Рыбный Мурман. 1991 г. Декабрь.

Новое время — новые мысли З А Н А Ш У " Траловый ф лот не подведет ” — эта ш ут ­ ли вая присказка сегодня обретает вполне р е ­ альное звучание. Свидетельст вом т ом у — интервью с начальником М урм анско го тралового ф лота Г . В. ТИШ К О ВЫ М . И В А Ш У В А Л Ю Т У ! — Георгий Васильевич, в начале нынеш­ него года мы с вами беседовали о путях вы ­ живания тралфлота в 91-м году. Удалось ли вам выбрать тот курс, который бы помог со­ хранить многотысячный экипаж флота, убе­ речь его от штормов и ураганов рынка? — Удалось. Есть финансовое благопо­ лучие флота, в том числе и валютное. — Вы недавно вернулись из Канады . Что дала вам эта командировка? '— Мне нужно было познакомиться с компаниями, которые планируют полу­ чить от правительства квоты на следую­ щий год, обговорить условия нашей рабо­ ты там. В нынешнем году благодаря кон­ трактам, заключенным с канадскими фирмами, мы поставили на народный стол 22 тысячи тонн хека. Хотя здесь все нас ругали и пинали, что, мол, не так мы сделали, самодеятельность развели. Лю­ ди не хотят понять, что для нас вопрос размещения судов, особенно крупнотон­ нажных, проблема из проблем. И если раньше эти вопросы решались на меж­ правительственном уровне, то теперь все решаем сами. Хотя, замечу, за многие переговоры Минрыбхоза мы до сих пор расхлебываемся. Например в Перу, там наш БМРТ "К ара кумы ” до сих пор стоит заложником. — И экипаж там? — Минимум моряков, только для под­ держания нормального состояния судна. Мы их меняем. Пока еще нет окончатель­ ного решения. — Итак, в зоне Перу тралфлот больше рабо­ тать не будет? — Это богатый район, и нельзя просто так махнуть на него рукой. Мы пока зани­ маем выжидательную позицию: если пе­ руанские власти официально оформят от­ зыв своих претензий (я предлагал это министру рыболовства Перу), то мы гото­ вы рассмотреть, я подчеркиваю — рас­ смотреть, вопрос дальнейшего сотрудни­ чества. Но, разумеется, на новой основе, по новым контрактам с учетом допущен­ ных ранее ошибок. — Что вы скажете о Чили? -у- Чили нас не устраивает, поскольку, согласно чилийским законам о рыболов­ стве, у них запрещено использование су­ дов-фабрик. Моряки часто с удивлением говорят: • почему, мол, отказываемся от множества предложений чилийских ком­ паний? Но мы-то знаем их законы. — Речь о работе в 200-мильной зоне? — Да. — А смена экипажей , МРТО? — Это остается, ведь Чили ближе всех стран к районам промысла. В Южной Америке вообще очень рис­ кованный бизнес. Он похож на тот, что развивается в нашей стране: непредска­ зуемость, возможность вертеть законами как вздумается, поскольку их мало кто соблюдает. Вообще, замечу, многие наши бизнесмены скатываются на позиции ла­ тиноамериканских коллег: необязатель­ ность, непредсказуемость и т.п. Поэтому западные фирмы весьма осторожны при заключении контрактов как в Латинской Америке, так и с нами. — Раз уж мы ’ ’пошли” по карте Мирового океана, двинемся дальше. Марокко? — Мы будем работать в зоне Марокко в следующем году. Но там очень опасно. Марокканцы примут все меры, чтобы "выдавить” нас из своей зоны. Канадцы тоже задались такой целью в свое время, но сделали это цивилизованно, прямо-та- ки элегантно: они понемногу, начиная с 1976 года, уменьшали квоты, и в конце концов там наших судов не осталось. В Марокко этот процесс пойдет значи­ тельно быстрее. — Стрелять будут? — Да, опасаюсь, что со стрельбой. По­ тому ка к их условия очень жесткие. А на­ ши моряки еще не привыкли к ним. Ясно, что будут нарушения. Они считают: поду­ маешь, прилов для себя заморозили, ве­ лика беда — улов не предъявили наблю­ дателям! А все это, по законам Марокко, жестко наказывается. В результате мы оч-чень много теряем. И в валюте, и во времени. — Но ведь жесткие требования не только в Марокко , вроде пора бы уж морякам при­ вы кнуть . — Не получается. Вот пример. В ЮВА по контракту мы должны поставлять ры­ бу размером "20-плюс". Наши моряки, сказав любимое "авось", наморозили всякой рыбы. И вот простаивают ППР "Гейзер ", где 80 процентов рыбы "20-ми­ нус", и еще четыре траулера. Мы теперь не можем найти покупателя на эту рыбу. Запросили капитанов, и только один из них гарантировал, что вся продукция у него соответствует требованиям конт­ ракта. Другие молчат. — Значит, у них рыба не та. — Конечно. И если мы продаем по 350-370 долларов за тонну, то эту придет­ ся "загнать ” за 200. Вот какие потери из-за расхлябанности. — А что в ЮЗТО? Говорят, там рыбы нава­ лом, надо только перейти 150-й градус. — Возможно. Только ведь за морем телушка — полушка, да рубль — пере­ воз. Я не представляю, как возить оттуда такую дешевую рыбу. Если бы продавать ее на месте, я бы еще понял. Но для этого надо лететь в Малайзию, Сингапур, Таиланд и т.д., где есть перерабатываю­ щие заводы. Западные бизнесмены сначала догова­ риваются, какую продукцию они будут по­ ставлять, гарантируют себе покупателя и только потом организуют производство. Раз мы влезаем в их рынок, должны ра­ ботать по их законам, молодые, энергич­ ные ребята должны носиться как волки... — У вас такие есть? — (Смеется). У меня самые молодые заместители. Но почему-то вокруг сильно предубеждение: раз летит в командиров­ ку, все ясно: за шмотками поехал. Я счи­ таю, что важна не география — поболь­ ше стран охватить, а конкретное согла­ шение, чтобы завоевать авторитет у западных партнеров четким исполнени­ ем обязательств. Надо раскрывать рот на ширину откусываемого куска, иначе ску ­ лы вывернешь (смеется). — Георгий Васильевич, к а к вы думаете, что главное для тралфлота в 92-м году? — Зарабатывание валюты. И только валюты. Иначе все наши планы рухнут. Но это должны понять все моряки: сегод­ ня нужно Качество. Даже в ущерб коли­ честву. Только с качественной продукци­ ей мы можем торговать на мировом рын­ ке. Придется, видимо, уменьшить плановые задания для судов, установить только план по валютной выручке и оп­ ределенный процент от нее отдавать эки­ пажам. Но во главу угла — качество. — Стало быть, вы страну оставляете без рыбы? — Так, понимаете ли, ни один запад­ ный бизнесмен не ставит перед собой задачу накормить Родину или страну. И я считаю, это просто красивые слова. Давайте порассуждаем: тралфлот— 13 тысяч человек, у каждого семья — возьмем по минимуму — жена и ребе­ нок. Умножаем на три. Значит, моя зада­ ча — накормить, одеть-обуть 40 тысяч человек. Разве этого мало? Я думаю, ес­ ли каждый руководитель сможет матери­ ально обеспечить "своих " работников и их семьи, это и будет его сверхзадачей. — Согласна с вами. Вернемся к экономике . Предполагалось, что тралфлот в этом году получит новые суда. Наши читатели знают, что из-за неувя зо к с оплатой траулеры стоят в Штральзунде. — В таком положении не только мы, в Германии простаивают еще 18 судов, построенных для нашей страны. Из-за пу­ тча разрушены структуры, у которых бы­ ли заключены договоры, а у российского правительства, видимо, руки не доходят. Но вопрос решаемый. — А к а к будет с судоремонтом? — Мы откажемся от существующей си­ стемы. Суда — наши основные фонды — должны работать. Значит, лучше пусть они эксплуатируются 15 лет, но без ре­ монта. А потом их будем заменять. А ны­ не они работают до 30 лет, но с колос­ сальными затратами на ремонт. — Георгий Васильевич, с кол ь ко СП в трало­ вом флоте? — Только "Норд-Вест". — А правда, что вы там вице-президент и получаете огромные деньги? — Я? Как это? Ведь я в "Норд-Весте" — председатель правления, а это не оп­ лачиваемая работа. Я ни рубля там не имею. Моя задача — определять полити­ ку этого предприятия, чтобы оно не от­ рывалось от тралфлота. — А говорят... — Мало ли чего наговорят (смеется). Это СП кто только не проверял: и КГБ, и налоговая инспекция...Что, они бы гла­ за закрыли, что я там деньги получаю? У нас есть еще акционерное предпри­ ятие "Комсерв ” — коммерческий сервис. Мы в нем акционеры, и наш главный инженер там — член правления. Цели у него те же, и денег тоже не получает. "Ком серв " занимается обслуживанием наших судов за границей. А на прибыль, полученную флотом в "Комсерве", мы купили пять "Жигулей” ’ и один микроав­ тобус. — Деньги всегда служат источником раз­ доров и досужих разговоров. — Мы порой не учитываем их роли. В Сбербанке нам дают 1,5 или 5 процен­ тов. А ставка кредита на Западе — до 12 процентов. Но до сего дня нашими про­ центами пользуется кто-то, а мы их не видим. Более того, нас всячески старают­ ся не подпускать к этой информации. Вот смотрите: заключили мы контракт на продажу рыбы, продали. Оплата про­ изводится в течение двух недель — меся­ ца. А на наш счет во Внешэкономбанке деньги поступают через полгода. Где они гуляют все это время? И поступают без процентов. Представляете, как некото­ рые ребята греют руки на наших деньгах! — Ребята — это ’’Соврыбфлот” ? — Не только. Есть еще различные СП, созданные "Соврыбфлотом". Плановое хозяйство — мечта любого бизнесмена. Он набирает портфель заказов, заключа­ ет договоры и дает скидку. А где эта скидка? Мы платим так, ка к договорился "Соврыбфлот", да еще за кредит процен­ тов двадцать. А о скидке и слыхом не слыхивали. Я случайно узнал эту "страш­ ную тайну". — Так расстаньтесь с Внешэкономбанком . — Он создавался, когда мы не имели права заниматься внешнеэкономической деятельностью, и валюта перекачива­ лась в него. Потом нам дали послабле­ ние. Но деньги на нашем счету, как я уже сказал, появляются через полгода. А нам сегодня надо поставить судно в ремонт. Приходится идти на невыгодные условия. Мы не спорим: государству нужна ва­ люта. Так пусть бы брали с нас опреде­ ленный процент с каждой сделки. А тут — явный грабеж. Мы постепенно отходим от "Соврыб- флота": "саж а ем " тралфлотовских спе­ циалистов в странах, с которыми сотруд­ ничаем. — Георгий Васильевич, ходят слухи, что вы уходите, уже нашли себе теплое место за гра­ ницей. — Серьезно? (Смеется). А где? — Не знаю. — Я тоже не знаю. Предлагали мне, но я отказался. Черт возьми, может, потому, что я из старого поколения, потому во мне это чувство ответственности. Как бросить флот в тяжелую минуту? Скажу честно: вот у меня заместители молодые, надо, чтобы они получше втянулись, чет­ ко представляли себе что к чему. Тогда я спокойно уйду. Я не держусь за это кресло. Нисколько не держусь. Но мне бы хотелось, чтобы люди помнили обо мне ну...нормально. Не хочу бросать сей­ час коллектив. — Я думаю, решив проблему валютного са­ мофинансирования, вы оставите о себе самые добрые воспоминания. — Другого пути нам не дано. Конечно, люди будут получать оплату в валюте...Но проблем очень много. В первую очередь надо добиться бесперебойного снабже­ ния топливом, тарой. Затем — решение социальных вопросов. Деньги сегодня — ничто. Думаю, будем строить все на прямых договорах. И еще очень важный вопрос — снабжение продуктами. Мне уже стыдно говорить об этом: никак не можем найти помещение для магазина, чтобы продавать нашим работникам про­ дукты, овощи, товары. Береговые работ­ ники у нас в лучшем положении, а семьи моряков остаются в стороне. Моряки, приходя в управление, видят, что аппарат управления покупает...Хотя мы снабжаем и БТО, и радиоцентр, и экипажи ремон­ тирующихся судов, и другие подразделе­ ния. — Кроме ’’Рыбного Мурмана” , хотя мы профсоюзные взносы платим в профком трал­ флота. — Алексеев все деньги, и ваши тоже, кладет на депозит. — Зачем? — Не знаю. — Кстати, Георгий Васильевич, с чего весь сыр-бор разгорелся в конф ли кте Тишков — Алексеев? Какая конечная цель у Алексе ­ ева: сместить вас? — Видимо, так. Борис Алексеевич по­ нимает, что стоит сместить Тишкова, ос­ тальное будет делом техники. С замести­ телями он справится спокойно. И я очень благодарен морякам за их поддержку. Началось все вот с чего. Я спросил Алексеева о позиции и целях профкома. Он сказал: контролировать администра­ цию. А у нас контролирующих органов — вон сколько. Надо проблемы решать оперативно и зарплату повышать в соот­ ветствии с возможностями предприятия. А кто лучше знает эти возможности? Все хотят контролировать, никто не хочет от­ вечать. Вот Алексеев написал морякам, что тралфлот отдаст за ремонт ДМО семь миллионов долларов. Зачем же писать неправду? Эти семь миллионов — на все флоты, мы заплатим лишь 40 процентов. И вот он возмущается: такие деньги! Хо­ рошо, пусть он напишет, что если ДМО обвалится, профком берет на себя ответ­ ственность. — Контролировать проще, конечно . А ка к с больницей? — Я думаю, надо создать акционерное общество. В рыночных отношениях каж ­ дое предприятие — каждое! — должно давать прибыль. — Больница будет платной? — Да, но не для моряков. У нас вводит­ ся страховая медицина, и предприятие вносит за своих работников страховку. Акционеры-медики будут получать диви­ денды за счет страховых взносов и платы за лечение "посторонних", а для нас бу­ дет меньше сумма страховки. — Редко сегодня встретишь руководителя государственного предприятия, спокойно встречающего 1992 год, уверенного в себе, знающего, к а к будет жить его коллектив . Уда­ чи вам! — (Смеется). Спасибо. Беседовала Инна БЕРЕЗЮК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz