Рыбный Мурман. 1991 г. Февраль.
От Кижей до Египта Пятиглавый собор Марии Магдалины в русском мона стыре «белой» эмигрантской церкви, что находится в Иерусалиме над Гефсиманским садом. Б этом соборе покоятся останки великой княгини Елизаветы Федоров ны. (Окончание. Нача.ю ни 11-й стр.) Всего здесь, на живописных холмах Ани-Карема, проживают 46 русских поселянок. У каждой — отдельный домик. Жилья хватает, так как* рань ше, до революции, монахинь и по слушниц было значительно больше. Но налицо и признаки некоего запу стения. вызванного отсутствием муж ских рабочих рук. Под большим секретом, но с види мым удовольствием одна из поселя нок провела нас в свой домик. Он со стоит из двух комнат с раздельными входами. В одной оборудована ма стерская. где, как я понимаю, можно не только вышивать, но и ткать хол стину. Вторая комната жилая. С до потопным комодом и сервантом с гор кой хрусталя, книжными полками. Есть и старенький телевизор, кото рый, кстати, иметь монахиням не раз решено. Как-то непривычно среди ис тинно деревенской обстановки смот рится двухкассетный импортный маг нитофон, яркая упаковка продуктов и специй, сложенных у нлиты отбелен ной русской печки. Нам рассказали, что миссии при шлось продать значительную часть земли, чтобы на вырученные деньги провести в обитель электричество.*До сих пор здесь пет водопровода. Мно гие поселянки болеют глазами — хо тя на первый взгляд климат мягкий ,4 но на здоровье не привыкшего к* жа ре русс кого человека скг.-'ь«в"стся от рицательно. При желании монахини могут вернуться па родину, положен нм н регулярный отпуск, го негласно приветствуется исполнение своего подвижнического подвига до смерти. Особая статья забот — защита от хулиганских действий арабской части населения. Тут высокие заборы оби тели. ночные дежурства и железные ворота, которые всегда закрыты, бессильны. Рассказывают и о неудач ной попытке взорвать бомбу, и о звер ски зарезанных иасельннце и ее до чери. Так что наше хотя и непродол жительное проживание на территории монастыря вселяло в монахинь на дежду не только на скорые перемены в их жизни, когда за первыми палом никами последуют другие, организо вав регулярные рейсы к Святой зем ле. по и просто-напросто мы в те дни были бы защитой для обители в случае нападения экстремистов. Всякий раз. упоминая об остановке паломников в женском монастыре Русской духовной миссии в Иеруса лиме, у моих слушателей возникает нездоровое, но вполне объяснимое любопытство — ну и как же вы там, два десятка одичавших за три месяца плавания мужиков, жили? Отвечу: жили мы хорошо. И благодарны на стоятелю миссии отцу Никите за воз можность осмотреть окрестности Свя того Града, не беспокоясь о ночлеге и пропитании. А об остальном... По ражает естественность поведения мо- 1февраля 191года иахнпь и послушниц, среди которых есть не только пожилые, но и моло дые люди. Странно, например, было видеть за рулем монастырского «ра фика» одетую в черную рясу мило видную женщину, «А воронежских среди вас нет?» — спросила она, перевозя нас от здания миссии до обители. А потом, чуть было не столкнувшись со встречным грузови ком, не сдержавшись, выскочила на дорогу н на чистом русском языке стала отчитывать обалдевшего и ни чего не понимающего водителя-араба. Так* о чем я хочу сказать? Мало то го, что все местные поселянки по пали сюда из монастырей России, куда они, в свою очередь, ушли от светской жизни по собственному же ланию и, уверен, не безболезненно, не от хорошей жизни. А вершить мо нашеский подвиг пусть на Святой зе.мле, но вдали от родных мест — еще большее испытание. II идут на него осознанно, не за суетные земные блага. II можно лишь догадываться, какая драматичная внутренняя борЬ; ба души стоит за судьбой-выбором каждой женщины. А греховные мыс ли. которые, наверное, все же чита лись в глазах паломников, полностью нейтрализовались неким ореолом мягкосердечия и неподдельного вни мания-понимания к нашим заботам. Впрочем, в моем журналистском лексиконе нет слов, чтобы выразить это чувство истинной любви, и я за своп без малого сорок лет впервые ссознал правомерность и смысл обра щения «все мы сестры и братья во Христе >. Это чувство выше живот ных инстинктов, как выше, чище, ра зумнее маленькая деревянная часов ня жилых коробок теснящих ее го родских многоэтажных домов. До енх пор меня мучает другой вопрос: не как. зачем живут-вдали от родины монахини, а на что они жи вут. На какие, извините меня, шиши- деньги? И чтобы попытаться‘Ответить на пего, давайте побываем в обители- филиале Иерусалимского монастыря, расположенном в тель-авивском при городе Яффа. Именно там, еще в прошлом веке, по настоянию Синода было учреждено русское консульство для приплывающих морем паломни ков. И настоятель нынешней Русской духовной миссии архимандрит Ники та просил нас. покидая Святую зем лю, посетить яффский монастырь. Как это получилось, мне рассказы вать горько и больно, но необходимо. В ЯФФУ мы отправились вшесте ром — остальные паломники под различными предлогами остались в Тель-Авиве. Десяток километров пешком по побережью много времени не отнял. Труднее было отыскать сам монастырь среди каких-то промыш ленных корпусов. Но ориентируясь по колокольне, а затем заметив и ку пола собора, возведенного в честь апостолов Петра и Павла, мы нако 12 нец-тб уперлись в высокий: ’ глухой забор. Найдя ворота, поначалу от прянули, оглушенные бешеным лаем цепных псов. Но вот навстречу по спешила монашка, провела нас в оби тель. Как оказалось, здесь, где рань ше размещались сотни паломников и священнослужителей, ныне ирожива- ют-дежурят лишь две поселянки, ко торые на месяц-другой как бы коман дируются из Иерусалима для при смотра за обителью. Знакомимся с матушками Иолеонией и Аксиньей, осматриваем .монастырь, который по ражает своей обширностью и запу стением. В некогда богатых двух- трехэтажных зданиях с мраморными полами выломаны окна, отбиты сте ны. Умелой стронбригаде за месяц все это .можно было бы восстановить, отремонтировать и большой камен ный бассейн с кусками сохранившей ся мозаики. Но сил хватает лишь присматривать за былым великоле пием да в случае разбоя позвонить в полицию. Ночыо монастырь охраняет нанятый за деньги сторож-араб. Он же содержит собак*, спуская их с це пи. Проходим вдоль каменной ограды, за которой слышны шум и гам дет ских голосов. «Там находится араб ская школа», — объясняет матушка Полеоння. — Балуют часто, переле зая через забор». Вдруг под оградой на земле замечаем раскрытую жен скую сумку. Осторожно смотрим, что в -ней: кошелек, ключи, записная книжка... «Надо сообщить в полицию, может, провокация — кто-то украл и перебросил сюда», — заявляет мона хиня. Потом она приглашает отобе дать в маленькую, бедную, но опрят ную комнату. Оказывается, иаселыш- цы приготовили еду на двадцать че ловек, ожидая в обители всех палом ников. А пришли лишь шестеро. Да и те спешат — па вечер назначен от ход наших парусников. После обеда, безоговорочно отка завшись от какой-либо пашей помощи по хозяйству, монахини знакомят го стей с обителью, с храмом, с нахо дящейся па территории монастыря пещерой праведницы Тавифы. Зале заем па колокольню, где одиноко висит давно безъязыкий колокол, — два других, отлитых в прошлом веке, оборвались и лежат рядом. Здесь хо зяйничает ручной ворон, который на звоннице свил гнездо. Спрашиваем монахинь, на какие средства они. живут. Оказывается, каждой ежемесячно Русская духов ная миссия выделяет по сто шекелей (примерно пятьдесят долларов). При местной дороговизне продуктов едва хватает лишь на скромную, без мяса, пищу (при этих словах со стыдом вспоминаю наших «паломников»; оставшихся в Тель-Авиве, и обед, при готовленный на двадцать человек). Электричества в обители нет. Живут монахини в маленькой восстановлен ной пристройке среди прочих разру шенных зданий. Земля, где некогда были разбиты парк, сад и огороды, совсем одичала, заросла бурьяном в два человеческих роста. Осматривая территорию, замечаем свежезабетоиироваииую площадку с, извините меня за необходимую под робность, уличным туалетом и вы гребной ямой. Матушка Полеоння со общает, что за эту работу она запла тила арабам... 28 тысяч шекелей. И тут руководитель нашей экспедиции Виктор Дмитриев взрывается: «Как, 14 тысяч долларов? Да все паше паломничество обошлось клубу в 300 тысяч рублей, а вы, если посчитать ito нынешнему* курсу, заплатили ара бам за отот гальюн такую же сум му?» «А что делать, — спокойно от вечает монахиня, — за меньшую ни кто не брался за работу...» Я не знаю, на какие средства со держатся русские .монастыри на Свя той земле. Очевидно, на деньги Мо сковской патриархии и различные пожертвования. Знаю одно: сотни ты сяч верующих России отдали бы по следние сбережения, чтобы хоть ра зок* побывать у Гроба Господня, оку нуть в воды Йордана белые смерт ные рубахи, чтобы наказать внукам положить их в гроб в этих одеяниях. И по злой воле какого-то действи тельно дьявольского замысла наше сознание вывернуто наизнанку, если смогли мы допустить и простить са мим себе запустение и продажу ис конных русских земель в Палестине, разруху православных обителей, по литых кровыо и потом десятков поко лений паломников! З А ОГРАДОЙ яффского мона стыря в густой траве я обна ружил несколько надгробных плит. На одной из них выбито: Тимофеев Владимир Николаевич агент русского общества пароходства и торговли в Яффе 1816 —1894 гг. Кто же из сегодняшних предпри имчивых и благочестивых людей взял ся бы организовать регулярное па ломничество из России в Яффу? Или окончательно разорвалась-распалась на звенья та цепочка, что связывает поколения, без которых самый вели кий народ обречен на вырождение, если не знает, не чтит, перечеркивает свою историю... Осто автора и В. КОРЕЦКОГО. 1 Паломники вместе с монахинями яффской обители у входа в пещеру праведницы Тавифы, которую, если ве рить Священному писанию, воскресил из мертвых апо стол Петр. рыбныймурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz