Рыбный Мурман. 1991 г. Февраль.
го рода модель вселенной, космос. Говоря о космосе, следует отметить мгновенную реакцию духовенства на современность. Как только Гагарин побывал там, покровителем космо навтики назвали святого Павла. Храм — символ неба и земли, рая и ада. Человек особенно остро ощу щал и помнил, что когда-нибудь с востока, как встающее солнце, при дем второй' раз Иисус Христос, что бы судить людей. Храм и образ цар ства небесного н «земного образа дома: божьего». Четыре степы — че тыре стороны- света. Алтарь — об раз рая. . Все христианские . церкви имеют- алтарь в восточной части; Они обращены туда/ где, по представле 1 ишо верующих, расположен центр земли"— город Иерусалим с горой Голгофой, на которой был распят Иисус Христос. На западе, у входа в храм," часто находилась крещальня как символ прихода в христианство. Купола символизируют небесный свод: один купол — символ Христа, «ибо один есть глава церкви»; пяти- главне — Христос и четыре еванге листа' .тринадцать — «кон есть Христос со святые апостолы...». Стол бы, поддерживающие внутри свод, означают <опору церкви», то есть святых подвижников. Здесь следует отметить, что бывают и бесстолппые храмы, такие* как* уникальный собор Иоанна Богослова начала XVIII века в Макаровне'/ не имеющий аналогии в каменном зодчестве, нашей страны. Его своды покоятся на стенах без единого столба. Что это? Отступле ние строителя от канона, богохульст во или оригинальное конструктивное решение? Задав вопрос: «Разве храм соору жен без «опоры на святых?», я по лучил два разных ответа. Ученый Георгий Георгиевич Про шил: «Этот конструктивный элемент развенчивает внешнюю красоту об разной символики». Не слишком по нятно, правда? Проще сказал протоиреи Иоанн (Шуватов): «Раз свод лежит па четы рех стенах — то он опирается па на род, ибо четыре степы означают «па роды, пришедшие ко Христу », с че тырех (в смысле со всех) сторон све та». . . : Приведенные высказывания сви детельствуют о том, как непросто строятся отношения религии и атеиз ма. Для примера: папа римский Иоанн X X III «обожал» теорию отно сительности Эйнштейна. O ir говорил, что если всё относительно, то. и су ществование самого мира также от носительно! ‘ Архитектурный объем храма есть «образ неба на земле», то 'есть мо дель небесной:, по христианской тер минологий, «торжествующей» церкви, а для ч'елосека — «данный ему грешному знак пути к небесному царству, пути веры, надежды н уте шений». Поскольку храм является моделью микрокосмоса,- а -человек моделью храма: «тело — храм ду ши»," то верующий представлял со бой также модель мироздания: По тому и схожа архитектура церкви со строением тела человека. Подобно человеку храм имеет купол-гла ву, барабан-шею, плечи-своды, сте пы-туловище, фундамент-подошвы. Венчаются главы крестом. Правда, он ставится над куполом и помещается на головном уборе священнослужите ля. Простой же смертный носит на тельный крест. В. чи ки н . II. КАК МЕРА КРАСОТА СКАЖУТ В ХРАМАХ сосредоточивались ре лигиозные святыни, особенно в столичных. В этом смысле историче скими центрами христианства явля лись Иерусалим, Рим, Константино поль. На Руси — это Киев, Владимир, Москва, а также Новгород, Псков, Ростов Великий. От места хранения культовых святынь зависел автори тет. Поэтому большие центры не справедливо "прибирали их к рукам, что-вызывало возмущение «глубин ки» / • - Назовем несколько общеизвестных святынь: мощи Александра Невского, перенесенные в Петербург вскоре после его основания, Сергия Радо нежского в Загорске. Часть святынь, представляющих всемирную художе ственную ценность, была продана за границу в 30 -е годы, что само по се бе являете/?, по всеобщему мнению, национальным позором. Теперь рас смотрим сам храм. По христианской философии зда ние церкви представляло собой свое тай. что уже отчислен из нашего, так- сказать, братст ва. Только крепкий мужчина может защититься от ножа, штыка, разбить ударами ру ки или пятки доску, кирпич, упредить выстрел. Недаром наш учитель Касьянов для доказательства правильности своих приемов просит заря дить пистолет и успевает обезоружить противника до нажатия курка. Оценкой слу жит -пояс, заслужить кото рый, поверьте, очень и очень нелегко. — Ваш сегодняшний день и перспектива? — Надеемся, Мончегорск в будущем станет центром этого вида спорта. Как нам сказали в Москве, желатель но, чтобы наш город стал региональным центром Севе ро-Запада РСФСР, куда бы вошли Карелия, Вологда и так далее. Думаем, заимев нужные средства, проводить соревнования не только об ластного, по и более высо кого уровня. — Противники рукопаш ного боя заверяют, что он жесток... . — Очень хорошо по это му поводу недавно сказал Т. Касьянов: «Я уверен, сильный человек никогда не употребит во зло наше ис кусство. А защищаться всег да надо учиться». В. ВЛАДИН. Фото 10. БОРИСОВА . тельный наставник Гадеуш Рафаилович Касьянов, у которого, в свою очередь, с момента образования школы в конце 00 -х годов, духов ным покровителем был Ана толий Аркадьевич Харлам- лиев — прославленный в стране русский мастер самбо и известный всем по филь му «Непобедимый». * — А правда, что у Кась янова занимались многие знаменитости? — Да, у него учились раз ведчики, офицеры десантных войск, врачи и даже сын од ного из членов ЦК КПСС того времени. В годы станов ления к нему в группу при шел лауреат премии Ленин ского комсомола, скульптор и очень известный спорт- смен-тяжеловес Александр года нашего вступления в московскую школу «СЭН’Э». Я коренной мончегорец. На чинали мы лет восемь назад вместе с большим энтузиас том рукопашных поединков, моим учителем Виктором Рыбчеико н моими друзья ми. Начинали по книжкам, без инструкторов, постигая азы каратэ. Первое время больше были связаны с Ле нинградом, теперь чаще тре нируемся в Москве, у Та деуша Рафаиловича. Там нас встречают от чистого сердца. Виктор одним из пер вых в Мурманской области получил красный пояс в Мо скве... — У вас такой же. Что это значит, есть и другие? — Есть. В школе «СЭН'Э» их четыре: белый, ТОЛЬКО ЗАЩИТА Рукопашный бой красный, коричневый и чер ный — самый почетный знак отличия. Ученики не имеют эмблем. Но дело, воз можно, не в поясах, а в об разе жизни. Он, естественно, здоровый и физически, и мо рально. В школе воспитыва ются характер, мужество, честность, справедливость. Если ты на улице прошел мимо попавшего в беду че ловека, не помог ему — счи Рукавишнпков. — Кстати, что означает слово «СЭН’Э»? — Касьянов поясняет это так: «...Еще в 1974 году, обратившись к истории и философии нашего вида, мы нашли древнюю школу с ду ховной концепцией и прин ципами, соответствующими нашим взглядам. Оттуда мы взяли название — «СЭН’Э», переводимое, как «вся жизнь, дело всей жизни, до рога жизни». Взяли и осно вы иерархии, субординации, эмблему. По иерархии руко водитель школы, стал назы ваться Сиханом, а старшие преподаватели — Семпаями, преподаватели — Сенсеями, а .ученики — Сейтами». Сейчас федерация руко пашного боя СССР объеди няет более пятидесяти тысяч человек, от желающих нет отбоя... Мончегорская — ее коллективный член, насчиты вающий около тысячи зани мающихся. — Владимир Ефимович, поподробнее о местной шко ле... — В апреле будет четыре крыта, организована город ская федерация рукопашно го боя, документы согласо ваны в Москве. — Владимир Ефимович, кажется, ваша школа един ственная в области. Поэтому интересно будет узнать о том, что представляет собой «СЭН’Э» в нашей стране? — Возглавляет Всесоюз ную федерацию наш замеча Нет, это не нравственные заповеди какой-либо из ре лигий. Это восемь непрелож ных канонов «СЭН’Э» *— школы каратэ-п рукопашно го боя. Такая школа откры та в Мончегорске. Слово её тренеру, обладателю красно го пояса Министерства обо роны СССР Владимиру Ефи мовичу ЗАБО РЩ И КО ВУ : — Да, действительно от %
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz