Рыбный Мурман. 1991 г. Февраль.
Для верующего человека нет большей чести, чем побывать на. древней земле Палестины, поклониться Гробу Господню в Иерусалиме. Однако мало кто знает, что на Святой зем ле в русских православных обителях в окружении иновер ческого населения вершат свой ежедневный монашеский подвиг десятки наших сограж дан. О том, как живут насе- льницы Горненского монастыря Русской духовной миссии в Иерусалиме, и рассказывает сегодня журналист Виктор Ге орги, который в составе экс педиции миссии «Золотой век» совершил минувшим летом плавание по Средиземно морью. Напомним нашим читателям, что данная экспедиция была организована неправительст венным Фондом народной дипломатии и прошла на древ нерусских _ парусных судах Петрозаводского клуба путе шественников и исследовате лей «Полярный Одиссей». Этим летом необычные плавания по южным морям будут про должены. Всем, кто хотел бы спонсорскими взносами или деловыми советами помочь самодеятельным мореходам, сообщаем адрес председате ля совета миссии «Золотой век» Виктора Дмитриева: 185020, Петрозаводск, ул. Мо сковская, .12, тел. 7-22-46. , * От Кижей до Египта Виктор ГЕОРГИ, наш корр. греческого монастыря Св. Герасима Иорданского. Если в целом нашу по ездку можно сравнить с беглой экс курсией по огромному кладбищу бу шевавших здесь некогда человече ских страстей, то этот опрятный, уютный монастырь встретил паломни ков разноголосым собачьим лаем и кудахтаньем кур. Он очутился па пу ти как сказка, чудом сохранившаяся среди вселенского хаоса тысячелет них гор и песков. А хозяином этой сказки был моложавый черноволосый грек с умными карими глазами, по дошедший к нам во внутреннем дво рике монастыря. Редкие туристические автобусы заворачивают сюда, к месту впаде ния Иордана в Мертвое море. И не щедрых денежных пожертвований в помощь монахам обители ждал от нас тот грек-, угощая холодной подсла щенной водой и маленькими, заверну тыми в хрустящую бумагу, конфета ми. Радушный прием во всех право славных монастырях оказывался пре жде всего матушке Наталье — на- сельиице русской Горненской обители и нашему не только гиду-переводчп- ку. по и добро.му ангелу-хранителю. Русских монахинь хорошо знают в греческих монастырях Святой земли и относятся к ним с неизменным ува жением. Вот и па этот раз нас преж де всего провели в церковь Препо добного Герасима, у йог которого на иконах всегда рисуют косматого льва A A A A A A A A A A / V A A A A A ^ y V W W V W W W W W W W V W W W V N ПАЛОМНИЧЕСТВО \ л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л д л л л л л л л л л л л л л л ^ часть тогда Ветхого н. э.. а как определили сто лет до рож- r i РЕЖДЕ ЧЕМ поведать о житье- бытье российских монахинь Горненской обители, что под Иеруса лимом, я закончу начатый ранее рас сказ о нашей поездке к Мертвому морю, чьи безжизненные воды разли лись по выжженной солнцем земле Иудеи. Одна из традиционных оста новок экскурсионных автобусов нахо дится близ невысоких холмов-скал с так называемыми кумранскими пеще рами. Именно здесь всего несколько десятилетий назад были обнаружены кожаные свитки, которые нынче счи тают крупнейшей находкой нашего времени. Это была сенсация, так как самые древние из известных древнееврейских рукописей завета относились к IX веку кумраиские свитки, ученые, написаны за деиия Иисуса Христа! Любопытно, что обнаружили ману скрипты мальчики-бедуины из кочево го племени местных пастухов. Ища отбившуюся от ст^да козу, они заме тили в скале щель, ведущую в пе щеру, где стояли плотно закрытые крышками глиняные кувшины. Внут ри них и оказались кожаные свитки, внутренняя сторона которых была исписана какими-то буквами. Негра мотные, но предприимчивые сыны Аллаха смекнули, что хотя в кувши нах и не золото, но продать находку в*се же можно. Однако выгоду, и не малую, получили торговцы древно стями, к которым обратились бедуи ны. Хотя первые пять лучших свит ков они уступили одному из иеруса лимских епископов всего за 300 ма рок. А тот, в свою очередь, продал их в США за... четверть миллиона долларов. В чем же состояла сенсационность находки? Дело в том, что, как ут верждают некоторые современные лингвисты, рукописи Мертвого моря доказывают необходимость ревизии целого ряда догм и вероучений хри стианской религии, так как в них, рукописях, задолго до нашей эры уже рассказывается о распятом на кресте «учителе праведности» и его скором воскрешении и возвращении на зем лю. Составили списки некий монахи- ессеи, ждавшие на берегу Мертвого моря страшного суда. Впрочем, оставим для специали стов дальнейшие теоретические рас- об извержении землетрясении, затопили соленые память сделала суждения. Постояв десяток минут под испепеляющими лучами солнца и по смотрев издали на эти самые кумраи ские пещеры, мы поспешили к авто бусу в прохладный салон с кондици онированным воздухом. И вновь сле ва от дороги потянулся пологий бе рег моря, обнесенный колючей про волокой (приграничная с Иорданией территория), справа — разрушенные временем горы с яркими путевыми знаками «Осторожно, камнепад!». И было непонятно, что же заставило целые племена еще тысячелетия назад жить среди голых ущелий с лужицами пахнущей битумом и нефтью воды. Выгнала ли их сюда беспощадная захватническая война с соседями, которые уничтожили все живое в цветущих поселениях Палес тины? Или память о гибели городов Содом и Гоморра, вулкана и мощном после чего долину воды моря, — эта людей Кумрана богобоязненными? И они первыми облекли в человеческую плоть и кровь образ будущего Мес сии, того «учителя праведности», ко торый обязательно должен прийти и пострадать за всех униженных и ос корбленных... Очередная остановка у небольшого рукотворного оазиса с ровными ряда ми финиковых пальм, где мы смогли окунуть свои грешные тела в мор ские волны. Впрочем, это не так-то просто было сделать; вода настолько плотная и соленая, что плыть по мо рю невозможно, а барахтающиеся в воде издали напоминают неумелых конькобежцев, впервые вставших на лед и ползающих на карачках по грязно-белой поверхности застывше го пруда. Однако желающих искупать ся много. Бывалые туристы-иностран цы, прежде чем войти в воду, обма зывали себя какой-то черной глиной. Наверное, лечебной. А после купания спешили к установленным на берегу открытым душам с пресной водой, иначе тело мгновенно покрывалось тонкой корочкой соли. Эту процедуру проделали и мы. предварительно уз нав, что дополнительных «валютных вложений» для купания не требуется.. Р АДОСТНУЮ, мажорную ноту в общую симфонию скорби, зву чащую над этой библейской землей, древней Иудеи, внесло посещение - девятая с человеческими глазами. Жизнеопи сание святого изобилует удивитель ными подвигами. Однажды, находясь на берегу Иордана, он заметил огром ного льва, страдающего от боли, ко торую причиняла ему глубоко вошед шая в лапу заноза. Не испугавшись зверя, Герасим подошел и вынул за нозу, И лев в благодарность за по мощь стал совсем ручным, бегал за святым как преданная собака. На нем даже возили в монастырь воду, как на обыкновенном осле. И когда Господь позвал к себе Герасима, то лев издох от тоски у гроба святого. Черноволосый грек показал нам и пещеру, где хранятся останки мона хов этой обители. Как и во многих других греческих монастырях, здесь через три года после похорон выка пывают тело умершего (вернее, ко сти, так как плоть за это время успе вает истлеть) и череп ставят на спе циальную полку, предварительно вы бив па лбу инициалы бывшего вла дельца. Остальные кости скелета сва ливают в общий сундук. Паш прово жатый спокойно и уверенно показал место, на котором рядом с другими должен будет стоять его череп... С сожалением покидали мы мона стырь, на звоннице которого висят отлитые в России в прошлом веке колокола, а под стенами, к тенечке, разгребают землю в поисках непро- росшпх семян рябенькие курицы, на которых лениво лают косматые, по хожие на добрых львов, собаки. Б РАТНЫЙ ПУТЬ в Иерусалим был педолог. До захода солнца оставалось еще часа два. так что ре шили напоследок побывать на Елнон- ской горе и попытаться попасть в мо настыри «белой церкви», как называ ют русскую зарубежную церковь, объединяющую священнослужителей и верующих', покинувших Советскую Россию после революции. На этот раз матушка Наталья оставила нас одних — одноверцы «белой церкви» не идут ни на какие контакты с пред ставителями Московской патриархии, считая их иудами, предавшими Рос сию большевикам. Но мы в данном случае не были чьими-то ни было, представителями и считали себя не-, зависимыми паломниками, . которые, не корысти ради, а для удовлетворе ния собственного любопытства чудом, добрались до Святой земли, И рас-. О РЫБНЫЙ мурмдм 11 считывали если не на доброжелатель ство, то хотя бы на уважение со сто роны детей и вйуков белогвардейцев, вернее, сынов истинной российской интеллигенции, не преступивших че* рез клятву верности царю и отечест ву. На Елионской горе два православ^ иых монастыря. Один нижний, с ве ликолепным пятиглавым храмом во имя Марии Магдалины. Но нам не повезло — его настоятельница отсут ствовала. так что ограничились бег лым осмотром церкви с русскими ико нами XVI века. Рядом с алтарем под беломраморной плитой находятся ос танки великой княгини Елизаветы Федоровны — родной сестры быв шей царицы. 19 июля 1918 года (на следующий же день после казни им ператорской семьи в Екатеринбурге) ее вместе с другими Романовыми еще живую бросили в шахту под городом Алапаевском... Не знаю, как останки великой княгини очутились в Иеруса лиме, но обрели они здесь вечный покой по праву. На могиле своего мужа, московского генерал-губерна тора, разорванного на куски бомбой террористов в 1905 году, Елизавета Федоровна написала: «Отче, отпусти им; не ведают бо, что творят». Эти слова из Евангелия начертаны сегод ня и на ее гробе. На самой вершине Елионской горы находится второй русский Свято-Воз- песенский монастырь со знаменитой колокольней-свечой, видимой за мно гие мили от Иерусалима. Там нас встретила настоятельница игуменья Варвара и после недолгих расспросов любезно показала обитель. Сама игу менья родилась в России, откуда в гражданскую войну была вывезена родителями в Харбин, а затем в годы Второй мировой войны, спасаясь от наступавшей Красной Армии, бежала в Австралию. Ну а остаток жизни мо нахиня решила посвятить служению Господу на Святой земле. (Мне очень жаль, что приходится вот так бегло рассказывать о посеще нии монастырей Елионской горы. Ма ло кто из советских журналистов был допущен в обители «белой церкви». И обидно, что между Московской пат риархией и эмигрировавшими из Рос сии братьями и сестрами во Христе, между русскими людьми сложились столь антагонистические, непримири мые отношения. За кого приняли там пас, паломников, трудно сказать. На? верное, за те пока неясные, нарож дающиеся в стране силы, которые в будущем смогут объединить две пра? вославные русские церкви. И мне в данном случае все равно, что это будут за силы: демократы или ана рхисты, социалисты или коммунисты. Лишь бы удалось спасти и сохранить па опаленной войной земле Палести ны присущие верующим русским лю дям великие чувства любви к ближ нему. бескорыстия, благотворительно сти, самопожертвования...) Подведи нас к монастырской коло кольне, игуменья Варвара поведала о частых провокациях со стороны ара бов. «Нет, — говорила она, — случа ев бандитских нападений на обитель последние годы не было. Но арабы проникают на территорию монастыря и часто на колокольне вывешивают свой флаг. Мне звонят из полиции, грозятся штрафами, а что мы, мона хини, можем сделать? С одной сторо ны израильские власти, с другой — экстремистски настроенное население местных кварталов»... D МЕСТЕЧКО Айн-Карем, где- в- ** девяти километрах от Иеруса» лима расположен Горненский мона* стырь Русской духовной миссии, мы вернулись затемно. В трапезной па ломников ждал холодный* ужин, по сле которого не стали даже подни маться в небольшой новый' коттедж, отведенный нам под жилье: не хоте лось быть нахлебниками-экскурсанта- ми в этой гостеприимной обители. Ма тушка Вера, которая исполняет здесь обязанности управделами, поначалу отнекивалась, предлагала нам идти отдыхать, по потом нашла работу для каждого. При свете фонарей, уже за полночь, мы перепилили заготов ленные на зиму дрова (очень крепкие сучковатые стволы какого-то ореш ника), очистили от хлама одну из площадок обители, а ребята, знаю щие толк в электричестве, исправь • ли монастырскую электропроводку. (Окончание на 12-й стр.) I февраля 191года >
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz