Рыбный Мурман. 1991 г. Декабрь.

По ком звонит колокол Закончено расследование причин пожара, произошедшего на плавбазе ’ ’Даурия” управления ’ ’Севрыбхолодфлот” 22 сентября этого года. Плавбаза находилась на про­ мысле в Баренцевом море. По­ жар возник ночью в кормовой надстройке, как теперь установ­ лено, в каюте главного механика. Сгонь быстро охватил другие по­ мещения. При ликвидации пожара погиб 24-летний матрос-рыбообработ­ чик Геннадий Тихонов; еще две­ надцать членов экипажа получи­ ли различной степени ожоги, травмы и отравились угарным га­ зом — двое из них были вынуж­ дены пройти лечение в стациона­ ре. * Общие убытки на аварийном судне, по справке судовладель­ ца, составили 558 тысяч 771 рубль. Плавбаза была вынужде­ на прекратить промысел и напра­ виться для ремонта, который был произведен — в основном по­ врежденных кабельных линий и другого электротехнического оборудования, с предъявлением инспекции Регистра СССР — во время стоянки в губе Кулонга. Следует отметить, что админист­ рация ’ ’Севрыбхолодфлота” на­ стаивала на продолжении про­ мысла, однако значительная часть экипажа, прежде всего ’ ’погорельцы” из числа матро- сов-рыбообработчиков, поддер­ жать эту инициативу отказались и списались на берег. Как с горе­ чью говорили моряки, с которы­ ми удалось побеседовать, их фактически выбросили на берег — в случайной, с чужого плеча, одежде (собственная сгорела в каютах), без гроша в кармане — хотя бы на проживание в ДМО. И — после сильнейшего шока, полученного от пережитого. Но это тема отдельного разговора. ...Итак, 22 сентября, около часа ночи, идет швартовка с СРТР АИ-122 ’’Норильск” Архангель­ ского рыбакколхозобъединения, на мостике плавбазы находятся капитан-директор В. Павловский, второй помощник капитана А. Ла­ рионов, два матроса... Из акта специального расследования группового несчастного случая: " В 1 час 10 минут ремонтный сле­ сарь А. Костенко, проживающий в каюте, расположенной на кор ­ мовой прогулочной палубе (над спальней главного механика В. Костинова), почувствовав запах дыма, покинул свою каюту и по телефону с рыбофабрики сооб­ щил об этом на мостик. Ка ­ кой-либо реакции со стороны ка ­ питана, вахтенного помощника на это сообщение не последова­ ло. Через некоторое время ... сра­ ботала сигнализация автомати­ ческого обнаружения пожара — луч № 2. Однако вахтенная служба во главе с капитаном в нарушение... Устава службы не приняла экстренных мер для уточнения причин срабатывания сигнала, не объявила общесудо­ вую тревогу по борьбе с пожа ­ ром, продолжая швартовные опе­ рации. Вместо этого второй по­ мощник выключил сигнал луча, сообщив о его срабатывании вах­ тенному электрику... Последний, в свою очередь-, передал сообще­ ВРАСПЛОХ Юрий КОЛОСОВ -»-Ч' НА СНИМКЕ: одно из помещений плавбазы «Даурия» после пожара. У Ф о то В и к т о р а КО РЕЦ КО ГО . ние электромеханику Буркову, который и ушел проверять пра­ вильность срабатывания сигнала. Примерно в этот ж е отрезок времени... главный механик В. Костинов, пришедший в кормо­ вую надстройку в район жилых помещений шлюпочной палубы, совместно со старшим механи­ ком ТО М. Шунатовым обнаружил реальные признаки пожара в своей каюте: дым и язы ки пла­ мени на стыке переборок кают и в проходах вытяжной вентиля­ ции. Каких-либо мер по герметиза­ ции помещения, локализации очага пожара, перекрытия проти­ вопожарных дверей в коридоре вручную не предпринял; о пожа ­ ре на мостик капитану, вахтенно­ му помощнику не сообщил; место развития пожара покинул, оста­ вив дверь каюты открытой, не приняв экстренных мер по эваку­ ации спящих людей в каю тах ” . Начальник морской службы по пожарно-технической профилак­ тике и охране Северного бассей­ на А. Пудов в своем заключении поведение главного механика ’ ’Даурии” В. Костинова оценил так: ” ... проявил малодушие, тру­ сость и неспособность ка к коман­ дира к действиям по борьбе за живучесть судна ” . Главный меха­ ник в объяснительной напишет: растерялся. Лишь со значительным опозда­ нием, а решали даже не минуты, но секунды, в 1 час 37 минут была объявлена общесудовая пожар­ ная тревога. Уже к этому момен­ ту могли быть жертвы, ведь пла­ мя и едкий дым охватывали все новые помещения. И некоторых моряков разбудил не сигнал тре­ воги, не стук в дверь — собствен­ ное обоняние; кое-кто, к счастью, в этот ночной час не спал. Из кают выскакивали в одних тру­ сах, а в заполненном дымом ко ­ ридоре уже вышло из строя элек­ троосвещение; другие, убедив­ шись, что путь через дверь от­ резан, бросились отдраивать иллюминаторы... Один из членов экипажа, похоже, родился в со­ рочке: из иллюминатора располо­ женной в лобовой части верхней палубы каюты он прыгнул в сто­ ящий внизу металлический ящик с рыбой. А не будь этой рыбы, угоди на торчащие из ящика ме­ таллические стойки? Другой рыбак, задыхаясь от дыма, выЪрался через иллюми­ натор и несколько казавшихся бесконечными минут стоял, как над пропастью, на маленьком ме­ таллическом коробе, в котором хранил продукты... Наконец сня­ ли, на проводе вытащили наверх, на надстройку. Из заключения морской служ ­ бы по пожарно-технической про­ филактике и охране Северного бассейна: ”Действия судовой ад­ министрации по организации ту­ шения пожара в целом считаю неудовлетворительными по сле­ дующим факторам. ...После объявления тревоги не была организована проверка личного состава для уточнения отсутствия людей в зоне пожара и задымления... Не произведена общая разведка всей зоны, охва­ ченной огнем и дымом, по ре­ зультатам которой необходимо было определить боевые участ­ ки, назначить ответственных из лиц комсостава и поставить кон ­ кретные задачи по тушению и ог­ раничению распространения по­ жара... Не определены наиболее рациональные участки для рабо­ ты партий в изолирующих аппа­ ратах... Не организован контроль за очагом пожара, исключающий пребывание в зоне ...” . И так да ­ лее. В общем, паника, броуновское движение и полное отсутствие руководящей и направляющей силы со стороны отцов-команди- ров. Как тушили — это целая эпо­ пея, достойная отдельного ана­ лиза и обсуждения. Так или иначе, но к шести ча­ сам утра ликвидация основных очагов пожара была закончена. Во многом благодаря самоотвер­ женности и даже героизму мно­ гих моряков. Забегая вперед, от­ метим, что благодарности от ру­ ководителей флота они не дождутся. Зато упреки — ” вы со­ жгли судно!” — будут. Но кто же тогда спас плавбазу? На судах, как известно, сущест­ вует специальная должность по­ мощника капитана по пожарно-технической части (ПТЧ) с соответствующими обя­ занностями. На "Даурии” помощ­ ником капитана по ПТЧ был А. Агапов, но его организаторская роль в борьбе с пожаром оказа­ лась более чем скромной. Дело в том, что на эту должность он попал волей случая (предыдущий помкапитана по ПТЧ был списан в ходе рейса за пьянку) из мат­ росов, не пройдя специальной подготовки и аттестации, в нару­ шение установленного в АРП "Севрыба” порядка. Во время ту­ шения пожара А. Агапов постра­ дал, получив перелом одной из плечевых костей. Но пройти пол­ ноценный курс лечения отказал­ ся и вскоре, с загипсованным плечом, появился на судне, прав­ да, в иной должности... А матрос-рыбообработчик по­ гиб уже, собственно, после по­ давления основных очагов пожа­ ра. Из акта специального рассле­ дования группового несчастного случая: ” В 6 часов 45 минут мат­ рос Г. Тихонов, не имеющий до ­ пуска к работе в изолирующих дыхательных аппаратах, не убе­ дившись в наличии давления кис­ лорода в баллонах, надел маску аппарата КИП-8 (кислородный изолирующий противогаз. — Авт.) и вместе с плотником А. Верчиком (в фильтрующем про­ тивогазе) пошел на разведку воз­ можных очагов пожара в жилых помещениях. При входе на вер­ толетную палубу идущий сзади А. Верчик почувствовал, что страхо­ вочный трос Г. Тихонова отсоеди­ нен. Выбрав трос до карабина, Верчик начал звать Тихонова, од­ нако сам почувствовал себя пло­ хо и спустился на палубу ниже... ” Тихонов был обнаружен спустя каких-то 3-5 минут, в районе электрокладовой, лежащим на палубе с маской на лице. Увы, этих минут оказалось достаточно, чтобы задохнуться от недостатка кислорода и высокого содержа­ ния углекислого газа. Принятые врачом реанимационные меры результатов не дали, и в 7 часов 15 минут была констатирована смерть. Парня не вернуть, но он был женат (детей не было). И никуда не деться от проблем материаль­ ного характера — ведь погиб кормилец. И что же вдове? Тыся­ чу рублей по коллективному профсоюзному страхованию? Нынче на эту сумму и поминки не справишь... Обратимся к опыту правовых государств. Например, в США в случае смерти мореплавателя судовладелец выплачивает его вдове пособие в размере 40 ты ­ сяч долларов и по 10 тысяч — иждивенцам в возрасте ме­ нее двадцати одного года. Не о таких суммах, разумеется, ве­ дем речь, но — тысяча рублей... Сейчас, когда идет подготовка к принятию коллективны х до го ­ воров на новый срок, профсою­ зы называют другую цифру — 20 тысяч. Может ли семья погибше­ го моряка рассчитывать хотя бы на такую сумму? Нельзя не остановиться и на другой проблеме — моряки-пого­ рельцы, чье имущество, личные вещи уничтожены в охваченных пожаром каютах. Заглянем во флотский коллективный договор: "В случае гибели или поврежде­ ния имущества члена судового экипажа вследствие аварии суд­ на администрация обязана воз­ местить причиненный ущерб, ис­ ходя из государственных рознич­ ных цен на имущество того ж е рода и качества, с учетом износа погибшего или поврежденного имущества” . Разве не нуждается в переработке этот пункт? Попро­ буй-ка что-либо купить по госу­ дарственным розничным. Приказом по управлению "Сев­ рыбхолодфлот” № 867 от 18 ок ­ тября т.г. ” 0 пожаре на ПБ ” Да- урия” и наказании виновных "от ­ ветственность за несоблюдение режимных мероприятий по проти­ вопожарной безопасности, за произошедший в результате по­ жара групповой несчастный слу­ чай возложена на лиц из числа командного состава судна. Так, В. Павловский (капитан) понижен в должности до второго помощ­ ника, в отношении В. Костинова (главного механика) направлено представление на предмет лише­ ния диплома сроком до трех лет. 30 октября материалы по аварии на плавбазе ’ ’Даурия” переданы в Мурманскую транспортную про­ куратуру. 11 стр. 20ДЕКАБРЯ 1991 ГО, *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz