Рыбный Мурман. 1991 г. Декабрь.
Закон — что дышло / П РОВОЗГЛАШЕНИЕ В 1985 году Гене ральным секретарем ЦК КПСС кур са на демократизацию общества, расширение гласности, построение пра вового государства, а затем и на переход к рыночной экономике, казалось бы, дик товало системе правоохранительных ор ганов страны начать на самом деле руко водствоваться упомянутыми выше прин ципами равенства всех перед Законом, презумпции невиновности, процессуаль ной независимости и т. д. с тем, чтобы начать приближение к целям защиты прав граждан и организации эффектив ной борьбы с преступностью. Фактически же вся система правоох ранительных органов в большей мере, чем даже в годы "застоя” , стала осу ществлять совсем иные цели и задачи. Е СЛИ ОБРАТИТЬСЯ К ИСТОРИИ на ших "ор ганов ", то мы увидим, что всегда эта система (я имею в виду советский период) функционировала не для обеспечения торжества Закона, а для обеспечения задач, ставившихся перед нею структурами, обладающими реальной политической и экономической властью. И суть этой системы как в зер кале отражалась в лице руководителей "ор ганов ". Вспомним палачей Берию и Вышинского во времена культа личнос ти Сталина. Или Щелокова, Теребилова, Рекункова при незабвенном Леониде Ильиче. Немудрено иметь взяточников во главе некоторых правоохранительных органов, коль скоро сам Генеральный секретарь в студенческие годы воровал мешки из вагонов, исповедовал кумовст во, присваивал звание маршала и нацеп лял звезды Героя Советского Союза. Что же касается таких одиозных личностей, как Сухарев, Крючков, Пуго и, наконец, последний Генеральный прокурор СССР Трубин, то здесь дело обстоит сложнее, потому как возникает вопрос о том, как они попали в команду Горбачева. Вспом ним, как Трубин исповедовал "плюра лизм " в отношении его к Закону, объяс няя, почему он испрашивает у Верховно го Совета РСФСР и съезда дозволения возбудить дело на кооператора Тарасова и не реагирует на оскорбления и угрозы в адрес Президента СССР со стороны правых реакционеров. Или объявление им "законности" расстрелов в Новочер касске, отсутствие какой-либо реакции на кровавые бойни в Баку и Тбилиси, безрезультатные "расследования" мас совых убийств в Вильнюсе и в Оше. Или явную демонстрацию качеств "полити ческой проститутки", когда вначале предъявил обвинение Гдляну и Иванову, а со сменой политической ситуации пре кратил в отношении их дело за отсутстви ем состава преступления. Скажу больше. Последние два года в адрес Президента СССР и Верховного Совета СССР неодно кратно поступали заявления с требовани ем создания специальной комиссии по расследованию деятельности Трубина* его предшественника Сухарева и их за местителей Катусева, Васильева, Побе- жимова. Из этих заявлений следовало, что названные руководители Прокурату ры СССР занимаются укрывательством преступлений нашей минрыбхозовской мафии, связанной с представителями ря да зарубежных фирм. Мало того, ими лично укрываются и десятки нарушений Закона работниками органов суда и про куратуры, среди которых назывались фа милии северо-западного транспортного прокурора Градусова (Санкт-Петербург), бывшего мурманского транспортного прокурора Бабенко, заместителя проку рора Мурманской области Новикова и т. д. Теперь, когда стало ясно, кто руково дил аппаратом Президента СССР до со вершения государственного переворота, а бывший Председатель Верховного Со вета СССР Лукьянов сам был арестован, нетрудно догадаться о судьбе упомяну тых заявлений. Уже только за перечис ленное Сухарев и Трубин с компанией подлежат привлечению к уголовной от ветственности за вредительство по ст. 69 УК РСФСР, совершенное в форме без действия, направленного к подрыву рыб ной промышленности, а равно деятель ности правоохранительных органов. Я уж не говорю о их роли в укрыватель стве преступлений, совершенных в Ново черкасске, Баку, Тбилиси, Вильнюсе, Оше. Определенную роль в этих вопросах сыграло и руководство Верховного суда СССР, возглавляемого Смоленцевым. Наш самый высокий, а также "самый гу- Владимир ЮДИН манска, где говорилось, что председа тель областного суда Канторов (бывший работник отдела административных орга нов обкома КПСС) есть не кто иной, как организатор судебного произвола и чини мых судами области беззаконий. Реакция была такова, что последнего срочно при гласили на работу в ЦК КПСС, дабы он распространил там свой опыт уже в каче стве "партбосса" на всю страну. Стоило в 1988 году газете "Труд" опуб ликовать заметку "Квартира и проку рор", в которой по сути речь шла об одном из нарушений, совершенных уже упомянутым мурманским транспортным прокурором Бабенко, как вскоре было опубликовано сообщение Прокуратуры РСФСР о том, что названный в статье прокурор освобожден от занимаемой манный в мире" суд уже раз пять "замы- ливал" гражданские иски к ответчикам Сухареву, Трубину, Васильеву, Катусеву, Побежимову. А иски эти связаны с теми же проблемами. Причем "бригада" Смо- ленцева не только не рассматривала эти иски по существу, но и отказывалась да же определить подсудность исков, напра вив их, например, в Верховный суд РСФСР или в Мосгорсуд. При этом ухит рялись даже направлять исковые заявле ния для рассмотрения... кому бы вы ду мали?.. самим ответчикам, хотя это пря мо запрещено Законом. Ф УНКЦИОНИРУЯ ПРАКТИЧЕСКИ В ПРЕЖНЕМ русле даже после по давления путча и, казалось бы, ре шающей победы демократических сил, система правоохранительных органов для осуществления ею неафишируемых задач и в целях самосохранения прибега ет к определенным методам. Если попро бовать их классифицировать, то можно условно подразделить на следующие группы: — методы, направленные на создание определенного общественного мнения вокруг ситуации или проблемы; — межведомственная порука; — организация "вертикальной защи ты "; — кадровые манипуляции с последую щей дезинформацией населения или от дельных интересующихся лиц, организа ций, инстанций; — методы изоляции неугодных лиц и перевода поднятых ими проблем в дру гое русло, создание "атакующим " новых проблем; — процессуальная казуистика, отпис ки, процессуальные "и гры ", откровенное игнорирование требований процессуаль ного законодательства; — провоцирование межнациональных, межреспубликанских, межпартийных конфликтов с целью отключения внима ния населения и прогрессивных сил от социальных и других проблем, создания обстановки невозможности их дальней шего обсуждения и решения. Чтобы раскрыть суть этого метода, при веду несколько примеров прошлых лет. Так, например, в 1987 году в КПК при ЦК КПСС на имя незабвенного Бориса Кар ловича Пуго ушла жалоба группы работ ников правоохранительных органов Мур должности. Наверняка большинство чи тателей уверовали в то, что Бабенко хотя бы с треском выгнан из "ор ганов " с моти вировкой "за дискредитацию звания ра ботника органов прокуратуры". Ан ни чуть не бывало. Наш герой был "осво божден от занимаемой должности" с последующим переводом в те же ор ганы прокуратуры, только в другой реги он. Г ОВОРЯ О СОЦИАЛЬНОМ ЭФФЕКТЕ воздействия системы правоохрани тельных органов на общество, надо сказать, что, во-первых, это разруха в экономике, большую часть которой у нас пока олицетворяет государствен ный сектор. А множество предприятий госсектора как раз продолжают вводить в будущее •банкротство те самые него дяи-дилетанты, устроители террора в от ношении инакомыслящих, которые ниче го более не умеют, кроме как воровать и устраивать пикники за казенный счет в рабочее время. Эта прослойка общест ва должна была быть изъята с напрасно занимаемых ею мест как раз с помощью нормальных правоохранительных орга нов. Но она не изъята и продолжает пра вить бал. Во-вторых, это миллионы наших согра ждан, отчаявшихся найти справедливость и защиту в лице Закона, изготовившихся к бегству за границу в качестве спасения от репрессий и безысходности. Это не считая тех, кто уже эмигрировал в годы перестройки по той же причине. В-третьих, это предельная озлоблен ность тех, кто продолжает "качать пра ва", ущемленные родимой мафией и ею же в лице доблестных правоохранитель ных органов. С ИТУАЦИЯ ПОСЛЕ ПОДАВЛЕНИЯ пут ча такова, что требует весьма осто рожных оценок по поводу открыв шегося якобы "широкого простора" в ре ализации всех задумок политического и экономического переустройства стра ны. И камнем преткновения остается опять же консервативная система правоохра нительных органов. Да, политики и эконо мисты демократического толка завоева ли победу. Но все благие законопроекты необходимо будет реализовать. Однако при том сопротивлении, которое безус ловно окажет затаившаяся номенклату ра, в своем большинстве не утратившая позиций (кроме партаппарата, конечно), эта реализация без применения санкций за неисполнение и нарушение законов станет весьма проблематичной. А сан кций этих прежнее руководство правоох ранительных органов, особенно на мес тах, применять не будет вовсе либо изо бразит какую-то возню и активность с заранее запланированным результатом — не иметь никакого результата. По правде сказать, назначение в этом году Генеральным прокурором РСФСР В. Г. Степанкова сначала привело меня в состояние некоторой эйфории. Как-ни- как прокуратура — важнейший из право охранительных органов, который при ус ловии надлежащего исполнения надзор ных функций может радикально влиять на правоприменительную практику МВД, КГБ и даже судов, не говоря уж о над зоре за исполнением законов руководи телями предприятий, учреждений, орга низаций. Увы, прошло уже немало времени, вот уж и путч подавлен, но практически ника ких перемен в деятельности органов Про куратуры РСФСР как в самом республи канском аппарате, так и на местах, не наблюдается. Более того, серьезнейшие вопросы, представленные новому Гене ральному прокурору РСФСР не абы как, а через Комитеты Верховного Совета РСФСР, не решаются. Среди них, напри мер, повторение уже в адрес Степанкова заявления о нарушении Закона упоми навшимися ранее работниками органов прокуратуры Градусовым, Бабенко, Но виковым. Это же ЧП для всей российской прокуратуры! А Валентин Георгиевич и ухом не ведет. Как это прикажете пони мать? Излишняя доверчивость к сотруд никам собственного аппарата Прокурату ры РСФСР? Хорошо, если так, и в то же время плохо, что Генеральный прокурор так наивен. Мне, например, совершенно ясно, что в самом аппарате Прокуратуры РСФСР так же, ка к и в регионах, предо статочно людей, которых есть за что от давать под суд. Ну а если не наивность, то одно из двух: либо Валентин Георги евич не может совладать со своей "ко н торой", либо просто не хочет ничего в ней менять, заняв выжидательную по зицию и наблюдая за переменами на "по литическом фронте". А это уже просто опасно, потому ка к вся политика проку рора должна состоять в неуклонном сле довании Закону и в принуждении тех, кто этот Закон исполнять не желает. П ОСЛЕ ВСЕГО СКАЗАННОГО, я ду маю, не вызовет споров утвержде ние, что система наших правоохра нительных органов находится в состоя нии кризиса. Многие народные депутаты и работники аппарата Верховного Совета РСФСР, признавая тот факт, что в право охранительных органах работает слиш ком много негодяев, всегда после этого задаются вопросом: "А где брать кад ры?" Меня всегда поражала такая поста новка вопроса. Молодые, не испорченные старой сис темой юристы — раз. Второе: по стране "гуляю т " тысячи профессионалов, оттор гнутых системой Именно в годы пере стройки и именно за "инакомыслие", т. е. желание работать на Закон, а не на "дя дю " из числа "руководящих и направляю щих". Одна московская группа занимает ся изучением данных по этой проблеме и, как меня информировали, только за пер вый год перестройки (1985) репрессиро вано не менее двух тысяч работников "ор ганов ". И этот потенциал государст вом до сих пор не востребован. (Газета ’’Демократическая Удмуртия” ). Печатается с сокращениями.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz