Рыбный Мурман. 1991 г. Декабрь.

Как живешь, рыбацкий вуз? ФЛОт н еучей п озади треволнения всту­ пительных экзаменов, сегодня юноши — будущие штурманы, механики, тех­ нологи — заняли места на курсантской скамье. С ректором Мурманского высшего инженерного мор­ ского училища А. П. Галья- новым беседует наш кор­ респондент. НЕЖАЛУЕТ — Александр Павлович, из­ вестно, что этим летом из-за большого конкурса поступить в МВИМУ было особенно нелег­ ко. Позади — три учебных меся­ ца. Можно ли уже теперь ска­ зать, что по уровню довузовской подготовки первокурсники нового набора превосходят своих пред­ шественников? — Работа первых месяцев по­ казывает, что особых измене­ ний не произошло, хотя был большой конкурс (проходной балл на ведущие факультеты училища равнялся 19 из 20 воз­ можных). К тому же поступав­ шие, кроме выпускников подго­ товительного отделения, почти не имели льгот. Но, судя по ин­ формации всех дневных фа­ культетов, в общей массе нови­ чков выгодно отличаются вос­ питанники специализированных морских классов, с которых, собственно, и начинался Мор­ ской лицей. Труднее всего приходится вы­ пускникам подготовительного отделения, ведь после оконча­ ния средней школы у них был большой перерыв в учебе. Ко­ нечно, в силу своих возможнос­ тей наши преподаватели помо­ гают этой категории курсантов, но ка к у отстающих пойдут дела дальше — сказать трудно. Поэ­ тому решено, что со следующе­ го года у закончивших подгото­ вительное отделение при по­ ступлении в вуз не будет льгот, то есть их тоже станут прини­ мать по конкурсу. — Значит, теперь при отборе абитуриентов во главу угла бу­ дут поставлены только знания? — Разумеется. И еще нали­ чие специальной довузовской подготовки. Считаем, что с по­ мощью Морского лицея, кото­ рый является связующим зве­ ном между школой и рыбацким вузом, будет поднят уровень подготовки флотских специали­ стов, особенно в языковой, культурной и физико-математи­ ческой областях знаний. Пока у нас учатся воспитанники пер­ вого лицейского набора,точнее — специализированных мор­ ских классов 37-й и 12-й школ, куда принимали почти всех ж е ­ лающих. А вот сегодняшние одиннадцатиклассники уже вы­ держали при поступлении в ли­ цей серьезное испытание и, ви­ димо, у нас будут успевать луч­ ше своих предшественников. Есть поговорка: ”.Лиха беда — начало”. Мало стать курсан­ том высшей мореходки, главное — суметь ее закончить. У каких парней, по-вашему, меньше шан­ сов удержаться на студенческой скамье? — Да, к сожалению, отсев очень большой. В последние го­ ды он составляет до одной тре­ ти от общего числа курсантов. Но я не вижу здесь большой проблемы. Если анализировать работу как отечественных, так и зарубежных вузов, можно сделать вывод, что это нор­ мальное явление: не каждый поступивший в высшее морское училище способен его закон­ чить. На наш взгляд, больше шансов имеют лицеисты и вче­ рашние десятиклассники. У них свежие знания, они привыкли к учебному труду, умеют рабо­ тать с книгой, готовиться к э к ­ заменам и потому легче адап­ тируются в вузовской системе. Среди них самый большой про­ цент наших выпускников. Гораздо реже получают дип­ лом воспитанники подготови­ тельного отделения. Жаль, ко­ нечно, ребят. В основном отсе­ иваются служившие в армии или бывшие рабочие, особенно после второго или третьего кур­ сов, когда не справляются с наиболее сложными дисцип­ линами. Иногда за бортом ока ­ зываются курсанты, которые стараются учиться, но не выхо­ дит. Таких правильно было бы переводить в Морской кол­ ледж. Пусть на уровень ниже, но получили бы избранную спе­ циальность. Это было бы гуман­ но. Другая группа неудачников — мореходцы, легкомысленно относящиеся к учебе. Насыщен­ ная программа требует каждод­ невного напряженного труда, а тут — пропуски занятий, неди­ сциплинированность, халатное отношение к курсантским обя­ занностям. Сегодняшняя жизнь обязы­ вает держать руку на пульсе времени. Наверное, вы уже дума­ ете о наборе 1992-93 учебного го­ да. Каких ребят вы хотели бы видеть в рядах будущих абиту­ риентов МВИМУ? — Конечно, уже сейчас об этом задумываемся. Если рань­ ше ходили по школам, расска­ зывали о наших специальнос­ тях, то сегодня такой необходи­ мости нет. Что такое МВИМУ, известно не только в Мурманс­ ке, но и далеко за его предела­ ми. Но учитывая, что в будущем году мы берем всего 300 чело­ век вместо прежних 550 и кон­ курс, безусловно, будет, я скло­ нен думать, что в перспективе надо вводить в конкурсные дан­ ные средний балл аттестата. А то получается, что подготови­ тельные курсы как бы натаски­ вают абитуриентов на наши вступительные экзамены, а не­ которые, став курсантами, уже в первом семестре не выдержи­ вают интенсивного режима об­ учения. Поэтому среди поступа­ ющих к нам я хотел бы в пер­ вую очередь видеть лицеистов, во-вторых, выпускников обще­ образовательных школ, кото­ рые имеют балл аттестата 4-5. — И еще, наверное, тех, кто владеет английским? — Очень жесткие требования будут предъявляться к знанию английского языка. На следую­ щий год по этому предмету уже будет проводиться собеседова­ ние, в основном на бытовые те­ мы. Пусть расскажут по-анг­ лийски, где родился, учился, кто родные... Если смогут — по­ лучат зачет. Потом возможен в перспективе и вступительный экзамен по английскому языку. Если юноша выбрал морской вуз, он должен понимать, что надо усиленно заниматься меж ­ дународным английским, ведь в наше время быть моряком без английского — это значит не иметь нормальной работы. Беседовала Ж. МИХАЙЛОВСКАЯ. If т I Я| | % 1 ш яш явяш шш яяшш шш явш яшш ш т Профсоюзы — школа ...изма ш Ш Ш тт т м т м м тш ш ж /м м м т а т м т л Р Кому в ББГЛ жить хорошо... Предварить эту статью, нам кажется, будет уместно письмом работ­ ника Беломорской базы гослова И. П. Бодрова. ’’Уважаемая редакция! У меня всего один коротенький вопрос. У нас,- в Беломорской базе гослова, моряки — люди второго сорта. В октябре было повышение окладов. Управлению оклады повысили на 70 процентов, а морякам на 40. Не это ли одна из причин, почему моряки бегут за ’’бугор ’...” Думаем, предлагаемая статья во многом отвечает на вопрос, постав­ ленный в письме. Отчетно-выборную профсоюзную конферен­ цию Мурманской оперативной группы Беломор­ ской базы гослова ждали давно, с большим нетерпением. Во-первых, прошло три года с мо­ мента предыдущей. Во-вторых, накопились де­ сятки вопросов, которые требовали своего раз­ решения. С отчетным докладом выступил пред­ седатель профкома А. А. Ружников. Следует заметить, что возглавляемый им профсоюзный комитет заметно улучшил работу и добился за отчетный период определенных успехов. Хочу привести несколько примеров. На промысловых судах флота (впервые в Се­ верном бассейне) стали начислять районный коэффициент и северные надбавки на зарпла­ ту в 450 рублей. Эти расходы: премия в районе АЧА, северные надбавки и отпуск — вылились в два с половиной млн. рублей только за один 1989 год. Своевременно поставил комитет перед руко­ водством флота и вопрос о переходе плавсо­ става на пятидневную рабочую неделю и оп­ лату за работу в ночное время и за вредные условия работы. В своем докладе председа­ тель профкома отметил главное направление в работе — забота о нуждах как рыбаков, так и работающих на берегу. В заключение он по­ ставил задачи перед новым комитетом, в сос­ тав которого призвал избрать людей с разви­ тым чувством долга и ответственности за пору­ ченное дело. Вроде бы подавляющее большинство присут­ ствующих были согласны, что профсоюзный ко­ митет и его председатель за отчетный период проделали большую работу, но вот начались прения и выяснилось, что это далеко не так. Первым поддал "пару” делегат судоремонт­ ников Б. В. Зимин, который зачитал требования своего коллектива, состоящие из 11 пунктов. Это и повышение зарплаты в 2-3 раза, выделе­ ние дотации на питание до 10 рублей, компен­ сации к отпуску, обеспечение судоремонтников питанием по книжкам потребителя, обеспече­ ние рыбопродукцией отпускников и выделение земельных участков, а также обновление ста­ ночного парка мастерской. Ощущение от выступления Зимина было та­ кое, что хотя он и не произнес слово "забастов­ ка” , но всем стало ясно, что судоремонтники не отступят от своих требований. Особенно следует выделить выступление де­ легата М. И. Любовского. Начальник службы эксплуатации, председатель СТК, поддержал требования судоремонтников, нашел их вполне обоснованными и законными. С октября этого года значительно повышена зарплата управ­ ленческому аппарату. Так, в настоящее время экономист получает больше капитана промыс­ лового судна. Надо уже с первого октября пла­ всоставу увеличить зарплату в два раза, а в Ба­ ренцевом море платить валюту, определив срок рейса в 105 суток. Это один из наших неиспользованных резервов, позволяющий за­ метно увеличить рентабельность работы фло­ та. Не секрет, что в настоящее время суда идут в порт даже при небольшой поломке, а в слу­ чае принятия моего предложения, сказал М. И. Любовский, рыбаки будут стараться устранять неисправности своими силами непосредствен­ но в районе промысла. А разве не вызывает возмущения у моряков закупка одноразовых шприцев без игл, не гово­ ря уж о заключении ряда кабальных догово­ ров. По инициативе СТК администрация и проф­ союзный комитет приняли решение ветеранам труда базы, уходящим на заслуженный отдых, выплачивать единовременную материальную помощь в размере 1000 рублей и по 100 рублей за каждый проработанный год. Заместитель директора, депутат Верховного Совета СССР Г. И. Семенова в своем приказе ограничила сум­ му пособия до одной тысячи рублей, чем вызва­ ла законное возмущение" ветеранов. В заключение выступающий внес ряд кон­ кретных предложений. Это увеличение зарпла­ ты плавсоставу и судоремонтникам в два раза с 1 октября, выплата валюты экипажам, рабо­ тающим в Баренцевом море при рейсе продол­ жительностью в 105 суток, если экипаж спра­ вился со всеми показателями, 33 процента от нового оклада, а в случае невыполнения рей­ сового задания — 22 процента. Кроме того, предложил все значительные затраты дирек­ ции базы согласовывать с СТК. Эти предложения были встречены делегата­ ми не только аплодисментами, но и единоглас­ но незамедлительно приняты. Выступление директора базы Б. Г. Житнего можно разделить на две половины. В первой своей части директор показал себя человеком, не только хорошо знающим свое сложное хо­ зяйство, но и понимающим стоящие перед кол­ лективом базы задачи. Достаточно сказать, что он согласился со всеми пунктами требований судоремонтников, проявил не на словах, а на деле заботу о пенсионерах, предложив внести в колдоговор одним из пунктов выплату каж­ дому неработающему ветерану по 100 рублей в месяц. С радостью было встречено его сооб­ щение, что в скором будущем планируется за­ купить новую болгарскую плавмастерскую. С удовлетворением отметили делегаты заботу директора о выделении в Карелии садоводчес­ ких участков. Что же касается второй части выступления, то она в основном была посвящена председа­ телю СТК М. И. Любовскому, и у большинства присутствующих создалось впечатление, что демагогические выпады директора в адрес од­ ного из самых заслуженных ветеранов’ не что иное, как расправа за критику. Ведь всем хоро­ шо известно, что кавалер ордена Ленина капи­ тан дальнего плавания Любовский не только долгие годы был в базе промысловиком номер 1, но и на посту начальника службы эксплу­ атации, а также будучи председателем СТК, делает много для успешной работы флота. В заключение выступил генеральный дирек­ тор "Карелрыбпрома” В. В. Ожогин. — Общеизвестно, что рыночные отношения уже на пороге. Поскольку в одиночку с массой проблем не справиться, необходимо сохранить целостность. Нам всем надо думать о развитии региона. Конференция избрала новый состав профсо­ юзного комитета. Председателем стал капитан В. Я. Кочегаров. В. БАБУРО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz