Рыбный Мурман. 1991 г. Февраль.

В память о битве с фашизмом Берлин. Свидетельством уважения н доверия совет­ ских людей к немецкому народу стала передача ме­ стным властям памятника советским воинам в Тир- гартене. Снят бессменный почетный караул у братской * могилы, где покоится прах двух тысяч солдат н офи­ церов, павших при штурме столицы гитлеровского рейха. ОтЬыне сохранность этого мемориала — в память об огромных жертвах советского народа в борьбе с фашизмом — и уход за ним берут на себя власти го­ рода Берлина. В ходе состоявшейся церемонии к подножию памят­ ника были возложены венки. Отдавая дань памяти погибшим воинам, торжественным маршем прошли рота почетного караула и военный оркестр (на сним­ ке). Фотохроника ТАСС. Д ЕВЯТОГО ФЕВРАЛЯ 1904 rg- да русский крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» близ корейского порта Чемульпо приняли неравный бой с японской эскадрой в пятнадцать вымпелов, которой командовал контр-адмпрал Уриу. Эс­ кадра должна была обеспечить вы­ садку десанта для захвата русского посольства и уничтожить русские ко­ рабли, стоящие в Чемульпо. Героический подвиг русских моря­ ков восхитил мир. Но для наших со­ отечественников времена, когда ста­ рались порвать связь с прошедшим, со всей русской исторической жиз­ нью, оставили в памяти «белые пят­ на». Так, наша пресса после револю­ ции заумалчивала, а японцы отрица­ ли любые сведения о повреждении своих судов. Анализ же доступной военно-исторической литературы, сви­ детельства современников, а также прессы начала века говорят о другом. Анализ боя девятого февраля позво­ ляет сделать вывод, что огнем «Ва­ ряга» и «Корейца» были серьезно повреждены корабли эскадры Уриу. Понесли урон броненосный крейсер «Асана», крейсеры «Акаси», «Чио- да», «Ниитаки», потоплен один ми­ ноносец. Сегодня многие интересуются людьми И событиями минувших лет. Много пи­ шется о проблемах исторической памя­ ти, авторы и читатели призывают вер­ нуть истории ее подлинный облик, гово­ рить о событиях и действующих лицах прошлого полным голосом, без умолча­ ний и купюр. |> А К ЖЕ СЛОЖИЛАСЬ-СУДЬБА героического крейсера и его экипажа? Команды «Варяга» и «Ко­ рейца» прибыли в Россию, где им устроили торжественные встречи. Впервые в истории отечественного флота все члены экипажей были на­ граждены Георгиевскими крестами, а офицеры — орденами «Георгия» 4-й степени. Были выбиты памятные ме­ дали. Награды вручал император Ни­ колай И. Мужество и стойкость русских во­ шли в легенду, хотя команды кораб­ лей после боя не считали свой рат­ ный подвиг героическим поступком. Сказывалась скромность- славянской души. Так, вплоть до возвращения в Россию старший штурман «Варяга» лейтенант Е. Беренс был уверен, что ему придется предстать перед судом за согласие на затопление «Варяга». Чего нельзя делать с историей, судь­ бой людей, кораблей — так это выби ­ рать то, что нравится, и умалчивать о том, что не нравится. Печальный опыт учи т нас: изъятие ведет к тому, что пу­ стота в нашем знании оборачивается пустотой духовной. Японцы подняли и восстановили «Варяг», ввели его в строй под наз­ ванием «Сойя». В 1916 году прави­ тельство России выкупило у японцев несколько кораблей бывшей Тихо­ океанской эскадры, в том числе и «Варяг». Крейсер был зачислен во флотилию Северного Ледовитого оке­ ана. Но недолго длилась служба «Варяга» на Севере — ему требовался серьезный ремонт. И 25 февраля 1917 года нрейсер ушел в Англию. Здесь его и застал Ок­ тябрь. Над крейсером взвился красный флаг. Конечно, английские власти не могли вынести такой «крамолы» — ко­ рабль был захвачен ими. В итоге нрей­ сер был продан на слом, при переходе н заводу фирмы, которая взялась зто К ЗОО 'Летию Российского флота сделать, в Ирландском море он наско­ чил на скалы . Зто случилось в 1918 го­ ду. Спустя 5 лет его начали разбирать... В послевоенные годы Советский Военно-Морской Флот пополнился ра­ кетным крейсером «Варяг». Как же хранится память о людях, участниках героического боя под Че­ мульпо? ...Скромная могила в селе Савино Тульской области. Местными кресть­ янами 77 лет назад здесь был похо- кормоцех колхозной свинофермы. Возможно, у более памятливых по­ томков дойдут руки и до реставра­ ции разрушенной церкви XVII века, что стоит в пяти метрах от могилы героя. В О ВРЕМЯ БОЯ С ЯПОНСКОЙ ЭСКАДРОН старшим штурма­ ном «Варяга» служил уже названный мною Евгений Андреевич Беренс. Морской: офицер, военный ученый, Командир и старпом легендарного «Варяга» ронен командир легендарного крей­ сера «Варяг» В. Ф. Руднев. Потомок- русских мореходов, создававших с Петром I флот (дед его прославился под Азовом), контр-адмирал В. Ф. Руднев был одним из пионеров тео­ рии непотопляемости судов. Одну из его идей (водонепроницаемые пере­ борки) воплотил в жизнь впервые С. О. Макаров. В. Ф. Руднев триж­ ды служил под командованием адми­ рала С. О. Макарова, несколько раз в качестве командира корабля совер­ шил кругосветные плавания. Будучи человеком передовых взгля­ дов не только в кораблестроении, он разйелял революционные идеи демо­ кратического обновления Отечества, давал трезвую оценку истоков ситу­ ации 1905—1907 годов. За неосто­ рожное упоминание масонов В. Ф. Руднев был ошельмован и уволен в отставку с мизерной пенсией, которой хватало лишь для скромного прожи­ вания в деревне. Адмиралу надо бы­ ло не только содержать семью, но и думать об обучении детей. Сыновья получили агрономическое образова­ ние, после революции вынуждены были покинуть Родину. Савинские крестьяне, хоронившие контр-адмирала В. Ф . Руднева, несли 21 орден, ноторыми он был награжден. Один из них легендарный капитан не любил носить: «За храбрость от своих врагов» — орден Восходящего Солнца от императора Японии. В бою с японской эскадрой, когда флагман противника в два раза пре­ восходил огневую мощь «Варяга», тяжело раненный В. Ф. Руднев при­ казал вынести себя на открытую па­ лубу, чтобы моряки видели команди­ ра, и отдал приказ: «Братцы! Цель­ тесь вернее!». 'В нашем обществе еще остались люди, которые помнят героев. Так, учитель восьмилетней школы д. Сос­ ловие А. И. Трошин хранит несколь­ ко личных вещей, принадлежавших В. Ф. Рудневу. Он затратил много сил, но все же добился, чтобы на мо­ гиле Руднева прекратил работать дипломат, он все силы отдал служе­ нию Родине. Е. Беренс пошел по сто­ пам своего деда, участника обороны Севастополя, старшего флагмана Бал­ тийского флота адмирала Е. А. Бе­ ренса. Будучи старшим офицером броненосца «Цесаревич», Евгений Андреевич проявил исключительную самоотверженность при оказании по­ мощи жителям Мессины, пострадав­ шим от землетрясения. Италия вы­ соко оценила его заслуги, наградив орденом Итальянской короны офи­ церского креста. По-разному восприняли событие 25 октября 1917 года, перевернув­ шее мир, военные моряки. «Надо помнить о России» — с этими сло­ вами капитан 1-го ранга Е. А. Бе­ ренс отказывается от бойкота боль­ шевиков. Совет Народных Комиссаров назначил его начальником Морского генерального штаба. Е. А. Беренс разработал план и руководил спасе- Ж УРНАЛИСТЫ «Рыбного Мурмана» разделяют тревогу Николая Нико­ лаевича Яременко. И в нашем портовом городе сделано далеко не все, чтобы увековечить память о славных делах экипажей легендарных кораблей. Ко ­ нечно, барельефы на улице Челюскин­ цев, якорь у краеведческого музея и памятный знак у старого ДМО рыба­ ков не могут исчерпать этой тематики. Помнится, у морского вокзала предла­ галось поставить стелу в честь трех кораблей — «Варяга», «Авроры» и «Ер­ мака» (все они бросали якоря на мур­ манском рейде), но идея эта, как и множество других, к сожалению, «по­ висла в воздухе». Не возродить ли ее? А что скажут по этому поводу чита­ тели! Прав автор статьи: не пристало нам быть «Иванами, не помнящими родст­ ва», а если уж о юбилее Российского флота речь, то, конечно, не годится забывать как о знаменитых флотовод­ цах, так и о подвигах кораблей. нием кораблей Балтийского флота в героическом Ледовом походе. В конце апреля 1918 года немец­ кое командование предъявило ульти­ матум о сдаче Черноморского флота. Е. А. Беренс делает письменный до­ клад о политической, экономической и военной обстановке на Черном мо­ ре. Ознакомившись с его докладом, В. И. Ленин наложил резолюцию: «Ввиду безвыходного положения, до­ казанного высшими военными авто­ ритетами, флот уничтожить немед­ ленно». Е. А. Беренс руководил за­ топлением кораблей в Новороссий­ ске, на их мачтах взвился сигнал «Варяга»: «Погибаю, но не сдаюсь». После смерти начальника Морских сил республини В. М. Альтфатера его на этом посту в апреле 1919 года сменил Е. А. Беренс. Патриот России не был коммунистом, но понимал необходимость революционного обновления Отечества. На этом пути он вступил в противобор­ ство с младшим братом Михаилом, ге- ^ роем обороны Порт-Артура, врангелев­ ским адмиралом, командовавшим отря­ дом кораблей Черноморского флота. В начале 1928 года Евгений Анд­ реевич, возвратившись из Женевы, где принимал участие в качестве мор­ ского эксперта в работе Комиссии Лиги Наций по разоружению, тяже­ ло заболел. Через несколько дней его жизнь оборвалась. Похоронили Е. А. Беренса на Новодевичьем клад­ бище в Москве. Однако до наших дней могила не сохранилась. Правда, есть еще люди, которые помнят ме­ сто захоронения. Одна из них — суп­ руга адъютанта Е. А. Беренса в 1918 —1921 годах О. М. Бобылева. Приближается 300-летие Российско­ го флота. Проснется ли наша граждан­ ская совесть? Русский историк Н. Ка­ рамзин писал: «У холодного праха мертвых нет защитника кроме нашей совести». От нее зависит, будут ли и дальше вычеркиваться из памяти, предаваться забвению великие рус­ ские имена. Этот вопрос тревожит нас, моря­ ков, и сегодня. Н. ЯРЕМЕНКО, \ штурман «Севрыбхолодфлота». Кстати, заметим, в честь 50-летия подвига крейсера «Варяг» в Туле был открыт памятник земляку — командиру легендарного крейсера капитану 1 -го ранга В. Ф . Рудневу. Группа матросов «Варяга» в те юбилейные дни была от­ мечена Советским правительством ме­ далями «За отвагу» — престижной на­ градой Родины. Об этом не сказал Н. Яременко. Поскупился он и на оценку такого факта: «Варяг» снова в строю!» Только это уже ракетный современный крейсер с отличным экипажем, кото­ рый несет службу на Тихоокеанском флоте, то есть как бы продолжает бое­ вую вахту в тех же дальневосточных водах, где почти 90 лет назад русские моряки выполнили до конца свой долг перед Отчизной. Но вот что еще хочется отметить: моряки рыбной промышленности не за­ мыкаются на сиюминутных заботах, мыслят широко. Доказательство тому — публикуемый материал. П. БЫСТРОУМОВ. М 8февраля <91года 19 рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz