Рыбный Мурман. 1991 г. Февраль.

го рода модель вселенной, космос. Говоря о космосе, следует отметить мгновенную реакцию духовенства на современность. Как только Гагарин побывал там, покровителем космо­ навтики назвали святого Павла. Храм — символ неба и земли, рая и ада. Человек особенно остро ощу­ щал и помнил, что когда-нибудь с востока, как встающее солнце, при­ дем второй' раз Иисус Христос, что­ бы судить людей. Храм и образ цар­ ства небесного н «земного образа дома: божьего». Четыре степы — че­ тыре стороны- света. Алтарь — об­ раз рая. . Все христианские . церкви имеют- алтарь в восточной части; Они обращены туда/ где, по представле 1 ишо верующих, расположен центр земли"— город Иерусалим с горой Голгофой, на которой был распят Иисус Христос. На западе, у входа в храм," часто находилась крещальня как символ прихода в христианство. Купола символизируют небесный свод: один купол — символ Христа, «ибо один есть глава церкви»; пяти- главне — Христос и четыре еванге­ листа' .тринадцать — «кон есть Христос со святые апостолы...». Стол­ бы, поддерживающие внутри свод, означают <опору церкви», то есть святых подвижников. Здесь следует отметить, что бывают и бесстолппые храмы, такие* как* уникальный собор Иоанна Богослова начала XVIII века в Макаровне'/ не имеющий аналогии в каменном зодчестве, нашей страны. Его своды покоятся на стенах без единого столба. Что это? Отступле­ ние строителя от канона, богохульст­ во или оригинальное конструктивное решение? Задав вопрос: «Разве храм соору­ жен без «опоры на святых?», я по­ лучил два разных ответа. Ученый Георгий Георгиевич Про­ шил: «Этот конструктивный элемент развенчивает внешнюю красоту об­ разной символики». Не слишком по­ нятно, правда? Проще сказал протоиреи Иоанн (Шуватов): «Раз свод лежит па четы­ рех стенах — то он опирается па на­ род, ибо четыре степы означают «па­ роды, пришедшие ко Христу », с че­ тырех (в смысле со всех) сторон све­ та». . . : Приведенные высказывания сви­ детельствуют о том, как непросто строятся отношения религии и атеиз­ ма. Для примера: папа римский Иоанн X X III «обожал» теорию отно­ сительности Эйнштейна. O ir говорил, что если всё относительно, то. и су­ ществование самого мира также от­ носительно! ‘ Архитектурный объем храма есть «образ неба на земле», то 'есть мо­ дель небесной:, по христианской тер­ минологий, «торжествующей» церкви, а для ч'елосека — «данный ему грешному знак пути к небесному царству, пути веры, надежды н уте­ шений». Поскольку храм является моделью микрокосмоса,- а -человек моделью храма: «тело — храм ду­ ши»," то верующий представлял со­ бой также модель мироздания: По­ тому и схожа архитектура церкви со строением тела человека. Подобно человеку храм имеет купол-гла­ ву, барабан-шею, плечи-своды, сте­ пы-туловище, фундамент-подошвы. Венчаются главы крестом. Правда, он ставится над куполом и помещается на головном уборе священнослужите­ ля. Простой же смертный носит на­ тельный крест. В. чи ки н . II. КАК МЕРА КРАСОТА СКАЖУТ В ХРАМАХ сосредоточивались ре­ лигиозные святыни, особенно в столичных. В этом смысле историче­ скими центрами христианства явля­ лись Иерусалим, Рим, Константино­ поль. На Руси — это Киев, Владимир, Москва, а также Новгород, Псков, Ростов Великий. От места хранения культовых святынь зависел автори­ тет. Поэтому большие центры не­ справедливо "прибирали их к рукам, что-вызывало возмущение «глубин­ ки» / • - Назовем несколько общеизвестных святынь: мощи Александра Невского, перенесенные в Петербург вскоре после его основания, Сергия Радо­ нежского в Загорске. Часть святынь, представляющих всемирную художе­ ственную ценность, была продана за границу в 30 -е годы, что само по се­ бе являете/?, по всеобщему мнению, национальным позором. Теперь рас­ смотрим сам храм. По христианской философии зда­ ние церкви представляло собой свое­ тай. что уже отчислен из нашего, так- сказать, братст­ ва. Только крепкий мужчина может защититься от ножа, штыка, разбить ударами ру­ ки или пятки доску, кирпич, упредить выстрел. Недаром наш учитель Касьянов для доказательства правильности своих приемов просит заря­ дить пистолет и успевает обезоружить противника до нажатия курка. Оценкой слу­ жит -пояс, заслужить кото­ рый, поверьте, очень и очень нелегко. — Ваш сегодняшний день и перспектива? — Надеемся, Мончегорск в будущем станет центром этого вида спорта. Как нам сказали в Москве, желатель­ но, чтобы наш город стал региональным центром Севе­ ро-Запада РСФСР, куда бы вошли Карелия, Вологда и так далее. Думаем, заимев нужные средства, проводить соревнования не только об­ ластного, по и более высо­ кого уровня. — Противники рукопаш­ ного боя заверяют, что он жесток... . — Очень хорошо по это­ му поводу недавно сказал Т. Касьянов: «Я уверен, сильный человек никогда не употребит во зло наше ис­ кусство. А защищаться всег­ да надо учиться». В. ВЛАДИН. Фото 10. БОРИСОВА . тельный наставник Гадеуш Рафаилович Касьянов, у которого, в свою очередь, с момента образования школы в конце 00 -х годов, духов­ ным покровителем был Ана­ толий Аркадьевич Харлам- лиев — прославленный в стране русский мастер самбо и известный всем по филь­ му «Непобедимый». * — А правда, что у Кась­ янова занимались многие знаменитости? — Да, у него учились раз­ ведчики, офицеры десантных войск, врачи и даже сын од­ ного из членов ЦК КПСС того времени. В годы станов­ ления к нему в группу при­ шел лауреат премии Ленин­ ского комсомола, скульптор и очень известный спорт- смен-тяжеловес Александр года нашего вступления в московскую школу «СЭН’Э». Я коренной мончегорец. На­ чинали мы лет восемь назад вместе с большим энтузиас­ том рукопашных поединков, моим учителем Виктором Рыбчеико н моими друзья­ ми. Начинали по книжкам, без инструкторов, постигая азы каратэ. Первое время больше были связаны с Ле­ нинградом, теперь чаще тре­ нируемся в Москве, у Та­ деуша Рафаиловича. Там нас встречают от чистого сердца. Виктор одним из пер­ вых в Мурманской области получил красный пояс в Мо­ скве... — У вас такой же. Что это значит, есть и другие? — Есть. В школе «СЭН'Э» их четыре: белый, ТОЛЬКО ЗАЩИТА Рукопашный бой красный, коричневый и чер­ ный — самый почетный знак отличия. Ученики не имеют эмблем. Но дело, воз­ можно, не в поясах, а в об­ разе жизни. Он, естественно, здоровый и физически, и мо­ рально. В школе воспитыва­ ются характер, мужество, честность, справедливость. Если ты на улице прошел мимо попавшего в беду че­ ловека, не помог ему — счи­ Рукавишнпков. — Кстати, что означает слово «СЭН’Э»? — Касьянов поясняет это так: «...Еще в 1974 году, обратившись к истории и философии нашего вида, мы нашли древнюю школу с ду­ ховной концепцией и прин­ ципами, соответствующими нашим взглядам. Оттуда мы взяли название — «СЭН’Э», переводимое, как «вся жизнь, дело всей жизни, до­ рога жизни». Взяли и осно­ вы иерархии, субординации, эмблему. По иерархии руко­ водитель школы, стал назы­ ваться Сиханом, а старшие преподаватели — Семпаями, преподаватели — Сенсеями, а .ученики — Сейтами». Сейчас федерация руко­ пашного боя СССР объеди­ няет более пятидесяти тысяч человек, от желающих нет отбоя... Мончегорская — ее коллективный член, насчиты­ вающий около тысячи зани­ мающихся. — Владимир Ефимович, поподробнее о местной шко­ ле... — В апреле будет четыре крыта, организована город­ ская федерация рукопашно­ го боя, документы согласо­ ваны в Москве. — Владимир Ефимович, кажется, ваша школа един­ ственная в области. Поэтому интересно будет узнать о том, что представляет собой «СЭН’Э» в нашей стране? — Возглавляет Всесоюз­ ную федерацию наш замеча­ Нет, это не нравственные заповеди какой-либо из ре­ лигий. Это восемь непрелож­ ных канонов «СЭН’Э» *— школы каратэ-п рукопашно­ го боя. Такая школа откры­ та в Мончегорске. Слово её тренеру, обладателю красно­ го пояса Министерства обо­ роны СССР Владимиру Ефи­ мовичу ЗАБО РЩ И КО ВУ : — Да, действительно от­ %

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz