Рыбный Мурман. 1991 г. Декабрь.
Новое время — новые мысли З А Н А Ш У " Траловый ф лот не подведет ” — эта ш ут ли вая присказка сегодня обретает вполне р е альное звучание. Свидетельст вом т ом у — интервью с начальником М урм анско го тралового ф лота Г . В. ТИШ К О ВЫ М . И В А Ш У В А Л Ю Т У ! — Георгий Васильевич, в начале нынеш него года мы с вами беседовали о путях вы живания тралфлота в 91-м году. Удалось ли вам выбрать тот курс, который бы помог со хранить многотысячный экипаж флота, убе речь его от штормов и ураганов рынка? — Удалось. Есть финансовое благопо лучие флота, в том числе и валютное. — Вы недавно вернулись из Канады . Что дала вам эта командировка? '— Мне нужно было познакомиться с компаниями, которые планируют полу чить от правительства квоты на следую щий год, обговорить условия нашей рабо ты там. В нынешнем году благодаря кон трактам, заключенным с канадскими фирмами, мы поставили на народный стол 22 тысячи тонн хека. Хотя здесь все нас ругали и пинали, что, мол, не так мы сделали, самодеятельность развели. Лю ди не хотят понять, что для нас вопрос размещения судов, особенно крупнотон нажных, проблема из проблем. И если раньше эти вопросы решались на меж правительственном уровне, то теперь все решаем сами. Хотя, замечу, за многие переговоры Минрыбхоза мы до сих пор расхлебываемся. Например в Перу, там наш БМРТ "К ара кумы ” до сих пор стоит заложником. — И экипаж там? — Минимум моряков, только для под держания нормального состояния судна. Мы их меняем. Пока еще нет окончатель ного решения. — Итак, в зоне Перу тралфлот больше рабо тать не будет? — Это богатый район, и нельзя просто так махнуть на него рукой. Мы пока зани маем выжидательную позицию: если пе руанские власти официально оформят от зыв своих претензий (я предлагал это министру рыболовства Перу), то мы гото вы рассмотреть, я подчеркиваю — рас смотреть, вопрос дальнейшего сотрудни чества. Но, разумеется, на новой основе, по новым контрактам с учетом допущен ных ранее ошибок. — Что вы скажете о Чили? -у- Чили нас не устраивает, поскольку, согласно чилийским законам о рыболов стве, у них запрещено использование су дов-фабрик. Моряки часто с удивлением говорят: • почему, мол, отказываемся от множества предложений чилийских ком паний? Но мы-то знаем их законы. — Речь о работе в 200-мильной зоне? — Да. — А смена экипажей , МРТО? — Это остается, ведь Чили ближе всех стран к районам промысла. В Южной Америке вообще очень рис кованный бизнес. Он похож на тот, что развивается в нашей стране: непредска зуемость, возможность вертеть законами как вздумается, поскольку их мало кто соблюдает. Вообще, замечу, многие наши бизнесмены скатываются на позиции ла тиноамериканских коллег: необязатель ность, непредсказуемость и т.п. Поэтому западные фирмы весьма осторожны при заключении контрактов как в Латинской Америке, так и с нами. — Раз уж мы ’ ’пошли” по карте Мирового океана, двинемся дальше. Марокко? — Мы будем работать в зоне Марокко в следующем году. Но там очень опасно. Марокканцы примут все меры, чтобы "выдавить” нас из своей зоны. Канадцы тоже задались такой целью в свое время, но сделали это цивилизованно, прямо-та- ки элегантно: они понемногу, начиная с 1976 года, уменьшали квоты, и в конце концов там наших судов не осталось. В Марокко этот процесс пойдет значи тельно быстрее. — Стрелять будут? — Да, опасаюсь, что со стрельбой. По тому ка к их условия очень жесткие. А на ши моряки еще не привыкли к ним. Ясно, что будут нарушения. Они считают: поду маешь, прилов для себя заморозили, ве лика беда — улов не предъявили наблю дателям! А все это, по законам Марокко, жестко наказывается. В результате мы оч-чень много теряем. И в валюте, и во времени. — Но ведь жесткие требования не только в Марокко , вроде пора бы уж морякам при вы кнуть . — Не получается. Вот пример. В ЮВА по контракту мы должны поставлять ры бу размером "20-плюс". Наши моряки, сказав любимое "авось", наморозили всякой рыбы. И вот простаивают ППР "Гейзер ", где 80 процентов рыбы "20-ми нус", и еще четыре траулера. Мы теперь не можем найти покупателя на эту рыбу. Запросили капитанов, и только один из них гарантировал, что вся продукция у него соответствует требованиям конт ракта. Другие молчат. — Значит, у них рыба не та. — Конечно. И если мы продаем по 350-370 долларов за тонну, то эту придет ся "загнать ” за 200. Вот какие потери из-за расхлябанности. — А что в ЮЗТО? Говорят, там рыбы нава лом, надо только перейти 150-й градус. — Возможно. Только ведь за морем телушка — полушка, да рубль — пере воз. Я не представляю, как возить оттуда такую дешевую рыбу. Если бы продавать ее на месте, я бы еще понял. Но для этого надо лететь в Малайзию, Сингапур, Таиланд и т.д., где есть перерабатываю щие заводы. Западные бизнесмены сначала догова риваются, какую продукцию они будут по ставлять, гарантируют себе покупателя и только потом организуют производство. Раз мы влезаем в их рынок, должны ра ботать по их законам, молодые, энергич ные ребята должны носиться как волки... — У вас такие есть? — (Смеется). У меня самые молодые заместители. Но почему-то вокруг сильно предубеждение: раз летит в командиров ку, все ясно: за шмотками поехал. Я счи таю, что важна не география — поболь ше стран охватить, а конкретное согла шение, чтобы завоевать авторитет у западных партнеров четким исполнени ем обязательств. Надо раскрывать рот на ширину откусываемого куска, иначе ску лы вывернешь (смеется). — Георгий Васильевич, к а к вы думаете, что главное для тралфлота в 92-м году? — Зарабатывание валюты. И только валюты. Иначе все наши планы рухнут. Но это должны понять все моряки: сегод ня нужно Качество. Даже в ущерб коли честву. Только с качественной продукци ей мы можем торговать на мировом рын ке. Придется, видимо, уменьшить плановые задания для судов, установить только план по валютной выручке и оп ределенный процент от нее отдавать эки пажам. Но во главу угла — качество. — Стало быть, вы страну оставляете без рыбы? — Так, понимаете ли, ни один запад ный бизнесмен не ставит перед собой задачу накормить Родину или страну. И я считаю, это просто красивые слова. Давайте порассуждаем: тралфлот— 13 тысяч человек, у каждого семья — возьмем по минимуму — жена и ребе нок. Умножаем на три. Значит, моя зада ча — накормить, одеть-обуть 40 тысяч человек. Разве этого мало? Я думаю, ес ли каждый руководитель сможет матери ально обеспечить "своих " работников и их семьи, это и будет его сверхзадачей. — Согласна с вами. Вернемся к экономике . Предполагалось, что тралфлот в этом году получит новые суда. Наши читатели знают, что из-за неувя зо к с оплатой траулеры стоят в Штральзунде. — В таком положении не только мы, в Германии простаивают еще 18 судов, построенных для нашей страны. Из-за пу тча разрушены структуры, у которых бы ли заключены договоры, а у российского правительства, видимо, руки не доходят. Но вопрос решаемый. — А к а к будет с судоремонтом? — Мы откажемся от существующей си стемы. Суда — наши основные фонды — должны работать. Значит, лучше пусть они эксплуатируются 15 лет, но без ре монта. А потом их будем заменять. А ны не они работают до 30 лет, но с колос сальными затратами на ремонт. — Георгий Васильевич, с кол ь ко СП в трало вом флоте? — Только "Норд-Вест". — А правда, что вы там вице-президент и получаете огромные деньги? — Я? Как это? Ведь я в "Норд-Весте" — председатель правления, а это не оп лачиваемая работа. Я ни рубля там не имею. Моя задача — определять полити ку этого предприятия, чтобы оно не от рывалось от тралфлота. — А говорят... — Мало ли чего наговорят (смеется). Это СП кто только не проверял: и КГБ, и налоговая инспекция...Что, они бы гла за закрыли, что я там деньги получаю? У нас есть еще акционерное предпри ятие "Комсерв ” — коммерческий сервис. Мы в нем акционеры, и наш главный инженер там — член правления. Цели у него те же, и денег тоже не получает. "Ком серв " занимается обслуживанием наших судов за границей. А на прибыль, полученную флотом в "Комсерве", мы купили пять "Жигулей” ’ и один микроав тобус. — Деньги всегда служат источником раз доров и досужих разговоров. — Мы порой не учитываем их роли. В Сбербанке нам дают 1,5 или 5 процен тов. А ставка кредита на Западе — до 12 процентов. Но до сего дня нашими про центами пользуется кто-то, а мы их не видим. Более того, нас всячески старают ся не подпускать к этой информации. Вот смотрите: заключили мы контракт на продажу рыбы, продали. Оплата про изводится в течение двух недель — меся ца. А на наш счет во Внешэкономбанке деньги поступают через полгода. Где они гуляют все это время? И поступают без процентов. Представляете, как некото рые ребята греют руки на наших деньгах! — Ребята — это ’’Соврыбфлот” ? — Не только. Есть еще различные СП, созданные "Соврыбфлотом". Плановое хозяйство — мечта любого бизнесмена. Он набирает портфель заказов, заключа ет договоры и дает скидку. А где эта скидка? Мы платим так, ка к договорился "Соврыбфлот", да еще за кредит процен тов двадцать. А о скидке и слыхом не слыхивали. Я случайно узнал эту "страш ную тайну". — Так расстаньтесь с Внешэкономбанком . — Он создавался, когда мы не имели права заниматься внешнеэкономической деятельностью, и валюта перекачива лась в него. Потом нам дали послабле ние. Но деньги на нашем счету, как я уже сказал, появляются через полгода. А нам сегодня надо поставить судно в ремонт. Приходится идти на невыгодные условия. Мы не спорим: государству нужна ва люта. Так пусть бы брали с нас опреде ленный процент с каждой сделки. А тут — явный грабеж. Мы постепенно отходим от "Соврыб- флота": "саж а ем " тралфлотовских спе циалистов в странах, с которыми сотруд ничаем. — Георгий Васильевич, ходят слухи, что вы уходите, уже нашли себе теплое место за гра ницей. — Серьезно? (Смеется). А где? — Не знаю. — Я тоже не знаю. Предлагали мне, но я отказался. Черт возьми, может, потому, что я из старого поколения, потому во мне это чувство ответственности. Как бросить флот в тяжелую минуту? Скажу честно: вот у меня заместители молодые, надо, чтобы они получше втянулись, чет ко представляли себе что к чему. Тогда я спокойно уйду. Я не держусь за это кресло. Нисколько не держусь. Но мне бы хотелось, чтобы люди помнили обо мне ну...нормально. Не хочу бросать сей час коллектив. — Я думаю, решив проблему валютного са мофинансирования, вы оставите о себе самые добрые воспоминания. — Другого пути нам не дано. Конечно, люди будут получать оплату в валюте...Но проблем очень много. В первую очередь надо добиться бесперебойного снабже ния топливом, тарой. Затем — решение социальных вопросов. Деньги сегодня — ничто. Думаю, будем строить все на прямых договорах. И еще очень важный вопрос — снабжение продуктами. Мне уже стыдно говорить об этом: никак не можем найти помещение для магазина, чтобы продавать нашим работникам про дукты, овощи, товары. Береговые работ ники у нас в лучшем положении, а семьи моряков остаются в стороне. Моряки, приходя в управление, видят, что аппарат управления покупает...Хотя мы снабжаем и БТО, и радиоцентр, и экипажи ремон тирующихся судов, и другие подразделе ния. — Кроме ’’Рыбного Мурмана” , хотя мы профсоюзные взносы платим в профком трал флота. — Алексеев все деньги, и ваши тоже, кладет на депозит. — Зачем? — Не знаю. — Кстати, Георгий Васильевич, с чего весь сыр-бор разгорелся в конф ли кте Тишков — Алексеев? Какая конечная цель у Алексе ева: сместить вас? — Видимо, так. Борис Алексеевич по нимает, что стоит сместить Тишкова, ос тальное будет делом техники. С замести телями он справится спокойно. И я очень благодарен морякам за их поддержку. Началось все вот с чего. Я спросил Алексеева о позиции и целях профкома. Он сказал: контролировать администра цию. А у нас контролирующих органов — вон сколько. Надо проблемы решать оперативно и зарплату повышать в соот ветствии с возможностями предприятия. А кто лучше знает эти возможности? Все хотят контролировать, никто не хочет от вечать. Вот Алексеев написал морякам, что тралфлот отдаст за ремонт ДМО семь миллионов долларов. Зачем же писать неправду? Эти семь миллионов — на все флоты, мы заплатим лишь 40 процентов. И вот он возмущается: такие деньги! Хо рошо, пусть он напишет, что если ДМО обвалится, профком берет на себя ответ ственность. — Контролировать проще, конечно . А ка к с больницей? — Я думаю, надо создать акционерное общество. В рыночных отношениях каж дое предприятие — каждое! — должно давать прибыль. — Больница будет платной? — Да, но не для моряков. У нас вводит ся страховая медицина, и предприятие вносит за своих работников страховку. Акционеры-медики будут получать диви денды за счет страховых взносов и платы за лечение "посторонних", а для нас бу дет меньше сумма страховки. — Редко сегодня встретишь руководителя государственного предприятия, спокойно встречающего 1992 год, уверенного в себе, знающего, к а к будет жить его коллектив . Уда чи вам! — (Смеется). Спасибо. Беседовала Инна БЕРЕЗЮК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz