Рыбный Мурман. 1991 г. Февраль.
к Социальная сфера, культура Не боись, мужики! Хорош о помню, как в пер вые, вспоминаемые сегодня с легкой грустью, годы ж урна листской юности, в канун празднования Международно,- го женского дня получил от своего шефа задание создать собирательный образ северян ки, высветить, так сказать, в нем лучшие черты характера современницы , живущ ей здесь, на самом, как мы час то говариваем, краешке з ем ли. Это-то и подвигло меня на встречу с одной из женщин, Ерачом-стоматологом, у кото рой я поинтересовался пове дением в стоматологическом кабинете представителей того и другого пола. И выясни лось, что женщины, эти наши милые, хрупкие создания, бо лее -стойко переносят все тя готы и болезненные ощуще ния, связанные с таким, мягко скажем, не совсем приятным делом, нежели представители мужской половины человече ства. На вопрос «Почему?» — получил ответ, что женщины в силу своего стремления к красоте идут на любые жерт вы. И, самое главное, обра щаются к врачу сразу, чуть только появилась в зубе даже незначительная червоточинка. А мужчины?.. Они, по мнению врача, из-за боязни в боль шинстве своем дотягивают до последнего, когда уже и ле- чить-то, собственно, становит ся нечего. Немало лет прошло с той поры. Сам неоднократно за это время встречался со сто матологами, отнюдь не по служебным делам, но, поверь те, и до сих пор, подобно большинству мужчин, с нема лым душевным трепетом пе реступаю порог стоматологи ческого кабинета. Конечно, в отыскании при чин такого панического стра ха перед ремонтом зубов нужно отдать должное и на шей зубоврачебной технике, которая, как известно, не очень-то сильно изменилась с тех пор, когда еще практико вали земские врачи времен А. П. Чехова. Но все течет, все изменяет ся. Недавно в здании отдела кадров Беломорской базы гос- лова открылся стоматологиче ский кабинет, оснащенный французским оборудованием по последнему слову «их» техники. Его, а также инстру ментарий и пломбировочные материалы, закупили для сво их работников на валюту. Две большие светлые ком наты, анатомическое кресло, удобная компоновка, собст венный богатый опыт — все это позволяет врачу Александ ру Владимировичу Терентьеву принимать ежедневно по 15— 20 пациентов. Кстати, и непри ятных ощущений больные во время лечения почти не испы тывают. Умеют же делать тех нику наши соседи по планете! Так что повезло работникам ББГЛ. Придут по делам в от дел кадров — заодно и зубы подлечат. И перестали, как ни странно, бояться бормашины. Зато уж теперь белозубая улыбка, как у Алена Делона, уверен, им обеспечена. В. ДОРОГОВ. Многим из нас, а севе рянам в особенности, часто приходится путе шествовать. Жажда к путешествиям вполне объяснима: человек во все времена стремился познавать мир. Путе шествуя, мы вольно или невольно соприкаса емся с прошлым, кото рое обозначено памят никами истории и•куль туры. Среди них важ ное место занимают памятники архитекту ры. Их образно назы вают летописью мира. Прочитать летопись не всегда просто. Взять хотя бы памятники культового зодчества: церковные и монастыр ские здания. Что они представляют собой, почему создавались именно такими, что обозначал каждый предмет, ставший впо следствии произведе нием искусства, в ча стности, древнерусско го? Художественное наследие и современность I. ш м ери и ш е о т я с к ш т М НЕ ВСПОМИНАЕТСЯ своего рода экскурсия по Красной площади, показанная по те левидению, которую вел М. С. Гор бачев. Он говорил Рональду Рейга ну. президенту США, о новом мышлении, о перестройке всех сфер жизни страны. — .А вот это мы перестраивать не будем. — И он обвел взглядом Кремль, Исторический музеи, собор Василия Блаженного. А ведь собора могло и не быть, ибо он ^оже едва уцелел от разрушений сталинизма. Сколько же соборов, церквей, дру гих культовых зданий — уникаль нейших памятников древнерусского зодчества — погибло по указанию безиациональных недоумков! После революции — от рук пролеткульта, в Великую Отечественную — от гит леризма, впоследствии — от рук «Иванов, не помнящих родства». Не знаю, может, нам не захотелось быть теми же самыми «молодыми Иванами» или повлияло что-то дру гое, но когда лет двадцать назад из вестный ученый страны Петр Гри горьевич Черемиски обратился к нам, студентам университета, с предло жением пойти работать в архитектур ный музеи, мы трое согласились. И ни один не пожалел, хотя уже нико го из троих там нет по разным при чинам. С чего мы начинали? Конечно, с «азов», с тех самых азов, которые аз, буки — дверь в науки. В науки, имеющие тысячелетние корни: старо славянские памятники письменности, зодчества, рукоделия, песнопения и многого, многого другого — с того, что мы называем сегодня художест венным наследием Древней Руси и его связи с современностью. И ТАК, начнем с отношения к памятникам древности. Из прочитанного и множества бесед на эту тему больше всего за помнились наши разговоры с круп ным специалистом в этой области из единственного в Европе Музея ис тории религии и атеизма Георгием Георгиевичем Прошиным. Мир древ нерусского искусства, говорил он, органически влился в ноток нынеш ней культуры и, отдаленный от пас многими сотнями лет. оказался со звучен новому миру. Однако процесс совре.меипого освоения древнерусско го искусства обществом оказался сложен и противоречив. Памятники, а порою это сокровища не только на циональной, но и мировой культуры, — свидетели и участники истории народа, помогающие осознать живую сопричастность каждого к минувшим судьбам России. О т н о ш е н и е к- памятникам различное. Крайние мнения обобщены В. И. Лазаревым: «Одни превозносят древнерусское ис кусство превыше небес, впадая в слащавый и ура-патриотический той; другие хулят его с примитивных ан тирелигиозных позиций, закрывая себе тем самым возможность его объ ективно}: оценки». Те дискуссии «примитивных атеистов», которые они по привычке ведут с церковью, кроме улыбки, ничего не вызывают. Хорошо но этому поводу сказал в материале «Огонька» (v\L> 5 за 1989 год), названном <Пз жизни духовной школы»., Анатолий Цирульников: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать...». Эта ци тата в школьном учебнике обрывает ся, отцы мои, спокойно замечает преподаватель в 3-м классе Загор ской • семинарии. А у того же Вольтера: <Но смешно утверждать, что устройство мира не доказывает существования верховного создате ля...» И это сказал, назовем его «атеистом всех времен», Вольтер, воскликнувший однажды в отноше нии религии: <Раздавите эту гади ну!». Или вот из личных наблюдений. Часто мне приходилось встречаться с одним из священнослужителей, про тоиереем отцом Иоанном (в мире Ива ном Алексеевичем Шуватовым). На наскоки молодежи, посещавшей его, типа «В Евангелии от Матфея, Луки, Иоанна и Марка по-разному описы ваются факты из жизни Христа!» он отвечал, что святые авторы ставили себе разные цели и рассказывали о разных периодах жизни. Такие раз говоры велись лет десять назад. Кстати, уже тогда за десять лет до знаменательной даты уже началась подготовка к празднованию 1000 -ле тия крещения Руси. Его, как вы помните, мировая общественность от метила в 1988 году. Изменились ли за десятилетия взгляды молодежи на религию? Наверное, да. Показатель на беседа па темы религии со школь никами в недавней телевизионной пе редаче. Одни десятиклассник, участ ник дискуссии, сказал следующее: «Нельзя понимать классиков девят надцатого века, не зная памятников, таких, например, как Евангелие, Биб лия...». Я обратил внимание, что он относится к священным писаниям, как к памятникам человеческой мудро сти. II это отрадно. А насчет пони мания классиков... Действительно, много религиозных сюжетов исполь зовалось тем же Пушкиным «...на весь крещеный мир» (из «Сказки о царе Салтане»), Буниным в «Чистом понедельнике». Мы и сегодня упот ребляем различные слова, перешед шие из духовного языка. Взять хотя бы «Спасибо!». А ведь образовалось оно от «Спаси Бог!». Или такое дей ствие без религиозного умысла, как «трижды плюнуть через левое пле чо». По древнему обычаю это озна чало «отогнать беса» (черт — 'с ле вой стороны, ангел-хранитель — с правой). II тот школьник, и большин ство взрослых рассуждают и учатся корректно вести спор с разных точек зрения. Достижение культуры сегод няшнего дня? Несомненно! BJMEHHO с разных точек зре- Щ пия и рассмотрим наше ху- дожественное наследие. Нач нем с памятников архитектуры. Объ единим их общим понятием — храм. Месту выбора его постройки придава лось "большое значение. Как прави ло, и на это обращали внимание все северяне, которых по праву считают чемпионами по путешествиям, храмы занимают господствующее положение над округой: будь то открытое мес то, либо городская застройка. Здесь следует сделать небольшое отступление и сказать пару слов во обще об архитектуре, ее влиянии на нас. Можно не любить живопись — значит не ходить в картинные гале реи, не ценить спектакли — не бы вать в театре, неохотно читать — не посещать библиотек и так далее. Но от архитектуры деться некуда, раз 13 ве что выйти в чистое поле. Она ок ружает нас повсюду. Да и в чистом поле наши прадеды любили ставить церквушки. К слову, в их описании много затертости. Где бы ни стоял храм, в глухом бору или в чистом поле, его описание включает, по вы ражению Георгия Георгиевича Про шина, почти непременный штамп «особой художественности»: если храм высокий («величественный»), он «как бы вырастает из земли», а если низкий, то «как бы сливается с нею...» Итак, храм занимал господствую щее положение. В частности, в го родской застройке, являясь ядром города. Он занимал центральное мес то — и идеологическое, и простран ственное. Остальные здания и улицы замыкались и «сводились» к храму. Видный за десятки верст собор осоз навался как символ города. (Боевой клич новгородских дружии: «За Нов город. за Святую Софию!») ^ Более всего церквей было «на Москве». Современники известного норвежского писателя Кнута Гамсуна утверждают, что когда он увидел множество зла тоглавых московских соборов, зна менитые «сорок сороков», его глаза увлажнились. Ученые уверены, что история со оружения храмов практически не знает случаев их "постройки по ини циативе народа. В качестве примера приводится возведение храмов и ча совен «в' память отмены крепостного права». Организованный правитель ством и синодом сбор добровольных средств проходил буквально «из-под палки» и тем не менее не дал ожи давшихся денег. Нынешнее время разбудило инициативу. Люди беско рыстно помогают возрождению раз рушенного. Различными были функ ции храмов, кроме как политическо го, административного и культового центров, служили еще и хранилищем ценностей. Они строились при выс ших правительственных учреждениях, учебных заведениях, больницах и даже тюрьмах. В. чи ки н . I февраля 191года рыбный мурман %
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz