Рыбный Мурман. 1991 г. Декабрь.
Чеки ВТБ НЕ НАДО СЛЕЗ! В наше невероятно трудное время, возмущаясь обстанов кой в стране, в городе, моря ки порой забывают о том, что при всех горестях и тяготах морской жизни они все-таки живут получше тех, кто на бе регу. Да, заработок моряка не соответствует трудовым за тратам. Но — вдумайтесь — питание на судне в любом случае получше, чем на бере гу. Валюта, сколько бы ее ни было, все равно дополнитель ные средства. Плюс возмож ность приобрести вещи, кото рые на берегу далеко не к аж дому по карману. Минус а в т о б у с н о -т р о л л е й б у с н ы е стрессы. Плюс возможность повидать мир. Минус домаш ний конвейер... Вот еще бы и чеки ВТБ по менять на валюту! Именно по этому вопросу уже в третий раз ездил в Москву председа тель обкома профсоюза ра ботников рыбного хозяйства Ю. В. Макаров. Чего стоили ему эти поездки, скольких нервов — разговор особый. На этот раз во Внешэконом банке России Юрия Владими ровича заверили: до наступ ления нового года чеки севе рян будут обменены. Наш адрес — Мировой океаН Дислокация судов Северного бассейна на начало декабря (номера судов) Баренцево море: 453, 130, 52, 60, 2426, 181, 324f-359? 366, 378, 399, 451, 2642, 448, 2639, 367, 2644, 122, 126, 437, 2025, 594, 595, 432, 441, 443, 456, 2423, 2010, 105, 2645, 421, 1307, < 1305, 1311, 1 3 1 3 , -1 3 2 0 ,1 3 2 2 , 1325, 1327, 1323, 1328, 1331, 1332, 1349, 1350, 1359, 707, 710, 370, 211, 212, 304, 315, 368, 371, 376, 95, 1401, 1404, 1414, 1457, 1567, 30, 39, 1418, 1444, 1575, 1592, 1631, 121, 1594, 1606, 31, 839,1411,1434, 1489, 1528, 1565, 1610, 1616, 1619, 1632, 1641, 2038, 1375, 1441, 1505, 1590, 1635, 1637, 1357,1545, 624, 1446, 1348, 1363, 771, 782, 847, 1347, 1302, 1306, 1309, 1355, 1351, 1361, 610, 1577, 802, 1387, "П р о фессор К л е н о в а ” , ’ ’С калло - пер ” , 1603, 1378, 1576, 1582, 1618, 1622. Северо -Западная А тланти ка (СЗА): 420, 2413, 1362, 1366. Северо -Восточная А тланти ка (СВА): 626, 1807, 1808, 1810, 64, 03, 17, 387, 2425, 1824, 696. Центрально -Восточная Ат л а н ти ка (ЦВА): 323, 55, 66, 131, 137, 100, 177, 361, 26, 698, 703, 709, 712, 714, 718, 721, 612, 630, 621, 656, 685, 304, 1638, 1379. Ю го -Западная А тлан ти ка (Ю З А ) ^ и А н тар ктиче с кая часть А тлан ти ки (АЧА): 800, 809, 827, 176, 345, 347, 364, 37Т, 386, 27, 116, 23, 454. Ю го -Восточная часть Тихого о кеайа (ЮВТО): 1806, 1812, 1814, 1823, 53, 54, 65, 57, 67, 68, 01, 02, 06, 11V 13,' 14, 15, 18, 20, 22, 24, 25, 35. Следую т, на промы сел : 324, 273, 2016, 126, 365, 455, 1313, 1308, 1 5 8 t ;y 1364, "К о р а л л о вы й ” , ” Отто Гротеволь , ” Ко - миссар П олухин ” , ’ ’А ле ксей В е н е ц и а н о в , ’ ’Хибинские го ры ” , ’ ’Д а ур и я ” , ’ ’Виль гельм П и к ” . Следую т в инпорты , стоят в инпортах : 810, 323, 100, 264, 422, 1308, 716, 1554, 642, 804, 1621, 1603, 1343, 1358, 722, 641, 688, 632, 309, 315, 1339, 1353, 1354, 1514, 1364, 1636, 1626, 627, 313, 1356, 32, 33, 34, 121, ’ ’Пур га ” , ’ ’Стерегущий ” , ’ ’Мурман- ры ба ” , ’ ’Леонид Л е о нид о в ” , М и н уси н с к ” , ’ ’ Косм онавт Га гар ин ” , 1419 и 2421 — в Тал линне , 1816, 1821, 1819, 56, 134, 803, 123, 139, 130, ’ ’ К у л и ко в о ” , ’ ’ Б е л о л у ц к ” . r s Следую т в А р хан гел ьс к : 112 So и 594. ^ |0 С ледую т в М урманск : 135, 2424, 60, 1326, 1644, J342, 1437, 1550, 705, 71ТГ1321, 1344, 1360, 1308, ’ ’Ви ктор Л я ги н ” , " Г и ган т ” , ’ ’М отовский за л и в ” , ” Пролив В и л ь к и ц к о го ” раинский к о м с о м о л о ^ Г ^ Суда "С е вры б хол одф лоТ а ” на промы сле : ’ ’Матиас Те- з е н ” , ’ ’С евры ба ” , ’ ’А лексей Х л обы с то в ” , "Р ы б ны й Мур м ан ” , ’ ’Полярная з в е з д а ” , ’ ’Ви ктор К и н ги се п п ” , ’ ’А р к ти к а ” , "П роф ессор Б аранов ” , ’ ’Сергей Василисин ” , ’ ’ Кон ста нтин О л ьш ан с кий ” , ’ ’Поляр ный К р у г ” , ' ’ ’Валентин Се р ов ” ,’ ’Ирбенский п р о л и в ” , ’ ’Роза Л ю ксем б ур г ” , ” Памяти К и р о в а ” , ’ ’А л таир ” , "П ионер М урмана ” , ’ ’Эрнст Т ел ьм ан ” , ’ ’Тамбов ” , ’ ’Память И льича ” , ’ ’М ал а хи то вы й ” , ’ ’Пролив Д и а ны ” , ’ ’Иван Ш иш кин ” , ’ ’И зумрудны й бере г ” , ’ ’ Карл Л и б кн е х т ” , ’ ’Северный ве те р ” , ’ ’ К ил ьд и н с ки й пр ол и в ” , ’ ’ Капитан Ч урилов ” , ’ ’ Нефте- го р с к ” , ’ ’ В е сь е го н с к ” . Остальные суда в М урманс ке. > У важ аемы е читатели ! Публикуя данную информацию, мы надеемся получить от вас письма, в которых вы сообщите, устраивает ли вас она, нужна ли вообще такая информация и если да, то в таком виде или ином. М ожете позвонить по телефонам : 7-67-91, 7-63-66, 7-47-08. Нет правды на земле Р А Б С Т В О В З А К О Н Е ры б н ой отрасли отдал без мало- ■ го 44 года. Всю жизнь. Сейчас все говорят: "Надоело жить так, ка к живем ” . Но и ниче го не меняют. А ка к обидно хоро шо работать и ничего за это не иметь! А как.стыдно, что все это знают и продолжают жить, как жили! Годами система на флотах с по мощью помполитов, администра ции манипулировала обществен ным мнением, используя лизоб людов, которые плохо работали, но были хорошо осведомлены о разговорах в коллективе. Дол гие годы оболванивания сделали черное дело: убили достоинство в человеке, желание работать добросовестно, напряженно, а не показушно. * * * «последнем рейсе мы много раз ■^подходили к базам, транспор там, танкерам. И выяснилось: хоть 200 тонн будешь выгружать, хоть 500 — все равно простоишь более двух суток. Причина — транспортникам из-за отсутст вия заходов не платят валюту, и потому у них нет стимула и же лания "выкладываться” . Сейчас модно сравнивать наше с "ихним ". Я видел работу нор вежских, канадских, немецких, английских, испанских рыбаков. Даже из ЮАР. Не могу сказать, что их квалификация выше, чем у наших, или работают они, над рывая пупок. Им бы наше обору дование, материалы, да еще и на шу зарплату... Вот тогда бы срав нить! рабы. Да, мы рабы. Я расскажу о диком случае де сятилетней давности, о котором мало кто знает. Он произошел на передовом судне, которым коман довал депутат Верховного Совета СССР. Моряк нарушил дисциплину: в нетрезвом состоянии стучал в каюту учительницы заочной школы моряков. По приказанию капитана старпом с двумя лизоб людами привязали моряка к ле бедке и стали поливать из пожар ных стволов — отрезвлять! А был ноябрь, шли по Северному морю. А капитан, решив защитить учи тельницу от возможных "покуш е ний" моряков, перевел ее жить... в свою каюту. Он, кстати, монахом не был. Вот так вытравливалось у чело века понятие о нравственности, об изначальной ценности личнос ти. С каждым днем моряками ов ладевало все большее отчаяние, приходило ощущение безысход ности. Экипаж комплектует капитан. Но при всем моем уважении к этой должности должен ска зать, что встречал немало таких, кому нужны покорные, безглас ные исполнители его воли, кото рые будут покрывать его плохие дела и даже хамство. А есть капитаны, чей диктат пе редоверяется первому помощни ку, который теперь в новой ипо стаси — помощника капитана по экипажу . Но устои и традиции, ме тоды работы у этих "специали стов" остались теми же. ...Предотходная суета. Экипаж расселяется по каютам. Матрос С. Ткаленко, удивленный самоуп равством помощника капитана по экипажу А. Ф. Полоневича, просит его: "Неужели я не знаю, с кем мне жить в каюте? Хоть такой ми нимальный психологический ком форт иметь разрешите!” Но по мощник по экипажу воспринял это как выпад против него лично, и на следующий день списал мо ряка с судна. С какой формули ровкой? Так нынче найдена уни версальная: ” 3а создание кон фликтной ситуации на судне” . Годится на все случаи жизни, не правда ли? Это ли не рабство? ■ инструктаж перед отходом •'■в рейс, собрание по приходе в порт — приглашаются предста вители многих служб флота. И — обязательно — из отдела загранплавания. Социальные воп росы здесь не решаются, о том, как повысить производительность труда, тоже речи нет. Здесь с по мощью специально подобранных вопросов выявляются "кр и куны ” , "демократы ” , борцы за справед ливость. И все доносится до от дела кадров. Выводы делают там. Это, я считаю, тоже рабство. В отличие от древнего раба при подборе экипажа моряку не смот рят на зубы и не прощупывают мускулы. Это уже сделано в поли клинике. А у тех рабов не было медкомиссий. Вот почему многие из нас боят ся открыто возразить бездарному, некомпетентному руководителю, боятся, что закроют визу. Страх приводит человека к покорности, к пассивности. ■^огда случилось ЧП — массовый ■^побег моряков в Канаду, на су да пошли радиограммы с реко мендациями о создании идеологи ческих групп. Пошли разговоры, что снова введут должность по- мполита. Услышав такое, А. Ф. Полоневич сказал: "Может, уве личат оклады ” . Впрочем, с пяти наших судов, стоявших в Сент-Джонсе, не ушел ни один человек. И это вовсе не заслуга "идеологов” . День путча 19 августа совпал с днем захода наших судов в этот канадский порт. Ранним утром мы шли к причалу. А на нем уже мно го репортеров, частных лиц, ма шин. Мы ничего еще не знаем. Судовая трансляция не работает. Иностранцы говорят нам, что арестован М. С. Горбачев, что в стране переворот. Мы — в рас терянности: ка к там, дома? При летит ли подмена? Шок проходит, когда наконец слышим по радио голос Б. Н. Ель цина, вечером по телевизору ви дим его выступление с БТР и го рящий автобус. Слава богу! Ори ентиры у нас уже есть. Но ни собрания, ни разъяснений от тех, кому за это деньги платят. Судовой врач Е. П. Новиков го ворит собравшимся вокруг него морякам, что это не надолго, что "им быстро рога обломают” . До сих пор не могу понять, почему это сказал врач, а не те, кто обя зан. Утром 20 августа моряки идут за документами в каюту А. Ф. По лоневича, чтобы отправиться в увольнение. Хозяин каюты в трансе не то с радости, не то с горя. На столе недопитая бутыл ка водки (редакцию очень прошу этот абзац не выбрасывать, чтобы показать наших идеологических вдохновителей). Увольнение про изводит старпом. Администрация судна действует в соответствии с указаниями с бе рега еще до путча: вахты усилить, на борт никого не пускать — там предатели. Пришли "предатели” , те, кто покинул наши суда. На лицах — тревога в связи с событиями на Родине, которую они любят, это видно по лицам и понятно по раз говорам. Ностальгия. Они не скрывают, что скучают. Но они свободны. Они ушли от системы, где эффективность, це лесообразность, а нередко и здо ровье людей — все приносится в жертву пресловутому плану и рабской оплате труда. Но людям необходимо обще ние, и оно идет, хотя мы теперь по разные стороны ’ ’баррикад” . Кстати, об оплате труда. На на шем судне был канадский наблю датель — 27-летний румын, еще не имеющий канадского поддан ства. Он в сутки получает 150 дол ларов. Стало быть, советский мо ряк за пять месяцев получает столько, сколько он за два дня. Это ли не рабство! Ах, да, еще и советские рубли. Но об этом даже смешно и груст но говорить. Для руководства флота это — мелочи. Как и то, что в наруше ние международных правил мы были отправлены в рейс без спа сательных жилетов. И три месяца работали на промысловой палубе без них. Сплошь и рядом уходили в долгий рейс без сапог, робы, рукавиц, многого другого. Кого это тревожит! План давай — вот главное, план любой — любой! — ценой. За 44 года работы на флоте за помнил девять начальников фло та (их было больше). Не видел ни одного, кто бы хотел пожертво вать своим благополучием ради моряков, кто бы кардинально из менил дело к лучшему. Все они приходили и уходили по законам Системы. А мы оставались рабами. И. КУРАМШИН, старший мастер добычи БМРТ ’ ’ Котельнич” Мурман ского тралового флота. 13 ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА 6 стр. ШШНЫЙ м у Я Ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz