Рыбный Мурман. 1991 г. Февраль.

Паломники у Яффских ворот старого града Иеруса лим а рыбный мурман От Кижей .до Египта (Окончание. Начало на 11-й стр.) дух, чуть не задохнувшись в камен­ ном склепе. Посетили темницу,- куда Иисуса поместили на несколько, ча­ сов перед тем, как вести па смерт­ ную казнь. Она также находится в подвальном помещении двухэтажного* дома, который занимает" судя по крикам и внешнему виду жильцов, семья итальянцев. То есть тот буд­ ничный. жаркий, насыщенный собы­ тиями день нашего похода по Иеру­ салиму представлял в целом некую ирреальную картину, сотканную из контрастов: пещера двухтысячной давности — и эмоциональные италь­ янцы. будто сошедшие с экрана сов ременной кинокомедии: римская пре­ тория — и патрули израильских сол­ дат, проверяющих документы у воз­ мущенных арабов: измалеванные яр­ кими красными надписями стены со словами, призывающими палестинцев па интифаду — и полумрак христи­ анских храмов... От Аитониевоп крепости до Голго­ фы метров шестьсот. Нынче этот крестный путь пролег по узким улоч­ кам с многочисленными лавками тор­ говцев сувенирами. Вдруг замечаю, как матушка Вера па ходу прикла­ дывает ладонь к выбоине па степе одного из домов. Оказывается, имен­ но здесь, покачнувшись, едва устоял на йогах Иисус, опершись о стену. Прикладываю ладонь и я. как* в на­ чале экспедиции просовывал боль­ шой палец руки в какое-то отверстие в стамбульском храме Айя-София. Почему бы не приложить или ие просунуть, раз н там и здесь эти не­ сложные действия гарантируют здо­ ровье? (Кстати, за три с половиной .месяца плавания автор этих строк если и чихал, то только от запаха незнакомых цветов). DOT, наконец, и сам храм Жпво- и носного Гроба Господня. Пе­ ред входом мощёная площадь, и пер­ вое, что видишь, — . камень мпропо- мазапья с горящими над т ш лампа­ дами. Вернее, это не камень, а от­ полированная губами миллионов па­ ломников мраморная плита, установ­ ленная над местом, куда было поло­ жено тело казненного Иисуса. По шаткой деревянной лестнице подни­ маемся чуть выше и оказываемся на Голгофе. В полумраке видны распя­ тие, престол, под ним — отверстие, в котором был установлен крест для распятия. Лампады, иконы, светиль­ ники. Под стеклянным кубом нахо­ дится кусок дикого камня — все, что осталось от вершины горы. Спускаемся вниз и проходим к центру храма. Здесь главная святы­ ня — часовня, или кувуклий Гроба Господня. Это какое-то фантастиче­ ское, не похожее ни на что соору­ жение, обставленное и.облепленное свечами и лампадами. У входа оче­ редь туристов-ииостранцев. С трудом протискиваюсь, попадая в так назы­ ваемый придел Ангела — тесную клетушку с водруженным посереди­ не куском камня, которым завалили когда-то склеп. Жарко, душно, -лю: бопытно. Впереди проход в саму гробницу, к трехдневному ложу Спа­ сителя. *Входят туда по 3 —4 чело­ век-a, выходят по одному, пятясь за­ дом, так как грешно поворачиваться спиной к самому святому па право­ славной земле месту. Наступает моя очередь — пригибая голову, оказы­ ваюсь в еще более тесном помеще­ нии, три четверти которого занимает плита желтоватого мрамора. Над ней свечи, лампады. Достаю приготовлен­ ные па этот случай несколько натель­ ных крестиков н елозю ими по- пли­ те. Отныне эти крестики сами спо­ собны освятить любой предмет. Вы­ ползаю, больно стукаясь затылком о каменную перегородку низкого вхо­ да. Это мне, наверное, в наказание за отсутствие в душе священного трепета при лицезрении столь вели­ кой святыни. Покидая храм, все паломники со­ бираются у его главных ворот. Теле­ визионщики ,пзч «Клуба путешествен­ ников» с удивЯСТГисм осматривают свою аппаратуру, рассказывая, что <•севшие» за полдня работы аккуму­ ляторы после посещения храма вновь заработали. А кто-то из слишком до­ тошных паломников спрашивает у нашего отца Августина: «Гроб мы посмотрели, а где же само тело Иису­ са Христа?». Августин, не сразу по­ няв смысл этого . глупейшего вопро­ са, тихо отходит в сторону. Ну что еще он, доцент .Ленинградской ду­ ховной академии, может сделать для воспитанных советской властью без­ божников? Мало того, что привел их в святой град Иерусалим, показал и рассказал обо всем, что сам знает, так покажи им еще и останки возне­ сенного и взирающего па мир с вы­ соты небес Господа Бога нашего... Каюсь: в данном повествовании я несколько утрирую, приземляю своп чувства при первом посещении хра­ ма Воскресения. Но, как говорится, «и было утро, и был вечер». Вернее, ночь, последняя субботняя ночь в Святом Граде, проведенная у Гроба Господня па литургии, которую вел патриарх иерусалимский Диодор. Но прежде чем быть допущенными к бо­ гослужению, надо было исповедать­ ся. И не где-нибудь, а на Голгофе. М Ы ПРИШЛИ в храм незадолго % Я * до полуночи. Единственный мо- • иах Горненской обители отец Варфо­ ломей уже ждал паломников, гото­ вясь принять тайну исповеди. И вот один за другим мои друзья подхо­ дят к распятию и, встав на колени, о чем-то шепчут святому отцу. Тот переспрашивает, наставляет, потом крестит лоб; отпуская грехи. Я мед­ лю, собираюсь с мыслями, пытаясь выполнить непосильную задачу — коротко, за несколько минут расска­ зать о самом главном в жизни, о том, что мучит, заставляет страдать и бороться, куда-то стремиться и при этом ненароком, нечаянно, необду­ манно обижать близких и случайно встреченных на пути людей. О том, что мешает обратить взор к* душе своей, что против воли гнет сипну твою при виде сильного, мутит разум от льстивых слов хитрого. II нельзя солгать, и нельзя понять, а можно лишь приблизиться к пониманию все­ прощающей любви к врагам и му­ чителям того, кто с креста кротко взывает: «Отче, отпусти им», если 'омг -ifo'i&iofcn’ ' И 'добрым и злым, и злодеям и праведникам — отпусти! Тем временем внизу, у Гроба Гос­ подня, начинается служба. Отяго­ щенный нашими косноязычными от­ кровениями и неподъемными греха­ ми, отец Варфоломей остается мо­ литься на Голгофе. А мы спускаем­ ся, встаем па отведенное для палом­ ников место среди монахинь Русской духовной миссии. По другую сторону от кувукля отдельно стоят монахини «белой» эмигрантской церкви. Не знаю, ие могу пересказать смысла происходящего таинства. На грече­ ском и на старославянском языках чптаются-поются какие-то молитвы, патриарх в пышном одеянии обхо­ дит собравшихся, дымят благовония­ ми кадильницы, зажжены свеч п. На­ конец все выстраиваются для прича­ щения. У патриарха в руках чаша с ложкой. Открыв пошире рот, полу­ чаю свою порцию и я, заедая кусоч­ ком хлеба глоток сладкого вина. Впро­ чем, это ие хлеб *и вино, а тело и кровь того, кто принес себя в жерт­ ву за прошлые и будущие грехи на­ ши... U A СЛЕДУЮЩЕЕ УТРО мы по- кидаем Иерусалим. Покидаем, чтобы вновь подняться па палубы са­ модельных парусных судов и продол­ жить путь в Египет, ,к священной го­ ре Сипай. После нескольких удиви­ тельных диен пребывания в Палести­ не мы полны оптимизма, веры в уда­ чу, в успех. И ие можем даже пред­ ставить, что на африканской земле под дулом автомата вынуждены бу­ дем сдаться египетской охранке и по­ падем под двухнедельный арест. Но это будет потом и послужит темой для очередной главки путевых заме­ ток. Эту же часть мне хочется за ­ кончить небольшой цитатой из книги «Простаки за границей, или Путь новых паломников» Марка Твена. Бо­ лее ста лет назад он писал: «Итак, заканчиваю главу о храме святого гроба господин — о самом священном месте на земле для мил­ лионов и миллионов мужчин, жен­ щин и детей, для великих и малых, для рабов и свободных. Вся история этого храма, мысли и чувства, кото­ рые он будит в потрясенной душе, ^ делают его самым прославленным во всем христианском мире. Вопреки всему показному, трескучему, бьюще­ му на эффект, вопреки всем недо­ стойным плутням он все' же остается великим, священным, почитаемым храмом, ибо здесь опочил бог; вот уже полторы тысячи лет его святы­ ни омываются слезами паломников, приходящих сюда из самых отдален­ ных земель...» С этими словами ге­ ниального американского юмориста и скептика я согласен полностью. ✓

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz