Рыбный Мурман. 1991 г. Декабрь.

Экономическая политика Налоги Опять грабят! Е щ е в АПРЕЛЕ ны­ нешнего года на сес­ сии областного Совета бы­ ло принято решение про­ сить правительство РСФСР, об освобождении предпри­ ятий рыбной промышлен­ ности от налога с прибыли в республиканский бюджет. А, как вы помните, он со­ ставлял 45 процентов, ^то есть почти половину прибы­ ли. Более того, просили пра­ вительство выделить нам 200 миллионов рублей. Вроде бы все понимали, что иначе нашим предпри­ ятиям не выжить: изношен­ ность флота достигает 70 процентов, а от государства помощи никакой. Работать на износ, значит, оставить в ближайшем будущем го­ лодную страну без рыбы. А ведь кроме воспроизводства необходимо решать и соци­ альные проблемы. В росссийском правитель­ стве .благодаря усилиям АРП «Севрыба», обкома профсоюза, облсовпрофа по­ няли тяжелое положение нашего бассейна. II в июне было решение Совмина РСФСР : полностью осво­ бодить рыбные предприя­ тия Севера от уплаты на­ лога в республиканский бюджет. Оставалось лишь, выполняя решение местных Советов, вносить 9 процен­ тов от прибыли в местный бюджет. . Однако, как оказалось, не все решения правитель­ ства республики вовремя поступают на предприятия, до недавнего времени нахо­ дившиеся в союзном под­ чинении. Поэтому и не зн$- ли в «.Севрыбе» о том, что предприятия Агропрома платят налоги только в ме­ стный бюджет в размере 25 процентов. Этим же поста­ новлением Совета Минист­ ров России рыбной отрасли установили такой же налог — 25 процентов. Мы 1 ав­ густа обратились в горис­ полком, что, мол, согласно вашему же решению мы должны платить лишь 9 процентов. Ответ получили аж 14 октября, и он гла­ сил, что нам, как и Агро- прому, еще в июле (!) уста­ новлен налог — 25 процен­ тов. Вот так все наши усилия пошли прахом. Конечно, мы сразу же, в октябре, обратились и в горисполком, и в горсовет, облсовет, облисполком, обл- совпроф. Написали, что §е можем согласиться с таким решением. Ответили: будем рассматривать обстоятель­ ства каждого предприятия отдельно. Да хоть вместе, хоть врозь, ситуация у всех очень тяжелая. II обновление фло­ та, и его реконструкция, й компенсации работникам, И строительство жилья, дет­ садов и т. д. — все прихо­ дится брать из той же самой суммы прибыли. Да ещё В условиях жуткой инфляции! ■Хотя местные Советы объясняют высокие налоги своим тяжелым положени­ ем, но и обирать до нитки обездоленного рыбака не­ справедливо, какими бы благими целями это ни обът яснялось. '*• Г. ПОДОБЕДОВА, директор по экономике АРП «Севрыба». 6 декабря 1991 года в СЕ СЛУЧИЛОСЬ ВНЕЗАПНО: вызвали в Москву, в Мпнрыбхоз, генерального директора управле­ ния «Севрыбпромразведка» Г. А. Сторожева и вру­ чили приказ о передаче шести научно-исследовательских судов управления на баланс ПИНРО. А еще в приказе го­ ворится о том, что на совете директоров АРП «Севрыба» следует решить вопрос о передаче ПИНРО и девяти про­ мысловых траулеров. Это событие имеет два весьма любопытных нюанса. Во- первых, Мннрыбхозом напрочь забыт Закон о госпредпри­ ятии, а посему суверенному коллективу диктуют, как ему следует жить и действовать. Во-вторых, приказ издан 20 но­ ября" а союзное министерство ликвидировано 15 ноября. Но даже не об этих нюансах речь. Главное — целесооб­ разность такой реорганизации. Вот что думают по этому поводу ведущие специалисты СРПР. Начальник службы экс­ плуатации Б. П. МЕРКУ­ ЛОВ: — Создание нашей ор­ ганизации шло с нуля. По­ степенно приобретали обо­ рудование, вели научную работу. Да, сейчас нас фло­ ты не финансируют, но мы живем, трудимся. решаем социальные проблемы. За­ чем пас «делить»? Созда­ вать два новых коллектива? А моряков спросили, хотят ли они уходить в другую ор­ ганизацию? Помощник генерального директора по коммерческой работе Б. Р. УЛЬЯНОВ: — Видно, ничему не на­ учил опыт создания огром­ ных коллективов, когда со­ единяли «Промразведку» с ПИНРО, «Севрыбхолод- флот» с портом и сбытом. Ведь никакой пользы от это­ го не было. Пусть все оста­ ется на своих местах, по­ скольку, передав только на­ учные суда, мы теряем важ­ ное звено в своей деятель­ ности, передав еще и часть промыслового флота, теря­ ем отлаженные связи в производстве, поставках, коммерции. Начальник сектора за- гранплавания А. А. ЗАКУ- СОВ: — Если уж реорганизовы­ вать, то следовало начать с мнения коллектива. Отдать суда — разрушить наме­ ченную программу, ведь мы ведем большое строитель­ ство, а люди ждут кварти­ ры. Кому будут нужны наши очередники в ПИНРО? Объединили в свое время «Мурмансельдь» и «Мур- ман», в итоге люди «Мур- мана» оказались последними в очереди на жилье. Главный инженер В. А. ДАЦИНА: — Если раньше нам фло­ ты перечисляли 14 миллио­ нов .рублей. то теперь ни копейки. Но предприятие живет, и неплохо. В 1989 году мы предлагали ПИНРО объединиться. Отказались, потому что институт фи­ нансировало министерство. А в этом году ему тяжело. Чтобы сохранить коллектив ПИНРО, «Севрыба» пере­ дала институту 8 миллио­ прос не о разбазаривании судов СРПР , а о финанси­ ровании научных исследо­ ваний либо из госбюджета, либо флотами. А перело­ жить спасение утопающего на него самого... Точка зрения начальни­ ка лаборатории Баренце­ ва моря М. А. ПОГОСЯНА н ведущего инженера лабо­ ратории Северной Атлан­ тики Л. В. САМЧИКА тако­ ва: — С ПИНРО объединять­ ся надо, но следует создать ------------- Как жить науке? -------------- Д е л е н и е б е з у м н о ж е н и я нов рублей — жилищный фонд. 30 сентября эти деньги следовало вернуть. Но флоты не хотят заклю­ чать договора с ПИНРО. Вот и найден «выход». Я — сторонник объеди­ нения, но — на равных на­ чалах н в полном составе. Объединенная организация, конечно, потребует средства от флотов, но в меньшем размере. Зам. генерального дирек- ю ра В. Ф. ШИШКИН: — У нас 790 человек в очереди на жилье. Мы уже договорились о строительст­ ве двух домов (120 и 60 квартир) в Ленинградской области для тех, кто хотел бы уехать с Севера, уйдя на пенсию. В освободившееся жилье поселили бы моло­ дежь. Строим турбазу, ве­ дем переговоры о приобре­ тении детсада, планируем строительство лабораторно­ го корпуса. Так, выходит, теперь все это надо кому-то отдать? В таком конгло­ мерате мы не выдержим... Председатель профкома И. И. БАЛАБАНОВ: — Вся беда в том, что бюджетное финансирование науки было в"этом году кро­ хотное, а в 1992 г. вообще не будет его. Но надо учесть, что в развалившемся Союзе ПИНРО остается единственным институтом, работающим на отрасль в европейской части России. Значит, надо ставить во- научно - производственное предприятие: флот плюс на­ ука во главе с ПИНРО. Это нужно еще п потому, что мы порой дублируем друг друга. II, наконец, интервью с генеральным директором «Севрыбпоиска» Г. А. СТО­ РОЖЕВЫМ: — Если бы институт за­ бирал только научно-иссле­ довательские суда, мы не возражали бы. Но не вижу смысла в передаче про­ мысловых судов. Для их эксплуатации придется соз­ давать службы мореплава­ ния. снабжения, ремонта и т. д., то есть увеличивать штат еще человек на 200. Вот и получится, что инсти­ тут значительно «подорожа­ ет» для флотов. Продолжу экономический расчет. Остаточная стои­ мость наших судов — свы­ ше 49 миллионов рублей. На зарплату морякам нужно ориентировочно 55 миллио­ нов рублей. В этом году на ремонт «переходящих» тра­ улеров потребуется 15 мил­ лионов рублей и около мил­ лиона долларов. То есть расходы огромные. Где же брать средства? — Геннадий Анисимович, а может, во имя Науки, ин­ тересов бассейна это дела­ ется? — Возможно. Но почему весь груз ложится только на нас? О науке должны заботиться все флоты. II я очень сомневаюсь, что наш коллектив на конференции поставит интересы Шуки выше интересов самого кол­ лектива «Севрыбпоиска», захочет стать структурным подразделением института без права быть юридическим лицом, без расчетного счета. — С точки зрения рыноч­ ной экономики, следует са- . молнквнднроваться обанкро­ тившемуся, неимущему предприятию. — Конечно. Но мы-то жи­ вем в достатке. Закупаем технику, ремонтируем суда, наши моряки получают при­ мерно на 10 процентов боль­ ше зарплату, чем в промыс­ ловых флотах. Закупаем для тех. кто работает в Ба­ ренцевом море/ товары на­ родного потребления за валюту и продаем за рубли по низким ценам. Скоро у нас будет собственный Дом отдыха в старинном дес - рянском особняке. Строим жилье в Мурманске тцлод Ленинградом. Заказали^*ля строительства два миллио­ на штук красного кирпи­ ча. Что еше? Все это без чьей-то помощи? Сегодня флотам ничего «не надо», ни перспектив­ ной разведки, то есть поис­ ка новых районов промыс­ ла, ни поискового обеспече­ ния. А вот недавно мойва «потерялась», заголосили: «Давайте поищем». Мы по­ слали два судна. Нашли. Опять стали говорить, что не нужны поисковые суда. Но вдруг «потеряли» криль, потом нашли небольшое пят­ нышко, оно группу судов не обеспечит. Просят: «Давай­ те поищем». Пошел наш корабль, нашел столько, что суда распределились на два района, по 60— 80 тонн в сутки ловят. II снова та же песня: не нужны поисковые суда. — А вы? — А мы сразу же пере­ ключаемся на промысловый режим. — Последний вопрос. Как же так, Александр Василье­ вич Родин — ваш недавний сотрудник, умный человек, знающий положение дел у вас, почему он идет на та­ кую реорганизацию? — Все правильно. Но он как руководитель обязан за­ ботиться в первую очередь о своем коллективе. Это логично. И мы его понима­ ем. Но судьбу предприятия должен решать коллектив. Подождем конференции. Кстати, кроме этого хотим на конференции решить и другой вопрос: создание акционерного предприятия «Севрыбпоиск». Инна БЕРЕЗЮК. Крутись, «шит, шибче-ка! С ЛОВНО ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ с темой материала «Де­ ление без умножения» название траулера и его вла­ дельца, где работает Виктор Владимирович Крутинь. Он — второй механик научно-исследовательского судна «ПИНРО» управления «Севрыбпоиск». Минувший рейс для ученых был весьма интересным: вме­ сте с исландскими коллегами они прорабатывали научные разработки не только на наступающий год, но и на перспек­ тиву. А для машинной команды это был обычный рейс О обычными проблемами для механиков, когда то и дело что-то ломается, что-то требует профилактики, чего-то недо­ стает «для полного счастья». А Виктор Владимирович и его товарищи решали все эти проблемы. Впрочем, В. В. Крути* ню опыта не занимать: средняя, а потом й высшая мореход­ ки, да 13 лет морского стажа много значат. И прежде всего означают, что этот человек с механизмами на «ты», что они, механизмы, не подведут экипаж. Фото В. КОРЕЦКОГО. * Ai £•-.•XfVr *;V V I» - . РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz