Рыбный Мурман. 1991 г. Февраль.
Паломники у Яффских ворот старого града Иеруса лим а рыбный мурман От Кижей .до Египта (Окончание. Начало на 11-й стр.) дух, чуть не задохнувшись в камен ном склепе. Посетили темницу,- куда Иисуса поместили на несколько, ча сов перед тем, как вести па смерт ную казнь. Она также находится в подвальном помещении двухэтажного* дома, который занимает" судя по крикам и внешнему виду жильцов, семья итальянцев. То есть тот буд ничный. жаркий, насыщенный собы тиями день нашего похода по Иеру салиму представлял в целом некую ирреальную картину, сотканную из контрастов: пещера двухтысячной давности — и эмоциональные италь янцы. будто сошедшие с экрана сов ременной кинокомедии: римская пре тория — и патрули израильских сол дат, проверяющих документы у воз мущенных арабов: измалеванные яр кими красными надписями стены со словами, призывающими палестинцев па интифаду — и полумрак христи анских храмов... От Аитониевоп крепости до Голго фы метров шестьсот. Нынче этот крестный путь пролег по узким улоч кам с многочисленными лавками тор говцев сувенирами. Вдруг замечаю, как матушка Вера па ходу прикла дывает ладонь к выбоине па степе одного из домов. Оказывается, имен но здесь, покачнувшись, едва устоял на йогах Иисус, опершись о стену. Прикладываю ладонь и я. как* в на чале экспедиции просовывал боль шой палец руки в какое-то отверстие в стамбульском храме Айя-София. Почему бы не приложить или ие просунуть, раз н там и здесь эти не сложные действия гарантируют здо ровье? (Кстати, за три с половиной .месяца плавания автор этих строк если и чихал, то только от запаха незнакомых цветов). DOT, наконец, и сам храм Жпво- и носного Гроба Господня. Пе ред входом мощёная площадь, и пер вое, что видишь, — . камень мпропо- мазапья с горящими над т ш лампа дами. Вернее, это не камень, а от полированная губами миллионов па ломников мраморная плита, установ ленная над местом, куда было поло жено тело казненного Иисуса. По шаткой деревянной лестнице подни маемся чуть выше и оказываемся на Голгофе. В полумраке видны распя тие, престол, под ним — отверстие, в котором был установлен крест для распятия. Лампады, иконы, светиль ники. Под стеклянным кубом нахо дится кусок дикого камня — все, что осталось от вершины горы. Спускаемся вниз и проходим к центру храма. Здесь главная святы ня — часовня, или кувуклий Гроба Господня. Это какое-то фантастиче ское, не похожее ни на что соору жение, обставленное и.облепленное свечами и лампадами. У входа оче редь туристов-ииостранцев. С трудом протискиваюсь, попадая в так назы ваемый придел Ангела — тесную клетушку с водруженным посереди не куском камня, которым завалили когда-то склеп. Жарко, душно, -лю: бопытно. Впереди проход в саму гробницу, к трехдневному ложу Спа сителя. *Входят туда по 3 —4 чело век-a, выходят по одному, пятясь за дом, так как грешно поворачиваться спиной к самому святому па право славной земле месту. Наступает моя очередь — пригибая голову, оказы ваюсь в еще более тесном помеще нии, три четверти которого занимает плита желтоватого мрамора. Над ней свечи, лампады. Достаю приготовлен ные па этот случай несколько натель ных крестиков н елозю ими по- пли те. Отныне эти крестики сами спо собны освятить любой предмет. Вы ползаю, больно стукаясь затылком о каменную перегородку низкого вхо да. Это мне, наверное, в наказание за отсутствие в душе священного трепета при лицезрении столь вели кой святыни. Покидая храм, все паломники со бираются у его главных ворот. Теле визионщики ,пзч «Клуба путешествен ников» с удивЯСТГисм осматривают свою аппаратуру, рассказывая, что <•севшие» за полдня работы аккуму ляторы после посещения храма вновь заработали. А кто-то из слишком до тошных паломников спрашивает у нашего отца Августина: «Гроб мы посмотрели, а где же само тело Иису са Христа?». Августин, не сразу по няв смысл этого . глупейшего вопро са, тихо отходит в сторону. Ну что еще он, доцент .Ленинградской ду ховной академии, может сделать для воспитанных советской властью без божников? Мало того, что привел их в святой град Иерусалим, показал и рассказал обо всем, что сам знает, так покажи им еще и останки возне сенного и взирающего па мир с вы соты небес Господа Бога нашего... Каюсь: в данном повествовании я несколько утрирую, приземляю своп чувства при первом посещении хра ма Воскресения. Но, как говорится, «и было утро, и был вечер». Вернее, ночь, последняя субботняя ночь в Святом Граде, проведенная у Гроба Господня па литургии, которую вел патриарх иерусалимский Диодор. Но прежде чем быть допущенными к бо гослужению, надо было исповедать ся. И не где-нибудь, а на Голгофе. М Ы ПРИШЛИ в храм незадолго % Я * до полуночи. Единственный мо- • иах Горненской обители отец Варфо ломей уже ждал паломников, гото вясь принять тайну исповеди. И вот один за другим мои друзья подхо дят к распятию и, встав на колени, о чем-то шепчут святому отцу. Тот переспрашивает, наставляет, потом крестит лоб; отпуская грехи. Я мед лю, собираюсь с мыслями, пытаясь выполнить непосильную задачу — коротко, за несколько минут расска зать о самом главном в жизни, о том, что мучит, заставляет страдать и бороться, куда-то стремиться и при этом ненароком, нечаянно, необду манно обижать близких и случайно встреченных на пути людей. О том, что мешает обратить взор к* душе своей, что против воли гнет сипну твою при виде сильного, мутит разум от льстивых слов хитрого. II нельзя солгать, и нельзя понять, а можно лишь приблизиться к пониманию все прощающей любви к врагам и му чителям того, кто с креста кротко взывает: «Отче, отпусти им», если 'омг -ifo'i&iofcn’ ' И 'добрым и злым, и злодеям и праведникам — отпусти! Тем временем внизу, у Гроба Гос подня, начинается служба. Отяго щенный нашими косноязычными от кровениями и неподъемными греха ми, отец Варфоломей остается мо литься на Голгофе. А мы спускаем ся, встаем па отведенное для палом ников место среди монахинь Русской духовной миссии. По другую сторону от кувукля отдельно стоят монахини «белой» эмигрантской церкви. Не знаю, ие могу пересказать смысла происходящего таинства. На грече ском и на старославянском языках чптаются-поются какие-то молитвы, патриарх в пышном одеянии обхо дит собравшихся, дымят благовония ми кадильницы, зажжены свеч п. На конец все выстраиваются для прича щения. У патриарха в руках чаша с ложкой. Открыв пошире рот, полу чаю свою порцию и я, заедая кусоч ком хлеба глоток сладкого вина. Впро чем, это ие хлеб *и вино, а тело и кровь того, кто принес себя в жерт ву за прошлые и будущие грехи на ши... U A СЛЕДУЮЩЕЕ УТРО мы по- кидаем Иерусалим. Покидаем, чтобы вновь подняться па палубы са модельных парусных судов и продол жить путь в Египет, ,к священной го ре Сипай. После нескольких удиви тельных диен пребывания в Палести не мы полны оптимизма, веры в уда чу, в успех. И ие можем даже пред ставить, что на африканской земле под дулом автомата вынуждены бу дем сдаться египетской охранке и по падем под двухнедельный арест. Но это будет потом и послужит темой для очередной главки путевых заме ток. Эту же часть мне хочется за кончить небольшой цитатой из книги «Простаки за границей, или Путь новых паломников» Марка Твена. Бо лее ста лет назад он писал: «Итак, заканчиваю главу о храме святого гроба господин — о самом священном месте на земле для мил лионов и миллионов мужчин, жен щин и детей, для великих и малых, для рабов и свободных. Вся история этого храма, мысли и чувства, кото рые он будит в потрясенной душе, ^ делают его самым прославленным во всем христианском мире. Вопреки всему показному, трескучему, бьюще му на эффект, вопреки всем недо стойным плутням он все' же остается великим, священным, почитаемым храмом, ибо здесь опочил бог; вот уже полторы тысячи лет его святы ни омываются слезами паломников, приходящих сюда из самых отдален ных земель...» С этими словами ге ниального американского юмориста и скептика я согласен полностью. ✓
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz