Рыбный Мурман. 1991 г. Декабрь.
Заметки писателя Владимир СМИРНОВ НАМОЙВЕНОЙ ПУТИНЕ ( Окончание. Нач. в № 39.) С тем, что мы много ловили этой рыбы. Последний раз — шесть лет назад — за две путины, весеннюю и осеннюю, мы взяли около полумиллиона тонн мойвы. После этого прак тически ловить стало нечего, вот и не было мойвенного промысла пять лет. — Сколько же нам предстоит выловить ее в этом году? Не по дорвем ли снова запасы? — В этом году подорвать запа сы не должны, потому что сей час квота значительно урезана. За весеннюю путину мы взяли всего 120 тысяч тонн, а это мало. Да и в осеннюю путину нам раз решено взять немного — 100 ты сяч тонн, из них "Севрыбе” — 85 тысяч, остальные — Калининг радскому и Ленинградскому флотам. — Но ведь сейчас ловится ме лочь, "спич ки ” . Значительная часть ее идет не на пищевую продукцию, а на муку или на корм зверям и птице. Справед ливо ли это? — Конечно, только мелочь, чтобы пускать ее на муку, ловить невыгодно. Существует между народный стандарт, мойва долж на быть не менее 11-ти сантимет ров в длину. Естественно, будет попадаться рыбка меньше этих размеров, но количество такой мелочи не должно превышать 10-ти процентов от общего выло ва. Если мелочи больше, то суд но должно покинуть этот район лова. — Кто же будет следить за судами? Ведь зачастую людям, вышедшим в море ради заработ ка, все равно, какая рыба, лишь бы план выполнить да получить за работу побольше. — Следить как раз есть кому. И наши инспекции в районах промысла бывают, и междуна родные. БМРТ "Мыс Буденного” , например, норвежские инспекто ры проверяли. К счастью для судна и для флота, никаких на рушений выявлено не было. — Но все же, согласитесь, мойва-то мелкая, тощая. Весной она икряная, круглая, крупная, жирная... — Тут я согласен. На мой взгляд, осеннюю путину вообще проводить не следует. Лучше не много увеличить вылов мойвы весной. И ценней она, и вкусней. Да и у населения весной острее нужда в продуктах питания, не жели осенью, когда бывают ово щи, фрукты... Вот это дельное предложение О. Г. Водолащенко я бы вынес на рассмотрение и ПИНРО, и самой ’’Севрыбы” . Ведь давно все убе дились, что Мировой океан — не бездонная бочка, и брать рыбу надо с умом, точно рассчитывая, сколько следует оставить, чтобы полностью не подорвать запасы. Через два-три дня мы вместе с Олегом Григорьевичем сидели в радиорубке "Отто Гротеволя” и слушали совет капитанов. Мо жет быть, рыбакам, людям опыт ным, немало повидавшим и по стоянно имеющим дело с рыбой, такое слышать было привычно. Но мне почему-то стало страшно, хоть цифры, по признанию Водо лащенко, назывались мизерные. — 511-й говорит. Ночью сдела ли два по 7 тонн. Все на муку. — 422-й. 10 тонн, одна мука. — 2424-й, 5 тонн, мелочевка. И дальше пошло: — 10 тонн — мелочь... — 4 тонны — вся в утиль... — 3 тонны... — 10 тонн... И, ка к результат, невеселые голоса капитанов транспортов и плавбаз: — ’ ’Космонавт Гагарин” . При ема рыбопродукции нет. — ’’Рыбный Мурман” . В пол ном простое. — ’’Полярная звезда” . Стоим, приема нет... И снова Олег Григорьевич воз вращается к своей мысли: — За весенюю путину вылови ли всего 120 тысяч тонн, хотя по плану можно было взять 300 ты сяч. И мойва была крупная, ик ряная. Но судов, говорят, на флотах не было, кораблей де сять, чуть больше, только и лови ли. Зато сейчас на эту мелочь нагнали около шестидесяти су дов! Нет, закрывать надо осен нюю путину, закрывать. А ка к вы на это посмотрите, руководители флотов, ’ ’Севры бы” ? Начальники флотов, Знакома вам школа такая, Когда — трал за тралом, И с курса попробуй сверни — Вся наша наука морская. Вы вспомните, как Завоеваны были они. Ведь цифры, которые Кто-то вам выведет в плане, С годами труднее С казенной бумаги стирать, А жизнь на планете — Она родилась в океане. Неужто она С океана должна умирать? V I Но, какая бы она ни была, а рыба на судах есть, и вывозить ее нам надо. Потому и подходят к нашему борту друг за другом и мурманские корабли, и архан гельские, и карельские, и даже калининградские. Постепенно заполняются трюмы и твиндеки картонными ящиками с мороже ной мойвой, и пока матросы ра ботают на перегрузке рыбопро дукции, меня в это время пере брасывают корзиной на швартующиеся траулеры, где я беседую с моряками, свобод ными от вахт и работ. Я расска зываю им о Мурманске, который в эти дни отмечает свой 75-лет ний юбилей, об истории города и всего Кольского края, читаю стихи. Я не встречал еще вниматель ней, заинтересованней и благо дарней публики, чем рыбаки, на ходящиеся в районе промысла. Месяц, два, а то уже и три ото рванные от земли, от страны, они с жадностью набрасываются на "свеж е го ” человека с много численными вопросами. Их инте ресует все: и литература, и ис тория, и современные, текущие моменты жизни. Когда начали писать? Где учи- m > 4 лись? Сколько книг вышло? Кто из писателей еще живет в Мурманске? Почему рыбаков плохо информировали о юбилей ной лотерее в честь 75-летия Му рманска? А как волнуют их сегодняшние житейские ситуации, сложив шиеся в городе! Радио они слу шают не часто: то связь плохая, то на вахте так намотаешься, что с трудом до койки в каюте до берешься. Но каждого тревожит, как на берегу теперь живется? Ведь почти у всех там остались матери, жены, дети... Что изменилось в городе после августовского путча? Каковы це ны на картошку, капусту, другие овощи и продукты? Были ли в ле су ягоды и грибы? Есть ли в горо де бензин для автомобилей и ка ковы на него цены? Я отвечаю на вопросы, хотя на некоторые, говоря честно, я бы отвечать не стал — стыдно лю дей расстраивать, огорчать. Но врать тоже не хочется. И я гово рю, что килограмм капусты сей час стоит 2 рубля 80 копеек вместо прошлогодних 12 копеек, картошка — 3 рубля 50 копеек вместо 14 копеек за килограмм в прошлом году и т.д. На некото рые вопросы и вовсе не могу ответить. Например, не знаю, сколько стоит теперь бензин — машины у меня нет. Не смог я ответить и на воп росы, касающиеся сугубо рыбац ких проблем. Почему заглохло движение арендаторов на фло те? Почему сотрудники управле ний на берегу порою валюты по лучают больше в процентном от ношении к окладу, чем те, кто в море? Куда идет, как распре деляется рыба, которую приво зят в порт рыбаки? Почему при лов из трала часто за борт вы брасывается, а моряки из него для себя, для семьи ничего при готовить не могут (например пе чень из трески, которая идет на муку) — из порта не вынести? Было бы хорошо, если б на эти вопросы рыбаков ответили веду щие специалисты "Севрыбы", хотя бы на страницах "Рыбного Мурмана” . И еще один вопрос, который задел меня за живое: почему от ходы судов из порта, как прави ло, назначаются на вечернее время? Весь последний день стоянки в порту моряки отработали: за канчивали разгрузку рыбопро дукции, грузили продовольствие, тару, принимали воду, топливо. А к вечеру приходят всевозмож ные комиссии: портовая, регист ровая, санитарная и прочие. На чинается осмотр судна, играются учебные тревоги. Уже далеко за полночь, а то и под утро, прихо дят таможенники, пограничники. И снова — осмотры, проверка документов. Наконец, проверяю щие и посторонние покидают судно. Издерганные, измотан ные, неспавшие матросы отдают концы, судно отходит от причала. А впереди — новые рабочие сут ки, новые бессонные вахты... Я, к сожалению, не задумы вался об этом раньше. А ведь как справедливо замечено! С го товностью могу подтвердить, что так было и 20 лет назад, когда я работал на флоте. Так и сейчас мы уходили в рейс на "Отто Гро теволе” , когда отход был назна чен на 20 часов 27 сентября, а отошли мы от причала только в 6 часов утра 28-го. А разве нельзя было назначить отход сразу, скажем , на 8 утра 28 сен тября? Тогда хотя бы часть чле нов экипажа, свободных от ноч ных вахт, провела бы еще одну спокойную ночь дома, с семьей. Разве б это не сказалось на ра боте в последующие сутки? А что об этом думают началь ники флотов? V I I Ну, вот и побывал я на очеред ной мойвенной путине. На раз ных кораблях побывал, с разны ми людьми встречался. Работали в районе острова Надежды, пе ренесли шторм и даже ураган, от которого прятались уже в бухтах Шпицбергена. Но что бы там ни было, я доволен, что снова схо дил в море, пообщался с рыба ками, поел свежежареной мой вы... Кстати, еще о мойве. В некото рых справочниках и рыбацких энциклопедиях 20-х — 30-х годов можно найти и такую справку: мойва — маленькая НЕСЪЕДОБ НАЯ рыбка, используемая для наживки на яруса при лове тре ски. И действительно, мойву по моры в пищу не употребляли до пятидесятых годов. Не потому, что берегли, — потому, что тре ски хватало. Даже поговорка у поморов была: тресочки не по ешь — не поработаешь. И не только у мурманчан, но и у ар хангельских жителей прозвище было — трескоеды. Давно когда-то написал я сти хотворение, которое так и на звал — "На мойвенной путине": Опять рекой течет из трала рыба. Опять подвахта вызвана с восьми. Тралмейстер задыхается от хрипа: — Давай! Давай! Давай же, черт возьми!.. Канючат громко чайки над кормою, Крылом волны касаясь в вираже, И сладкий огуречный запах мойвы Над палубою царствует уже... Матросы в чешуе, как в паутине. Лишь капитана все гнетет тоска: Не плохо быть на мойвенной путине, Но было б лучше, если б шла треска. И еще вспомнилось. Капи тан-директор БМРТ "Р ж е в " Мур манского тралового флота, у ко торого мы брали рыбу, Иван Гри горьевич Климчук, рассказывал: — Когда мы в этот район при шли, здесь норвежские кошель- ковисты ловили мойву. День ло вили, два, а потом вдруг все ку да-то исчезло. Когда к нам на борт норвежская инспекция при ехала, мы спросили их об этом. И оказалось, что кошельковисты ушли в Северное море на скумб рию, мелочь ловить не захотели. А нынешняя квота на мойву им переносится на весну, когда и рыба вся будет икряная, круп ная... Надо ли нам сейчас вылав ливать мелочь для звероферм, когда по весне, возможно, лю дей кормить будет нечем?.. Вот почему и я свои заметки хочу закончить очередным пре достережением: поберегите мойву! Не гоните мелочь на му ку! Прислушайтесь к советам опытных людей, к мнению веду щего специалиста "Севрыбы " О. Г. Водолащенко. Мне кажется, что они правы. Мурманское высшее инженерное морское училище имени Ленинского комсомола принимает документы у плав состава для поступления на оч ную ускоренную и заочную фор мы обучения по следующим спе циальностям: — судовождение, — эксплуатация судовых энер гетических установок, — проектирование и монтаж судовых энергетических устано вок (заочная), — электрооборудование и ав томатизация судов (эксплуата ция), — технология рыбных про дуктов (заочная), — техническая эксплуатация транспортного радиооборудова ния. Обращаться по адресу: 183056, г. Мурманск, ул. Спор тивная, 13, МВИМУ, приемная комиссия, тел. 7-83-66. Часы работы приемной ко миссии: вторник — с 15 до 18 час., суббота — с 10 до 14 час. Т р у ж е н и к и м о р я ! Мурманский облдрамтеатр § предлагает вам прекрасно про- 1 вести время на берегу с вашими | семьями, с 3 по 10 января при- | глашает на новогоднее шоу-ре- | вю ’’Зимние звезды” . В развлекательной програм- | ме: известные артисты кино и эс- || трады, цыганские романсы теа- | тра "Ромэн", юмор, музыкаль- | ные и театральные пародии. Вас | ждут призы, любезно предостав - | ленные нашими спонсорами, | в антрактах работают буфеты. | После представления спеирейсо- | вые автобусы избавят вас от | транспортных проблем. Съезд гостей к 20 часам. ДОРОГИЕ МУРМАНЧАНЕ И ГОСТИ НАШЕГО ГОРОДА! М ЕЖ СОЮ ЗНЫ Й ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ приглашает вас 21-22 декабря 1991 г. на традиционный конкурс исполните лей современного бального танца ’’СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ-91” , в кото ром принимают участие танцеваль ные пары из стран Прибалтики, Ук раины, Республики Беларусь, горо дов России: Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля, Иваново, Рос- това-на-Дону, Волгограда, Северо двинска, Архангельска, Твери, Смо ленска, Мурманска и др. городов. Спонсорами нашего конкурса яв ляются: — КОММ ЕРЧЕСКИЙ БАНК ’’М У РМ А Н ”, — АКЦИОНЕРНЫЙ ИНВЕСТИ- Ц И О Н Н О - К О М М Е Р Ч Е С К И Й П Р ОМ Ы Ш Л Е Н Н О - С Т Р О И Т Е Л Ь НЫЙ БАНК ’’АРКТИКБАНК” , — М УРМ АНСКИЙ РЕГИОНАЛ Ь НЫЙ БАНК ’’П ОМ О Р ” АКЦИО НЕРНО-КОММ ЕРЧЕСКОГО РО С СИ Й СК О ГО РЕСПУБЛИКАНСКО ГО СЕЛ ЬСК ОХО ЗЯЙСТ ВЕННОГО БАНКА, — АКЦИОНЕРНАЯ СТРАХО ВАЯ ФИ РМ А ’’ГОЛ ЬФ СТ РИМ ” — ПРАВОПРЕЕМНИК УПРАВЛЕ НИЯ ГОССТРАХА ПО М У РМ АН СКОЙ ОБЛАСТИ . Ждем вас 21 декабря в 17 часов, 22 декабря в 14 часов в межсоюзном Дворце культуры. Справки по телефонам: 1-99-40, 1-92-22. Принимаются коллективные заяв ки. мим ВНИМАНИЮ МОРЯКОВ И ПОРТОВИКОВ! Высылаю наложенным платежом до 40 адресов потенциальных работодателей США и Канады. Стоимость одного адреса 25 руб. Просьба вкладывать конверт со своим адресом и заявкой на количество адресов. Писать: Мурманск-17, до востребования, предъявителю паспорта V-ФО № 720117.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz