Рыбный Мурман. 1991 г. Февраль.

От Кижей до Египта Пятиглавый собор Марии Магдалины в русском мона­ стыре «белой» эмигрантской церкви, что находится в Иерусалиме над Гефсиманским садом. Б этом соборе покоятся останки великой княгини Елизаветы Федоров­ ны. (Окончание. Нача.ю ни 11-й стр.) Всего здесь, на живописных холмах Ани-Карема, проживают 46 русских поселянок. У каждой — отдельный домик. Жилья хватает, так как* рань­ ше, до революции, монахинь и по­ слушниц было значительно больше. Но налицо и признаки некоего запу­ стения. вызванного отсутствием муж­ ских рабочих рук. Под большим секретом, но с види­ мым удовольствием одна из поселя­ нок провела нас в свой домик. Он со­ стоит из двух комнат с раздельными входами. В одной оборудована ма­ стерская. где, как я понимаю, можно не только вышивать, но и ткать хол­ стину. Вторая комната жилая. С до­ потопным комодом и сервантом с гор­ кой хрусталя, книжными полками. Есть и старенький телевизор, кото­ рый, кстати, иметь монахиням не раз­ решено. Как-то непривычно среди ис­ тинно деревенской обстановки смот­ рится двухкассетный импортный маг­ нитофон, яркая упаковка продуктов и специй, сложенных у нлиты отбелен­ ной русской печки. Нам рассказали, что миссии при­ шлось продать значительную часть земли, чтобы на вырученные деньги провести в обитель электричество.*До сих пор здесь пет водопровода. Мно­ гие поселянки болеют глазами — хо­ тя на первый взгляд климат мягкий ,4 но на здоровье не привыкшего к* жа­ ре русс кого человека скг.-'ь«в"стся от­ рицательно. При желании монахини могут вернуться па родину, положен нм н регулярный отпуск, го негласно приветствуется исполнение своего подвижнического подвига до смерти. Особая статья забот — защита от хулиганских действий арабской части населения. Тут высокие заборы оби­ тели. ночные дежурства и железные ворота, которые всегда закрыты, бессильны. Рассказывают и о неудач­ ной попытке взорвать бомбу, и о звер­ ски зарезанных иасельннце и ее до­ чери. Так что наше хотя и непродол­ жительное проживание на территории монастыря вселяло в монахинь на­ дежду не только на скорые перемены в их жизни, когда за первыми палом­ никами последуют другие, организо­ вав регулярные рейсы к Святой зем­ ле. по и просто-напросто мы в те дни были бы защитой для обители в случае нападения экстремистов. Всякий раз. упоминая об остановке паломников в женском монастыре Русской духовной миссии в Иеруса­ лиме, у моих слушателей возникает нездоровое, но вполне объяснимое любопытство — ну и как же вы там, два десятка одичавших за три месяца плавания мужиков, жили? Отвечу: жили мы хорошо. И благодарны на­ стоятелю миссии отцу Никите за воз­ можность осмотреть окрестности Свя­ того Града, не беспокоясь о ночлеге и пропитании. А об остальном... По­ ражает естественность поведения мо- 1февраля 191года иахнпь и послушниц, среди которых есть не только пожилые, но и моло­ дые люди. Странно, например, было видеть за рулем монастырского «ра­ фика» одетую в черную рясу мило­ видную женщину, «А воронежских среди вас нет?» — спросила она, перевозя нас от здания миссии до обители. А потом, чуть было не столкнувшись со встречным грузови­ ком, не сдержавшись, выскочила на дорогу н на чистом русском языке стала отчитывать обалдевшего и ни­ чего не понимающего водителя-араба. Так* о чем я хочу сказать? Мало то­ го, что все местные поселянки по­ пали сюда из монастырей России, куда они, в свою очередь, ушли от светской жизни по собственному же­ ланию и, уверен, не безболезненно, не от хорошей жизни. А вершить мо­ нашеский подвиг пусть на Святой зе.мле, но вдали от родных мест — еще большее испытание. II идут на него осознанно, не за суетные земные блага. II можно лишь догадываться, какая драматичная внутренняя борЬ; ба души стоит за судьбой-выбором каждой женщины. А греховные мыс­ ли. которые, наверное, все же чита­ лись в глазах паломников, полностью нейтрализовались неким ореолом мягкосердечия и неподдельного вни­ мания-понимания к нашим заботам. Впрочем, в моем журналистском лексиконе нет слов, чтобы выразить это чувство истинной любви, и я за своп без малого сорок лет впервые ссознал правомерность и смысл обра­ щения «все мы сестры и братья во Христе >. Это чувство выше живот­ ных инстинктов, как выше, чище, ра­ зумнее маленькая деревянная часов­ ня жилых коробок теснящих ее го­ родских многоэтажных домов. До енх пор меня мучает другой вопрос: не как. зачем живут-вдали от родины монахини, а на что они жи­ вут. На какие, извините меня, шиши- деньги? И чтобы попытаться‘Ответить на пего, давайте побываем в обители- филиале Иерусалимского монастыря, расположенном в тель-авивском при­ городе Яффа. Именно там, еще в прошлом веке, по настоянию Синода было учреждено русское консульство для приплывающих морем паломни­ ков. И настоятель нынешней Русской духовной миссии архимандрит Ники­ та просил нас. покидая Святую зем­ лю, посетить яффский монастырь. Как это получилось, мне рассказы­ вать горько и больно, но необходимо. В ЯФФУ мы отправились вшесте­ ром — остальные паломники под различными предлогами остались в Тель-Авиве. Десяток километров пешком по побережью много времени не отнял. Труднее было отыскать сам монастырь среди каких-то промыш­ ленных корпусов. Но ориентируясь по колокольне, а затем заметив и ку­ пола собора, возведенного в честь апостолов Петра и Павла, мы нако­ 12 нец-тб уперлись в высокий: ’ глухой забор. Найдя ворота, поначалу от­ прянули, оглушенные бешеным лаем цепных псов. Но вот навстречу по­ спешила монашка, провела нас в оби­ тель. Как оказалось, здесь, где рань­ ше размещались сотни паломников и священнослужителей, ныне ирожива- ют-дежурят лишь две поселянки, ко­ торые на месяц-другой как бы коман­ дируются из Иерусалима для при­ смотра за обителью. Знакомимся с матушками Иолеонией и Аксиньей, осматриваем .монастырь, который по­ ражает своей обширностью и запу­ стением. В некогда богатых двух- трехэтажных зданиях с мраморными полами выломаны окна, отбиты сте­ ны. Умелой стронбригаде за месяц все это .можно было бы восстановить, отремонтировать и большой камен­ ный бассейн с кусками сохранившей­ ся мозаики. Но сил хватает лишь присматривать за былым великоле­ пием да в случае разбоя позвонить в полицию. Ночыо монастырь охраняет нанятый за деньги сторож-араб. Он же содержит собак*, спуская их с це­ пи. Проходим вдоль каменной ограды, за которой слышны шум и гам дет­ ских голосов. «Там находится араб­ ская школа», — объясняет матушка Полеоння. — Балуют часто, переле­ зая через забор». Вдруг под оградой на земле замечаем раскрытую жен­ скую сумку. Осторожно смотрим, что в -ней: кошелек, ключи, записная книжка... «Надо сообщить в полицию, может, провокация — кто-то украл и перебросил сюда», — заявляет мона­ хиня. Потом она приглашает отобе­ дать в маленькую, бедную, но опрят­ ную комнату. Оказывается, иаселыш- цы приготовили еду на двадцать че­ ловек, ожидая в обители всех палом­ ников. А пришли лишь шестеро. Да и те спешат — па вечер назначен от­ ход наших парусников. После обеда, безоговорочно отка­ завшись от какой-либо пашей помощи по хозяйству, монахини знакомят го­ стей с обителью, с храмом, с нахо­ дящейся па территории монастыря пещерой праведницы Тавифы. Зале­ заем па колокольню, где одиноко висит давно безъязыкий колокол, — два других, отлитых в прошлом веке, оборвались и лежат рядом. Здесь хо­ зяйничает ручной ворон, который на звоннице свил гнездо. Спрашиваем монахинь, на какие средства они. живут. Оказывается, каждой ежемесячно Русская духов­ ная миссия выделяет по сто шекелей (примерно пятьдесят долларов). При местной дороговизне продуктов едва хватает лишь на скромную, без мяса, пищу (при этих словах со стыдом вспоминаю наших «паломников»; оставшихся в Тель-Авиве, и обед, при­ готовленный на двадцать человек). Электричества в обители нет. Живут монахини в маленькой восстановлен­ ной пристройке среди прочих разру­ шенных зданий. Земля, где некогда были разбиты парк, сад и огороды, совсем одичала, заросла бурьяном в два человеческих роста. Осматривая территорию, замечаем свежезабетоиироваииую площадку с, извините меня за необходимую под­ робность, уличным туалетом и вы­ гребной ямой. Матушка Полеоння со­ общает, что за эту работу она запла­ тила арабам... 28 тысяч шекелей. И тут руководитель нашей экспедиции Виктор Дмитриев взрывается: «Как, 14 тысяч долларов? Да все паше паломничество обошлось клубу в 300 тысяч рублей, а вы, если посчитать ito нынешнему* курсу, заплатили ара­ бам за отот гальюн такую же сум­ му?» «А что делать, — спокойно от­ вечает монахиня, — за меньшую ни­ кто не брался за работу...» Я не знаю, на какие средства со­ держатся русские .монастыри на Свя­ той земле. Очевидно, на деньги Мо­ сковской патриархии и различные пожертвования. Знаю одно: сотни ты­ сяч верующих России отдали бы по­ следние сбережения, чтобы хоть ра­ зок* побывать у Гроба Господня, оку­ нуть в воды Йордана белые смерт­ ные рубахи, чтобы наказать внукам положить их в гроб в этих одеяниях. И по злой воле какого-то действи­ тельно дьявольского замысла наше сознание вывернуто наизнанку, если смогли мы допустить и простить са­ мим себе запустение и продажу ис­ конных русских земель в Палестине, разруху православных обителей, по­ литых кровыо и потом десятков поко­ лений паломников! З А ОГРАДОЙ яффского мона­ стыря в густой траве я обна­ ружил несколько надгробных плит. На одной из них выбито: Тимофеев Владимир Николаевич агент русского общества пароходства и торговли в Яффе 1816 —1894 гг. Кто же из сегодняшних предпри­ имчивых и благочестивых людей взял­ ся бы организовать регулярное па­ ломничество из России в Яффу? Или окончательно разорвалась-распалась на звенья та цепочка, что связывает поколения, без которых самый вели­ кий народ обречен на вырождение, если не знает, не чтит, перечеркивает свою историю... Осто автора и В. КОРЕЦКОГО. 1 Паломники вместе с монахинями яффской обители у входа в пещеру праведницы Тавифы, которую, если ве­ рить Священному писанию, воскресил из мертвых апо­ стол Петр. рыбныймурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz