Рыбный Мурман. 1991 г. Декабрь.

Заметки писателя I »i Море... У каждого оно вы­ зывает свои чувства. Кто-то видел море с берега песча­ ного пляжа, кто-то — с борта комфортабельного пассажирского лайнера. Но в душах тех. для кого море долгое время было местом постоянной работы, оно ос­ тавляет свой особенный, не­ изгладимый след. Я расстался с морем как с местом работы ровно двадцать лет назад. Были, конечно, после ухода на бе­ рег кратковременные ко­ мандировки на промысел. Но каждый раз встреча с мо­ рем, с кораблем, с рыбака­ ми и волновала, и тревожи­ ла: а как на сей раз примет меня море? Изменились су­ да — поступают на флоты новые, более совершенные корабли. Изменились и лю­ ди — все меньше ходит в море моих ровесников, все больше на судах молоде­ жи. Другое поколение при­ ходит на флот. Наверное, и проблемы перед ними стоят другие, и в рейсе предстоит увидеть много нового. Ведь это мой первый выход в мо­ ре за годы перестройки. I Я уже говорил, что недол­ гие — на 10— 12 дней — командировки в море у ме­ ня бывали и раньше, в кон­ це 70-х — начале 80-х го­ дов. Чаще всего я уходил как писатель через отдел по работе с рыбаками Дворца культуры и техники имени С. М. Кирова. Инструктор этого отдела брала у меня паспортные данные, ставила на направление печати фло­ та и поликлиники, и в назна­ ченный день отхода я шел на судно, где уже лежала готовая судовая роль. Ника­ ких врачей, тем более — паспорта моряка. Зачем? Водь я же за границу не иду... Но, оказывается, теперь открывать визу и получать паспорт моряка надо даже в том случае, если ты идешь в море на неделю и не дальше острова Кильдин. Объясняют это тем, что в процессе погрузочно-разгру­ зочных работ возможны кон­ такты с визированными су­ дами. А разве раньше этих «контактов» не было? И ведь никто не заболел, ни­ кто без паспорта моряка не белсал за границу на визи­ рованном судне. Все же документы на ви­ зу я сдал еще весной, рас­ судив, что паспорт моряка мне не помешает. Вдруг и надумаю когда в загранрейс пойти? Все-таки паспорт на пять лет выписывают. Но вот медицинская ко­ миссия... Сначала отношение для прохождения комиссии мне выписали в бюро пропаган­ ды худол{ественной литера­ туры, которое и командиро­ вало меня в море, догово­ рившись с управлением «Сев- рыбхолодфлот». Поехал я на Петушинку, на улицу Фестивальную, в рыбацкую поликлинику, В этой но­ вой поликлинике я впер­ вые (раньше она находи­ лась па улице Капитана Его­ рова). СЬрок мпиут стоял в очереди в регистратуру. По­ казал направление. — У нас нет вашей кар­ точки. Обратитесь в окошеч­ ко справок. Туда очередь была не меньше. Дождался. Напра­ вили (без бумажек) в 110-й кабинет с табличкой «Мед­ комиссия». Сюда народу было еще больше. Но вы­ стоял и эту очередь. — К нам только с гото­ выми анализами обраща­ ются, — объяснили мне. — А вы зачем? — Кто же даст мне на­ правление на эти анализы? — Не знаем. Спросите у председателя медкомиссии. И новая очередь — уже в кабинет председателя. Он вскользь глянул на мою бу­ магу из бюро пропаганды и коротко отрезал: — Направление на ко­ миссию должен давать флот. Следующий!.. Поехал в отдел кадров «Севрыбхолодфлота», там выписали направление на медкомиссию на стандартном флотском бланке. Как офор­ мляющемуся на работу. Но от меня. Высокий, остро­ носый, с живыми глазами. Черные волосы завитками на лоб спадают. Лицо его по­ казалось мне знакомым. Где я его видел — на берегу? в море? — Вы на «Комиссаре По- лухнне» случайно не ходи­ ли? — Да, ходил, — отвеча­ ет он, смотрит на меня и улыбается. — А я тоже ду­ маю, где же вас видел?.. Вот так мы снова встре­ тились с начальником ра­ диостанции Виктором Ива- все уже расходились, меня остановил капитан: — Значит, вы родом из Териберкн? Я ведь тоже, — улыбнулся Владимир Кон­ стантинович. — С какого года?.. Ну так .мы почти ровесники. Может, пацапен- ками маленькими вместе бегали? — Все может быть, — согласился я. — Село не­ большое, не так уж много в те годы та.м мальчишек было... И легко мне стало на ду­ ше, и судно уже чужим не Владимир Смирнов НА МОЙВЕННОЙ ПУТИНЕ Н е п л о х о б ы т ь п а мой венной п у т и п - е , % н о бы л о 6 л у ч ш е , сутки были потеряны,- т. к. большинство анализов сда­ ют только в первой полови­ не дня. На другой день началось невообразимое. Очереди в кабинет на сдачу крози, в кабинет флюорографии. А завтра надо принести кал и мочу. А ответы будут только’ послезавтра. А еще надо идти на улицу Ок­ тябрьскую к наркологу. А потом на улицу Володар­ ского к психологу... За это время транспорт­ ный рефрижератор «Карл Либкнехт», на котором пла­ нировался мой отход, ушел в рейс без меня. А еще потребовали у ме­ ня в поликлинике военный билет. И напрасна доказы­ вал я (с паспортом в руках), что я уже четыре года как снят с военного учета по возрасту, ответ был непре­ клонный: — На комиссию положе­ но с военным билетом приходить... Неужели для того,, чтобы на неделю выйти в море, две недели надо по врачам ходить? Может, командиро­ ванным на короткий срок достаточно будет справки врача из городской поли­ клиники, по .месту житель­ ства? А если в море надума­ ет пойти московский, к при­ меру, писатель (такое преж­ де частенько было)? Его в поликлинике без мурман­ ской прописки и вовсе не примут? На эти вопросы мне ни­ кто ответить не мог. И хорошо, что руководст­ во <•Севрыбхолодфлота», от­ дела кадров отнеслось ко мне с пониманием. Я не знаю, как и с кем они дого­ варивались, но больше я нигде в очередях не стоял, нервы не мотал и через короткое время, так и не пройдя комиссию до конца, вышел в море па транспорт­ ном рефрижераторе «Отто Гротеволь». И Уже во время своего пер­ вого обеда в кают-компании я обратил внимание на че­ ловека, сидящего справа е сл и 6 ш л а т р е с к а . . . новичем Тишь-иным. Посме­ ялись, повспо.миналн свое, старое уже, учебно-тран­ спортное судно, капитана В. В. Варлея. И тут уже сказал капитан «Отто Гро­ теволя» Владимир Констан­ тинович Новиков: — Да ведь Варлей до то­ го у меня старпомом хо­ дил, потом уже ушел на приемку «Полухина», тог­ да еще «Карел» называл­ ся... Вот ведь как получается. Мир тесен? Или человече­ ские судьбы в этом мире так густо переплетены? Двадцать лет как я ушел с моря. И вот на судне, кото­ рое и на флот-то пришло уже после меня, я вдруг встречаю своего товарища по совместным рейсам, встречаю наставника сво­ его первого капитана... На другой день после чая в столовой команды члены экипажа собрались па проф­ союзное собрание. Капитан В. К. Новиков доложил: — Вы знаете, что идет мойвенная путина. Промыс­ ловые суда1 в среднем за сутки вылавливают до по­ лутора тысяч тонн мойвы. Отдельные суда уже с пол­ ным грузом лежат в дрей­ фе, ждут транспорта. Нам в этом рейсе предстоит от­ дать промысловикам диз­ топливо. воду, тару, взять от них рыбу, примерно шесть с половиной тысяч тонн, муку, рыбий жир. Со­ гласно репсовому заданию в порт мы должны вернуться 16 октября... Последним перед моря­ ками выступил я. Расска­ зал о предстоящем 75-лет­ нем юбилее города, об ис­ тории нашего края, о мур­ манских писателях, которые все прошли через море. А когда сказал, что встретил на судне своего товарища, Виктора Ивановича, с кем вместе 20 лет еще в море ходил, сидевшая напротив меня буфетчица удивленно выдохнула: — Не может быть, он же молодой!.. — Все мы не старые, — сказал я под смех моряков. Конечно, рассказал не­ много и о себе. И вот когда казалось, будто вернулся я домой после долгих лет разлуки. И! Н снова рыба, рыба, рыба. Ны ряли сети в гл уб ин у . И траулер железной глыбой Наваливался на волну. И иас, у с та вш и х и у грю м ы х , Трясли ж е сто кие шторма . Под палубой в ры б ац ки х трю м а х Стояла вечная зима. О торванные от ую та , От ж еи , от дома , от весны, М ы расходились по каю там И о земле смотрели сны. А утром , облачась в одежды , М ы , недоспав, на вахты шли. И остров с именем Н адежда Т ум анно высился вдали. IV Переход был недолгим. Через двое суток судно бро­ сило якорь возле южной оконечности острова На­ дежды. Здесь уже зима. Вы­ сокие, крутые, совершенно голые склоны острова белы от снега. Небо хмурое. В воздухе кружатся «белые мухи». Не удивительно — 76с30' северной долготы. Из огненно-рыжей осени, бабь­ его лета, в белую зиму — за двое суток. На море сви­ стит ветер, барашками вспе­ ниваются волны. Но здесь, за высокими скалами остро­ ва. заветерь, затишье. И к правому, и к левому борту швартуются суда. Вскоре мы ведем работу сразу с че­ тырьмя судами. Странно? А ничего уди­ вительного. С правого борта — бере.м рыбу п отдаем та­ ру БМРТ «Илья Катунни>, с левого борта — БМРТ «Мыс Буденного». В то же время у нас по корме БМРТ «Никель» на бакштове берет топливо. А на БМРТ «Би- рюсинск», которому крайне нужна тара, чтоб не терять времени па ожидание и швартовку, решили вопрос сами: спустили большой спасательный катер и на нем стали возить картонную тару. Не знаю, когда спит стар­ пом Алексей Сергеевич Ус- ков. Вахта у него — с 4 до 6 часов утра. Да и потом он целый день на но­ гах: его видишь то на мо­ стике, то на корме, то у трюмов. Командует швар­ товкой, постановкой судна на бакштов, руководит су­ довыми работами. Дел у него по горло. С непривычки поначалу и я почти не сплю. Не по­ тому, конечно, что дел мно­ го. Моя каюта — напротив каюты 2-го помощника ка­ питана Константина Алек­ сандровича Кошовенко. Он не просто штурман, а и ответственный за приемку и сдачу рыбы во время гру­ зовых операций. В его ка­ юте всю ночь трещит теле­ фон. по коридору бухают сапоги, стучат ему в дверь. Через переборку донося гея голоса, споры. — Не могу я такую про­ дукцию брать, — говорит второй помощник, по-вили- мому, технологу или рыбма- стеру с разгружающеюся судна. —- Заморозка у вас ниже пятнадцати градусов, а требуется восемнадцать. — Ничего страшного. — успокаивают его. — Пока до порта идете, в ваших трюмах доморозится. — Да ведь если бы месяц переход был, а то двое су­ ток, — горячится Констан­ тин Александрович. — Вьг- то нам рыбу как пищевую сдадите, а мы как сдавать будем? Тогда уже наш флот убытки понесет... Иллюминатор моей каюты — над кормой стоящего по правому борту траулера. Я вижу большой металличе­ ский бункер, полностью за­ битый мойвой. Рыбка кро­ хотная, чуть ли не с мизи­ нец длиной, тонкая, как пес­ чанка (есть и такая рыбка). «Спички» — зовут ее сами рыбаки. Естественно, и в па­ шей кают-компании раз­ говоры об этом ведутся по­ чти ежедневно. — Ну. как можно такую мелочь вылавливать? — возмущается главный меха­ ник «Отто Гротеволя» Вла­ димир Семенович Якобсон. — Ведь знаем, что подор­ вать запасы нетрудно. И так пять или шесть лет не было у нас мойвенной Пу­ тины — раньше слишком много черпали. А вдруг снова с будущего года иа пять лет пропадет? Да и ху­ же может быть. Вон. ис­ ландцы свою сельдь более десяти лет восстанавлива­ ли. — мойва и на все запа­ сы рыб влияет, — говорит начальник радиостанции Тишкин. — Ведь ею пита­ ются треска, пикша. Это все равно что полностью вы­ косить траву на лугах, а потом коров пасти и удив­ ляться, почему они худеют и молока не дают... Я забыл сказать, что с самого начала на борту «Отто Гротеволя» было два пассажира: кроме меня в рейс шел ведущий специа­ лист по производству АРП «Севрыба» Олег Григорье­ вич Водолащенко. С ним я и решил побеседовать по этой проблеме. Разговор у нас состоялся примерно та­ кой: — Я знаю, что пять лет назад цензура (тогда еще существовавшая) вычерки­ вала из заметок, подготов­ ленных к печати, даже сло­ ва «мойвенная путина». С чем это связано? (Окончание следует.) 6 декабря 191 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz