Рыбный Мурман. 1991 г. Февраль.

ч i * • : i | I - •J Г А ' ? Г Г t 1 11 / ' г S • / Ь i t " ч * ■ с J ____ Т' И : . 1 J и I * j i У • J » : ’ 7 * г i ? * i • 1 ' ■. г : г ; . Г Ц | Л П1-Ш фЦ , :] 1 ; * •** П * ' г ' j - И • j •3 . ч , ;* :4 !?- ' I , . *. ’ 1 п 1 а ' ‘! . ГЛ 1 и m i Календарь «РМ> Г° Д — вРемя за‘ l t F u U рождения этого русского поселка, ставшего впоследствии центром обшир­ ного края. Известны и имена некоторых первопоселенцев Колы — Семен Вянзин, Фи­ ля и Семен Ус, толмач Коль­ ский. Они — выходцы из Кандалакши, приобрели в окрестностях Колы угодья и стали заниматься рыболов­ ством и другими промысла­ ми. В середине XVI века при Иоаие Грозном на Мурмане возник свободный от моно­ полии англичан торг, и де­ сятки людей поспешили в Колу с Двины. Онегн, а так­ же французские и брабант- ские купцы. Сольвычегод- скпе промышленники Гри­ горий и Яков Строгановы по­ строили в Коле укрупненное подворье со складами для товаров. К 29 июня, на Пет­ ров день, в Колу ежегодно собиралась большая флоти­ лия русских и заморских су­ дов. Иностранцы привозили сукна, тафту, атлас, бархат, парчу, мушкеты, пистолеты, драгоценные камни. порох, зеркала, вина, сахар, бума­ гу. пряности. Русские пред­ лагали шкурки соболя, боб­ ра. песца, белки, росомахи, а также зерно, коровье и льняное масло, ножи, воск, пеньку. Саамы торговали .оленьими шкурами, поморы сбывали треску, палтус, ры­ бий жир. ворвань, моржовый клык. Известно, что только в 1574 году голландцы вы­ везли с Мурмана 1183. а англичане 300 бочек* рыбь­ его жира. Рыбацкая дере­ венька Кола постепенно пе­ реросла в торгово-промыш­ ленный посад. В 1582 году в Колу для управ ’синя краем прибыл из Москвы воевода Аверкнй ’ГГалицмп. ставший собирать с иноеI ранных купцов по­ шлину в размере одной де­ сято!» от стоимости товара. Сменивший его через год Макса к Судимантов обнес Колу частоколом и рвом. Но в 1584 году Указом царя Федора Ивановича было по- велено в Коле впредь «ни­ какими большими товарами» не торговать, так как край этот «зело дальний и отлег- лый». Торговая пальма пер­ венства перешла к Архан­ гельску. Н А ДОЛЮ КОЛЯМ-- на­ чиная с XVI века, не­ однократно выпадали тяже­ лые испытания. За героиче­ скую защиту от объединен­ ного отряда шведов и фин­ нов зимой 1589—90 года правительство на 3 года ос­ вободило пх от платежа по­ датей. торговых пошлин и несения повинностей. В 1599 году лично явился в Колу с эскадрой из восьми кораб­ лей датский король Кристи­ ан IV, безуспешно пытав­ шийся склонить колян к при­ нятию присяги на подданст­ во Дании.-В 1609 году му­ жественные защитники Ко­ лы отстояли родной город от шведских захватчиков. На­ чиная с 1625 года, русское правительство держало в Ко­ ле пятисотенный стрелецкий полк и артиллерийскую команду с 54 пушками. Кольский острог в течение двух столетий надежно при­ крывал от врагов северо-за­ падные границы России. В середине XIX века Кола ста­ ла жертвой иностранной аг­ рессии. 11 августа 1854 го­ да английский трехмачтовый корвет «Миранда» «осыпал город бомбами, гранатами, калеными ядрами и кониче­ скими ружейными* пулями с 28 ЯН ВА РЯ ИСПОЛНИЛОСЬ 435 ЛЕТ СО ВРЕМ ЕН И УПОМИНАНИЯ В ИСТОРИ­ ЧЕС КИ Х ДОКУМ ЕНТАХ Д РЕВН ЕЙ КОЛЫ — ГОРОДА П РЕКРАСНОЙ И Т РА ГИ Ч Е ­ СКОЙ СУД ЬБЫ . « ты в мои П Р И Х О Д И Ш Ь сны...» прикрепленным к ним горю­ чим составом». Большая часть города выгорела. Вра­ ги сожгли 92 жилых дома, много амбаров и бань, 4 цер­ ковные постройки, в том чи­ сле 19-главый Воскресен­ ский собор — замечатель­ ный памятник- древнерусско­ го деревянного зодчества. Зимовали в Коле после ее разгрома тринадцать чело­ век. Царское правительство не захотело восстанавливать ка­ зенные здания в Коле и в 1858 году ликвидировало Кольский уезд как админи­ стративную единицу. Кола стала заштатным городом. «При первом взгляде на Ко­ лу. — вспоминал писатель В. И. Немирович-Данченко, — так и бьет в глаза ее ску­ дость, застой... Любое село лучше Колы... Кола наводит уныние на душу. В целом городе пет ни одного про­ мышленного заведения, пет ни одной вывески '. Малень­ ким поморским селом Кола оставалась очень долго. В очерке «На краю земли» А. М. Горький. приезжав­ ший сюда в 1929 году, пи­ сал: «Поезд Мурманской железной дороги стоит на станции Кола минуту и, ка­ жется, только но соображе­ ниям вежливости, а не по де­ ловым. Кратко и нехотя сви­ стнув. он катится мимо тол­ пы сереньких домиков «за­ штатного ■> городка, к мур­ манскому берегу». Б УРНЫЙ РОСТ Колы начался в 30-х годах, когда в нижнем течении ре­ ки Туломы началось строи­ тельство гидроэлектростан­ ции. Побывавший здесь 27 сентября 1935 года О. Ю. Шмидт в книге посетителей стройки оставил запись: «Ра­ достно видеть, какое изуми­ тельное строительство за По­ лярным кругом. Ваш опыт позволит нам, полярникам, быстро и деловито в совер­ шенных формах создать предприятия Севера, продук­ ция которых будет нужна всей стране. Ухожу очаро­ ванный и счастливый». Рядом со стройкой вырос поселок* Мурмаши, в кото­ ром по приказу наркома тя­ желой промышленности Г. К. Орджоникидзе разместилось районное энергетическое управление Колэнерго, объ­ единившее в единую систе­ му станции Нивского каска­ да. Мурманскую ТЭЦ н Ту- ломскую ГЭС.1 января 1937 года па берегу Колы вошел в строй Кильдииский кир­ пичный завод, до сих пор являющийся самым крупным на полуострове. Появились с вводом в строй Туломскон ГЭС крупные совхозы «Коль­ ский» и «Арктика», с полей которых ежегодно собирали тысячи тонн зелено!! массы на силос, картофеля, овощей. Более пяти тысяч оленей вы­ пасали в тундре колхозы «Восмус», «Юркино», «Лут- то», «Ниванкюль», «Красное Пулозеро». Но на мирную жизнь__древней Колы уже снова нагрянули ратные го­ ды - О ДНОЙ из задач немец­ ко-фашистских захват­ чиков было-уничтожение Ту- ломской ГЭС. чьи турбины давали живительную силу мурманским портам, желез­ ной дороге. Но враг просчи­ тался. Благодаря героизму воинов 425-го отдельного зе­ нитно-артиллерийского ди­ визиона. летчиков 145-го ис­ требительного полка, погра­ ничников под командованием политрука И. Халатина прой­ ти к Туломе захватчикам не удалось. Летом 1942 года на территории Кольского района были сформированы партизанские отряды «Боль­ шевик Заполярья» и «Совет­ ский Мурман». Коляне выстояли, побе­ дили. Более 2500 из них за самоотверженный труд на­ граждены орденами и меда­ лями, 820 удостоены медали «За оборону Советского За ­ полярья». За мужество и от­ вагу колянам И. И. Кокша­ рову и Ф. А. Угиачеву было присвоено звание Героя Со­ ветского Союза. Но жесто­ кая воина нанесла много ран Кольской земле. Фашисты уничтожили с воздуха по­ морское село Ура-Губа. Пе­ рестали существовать посел­ ки Рестпкент, Ниванкюль, Лутто. Многие жилые дома в Коле были разрушены и сожжены. Погасли еще ле­ том 1941 года печи Киль- динского кирпичного завода. Стали убыточными^ сельско­ хозяйственные и промыш­ ленные хозяйства района. Восстанавливать разрушен­ ное начали с Кильдинского кирпичного завода, который дал продукцию уже 6 марта 1945 года. Пустили в эксп­ луатацию вторую турбину Туломской ГЭС. Отстроили в северной части Колы гипсо­ вый завод, и многие здания Мурманска, в том числе Дворец культуры рыбаков имени С. М. Кирова, укра­ шены до сих пор лепными изделиями, выполненными па этом небольшом, но славном предприятии. В конце 1946 г. создали Кольский лесхоз, и это позволило вокруг Колы, Мурмашей и Кильдннстроя организовать зеленую зону со строгим запретом рубить в ней деревья и уничтожать кустарники. Разрушенное войной хозяйство Колы и района было восстановлено менее чем за пять лет. К ОРЕННЫМ образом из­ менился облик древней Кольской земли за послед­ нюю четверть века. Появи­ лись новые гидроэлектро­ станции на реках Тулома. Воронья. Териберка, вступи­ ла в строй первая в стране экспериментальная Кнслогуб- ская приливная станция. 21 марта 1975 года Кольская энергосистема вошла в еди­ ную энергетическую систему Европейской части СССР. Развивается лесная и дере­ вообрабатывающая промыш­ ленность. Район выходит на внешний рынок: у Колы установлены дружеские свя­ зи с соседями — городами- нобратимамн норвежским Хаммерфестом,. финскими Пвало и Соданкюля. Много стройматериалов выпускают Кильдииский кирпичный и Магиетнтский щебеночный заводы. В Кольском районе 13 железнодорожных стан­ ций, аэропорт, крупные ав­ тотранспортные организации и. конечно же, развитое сель- скохозяйствениое производ­ ство. Совхозы «Кольский» и <Мурманск» специализиру­ ются на звероводстве. «Арк­ тика» занимается свиновод­ ством. «Полярная звезда» — птицеводством. «Восход» — оленеводством. На огромной территории района располо­ жены две мощные птицефаб­ рики. тепличный комбинат, молочные комплексы, рыбо­ водные заводы. Промышляют коляне и рыбу. В рыболовецком кол­ хозе «Энергия», что на по­ бережье Баренцева моря, во вновь возрожденном к жизни старинном поморском селе Ура-Губа создай даже свой прекрасный коптильный завод. «Энергия» — один из самых богатых колхозов за Полярным кругом. Его 15 траулеров промышляют ры­ бу в Баренцевом море и в Атлантике. Надежную связь с ними обеспечивает колхоз­ ная радиостанция. Работают на судах в основном ква­ лифицированные моряки — выпускники мореходных училищ Мурманска. Завод мощностью в две тонны коп­ ченой рыбы в сутки соору­ жен по генеральному плану реконструкции Ура-Губы. Ежегодный доход «Энер­ гии» сейчас превышает пять миллионов рублей. В МЕСТЕ с обществен­ ностью Кольского по­ луострова 435-летнин юби­ лей Колы отметили экипажи судов-побратимов этого ста­ ринного города. Их три: «Кольский залив», «Пнонерг Колы» и «Кола». Первый —■ транспортный рефриже­ ратор, второй — теплоход «Пионер Колы» — передан недавно морякам Дальнево­ сточного пароходства, ну а «Кола» сейчас в Арктике. О _ ней сейчас много говорят: в прошлом году ее экипаж, пройдя трассу Северного морского пути за 10 суток, достиг берегов Японии за 19.5 суток. Эго рекорд в арктическом мореплавании. Прекрасна и мужественна биография древней очарова­ тельной Колы. О ней напи­ сана не одна книга, сложено много песен. Вот строчки од­ ной из них, запавшей в па­ мять: «Городок наш Кола,: Ты не мал и не велик. Городок наш Кола, Ты в мои приходишь сны...» В. СТЕПАНОВ. 8февраля 191года в ЫБНЬ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz