Рыбный Мурман. 1991 г. Февраль.

Минувшим летом группой энтузиастов было совершено первое за годы «советской власти массовое паломниче­ ство из России к христиан­ ским святыням Средиземно­ морья. Экспедиция, в кото­ рой принял участие и наш корреспондент, проводилась на деревянных парусных су­ дах Петрозаводского клуба путешественников н иссле­ дователей «Полярный Одис­ сеи», а организовала ее спе­ циально созданная для этих целен миссия «Золотой век» неправительственного Фонда народной дипломатии. Всем заинтересованным гражда­ нам и организациям, желаю­ щим помочь в подготовке новых морских , походов са­ модеятельных мореходов, со­ общаем адрес председателя совета миссии «Золотой век» Виктора Леонидовича Дмит­ риева: 185020, Петроза­ водск, ул. Московская, 12 (тел. 7-22-46). В очередной части публи­ куемых сегодня путевых за­ меток рассказывается о глав­ ной святыни христиан — Гробе Господнем, которой находится в иерусалимском храме Воскресения. От Кижей до Египта принесшего самого себя в жертву Богочеловека. В полуподвальном помещешш то­ го здания находится синагога, куда мы постеснялись зайти. Зато побы­ вали в расположенной рядом армян­ ской церкви, где во время службы стройными детскими голосами пел псалмы хор мальчиков-послушников. Зрелище редкостное: под строгим взором наставников мальчишки, са­ мому старшему из которых нет две­ надцати лет, подтягивали вслед за священником божественные слова, кося на иас любопытные глазенки. А сам храм со свисающими с потол­ ка какими-то разноцветными стеклян­ ными шарами и зажженными лампа­ дами чем-то напоминал новогоднюю елку. И от всего этого зрелища в памяти сохранилось радостное ощу­ щение чистоты и праздника. И ТАК, обуреваемый самыми противоречивыми и мрачны­ ми мыслями, предатель направился к- выходу. «Что делаешь, делай ско­ рее», —" сказал ему вдогонку Иисус. А окружающие подумали, что Иуда, будучи казначеем апостольской об­ щины. послан купить что-нибудь к празднику. Может быть, и вина, ко­ торого. как известно, всегда не хва­ тает. Тем временем спустилась ночь. Иисус с учениками отправились в Гефсиманию, что па Елионской горе под Иерусалимом. Ходу туда не бо- Виктор ГЕОРГИ, наш корр. ПАЛОМНИЧЕСТВО часть десятая I Г Е ГОДИ Я мне бы хотел ^ те с читателями в н о е ось вмес- вь пройти по узким улочкам старого града Ие­ русалима. вспомнить рассказать о впечатлениях, оставшихся после по­ сещения исторических и святых для верующих людей мест, связанных с жнзныо и деятельностью Иисуса Христа и последующим его воскре­ сением. Естественно, эти впечатления субъективны, и каждый из нас. двух десятков воспитанных отнюдь не в религиозном духе «паломников», вос­ принимал происходящие события по- своему. Да и что мы, закончившие курс средней школы в столь, каза­ лось бы. незыблемые брежневские времена, — что мы вообще знаем о человеческой трагедии, происшедшей в 30-м году повой эры у высоких ка­ менных степ Иерусалима, стен, на­ висших над некогда бурным, а ныне пересохшим потоком Кедропа? Лично для меня первым иллюст­ ратором Священного писания стал Михаил Булгаков с его чеканными, не сгорающими во всепожирающем ог­ не забвения строками о том, как «тьма, пришедшая со стороны Сре­ диземного моря, накрыла ненавиди­ мый прокуратором город». Я пред­ ставлял себе мощные камни Антопи- евой крепости и пыльную дорогу, по которой скачет бешеная кавале­ рийская ала во главе с маленьким сирийцем: гору Голгофу — Лысый Череп, опоясанную двумя цепями римских воинов под руководством Марка Крысобоя: три креста па вер­ шине с облепленными мухами тела­ ми казненных разбойников, на груди одного из которых висит дощечка с надписью: «Сей есть Царь Иудей­ ским •>. Представлял мифическую го­ ру Сион, в тени которой перед страш­ ным судом должны собраться все евреи планеты. Представлял... Нель­ зя сказать, что действительность ра­ зочаровала. Непредвзятый взгляд да­ же подвергающего все сомнению сов­ ременного человека не может не от­ делить здесь, на Святой" земле, зе­ рен от плевей, россказней от искрен­ ней веры в торжество справедливос­ ти, без которой просто-напросто труд­ но жить на свете. Первый урок ликбеза был получен в библиотеке Русской духовной мис­ сии в Иерусалиме, ко‘гда пожилая монахиня любезно предложила по­ смотреть видеофильм о храме Живо- носпого Гроба Господня, или, как его еще называют, храме Воскресения. И оказалось, что Голгофа представляет из себя небольшой, почти уже врос­ ший в землю холм, находящийся ря­ дом со столь же «низкорослым» Сио­ ном в черте старого города. И имен­ но над Голгофой установлен храм, в котором насчитывается 49 святых молитвенных мест: само место распя­ тия: камень, на который было поло­ жено и облито благовониями снятое с креста тело Иисуса; Гроб Госпо­ день. то есть пещера-склеп, где ос; тавили затем исчезнувшее на третий день тело Богочеловека: столб биче­ вания, к которому солдаты привязы­ вали Христа перед истязанием: тем­ ница, где он ожидал смертной каз­ ни... Но прежде чем войти в ворота храма, мы попробуем совершить весь крестный путь, пройденный Спасите­ лем за те скорбные сутки с вечера шестого по седьмое апреля 30-го го­ да новой эры. К АН ИЗВЕСТНО, в последит”! раз Иисус собрал всех своих двенадцать учеников в доме, распо­ ложенном на горе Сион. Там за длинным столом и прошла празднич­ ная предпасхальная трапеза, назван-" пая впоследствии тайной вечерей. Тайной не потому, что пилось вино в неположенном месте или в неуроч­ ное время, чего до енх пор так- опа­ саемся мы после нескольких лет «су­ хого закона», — за те.м столом бы­ ли произнесены слова: «Один из вас предаст Меня...». Слова, так и не по­ нятые простодушными галилеянами, но принятыми к исполнению сообра­ зительным Иудой Искариотом. Сегодня на месте исторической ве­ чери нет стола и покрытых цинов­ ками низких скамеек. Мы вошли в большое каменное здание и очути­ лись в просторной зале, где у одной из стен группа богомольных турис­ тов совершала песнопения. Как нам объяснили, это земля ничейная, то есть не принадлежит никакому хра- му-мопастырю. И каждый волен, не мешая другим, вершить свои молит­ вы, вспомпная-читая строки Еванге­ лия о Христе, умывшим ноги учени­ кам и передавшим им хлеб и чашу с вином, чтобы отпыие и во веки ве­ ков они причащались телом и кровыо лее получаса, и для подогретых пир­ шеством мужчин прогулка на свежем воздухе, думаю, была не лишней. И чисто по-житейски трудно осуждать уснувших в саду под оливами Петра. Иоанна и Иакова, пока уединивший­ ся Иисус творил той весенней ночыо свою последнюю человеческую молит­ ву. Ведь для того чтобы войти в Царство Небесное, ему надо было пройти через мучения и смерть, ис­ пытать всю бездну черной неблаго­ дарности и измены самых близких людей. А может, и нет его. Царства Небесного, и все страдания напрас­ ны? «Авва. Отче! все возможно Те­ бе: пронеси чашу сию мимо Меня: но не чего Я хочу,.а чего Ты». — упорно и настойчиво просит о помо­ щи Иисус. Он не в силах понять бо­ жественный план спасения, но готов все, чтобы план тот осуществил- Виезаппо сад осветился фонаря­ ми и факелами, показалась толпа вооруженных людей. «Радуйся, рав­ ви! — сказал Иуда, поцеловав Хрис­ та. «Теперь ваше время и власть тьмы», — ответил Иисус... Окруженный невысоким решетча- на ся. РЫБНЫЙ МУРМАН 11 тым забором. Гефснманскнй сад по­ хож на вольер, где вместо диких зве­ рей причудливо сплетены над землей толстые стволы оливковых деревьев. При определенной доле фантазии в них можно увидеть очертания доис­ торических драконов, каких-то мифи­ ческих существ. Ночыо, при свете факелов, этот сад и впрямь был бы идеальным местом для натурных съемок художественного фильма по евангельскому сюжету. Сам храм Моления о Чаше при­ влек мое внимание на первый взгляд незначительной деталью: на самом верху, у входа, склонив головы, сто­ ят друг против друга два скульптур­ ных оленя. Типичные наши северные олени с небольшими рогами. «Это агнцы божий», — ответил на мой вопрос отец Августин. «Но какие же агнцы, если это олени?» — «Все рав­ но агнцы», — сказал святой отец. На­ верное, я его обидел своим нездоро­ вым любопытством. Но вопрос этот для меня, как говорится, остался от­ крытым. В ООРУЖЕННАЯ ТОЛПА схва­ тила Иисуса и вновь пере­ вела его через Кедрон к дому пер­ восвященника Канафы. Этот пеболь^ шой двухэтажный до.м с мрачным подземельем стал первой темницей на крестном пути Спасителя. И ког­ да пристрастный суд синедриона за­ путался в лживых показаниях мно­ гочисленных свидетелей, Иисусу был задан прямой вопрос: «Ты ли Мес- спя.-Сын Благословенного?». — «Я», — ответил он. Ответил так впервые, стоя не перед изумленным и гото­ вым поверить любому слову пророка народом, а бессильный, связанный перед лицами своих палачей. Остаток ночи слуги первосвящен­ ника развлекались тем. что били страдальца по щекам, завязав ему глаза, а потом спрашивали: прореки, кто ударил тебя? Тем временем во дворе горели костры, готовилась пи­ ща. И Петр, затесавшись среди дво­ ровых работников, в третий раз пре­ дает своего Учителя. Он отвечает, что не знает Иисуса. Отвечает не под пыткой, не под страхом меча, а ис­ пугавшись одного вопроса какой-то слишком востроглазой девки-служан­ ки... Был в том дворе и еще один че­ ловек, имевший непосредственное от­ ношение к происходящему, — преда­ тель Иуда. «Согрешил я, предав кровь невинную», — сказал он, рас­ каявшись. старейшинам. «Что нам до того? Смотри сам», — услышал в ответ равнодушные слова. И бро­ сил он своп тридцать сребренников. и наложил на себя руки.., И настало утро, и потащили Иису­ са к римскому правителю Поптию Пилату, ибо не имели права иудеи сами привести в исполнение выне­ сенный ими смертный приговор. О том, что произошло в Антониевой крепости, мне после Булгакова пере­ сказывать смысла нет. Все так: и сад с фонтаном перед крытой колонна­ дой, где восседал в кресле мучимый головной болыо прокуратор; и лас­ точки, задевающие в полете малень­ кими крыльями стены крепости; и каменные плиты полов, расчерчен­ ные солдатами для игры в кости. Разве что не было тогда, две тыся­ чи лет назад, храма над тем место.м, куда приказал Пилат вывести жесто­ ко избитого, увенчанного терновым венцом Иисуса, надеясь тем самым вразумить-растрогать местное духо­ венство. И проивиес прокуратор: «Вот Человек!» Но иудеи жаждали крови Христа. Антопиева крепость, как и ряд других всемирно известных истори­ ческих мест Иерусалима, внесена в международные туристические мар­ шруты и постоянно заполнена любо­ пытствующими иностранцами. Но в старом городе буквально каждый камень связан с той или иной ле­ гендой. И наш гид-экскурсовод рус­ ская монахиня Вера с завидным эн­ тузиазмом пыталась показать палом­ никам все святыни. Мы побывали в храме, расположенном в одной из квартир жилого дома, построенном над пещерой, где когда-то якобы ос­ танавливались Дева Мария и ее об- рученннк Иосиф, приводя подростка Христа в Иерусалим. И едва выбра­ лись из той пещеры на свежий воз- (Окончанив на 12-й стр.) 8 февраля 191года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz