Рыбный Мурман. 1991 г. Август.
Надо ли драть при шкуры в НАШ ЕЙ ЭКОНОМИКЕ , еще только готовящейся к переходу на рыночные о т ношения, в последнее время все шире стал использоваться такой инструмент, как налоги. А так как налоги — это в конечном счете форм а взаи моотношений государства с его гражданами , не зад ум ы ваться о нрасственной сторо не этих взаимоотношений не возможно . Тем более что о с нований для подобных р а зд у мий нынче предостаточно . Самого вопроса о том , нуж ны или не нужны налоги, быть не мож ет. Государство , причем любое, не может су ществовать и функционировать без финансовых ресурсов . Не ставя перед собой задачу ана лиз а всей существующей сис темы налогообложения, хо чу ограничиться размышлени ями по поводу коллмерчэско- го налога. Решение о его вве дении принято, как известно , 22 мая т. г. (за номером 129) исполкомом Мурманского об ластного Совета народных д е путатов. Обратимся к докум ен ту . В соответствии с утвержденным облисполкомом Положением , коммерческий налог введен на основании Закона РСФ С Р «О государственной бюджетной системе РСФ С Р на 1991 год» . Плательщиками налога опре делены субъекты предприни мательской деятельности , включая совместные предпри ятия (СП ) и их филиалы , о с у ществляющие скупку и прием на комиссию товаров импорт ного производства для по сле дующей реализации . Уплата коммерческого налога, как сказано далее в Положении, должна производиться за счет прибыли, остающейся в распоряжении плательщикоз. Коммерческий налог взимает ся в размере пяти процентов от объема реализации скуп ленных, а также принятых на комиссию от населения им портных товаров по ценам ф?ктической реализации . На лог уплачивается ежемесячно до 15 числа месяца , с л е д ую щего за месяцем реализации товара . Добавлю , что Поло жение введено в действие с 1 июня 7. г., так что д ей с тв у ет уже почти полтора м есяца . И тут возникают непростые вопросы . Перзый из них. А следовало ли 'о о бщ е вводить этот коммерческий налог? Ведь имеется печальный опыт введения небезызвестного «президентского» налога с поодаж , вызвавшего у населе ния крайне негативную реак цию. Да , вышеназванным З а коном РСФ С Р областям пре доставлено право вводить на логи на продажу отдельных товаров по ставкам до пяти процентов от объема их реа- цен как же расценивать эту акцию местной власти? Тут еще раз напомню , что право вводить 5-процентный налог на отдельные товары было предоставлено областям за три дня до выхода Указа Президента СССР о введении налога с продаж , который , казалось бы, и реализовал э ту налоговую возможность. И вот на тебе — новый на ло г... Вопрос второй. Какое влия ние окажет коммерческий на лог на формирование цены реализации идлпортных това- лизации. Но указанный закон принят 26 декабря 1990 года, а спустя три дня, как помним, 29 декабря , по У к а з у Прези дента СССР был взеден этот знаменитый налог с продаж . Общеизвестно , что после мно гочисленных изменений по рядка обложения этим нало гом, в настоящее время его приходится уплачивать при покупке подавляющего боль шинства видоа непродовольст венных товаров народного по требления. М еж ду тем реали зация товаров, принятых от населения, налогом с продаж не облагается. И зот в этих условиях облисполком решил нас «дообложить». Прекрасно зная о том , какую реакцию у населения вызвало введение налога с продаж (ударившего по нашему и без того низкому уровню жизни); зная о д еф и ците товаров на потребитель ском рынке (не от хорошей жизни многие из нас направ ляю тся в коммерческие м а га зины с их порой фантастиче скими ценами). Ну а в контек сте последовавшего со второ го апреля резко го повышения государственных розничных ров, принятых от населения? В качестве пояснения : до вве дения этого налога выручка комиссионной торговли ф о р мировалась за счет комиссион ного вознаграждения . Так, по комиссионной тор говле гор- промторг — из расчета 7 про центов от суммы реализации товаров, по аналогичной то р говле коммерческих магазинов — из расчета 10 процентов от суммы реализации . Рассчиты вать, что в новых условиях предприятия комиссионной тор гозли смо гут без проблем перечислить в бю джет сумму нового налога, по меньшей мере наивно. Комиссионная тор го зля горпром торга , не имея возможности регулиро вать размер комиссионного вознаграждения, скорее всего станет убыточным делом . Ком мерческие же магазины ко миссионной торговли работать себе в убыток, естественно , не станут. И после введения коммерческого налога цены в них резко возросли . И по кому ударили? Д а по населе нию, которое фактически вы плачивает этот налог из сзоих карманов! Это однозначно. Третий вопрос. На какие же цели предполагается исполь зовать полученные посредст вом коммерческого налога средства? Названным выше р е шением облисполкома преду сматривается, что этот налог вносится во внебюджетный фонд Совета народных депута тов, на территории которого производится реализация това ров. Одновременно исполко мам местных Советов реко мендовано направлять собран ные суммы налога на развитие сети малых предприятий по производству товароз народ ного потребления и бытовых у сл у г. Таким образом населе нию волевым порядком пред ла гается финансировать пред принимательство . Что тут ска жешь? Нашему населению , всем нам не призыкать финан сировать государственные экономические проекты и про ж екты , но так ли это необхо димо сегодня , когда в рам ках Закона РСФ С Р «О конку ренции и ограничении монопо листической деятельности на товарных рынках» предусм о т рено , в частности, образова ние фонда поддержки пред принимательства и раззития конкуренции — за счет средств республиканского бюджета России? И, наконец, последний , чет вертый , вопрос. Почему инфор мация о введении коммерчес кого налога даж е бухгал тера ми была получена с большим опозданием , случайным обра зом и не из официального ис точника? Решение о публикации в печати было принято 22 мая, а официальная информа ция появилась с таким опоз данием , что предприятия ко миссионной торгозли были по ставлены прямо в критическое положение. Ведь их застали врасплох. Так что на самый главный вопрос: а следовало ли вво дить коммерческий налог (с точки зрения населения ) — приходится ответить однознач но. Нет, не следовало . С . БУРКОВ , экономист. г. Мурманск. Наше б удущ ее ! Ф о то В. Корецкого . **» С АРХАНГЕЛЬСК База тралового флота по полнилась еще одним по- солыю-свежьевым траулером переоборудованным в моро знльщик. Свое второе рож денне пережил на судоверфи Германии ПСТ «Клннцы». Современное технологи ческое оборудование, моро зильные камеры позволл! судну приносить ощутимую прибыль флоту. А на день раньше «Клпн- цов» у причала Архангель ского рыбного порта ошвар товался посольно-свежьевой траулер «Мензелинск», при надлежащий кооперативу «Полярный Меркурии». Траулер проходил ре:&шт на Фарерских островах н порту Скале. Теперь судн> продлен класс Регистра Не четыре года. Наш корр к а р м а н ш и р е ? Т Р У Д Н Ы Е времена пе- * реживаем, жизнь до рожает. Сегодня это каждый из нас ощутимо чувствует по своему отощавшему кар ману. Но", пожалуй, больше всех это подорожание сказы вается па рыбаках, которые за свой неимоверно адский труд получают сущие гроши. Посудите сами, средний заработок капитана, отвеча к»щего, кстати, за большой коллектив, около тысячи рублей. А что уж говорить о доходах матроса, который тоже трудится отнюдь не в тепличных условиях. Именно поэтому тралфло- товский профсоюзный коми тет обратился с представле нием в адрес начальника флота Г. В. Тишкова, где, в частности, говорится: «'При формировании рыноч ных отношений в условиях спада производства в стране, решениями правительства зна чительно, в среднем более чем в 2,5 раза, повышены р о з ничные цены на потребитель ские товары и услуги , введен 5-процентный налог на това ры и услу ги . В этих услозиях в Мурманском траловом ф ло те предварительно с 1 ф евр а ля 1991 года на 10 процентов были увеличены долж но ст ные оклады работникам , а с 1 мая 1991 года в эти оклады введена минимальная компен сация в размере 60 рублей и соответственно изменены сдельные расценки для эки пажей . В целом оплата труда работников за год должна б у дет зозрасти несколько боль ше 30 процентов. Таким образом , у работни ков флота образовался резкий перепад м еж ду соотношени ем доходов и необходимых расходоз на потребительскую корзину. Происходящ ая даль нейшая либерализация цен постоянно увеличивает этот разрыв . В коллективе заметно нарастает напряженность ср е ди людей , недополучающих, с учетом повышающихся цен, заработную плату, продукты и вещи, не обеспечивающих д о статочное благополучие своих семей . Д аж е если исходить из ус ловия сбалансированности на сегодняшнем потребительском рынке, когда правительством формирую тся соотношения м еж ду ростом цен и увеличе нием доходов , как 1 к 0,7— 0,8 соответственно , то по отноше нию к работникам флота это соотношение заметно не вы держивается . Если даж е учесть повышение цен не бо лее чем в 2,5 раза и ко эф ф и циент к оплате труда 0 , 8 , то последняя должна возрасти в 1,7— 1,8 раза. Учитывая изложенное й то, что среднемесячная зарплата, относимая на себестоимость продукции , по законода тельст ву РСФ С Р определена в р а з мере 700 рублей , а также сни жение ставки налога на при быль предприятия до 35 про центов, в дальнейшем — до 9 процентов, предоставление права предприятию реализо вать рыбные консервы и те х ническую рыбопродукцию по свободным ценам, проф сою з ный комитет флота , руковод ствуясь постановлением Каби нета Министров СС С Р от 17 мая 1991 года N 2 270 «О д о полнительных мерах по усиле нию социальной защиты насе ления в связи с реформой розничных цен» и исходя из ответственности за эф ф е к ти в ную работу флота , снижение социальной напряженности в коллективе , на основе со тр уд ничества предлагает заключить дополнительное соглашение к колдо говору на 1991— 1992 го ды . 1. Увеличить установленную оплату тр уд а на 30 процентов с учетом существующих сис тем оплаты труда и сохране ния соотношения в стазках и окладах, предусмотренных по становлением СМ СС С Р и ВЦСПС № 1115 от 1986 года , не позднее 1 сентября 1991 года . 2. Устанозить стоимость с у точного рациона питания з рейсе , рассчитанную в соо т ветствии с нормами расходо вания продуктов , у тверж ден ными постановлением СМ СССР от 8.02.1990 года № 145 и го сударственными ценами на продовольственные товары , установленными с 1 апреля 1991 года , средними до го вор ными ценами в стране на ово щи и фр укты з сумме 9 р уб лей 6 копеек, в том числе один инвалютный рубль . Вне сти изменения с 1 сентября 1991 года соответственно з приказ N 2 174 от 18.06.1991 го да «О рационе питания эки пажей судов , о выплате суточ ных за период переезда от порта приписки до районоз промысла и обратно , об у д е шевлении стоимости питания работникам берега . 3. Оплачивать дорожные расходы один раз в два года работникам флота за проезд в отпуск и обратно двум чле нам его семьи (супр у г, д е ти) с 1 января 1992 годэ . 4. Экипажам , работающим в Баренцевом море и сдающим экспортную продукцию , вы плачивать с первого квартала 1992 года валюту в размере не менее одного процента от валюты, полученной флотом за продукцию , выработанную экипажем . 5. Приобрести для продажи в 1992 году работникам ф л о та, не получающим валюту, т о вары народного потребления из расчета не менее 50 инва лютных рублей на человека . 6 . Сохранить без изменения до конца 1991 года и в 1992 го д у цену путевки д л я работ ников флота на турб а зу «Лес ной причал». 7. Не снижать выплату ва люты членам экипажей судов загранплазания . Производить ее з размере 33 процентов о окладов , установленных н первое ф евраля 1991 года . 8 . Ветеранам М урманског тралово го фло та , находящим ся на пенсии, выплатить в те чение 1992 года единовре менное денежное пособие п< спискам совета ветеранов — не менее 50 рублей на чело века. 9. Реализовывать приобретен ные фло том продукты питани* д ля сзоих работников бе з v ценки за транспортные расхо ды , рыбопродукцию собствен ного производства продавать за 50 процентов установлен ных розничных цен. 10. При увольнении работ ников на пенсию с 1 январе 1992 года увеличить в два ра за сумм у единозременногс денежно го пособия от уста новленного до говором» . На своем расширенном за седанин президиум профсо юзного комитета Мурманске го тралового флота едино гласно постановил принят! предложения по повышении оплаты труда и введению до полнительных социально трудовых льгот работника* флота-, предложить админг страции заключить дополни тедыюе соглашение к колдо говору на 1991 — 1992 годь не позднее 15 августа этоп 2 августа191 года года. Владимир К И К И Н О В , РЫБНЫЙ мурм
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz