Рыбный Мурман. 1991 г. Февраль.
зок. Помилуйте! Дела идут из рук вон плохо как раз потому, что прежняя струк тура административной влас ти насильно сдерживает ста рые нежизненные связи, сил ком, словно наручниками, приковывает произвольно одно предприятие к друго му. Это. как брак поневоле. Обмен продуктами труда происходит . неэквивалентно и без всякого учета интере сов друг друга. Новым хо зяйственным связям, здоро вой ж и в о й экономической ткаин расти не дают. Опять же указ Президента «...со хранить в 1991 году... вплоть до уголовной ответственнос ти.. Г» и так далее. Вообще, мпе кажется, что эти самые веселые ребята из той вели колепной семерки все с болв=“ шей ловкостью используют Президента в качестве то плетки, то обуха, чтобы оса живать разгоряченных копен перестройки. Н Е ОСВИСТЫВАТЬ на до, не улюлюкать, а поддерживать и развивать прямые связи. Не пресекать, а расширять надо опосредо ванный н прямой обмен про дукцией. Это и есть рынок. Точнее, его начало. Да, не- ЛЕТ... развитая форма обмена, но и рцнок-то не развит. У нас его еще и нет, кроме черно го. Но у разных предприя тий разные возможности, скажете вы. Хорошо рыбо комбинату, к примеру, или в аловому флоту — они мо гут обменять рыбу па что-то. Л что будет обменивать трол лейбусный парк или санэпид станция? Конечно, хотя и у этих предприятий есть свои возможности. Но здесь-то и нужна организаторская ра бота исполнительной власти. Нужно, чтобы все предприя тия соответствующего райо на или города частью про дукции, скажем, в пределах' 5 —6 процентов, могли рас поряжаться самостоятельно. 10— 12 процентов предос тавлять в распоряжение со ответствующего района пли города и 15—20 процентов — в распоряжение области. При этом и государственный заказ- может оставаться на уровне 6 0—65 процентов. Тогда по государственному заказу мы получим центра лизованно распределяемые ресурсы, а областное управ ление торговли и другие ор ганы снабжения области за 7 жшн 15—20 процентов ры бы, апатша или алюминия доставят нам необходимые продукты и товары (в том числе и троллейбусникам, и санэпидстанции), городские и районные службы, в свою очередь, за свои 10 — 12 про центов найдут то, чего не достали областные, а пред приятия позаботятся о тех товарах для своих рабочих, которыми не обеспечили их область и район. Конечно, это сложно, трудно чрезвы- чаппо, но по-другому нель зя. По-другому будет только хуже. Сейчас же руководи телей предприятий, которые на свой страх и риск пыта ются организовать эту рабо ту н обеспечить свои кол лективы продовольствием и материалами для нормальной работы, верные оруженосцы той же команды чаще всего представляют едва ли не преступниками, недобросо вестно спекулируя на есте; ствелном раздражении людей но поводу всеобщей нехват ки. Ну что ж. каждый за рабатывает свой дХлеб, как умеет. Кто-то тем,’ что рабо тает, а кто-то тем, что меша ет людям работать. Одно эти «радетели о благе , народ ном» попять не могут: брось соху сгоряча замордованный этими’ «учителями жить» па харь, то и им хлебать нече го станет. Помочь не могут, так* не зудели бы хоть! 'I-4 1 г у г л о * V i i 1 i » t - ; • п { ; ; t t ; : и 1 : n > 7 ? 11 1 11 i x i ; 5 И « 11 . i г i : \ I S l ; i s t u ; - i П ОПОЛНИТЬ товарный рынок можно не толь ко за счет обмена. Есть ведь н продукция, имеющая спрос непосредственно в области. Тот же наш комбинат вмес то 55—60 тыс. тони пище вой рыбопродукции может выработать 75—30 и даже больше тысяч тонн. У нас есть для этого производст венные мощности, техноло гия, люди. Но для этого нам потребуется сырья и полу фабрикатов 110—115 и бо лее тыс. тонн. И такой по луфабрикат на нашем бас сейне есть. Но та же ассо циация «Севрыба» в лице фирмы «Севрыбсбыт», мо нопольного держателя сырья всего бассейна, больше 02 тыс. тонн на 1991 год нам не дает. Либо предлагает сырье, которое комбинат в настоящее время в больших объемах обработать не мо жет, либо сырье, готовую продукцию из которого не .может принять сам «Севрыб- сбыт». А ведь чтобы изме нить это положение, ничего не нужно, кроме здравого смысла руководителей, име ющих право распоряжаться рыбным сырьем, и их доб рой воли. Выиграли бы те же мурманчане и 5 тысяч работниц комбината. В кон це концов дополнительные тонны продукции — это. еще и дополнительная заработная плата. Ап, пет. И опять в этом важном деле некому взять на себя ответственность и принять решение. Проще оставить все, как было. II исполкома это будто не ка сается. Тут ведь надо вме шаться. Может быть, еще что-то организовывать, а то и помогать придется. Два года просим гор-,' райиспол-) комы выделить нам помеще ние под бесплатную столо вую для малообеспеченных — ин гу-гу. Полгода как обратились с просьбой о вы делении участка для строи тельства фирменного рыбно го магазина н ресторана в Мурманске — молчок. Ви димо, опять кому-то подпись страшновато ставить. Конеч но, проще время от време ни на очередном заседании исполкома разразиться кри тикой, мол, рыбокомбинат не обеспечивает город кулина рией. Проще, да толку-то! Выживем ли! Выживем, только^ жить стало труднее. Но не суразности не могут продолжаться долго. Люди, как и все в мире, тоже стремятся к более или менее устойчивому душев ному равновесию.. Нужно только не впадать в уныние. Гнать повсюду и взашей болтунов и демагогов, какого бы роду-пле мени они ни были. И работать. Честно. И еще улыбаться про сто незнакомому встречному. Будем жить! Резонанс «КАК МОЖНО ОБЗЫВАТЬ«МОГИЛЬЩИКАМИ»?» Если быть откровенным, нам не очень хотелось вступать в полемику с уважаемым Георгием Васильевичем Тишковым по поводу его интервью «Ка бинет на солнечную сторону», опубли кованного 4 января 1991 года в еже недельнике «Рыбный Мурман». Но по скольку устами начальника флота от имени моряков (гак по крайней мере преподнесено в статье) навешивается ярлык многотысячному коллективу су доремонтников, то отмалчиваться — означало согласиться. Высказывать критические замечания всегда легче, чем разобраться в истин ном. состоянии дел. Вызызает чувство недоумения, если не сказать больше, когда руководитель одного коллектива в грубой, недопусти мой форме оскорбляет своего партне ра. Как можно обзывать «могильщика ми» коллектив, через руки которого проходит свыше 80 процентов объема судоремонта. Мы всегда считали, что в успехах наших рыбачов есть немалая доля участия судоремонтников. Теперь давайте разберемся, почему причалы судоверфи превращаются ■ «липкую ленту». Да будет вам, Георгий Васильевич, известно, что в дело «закапывания» су дов, если следовать вашей терминоло гии, вносит большую лепту флот. Пояс ним это на конкретных примерах. Прак тика безудержного роста объемов, по явление различных дополнительных и вытекающих работ прочно укоренились в процессе ремонта судов. Так, по судам вашего ф^ота, вышед шим из ремонта в 1989— 1990 гг., объ емы работ против запланированных в графике возросли более чем в полто ра раза. О каких сроках выпуска судов из ремонта по графику может идти речь в такой обстановке? Если учесть, что дополнительные объемы носят, как правило, однобокий характер, в основ ном корпусно-сварочные или трубопро водные работы, то в реальной жизни суда задерживаются у причалов не про порционально выданным заказам, а значительно дольше. К сожалению, не составляют исклю чения суда, находящиеся в ремонте в наступившем году, по которым рост объемов уже составил свыше 200 тысяч сметных часов. По нашему мнению, приведенные факты являются основной причиной за держки судов у причалов верфи. Что касается 60 процентов (какая точ ность!) «приписок и бесполезной рабо ты», то порядок в этом вопросе дол жен наводить в первую очередь хозяин судов. В создавшейся ситуации, когда инте ресы флота и судоремонтников долж ны быть едины и направлены на уско рение ремонта судов, мы предлагаем отойти от конфронтации и предъявле ния взаимных претензий, что никогда не приносило пользу, а сегодня особенно, и сесть за общий стол для выработки единой политики. К этому мы призыва ем и остальных наших уважаемых за казчиков. В. ХРАПОВ, генеральный директор объединения «Мурманская судоверфь». Необходимое дополнение «И НИКТО НИ ЗА ЧТО НЕ ОТВЕЧАЕТ» О взаимоотношениях рыба ков и судоремонтников объ единения «Мурманская судо верфь» «РМ» писал неодно кратно, и сегодня мы не соби раемся выступать в роли судьи, определяющего, кто прав, а кто виноват. Сделаем проще. Приведем выдержки из выступлений ра ботников судоверфи на кон ференции трудового коллек тива. И пусть читатель судит сам о положении дел. Ю. В. Васильев, котельщик машпроизводства. О блоках. Что они представляют собой — простейшая вещь, элемен тарщина. И вот эту элементар щину, эти 10 блоков, мы не можем выполнить за месяц работы. Для этого нам необ ходимы еще субботы и воск ресенья. Работаем вручную, кувалдами. И это называется машпроизводством. Зато у нас постоянно прово дятся эксперименты на пред приятии: то ПХУ, то потоки, то еще что-нибудь... То один начальник, то теперь, как у нас, целых три. И никто ни за что не отвечает. К. В. Москаленко, слесарь- судоремонтник КСП-35 зазода- филиала № 2. В судоремонте я работаю 12 лет и никак за это время не могу понять: почему суда в ремонте стоят полтора-два года, а выпуска ем мы их практически за три месяца? Существуют же пла нерки, графики... Работы стро ителей не видно, нет никакой цепочки номенклатуры работ. Месяца за два до окончания ( укшою еш \ ^ W O M EM b LJ срока ремонта начинается бе готня. Бегают все: строители, мастера. Сгоняют на судно рабочих всех специальностей сразу, переплетаются на палу бах тысячи кабелей и шлангов (не говорю уж об их состоя нии), выполняются нестыкован- ные работы, очень опасные по технике безопасности. Получа ется так называемая «брат ская могила». В этом вопросе нужно на вести порядок, а ремонт суд на начинать сразу после де- фекгации, не рассчитывая на авральные работы за два по следних месяца. К. Я. Королева, инженер- конструктор ОГК. Потоки бы ли созданы с хорошей мыслью, но плохо подготовлены орга низационно. Положение о по токах, мягко говоря, состав лено было неквалифицирован но. И в результате получилось так, что судоремонтники, ра ботающие в потоках и пре красно сознающие, что полу чают не совсем то, что ими заработано (так как работали не полный рабочий день), тем не менее деньги эти получа ли. Происходит это потому, что, к сожалению, нас так воспитали. Мы чаще смотрим * не на тех, кто лучше работает, а на тех, кто работает мень ше, заявляя при этом: «Он ма ло работает, зато получает столько же. Т«к зачем же я • буду вламывать как лошадь?» У наших соседей З А С Е М Г У - М И Л Л И А Р Д Ы По сообщениям газеты «Сунпмёрспостен» (Норве гия) в этом году экспорт норвежской рыбы будет ис числяться в 7 миллиардов норвежских крон. Это соста вит примерно. 350000 тонн продукции. II для Норвегии это своего рода рекорд. Газета пишет, что эти цифры взяты из доклада Норвежского объединения по сбыту свежей рыбы. II, начиная с 1980 года, экспорт норвежской рыбы увеличился в 7 раз. Третью часть общего объ ема экспорта составляет семга, т. е. это будет между 90000 и 100000 тонн. По сравнению с • 1989 годом наблюдается приращение приблизительно на 20 про центов, и в то же время сред няя цена килограмма семги будет немного ниже, чем в прошлом году. Среди главных покупате лей норвежской рыбы — Дания, которая одна скупа ет четвертую "часть всего экспорта Норвегии. Затем следуют Франция и Запад- пая Германия. Перевод Ю. АРЛАНОВА. ш ж МУРМАН 8февраля 1991 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz