Рыбный Мурман. 1991 г. Декабрь.
По ком звонит колокол Закончено расследование причин пожара, произошедшего на плавбазе ’ ’Даурия” управления ’ ’Севрыбхолодфлот” 22 сентября этого года. Плавбаза находилась на про мысле в Баренцевом море. По жар возник ночью в кормовой надстройке, как теперь установ лено, в каюте главного механика. Сгонь быстро охватил другие по мещения. При ликвидации пожара погиб 24-летний матрос-рыбообработ чик Геннадий Тихонов; еще две надцать членов экипажа получи ли различной степени ожоги, травмы и отравились угарным га зом — двое из них были вынуж дены пройти лечение в стациона ре. * Общие убытки на аварийном судне, по справке судовладель ца, составили 558 тысяч 771 рубль. Плавбаза была вынужде на прекратить промысел и напра виться для ремонта, который был произведен — в основном по врежденных кабельных линий и другого электротехнического оборудования, с предъявлением инспекции Регистра СССР — во время стоянки в губе Кулонга. Следует отметить, что админист рация ’ ’Севрыбхолодфлота” на стаивала на продолжении про мысла, однако значительная часть экипажа, прежде всего ’ ’погорельцы” из числа матро- сов-рыбообработчиков, поддер жать эту инициативу отказались и списались на берег. Как с горе чью говорили моряки, с которы ми удалось побеседовать, их фактически выбросили на берег — в случайной, с чужого плеча, одежде (собственная сгорела в каютах), без гроша в кармане — хотя бы на проживание в ДМО. И — после сильнейшего шока, полученного от пережитого. Но это тема отдельного разговора. ...Итак, 22 сентября, около часа ночи, идет швартовка с СРТР АИ-122 ’’Норильск” Архангель ского рыбакколхозобъединения, на мостике плавбазы находятся капитан-директор В. Павловский, второй помощник капитана А. Ла рионов, два матроса... Из акта специального расследования группового несчастного случая: " В 1 час 10 минут ремонтный сле сарь А. Костенко, проживающий в каюте, расположенной на кор мовой прогулочной палубе (над спальней главного механика В. Костинова), почувствовав запах дыма, покинул свою каюту и по телефону с рыбофабрики сооб щил об этом на мостик. Ка кой-либо реакции со стороны ка питана, вахтенного помощника на это сообщение не последова ло. Через некоторое время ... сра ботала сигнализация автомати ческого обнаружения пожара — луч № 2. Однако вахтенная служба во главе с капитаном в нарушение... Устава службы не приняла экстренных мер для уточнения причин срабатывания сигнала, не объявила общесудо вую тревогу по борьбе с пожа ром, продолжая швартовные опе рации. Вместо этого второй по мощник выключил сигнал луча, сообщив о его срабатывании вах тенному электрику... Последний, в свою очередь-, передал сообще ВРАСПЛОХ Юрий КОЛОСОВ -»-Ч' НА СНИМКЕ: одно из помещений плавбазы «Даурия» после пожара. У Ф о то В и к т о р а КО РЕЦ КО ГО . ние электромеханику Буркову, который и ушел проверять пра вильность срабатывания сигнала. Примерно в этот ж е отрезок времени... главный механик В. Костинов, пришедший в кормо вую надстройку в район жилых помещений шлюпочной палубы, совместно со старшим механи ком ТО М. Шунатовым обнаружил реальные признаки пожара в своей каюте: дым и язы ки пла мени на стыке переборок кают и в проходах вытяжной вентиля ции. Каких-либо мер по герметиза ции помещения, локализации очага пожара, перекрытия проти вопожарных дверей в коридоре вручную не предпринял; о пожа ре на мостик капитану, вахтенно му помощнику не сообщил; место развития пожара покинул, оста вив дверь каюты открытой, не приняв экстренных мер по эваку ации спящих людей в каю тах ” . Начальник морской службы по пожарно-технической профилак тике и охране Северного бассей на А. Пудов в своем заключении поведение главного механика ’ ’Даурии” В. Костинова оценил так: ” ... проявил малодушие, тру сость и неспособность ка к коман дира к действиям по борьбе за живучесть судна ” . Главный меха ник в объяснительной напишет: растерялся. Лишь со значительным опозда нием, а решали даже не минуты, но секунды, в 1 час 37 минут была объявлена общесудовая пожар ная тревога. Уже к этому момен ту могли быть жертвы, ведь пла мя и едкий дым охватывали все новые помещения. И некоторых моряков разбудил не сигнал тре воги, не стук в дверь — собствен ное обоняние; кое-кто, к счастью, в этот ночной час не спал. Из кают выскакивали в одних тру сах, а в заполненном дымом ко ридоре уже вышло из строя элек троосвещение; другие, убедив шись, что путь через дверь от резан, бросились отдраивать иллюминаторы... Один из членов экипажа, похоже, родился в со рочке: из иллюминатора располо женной в лобовой части верхней палубы каюты он прыгнул в сто ящий внизу металлический ящик с рыбой. А не будь этой рыбы, угоди на торчащие из ящика ме таллические стойки? Другой рыбак, задыхаясь от дыма, выЪрался через иллюми натор и несколько казавшихся бесконечными минут стоял, как над пропастью, на маленьком ме таллическом коробе, в котором хранил продукты... Наконец сня ли, на проводе вытащили наверх, на надстройку. Из заключения морской служ бы по пожарно-технической про филактике и охране Северного бассейна: ”Действия судовой ад министрации по организации ту шения пожара в целом считаю неудовлетворительными по сле дующим факторам. ...После объявления тревоги не была организована проверка личного состава для уточнения отсутствия людей в зоне пожара и задымления... Не произведена общая разведка всей зоны, охва ченной огнем и дымом, по ре зультатам которой необходимо было определить боевые участ ки, назначить ответственных из лиц комсостава и поставить кон кретные задачи по тушению и ог раничению распространения по жара... Не определены наиболее рациональные участки для рабо ты партий в изолирующих аппа ратах... Не организован контроль за очагом пожара, исключающий пребывание в зоне ...” . И так да лее. В общем, паника, броуновское движение и полное отсутствие руководящей и направляющей силы со стороны отцов-команди- ров. Как тушили — это целая эпо пея, достойная отдельного ана лиза и обсуждения. Так или иначе, но к шести ча сам утра ликвидация основных очагов пожара была закончена. Во многом благодаря самоотвер женности и даже героизму мно гих моряков. Забегая вперед, от метим, что благодарности от ру ководителей флота они не дождутся. Зато упреки — ” вы со жгли судно!” — будут. Но кто же тогда спас плавбазу? На судах, как известно, сущест вует специальная должность по мощника капитана по пожарно-технической части (ПТЧ) с соответствующими обя занностями. На "Даурии” помощ ником капитана по ПТЧ был А. Агапов, но его организаторская роль в борьбе с пожаром оказа лась более чем скромной. Дело в том, что на эту должность он попал волей случая (предыдущий помкапитана по ПТЧ был списан в ходе рейса за пьянку) из мат росов, не пройдя специальной подготовки и аттестации, в нару шение установленного в АРП "Севрыба” порядка. Во время ту шения пожара А. Агапов постра дал, получив перелом одной из плечевых костей. Но пройти пол ноценный курс лечения отказал ся и вскоре, с загипсованным плечом, появился на судне, прав да, в иной должности... А матрос-рыбообработчик по гиб уже, собственно, после по давления основных очагов пожа ра. Из акта специального рассле дования группового несчастного случая: ” В 6 часов 45 минут мат рос Г. Тихонов, не имеющий до пуска к работе в изолирующих дыхательных аппаратах, не убе дившись в наличии давления кис лорода в баллонах, надел маску аппарата КИП-8 (кислородный изолирующий противогаз. — Авт.) и вместе с плотником А. Верчиком (в фильтрующем про тивогазе) пошел на разведку воз можных очагов пожара в жилых помещениях. При входе на вер толетную палубу идущий сзади А. Верчик почувствовал, что страхо вочный трос Г. Тихонова отсоеди нен. Выбрав трос до карабина, Верчик начал звать Тихонова, од нако сам почувствовал себя пло хо и спустился на палубу ниже... ” Тихонов был обнаружен спустя каких-то 3-5 минут, в районе электрокладовой, лежащим на палубе с маской на лице. Увы, этих минут оказалось достаточно, чтобы задохнуться от недостатка кислорода и высокого содержа ния углекислого газа. Принятые врачом реанимационные меры результатов не дали, и в 7 часов 15 минут была констатирована смерть. Парня не вернуть, но он был женат (детей не было). И никуда не деться от проблем материаль ного характера — ведь погиб кормилец. И что же вдове? Тыся чу рублей по коллективному профсоюзному страхованию? Нынче на эту сумму и поминки не справишь... Обратимся к опыту правовых государств. Например, в США в случае смерти мореплавателя судовладелец выплачивает его вдове пособие в размере 40 ты сяч долларов и по 10 тысяч — иждивенцам в возрасте ме нее двадцати одного года. Не о таких суммах, разумеется, ве дем речь, но — тысяча рублей... Сейчас, когда идет подготовка к принятию коллективны х до го воров на новый срок, профсою зы называют другую цифру — 20 тысяч. Может ли семья погибше го моряка рассчитывать хотя бы на такую сумму? Нельзя не остановиться и на другой проблеме — моряки-пого рельцы, чье имущество, личные вещи уничтожены в охваченных пожаром каютах. Заглянем во флотский коллективный договор: "В случае гибели или поврежде ния имущества члена судового экипажа вследствие аварии суд на администрация обязана воз местить причиненный ущерб, ис ходя из государственных рознич ных цен на имущество того ж е рода и качества, с учетом износа погибшего или поврежденного имущества” . Разве не нуждается в переработке этот пункт? Попро буй-ка что-либо купить по госу дарственным розничным. Приказом по управлению "Сев рыбхолодфлот” № 867 от 18 ок тября т.г. ” 0 пожаре на ПБ ” Да- урия” и наказании виновных "от ветственность за несоблюдение режимных мероприятий по проти вопожарной безопасности, за произошедший в результате по жара групповой несчастный слу чай возложена на лиц из числа командного состава судна. Так, В. Павловский (капитан) понижен в должности до второго помощ ника, в отношении В. Костинова (главного механика) направлено представление на предмет лише ния диплома сроком до трех лет. 30 октября материалы по аварии на плавбазе ’ ’Даурия” переданы в Мурманскую транспортную про куратуру. 11 стр. 20ДЕКАБРЯ 1991 ГО, *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz