Рыбный Мурман. 1991 г. Декабрь.
Как живешь, рыбацкий вуз? ФЛОт н еучей п озади треволнения всту пительных экзаменов, сегодня юноши — будущие штурманы, механики, тех нологи — заняли места на курсантской скамье. С ректором Мурманского высшего инженерного мор ского училища А. П. Галья- новым беседует наш кор респондент. НЕЖАЛУЕТ — Александр Павлович, из вестно, что этим летом из-за большого конкурса поступить в МВИМУ было особенно нелег ко. Позади — три учебных меся ца. Можно ли уже теперь ска зать, что по уровню довузовской подготовки первокурсники нового набора превосходят своих пред шественников? — Работа первых месяцев по казывает, что особых измене ний не произошло, хотя был большой конкурс (проходной балл на ведущие факультеты училища равнялся 19 из 20 воз можных). К тому же поступав шие, кроме выпускников подго товительного отделения, почти не имели льгот. Но, судя по ин формации всех дневных фа культетов, в общей массе нови чков выгодно отличаются вос питанники специализированных морских классов, с которых, собственно, и начинался Мор ской лицей. Труднее всего приходится вы пускникам подготовительного отделения, ведь после оконча ния средней школы у них был большой перерыв в учебе. Ко нечно, в силу своих возможнос тей наши преподаватели помо гают этой категории курсантов, но ка к у отстающих пойдут дела дальше — сказать трудно. Поэ тому решено, что со следующе го года у закончивших подгото вительное отделение при по ступлении в вуз не будет льгот, то есть их тоже станут прини мать по конкурсу. — Значит, теперь при отборе абитуриентов во главу угла бу дут поставлены только знания? — Разумеется. И еще нали чие специальной довузовской подготовки. Считаем, что с по мощью Морского лицея, кото рый является связующим зве ном между школой и рыбацким вузом, будет поднят уровень подготовки флотских специали стов, особенно в языковой, культурной и физико-математи ческой областях знаний. Пока у нас учатся воспитанники пер вого лицейского набора,точнее — специализированных мор ских классов 37-й и 12-й школ, куда принимали почти всех ж е лающих. А вот сегодняшние одиннадцатиклассники уже вы держали при поступлении в ли цей серьезное испытание и, ви димо, у нас будут успевать луч ше своих предшественников. Есть поговорка: ”.Лиха беда — начало”. Мало стать курсан том высшей мореходки, главное — суметь ее закончить. У каких парней, по-вашему, меньше шан сов удержаться на студенческой скамье? — Да, к сожалению, отсев очень большой. В последние го ды он составляет до одной тре ти от общего числа курсантов. Но я не вижу здесь большой проблемы. Если анализировать работу как отечественных, так и зарубежных вузов, можно сделать вывод, что это нор мальное явление: не каждый поступивший в высшее морское училище способен его закон чить. На наш взгляд, больше шансов имеют лицеисты и вче рашние десятиклассники. У них свежие знания, они привыкли к учебному труду, умеют рабо тать с книгой, готовиться к э к заменам и потому легче адап тируются в вузовской системе. Среди них самый большой про цент наших выпускников. Гораздо реже получают дип лом воспитанники подготови тельного отделения. Жаль, ко нечно, ребят. В основном отсе иваются служившие в армии или бывшие рабочие, особенно после второго или третьего кур сов, когда не справляются с наиболее сложными дисцип линами. Иногда за бортом ока зываются курсанты, которые стараются учиться, но не выхо дит. Таких правильно было бы переводить в Морской кол ледж. Пусть на уровень ниже, но получили бы избранную спе циальность. Это было бы гуман но. Другая группа неудачников — мореходцы, легкомысленно относящиеся к учебе. Насыщен ная программа требует каждод невного напряженного труда, а тут — пропуски занятий, неди сциплинированность, халатное отношение к курсантским обя занностям. Сегодняшняя жизнь обязы вает держать руку на пульсе времени. Наверное, вы уже дума ете о наборе 1992-93 учебного го да. Каких ребят вы хотели бы видеть в рядах будущих абиту риентов МВИМУ? — Конечно, уже сейчас об этом задумываемся. Если рань ше ходили по школам, расска зывали о наших специальнос тях, то сегодня такой необходи мости нет. Что такое МВИМУ, известно не только в Мурманс ке, но и далеко за его предела ми. Но учитывая, что в будущем году мы берем всего 300 чело век вместо прежних 550 и кон курс, безусловно, будет, я скло нен думать, что в перспективе надо вводить в конкурсные дан ные средний балл аттестата. А то получается, что подготови тельные курсы как бы натаски вают абитуриентов на наши вступительные экзамены, а не которые, став курсантами, уже в первом семестре не выдержи вают интенсивного режима об учения. Поэтому среди поступа ющих к нам я хотел бы в пер вую очередь видеть лицеистов, во-вторых, выпускников обще образовательных школ, кото рые имеют балл аттестата 4-5. — И еще, наверное, тех, кто владеет английским? — Очень жесткие требования будут предъявляться к знанию английского языка. На следую щий год по этому предмету уже будет проводиться собеседова ние, в основном на бытовые те мы. Пусть расскажут по-анг лийски, где родился, учился, кто родные... Если смогут — по лучат зачет. Потом возможен в перспективе и вступительный экзамен по английскому языку. Если юноша выбрал морской вуз, он должен понимать, что надо усиленно заниматься меж дународным английским, ведь в наше время быть моряком без английского — это значит не иметь нормальной работы. Беседовала Ж. МИХАЙЛОВСКАЯ. If т I Я| | % 1 ш яш явяш шш яяшш шш явш яшш ш т Профсоюзы — школа ...изма ш Ш Ш тт т м т м м тш ш ж /м м м т а т м т л Р Кому в ББГЛ жить хорошо... Предварить эту статью, нам кажется, будет уместно письмом работ ника Беломорской базы гослова И. П. Бодрова. ’’Уважаемая редакция! У меня всего один коротенький вопрос. У нас,- в Беломорской базе гослова, моряки — люди второго сорта. В октябре было повышение окладов. Управлению оклады повысили на 70 процентов, а морякам на 40. Не это ли одна из причин, почему моряки бегут за ’’бугор ’...” Думаем, предлагаемая статья во многом отвечает на вопрос, постав ленный в письме. Отчетно-выборную профсоюзную конферен цию Мурманской оперативной группы Беломор ской базы гослова ждали давно, с большим нетерпением. Во-первых, прошло три года с мо мента предыдущей. Во-вторых, накопились де сятки вопросов, которые требовали своего раз решения. С отчетным докладом выступил пред седатель профкома А. А. Ружников. Следует заметить, что возглавляемый им профсоюзный комитет заметно улучшил работу и добился за отчетный период определенных успехов. Хочу привести несколько примеров. На промысловых судах флота (впервые в Се верном бассейне) стали начислять районный коэффициент и северные надбавки на зарпла ту в 450 рублей. Эти расходы: премия в районе АЧА, северные надбавки и отпуск — вылились в два с половиной млн. рублей только за один 1989 год. Своевременно поставил комитет перед руко водством флота и вопрос о переходе плавсо става на пятидневную рабочую неделю и оп лату за работу в ночное время и за вредные условия работы. В своем докладе председа тель профкома отметил главное направление в работе — забота о нуждах как рыбаков, так и работающих на берегу. В заключение он по ставил задачи перед новым комитетом, в сос тав которого призвал избрать людей с разви тым чувством долга и ответственности за пору ченное дело. Вроде бы подавляющее большинство присут ствующих были согласны, что профсоюзный ко митет и его председатель за отчетный период проделали большую работу, но вот начались прения и выяснилось, что это далеко не так. Первым поддал "пару” делегат судоремонт ников Б. В. Зимин, который зачитал требования своего коллектива, состоящие из 11 пунктов. Это и повышение зарплаты в 2-3 раза, выделе ние дотации на питание до 10 рублей, компен сации к отпуску, обеспечение судоремонтников питанием по книжкам потребителя, обеспече ние рыбопродукцией отпускников и выделение земельных участков, а также обновление ста ночного парка мастерской. Ощущение от выступления Зимина было та кое, что хотя он и не произнес слово "забастов ка” , но всем стало ясно, что судоремонтники не отступят от своих требований. Особенно следует выделить выступление де легата М. И. Любовского. Начальник службы эксплуатации, председатель СТК, поддержал требования судоремонтников, нашел их вполне обоснованными и законными. С октября этого года значительно повышена зарплата управ ленческому аппарату. Так, в настоящее время экономист получает больше капитана промыс лового судна. Надо уже с первого октября пла всоставу увеличить зарплату в два раза, а в Ба ренцевом море платить валюту, определив срок рейса в 105 суток. Это один из наших неиспользованных резервов, позволяющий за метно увеличить рентабельность работы фло та. Не секрет, что в настоящее время суда идут в порт даже при небольшой поломке, а в слу чае принятия моего предложения, сказал М. И. Любовский, рыбаки будут стараться устранять неисправности своими силами непосредствен но в районе промысла. А разве не вызывает возмущения у моряков закупка одноразовых шприцев без игл, не гово ря уж о заключении ряда кабальных догово ров. По инициативе СТК администрация и проф союзный комитет приняли решение ветеранам труда базы, уходящим на заслуженный отдых, выплачивать единовременную материальную помощь в размере 1000 рублей и по 100 рублей за каждый проработанный год. Заместитель директора, депутат Верховного Совета СССР Г. И. Семенова в своем приказе ограничила сум му пособия до одной тысячи рублей, чем вызва ла законное возмущение" ветеранов. В заключение выступающий внес ряд кон кретных предложений. Это увеличение зарпла ты плавсоставу и судоремонтникам в два раза с 1 октября, выплата валюты экипажам, рабо тающим в Баренцевом море при рейсе продол жительностью в 105 суток, если экипаж спра вился со всеми показателями, 33 процента от нового оклада, а в случае невыполнения рей сового задания — 22 процента. Кроме того, предложил все значительные затраты дирек ции базы согласовывать с СТК. Эти предложения были встречены делегата ми не только аплодисментами, но и единоглас но незамедлительно приняты. Выступление директора базы Б. Г. Житнего можно разделить на две половины. В первой своей части директор показал себя человеком, не только хорошо знающим свое сложное хо зяйство, но и понимающим стоящие перед кол лективом базы задачи. Достаточно сказать, что он согласился со всеми пунктами требований судоремонтников, проявил не на словах, а на деле заботу о пенсионерах, предложив внести в колдоговор одним из пунктов выплату каж дому неработающему ветерану по 100 рублей в месяц. С радостью было встречено его сооб щение, что в скором будущем планируется за купить новую болгарскую плавмастерскую. С удовлетворением отметили делегаты заботу директора о выделении в Карелии садоводчес ких участков. Что же касается второй части выступления, то она в основном была посвящена председа телю СТК М. И. Любовскому, и у большинства присутствующих создалось впечатление, что демагогические выпады директора в адрес од ного из самых заслуженных ветеранов’ не что иное, как расправа за критику. Ведь всем хоро шо известно, что кавалер ордена Ленина капи тан дальнего плавания Любовский не только долгие годы был в базе промысловиком номер 1, но и на посту начальника службы эксплу атации, а также будучи председателем СТК, делает много для успешной работы флота. В заключение выступил генеральный дирек тор "Карелрыбпрома” В. В. Ожогин. — Общеизвестно, что рыночные отношения уже на пороге. Поскольку в одиночку с массой проблем не справиться, необходимо сохранить целостность. Нам всем надо думать о развитии региона. Конференция избрала новый состав профсо юзного комитета. Председателем стал капитан В. Я. Кочегаров. В. БАБУРО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz