Рыбный Мурман. 1991 г. Декабрь.

Человек и стихия — Павел Васильевич, ч то нынче за несчастливый год такой, столько аварий, столько жертв... — Как ни страшно это конста­ тировать, но все случившееся — закономерность, о которой и служба мореплавания "Севры- бы ” , и отдел анализа аварийнос­ ти "Гипрорыбфлота” предупреж­ дали в 89-м и прошлом годах. Централизация снабжения в ка­ кой-то мере сдерживала прибли­ жение опасности. А сейчас у нас нет многого из перечня крайне необходимых вещей для восста­ новительного ремонта. Судовла­ делец перед дилеммой: ставить в Мурманске судно в ремонт на два года или за валютные крохи произвести минимум ремонта в инпорту, чтобы хоть винт вра­ щался да трал тащил. Суда рабо­ тают на износ. Понятно, что так долго продолжаться не может. К тому же не лучшим образом сказалось здесь провозглашение самостоятельности флотов. — Э т о понятно. Не понимаю дру­ гое: почему совет директоров, об­ суждая трагическое положение с безопасностью мореплавания, при­ нимает решение, ни к чему, по сути, не обязывающее? — А дело вот в чем. Мы сегод­ ня постоянно твердим, что самое главное — защитить человека от роста цен. Но никто, нм судовла­ делец, ни даже профсоюз, не го­ ворят о том, что надо защитить жизнь моряков от стихии, от бе­ ды. Что значит защитить? Значит, выполнять требования междуна­ родных конвенций об охране че­ ловеческой жизни на море. Как вы помните, с 1974 года действует конвенция СОЛАС, выполняя ко­ торую судовладелец обязан укомплектовать судно средства­ ми защиты человека, чтобы он мог продержаться в штормовом море или при низкой температуре воды до прихода спасателей, убе­ речься от огня и т.д. Конвенция же определяет и то, ка к оказать помощь попавшим в беду в крат­ чайшее время. В 1978-м, 83-м, 88-м годах были изданы поправки к СОЛАСу, уж е ­ сточающие требования. И, нако­ нец, парафирована Террамоли- носская конвенция, которая каса­ ется охраны жизни рыбаков. СОЛАС и поправки к нему счита­ лись обязательными для судов морского флота, транспортов, танкеров, судов спецназначения. Советское правительство в апре­ ле 1991 года, подписав конвен­ цию МОТ-147, неотъемлемой час­ тью которой являются требова­ ния СОЛАС, обязалась выполнять зти требования. В ближайшее время у нас должна быть ратифи­ цирована Террамолиносская кон­ венция, и мы будем обязаны ее выполнять. А в нее входит боль­ шой объем средств для защиты человека на море. — А если судовладельцы не поже­ л аю т вкладывать деньги в оборудо­ вание судов? — Тогда на основании Париж­ ского меморандума (часть МОТ-147), ка к только они зайдут в инпорт, их задержат, и они бу­ дут стоять, пока флот не выпол­ нит все требования конвенции. А это и штрафные санкции, и простой судна — убытки, коро­ че говоря. — Ч то же э т о за требования? — Вот одно из них: радиобуи, которые работают в системе КО- СПАС-САРСАТ. Наша страна спе­ циально запустила несколько спутников. Но потом мы совсем забыли о наших людях. Радиобуй в доли секунды сообщает о месте аварии, координатах гибнущего судна. Сигнал принимается в цен­ трах по организации спасения. Они есть в Мурманске, Архан­ гельске, на Дальнем Востоке, на Юге и во всех странах, имеющих выход к морю. Получив сигнал, в центре определяют координаты судна, его принадлежность и вы­ сылают вертолеты или оповеща­ ют другие суда. У нас же по обыч­ ИДИ ию н и Три аварии, 29 аварийных происшествий, более полумилли­ она рублей убытка от этого — таков печальный итог работы флота бассейна за 10 месяцев нынешнего года. Особенно тяж е ­ лое положение сложилось в ’’Севрыбхолодфлоте” : ” сел ” на грунт ТР "Василий Суриков*’ , горела плавбаза "Д а ур ия ", плюс к тому семь аварийных происшествий. Еще бопее горька статистика травматизма. Если в прошлом году на бассейне погибли четыре человека, то только за 10 месяцев нынешнего года— 10 человек: четверо в ’Севрыб- холодфлоте” . трое в рыбном порту, двое в ” Мурманры6проме '\ один в ’ ‘Карелрыбпроме” . И еще несколько трагических цифр: исчезли люди с судов. По предварительным предположениям, навечно "уш л и " в море. Трое из ’ ’Севрыбхолодфлота” , по одному из ’’Мурманрыбпро- ма” и рыбного порта. : — Все эти горестные свод ки были предметом обсуждения одно­ го из заседаний совета директоров АРП ’ ’Севрыба’ *. Однако принятое там решение, на мой взгляд , ка к две каппи воды похоже на те, которые принимались и год, и пять, и десять лет тому назад. Почему? V V Об этом и многом другом мы беседовали с главным государ­ ственным инспектором по безопасности мореплавания и пор­ тового надзора АРП ’ ’Севрыба” П. В. Виноградовым. ным средствам связи уходит уйма времени на это. А уже доказано, что человек может находиться в воде, темпе­ ратура которой плюс пять, не бо­ лее 30 минут, ибо погибает от пе­ реохлаждения. А будь он в специ­ альном гидрокостюме, продержался бы шесть часов и более. — У нас что, совсем н е т гидроко­ стюмов? — Есть. Суда ’’Севрыбхолодф- лота” обеспечены полностью. А на промысловых — по три кос­ тюма на шлюпку, то есть 12 кос­ тюмов на 80 — 100 человек. — З а то у всех есть спасательные жилеты. — Далеко не у всех. В этом году нам требовалось пять тысяч штук. Получили 500. Значит, на будущий год, когда часть имею­ щихся нагрудников придет в него­ дность, а часть, возможно, будет использована, сколько их потре­ буется? Казалось бы, отечественный товар, почему его не хватает? А причина в том, что сырье для изготовления наполнителей этих жилетов закупалось за границей: на семь долларов для одного жи ­ лета. Обрезали централизован­ ное валютное финансирование — и все. А за границей один на­ грудник стоит 40 — 50 долларов. — Павел Васильевич, коли мы заго­ ворили о долларах, сколько же с т о ­ и т укомплектовать судно согласно требованиям международных кон­ венций? — На оборудование каждого судна потребуется 25 — 30 тысяч долларов. Впрочем, программа эта долгосрочная — до 1999 года. Но зная, что переоборудование неизбежно, каждый судовладе­ лец должен готовиться к этому, то есть тратить на приобретение необходимого по требованиям конвенции в среднем 1,7 милли­ она долларов в год. Или же при­ дется выложить, когда прижмет, сразу 13 миллионов. Как это слу­ чилось в нынешнем году в ” Сев- рыбхол одфлоте” , когда А. Ф. Ле­ ванову пришлось "отстегнуть” 2,5 миллиона долларов для выполне­ ния требований конвенции. Сами понимаете, при нынешнем поло­ жении флотов, при той социаль­ ной напряженности из-за выпла­ ты валюты такой отрезанный " к у ­ со к ” не лучшим образом влияет на психологическую обстановку в коллективе. Теперь, с ратификацией Терра- молиносской конвенции, придет­ ся платить и рыбопромысловым флотам. — А там , видимо, рассуждают так: пока ратифицируют, пока на­ чнут требовать... А денег нет. К т о ­ му же не известно , как повернется жизнь. Суда старые, и, может, при­ де тся больше половины флота про­ давать или с та ви ть на прикол. — Оснащать надо суда, кото­ рые будут работать после 2000 года, а это почти 60 процентов флота бассейна. Новые суда при­ дут уже оборудованными. Хотя, если мы будем эксплуатировать старые суда или сдадим в аренду и они примут участие в коммер­ ческой работе, хотим мы или не хотим, а вопрос оснащения и их решать придется. И вот еще одна проблема. В 1992-1993 годах прекратит свое существование американская система спутниковой навигации ТРАНЗИТ. Еще в 1983 году ей на смену пришла глобальная систе­ ма определения координат судна в море. Запущено несколько ком­ мерческих спутников, с их помо­ щью можно определить местона­ хождение судна с точностью до 50 метров. У нас только 20 про­ центов судов обеспечены аппара­ турой глобальной системы. Хотя каждому капитану необходимо знать, где он находится, и для безопасности мореплавания, и для успешной рыбалки. О том, что такая система будет действо­ вать, мы не раз предупреждали флоты еще полтора года назад, говорили, что не надо скупиться, а брать аппаратуру глобальной системы. Но нас не слушали и брали что подешевле. — Возникает вопрос, Павел Васи­ льевич: вы-mo куда смотри те? И о чем думают в службах мореп­ лавания флотов? — Так ведь парадокс: де-юре "Севрыба” — вышестоящая орга­ низация. И я — нанятый человек для того, чтобы определять поли­ тику, концепцию работы бассейна на перспективу. У меня отобрали все контролирующие функции, людей, которые осуществляли этот контроль. Все эти права службы мореп­ лавания флотов забрали себе. — Но ведь начальник флота не враг людям. — Конечно. Но у нас нет эконо­ мического рычага, чтобы заста­ вить судовладельцев заботиться о людях так, как это сделано на Западе. Если погиб наш моряк, флот выплатит его семье компен­ сацию по 50 рублей на ребенка до 18 лет. И все. — А почему у нас не страхую т моряков? — У нас действует Закон об охране труда. Согласно ему пред­ приятия обязаны страховать сво­ их работников. Но сумма страхо­ вания мизерная, учитываются лишь расходы на создание неко­ торых льгот по медицинскому об­ служиванию. Но возмещение ущерба семье, потерявшей кор­ мильца, не предусмотрено. То есть опять все упирается в фи­ нансовые возможности предприя­ тий. — Но ведь сейчас полно всяких страховых компаний. — Их количество еще ни о чем не говорит. В Мурманской облас­ ти сейчас лишь одна коммерчес­ кая страховая компания — стра­ ховое акционерное общество ” Ат- лантика”— имеет лицензию Минфина РСФСР на право риско­ вых видов страхования людей за счет средств предприятия. — Боже, куда ни кинь, везде клин! Ни спастись, ни застраховаться... — ...ни своевременно сообщить о несчастье. В Швеции нас пригласили в центр радиосвязи, где работает система МОРИТЕКС, — полная автоматическая связь. У нас толь­ ко три судна работают в этой сис­ теме. Там вызов, информация длятся всего минуту. А в уголке этого центра сидел радист, рабо­ тавший на ключе. И нам сказали, что это уголок для работы со сла­ боразвитыми странами и Совет­ ским Союзом. А еще добавили, что в 92-м году они этот участок закрывают. — Ч то же будет с нами? — Северный бассейн лишается оперативности информации. При обширной коммерческой дея­ тельности это очень печально. Пока капитан по старым средст­ вам связи сообщит информацию в радиоцентр Мурманска, пока отсюда по международным теле­ тайпным каналам она уйдет за рубеж... Кстати, телетайпный ка ­ нал стоит в четыре раза дороже радиоканала. А это опять убытки, ведь объем информации огром­ ный. И без аппаратуры мы вста­ нем, коммерческая работа будет сворачиваться. Самое страшное, что у флотов нет четкой, ясной программы на ближайшее деся­ тилетие, где были бы определены приоритетные направления. Я по­ нимаю начальников флотов: тут и ремонт судов, и замена техно­ логического оборудования, и со­ циальные проблемы. Но охрана человеческой жизни на море должна быть приоритетной. Даже в условиях сегодняшней неразбе­ рихи. — Павел Васильевич, казалось бы, если правительство подписывает конвенцию, оно и должно подумать о финансировании ее выполнения. — Ну раз у нас все дотации прекращены... Другой вопрос: трудно осилить все это в одиноч­ ку, вместе всем было бы проще. Я не против суверенитета, я прос­ то предупреждаю: последствия могут быть самыми плачевными. Возможна гибель судов, гибель людей. И я глубоко этим обеспо­ коен. Беседовала Инна БЕРЕЗЮК. Лицом к лицу с рынком НАКОРМИТ НЕБОГАТЫЙ, АТОРОВАТЫЙ То, что мы наконец-то вплотную при­ близились к рынку и что в связи с этим нас ждут нелегкие времена, сегодня уяснили все. Да и руководство России во главе с Президентом Б. Н. Ельциным не скрывает этого, а, наоборот, подчер­ кивает, что будет трудно, но необходи­ мо пережить все, чтобы в будущем, пос­ ле слома административно-командной системы, безраздельно господствовав­ шей последние десятилетия, стать в ряд цивилизованных государств. Ни для кого, конечно, не секрет, что наш заполярный Мурманск родился, вы­ рос и стоит на рыбе. И, видимо, именно поэтому глава областной администра­ ции Е. Б. Комаров и мэр города О. П. Найденов решили на минувшей неделе провести встречу с руководителями флотов и береговых предприятий рыб­ ной промышленности. Генеральный директор АРП "Севры- ба” В. Ф. Корельский, открывая встре­ чу, отметил, что ситуация в области и го­ роде со снабжением населения продо­ вольственными товарами действительно сложилась исключитель­ ная и требует неординарных мер, а ры­ бацкие коллективы, входящие в ассоци­ ацию, уже во многом справились с по­ ставками рыбопродукции по госзаказу и сегодня могут существенно помочь в этом вопросе. Обсуждая ситуацию, руководители области и города, образно говоря, слез­ но молили флотоводцев изыскать резе­ рвы для снабжения горожан рыбой, по­ мочь населению в это ар*итрудное вре­ мя. Наблюдая за дискуссией, развернув­ шейся затем, не могу не отметить, что командиры производства с большим по­ ниманием отнеслись к этой просьбе, по­ обещали органам власти поддержку во всем. В целом предприятия рыбной от­ расли согласны уже сегодня выделять для реализации вдвое больше рыбы и рыбопродуктов, до 50-60 тонн вместо прежних 30. Однако помощь помощью, но и горо­ ду, как говорили многие участники встречи, следует основательнее повер­ нуться к нуждам рыбаков, которых власти в нынешнем году обижают с вы­ делением жилья и автомобилей. Поднимали руководители флотов и такой серьезный вопрос, как открытие собственных магазинов для снабжения своих работников продовольствием и промтоварами. Подводя итоги разговора, Е. Б. Кома­ ров отметил, что социальное напряже­ ние в области нарастает даже не с каж­ дым днем, а ежечасно, и призвал рыба­ ков существенно увеличить выпуск продукции, отказаться, хотя бы времен­ но, от сотрудничества со всевозможны­ ми кооперативами и малыми предпри­ ятиями, а отдать предпочтение местной торговле. Глава областной администрации со своей стороны пообещал удовлетворить все просьбы рыбаков и отдать им все, что необходимо. Кроме того, он преду­ предил, что властью, данной ему Прези­ дентом России, установит на железной и автомобильной дорогах, связывающих Кольский полуостров со страной, кор­ доны с целью перекрыть каналы бес­ препятственного вывоза из области ры­ бы и продукции из нее. Эти товары, вывозимые без разрешения админист­ рации, будут подлежать конфискации. Итак, полезный разговор о путях вы­ хода из сложного положения со снаб­ жением населения состоялся. И, види­ мо, рыбопродукцию в больших объемах в ближайшие дни мы увидим на полках наших магазинов. Но все же после встречи не покидает мысль, что руково­ дители рыбацких подразделений не очень-то верят новой власти, вполне справедливо считая, что и до нее дава­ лось немало обещаний повернуться ли­ цом к проблемам рыбаков, а воз, как говорится, и ныне там. Думаю, если в очередной раз завере­ ния администрации войти в положение рыбаков останутся лишь словами, в бу­ дущем на их поддержку рассчитывать трудно. Владимир КИКИНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz