Рыбный Мурман. 1991 г. Февраль.
На пути к ринку Предлагаем вашему вниманию выдержки из высту пления генерального директора АРП «Севрыба» В. Ф. Корельского на недавно состоявшейся коллегии Мин- рыбхоза СССР. Основные результаты ра боты рыбной промышленности Северного бассейна в 1990 го ду свидетельствуют о ряде по ложительных тенденций, на метившихся в нашей произ водственно-хозяйственной де ятельности, при этом достиг нуто как выполнение заплани рованных показателей, так и обеспечен прирост к уровню 1989 года. Ассоциацией выполнена сводная производственная про грамма по добыче рыбы и мо репродуктов, производству ос новного ассортимента рыбо продукции — пищевой, кормо вой продукции. За счет нара щивания выпуска продукции с высокими потребительскими свойствами объем товарной продукции превысил уровень 1,5 млрд. рублей, что выше плана на 123 млн. рублей. Ко нечно, в условиях утвержде ния производственных планов нашими предприятиями вы полнить их легче, чем ранее. Однако и по сравнению с фак том предыдущих лет X1J пяти летки достигнут существен ный прирост производства и поставок продукции как в на туральном, так и в стоимост ном выражении. Так, объем производства пи щевой рыбопродукции возрос на 27 тыс. тонн, при этом объ ем добычи рыбы и морепро дуктов остался практически на уровне 1989 года, что свиде тельствует о том, что в основ ном увеличение производства продукции достигнуто за счет дополнительных ресурсов. Наибольший прирост пище вой продукции достигнут М ур манским траловым флотом, объединениями «Мурманрыб- пром» и «Карелрыбпром». В ассоциации наметилась тенденция роста объемов про изводства товарной рыбы. Ее производство составило более 400 тонн, что на 25 процентов выше уровня 1989 года. Кро ме того, выращена первая пар тия товарной семги в количе стве 5 тонн. Сверхплановое производст во рыбопродукции, принятые меры по доставке продукции в порт и погрузке позволили выполнить предприятиями рыбной отрасли и сбытовыми организациями бассейна гос заказ по поставкам рыбопро дукции оптовым потребите лям. Общее перевыполнение объ емов поставок пищевой рыбо продукции, включая консервы, составило 6 тыс. тонн. Значи тельно увеличены поставки пищевой по сравнению с 1989 годом. Правда, при этом не выпол нены поставки внерыночным потребителям из-за отсутст вия ресурсов крепкосоленой и мороженой рыбопродукции донных видов рыб. (А отсутст вие ресурсов, т. е. производ ства этой продукции является следствием низких, убыточных цен на нее. Еще более убы точные цены установлены с 1.01.91 года, что в условиях перехода к рынку вряд ли бу дет способствовать увеличе нию объема производства кре пкосоленой продукции.) Всеми предприятиями бас- сейьа. за исключением Мур манского рыбокомбината и Мурманской судоверфи, вы полнены и планы по произ водству товарной продукции с /-.«том обязательств по по ставкам в соответствии с дого ворами. Комбинатом недопоставле но продукции на 18 млн. руб., что в целом по ассоциации привело к выполнению товар ной по поставкам лишь на 98,7 процента. Столь значи тельные недопоставки допуще ны комбинатом как в резуль тате снижения общего объ ема производства и поставок, так и отдельных видов про фильной номенклатуры. В целом же Мурманский рыбокомбинат является одним из самых неблагополучных предприятий, его деятельность и перспективы развития тре- 6/ют серьезного анализа и paccvorpc-кия, поэтому мы ре шили провести там выездной совет директоров и рассмот реть гсдробно все проблемы. Ориентировка хозяйственно го механизма предприятий на достижение максимальной стоимости продукции позволи ла значительно перевыпол нить плановые показатели по производству продукции с высокой степенью разделки и профильной номенклатуры. Суммарный выпуск продукции улучшенного ассортимента со ставил 393 тыс. тонн, или почти 53 процента общего объема пищевой, и превысил уровень 1989 года на 10 тыс. тонн. Несмотря на значительный прирост натуральных и стои мостных показателей, в 1990 году финансовое состояние большинства предприятий ос тавалось сложным. По сравнению с прошлым годом допустили снижение прибыли или рост убытков большинство промышленных предприятий (объединения «Карелрыбпром» и «Мурман- рыбпром», Мурманский трало вый флот и Мурманский ры бокомбинат, судоверфь и СМУ). В целом по «Севрыбе» при быль от промышленной дея тельности ожидается в сумме 155 млн. рублей, что на 29 млн. рублей ниже предыду щего года. Основной причи ной этого явилось повышение с 1 января 1990 года цен на дизельное топливо и услуги транспорта. Это привело к снижению финансового резуль тата почти на 60 млн. рублей, а по убыточным предприяти ям — и к недостатку средств в обороте. В сопоставимых ус ловиях увеличение прибыли составило 30 млн. рублей. Другой причиной неудов летворительного финансового состояния является внеплано вое отвлечение оборотных средств на капитальные ре монты при отсутствии источ ников их финансирования, а также рост других статей се- бестоимов*и продукции. Иммобилизация средств в капитальные ремонты состави ла по ассоциации почти 40 млн. рублей, в том числе «Севрыб- холодфлотом» — 20 млн. руб лей. В условиях невыполнения плана прибыли это привело к недостатку собственных обо ротных средств и явилось од ной из основных причин от каза СРХФ и других пред приятий от перечисления средств в централизованные фонды, предусмотренные эко номическими нормативами. Эта задолженность не поз воляет финансировать отдель ные бассейновые мероприятия и перечислять средства в цент рализованные фонды минис терства. В результате реше нием арбитража Минрыбхоза с ассоциации взыскивается 43 млн. рублей, и у нас имеется картотека неплатежей к рас четному счету, т. е. счет за блокирован. Кстати, это решение было вынесено без нашего участия. Мы писали жалобу, но минис терство ответом нас не удос тоило. В то же время иск «Севры бы» к управлению «Севрыб- холодфлот» и объединению «Карелрыбпром» арбитражем Минрыбхоза отклонен без каких-либо законных основа ний, что затягивает наши вза иморасчеты на неопределен ный срок. Просьба дать поручение специалистам разобраться в этом вопросе с участием АРП «Севрыба». Задачи на 1991 год выте кают из необходимости ре шения проблем по итогам 1990 года, перестройки про мысловой деятельности, выз ванной выделением значитель ной квоты мойвы в Баренце вом море, и ожидаемым из менением условий лова в зо нах иностранных государств, формирования новых отноше ний, вызванных переходом на условия рыночной экономики. В основном они были опреде лены на состоявшемся 26 де кабря совете директоров. Осо бое внимание уделяется обес печению предприятий матери ально-техническими ресурса ми, сбалансированному с ут вержденными производствен ными программами, т. к. это одно из важнейших условий стабильной работы. К сожалению, сроки фор мирования планов социально- экономического развития пред приятий на 1991 год затяну лись, что было вызвано неоп ределенностью с квотами, це нами на продукцию, ресурсы и услуги, уровнем госзаказа (поставок в общегосударствен ные фонды потребления), ва лютой и т. д. Кроме того, руководствуясь новым «Законом о предприя тиях в СССР», наши предприя тия считают, что они не обя заны представлять плановые показатели. В этих условиях возникают дополнительные сложности с формированием сводной производственной программы ассоциации и оп ределения стратегии промыс- лово-производственной и эко номической деятельности. Предварительные данные' по казывают, что предприятиями Северного бассейна по основ ным показателям приняты планы производства и поста вок на уровне плана 1990 го да. Некоторое снижение объ ема поставок (— 15 тыс. тонн) вызвано необходимостью пе редачи ресурсов продукции непосредственно предприяти- исследований) и строительст- ями в виде платы за право ло ва в зонах иностранных госу дарств. Договоры заключены на 97 процентов объема производи мой товарной пищевой рыбо продукции. На 1991 год общая добыча рыбы и морепродуктов запла нирована в объеме 1511 тыс. тонн. Сложности в перестрой ке и организации промысло вой деятельности, как это ни парадоксально, заключаются в высоком потенциале сырь евых ресурсов, необходимос ти обеспечения эффективного промысла многих объектов в Северной Атлантике практиче ски одновременно, особенно в 1 квартале. А одна из важнейших за дач в этом плане для нас — это успешное проведение мой- венной путины. Мы разрабо тали комплекс мер, которые, го нашему мнению, позволя ют успешно ее провести. Эти меры включают конкретные задания по добыче с указани ем типов судов и судо-суток промысла, удельный вес на правления мойвы на пищевые цели (80 процентов), укомплек тования судов промснаряжени- ем, банкотарой, оборудовани ем, квалифицированными спе циалистами, подготовку прича лов, мощностей комбината и т. д. Создано 2 штаба пром- района (траловый и кошель ковый лов), обеспечено науч но-поисковое обслуживание. Мы надеемся, что реализа ция этих мер позволит успеш но провести мойвенную пути ну и выловить 300 тыс. тонн этой ценной рыбы. Есть одна проблема, которая отно сится не только к мойве, но практически ко всей продук ции, вырабатываемой на су дах Северного бассейна. Это проблема оптовых цен. Заме чу, что дифференциация ко эффициента 1,4 к оптовым це нам 1990 года по конкретно му ассортименту привела к резкому ухудшению финансо вого состояния флотов и «Сев- рыбы» в целом, т. к. средний коэффициент по продукции «Севрыбы» получился не 1,4, а 1,28, что приведет к потере более 100 млн. рублей чисто го дохода. Только по продук ции из мойвы эти потери со ставят около 28 млн. рублей. (Оптовая цена должна быть 80 руб. XI, 4= 112 рублей, а министерством утверждена 100 рублей за 1 ц.) Мы категорически возра жаем против дифференциро ванных коэффициентов и про сим их отменить. В противном слу-ае флоты вынуждены бу дут предъявлять иск минис терству, что предусмотрено «Законом о предприятиях в СССР». Министерством не решены в полной мере и вопросы, связанные с материально-тех ническим обеспечением «Сев- рыбы» по централизованной номенклатуре и не только по производственной программе, но и под поставки на общего сударственные нужды непро довольственных товаров на родного потребления. Одну из основных задач министерства в условиях фор мирования рыночных отноше ний мы видим в решении на правительственном уровне вопросов бюджетного финан сирования отрасли. Это отно сится как к частичному фи нансированию отраслевой нау ки (в том числе и сырьевых ва нового флота, так и к ва лютному бюджетному финан сированию. Основная пробле ма — это валюта. Рыбная про мышленность является уни кальной отраслью в стране, обеспечивающей привлечение сырьевых ресурсов открытой части Мирового океана и зон иностранных государств и по ставки из этого сырья рыбной продукции на внутренний ры нок. Поэтому мы имеем пол ное право требовать от госу дарства частичной компенсации наших валютных расходов и прежде всего за право лова в зонах иностранных госу дарств, строительство флота за рубежом, эксплуатацион ные расходы. Отсутствие этих средств при ведет к резкому сокращению объемов производства, поста вок рыбопродукции на внут ренний рынок, ряду негатив ных социальных последствий. в условиях формированных оптовых цен на рыбопродук цию, известных указов Прези дента м решений союзного правительства без решения проблем бюджетного финан сирования (хотя бы частично) рыбная промышленность Се верного бассейна развиваться не сможет. • Мы, конечно, будем искать пути выживания, прежде все го за счет коммерческой, предпринимательской дея тельности. Однако что можно сделать, скажем, с налогом с продаж или со строителями, которые ввели договорные цены и подняли их в 3,5 ра за? На бассейне в 1991 году сложилась острейшая ситуация по доставке топлива в районы промысла в связи с требова нием пароходств Минморфло- та производить оплату рабо ты танкеров в свободнокон вертируемой валюте. Грузинское, Новороссий ское и Приморское пароход ства, у которых «Севрыба» на протяжении последних Двух лет постоянно арендовала 4—5 танкеров, выставили уль тимативные требования перей ти на оплату в СКВ, что по требует 27 млн. долларов США. В сложившихся валют ных условиях сделать «Севры бе» это невозможно. Все по пытки «Севрыбы» и СРХФ на своем уровне найти какой-ли- бо компромисс с пароходст- вами остаются безуспешными. В итоге мы ь настоящее вре мя поставлены перед выбо ром или в ближайшие недели найти решение этого вопроса на уровне министерства (МРХ и Минморфлота) или в пра вительстве, или же присту пить к отзыву судов из всех дальних районов промысла в порты базирования со всеми вытекающими последствиями. Поскольку эта проблема в равной степени касается всех бассейнов, предлагаю органи зовать встречу с министром морского флота первых руко водителей бассейновых объ единений, а если этого ока жется недостаточно, решить этот вопрос на уровне премь ер-министра СССР. При этом необходимо, по нашему мне нию, добиться выделения тан керного тоннажа на уровне 1990 года и с оплатой на преж них условиях (в шифрвалюте или в советских рублях), а в последующем — передачу этих танкеров на баланс ры бохозяйственных организа ций. рыбный мурман 2 февраля 191года *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz