Рыбный Мурман. 1991 г. Декабрь.
Заметки писателя I »i Море... У каждого оно вы зывает свои чувства. Кто-то видел море с берега песча ного пляжа, кто-то — с борта комфортабельного пассажирского лайнера. Но в душах тех. для кого море долгое время было местом постоянной работы, оно ос тавляет свой особенный, не изгладимый след. Я расстался с морем как с местом работы ровно двадцать лет назад. Были, конечно, после ухода на бе рег кратковременные ко мандировки на промысел. Но каждый раз встреча с мо рем, с кораблем, с рыбака ми и волновала, и тревожи ла: а как на сей раз примет меня море? Изменились су да — поступают на флоты новые, более совершенные корабли. Изменились и лю ди — все меньше ходит в море моих ровесников, все больше на судах молоде жи. Другое поколение при ходит на флот. Наверное, и проблемы перед ними стоят другие, и в рейсе предстоит увидеть много нового. Ведь это мой первый выход в мо ре за годы перестройки. I Я уже говорил, что недол гие — на 10— 12 дней — командировки в море у ме ня бывали и раньше, в кон це 70-х — начале 80-х го дов. Чаще всего я уходил как писатель через отдел по работе с рыбаками Дворца культуры и техники имени С. М. Кирова. Инструктор этого отдела брала у меня паспортные данные, ставила на направление печати фло та и поликлиники, и в назна ченный день отхода я шел на судно, где уже лежала готовая судовая роль. Ника ких врачей, тем более — паспорта моряка. Зачем? Водь я же за границу не иду... Но, оказывается, теперь открывать визу и получать паспорт моряка надо даже в том случае, если ты идешь в море на неделю и не дальше острова Кильдин. Объясняют это тем, что в процессе погрузочно-разгру зочных работ возможны кон такты с визированными су дами. А разве раньше этих «контактов» не было? И ведь никто не заболел, ни кто без паспорта моряка не белсал за границу на визи рованном судне. Все же документы на ви зу я сдал еще весной, рас судив, что паспорт моряка мне не помешает. Вдруг и надумаю когда в загранрейс пойти? Все-таки паспорт на пять лет выписывают. Но вот медицинская ко миссия... Сначала отношение для прохождения комиссии мне выписали в бюро пропаган ды худол{ественной литера туры, которое и командиро вало меня в море, догово рившись с управлением «Сев- рыбхолодфлот». Поехал я на Петушинку, на улицу Фестивальную, в рыбацкую поликлинику, В этой но вой поликлинике я впер вые (раньше она находи лась па улице Капитана Его рова). СЬрок мпиут стоял в очереди в регистратуру. По казал направление. — У нас нет вашей кар точки. Обратитесь в окошеч ко справок. Туда очередь была не меньше. Дождался. Напра вили (без бумажек) в 110-й кабинет с табличкой «Мед комиссия». Сюда народу было еще больше. Но вы стоял и эту очередь. — К нам только с гото выми анализами обраща ются, — объяснили мне. — А вы зачем? — Кто же даст мне на правление на эти анализы? — Не знаем. Спросите у председателя медкомиссии. И новая очередь — уже в кабинет председателя. Он вскользь глянул на мою бу магу из бюро пропаганды и коротко отрезал: — Направление на ко миссию должен давать флот. Следующий!.. Поехал в отдел кадров «Севрыбхолодфлота», там выписали направление на медкомиссию на стандартном флотском бланке. Как офор мляющемуся на работу. Но от меня. Высокий, остро носый, с живыми глазами. Черные волосы завитками на лоб спадают. Лицо его по казалось мне знакомым. Где я его видел — на берегу? в море? — Вы на «Комиссаре По- лухнне» случайно не ходи ли? — Да, ходил, — отвеча ет он, смотрит на меня и улыбается. — А я тоже ду маю, где же вас видел?.. Вот так мы снова встре тились с начальником ра диостанции Виктором Ива- все уже расходились, меня остановил капитан: — Значит, вы родом из Териберкн? Я ведь тоже, — улыбнулся Владимир Кон стантинович. — С какого года?.. Ну так .мы почти ровесники. Может, пацапен- ками маленькими вместе бегали? — Все может быть, — согласился я. — Село не большое, не так уж много в те годы та.м мальчишек было... И легко мне стало на ду ше, и судно уже чужим не Владимир Смирнов НА МОЙВЕННОЙ ПУТИНЕ Н е п л о х о б ы т ь п а мой венной п у т и п - е , % н о бы л о 6 л у ч ш е , сутки были потеряны,- т. к. большинство анализов сда ют только в первой полови не дня. На другой день началось невообразимое. Очереди в кабинет на сдачу крози, в кабинет флюорографии. А завтра надо принести кал и мочу. А ответы будут только’ послезавтра. А еще надо идти на улицу Ок тябрьскую к наркологу. А потом на улицу Володар ского к психологу... За это время транспорт ный рефрижератор «Карл Либкнехт», на котором пла нировался мой отход, ушел в рейс без меня. А еще потребовали у ме ня в поликлинике военный билет. И напрасна доказы вал я (с паспортом в руках), что я уже четыре года как снят с военного учета по возрасту, ответ был непре клонный: — На комиссию положе но с военным билетом приходить... Неужели для того,, чтобы на неделю выйти в море, две недели надо по врачам ходить? Может, командиро ванным на короткий срок достаточно будет справки врача из городской поли клиники, по .месту житель ства? А если в море надума ет пойти московский, к при меру, писатель (такое преж де частенько было)? Его в поликлинике без мурман ской прописки и вовсе не примут? На эти вопросы мне ни кто ответить не мог. И хорошо, что руководст во <•Севрыбхолодфлота», от дела кадров отнеслось ко мне с пониманием. Я не знаю, как и с кем они дого варивались, но больше я нигде в очередях не стоял, нервы не мотал и через короткое время, так и не пройдя комиссию до конца, вышел в море па транспорт ном рефрижераторе «Отто Гротеволь». И Уже во время своего пер вого обеда в кают-компании я обратил внимание на че ловека, сидящего справа е сл и 6 ш л а т р е с к а . . . новичем Тишь-иным. Посме ялись, повспо.миналн свое, старое уже, учебно-тран спортное судно, капитана В. В. Варлея. И тут уже сказал капитан «Отто Гро теволя» Владимир Констан тинович Новиков: — Да ведь Варлей до то го у меня старпомом хо дил, потом уже ушел на приемку «Полухина», тог да еще «Карел» называл ся... Вот ведь как получается. Мир тесен? Или человече ские судьбы в этом мире так густо переплетены? Двадцать лет как я ушел с моря. И вот на судне, кото рое и на флот-то пришло уже после меня, я вдруг встречаю своего товарища по совместным рейсам, встречаю наставника сво его первого капитана... На другой день после чая в столовой команды члены экипажа собрались па проф союзное собрание. Капитан В. К. Новиков доложил: — Вы знаете, что идет мойвенная путина. Промыс ловые суда1 в среднем за сутки вылавливают до по лутора тысяч тонн мойвы. Отдельные суда уже с пол ным грузом лежат в дрей фе, ждут транспорта. Нам в этом рейсе предстоит от дать промысловикам диз топливо. воду, тару, взять от них рыбу, примерно шесть с половиной тысяч тонн, муку, рыбий жир. Со гласно репсовому заданию в порт мы должны вернуться 16 октября... Последним перед моря ками выступил я. Расска зал о предстоящем 75-лет нем юбилее города, об ис тории нашего края, о мур манских писателях, которые все прошли через море. А когда сказал, что встретил на судне своего товарища, Виктора Ивановича, с кем вместе 20 лет еще в море ходил, сидевшая напротив меня буфетчица удивленно выдохнула: — Не может быть, он же молодой!.. — Все мы не старые, — сказал я под смех моряков. Конечно, рассказал не много и о себе. И вот когда казалось, будто вернулся я домой после долгих лет разлуки. И! Н снова рыба, рыба, рыба. Ны ряли сети в гл уб ин у . И траулер железной глыбой Наваливался на волну. И иас, у с та вш и х и у грю м ы х , Трясли ж е сто кие шторма . Под палубой в ры б ац ки х трю м а х Стояла вечная зима. О торванные от ую та , От ж еи , от дома , от весны, М ы расходились по каю там И о земле смотрели сны. А утром , облачась в одежды , М ы , недоспав, на вахты шли. И остров с именем Н адежда Т ум анно высился вдали. IV Переход был недолгим. Через двое суток судно бро сило якорь возле южной оконечности острова На дежды. Здесь уже зима. Вы сокие, крутые, совершенно голые склоны острова белы от снега. Небо хмурое. В воздухе кружатся «белые мухи». Не удивительно — 76с30' северной долготы. Из огненно-рыжей осени, бабь его лета, в белую зиму — за двое суток. На море сви стит ветер, барашками вспе ниваются волны. Но здесь, за высокими скалами остро ва. заветерь, затишье. И к правому, и к левому борту швартуются суда. Вскоре мы ведем работу сразу с че тырьмя судами. Странно? А ничего уди вительного. С правого борта — бере.м рыбу п отдаем та ру БМРТ «Илья Катунни>, с левого борта — БМРТ «Мыс Буденного». В то же время у нас по корме БМРТ «Никель» на бакштове берет топливо. А на БМРТ «Би- рюсинск», которому крайне нужна тара, чтоб не терять времени па ожидание и швартовку, решили вопрос сами: спустили большой спасательный катер и на нем стали возить картонную тару. Не знаю, когда спит стар пом Алексей Сергеевич Ус- ков. Вахта у него — с 4 до 6 часов утра. Да и потом он целый день на но гах: его видишь то на мо стике, то на корме, то у трюмов. Командует швар товкой, постановкой судна на бакштов, руководит су довыми работами. Дел у него по горло. С непривычки поначалу и я почти не сплю. Не по тому, конечно, что дел мно го. Моя каюта — напротив каюты 2-го помощника ка питана Константина Алек сандровича Кошовенко. Он не просто штурман, а и ответственный за приемку и сдачу рыбы во время гру зовых операций. В его ка юте всю ночь трещит теле фон. по коридору бухают сапоги, стучат ему в дверь. Через переборку донося гея голоса, споры. — Не могу я такую про дукцию брать, — говорит второй помощник, по-вили- мому, технологу или рыбма- стеру с разгружающеюся судна. —- Заморозка у вас ниже пятнадцати градусов, а требуется восемнадцать. — Ничего страшного. — успокаивают его. — Пока до порта идете, в ваших трюмах доморозится. — Да ведь если бы месяц переход был, а то двое су ток, — горячится Констан тин Александрович. — Вьг- то нам рыбу как пищевую сдадите, а мы как сдавать будем? Тогда уже наш флот убытки понесет... Иллюминатор моей каюты — над кормой стоящего по правому борту траулера. Я вижу большой металличе ский бункер, полностью за битый мойвой. Рыбка кро хотная, чуть ли не с мизи нец длиной, тонкая, как пес чанка (есть и такая рыбка). «Спички» — зовут ее сами рыбаки. Естественно, и в па шей кают-компании раз говоры об этом ведутся по чти ежедневно. — Ну. как можно такую мелочь вылавливать? — возмущается главный меха ник «Отто Гротеволя» Вла димир Семенович Якобсон. — Ведь знаем, что подор вать запасы нетрудно. И так пять или шесть лет не было у нас мойвенной Пу тины — раньше слишком много черпали. А вдруг снова с будущего года иа пять лет пропадет? Да и ху же может быть. Вон. ис ландцы свою сельдь более десяти лет восстанавлива ли. — мойва и на все запа сы рыб влияет, — говорит начальник радиостанции Тишкин. — Ведь ею пита ются треска, пикша. Это все равно что полностью вы косить траву на лугах, а потом коров пасти и удив ляться, почему они худеют и молока не дают... Я забыл сказать, что с самого начала на борту «Отто Гротеволя» было два пассажира: кроме меня в рейс шел ведущий специа лист по производству АРП «Севрыба» Олег Григорье вич Водолащенко. С ним я и решил побеседовать по этой проблеме. Разговор у нас состоялся примерно та кой: — Я знаю, что пять лет назад цензура (тогда еще существовавшая) вычерки вала из заметок, подготов ленных к печати, даже сло ва «мойвенная путина». С чем это связано? (Окончание следует.) 6 декабря 191 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz