Рыбный Мурман. 1991 г. Февраль.
Совместный пленум: обкома партии НАСТУПИЛ МОМЕНТ Из доклада С. Л. Серокурова - После пяти лег поиска ме тодов обновления общества очевидно, что прежняя ад министративно - командная система себя исчерпала. Но ясно и то, что безболезненно от нее отказаться не удастся. Радикальные преобразования в обществе не идут так бы стро, как это намечалось. В этом вся крнзисность поло жения. На XXVIII съезде КПСС были определены ос новные цели и направления деятельности партии по пере стройке, но перевести нх па язык конкретных эффектив ных мероприятий оказалось непросто. Кавалерийские атаки российского парламен та типа <:500 дней», любые другие искусственные моде ли, спускаемые «сверху», пи к чему, кроме еще большего обострения кризиса, пока ие привели. Шараханья в соци альном развитии из одной крайности в другую оборачи ваются для общества утра той стимулов к производи тельному и честному труду, к национальному единству, к сплочению всех сил для бу дущего развития. Неприем лемы и бесхребетность эконо мической политики, стихий ность в перестройке. В этих условиях всякие попытки устранить с политической аре ны главную стабилизирую щую силу общества — КПСС — нельзя оценить иначе, как посягательство на граждан ский мир и общенациональное Согласие. Характерными чертами те кущего момента, и это под черкнуто в Политическом за явлении объединенного Пле нума, является стремление сепаратистских сил расколоть единство нашего многонацио нального государства, под менить договор о Союзе рав ноправных суверенных со ветских социалистических республик конфедеративным Союзом самостоятельных не зависимых и не связанных об щими целями государств, «содружество» которых будет замешано на двусторонних соглашениях между респуб ликами. С большой тревогой участники Пленума говорили о событиях в Литве, Латвии и Эстонии. Нас ие может не беспокоить тот факт, что во инствующий национализм в Прибалтике активно исполь зуется для нагнетания антп* центристских настроении, для обвинения армии и КПСС в разжигании страстей между коренным и русскоязычным населением, в попытках свер жения существующей власти и организации антиконститу ционных переворотов. Конеч но, у лжи короткие ноги, ПРАВДА рано или поздпо восторжествует. Но луч ше рано, чем поздно. Поэто му Пленум уделил много внимания работе средств мас совой информации, их уме- В М У РМ А Н С К Е состоялся совместный пленум обкома партии и контрольной комиссии об ластной организации КП РС Ф С Р . На нем был рассмотрен ряд вопросов, в том числе ~ об итогах январского (1991 г.) Пленума Ц К и Ц К К КПСС и задачах парторганизации области с учетом теку щего момента, отчет об исполнении бюджета за 1990 год, о бюджете областной парторганизации на 1991 год, о регламенте работы обкома н дру гие. С докладом по первому вопросу выступил пер вый секретарь обкома КП Р С Ф С Р С. J1. Сероку- ров. (Доклад публикуется с сокращениями, пол ностью напечатай в газете «Полярная правда», ко торая поместила все остальные документы плену ма.) иию объективно и оперативно освещать происходящие в стране события, умению взве шенно и мудро делать выво ды, нести ответственность перед народом за свои дейст вия. По вопросу о текущем мо менте объединенный Пленум ЦК и ЦКК КПСС принял, как уже отмечалось. Полити ческое заявление. Оно долж но стать не только предме том изучения для каждого коммуниста, каждой партий ной организации, по и про граммой действий. Наши слова не должны расходиться с делом, теперь это особенно важно. Парод не поддержит пас, если мы продекларируем одно, а сделаем другое. На Пленуме были рассмот рены и другие вопросы: — о подготовке к регистра ции Устава КПСС; — о нормативно-методиче ских документах ЦК КПСС и организационно - политиче ском укреплении партийных организаций; — о бюджете компартий со юзных республик па 1991 год; — оргапизаипоипые вопро сы. Все материалы Пленума опубликованы в партийной пе чати, отметил докладчик, по этому перейдем к изложению позиций бюро и задач об ластной партийной организа ции но выполнению решения объединенного Пленума с учетом текущего момента. Больше всего людей волну ют вопросы: «Куда мы идем?», <В каком обществе окажемся?», «Когда же па полках магазинов появятся доступные товары?», «Когда власти начнут наводить по рядок?» и другие. Трудящих ся волнует предстоящая приватизация государствен ной собственности и что она даст каждому гражданину персонально. На все вопросы мы должны дать ответ, а для этого надо самим четко ра зобраться в обстановке, уяс нить ситуацию, учесть на строения и готовность обще ства воспринимать наши объ яснения, паши действия и по ступки. Прежде всего нам следует считаться с тем, что в обла сти, как и в обществе в це лом, наметились идейные и политические размежевания по поводу ценностей социа листического образа жизни. По данным социологических исследований, проведенных обкомом партии в конце про шлого года, до 40 процентов мурманчан высказались за закрепление в будущей Кон ституции России свободы ча стного предпринимательства, частной собственности на зем лю и предприятия. Лишь 15 процентов опрошенных выска зались против и 45 процентов ие определились в этих вопро сах. Казалось бы, переход от государственного к частному предпринимательству подго товлен. Однако такой вывод был бы поверхностным. Социалнстичиость, коллек тивизм, зашита государства глубоко укоренились в нашем образе жизни. Для всех опро шенных — как для сторонни ков капитализации, так и для се противников — очень важно, чтобы государство по-прежнему сохраняло за со бой функции обеспечения на селения продовольствием, то варами народного потребле ния, жильем, обеспечивало социальную защиту. За это высказались до 90 процентов опрошенных. До 80 процентов наших сограждан, одобряя частное предпринимательство, хотели бы сохранить жест кий государственный и рабо чий контроль за всеми про цессами в сфере производства и распределения. Переход к рынку ие будет победным маршем. Он связан с глубокими политическими, экономическими, психологиче скими изменениями и через новую систему ценообразо вания, налогообложения, пе рераспределения рабочей силы и затрагивает жизненные ин тересы всех слоев населения. Для того, чтобы осуществить этот переход, необходимо усиление роли государства и прежде всего — исполнитель ной власти. Специалистам это было ясно и раньше. Но до лета 1990 года любое уси ление исполнительной власти воспринималось как удар но демократии. Вспомните хотя бы два этапа нашей XXV об ластной партийной конфе ренции и борьбу против прин ципов демократического цент рализма. Положение измени лось, когда люди начали по нимать все опасности безвла стия. Эту же опасность поня ли и пришедшие к власти. От нюдь ие демократические ме ры стали применять «демо кратическое» руководство при балтийских республик, Мос ковский и Ленинградский Со веты народных депутатов, Верховный Совет РСФСР. Думается, всем нам полезно уяснить самим и разъяснить обществу разницу между де мократией и безвластием, между демократическим цент рализмом и административно- командной системой. Усиление исполнительной власти санкционировано IV Съездом народных депутатов СССР. Главной фигурой на шей экономической и поли тической жизни становится Президент. Верховный Совет СССР сохраняет свои законо дательные функции, но имен но Президенту предстоит про вести в жизнь все, в том чи сле и непопулярные решения. На год-полтора — до 31 мар та 1992 года Президенту пре доставляются широкие пол номочия для того, чтобы на вести в стране порядок и дисциплину, нанести удар по экономическому саботажу, спе куляции, взяточничеству, бан дитизму. Было бы ошибкой пола гать, что действия Прези дента будут поддерживаться и не встретят сопротивления со стороны тех сил, для кото рых перестройка — это ре ставрация капитализма в па шен стране. Они будут оспа ривать законность каждого шага Президента, ставить под сомнение его Указы и по становления исполнительных органов, что мы уже видим в деятельности депутатов рос сийского и некоторых дру гих парламентов. Наступил момент, ' когда политические партии, в том числе объеди ненные в блок «Демократи ческая Россия», уже не скры вают своих целей за привле кательными лозунгами и при зывами. Поддержка намеченных IV Съездом Советов СССР ре форм -— вот основа позиции КПСС на текущий момент. Напомним несколько наи более важных решений Съез да, в которых коммунисты должны принять самое непо средственное участие н о чем было заявлено на объединен ном Пленуме ЦК и ЦКК КПСС. Первое. Постановление со юзного Съезда «О прозедешш референдума СССР по воп росу о Союзе Советских Со циалистических Республик», Съезд ие принял предложе ние заменить в названии сло ва «социалистических» на «суверенных». Референдум на мечено провести 17 марта. Мы, коммунисты, выступаем за сохранение Союза как фе дерации равноправных суве ренных Советских Социали стических Республик. 11 одготовка к референдуму идет в одни из самых слож ных и драматических перио дов нашей истории. Развер нулась деятельность сепара тистских, националистиче ских, антисоветских и анти социалистических сил по про паганде среди населения идей преобразования Союза ССР в конгломерат государств, отказу от социалистического выбора, звучат призывы не участвовать в референдуме. Подобным действиям должен быть дан решительный отпор со стороны партийных органи заций и коммунистов, ибо не удача референдума будет иметь самые тяжелые послед ствия для каждого народа нашей страны, обострит меж национальные конфликты, приведет к длительной и кро вавой междоусобице, к эко номической катастрофе, па дению жизненного уровня лю дей. Второе. На Съезде Сове тов принято постановление о референдуме СССР по воп росу о частной собственности на землю. Высказавшись за проведение земельной рефор мы, КПСС выступает против любого насилия по отношению к крестьянству, разрушения эффективно работающих аг ропромышленных структур, за наделение землей тех, кто хочет и способен производи тельно трудиться на иен. Нас, коммунистов, упрека ют в том, что мы отказались от ленинского лозунга «Зем ля — крестьянам, фабрики — рабочим». Мы от него никог да не отказывались, наоборот, выступая за бессрочный на дел, против продажи в лич ную собственность, мы воз- 2 февраля 191года 4 вращаемся именно к этому ло зунгу и добиваемся, чтобы земля была у того, кто ее об рабатывает, а ие у того, у кого есть деньги ^ и возмож ность купить. Хотелось бы, чтобы эту истину уяснил каж дый коммунист и помог бы разобраться людям, где кон чается личная собственность и начинается крупное частное землевладение. Третье. 24 сентября 1990 года Верховный Совет Сою за ССР принял Закон СССР «О дополнительных мерах по стабилизации экономической и общественно-политической жизни страны», в котором обязал Президента использо- А вать чрезвычайные меры для выведения общества из кри зисной ситуации. Ему предо ставлено празо издавать указы и давать поручения по вопросам отношений собст венности, организации управ ления народным хозяйством, бюджетно-финансовой систе мы, оплаты труда и ценооб разования, укрепления право порядка. Ряд таких указов Президент издал, и наша за дача откликнуться на обра щение Съезда народных де путатов СССР и поддержать эти конкретные действия. Четвертое. Вакханалия су веренитетов, война законов, очернение Советской Армии, призывы к роспуску Советов и установление так называемой демократической диктатуры, как это делает Г. X. Попов, направлены не против мифи ческой на сегодня «диктату- • ры центра», а против Кон ституции СССР и имеют це лью изменение общественно- го строя. Мы за самостоятельность республик, в том числе и Рос сии, но мы за Россию для народа, а не для будущих ка питалистов, мы за дружбу народов, а не их самоизоля - цию, мы за союз республик, за мощное государство нашу Родину — СССР. Таким образом, на нашей партии лежит историческая ответственность за судьбу страны и ее народов. Другой политической силы, способной решить эту задачу, сегодня нет. Из этого надо исходить при определении действий пар тийных организаций области. В осуществлении этих целен мы готовы работать со всеми, кто ие на словах, а на деле захочет быть с нами. Сложнейший вопрос — взаимодействие с Советами, работа коммуиистов-депута- тов. Не секрет, что после про шедших выборов во многих Советах, несмотря па преоб ладание в них коммунистов, сложилась атмосфера недо верия, настороженности по отношению к партийным ор ганам, переходящая порой в открытую конфронтацию. И партийные комитеты нередко вместо того, чтобы наладить деловую связь п взаимодей ствие, заняли выжидательную позицию: мол, власть у вас вот вы и действуйте, а мы посмотрим, что из этого вый дет. И если раньше под огнем критики находились в основ ном партийные органы, то теперь нарастает недовольст во деятельностью Советов. А они нуждаются в поддержке, потому что избраны 1 народом и для народа. На встречах в трудовых коллективах все чаще приходится слышать уп реки в том, что отход КПСС от прямого • руководства эко номикой оказался преждевре менным, что Советы не справ- ' ф - рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz