Рыбный Мурман. 1991 г. Декабрь.
Человек и стихия — Павел Васильевич, ч то нынче за несчастливый год такой, столько аварий, столько жертв... — Как ни страшно это конста тировать, но все случившееся — закономерность, о которой и служба мореплавания "Севры- бы ” , и отдел анализа аварийнос ти "Гипрорыбфлота” предупреж дали в 89-м и прошлом годах. Централизация снабжения в ка кой-то мере сдерживала прибли жение опасности. А сейчас у нас нет многого из перечня крайне необходимых вещей для восста новительного ремонта. Судовла делец перед дилеммой: ставить в Мурманске судно в ремонт на два года или за валютные крохи произвести минимум ремонта в инпорту, чтобы хоть винт вра щался да трал тащил. Суда рабо тают на износ. Понятно, что так долго продолжаться не может. К тому же не лучшим образом сказалось здесь провозглашение самостоятельности флотов. — Э т о понятно. Не понимаю дру гое: почему совет директоров, об суждая трагическое положение с безопасностью мореплавания, при нимает решение, ни к чему, по сути, не обязывающее? — А дело вот в чем. Мы сегод ня постоянно твердим, что самое главное — защитить человека от роста цен. Но никто, нм судовла делец, ни даже профсоюз, не го ворят о том, что надо защитить жизнь моряков от стихии, от бе ды. Что значит защитить? Значит, выполнять требования междуна родных конвенций об охране че ловеческой жизни на море. Как вы помните, с 1974 года действует конвенция СОЛАС, выполняя ко торую судовладелец обязан укомплектовать судно средства ми защиты человека, чтобы он мог продержаться в штормовом море или при низкой температуре воды до прихода спасателей, убе речься от огня и т.д. Конвенция же определяет и то, ка к оказать помощь попавшим в беду в крат чайшее время. В 1978-м, 83-м, 88-м годах были изданы поправки к СОЛАСу, уж е сточающие требования. И, нако нец, парафирована Террамоли- носская конвенция, которая каса ется охраны жизни рыбаков. СОЛАС и поправки к нему счита лись обязательными для судов морского флота, транспортов, танкеров, судов спецназначения. Советское правительство в апре ле 1991 года, подписав конвен цию МОТ-147, неотъемлемой час тью которой являются требова ния СОЛАС, обязалась выполнять зти требования. В ближайшее время у нас должна быть ратифи цирована Террамолиносская кон венция, и мы будем обязаны ее выполнять. А в нее входит боль шой объем средств для защиты человека на море. — А если судовладельцы не поже л аю т вкладывать деньги в оборудо вание судов? — Тогда на основании Париж ского меморандума (часть МОТ-147), ка к только они зайдут в инпорт, их задержат, и они бу дут стоять, пока флот не выпол нит все требования конвенции. А это и штрафные санкции, и простой судна — убытки, коро че говоря. — Ч то же э т о за требования? — Вот одно из них: радиобуи, которые работают в системе КО- СПАС-САРСАТ. Наша страна спе циально запустила несколько спутников. Но потом мы совсем забыли о наших людях. Радиобуй в доли секунды сообщает о месте аварии, координатах гибнущего судна. Сигнал принимается в цен трах по организации спасения. Они есть в Мурманске, Архан гельске, на Дальнем Востоке, на Юге и во всех странах, имеющих выход к морю. Получив сигнал, в центре определяют координаты судна, его принадлежность и вы сылают вертолеты или оповеща ют другие суда. У нас же по обыч ИДИ ию н и Три аварии, 29 аварийных происшествий, более полумилли она рублей убытка от этого — таков печальный итог работы флота бассейна за 10 месяцев нынешнего года. Особенно тяж е лое положение сложилось в ’’Севрыбхолодфлоте” : ” сел ” на грунт ТР "Василий Суриков*’ , горела плавбаза "Д а ур ия ", плюс к тому семь аварийных происшествий. Еще бопее горька статистика травматизма. Если в прошлом году на бассейне погибли четыре человека, то только за 10 месяцев нынешнего года— 10 человек: четверо в ’Севрыб- холодфлоте” . трое в рыбном порту, двое в ” Мурманры6проме '\ один в ’ ‘Карелрыбпроме” . И еще несколько трагических цифр: исчезли люди с судов. По предварительным предположениям, навечно "уш л и " в море. Трое из ’ ’Севрыбхолодфлота” , по одному из ’’Мурманрыбпро- ма” и рыбного порта. : — Все эти горестные свод ки были предметом обсуждения одно го из заседаний совета директоров АРП ’ ’Севрыба’ *. Однако принятое там решение, на мой взгляд , ка к две каппи воды похоже на те, которые принимались и год, и пять, и десять лет тому назад. Почему? V V Об этом и многом другом мы беседовали с главным государ ственным инспектором по безопасности мореплавания и пор тового надзора АРП ’ ’Севрыба” П. В. Виноградовым. ным средствам связи уходит уйма времени на это. А уже доказано, что человек может находиться в воде, темпе ратура которой плюс пять, не бо лее 30 минут, ибо погибает от пе реохлаждения. А будь он в специ альном гидрокостюме, продержался бы шесть часов и более. — У нас что, совсем н е т гидроко стюмов? — Есть. Суда ’’Севрыбхолодф- лота” обеспечены полностью. А на промысловых — по три кос тюма на шлюпку, то есть 12 кос тюмов на 80 — 100 человек. — З а то у всех есть спасательные жилеты. — Далеко не у всех. В этом году нам требовалось пять тысяч штук. Получили 500. Значит, на будущий год, когда часть имею щихся нагрудников придет в него дность, а часть, возможно, будет использована, сколько их потре буется? Казалось бы, отечественный товар, почему его не хватает? А причина в том, что сырье для изготовления наполнителей этих жилетов закупалось за границей: на семь долларов для одного жи лета. Обрезали централизован ное валютное финансирование — и все. А за границей один на грудник стоит 40 — 50 долларов. — Павел Васильевич, коли мы заго ворили о долларах, сколько же с т о и т укомплектовать судно согласно требованиям международных кон венций? — На оборудование каждого судна потребуется 25 — 30 тысяч долларов. Впрочем, программа эта долгосрочная — до 1999 года. Но зная, что переоборудование неизбежно, каждый судовладе лец должен готовиться к этому, то есть тратить на приобретение необходимого по требованиям конвенции в среднем 1,7 милли она долларов в год. Или же при дется выложить, когда прижмет, сразу 13 миллионов. Как это слу чилось в нынешнем году в ” Сев- рыбхол одфлоте” , когда А. Ф. Ле ванову пришлось "отстегнуть” 2,5 миллиона долларов для выполне ния требований конвенции. Сами понимаете, при нынешнем поло жении флотов, при той социаль ной напряженности из-за выпла ты валюты такой отрезанный " к у со к ” не лучшим образом влияет на психологическую обстановку в коллективе. Теперь, с ратификацией Терра- молиносской конвенции, придет ся платить и рыбопромысловым флотам. — А там , видимо, рассуждают так: пока ратифицируют, пока на чнут требовать... А денег нет. К т о му же не известно , как повернется жизнь. Суда старые, и, может, при де тся больше половины флота про давать или с та ви ть на прикол. — Оснащать надо суда, кото рые будут работать после 2000 года, а это почти 60 процентов флота бассейна. Новые суда при дут уже оборудованными. Хотя, если мы будем эксплуатировать старые суда или сдадим в аренду и они примут участие в коммер ческой работе, хотим мы или не хотим, а вопрос оснащения и их решать придется. И вот еще одна проблема. В 1992-1993 годах прекратит свое существование американская система спутниковой навигации ТРАНЗИТ. Еще в 1983 году ей на смену пришла глобальная систе ма определения координат судна в море. Запущено несколько ком мерческих спутников, с их помо щью можно определить местона хождение судна с точностью до 50 метров. У нас только 20 про центов судов обеспечены аппара турой глобальной системы. Хотя каждому капитану необходимо знать, где он находится, и для безопасности мореплавания, и для успешной рыбалки. О том, что такая система будет действо вать, мы не раз предупреждали флоты еще полтора года назад, говорили, что не надо скупиться, а брать аппаратуру глобальной системы. Но нас не слушали и брали что подешевле. — Возникает вопрос, Павел Васи льевич: вы-mo куда смотри те? И о чем думают в службах мореп лавания флотов? — Так ведь парадокс: де-юре "Севрыба” — вышестоящая орга низация. И я — нанятый человек для того, чтобы определять поли тику, концепцию работы бассейна на перспективу. У меня отобрали все контролирующие функции, людей, которые осуществляли этот контроль. Все эти права службы мореп лавания флотов забрали себе. — Но ведь начальник флота не враг людям. — Конечно. Но у нас нет эконо мического рычага, чтобы заста вить судовладельцев заботиться о людях так, как это сделано на Западе. Если погиб наш моряк, флот выплатит его семье компен сацию по 50 рублей на ребенка до 18 лет. И все. — А почему у нас не страхую т моряков? — У нас действует Закон об охране труда. Согласно ему пред приятия обязаны страховать сво их работников. Но сумма страхо вания мизерная, учитываются лишь расходы на создание неко торых льгот по медицинскому об служиванию. Но возмещение ущерба семье, потерявшей кор мильца, не предусмотрено. То есть опять все упирается в фи нансовые возможности предприя тий. — Но ведь сейчас полно всяких страховых компаний. — Их количество еще ни о чем не говорит. В Мурманской облас ти сейчас лишь одна коммерчес кая страховая компания — стра ховое акционерное общество ” Ат- лантика”— имеет лицензию Минфина РСФСР на право риско вых видов страхования людей за счет средств предприятия. — Боже, куда ни кинь, везде клин! Ни спастись, ни застраховаться... — ...ни своевременно сообщить о несчастье. В Швеции нас пригласили в центр радиосвязи, где работает система МОРИТЕКС, — полная автоматическая связь. У нас толь ко три судна работают в этой сис теме. Там вызов, информация длятся всего минуту. А в уголке этого центра сидел радист, рабо тавший на ключе. И нам сказали, что это уголок для работы со сла боразвитыми странами и Совет ским Союзом. А еще добавили, что в 92-м году они этот участок закрывают. — Ч то же будет с нами? — Северный бассейн лишается оперативности информации. При обширной коммерческой дея тельности это очень печально. Пока капитан по старым средст вам связи сообщит информацию в радиоцентр Мурманска, пока отсюда по международным теле тайпным каналам она уйдет за рубеж... Кстати, телетайпный ка нал стоит в четыре раза дороже радиоканала. А это опять убытки, ведь объем информации огром ный. И без аппаратуры мы вста нем, коммерческая работа будет сворачиваться. Самое страшное, что у флотов нет четкой, ясной программы на ближайшее деся тилетие, где были бы определены приоритетные направления. Я по нимаю начальников флотов: тут и ремонт судов, и замена техно логического оборудования, и со циальные проблемы. Но охрана человеческой жизни на море должна быть приоритетной. Даже в условиях сегодняшней неразбе рихи. — Павел Васильевич, казалось бы, если правительство подписывает конвенцию, оно и должно подумать о финансировании ее выполнения. — Ну раз у нас все дотации прекращены... Другой вопрос: трудно осилить все это в одиноч ку, вместе всем было бы проще. Я не против суверенитета, я прос то предупреждаю: последствия могут быть самыми плачевными. Возможна гибель судов, гибель людей. И я глубоко этим обеспо коен. Беседовала Инна БЕРЕЗЮК. Лицом к лицу с рынком НАКОРМИТ НЕБОГАТЫЙ, АТОРОВАТЫЙ То, что мы наконец-то вплотную при близились к рынку и что в связи с этим нас ждут нелегкие времена, сегодня уяснили все. Да и руководство России во главе с Президентом Б. Н. Ельциным не скрывает этого, а, наоборот, подчер кивает, что будет трудно, но необходи мо пережить все, чтобы в будущем, пос ле слома административно-командной системы, безраздельно господствовав шей последние десятилетия, стать в ряд цивилизованных государств. Ни для кого, конечно, не секрет, что наш заполярный Мурманск родился, вы рос и стоит на рыбе. И, видимо, именно поэтому глава областной администра ции Е. Б. Комаров и мэр города О. П. Найденов решили на минувшей неделе провести встречу с руководителями флотов и береговых предприятий рыб ной промышленности. Генеральный директор АРП "Севры- ба” В. Ф. Корельский, открывая встре чу, отметил, что ситуация в области и го роде со снабжением населения продо вольственными товарами действительно сложилась исключитель ная и требует неординарных мер, а ры бацкие коллективы, входящие в ассоци ацию, уже во многом справились с по ставками рыбопродукции по госзаказу и сегодня могут существенно помочь в этом вопросе. Обсуждая ситуацию, руководители области и города, образно говоря, слез но молили флотоводцев изыскать резе рвы для снабжения горожан рыбой, по мочь населению в это ар*итрудное вре мя. Наблюдая за дискуссией, развернув шейся затем, не могу не отметить, что командиры производства с большим по ниманием отнеслись к этой просьбе, по обещали органам власти поддержку во всем. В целом предприятия рыбной от расли согласны уже сегодня выделять для реализации вдвое больше рыбы и рыбопродуктов, до 50-60 тонн вместо прежних 30. Однако помощь помощью, но и горо ду, как говорили многие участники встречи, следует основательнее повер нуться к нуждам рыбаков, которых власти в нынешнем году обижают с вы делением жилья и автомобилей. Поднимали руководители флотов и такой серьезный вопрос, как открытие собственных магазинов для снабжения своих работников продовольствием и промтоварами. Подводя итоги разговора, Е. Б. Кома ров отметил, что социальное напряже ние в области нарастает даже не с каж дым днем, а ежечасно, и призвал рыба ков существенно увеличить выпуск продукции, отказаться, хотя бы времен но, от сотрудничества со всевозможны ми кооперативами и малыми предпри ятиями, а отдать предпочтение местной торговле. Глава областной администрации со своей стороны пообещал удовлетворить все просьбы рыбаков и отдать им все, что необходимо. Кроме того, он преду предил, что властью, данной ему Прези дентом России, установит на железной и автомобильной дорогах, связывающих Кольский полуостров со страной, кор доны с целью перекрыть каналы бес препятственного вывоза из области ры бы и продукции из нее. Эти товары, вывозимые без разрешения админист рации, будут подлежать конфискации. Итак, полезный разговор о путях вы хода из сложного положения со снаб жением населения состоялся. И, види мо, рыбопродукцию в больших объемах в ближайшие дни мы увидим на полках наших магазинов. Но все же после встречи не покидает мысль, что руково дители рыбацких подразделений не очень-то верят новой власти, вполне справедливо считая, что и до нее дава лось немало обещаний повернуться ли цом к проблемам рыбаков, а воз, как говорится, и ныне там. Думаю, если в очередной раз завере ния администрации войти в положение рыбаков останутся лишь словами, в бу дущем на их поддержку рассчитывать трудно. Владимир КИКИНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz