Рыбный Мурман. 1991 г. Август.
Из дальних странствий... Кдльяо т л и т В СТРАНЕ ВЕЧНОГО ЛЕТА Маши читатели уже знают, что корреспондент «Рыбного Мурмана» И. Березюк три ме сяца была в командировке в море. Большую часть этого периода она провела на РТМК-с «Василий Лозовский» Мурманского тралового фло та. Сегодня ее материал не ка сается экономики, не затраги вает проблем моряков. Это — зарисовка о порте захода эки пажей, работающих в ЮВТО , городе, куда прилетают и от куда улетают сменяющие друг друга моряки. Б о л е е 2 0 ч а с о в длится (с остановками) перелет Москва — Лима. Я лечу впервые. А потому первое впечатление от первого на на шем пути аэропорта Шепнон в Ир ландии таково, что я уже близка к обмороку. Рассказывать об аристо кратически строгой красоте этого аэропорта, о его магазинах, о рас ставленных всюду зеленых кустах с искусственными цветами сказочной красоты просто немыслимо. Это надо увидеть. Затем канадский Гандер, где нам — бесплатно! — выдают жетончики на приобретение банки пепси-колы. Затем кубинский аэропорт Хосе Мар ти, плавящийся в лучах тропического солнца. II вот, наконец, Лима. Ждем,, пока приедут автобусы. Во круг каждого из нас вьются замыз ганные мальчишки, выпрашивают па ломаном русском языке шоколад (если бы мы еще помнили, что это такое!), жвачку, просто «кушать», сигареты. Сели в автобусы. Едем. Уставшие от дальней дороги моряки дремлют. Тем паче они не раз видели то, что проплывает сейчас за окнами. Я гля жу и глазам не верю. В школе, пом ню, внушали нам, что в капстранах неравенство, что есть там и трущобы. По телевизору не раз видела бедней шие кварталы. Но такое... Трудно назвать то, что я вижу, жильем людей: гнилые доски, кое-как прислоненные одна к другой, облом ки глинобитных стен, листы фанеры, между ними натянуты веревки, па которых сушится какое-то немысли мое тряпье. Все это покрыто густой пылью. Вариант: глинобитный куб без крыши, вместо окон — голые проемы. Бродят дети, оборванные, грязные, нечесаные. Живут. Как они живут? Говорят, это кварталы безработных. * * * Вскоре после нашего прибытия мы услышали страшную новость: в Пе ру холера. Причем с каждым днем жертв все больше. Как известно, хо лера — болезнь грязных рук. Впро чем, вспомнив то, что увидели пз ок на автобуса, мы не удивились сооб щению. Кроме ужасающей бедности эти несчастные перуанцы страдают из-за отсутствия воды, она в Перу очень дорогая (для судов закупают ее по 7 долларов за тонну). Усугубляет поло жение традиционная пища перуан цев, особенно «севиче» — блюдо из свежей ставриды с лимоном, перцем и луком. Дело в том, что перуанский рыболовный флот даже флотом не назовешь, маленькие суденышки, продолжительность «рейса» — сутки, то есть промышляют возле берегов. Попятно, что вся городская грязь сли вается в океан и плещется у этих са мых берегов. Наше прибытие в Кальяо и М РТ О пришлось на начало эпидемии. На рейде было много советских судов. И вот в «Совннке» собрались на со вещание -капитаны и медпцииские ра ботники всех советских экипажей. Строжайшая гигиена, пить только ки пяченую воду, полученные овощи мыть с мылом п марганцовкой — строго-настрого наказано было моря кам. И, слава Богу, страшная бо лезнь не коснулась никого. Кстати, вернувшись пз командировки, я узна ла, что от холеры погибло более 50 тысяч перуанцев. * * * Первая ночь за тысячи миль от мо розного Мурманска. Уставшие от долгого пути, мы рухнули спать. — Судовое время — семь часов. Команде — подъем! Доброе утро, то варищи! Температура наружного воз духа — плюс 2 0 градусов, — зву чит по трансляции неторопливый го лос помощника капитана по экипажу И. II. Долгого. Он стоит вахту с 4 до 8 утра вместо занятого по уши - на М РТ О старпома. Пытаюсь осмыслить: январское ут ро и плюс 20 градусов. Другая сторо на планеты! * * * Все суда в Кальяо стоят не у при чалов, а на рейде. Дело в том, что порт — ведомство военных. У при чалов стоят военные корабли. То и дело мимо наших судов тихо и вели чественно проплывают подводные лодки иод красно-бело-красным перу анским флагом. Есть небольшой тор говый порт, оттуда пас увозили на родной пароход, там швартуются ка тера. па которых советские моряки прибывают в Кальяо в увольнение. Но и в этом порту на каждом шагу военные, на проходной два кордона солдат с автоматами. Для советских моряков между причалом и траулерами курсируют ланчи — суденышки, примерно вдвое меньше наших рейдовых катеров. Борт, палуба, на которой крохотное помещеньнце, где стоит рулевой (он же хозяин ланчи, он же ее механик) и где установлены небольшие диван чики. Все — из дерева. Лаичи по крупнее, вмещающие до 40 человек, все зовут катерами. Каждое такое плавсредство надо заказывать нака нуне через «Конкордию» — фирму, подчиненную «Совинке» — и пла тить сотни долларов. Каждый день, когда ланча готовит ся отойти от причала, наблюдаешь печальную картину: спешат на посад ку наши моряки, сгибаясь под тяже стью мешков, свертков, металличе ских банок, у которых нередко от рываются ручки от веса этих банок. Что за «носильщики»? А очень про сто: снабжение для М РТ О (между рейсового технического обслужива ния), запчасти, краска — все на се бе. М Р Т О — очень интересный пери од в жизни экипажа. Поглядеть со стороны — курорт: тихо покачивает океанская зыбь огромный траулер, синее небо, синяя вода, тропическое солнце. Полуголые ребята — кто кистью, кто «механизированно» — красят судно, заодно загорают. Но это внешне. 1 2 часов без выходных они машут кистью, вдыхают запах краски, 1 2 часов, закрепившись стра ховочными поясами, висят в немыс лимых позах, чтобы закрасить где-то на пятиметровой высоте заржавев шие металлические детали. В машинном отделении, на рыбо- фабрпке еще «краше». Разбирают механизмы, чистят, проверяют — профилактика идет. Кругом красят, нет пи командиров, ш Г подчиненных, работа кпппт. Но обо всем этом — в другом ма териале. * * * Трудно переоценить любезность Михаила Ивановича Каргина по от ношению ко мне. Уважая прессу, он поручил своему сотруднику II. С. Потокину показать мне Лиму. Зато на этой же машине мы привозим с судна двух специалистов и инстру менты. Пока мы катаемся по городу, моряки помогут подшефной предста вительству Минрыбхоза школе имени М. Горького; Положение ее сходно с нашими школами: денег нет, рабочих рук тоже, а приличный вид иметь не обходимо. Итак, Лима. Едем по отличной автостраде. Справа с грохотом рушат ся на берег бело-голубые волны океа на, слева — унылые, осыпающиеся горы, голые, только кое-где ближе к дороге изредка зеленеют чахлые ку сты. Вдруг возникает волшебное виде ние: далеко в океан уходит «мост» на сваях, а закапчивается розово-бе лым кружевным шатром. На подходе к нему на «мосту» ,еще несколько точь-в-точь таких же шатров, только маленьких. Иван Сергеевич поясня ет, что это — фешенебельный ресто ран. II снова тот же пейзаж: плавящий ся под жарким солнцем океан и го лые осыпающиеся горы. Поворот. И... От неожиданности захватывает дух: асфальт сменяет древняя брусчатка, уходит вверх до рога, зажатая между двумя горами, море зелени, пальмы и зее это вен чает ансамбль современных зданий из солнцезащитного стекла и бето на. Мы въезжаем в аристократический район Лимы. Старинная архитектура дворцоз соседствует с современными многоэтажными зданиями учрежде ний, компаний, банков. Судя по званиям, в Лиме представлены все крупнейшие фирмы мира: СШ А . Японии, Германии, Кореи, Италии. Невольно сравниваю с родной стра ной... Посреди бульвара — ряд пальм. Высоченные красавицы со стволами, плотно обмазанными цементом. «Нет, — смеется Иван Сергеевич, — это та кая кора». Вдоль дороги мечутся мальчишки, предлагают купить раз ную мелочь — упаковочки конфет, печенья, какие-то цветные коробочки бог знает с чем. Стоит притормозить у светофора — просовывают голову в окно, просят разрешения за эти се кунды вымыть машину. II снова вдоль автострады — ку бики частных зданий. Куб на куб плюс куб рядом, одни из них с лод жией — вот чаще всего встречающе еся архитектурное решение. Но какие дворцы! Испанский стиль, колониальный стиль, современность — все смешалось в этом городе. Минуем богатые кварталы, подъ езжаем к индейскому рынку. Изде лия из серебра и кожи, домотканые шерстяные ковры, пончо, множеств: нарядов из меха ламы — изобилие сравнительно недорогих товаров. Лица людей. Вглядываюсь в них с особым чувством: такие лица мы ви дели в фильмах «про индейцев», по это было как-то нереально, словно инопланетян показывали — то ли они есть, то ли нет их в природе. И вот они передо мной: смуглая кожа, характерный разрез черных глаз, не высокий рост. Все худощавы. Все приветливы. Несмотря на бедность, в глазах — какая-то затаенная гор дость. А Иван Сергеевич продолжает рассказ о столице Перу. Оказывает ся, в городе нет двух одинаковых зданий, даже самых маленьких. Каж дое — по индивидуальному проекту. Каждое прячется за забором пли хо зяин устанавливает ажурные решет ки на окна. Что поделаешь, преступ ность здесь высока. Есть з Лиме большое здание, пу стующее. Это — «дом с привидения ми». II несмотря на убогое существо вание многих перуанцев, никто не хо чет здесь жить Страшно же! II есть здание, с утра до вечера, ный магазин для даже оесплатно. которое не пустует Это — шестнэтаж- советских моряков. Работают здесь русские женщины, вышедшие замуж в свое время за перуанцев. Особенно много астраха нок, ибо там учатся в вузах перуан ские парни. Есть в магазине н перу анки. Так что торговаться можно и на испанском, и па русском. Товаров — тьма. Долларов в кар манах моряков — очень мало. Устав решать задачу, как на малую сумму купить «все», ребята рассаживаются на широких скамьях в центре торго вого зала, берут баночку пива или бутылочку «фанты», закуривают и глубоко задумываются... А что там, в школе имени М . Горь- Руководит ею Раиса Григорь евна Лукьянчнкова. Она владеет не только русским и испанским, но и французским и немецким языками. Школа связана с культурным цент ром Советского Союза в Лиме. Здесь (Окончание на 12-й стр.) кого? августа191 гада 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz