Рыбный Мурман. 1991 г. Февраль.
ч i * • : i | I - •J Г А ' ? Г Г t 1 11 / ' г S • / Ь i t " ч * ■ с J ____ Т' И : . 1 J и I * j i У • J » : ’ 7 * г i ? * i • 1 ' ■. г : г ; . Г Ц | Л П1-Ш фЦ , :] 1 ; * •** П * ' г ' j - И • j •3 . ч , ;* :4 !?- ' I , . *. ’ 1 п 1 а ' ‘! . ГЛ 1 и m i Календарь «РМ> Г° Д — вРемя за‘ l t F u U рождения этого русского поселка, ставшего впоследствии центром обшир ного края. Известны и имена некоторых первопоселенцев Колы — Семен Вянзин, Фи ля и Семен Ус, толмач Коль ский. Они — выходцы из Кандалакши, приобрели в окрестностях Колы угодья и стали заниматься рыболов ством и другими промысла ми. В середине XVI века при Иоаие Грозном на Мурмане возник свободный от моно полии англичан торг, и де сятки людей поспешили в Колу с Двины. Онегн, а так же французские и брабант- ские купцы. Сольвычегод- скпе промышленники Гри горий и Яков Строгановы по строили в Коле укрупненное подворье со складами для товаров. К 29 июня, на Пет ров день, в Колу ежегодно собиралась большая флоти лия русских и заморских су дов. Иностранцы привозили сукна, тафту, атлас, бархат, парчу, мушкеты, пистолеты, драгоценные камни. порох, зеркала, вина, сахар, бума гу. пряности. Русские пред лагали шкурки соболя, боб ра. песца, белки, росомахи, а также зерно, коровье и льняное масло, ножи, воск, пеньку. Саамы торговали .оленьими шкурами, поморы сбывали треску, палтус, ры бий жир. ворвань, моржовый клык. Известно, что только в 1574 году голландцы вы везли с Мурмана 1183. а англичане 300 бочек* рыбь его жира. Рыбацкая дере венька Кола постепенно пе реросла в торгово-промыш ленный посад. В 1582 году в Колу для управ ’синя краем прибыл из Москвы воевода Аверкнй ’ГГалицмп. ставший собирать с иноеI ранных купцов по шлину в размере одной де сято!» от стоимости товара. Сменивший его через год Макса к Судимантов обнес Колу частоколом и рвом. Но в 1584 году Указом царя Федора Ивановича было по- велено в Коле впредь «ни какими большими товарами» не торговать, так как край этот «зело дальний и отлег- лый». Торговая пальма пер венства перешла к Архан гельску. Н А ДОЛЮ КОЛЯМ-- на чиная с XVI века, не однократно выпадали тяже лые испытания. За героиче скую защиту от объединен ного отряда шведов и фин нов зимой 1589—90 года правительство на 3 года ос вободило пх от платежа по датей. торговых пошлин и несения повинностей. В 1599 году лично явился в Колу с эскадрой из восьми кораб лей датский король Кристи ан IV, безуспешно пытав шийся склонить колян к при нятию присяги на подданст во Дании.-В 1609 году му жественные защитники Ко лы отстояли родной город от шведских захватчиков. На чиная с 1625 года, русское правительство держало в Ко ле пятисотенный стрелецкий полк и артиллерийскую команду с 54 пушками. Кольский острог в течение двух столетий надежно при крывал от врагов северо-за падные границы России. В середине XIX века Кола ста ла жертвой иностранной аг рессии. 11 августа 1854 го да английский трехмачтовый корвет «Миранда» «осыпал город бомбами, гранатами, калеными ядрами и кониче скими ружейными* пулями с 28 ЯН ВА РЯ ИСПОЛНИЛОСЬ 435 ЛЕТ СО ВРЕМ ЕН И УПОМИНАНИЯ В ИСТОРИ ЧЕС КИ Х ДОКУМ ЕНТАХ Д РЕВН ЕЙ КОЛЫ — ГОРОДА П РЕКРАСНОЙ И Т РА ГИ Ч Е СКОЙ СУД ЬБЫ . « ты в мои П Р И Х О Д И Ш Ь сны...» прикрепленным к ним горю чим составом». Большая часть города выгорела. Вра ги сожгли 92 жилых дома, много амбаров и бань, 4 цер ковные постройки, в том чи сле 19-главый Воскресен ский собор — замечатель ный памятник- древнерусско го деревянного зодчества. Зимовали в Коле после ее разгрома тринадцать чело век. Царское правительство не захотело восстанавливать ка зенные здания в Коле и в 1858 году ликвидировало Кольский уезд как админи стративную единицу. Кола стала заштатным городом. «При первом взгляде на Ко лу. — вспоминал писатель В. И. Немирович-Данченко, — так и бьет в глаза ее ску дость, застой... Любое село лучше Колы... Кола наводит уныние на душу. В целом городе пет ни одного про мышленного заведения, пет ни одной вывески '. Малень ким поморским селом Кола оставалась очень долго. В очерке «На краю земли» А. М. Горький. приезжав ший сюда в 1929 году, пи сал: «Поезд Мурманской железной дороги стоит на станции Кола минуту и, ка жется, только но соображе ниям вежливости, а не по де ловым. Кратко и нехотя сви стнув. он катится мимо тол пы сереньких домиков «за штатного ■> городка, к мур манскому берегу». Б УРНЫЙ РОСТ Колы начался в 30-х годах, когда в нижнем течении ре ки Туломы началось строи тельство гидроэлектростан ции. Побывавший здесь 27 сентября 1935 года О. Ю. Шмидт в книге посетителей стройки оставил запись: «Ра достно видеть, какое изуми тельное строительство за По лярным кругом. Ваш опыт позволит нам, полярникам, быстро и деловито в совер шенных формах создать предприятия Севера, продук ция которых будет нужна всей стране. Ухожу очаро ванный и счастливый». Рядом со стройкой вырос поселок* Мурмаши, в кото ром по приказу наркома тя желой промышленности Г. К. Орджоникидзе разместилось районное энергетическое управление Колэнерго, объ единившее в единую систе му станции Нивского каска да. Мурманскую ТЭЦ н Ту- ломскую ГЭС.1 января 1937 года па берегу Колы вошел в строй Кильдииский кир пичный завод, до сих пор являющийся самым крупным на полуострове. Появились с вводом в строй Туломскон ГЭС крупные совхозы «Коль ский» и «Арктика», с полей которых ежегодно собирали тысячи тонн зелено!! массы на силос, картофеля, овощей. Более пяти тысяч оленей вы пасали в тундре колхозы «Восмус», «Юркино», «Лут- то», «Ниванкюль», «Красное Пулозеро». Но на мирную жизнь__древней Колы уже снова нагрянули ратные го ды - О ДНОЙ из задач немец ко-фашистских захват чиков было-уничтожение Ту- ломской ГЭС. чьи турбины давали живительную силу мурманским портам, желез ной дороге. Но враг просчи тался. Благодаря героизму воинов 425-го отдельного зе нитно-артиллерийского ди визиона. летчиков 145-го ис требительного полка, погра ничников под командованием политрука И. Халатина прой ти к Туломе захватчикам не удалось. Летом 1942 года на территории Кольского района были сформированы партизанские отряды «Боль шевик Заполярья» и «Совет ский Мурман». Коляне выстояли, побе дили. Более 2500 из них за самоотверженный труд на граждены орденами и меда лями, 820 удостоены медали «За оборону Советского За полярья». За мужество и от вагу колянам И. И. Кокша рову и Ф. А. Угиачеву было присвоено звание Героя Со ветского Союза. Но жесто кая воина нанесла много ран Кольской земле. Фашисты уничтожили с воздуха по морское село Ура-Губа. Пе рестали существовать посел ки Рестпкент, Ниванкюль, Лутто. Многие жилые дома в Коле были разрушены и сожжены. Погасли еще ле том 1941 года печи Киль- динского кирпичного завода. Стали убыточными^ сельско хозяйственные и промыш ленные хозяйства района. Восстанавливать разрушен ное начали с Кильдинского кирпичного завода, который дал продукцию уже 6 марта 1945 года. Пустили в эксп луатацию вторую турбину Туломской ГЭС. Отстроили в северной части Колы гипсо вый завод, и многие здания Мурманска, в том числе Дворец культуры рыбаков имени С. М. Кирова, укра шены до сих пор лепными изделиями, выполненными па этом небольшом, но славном предприятии. В конце 1946 г. создали Кольский лесхоз, и это позволило вокруг Колы, Мурмашей и Кильдннстроя организовать зеленую зону со строгим запретом рубить в ней деревья и уничтожать кустарники. Разрушенное войной хозяйство Колы и района было восстановлено менее чем за пять лет. К ОРЕННЫМ образом из менился облик древней Кольской земли за послед нюю четверть века. Появи лись новые гидроэлектро станции на реках Тулома. Воронья. Териберка, вступи ла в строй первая в стране экспериментальная Кнслогуб- ская приливная станция. 21 марта 1975 года Кольская энергосистема вошла в еди ную энергетическую систему Европейской части СССР. Развивается лесная и дере вообрабатывающая промыш ленность. Район выходит на внешний рынок: у Колы установлены дружеские свя зи с соседями — городами- нобратимамн норвежским Хаммерфестом,. финскими Пвало и Соданкюля. Много стройматериалов выпускают Кильдииский кирпичный и Магиетнтский щебеночный заводы. В Кольском районе 13 железнодорожных стан ций, аэропорт, крупные ав тотранспортные организации и. конечно же, развитое сель- скохозяйствениое производ ство. Совхозы «Кольский» и <Мурманск» специализиру ются на звероводстве. «Арк тика» занимается свиновод ством. «Полярная звезда» — птицеводством. «Восход» — оленеводством. На огромной территории района располо жены две мощные птицефаб рики. тепличный комбинат, молочные комплексы, рыбо водные заводы. Промышляют коляне и рыбу. В рыболовецком кол хозе «Энергия», что на по бережье Баренцева моря, во вновь возрожденном к жизни старинном поморском селе Ура-Губа создай даже свой прекрасный коптильный завод. «Энергия» — один из самых богатых колхозов за Полярным кругом. Его 15 траулеров промышляют ры бу в Баренцевом море и в Атлантике. Надежную связь с ними обеспечивает колхоз ная радиостанция. Работают на судах в основном ква лифицированные моряки — выпускники мореходных училищ Мурманска. Завод мощностью в две тонны коп ченой рыбы в сутки соору жен по генеральному плану реконструкции Ура-Губы. Ежегодный доход «Энер гии» сейчас превышает пять миллионов рублей. В МЕСТЕ с обществен ностью Кольского по луострова 435-летнин юби лей Колы отметили экипажи судов-побратимов этого ста ринного города. Их три: «Кольский залив», «Пнонерг Колы» и «Кола». Первый —■ транспортный рефриже ратор, второй — теплоход «Пионер Колы» — передан недавно морякам Дальнево сточного пароходства, ну а «Кола» сейчас в Арктике. О _ ней сейчас много говорят: в прошлом году ее экипаж, пройдя трассу Северного морского пути за 10 суток, достиг берегов Японии за 19.5 суток. Эго рекорд в арктическом мореплавании. Прекрасна и мужественна биография древней очарова тельной Колы. О ней напи сана не одна книга, сложено много песен. Вот строчки од ной из них, запавшей в па мять: «Городок наш Кола,: Ты не мал и не велик. Городок наш Кола, Ты в мои приходишь сны...» В. СТЕПАНОВ. 8февраля 191года в ЫБНЬ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz