Рыбный Мурман. 1991 г. Декабрь.

Чеки ВТБ НЕ НАДО СЛЕЗ! В наше невероятно трудное время, возмущаясь обстанов­ кой в стране, в городе, моря­ ки порой забывают о том, что при всех горестях и тяготах морской жизни они все-таки живут получше тех, кто на бе­ регу. Да, заработок моряка не соответствует трудовым за­ тратам. Но — вдумайтесь — питание на судне в любом случае получше, чем на бере­ гу. Валюта, сколько бы ее ни было, все равно дополнитель­ ные средства. Плюс возмож­ ность приобрести вещи, кото­ рые на берегу далеко не к аж ­ дому по карману. Минус а в т о б у с н о -т р о л л е й б у с н ы е стрессы. Плюс возможность повидать мир. Минус домаш­ ний конвейер... Вот еще бы и чеки ВТБ по­ менять на валюту! Именно по этому вопросу уже в третий раз ездил в Москву председа­ тель обкома профсоюза ра­ ботников рыбного хозяйства Ю. В. Макаров. Чего стоили ему эти поездки, скольких нервов — разговор особый. На этот раз во Внешэконом­ банке России Юрия Владими­ ровича заверили: до наступ­ ления нового года чеки севе­ рян будут обменены. Наш адрес — Мировой океаН Дислокация судов Северного бассейна на начало декабря (номера судов) Баренцево море: 453, 130, 52, 60, 2426, 181, 324f-359? 366, 378, 399, 451, 2642, 448, 2639, 367, 2644, 122, 126, 437, 2025, 594, 595, 432, 441, 443, 456, 2423, 2010, 105, 2645, 421, 1307, < 1305, 1311, 1 3 1 3 , -1 3 2 0 ,1 3 2 2 , 1325, 1327, 1323, 1328, 1331, 1332, 1349, 1350, 1359, 707, 710, 370, 211, 212, 304, 315, 368, 371, 376, 95, 1401, 1404, 1414, 1457, 1567, 30, 39, 1418, 1444, 1575, 1592, 1631, 121, 1594, 1606, 31, 839,1411,1434, 1489, 1528, 1565, 1610, 1616, 1619, 1632, 1641, 2038, 1375, 1441, 1505, 1590, 1635, 1637, 1357,1545, 624, 1446, 1348, 1363, 771, 782, 847, 1347, 1302, 1306, 1309, 1355, 1351, 1361, 610, 1577, 802, 1387, "П р о ­ фессор К л е н о в а ” , ’ ’С калло - пер ” , 1603, 1378, 1576, 1582, 1618, 1622. Северо -Западная А тланти ­ ка (СЗА): 420, 2413, 1362, 1366. Северо -Восточная А тланти ­ ка (СВА): 626, 1807, 1808, 1810, 64, 03, 17, 387, 2425, 1824, 696. Центрально -Восточная Ат­ л а н ти ка (ЦВА): 323, 55, 66, 131, 137, 100, 177, 361, 26, 698, 703, 709, 712, 714, 718, 721, 612, 630, 621, 656, 685, 304, 1638, 1379. Ю го -Западная А тлан ти ка (Ю З А ) ^ и А н тар ктиче с кая часть А тлан ти ки (АЧА): 800, 809, 827, 176, 345, 347, 364, 37Т, 386, 27, 116, 23, 454. Ю го -Восточная часть Тихого о кеайа (ЮВТО): 1806, 1812, 1814, 1823, 53, 54, 65, 57, 67, 68, 01, 02, 06, 11V 13,' 14, 15, 18, 20, 22, 24, 25, 35. Следую т, на промы сел : 324, 273, 2016, 126, 365, 455, 1313, 1308, 1 5 8 t ;y 1364, "К о р а л л о ­ вы й ” , ” Отто Гротеволь , ” Ко - миссар П олухин ” , ’ ’А ле ксей В е н е ц и а н о в , ’ ’Хибинские го ­ ры ” , ’ ’Д а ур и я ” , ’ ’Виль гельм П и к ” . Следую т в инпорты , стоят в инпортах : 810, 323, 100, 264, 422, 1308, 716, 1554, 642, 804, 1621, 1603, 1343, 1358, 722, 641, 688, 632, 309, 315, 1339, 1353, 1354, 1514, 1364, 1636, 1626, 627, 313, 1356, 32, 33, 34, 121, ’ ’Пур­ га ” , ’ ’Стерегущий ” , ’ ’Мурман- ры ба ” , ’ ’Леонид Л е о нид о в ” , М и н уси н с к ” , ’ ’ Косм онавт Га­ гар ин ” , 1419 и 2421 — в Тал ­ линне , 1816, 1821, 1819, 56, 134, 803, 123, 139, 130, ’ ’ К у л и ко в о ” , ’ ’ Б е л о л у ц к ” . r s Следую т в А р хан гел ьс к : 112 So и 594. ^ |0 С ледую т в М урманск : 135, 2424, 60, 1326, 1644, J342, 1437, 1550, 705, 71ТГ1321, 1344, 1360, 1308, ’ ’Ви ктор Л я ги н ” , " Г и ­ ган т ” , ’ ’М отовский за л и в ” , ” Пролив В и л ь к и ц к о го ” раинский к о м с о м о л о ^ Г ^ Суда "С е вры б хол одф лоТ а ” на промы сле : ’ ’Матиас Те- з е н ” , ’ ’С евры ба ” , ’ ’А лексей Х л обы с то в ” , "Р ы б ны й Мур­ м ан ” , ’ ’Полярная з в е з д а ” , ’ ’Ви ктор К и н ги се п п ” , ’ ’А р к ти ­ к а ” , "П роф ессор Б аранов ” , ’ ’Сергей Василисин ” , ’ ’ Кон ста ­ нтин О л ьш ан с кий ” , ’ ’Поляр ­ ный К р у г ” , ' ’ ’Валентин Се­ р ов ” ,’ ’Ирбенский п р о л и в ” , ’ ’Роза Л ю ксем б ур г ” , ” Памяти К и р о в а ” , ’ ’А л таир ” , "П ионер М урмана ” , ’ ’Эрнст Т ел ьм ан ” , ’ ’Тамбов ” , ’ ’Память И льича ” , ’ ’М ал а хи то вы й ” , ’ ’Пролив Д и а ны ” , ’ ’Иван Ш иш кин ” , ’ ’И зумрудны й бере г ” , ’ ’ Карл Л и б кн е х т ” , ’ ’Северный ве ­ те р ” , ’ ’ К ил ьд и н с ки й пр ол и в ” , ’ ’ Капитан Ч урилов ” , ’ ’ Нефте- го р с к ” , ’ ’ В е сь е го н с к ” . Остальные суда в М урманс ­ ке. > У важ аемы е читатели ! Публикуя данную информацию, мы надеемся получить от вас письма, в которых вы сообщите, устраивает ли вас она, нужна ли вообще такая информация и если да, то в таком виде или ином. М ожете позвонить по телефонам : 7-67-91, 7-63-66, 7-47-08. Нет правды на земле Р А Б С Т В О В З А К О Н Е ры б н ой отрасли отдал без мало- ■ го 44 года. Всю жизнь. Сейчас все говорят: "Надоело жить так, ка к живем ” . Но и ниче­ го не меняют. А ка к обидно хоро­ шо работать и ничего за это не иметь! А как.стыдно, что все это знают и продолжают жить, как жили! Годами система на флотах с по­ мощью помполитов, администра­ ции манипулировала обществен­ ным мнением, используя лизоб­ людов, которые плохо работали, но были хорошо осведомлены о разговорах в коллективе. Дол­ гие годы оболванивания сделали черное дело: убили достоинство в человеке, желание работать добросовестно, напряженно, а не показушно. * * * «последнем рейсе мы много раз ■^подходили к базам, транспор­ там, танкерам. И выяснилось: хоть 200 тонн будешь выгружать, хоть 500 — все равно простоишь более двух суток. Причина — транспортникам из-за отсутст­ вия заходов не платят валюту, и потому у них нет стимула и же ­ лания "выкладываться” . Сейчас модно сравнивать наше с "ихним ". Я видел работу нор­ вежских, канадских, немецких, английских, испанских рыбаков. Даже из ЮАР. Не могу сказать, что их квалификация выше, чем у наших, или работают они, над­ рывая пупок. Им бы наше обору­ дование, материалы, да еще и на­ шу зарплату... Вот тогда бы срав­ нить! рабы. Да, мы рабы. Я расскажу о диком случае де­ сятилетней давности, о котором мало кто знает. Он произошел на передовом судне, которым коман­ довал депутат Верховного Совета СССР. Моряк нарушил дисциплину: в нетрезвом состоянии стучал в каюту учительницы заочной школы моряков. По приказанию капитана старпом с двумя лизоб­ людами привязали моряка к ле­ бедке и стали поливать из пожар­ ных стволов — отрезвлять! А был ноябрь, шли по Северному морю. А капитан, решив защитить учи­ тельницу от возможных "покуш е ­ ний" моряков, перевел ее жить... в свою каюту. Он, кстати, монахом не был. Вот так вытравливалось у чело­ века понятие о нравственности, об изначальной ценности личнос­ ти. С каждым днем моряками ов­ ладевало все большее отчаяние, приходило ощущение безысход­ ности. Экипаж комплектует капитан. Но при всем моем уважении к этой должности должен ска ­ зать, что встречал немало таких, кому нужны покорные, безглас­ ные исполнители его воли, кото­ рые будут покрывать его плохие дела и даже хамство. А есть капитаны, чей диктат пе­ редоверяется первому помощни­ ку, который теперь в новой ипо­ стаси — помощника капитана по экипажу . Но устои и традиции, ме­ тоды работы у этих "специали­ стов" остались теми же. ...Предотходная суета. Экипаж расселяется по каютам. Матрос С. Ткаленко, удивленный самоуп­ равством помощника капитана по экипажу А. Ф. Полоневича, просит его: "Неужели я не знаю, с кем мне жить в каюте? Хоть такой ми­ нимальный психологический ком ­ форт иметь разрешите!” Но по­ мощник по экипажу воспринял это как выпад против него лично, и на следующий день списал мо­ ряка с судна. С какой формули­ ровкой? Так нынче найдена уни­ версальная: ” 3а создание кон ­ фликтной ситуации на судне” . Годится на все случаи жизни, не правда ли? Это ли не рабство? ■ инструктаж перед отходом •'■в рейс, собрание по приходе в порт — приглашаются предста­ вители многих служб флота. И — обязательно — из отдела загранплавания. Социальные воп­ росы здесь не решаются, о том, как повысить производительность труда, тоже речи нет. Здесь с по­ мощью специально подобранных вопросов выявляются "кр и куны ” , "демократы ” , борцы за справед­ ливость. И все доносится до от­ дела кадров. Выводы делают там. Это, я считаю, тоже рабство. В отличие от древнего раба при подборе экипажа моряку не смот­ рят на зубы и не прощупывают мускулы. Это уже сделано в поли­ клинике. А у тех рабов не было медкомиссий. Вот почему многие из нас боят­ ся открыто возразить бездарному, некомпетентному руководителю, боятся, что закроют визу. Страх приводит человека к покорности, к пассивности. ■^огда случилось ЧП — массовый ■^побег моряков в Канаду, на су­ да пошли радиограммы с реко­ мендациями о создании идеологи­ ческих групп. Пошли разговоры, что снова введут должность по- мполита. Услышав такое, А. Ф. Полоневич сказал: "Может, уве­ личат оклады ” . Впрочем, с пяти наших судов, стоявших в Сент-Джонсе, не ушел ни один человек. И это вовсе не заслуга "идеологов” . День путча 19 августа совпал с днем захода наших судов в этот канадский порт. Ранним утром мы шли к причалу. А на нем уже мно­ го репортеров, частных лиц, ма­ шин. Мы ничего еще не знаем. Судовая трансляция не работает. Иностранцы говорят нам, что арестован М. С. Горбачев, что в стране переворот. Мы — в рас­ терянности: ка к там, дома? При­ летит ли подмена? Шок проходит, когда наконец слышим по радио голос Б. Н. Ель­ цина, вечером по телевизору ви­ дим его выступление с БТР и го­ рящий автобус. Слава богу! Ори­ ентиры у нас уже есть. Но ни собрания, ни разъяснений от тех, кому за это деньги платят. Судовой врач Е. П. Новиков го­ ворит собравшимся вокруг него морякам, что это не надолго, что "им быстро рога обломают” . До сих пор не могу понять, почему это сказал врач, а не те, кто обя­ зан. Утром 20 августа моряки идут за документами в каюту А. Ф. По­ лоневича, чтобы отправиться в увольнение. Хозяин каюты в трансе не то с радости, не то с горя. На столе недопитая бутыл­ ка водки (редакцию очень прошу этот абзац не выбрасывать, чтобы показать наших идеологических вдохновителей). Увольнение про­ изводит старпом. Администрация судна действует в соответствии с указаниями с бе­ рега еще до путча: вахты усилить, на борт никого не пускать — там предатели. Пришли "предатели” , те, кто покинул наши суда. На лицах — тревога в связи с событиями на Родине, которую они любят, это видно по лицам и понятно по раз­ говорам. Ностальгия. Они не скрывают, что скучают. Но они свободны. Они ушли от системы, где эффективность, це­ лесообразность, а нередко и здо­ ровье людей — все приносится в жертву пресловутому плану и рабской оплате труда. Но людям необходимо обще­ ние, и оно идет, хотя мы теперь по разные стороны ’ ’баррикад” . Кстати, об оплате труда. На на­ шем судне был канадский наблю­ датель — 27-летний румын, еще не имеющий канадского поддан­ ства. Он в сутки получает 150 дол­ ларов. Стало быть, советский мо­ ряк за пять месяцев получает столько, сколько он за два дня. Это ли не рабство! Ах, да, еще и советские рубли. Но об этом даже смешно и груст­ но говорить. Для руководства флота это — мелочи. Как и то, что в наруше­ ние международных правил мы были отправлены в рейс без спа­ сательных жилетов. И три месяца работали на промысловой палубе без них. Сплошь и рядом уходили в долгий рейс без сапог, робы, рукавиц, многого другого. Кого это тревожит! План давай — вот главное, план любой — любой! — ценой. За 44 года работы на флоте за­ помнил девять начальников фло­ та (их было больше). Не видел ни одного, кто бы хотел пожертво­ вать своим благополучием ради моряков, кто бы кардинально из­ менил дело к лучшему. Все они приходили и уходили по законам Системы. А мы оставались рабами. И. КУРАМШИН, старший мастер добычи БМРТ ’ ’ Котельнич” Мурман­ ского тралового флота. 13 ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА 6 стр. ШШНЫЙ м у Я Ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz