коллектив как бы остается в стороне. И хотя все постановочные вопросы в конечном Г итоге проходят через конференцию тру дового коллектива, тем не менее мно гие из них не принимаются, т. к. де тально ранее не обсуждены и не про работаны в коллективе совместно с ад министрацией УТФ. Год назад мы начали изучать ситуа цию среди плавсостава, их мнение о самостоятельности профсоюзной орга низации флота на основе наработки своего устава профсоюза. В итоге вы яснилось, что депо это преждевремен ное, плавсостав не являет собой моно литного единства в силу специфики и режимности предприятия. Значит, здесь все нити сходятся на профкоме флота. Он накапливает и генерирует ситуацию забот коллектива, точнее, членов своей организации, отстаивает их перед адми нистрацией и потому должен быть единственным полномочным органом в деле защиты интересов трудящихся, а не просто иметь преимущественное пра во в этом, как записано в законе о профсоюзах. Принимать свой устав преждевремен но еще и потому, что госпредприятие само пока не в состоянии рассматри вать все вопросы, которые выставляет профсоюз. Требуется обращение выше. А выше на их уровне стоят в том чис ле и профсоюзные органы, мнение, ре шение которых тоже обязательно и без него нижестоящее профсоюзное реше ние не пройдет. В общем, дело профсоюзов весьма трудное. Трудное и потому, что это се годня единственная организация, спо собная хоть как-то отстаивать интересы трудящихся. Но закон по отношению к профсоюзу весьма несовершенен и потому, как не делись и не дробись на профсоюзы по профессиям, в нашем случае на плавсостав и берег, по суще ству ничего не изменится. Надо на учиться объединять сегодняшние силы в отстаивании своих законных прав и нести одновременно ответственность за членство в профсоюзе, т. е. за свои профессиональные качества. Если же говорить о каком-то обще ственном движении в защиту своих со циально-справедливых и законных прав той или иной группы людей, объеди ненных профессией, то оно может быть эффективным и в рамках сущест вующей структуры профсоюза, в том числе если речь идет и о плавсоставе. События двухгодичной давности тому подтверждение. Кстати, профком тра лового флота имеет прямую причаст ность к их развитию. Правда, время прошло, научились кое- чему та и другая стороны, теперь на арапа не возьмешь. Наступает период умного сотрудничества профсоюза с различными органами, в т. ч. хозяйст венными по защите жизненных интере сов трудящихся и, наоборот, сотрудни чества этих органов с профсоюзом. Там, где этого не получается, возни кают конфликты. Но это дело времени. Главное — не дать ущемить авторитет профсоюза (а это порой имеет место) и способствовато его росту. Препятствовать этому — значит пре пятствовать социально-экономическому прогрессу. Б. АЛЕКСЕЕВ, председатель профкома тралового флота. - 2 февраля 191года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz