Рыбный Мурман. 1991 г. Февраль.
Страница репортера * it Арктика у нас одна СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ ОТКРЫТ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ В соответствии с постановлением Совмина СССР от 1 ию ля 1990 года Министерство морского флота СССР приняло «Правила плавания по трассам Северного морского пути», в которых сказано: «Правила на недискрнмннационнон основе для судов всех государств регулируют судоходство по Север ному морскому пути». Предполагается, что прави ла вводятся в действие с 1 июля нынешнего года. До это го срока должны быть изданы открытые карты тех районов Арктики, по которым намече на проводка судов атомными и дизельными ледоколами. Во многом это стало воз можным благодаря мурман скому теплоходу «Кола», кото рый в прошлом году прошел трассу Севморпути за 10 су ток, достигнув берегов Япо нии за 19,5 суток. Это — ре корд в арктическом морепла вании. Впервые Северный морской путь за одну навигацию — 66 суток — прошел ледокольный пароход «А. Сибиряков». Бы ло это в 1932 году. Через 35 лет мурманский теплоход «Но- воворонеж» стал первым теп лоходом, который совершил сквозной транспортный рейс • по Севморпути дважды. И вот — новый рекорд: 10 суток! Комментируя этот факт, за меститель начальника Мур манского морского пароходст ва А. Александрович сказал: — На плавание из Гдыни к берегам Японии южным вари антом потребовалось бы око ло 45 суток. Рекордное плава ние «Колы» из Европы в Азию — это вклад в развитие транзитных перевозок по Се верному морскому пути. В последнее два года эта про блема включена в сферу арк тических интересов для пере возок грузов между Европой и Азией. Кроме «Коль;» эту задачу успешно реализовали наши теплоходы «Тикси» и «Архангельск». Как известно, природа Арк тики легко ранима. Процесс очищения воды здесь, ска жем, от загрязнения нефте продуктами настолько замед лен, что может продолжаться десятилетиями. — Красавица «Кола» урона арктической природе не на носит, — подчеркнул капитан Э. Шацбергер, командовав ший теплоходом во время установления рекорда. — Си стема диагностики дизелей ве дет контроль и автоматически корректирует работу главного двигателя. При любом режи ме работы топливо сгорает практически полностью, а зна чит, дымного выхлопа не бы вает. Для котлов машины, а если потребуется, то и для бытовых нужд, используется забортная вода, пропущенная через испаритель опресни тельной установки. После использования на бы товые нужды жидкость посту пает в систему биологической очистка, где сначала происхо дит аэрация — насыщение кислородом, который необхо дим бактериям-«чистильщи- кам». В отстойнике микроор ганизмы осаждаются, а воз рожденная вода после хлори рования выкачивается за борт. Вся техническая вода, содер жащая масла и нефтепродук ты, накапливается в специаль ных емкостях. Один из прин ципов работы теплоходов по добного типа — быть сте рильно чистыми для арктиче ской среды. Отрадно слышать такие сло ва. Ведь речь идет об Аркти ке, о Севморпути — нашей национальной магистрали в Ледовитом океане, теперь от крывающейся для всех. Со хранить ее для потомков, не усугубить экологическое несо ответствие на арктических трас сах, которое, к сожалению, на блюдается уже сейчас, — свя тая святых для всех нас. Деловые иностранцы отлич но понимают всю выгоду, ко торую они могут иметь, идя, к примеру, Севморпутем из Европы в Японию. Только бы не нанести Арктике, уже сей час не во всем благополучной, незаживающую, а то и смер тельную рану. Первые заявки от зарубеж ных партнеров СССР уже по ступили. Планируется провод ка двух транспортов из Нор вегии до Японии, хочет совер шить арктический круиз бель гийский судовладелец... Арктика у людей Земли од на. В. ЗАСУХИН. «АСТРОВАЗ» ЖДЕТ ВАС! К страхованию можно от носиться по-разному. Кто-то не верит, подобно Ваське Бус лаеву, «ни в сон, ни в чох, ни а вороний грай», кто-то считает страховой полис га рантией, пусть не благопо лучия, но уверенности в завт рашнем дне. Я, скорее всего, отношусь к последним и ду маю, что нас большинство. А почему бы и не заклю чить договор на страхование жилья, автомобиля, жизни, в конце концов, когда сейчас страховые компании в стране появляются, как грибы на мурманских сопках в урожай ный год, и можно выбирать не только вид страховки, но и фирму, с которой хочешь иметь дело. На мой взгляд, это просто замечательно. На конец-то и в этом вопросе мы начинаем переходить от госу дарственной монополии к здоровой конкуренции, кото рая, как известно, отнюдь не социалистическое соревнова ние, а честная борьба, прино сящая успех тому, кто пред приимчивей да удачливей. Так что приятно было при сутствовать на презентации нового малого предприятия ’«АстроВАЗ», которое одной из форм своей деятельности выбрало страхование на все случаи жизни, если учесть, что получить страховой полис можно здесь по сорока раз личным видам страховки. Открывая презентацию, ге неральный директор «Астро- ВАЗа» А. В. Шмарин подчерк нул, что предприятие обеспе чит страховые выплаты любо му своему клиенту не позже 72 часов после обращения и гарантирует минимум затрат нервной энергии, что, согла ситесь, тоже немаловажно в наш стрессовый век. Но не только страховым де лом намерены заниматься ра ботники предприятия. Дума ют развить и бурную коммер ческую деятельность. В пер вую очередь по повышению уровня жизни северян. Для этого, заключив договоры с зарубежными фирмами, со бираются покупать у них раз личные товары и через свои или арендованные магазины .4 i ш Щ ¥ продавать их нам по доволь но божеской цене: ниже ры ночной, но чуть выше госу дарственной. А что, возможно, так и бу дет. Тем более что за спиной у нового предприятия такие солидные учредители, как объединение «ВАЗ», Коммер ческий банк делового сотруд ничества. Да и наши некото рые предприятия вошли в до лю. Поинтересовался я и воз можностями сотрудничества с «Севрыбой». А. В. Шмарин от ветил, что пока разговора с руководством ассоциации об этом не было, но, уверен, ры баки — довольно серьезные партнеры, и деловые контак ты с ними «АстроВАЗ» со временем наладит. Ну что ж, как говорил в свое время О. Бендер, «пол ную гарантию дает только страховой полис». Будем на деяться, что клиенты нового предприятия не разочаруются в его возможностях. 8. КИКИНОв. Инициатива «ТЕАТРАЛЬНАЯ ВЕСНА-91» Культурно-социальный центр «Надежды» при мурманском фонде «Милосердие» и актер ский клуб творческих встреч «Второе дыхание» при мест ном отделении Союза теат ральных деятелей организуют первый в области фестиваль артистического мастерства «Те атральная весна». В празднике примут участие областной драмтеатр, театр Северного флота, «Иван Иванов» и дру гие не только профессиональ ные, но и самодеятельные ар тистические коллективы. Среди целей затеваемого и наверняка интересного зрели ща есть и вполне прагматиче ская. У каждого артиста твор ческие возможности гораздо шире, чем позволяют выявить скромные роли на сцене. Кто- то прекрасно поет, иной — отменный пародист, третий — талантливый декламатор или мастер «театра одного акте ра»... Увы, приложить свой не востребованный талант актеру негде, а он бы охотно зара батывал этим, так как зарпла та артиста весьма небольшая. Малые предприятия, коопера тивы, предприимчивые люди могли бы использовать эти творческие потенции в интере сах бизнеса и клиентуры, ведь это отличная реклама! Жюри у первого мурманско го арт-фестиваля ожидается представительное: журнал «Те атральная жизнь», Союз теат ральных деятелей России, СТД Мурманска, спонсоры и т. д. Кстати, о спонсорах. Деньги на премии победителям фе стиваля (500, 300 и 100 руб лей) заработаны коммерче ской деятельностью центра «Надежды». Но чтобы празд ник был действительно ярким, зрелищным, нужна и помощь предприятий, кооперативов. Расчетный счет центра — № 608983 областного управ ления Жилсоцбанка; телефон — 6-69-46. В. СЕУРУЯРВИ. * У'. •% ш ш ш т ш ш ш т .............. . ****** *• * X-щь >: :! •£&> •>- г Ш- •'>•• т ■? . <Ш -ттшШ Ш ЯШ * * mmm *• Приметы времени РАЗРУХА. ВОЙНА. ПЕРЕСТРОЙКА Продуктовые карточки — примета чрезвычайной эконо мической ситуации в государ стве. Такое уже бывало в на шей истории не раз: во вре мена разрухи, по 1935 год; с 194Г года, когда началась тя желая война, по 1947-й, когда ее последствия в народном хозяйстве были далеко не ликвидированы; и вот теперь, в эпоху перестройки развитого социализма. Перед вами образцы карто чек 1941 и 1991 годов. Между ними 50 лет исторического развития, приведшего к пол ному обнищанию богатейшей природными ресурсами дер жавы. Где же они, эти наши ресурсы, добываемые каждо дневно ударными темпами? Где плоды труда трех поколе ний многомиллионного насе ления? В чьих бюджетах, кас сах, карманах оседают зара батываемые нами средства, предназначенные для улучше ния хотя бы элементарного продовольственного снабже ния? 1982 год — первые в на шей области карточки на ку рицу и колбасу; 1984. год — введены карточки на масло и мясо; 1987 год — талоны на сахар и чай; 1989 год — та лоны на спиртное; 1990 год — карточки на крупы, мака ронные изделия, яйца, масло растительное, мыло хозяйст венное, стиральный порошок, маргарин, табак, спички; 1991 год — введены карточки на ^ обувь, носки и чулки, нижнее белье, верхний трикотаж. Пе рестройка продвигается наме ченным курсом — карточек становится все больше. Так туда ли мы идем?.. 9 У'? ? «Г -1Щ/t - ел l i % ры . Ч I I S • .... у'у&.'/У > ш Ш ■ш ш ■; £Ш\ Ш ш .' > - ■/- :г>:: I февраля 191года 14 РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz