Рыбный Мурман. 1991 г. Декабрь.
Без руля и без ветрил Реда кция ” РМ” попросила заместителя министра ры бно го хо зяйства СССР (тогда еще не шла речь о его расф ормировании ) В. К. Зиланова о тветить на р яд вопросов ж урнали с то в и читателей ’ ’ Рыбно го Мур мана ” . Недавно мы получили ответ Вячес лава Константиновича . 1. В предвыборной программе у вас намечено внедрение мно гообразных форм собственнос ти. В связи с этим как вы от носитесь к ’ ’плановому регули рованию, социалистическому рынку” ? — События в экономике нашей страны, и в рыбном хозяйстве в частности, произошедшие с мо мента выборной кампании в на родные депутаты РСФСР, свиде тельствуют, что мы действитель но идем к многообразию форм собственности. Однако необходи мо, чтобы разнообразные формы собственности еще были бы ак тивно вовлечены в экономичес кую деятельность с наибольшей эффективностью для народа. Ес ли читатель помнит, я предлагал в ходе предвыборной кампании поэтапный переход на рыночные отношения в нашей отрасли с од новременным формированием разных форм собственности: от семейной, индивидуальной до коллективной, акционерной и го сударственной. Да, и государст венной. Это неизбежно в такой фондоемкой отрасли, ка к рыбное хозяйство. Важно, чтобы эти про цессы шли одновременно, а пере ход на рыночные отношения с ре шением вопросов собственности следовало бы начать осущест влять с внутренних водоемов, прибрежной зоны, затем — 200-мильная отечественная зо на, и на последнем этапе — оке аническое рыболовство и промы сел в 200-мильных зонах ино странных государств. Что это да вало? Прежде всего — избежать резкого спада производства, воз можность приобрести опыт и ’ ’вжиться” в рыночные отноше ния. К сожалению, пока такая стратегия медленно находит сво их приверженцев. Плановость как инструмент экономики сущес твует и весьма активно использу ется и в рыночных отношениях. Ни одна фирма, концерн, акцио нерное общество за рубежом не ведут свои дела в области рыб ного бизнеса без четко разрабо танных планов ка к краткосрочно го, так и долгосрочного характе ра. Что касается ’ ’социалис тического рынка ” , то здесь преж де всего страдает социальная за щищенность населения, тружени ков отрасли, их семей в условиях рынка, который имеет свои жес точайшие законы. И в этом плане, считаю, государство должно вли ять через налоговую систему на формирование социальной защи щенности своего народа. К сожа лению, наши депутаты эту работу ведут недостаточно и плохо увя зывают ее с ростом экономичес ких показателей. Денег все боль ше, товаров все меньше. Такова реальность нынешней экономи ческой политики депутатов. 2. Как понять отношение Мин- рыбхоза к архангельским ’’нов шествам”? (Коллективное пред приятие ”Архангельский трало вый флот” выкупило 33 судна в коллективную собственность. А Минрыбхоз стал третировать предприятие.) — В середине 1990 года руко водство ПО. "Архангельскрыб- пром” совместно с базовым коми тетом профсоюза приняли реше ние на базе части промыслового флота головного предприятия ПО ’ ’Архангельскрыбпром” создать коллективное предприятие по до быче и переработке рыбы и море продуктов. Причем такое преобразование части государственной собствен ности в коллективную было про- гим параметрам. А его преобра зуют в российский Минрыбхоз, и те, кто дискредитировал себя своими действиями (тт. Лысенко, Лушников, Скороход и т.д.), са дятся в такие же кресла в Рос сии. Ваша точка зрения на этот факт? — Негативная репутация Мин- рыбхоза СССР, как вы говорите, ” по многим параметрам” , созда валась соответствующими заинте ресованными кругами с участием и бассейновой прессы, включая и газету ’ ’Рыбный Мурман” , с це лью разрушить монополизм в уп равлении отраслью по всем воп росам. В этой в целом правиль ной концепции была нарушена разумная грань, и пошла волна ошибочного лозунга: "Все зло в министерстве, не будет мини- — комитет по рыбному хозяйству, на который бы возлагались коор динационные функции между ре спубликами. Кто и на какие должности, если такой орган будет создан в Рос сии, будет назначен — это уже дело Верховного Совета и прави тельства России. Относительно того, кто и какими действиями се бя дискредитировал, надо гово рить языком фактов и адресно вести диалог с каждым конкрет ным руководителем персонально. Огульные обобщенные ярлыки — это тоже из прошлого, инерция "больно укусить" живуча, судя и по вашему вопросу. 4. Боролись ли вы, будучи за местителем министра, с мини стерским диктатом за экономи ческую и прочие свободы пред- В . К . З И Л А Н О В : «НЕОБХОДИМО МЕНЯТЬ НЕ ВЫВЕСКИ, А ФУНКЦИИ » ведено не только без должного юридического и экономического обоснования, но и без участия ми нистерства ка к представителя- собственника этого имущества. Минрыбхоз СССР со ссылкой на требование действующих в то время законов СССР неоднократ но обращал внимание руководст ва объединения на неправомер ность принятого ими решения, од нако это не принималось во вни мание, в результате переписка затянулась до марта 1991 года. Для выработки согласованного решения по урегулированию дан ного вопроса в Архангельск в ма рте с.г. выезжала группа специ алистов министерства во главе с заместителем министра К. И. Лысенко. По результатам работы этой группы были выработаны согла сованные с коллективом головно го предприятия предложения, на основании которых в апреле 1991 года вышли приказы министерст ва о выделении головного пред приятия ПО ’’Архангельскрыбп ром” в самостоятельное предпри ятие — Архангельскую базу тра лового флота, с последующей пе редачей ее в аренду трудовому коллективу в установленном за коном порядке. С выходом этих приказов вопросы по коллектив ному предприятию закрыты как решенные. 3. В предвыборной программе вы обещали бороться за ликви дацию ” тех министерств и ве домств, которые не оправдали себя и которые нет необходимо сти иметь в новых условиях хо зяйствования”. Отсюда вопросы: — Минрыбхоз имеет весьма негативную репутацию по мно стерства — все будет лучше” . Это уже было в нашей истории. При мер совсем свежий — бывшие совнархозы. К чему это привело, северяне знают. Я уже не раз публично говорил и обращался с личными служеб ными записками в правительст венные органы — менять необ ходимо не вывески, а функции. Что касается создания в России министерства или комитета по рыбному хозяйству, то я считал и считаю, что это крайне необ ходимо, так как Россия — мор ская держава, и рыбные ресурсы пока являются одними из основ ных в обеспечении населения белками животного происхожде ния. Рыбхоз России без государ ственных дотаций, особенно в се верных и дальневосточных реги онах, в условиях рыночных отно шений не сможет сохранить те объемы производства, которые достигнуты. Здесь нет ничего не ожиданного — большинство стран с рыночной экономикой до тируют рыбное хозяйство своей страны из госбюджета или по средством льготных налогов, кре дитов и имеют соответствующий государственный орган, который представляет отрасль в правите льстве и правительство в рыбо ловных кругах. Вместе с тем у России, Укра ины, Казахстана, Азербайджана, Туркмении, Грузии есть целый ряд сложнейших вопросов разви тия рыбного хозяйства, решение которых может быть найдено то лько при концентрации средств и усилий на уровне межгосудар ственного экономического сове та. В этих целях необходим соот ветствующий рабочий орган приятий? ' — Может быть, термин "боро лись” слишком агрессивный, мне он не импонирует. Лучше все же говорить о разумных действиях с экономической точки зрения предоставления свободы пред приятиям. Моя точка зрения и мои действия всегда сводились к позиции, что каждый должен отвечать за свою работу. Диктат министерства над предприятием был определен, пусть я повторя юсь, но хочу ясно донести свою мысль читателям, не администра тивно-командной системой, кото рая в принципе не может сущест вовать, и у нас ее не было, а ди ре к ти вн о -п ла ново -ра сп ред ел и тельной системой, в которой мы и жили. 5. Если вы останетесь на преж ней должности в российском ми нистерстве, как вы представляе те его работу? — Российское министерство рыбного хозяйства должно быть органом государственного управ ления и иметь ограниченные фун кции: контроль за использовани ем и управление сырьевыми био ресурсами; их мониторинг; иссле дования биоресурсов и прогноз их использования; инвестицион ная политика; координация внеш неэкономической деятельности; организация и контроль за дея тельностью органов рыбоохраны; статистической службы, нацио нальные программы в области рыбного хозяйства и их финанси рование. Главная задача, по мо ему мнению, российского мини стерства — это создание таких правовых и экономических усло вий для предприятий и организа ций и всех собственников в об ласти рыбного хозяйства, кото рые бы позволяли им добиваться наивысшей эффективности в це лях удовлетворения социальных потребностей своих членов. Есте ственно, что российское министе рство не должно непосредствен но вмешиваться в производствен ную деятельность предприятий, фирм, концернов, ассоциаций и организаций. Буду откровенен, работать в российском министерстве мне вряд ли предложат. Я это хорошо понимаю. В митингах и забастов ках не участвовал. Я считаю себя профессионалом рыбного хозяй ства. Пока в российском прави тельстве реальными и серьезны ми делами не займутся, профес сионалы не нужны. 6. Как вы видите будущее от расли? Снабжение флотов, при обретение судов, валютное фи нансирование, районы промыс ла, реконструкция и ремонт су дов и оборудования и т.д. — Переход отрасли на рыноч ные отношения в корне меняет основную идеологию, которая двигала производство, — обеспе чение страны рыбной продукци ей, получение прибыли с мини мальными затратами. "Сужение промысловых районов" — это не избежный процесс в переходный период. В отдаленных районах экономически оправдана может быть работа только в рамках сме шанных предприятий с постоян ным базированием флота в стра нах, к которым примыкают эти районы, либо в случае государст венных дотаций на эти операции. Сейчас, в условиях принятия съездом народных депутатов РСФСР программы Президента Б. Ельцина, становится совершенно очевидным, что рыбное хозяй ство, и особенно океаническое рыболовство, обречено на свер тывание вплоть до полного пре кращения, т.к. только рост цен на топливо окажется мощным сдер живающим фактором его разви тия. Я уже не говорю о росте цен на реконструкцию, ремонт судов и закупку нового флота. Ростом цен на рыбную продукцию все это не перекроешь. Где выход? Нуж но ясно определиться Президенту и правительству России в главном вопросе — намерены ли они обеспечить социальную защиту населения России посредством решения продовольственных воп росов и, в частности, используя и потенциал рыбного хозяйства? Все страны с рыночной экономи кой давно ответили на это поло жительно и все делают, вплоть до дотаций и льготного налогообло жения, кредитов для развития своей рыбной промышленности. Наглядный пример этому — со седние страны: Норвегия, Финля ндия, Исландия, не говоря уже о Японии. Считаю, что пора Президенту, правительству, депутатам России повернуться лицом к своим мо рям и океанам, к развитию рыб ного хозяйства, а не к его добива нию. Свои предложения по данному вопросу, согласованные с бассей нами, руководство министерства изложило в целом ряде доклад ных записок не только правитель ству, Президенту СССР, Президе нту России, но о них знают и депу таты СССР и РСФСР от рыбацких районов. Пора уже принимать от ветственное решение, которое бы внесло полную ясность относите льно будущего рыбного хозяйства страны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz