Рыбный Мурман. 1991 г. Февраль.
Минувшим летом группой энтузиастов было совершено первое за годы «советской власти массовое паломниче ство из России к христиан ским святыням Средиземно морья. Экспедиция, в кото рой принял участие и наш корреспондент, проводилась на деревянных парусных су дах Петрозаводского клуба путешественников н иссле дователей «Полярный Одис сеи», а организовала ее спе циально созданная для этих целен миссия «Золотой век» неправительственного Фонда народной дипломатии. Всем заинтересованным гражда нам и организациям, желаю щим помочь в подготовке новых морских , походов са модеятельных мореходов, со общаем адрес председателя совета миссии «Золотой век» Виктора Леонидовича Дмит риева: 185020, Петроза водск, ул. Московская, 12 (тел. 7-22-46). В очередной части публи куемых сегодня путевых за меток рассказывается о глав ной святыни христиан — Гробе Господнем, которой находится в иерусалимском храме Воскресения. От Кижей до Египта принесшего самого себя в жертву Богочеловека. В полуподвальном помещешш то го здания находится синагога, куда мы постеснялись зайти. Зато побы вали в расположенной рядом армян ской церкви, где во время службы стройными детскими голосами пел псалмы хор мальчиков-послушников. Зрелище редкостное: под строгим взором наставников мальчишки, са мому старшему из которых нет две надцати лет, подтягивали вслед за священником божественные слова, кося на иас любопытные глазенки. А сам храм со свисающими с потол ка какими-то разноцветными стеклян ными шарами и зажженными лампа дами чем-то напоминал новогоднюю елку. И от всего этого зрелища в памяти сохранилось радостное ощу щение чистоты и праздника. И ТАК, обуреваемый самыми противоречивыми и мрачны ми мыслями, предатель направился к- выходу. «Что делаешь, делай ско рее», —" сказал ему вдогонку Иисус. А окружающие подумали, что Иуда, будучи казначеем апостольской об щины. послан купить что-нибудь к празднику. Может быть, и вина, ко торого. как известно, всегда не хва тает. Тем временем спустилась ночь. Иисус с учениками отправились в Гефсиманию, что па Елионской горе под Иерусалимом. Ходу туда не бо- Виктор ГЕОРГИ, наш корр. ПАЛОМНИЧЕСТВО часть десятая I Г Е ГОДИ Я мне бы хотел ^ те с читателями в н о е ось вмес- вь пройти по узким улочкам старого града Ие русалима. вспомнить рассказать о впечатлениях, оставшихся после по сещения исторических и святых для верующих людей мест, связанных с жнзныо и деятельностью Иисуса Христа и последующим его воскре сением. Естественно, эти впечатления субъективны, и каждый из нас. двух десятков воспитанных отнюдь не в религиозном духе «паломников», вос принимал происходящие события по- своему. Да и что мы, закончившие курс средней школы в столь, каза лось бы. незыблемые брежневские времена, — что мы вообще знаем о человеческой трагедии, происшедшей в 30-м году повой эры у высоких ка менных степ Иерусалима, стен, на висших над некогда бурным, а ныне пересохшим потоком Кедропа? Лично для меня первым иллюст ратором Священного писания стал Михаил Булгаков с его чеканными, не сгорающими во всепожирающем ог не забвения строками о том, как «тьма, пришедшая со стороны Сре диземного моря, накрыла ненавиди мый прокуратором город». Я пред ставлял себе мощные камни Антопи- евой крепости и пыльную дорогу, по которой скачет бешеная кавале рийская ала во главе с маленьким сирийцем: гору Голгофу — Лысый Череп, опоясанную двумя цепями римских воинов под руководством Марка Крысобоя: три креста па вер шине с облепленными мухами тела ми казненных разбойников, на груди одного из которых висит дощечка с надписью: «Сей есть Царь Иудей ским •>. Представлял мифическую го ру Сион, в тени которой перед страш ным судом должны собраться все евреи планеты. Представлял... Нель зя сказать, что действительность ра зочаровала. Непредвзятый взгляд да же подвергающего все сомнению сов ременного человека не может не от делить здесь, на Святой" земле, зе рен от плевей, россказней от искрен ней веры в торжество справедливос ти, без которой просто-напросто труд но жить на свете. Первый урок ликбеза был получен в библиотеке Русской духовной мис сии в Иерусалиме, ко‘гда пожилая монахиня любезно предложила по смотреть видеофильм о храме Живо- носпого Гроба Господня, или, как его еще называют, храме Воскресения. И оказалось, что Голгофа представляет из себя небольшой, почти уже врос ший в землю холм, находящийся ря дом со столь же «низкорослым» Сио ном в черте старого города. И имен но над Голгофой установлен храм, в котором насчитывается 49 святых молитвенных мест: само место распя тия: камень, на который было поло жено и облито благовониями снятое с креста тело Иисуса; Гроб Госпо день. то есть пещера-склеп, где ос; тавили затем исчезнувшее на третий день тело Богочеловека: столб биче вания, к которому солдаты привязы вали Христа перед истязанием: тем ница, где он ожидал смертной каз ни... Но прежде чем войти в ворота храма, мы попробуем совершить весь крестный путь, пройденный Спасите лем за те скорбные сутки с вечера шестого по седьмое апреля 30-го го да новой эры. К АН ИЗВЕСТНО, в последит”! раз Иисус собрал всех своих двенадцать учеников в доме, распо ложенном на горе Сион. Там за длинным столом и прошла празднич ная предпасхальная трапеза, назван-" пая впоследствии тайной вечерей. Тайной не потому, что пилось вино в неположенном месте или в неуроч ное время, чего до енх пор так- опа саемся мы после нескольких лет «су хого закона», — за те.м столом бы ли произнесены слова: «Один из вас предаст Меня...». Слова, так и не по нятые простодушными галилеянами, но принятыми к исполнению сообра зительным Иудой Искариотом. Сегодня на месте исторической ве чери нет стола и покрытых цинов ками низких скамеек. Мы вошли в большое каменное здание и очути лись в просторной зале, где у одной из стен группа богомольных турис тов совершала песнопения. Как нам объяснили, это земля ничейная, то есть не принадлежит никакому хра- му-мопастырю. И каждый волен, не мешая другим, вершить свои молит вы, вспомпная-читая строки Еванге лия о Христе, умывшим ноги учени кам и передавшим им хлеб и чашу с вином, чтобы отпыие и во веки ве ков они причащались телом и кровыо лее получаса, и для подогретых пир шеством мужчин прогулка на свежем воздухе, думаю, была не лишней. И чисто по-житейски трудно осуждать уснувших в саду под оливами Петра. Иоанна и Иакова, пока уединивший ся Иисус творил той весенней ночыо свою последнюю человеческую молит ву. Ведь для того чтобы войти в Царство Небесное, ему надо было пройти через мучения и смерть, ис пытать всю бездну черной неблаго дарности и измены самых близких людей. А может, и нет его. Царства Небесного, и все страдания напрас ны? «Авва. Отче! все возможно Те бе: пронеси чашу сию мимо Меня: но не чего Я хочу,.а чего Ты». — упорно и настойчиво просит о помо щи Иисус. Он не в силах понять бо жественный план спасения, но готов все, чтобы план тот осуществил- Виезаппо сад осветился фонаря ми и факелами, показалась толпа вооруженных людей. «Радуйся, рав ви! — сказал Иуда, поцеловав Хрис та. «Теперь ваше время и власть тьмы», — ответил Иисус... Окруженный невысоким решетча- на ся. РЫБНЫЙ МУРМАН 11 тым забором. Гефснманскнй сад по хож на вольер, где вместо диких зве рей причудливо сплетены над землей толстые стволы оливковых деревьев. При определенной доле фантазии в них можно увидеть очертания доис торических драконов, каких-то мифи ческих существ. Ночыо, при свете факелов, этот сад и впрямь был бы идеальным местом для натурных съемок художественного фильма по евангельскому сюжету. Сам храм Моления о Чаше при влек мое внимание на первый взгляд незначительной деталью: на самом верху, у входа, склонив головы, сто ят друг против друга два скульптур ных оленя. Типичные наши северные олени с небольшими рогами. «Это агнцы божий», — ответил на мой вопрос отец Августин. «Но какие же агнцы, если это олени?» — «Все рав но агнцы», — сказал святой отец. На верное, я его обидел своим нездоро вым любопытством. Но вопрос этот для меня, как говорится, остался от крытым. В ООРУЖЕННАЯ ТОЛПА схва тила Иисуса и вновь пере вела его через Кедрон к дому пер восвященника Канафы. Этот пеболь^ шой двухэтажный до.м с мрачным подземельем стал первой темницей на крестном пути Спасителя. И ког да пристрастный суд синедриона за путался в лживых показаниях мно гочисленных свидетелей, Иисусу был задан прямой вопрос: «Ты ли Мес- спя.-Сын Благословенного?». — «Я», — ответил он. Ответил так впервые, стоя не перед изумленным и гото вым поверить любому слову пророка народом, а бессильный, связанный перед лицами своих палачей. Остаток ночи слуги первосвящен ника развлекались тем. что били страдальца по щекам, завязав ему глаза, а потом спрашивали: прореки, кто ударил тебя? Тем временем во дворе горели костры, готовилась пи ща. И Петр, затесавшись среди дво ровых работников, в третий раз пре дает своего Учителя. Он отвечает, что не знает Иисуса. Отвечает не под пыткой, не под страхом меча, а ис пугавшись одного вопроса какой-то слишком востроглазой девки-служан ки... Был в том дворе и еще один че ловек, имевший непосредственное от ношение к происходящему, — преда тель Иуда. «Согрешил я, предав кровь невинную», — сказал он, рас каявшись. старейшинам. «Что нам до того? Смотри сам», — услышал в ответ равнодушные слова. И бро сил он своп тридцать сребренников. и наложил на себя руки.., И настало утро, и потащили Иису са к римскому правителю Поптию Пилату, ибо не имели права иудеи сами привести в исполнение выне сенный ими смертный приговор. О том, что произошло в Антониевой крепости, мне после Булгакова пере сказывать смысла нет. Все так: и сад с фонтаном перед крытой колонна дой, где восседал в кресле мучимый головной болыо прокуратор; и лас точки, задевающие в полете малень кими крыльями стены крепости; и каменные плиты полов, расчерчен ные солдатами для игры в кости. Разве что не было тогда, две тыся чи лет назад, храма над тем место.м, куда приказал Пилат вывести жесто ко избитого, увенчанного терновым венцом Иисуса, надеясь тем самым вразумить-растрогать местное духо венство. И проивиес прокуратор: «Вот Человек!» Но иудеи жаждали крови Христа. Антопиева крепость, как и ряд других всемирно известных истори ческих мест Иерусалима, внесена в международные туристические мар шруты и постоянно заполнена любо пытствующими иностранцами. Но в старом городе буквально каждый камень связан с той или иной ле гендой. И наш гид-экскурсовод рус ская монахиня Вера с завидным эн тузиазмом пыталась показать палом никам все святыни. Мы побывали в храме, расположенном в одной из квартир жилого дома, построенном над пещерой, где когда-то якобы ос танавливались Дева Мария и ее об- рученннк Иосиф, приводя подростка Христа в Иерусалим. И едва выбра лись из той пещеры на свежий воз- (Окончанив на 12-й стр.) 8 февраля 191года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz