Рыбный Мурман. 1991 г. Февраль.

к Социальная сфера, культура Не боись, мужики! Хорош о помню, как в пер­ вые, вспоминаемые сегодня с легкой грустью, годы ж урна ­ листской юности, в канун празднования Международно,- го женского дня получил от своего шефа задание создать собирательный образ северян ­ ки, высветить, так сказать, в нем лучшие черты характера современницы , живущ ей здесь, на самом, как мы час­ то говариваем, краешке з ем ­ ли. Это-то и подвигло меня на встречу с одной из женщин, Ерачом-стоматологом, у кото­ рой я поинтересовался пове­ дением в стоматологическом кабинете представителей того и другого пола. И выясни­ лось, что женщины, эти наши милые, хрупкие создания, бо­ лее -стойко переносят все тя­ готы и болезненные ощуще­ ния, связанные с таким, мягко скажем, не совсем приятным делом, нежели представители мужской половины человече­ ства. На вопрос «Почему?» — получил ответ, что женщины в силу своего стремления к красоте идут на любые жерт­ вы. И, самое главное, обра­ щаются к врачу сразу, чуть только появилась в зубе даже незначительная червоточинка. А мужчины?.. Они, по мнению врача, из-за боязни в боль­ шинстве своем дотягивают до последнего, когда уже и ле- чить-то, собственно, становит­ ся нечего. Немало лет прошло с той поры. Сам неоднократно за это время встречался со сто­ матологами, отнюдь не по служебным делам, но, поверь­ те, и до сих пор, подобно большинству мужчин, с нема­ лым душевным трепетом пе­ реступаю порог стоматологи­ ческого кабинета. Конечно, в отыскании при­ чин такого панического стра­ ха перед ремонтом зубов нужно отдать должное и на­ шей зубоврачебной технике, которая, как известно, не очень-то сильно изменилась с тех пор, когда еще практико­ вали земские врачи времен А. П. Чехова. Но все течет, все изменяет­ ся. Недавно в здании отдела кадров Беломорской базы гос- лова открылся стоматологиче­ ский кабинет, оснащенный французским оборудованием по последнему слову «их» техники. Его, а также инстру­ ментарий и пломбировочные материалы, закупили для сво­ их работников на валюту. Две большие светлые ком­ наты, анатомическое кресло, удобная компоновка, собст­ венный богатый опыт — все это позволяет врачу Александ­ ру Владимировичу Терентьеву принимать ежедневно по 15— 20 пациентов. Кстати, и непри­ ятных ощущений больные во время лечения почти не испы­ тывают. Умеют же делать тех­ нику наши соседи по планете! Так что повезло работникам ББГЛ. Придут по делам в от­ дел кадров — заодно и зубы подлечат. И перестали, как ни странно, бояться бормашины. Зато уж теперь белозубая улыбка, как у Алена Делона, уверен, им обеспечена. В. ДОРОГОВ. Многим из нас, а севе­ рянам в особенности, часто приходится путе­ шествовать. Жажда к путешествиям вполне объяснима: человек во все времена стремился познавать мир. Путе­ шествуя, мы вольно или невольно соприкаса­ емся с прошлым, кото­ рое обозначено памят­ никами истории и•куль­ туры. Среди них важ ­ ное место занимают памятники архитекту­ ры. Их образно назы­ вают летописью мира. Прочитать летопись не всегда просто. Взять хотя бы памятники культового зодчества: церковные и монастыр­ ские здания. Что они представляют собой, почему создавались именно такими, что обозначал каждый предмет, ставший впо­ следствии произведе­ нием искусства, в ча­ стности, древнерусско­ го? Художественное наследие и современность I. ш м ери и ш е о т я с к ш т М НЕ ВСПОМИНАЕТСЯ своего рода экскурсия по Красной площади, показанная по те­ левидению, которую вел М. С. Гор­ бачев. Он говорил Рональду Рейга­ ну. президенту США, о новом мышлении, о перестройке всех сфер жизни страны. — .А вот это мы перестраивать не будем. — И он обвел взглядом Кремль, Исторический музеи, собор Василия Блаженного. А ведь собора могло и не быть, ибо он ^оже едва уцелел от разрушений сталинизма. Сколько же соборов, церквей, дру­ гих культовых зданий — уникаль­ нейших памятников древнерусского зодчества — погибло по указанию безиациональных недоумков! После революции — от рук пролеткульта, в Великую Отечественную — от гит­ леризма, впоследствии — от рук «Иванов, не помнящих родства». Не знаю, может, нам не захотелось быть теми же самыми «молодыми Иванами» или повлияло что-то дру­ гое, но когда лет двадцать назад из­ вестный ученый страны Петр Гри­ горьевич Черемиски обратился к нам, студентам университета, с предло­ жением пойти работать в архитектур­ ный музеи, мы трое согласились. И ни один не пожалел, хотя уже нико­ го из троих там нет по разным при­ чинам. С чего мы начинали? Конечно, с «азов», с тех самых азов, которые аз, буки — дверь в науки. В науки, имеющие тысячелетние корни: старо­ славянские памятники письменности, зодчества, рукоделия, песнопения и многого, многого другого — с того, что мы называем сегодня художест­ венным наследием Древней Руси и его связи с современностью. И ТАК, начнем с отношения к памятникам древности. Из прочитанного и множества бесед на эту тему больше всего за­ помнились наши разговоры с круп­ ным специалистом в этой области из единственного в Европе Музея ис­ тории религии и атеизма Георгием Георгиевичем Прошиным. Мир древ­ нерусского искусства, говорил он, органически влился в ноток нынеш­ ней культуры и, отдаленный от пас многими сотнями лет. оказался со­ звучен новому миру. Однако процесс совре.меипого освоения древнерусско­ го искусства обществом оказался сложен и противоречив. Памятники, а порою это сокровища не только на­ циональной, но и мировой культуры, — свидетели и участники истории народа, помогающие осознать живую сопричастность каждого к минувшим судьбам России. О т н о ш е н и е к- памятникам различное. Крайние мнения обобщены В. И. Лазаревым: «Одни превозносят древнерусское ис­ кусство превыше небес, впадая в слащавый и ура-патриотический той; другие хулят его с примитивных ан­ тирелигиозных позиций, закрывая себе тем самым возможность его объ­ ективно}: оценки». Те дискуссии «примитивных атеистов», которые они по привычке ведут с церковью, кроме улыбки, ничего не вызывают. Хорошо но этому поводу сказал в материале «Огонька» (v\L> 5 за 1989 год), названном <Пз жизни духовной школы»., Анатолий Цирульников: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать...». Эта ци­ тата в школьном учебнике обрывает­ ся, отцы мои, спокойно замечает преподаватель в 3-м классе Загор­ ской • семинарии. А у того же Вольтера: <Но смешно утверждать, что устройство мира не доказывает существования верховного создате­ ля...» И это сказал, назовем его «атеистом всех времен», Вольтер, воскликнувший однажды в отноше­ нии религии: <Раздавите эту гади­ ну!». Или вот из личных наблюдений. Часто мне приходилось встречаться с одним из священнослужителей, про­ тоиереем отцом Иоанном (в мире Ива­ ном Алексеевичем Шуватовым). На наскоки молодежи, посещавшей его, типа «В Евангелии от Матфея, Луки, Иоанна и Марка по-разному описы­ ваются факты из жизни Христа!» он отвечал, что святые авторы ставили себе разные цели и рассказывали о разных периодах жизни. Такие раз­ говоры велись лет десять назад. Кстати, уже тогда за десять лет до знаменательной даты уже началась подготовка к празднованию 1000 -ле­ тия крещения Руси. Его, как вы помните, мировая общественность от­ метила в 1988 году. Изменились ли за десятилетия взгляды молодежи на религию? Наверное, да. Показатель­ на беседа па темы религии со школь­ никами в недавней телевизионной пе­ редаче. Одни десятиклассник, участ­ ник дискуссии, сказал следующее: «Нельзя понимать классиков девят­ надцатого века, не зная памятников, таких, например, как Евангелие, Биб­ лия...». Я обратил внимание, что он относится к священным писаниям, как к памятникам человеческой мудро­ сти. II это отрадно. А насчет пони­ мания классиков... Действительно, много религиозных сюжетов исполь­ зовалось тем же Пушкиным «...на весь крещеный мир» (из «Сказки о царе Салтане»), Буниным в «Чистом понедельнике». Мы и сегодня упот­ ребляем различные слова, перешед­ шие из духовного языка. Взять хотя бы «Спасибо!». А ведь образовалось оно от «Спаси Бог!». Или такое дей­ ствие без религиозного умысла, как «трижды плюнуть через левое пле­ чо». По древнему обычаю это озна­ чало «отогнать беса» (черт — 'с ле­ вой стороны, ангел-хранитель — с правой). II тот школьник, и большин­ ство взрослых рассуждают и учатся корректно вести спор с разных точек зрения. Достижение культуры сегод­ няшнего дня? Несомненно! BJMEHHO с разных точек зре- Щ пия и рассмотрим наше ху- дожественное наследие. Нач­ нем с памятников архитектуры. Объ­ единим их общим понятием — храм. Месту выбора его постройки придава­ лось "большое значение. Как прави­ ло, и на это обращали внимание все северяне, которых по праву считают чемпионами по путешествиям, храмы занимают господствующее положение над округой: будь то открытое мес­ то, либо городская застройка. Здесь следует сделать небольшое отступление и сказать пару слов во­ обще об архитектуре, ее влиянии на нас. Можно не любить живопись — значит не ходить в картинные гале­ реи, не ценить спектакли — не бы­ вать в театре, неохотно читать — не посещать библиотек и так далее. Но от архитектуры деться некуда, раз­ 13 ве что выйти в чистое поле. Она ок­ ружает нас повсюду. Да и в чистом поле наши прадеды любили ставить церквушки. К слову, в их описании много затертости. Где бы ни стоял храм, в глухом бору или в чистом поле, его описание включает, по вы­ ражению Георгия Георгиевича Про­ шина, почти непременный штамп «особой художественности»: если храм высокий («величественный»), он «как бы вырастает из земли», а если низкий, то «как бы сливается с нею...» Итак, храм занимал господствую­ щее положение. В частности, в го­ родской застройке, являясь ядром города. Он занимал центральное мес­ то — и идеологическое, и простран­ ственное. Остальные здания и улицы замыкались и «сводились» к храму. Видный за десятки верст собор осоз­ навался как символ города. (Боевой клич новгородских дружии: «За Нов­ город. за Святую Софию!») ^ Более всего церквей было «на Москве». Современники известного норвежского писателя Кнута Гамсуна утверждают, что когда он увидел множество зла­ тоглавых московских соборов, зна­ менитые «сорок сороков», его глаза увлажнились. Ученые уверены, что история со­ оружения храмов практически не знает случаев их "постройки по ини­ циативе народа. В качестве примера приводится возведение храмов и ча­ совен «в' память отмены крепостного права». Организованный правитель­ ством и синодом сбор добровольных средств проходил буквально «из-под палки» и тем не менее не дал ожи­ давшихся денег. Нынешнее время разбудило инициативу. Люди беско­ рыстно помогают возрождению раз­ рушенного. Различными были функ­ ции храмов, кроме как политическо­ го, административного и культового центров, служили еще и хранилищем ценностей. Они строились при выс­ ших правительственных учреждениях, учебных заведениях, больницах и даже тюрьмах. В. чи ки н . I февраля 191года рыбный мурман %

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz